УДК 796.5:004 DOI 10.14526/01_1111_25
ББК Ч518.14:004
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бай Т.В. - кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (научно-
исследовательский университет)», г. Челябинск
PEDAGOGICAL CONCEPTION OF TOURISTIC EDUCATION
INFORMATIZATION
Bay T. V. - candidate of pedagogics Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "South-Ural State University " (Scientific-Research University) », Chelyabinsk
e-mail: currant06@mail. ru
Ключевые слова: туризм, компьютерные технологии, информационная среда, технологии удаленного доступа, педагогический процесс.
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование педагогической концепции информатизации туристского образования. Приведен обзор существующих подходов к решению данной проблемы. Рассмотрено понятие педагогической концепции, ее составные элементы применительно к теме исследования. Изучена структура информатизации туристского образования и ее составные элементы. Дана характеристика информатизации учебного процесса туристского образования с учетом ориентации студентов на профессиональные компетенции.
Методы: анализ философской, методологической, психолого-педагогической, научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, программ подготовки по информационным и профессиональным дисциплинам; анализ целей, содержания и технологий обучения по информационным и профессиональным дисциплинам на кафедре; наблюдение, статистический метод.
Материалы. В данной статье рассматриваются вопросы информатизации туристского образования на основе теоретически обоснованной педагогической концепции; представлен анализ состояния проблемы информатизации учебного процесса на кафедре, теоретико-методологический анализ научной и учебно-методической литературы в области психологии, педагогики, теории и методики информатизации образования. Проведена проверка актуальности выбранной темы, определение ведущих идей и цели, постановка задач исследования.
Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры, материалы собственных исследований позволили определить сущность, структура и
содержание педагогической концепции информатизации образования; разработаны теоретические основы информатизации учебного процесса на кафедре с позиций инновационного подхода; выявлены предпосылки и тенденции развития целостной информационно-образовательной среды, которые заключаются в социально-экономической и социально-культурной обусловленности, глобализации, индивидуализации, усилении интеграции науки, техники, технологий и образования, активизации использования интерактивных методов и самостоятельной работы студентов в условиях целостной информационно-образовательной среды.
Заключение. Таким образом, теоретический и научный анализ проблемы исследования показывает, что одним из важнейших условий повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства в условиях информационного общества является системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе электронных информационно-образовательных технологий.
Keywords: tourism, computer technologies, informational environment, technologies of remote access, pedagogical process.
Annotation. The article presents theoretical substantiation of a pedagogical conception of touristic education informatization. The review of the existing approaches to this problem solution is also presented. The notion "pedagogical conception" and its elements, concerning the topic of the research are considered. The structure of touristic education informatization and its elements are studied. The characteristic of educational process informatizatiuon in touristic education is given, taking into consideration students' orientation to professional competencies.
Research methods: philosophic, methodological, psychological-pedagogical, scientific-technical literature analysis; educational standards, programs of training on information and professional disciplines analysis; aims, content and teaching technologies analysis on information and professional disciplines at a department; observation, a statistic method.
Materials. The article is about the questions of touristic education informatization on the basis of theoretically grounded pedagogical conception; the analysis of the problem of educational process informatization at a department, theoretical-methodological analysis of the scientific and educational-methodical literature in the sphere of psychology, pedagogics, theory and methodology of education informatization are presented. The urgency of the chosen topic is checked, the main aims and ideas, objectives of the research are determined.
Results. Scientific and scientific-methodical literature analysis, ex perience study of the teaching staff of the department, the materials of own research works helped to define the essence, structure and content of pedagogical conception of education informatization; theoretical basis of educational process informatization at the department are created from the position of innovative approach; the preconditions and tendencies of the integral information-educational environment development are revealed, which consist in social-economic and social-cultural conditionality, globalization, individualization, science, technics, technologies and education integration improvement, activation of interactive methods and students' independent work use in terms of integral information-educational environment.
Conclusion. Thus, theoretical and scientific analysis of the research problem shows that one of the most important conditions for effectiveness increase of qualified specialists training for tourism and hospitality industry in terms of informational society is system-didactical support of educational process, which is realized on the basis of electronic information-educational technologies.
Актуальность. На современном большинстве стран мирового сообщества
этапе общественного развития в России и в все большее внимание уделяется проблеме
информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных приоритетных проблем развития социума. Подтверждением этого являются национальные программы и концепции в области государственной политики в сфере образования, которые отражают динамический характер перемен, происходящих в сфере образования, в том числе туристского.
Цель процесса информатизации туристского образования - это изменение педагогических, системных свойств этой сферы с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования
возможностей информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ).
Необходимо отметить, что информатизация туристского образования, обусловленная глобальными изменениями, в том числе развитием информационного общества, позволяет решить главную задачу - повышение качества туристского образования на основе использования современных ИКТ. Формирование в учебном процессе умений работы с пакетами прикладных программ бронирования и резервирования, другими электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной
потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала
студентов и адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности. Это обеспечивает более качественную подготовку студентов в педагогическом процессе в вузе к условиям профессиональной деятельности в рамках информационного общества, когда более половины рабочих мест предполагает использование компьютеров и Internet [8].
С принятием Закона о многоуровневой системе образования актуальными становятся разработка и реализация бакалаврских и магистерских программ по направлению «Туризм» на
принципах внедрения педагогической концепции информатизации туристского образования, адекватно учитывающей тенденции складывающегося туристского рынка. Развитие системы
профессионального туристского
образования в XXI веке стало определяющим вектором национальной и мировой экономики, а также крупным социокультурным феноменом
межрегионального и международного сотрудничества. По мере развития разнообразных векторов туристской деятельности - индустрии туризма, гостеприимства, анимации, рекреации, курортов, спортивного туризма, экскурсий, экологического туризма и пр. -квалификационное поле туризма расширяется в результате появления квалификационных требований и запросов на новые виды труда, знаний, умений, навыков. Развитие туризма актуализирует проблему повышения качества учебного процесса в системе профессионального туристского образования, его соответствие актуальным и перспективным
потребностям будущего специалиста туризма, туристского рынка, общества и государства.
Однако сфера Российского образования в целом, и туристского в частности, несмотря на присоединение к Болонскому процессу, переход на новые государственные образовательные
стандарты, все еще остается достаточно консервативной. Проектирование и организация учебного процесса осуществляется зачастую на основе традиционных педагогических средств и приемов, что, в свою очередь, не может способствовать повышению качества учебного процесса. Обучение бакалавров и магистров на основе старых педагогических парадигм и концепций не позволяет им осознать новые реалии туриндустрии, приобретать необходимые профессиональные компетенции и, следовательно, существенно снижает их преимущества на рынке труда. В этих условиях актуальность исследования
связана с информатизацией системы образования и предопределена
следующими факторами: отсутствием специальных исследований по избранной теме; теоретическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях информатизации общества; необходимостью перехода от знаниевой, предметной парадигмы образования к компетентностной парадигме, предполагающей становление целостной компетентной личности; доминированием ИКТ в современной системе высшего туристского
образования; необходимостью развития информационно-коммуникативной компетентности бакалавров и магистров туризма в условиях стремительной активизации информационно-
технологического потенциала общества; целесообразностью развития умений адаптироваться в современном информационном обществе; необходимостью обеспечения уровня общей и профессиональной культуры, адекватной потребностям мирового сообщества.
Обозначенные факторы определяют актуальность и целесообразность разработки темы: «Педагогическая концепция информатизации туристского образования».
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения изучаемой проблемы, ее разработки и реализации.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
педагогической концепции
информатизации учебного процесса подготовки специалистов для сферы туризма.
Задачи:
1) раскрыть содержание
основополагающих понятий исследования: «педагогическая концепция»,
«информатизация туристского
образования»;
2) теоретически обосновать педагогическую концепцию информатизации туристского образования;
3) определить степень разработанности проблемы и обосновать сущность информатизации туристского образования.
Материалы. В современной педагогической науке разработаны различные аспекты проблемы
информатизации образования: общие проблемы информатизации образования (Козлов О.А., Лапчик М.П., Роберт И.В. и др.); концепции современного образования в условиях модернизации и информатизации (Болотов В.А., Краевский В.В., Сластенин В.А. и др.); проблемы информатизации высшего
профессионального образования и инновационные методы обучения (Андреев А.А., Долженко О.В., Садовничий В.А., и др.); теоретические и практические основы проектирования информационно-образовательных сред и систем (Мазур И.И., Монахов В.М., Новиков А.М.); вопросы использования информационных образовательных
ресурсов в учебном процессе (Андреев А.А, Кулагин В.П., Матрос В.Л. и др.); теоретические и практические разработки психолого-педагогических проблем
использования современных
информационных технологий в обучении (Беспалько В.П., Зинченко В.П., Кирилова Г.И., и др.); интернет-технологии в образовании (Абалуев Р.Н., Горюнова М.А., Якушина Е.В.и др.); технологии дистанционного обучения и удаленного доступа (Андреев А.А., Демкин В.П., Троян Г.М. и др.).
Несмотря на интерес, проявляемый учеными к этой проблеме, на сегодняшний день не существует единого подхода к информатизации туристского образования в вузе, нет стандартов и единой теоретико-методологической базы внедрения ИКТ в образовательный процесс подготовки студентов туристского профиля, не изучено влияние ИКТ на формирование профессиональных компетенций студентов
туристского профиля, как бакалавров, так и магистров.
В ходе изучения разработанности в науке проблем информатизации учебного процесса мы установили, что сложилось явное противоречие между объективной необходимостью информатизации
педагогического процесса подготовки бакалавров и магистров туризма и отсутствием научно обоснованных подходов к его проектированию, организации и внедрению.
Выявленные противоречия
позволяют сформулировать проблему исследования: каковы теоретические и методологические основы педагогической концепции информатизации туристского образования, направленные на
формирование профессиональных
компетенций бакалавров и магистров туризма.
Таким образом, методологической основой исследования явились: теория познания, общие диалектические принципы единства теории и практики, взаимосвязи субъекта и объекта, приоритетность ценности и значения информации в современном обществе; инновационный подход; фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки; теория, методология и практика информатизации образования.
Для достижения цели, решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, методологической,
психолого-педагогической, научно-
технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, программ подготовки по информационным и профессиональным дисциплинам; анализ целей, содержания и технологий обучения по
информационным и профессиональным дисциплинам на кафедре; наблюдение, статистический метод.
В теории и практике педагогики до настоящего времени отсутствует однозначная трактовка понятия
«концепция». Ее определяют как основную мысль, замысел, определяющий
содержание чего-либо; стратегию педагогической деятельности,
определяющую разработку
соответствующих теорий; систему взглядов на процессы и явления в природе и обществе; цель, сущность, структуру, движущие силы, способы и закономерности функционирования
учебного процесса; связь понятий, какой она представляется сознанию ученого; ведущую идею, основную мысль чего-нибудь или синоним теории; способ познания, трактовку каких-либо явлений, основную точку зрения, руководящую идею для их освещения или ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности [5] и т.д.
Наиболее точным с точки зрения целей нашего исследования является понимание концепции как совокупности научных знаний об исследуемом объекте, оформленных специальным образом. В связи с этим будем придерживаться следующего определения: «концепция -комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека» [4].
Учитывая специфику педагогики как науки, педагогической концепцией туристского образования будем называть сложную, целенаправленную,
динамическую систему знаний о педагогическом процессе подготовки бакалавров и магистров туризма, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования.
Раскроем подробнее указанные в определении педагогической концепции свойства сложности, целенаправленности и динамичности системы знаний.
Сложность теоретических знаний по туризму включает в себя три аспекта. Диалектический синтез ключевых
положений, составляющих различные научные теории, которые выступают основой полученных в концепции знаний. С точки зрения нашего исследования, для педагогической концепции основными являются теории систем информации, моделирования, управления.
Многообразие состава системы знаний по туризму и связей между ее частями. Так, для построения полноценной
педагогической концепции, содержащиеся в концепции знания должны носить, по меньшей мере, теоретико-
методологический и методико-
технологический характер, обеспечивая тем самым связь теоретических положений с практикой их использования. Поэтому каждый раздел педагогической концепции должен иметь свое функциональное назначение, обеспечивая ее целостность и полноту. Иерархическая структура педагогической концепции
информатизации туристского образования как системы знаний, включающая уровни подчиненности, которые, в свою очередь, определяют логику развертывания ее общего содержания: от общетеоретических положений к технологии использования в образовательном процессе.
Целенаправленность системы
знаний предполагает определение, достижение и проверку цели, как результата образовательной деятельности [7]. Основными требованиями к цели, по мнению ряда авторов, являются: конкретность, измеримость, реальность, контролируемость.
Динамичность системы знаний означает некоторую их относительность. Как мы уже отмечали, педагогическая концепция информатизации туристского образования призвана обеспечить эффективное оперирование изучаемым педагогическим феноменом в условиях современного образования. Все это обуславливает необходимость выделения основных компонентов педагогической концепции информатизации туристского образования, обязательных для ее идентификации как научной теории.
Учитывая специфику нашей
педагогической концепции
информатизации туристского образования, композиционно ее изложение как сложной системы научных знаний и как формы представления результатов исследований должно включать следующие разделы:
1) общие положения информатизации туристского образования;
2) понятийно-категориальный аппарат педагогической концепции туристского образования;
3) теоретико-методологические основания педагогической концепции;
4) ядро педагогической концепции;
5) содержательно-смысловое наполнение педагогической концепции туристского образования;
6) педагогические условия эффективного функционирования и развития педагогической концепции туристского образования;
7) верификация [6]
Представление педагогической
концепции информатизации туристского образования в соответствии с предложенной структурой, по нашему мнению:
- придает ей вид целостной
теории;
обеспечивает комплексность
авторских выводов;
привносит необходимые качества
логической стройности,
последовательности, наглядности,
завершенности;
- четко определяет сферу ее эффективного применения.
Таким образом, исследование основных положений педагогической концепции информатизации туристского образования, включающих целевые ориентации и границы применимости, обеспечивает осмысление педагогической концепции с позиции современной туристской науки, позволяет
рассматривать ее как целостную теорию и представить развернутое содержание в соответствии с требованиями логической последовательности, четкости, полноты и
однозначности. Далее в рамках нашего исследования рассмотрим особенности информатизации учебного процесса туристских направлений подготовки (бакалавриат и магистратура) в контексте педагогической концепции.
Процесс формирования
информатизации учебного процесса у будущих специалистов туриндустрии мы рассматриваем с позиций педагогических инноваций. Это позволяет нам выяснить исторический путь развития, функции и структуру инновационного подхода к информатизации туристского образования.
Необходимо отметить, что до настоящего времени в теории и практике туристского образования остается недостаточно разработанной проблема формирования инновационного подхода к информатизации туристского образования [6].
Современная высшая школа по подготовке специалистов в области туризма и гостиничного дела должна уметь прогнозировать изменения, быстро реагировать на них и реализовывать инновации таким образом, чтобы извлекалось максимум преимуществ из происходящих изменений.
Инновационная деятельность в туристском образовании - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.
Инновации в образовательном процессе образовательных учреждений, продиктованные потребностями
образовательной среды, реализуемые в контексте нормативно-правовой
документации, рассматриваются в работах В.Н. Виноградова, Г.Ф. Глебовой, Д.А. Новикова, Л.И. Гурье.
Проведенный анализ теоретической основы инновационной организации подготовки специалиста туриндустрии показывает:
1) с позиции инноватики в педагогический процесс подготовки бакалавров и магистров по направлению «Туризм» должны быть включены хорошо
зарекомендовавшие себя в прошлом формы и методы работы организации обучения и воспитания. ХХ век принес в практику высшего образования изменения, которые соответствовали бурным событиям в общественной и научной жизни страны;
2) инновационные процессы в подготовке компетентных специалистов требуют принципиально новых форм и механизмов взаимодействия теории и практики, развития восприимчивости к инновациям в научно-технической, экономической, социальной, психологической, организационной, педагогической, информационной сферах деятельности;
3) деятельность педагога высшей школы напрямую должна быть связана с изменениями в методологической и технологической подготовке специалиста, т.е. с «инновационной педагогикой», связанной с информатизацией туристского образования [3].
Все приведенное дает основание вести речь об инновационном подходе к разработке педагогической концепции информатизации туристского образования, направленной на формирование соответствующих профессиональных
компетенций.
Инновации в разработке
педагогической концепции
информатизации туристского образования являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества этой концепции в конкурентной среде.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях показывает, что в большинстве вузов, имеющих действующие информационные системы, персонал страдает как от недостатка нужной информации, так и от избытка некорректной или устаревшей
информации. Кроме того, многие сотрудники либо не знают, какие ресурсы и сервисы доступны, либо не понимают, как ими воспользоваться. У персонала часто нет возможности оперативно опубликовать неструктурированные
данные и сделать их доступными определенной целевой студенческой группе. В учебном процессе явный дефицит качественных цифровых методических материалов, а то, что есть, трудно «донести» до студента. Есть проблемы с идентификацией
пользователей при доступе к ресурсам и управлением собственно
информационными ресурсами. Часто отсутствует информационно-
аналитическая поддержка для ключевых задач управленческого учета. В вузах назрела потребность разделить вычислительную сеть и сеть доступа к централизованным данным [9].
Информационные технологии (ИТ) позволяют наиболее эффективно организовать доступ студентов к данным в цифровом виде. Если при этом формируются процессы, логически связывающие студентов и данные, то ИТ-решение становится более устойчивым и успешным. Исходя из этого, в любом вузе можно выделить три основных компонента ИТ-решений, между которыми существует тесная взаимосвязь, - это люди, процессы и данные. С точки зрения управления от того, насколько хорошо решены и организованы процессы, связывающие людей и данные, во многом зависит успешная деятельность вуза по информатизации туристского образования [10].
Под информатизацией учебного процесса по направлению подготовки «Туризм» (магистратура и бакалавриат) мы понимаем комплекс мер, направленных на улучшение деятельности учебного процесса как системы. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, нужно комплексно воздействовать на систему в целом - стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную
структуру, систему управления, систему мотивации к труду, корпоративную культуру.
Основной технологический
процесс, позволяющий достичь эффекта от информатизации, - улучшение
управляемости корпоративными данными и процессами, что невозможно достигнуть без создания корпоративной
информационной среды учебного процесса. Можно рассматривать информатизацию учебного процесса как процесс перехода к такому состоянию, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами решения в области информационных технологий так вплетены в основные деловые процессы, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов - с лучшим качеством.
Переход на двухуровневую модель обучения, ЕГЭ, изменение условий финансирования, внедрение рейтинговой системы оценки успеваемости,
начавшийся переход на Государственные образовательные стандарты четвертого поколения, как и в общем тенденция к клиент-ориентированной (где клиент - это студент) концепции оказания
образовательных услуг - все это прямо или косвенно влияет на то, как следует применять информатизацию учебного процесса туристского образования [2].
Масштабное применение цифровых учебно-методических материалов, в том числе в мультимедийном представлении, беспроводных технологий,
презентационного оборудования, сетевых технологий для доступа к ресурсам, также влияет и на информатизацию учебного процесса по направлению подготовки «Туризм».
Приведем основные факторы, которые влияют на информатизацию учебного процесса по направлению подготовки «Туризм»:
изменяющаяся парадигма
обучения;
- сокращение издержек на сопровождение ИТ-решений;
соответствие образовательным
стандартам третьего поколения [1].
Несмотря на расхождение в содержании стратегии образования и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определению целей, приоритетов, методов и организации
деятельности
эффективность
поддаваться
содержательном
педагогическая
вуза и кафедры, которой должна измерению. В
плане предлагаемая концепция
информатизации туристского образования отличается от стратегии образования лишь областью применения - в первом случае речь идет об учебных процессах, во втором - о сфере информационных технологий.
Под педагогической концепцией информатизации туристского образования по направлению подготовки «Туризм» мы понимаем формализованную систему принципов, на основе которых формируется стратегия информатизации, основные требования и план развития информационных технологий на выпускающей кафедре. Стратегия обеспечивает системный подход к информатизации и согласование с образовательной стратегией вуза.
Основные направления
информатизации учебного
процесса:
- ИТ-инфраструктура: оборудование, линии и каналы передачи данных, вычислительная сеть, системное программное обеспечение, беспроводный доступ к ресурсам;
ИТ-решения: комплексные
проекты на основе ИТ, информационные системы и сервисы, информационные среды, геоинформационные технологии;
- методология применения ИТ: информационные модели образовательного процесса в университете и на кафедре, методика оценки эффективности применения ИТ, основные показатели применения ИТ, согласованные с ключевыми показателями результативности деятельности кафедры; корпоративный стандарт на порядок
разработки, внедрения и применения ИТ в университете и на кафедре; положения и регламенты;
- ИТ-служба: оргструктура, управление, взаимоотношение с другими подразделениями [6].
Основные принципы
информатизации учебного процесса:
- развитие инфраструктуры ИТ; развитие информационной среды
на основе концепции интеграции ресурсов, технологий и бизнес-процессов;
оценка эффективности
применения ИТ в университете;
- построение схемы взаимоотношений между подразделениями/персоналом университета и ИТ службой;
адаптация структуры ИТ подразделений и схемы управления к бизнес-задачам университета;
- финансирование ИТ определяется принятыми стратегическими задачами развития университета;
- обеспечение политики безопасности информационной среды и сохранности корпоративных данных.
Методология информатизации учебного процесса опирается на базовые организационно-технические решения, а также перечень основных проблем, подлежащих решению.
Практика решения задач информатизации в других отраслях и опыт реализации ИТ-стратегии в учебном процессе по направлению подготовки «Туризм» свидетельствуют, что через решение задач информатизации можно достичь повышения эффективности деятельности университета как системы.
Можно выделить следующие основные задачи, выполнение которых направлено на информатизацию учебного процесса:
- формирование организационной структуры информатизации;
- создание информационной инфраструктуры кафедры;
информатизация процессов
управления кафедрой и вузом;
- информатизация научных исследований и проектов;
- повышение уровня компетентности персонала в области
информационных технологий [3].
Принимая решение об
информатизации учебного процесса, необходимо избежать разрушительных процессов в деятельности вуза, обеспечив при этом разумный объем инноваций как в учебной, так и в управленческой деятельности. Организация
информатизации учебного процесса -сложная организационная и
технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы с решением задачи получения на каждом этапе законченного продукта, который будет последовательно
модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу. Взаимная увязка указанных подсистем и интеграция данных достигается на основе организационной, функциональной, технической,
программной.
Результаты и их обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты дают нам основание сделать следующие выводы:
1. Процесс информатизации
туристского образования сегодня вошел в новую стадию своего развития, главное содержание которой состоит в приоритетности не инструментальных и технологических, а содержательных задач информатизации образования, решение которых определяет качество
современного образования, и на них должны быть сконцентрированы усилия и внимание ученых, педагогов и специалистов сферы образования.
2. Сегодня необходима новая педагогическая концепция
информатизации учебного процесса подготовки специалистов для сферы туризма, в которой нашло бы отражение современное понимание этой
стратегически важной социальной проблемы в условиях глобального мира.
3. Всестороннее психолого-педагогическое исследование проблем информатизации туристского образования показало, что в современных условиях информационного общества наиболее перспективным направлением совершенствования образования является формирование преемственной системы образования в условиях целостной информационно-образовательной среды (ИОС) на базе ИКТ, которая позволит будущим специалистам по туризму осуществлять эффективное взаимодействие с социально-информационной средой общества и даст им возможность эффективно использовать ИКТ в решении профессиональных задач.
4. Определена сущность, структура и содержание информатизации образования с позиций инновационного подхода как интегративного процесса и деятельности субъектов педагогического процесса, позволяющие повысить эффективность и качество педагогического процесса с использованием ИКТ, нацеленного на формирование профессиональных компетентностей студентов.
5. Педагогическая концепция системы информатизации туристского образования основана на идее непрерывного формирования в школе и вузе информационной культуры личности, как при изучении базового курса информатики в школе, так и при изучении информационных и профессиональных дисциплин в вузе.
6. Теоретические основы информатизации педагогического процесса с позиций инновационного подхода включают обоснование педагогической целесообразности использования ИКТ в целостной ИОС вуза, а также условия формирования и функционирования ИОС, обеспечивающей активное информационное взаимодействие между преподавателем и студентами посредством ИКТ, ориентированного на самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Обобщение результатов
проведенного исследования позволяет сформулировать следующие
рекомендации:
информатизацию педагогического процесса вуза необходимо осуществлять с позиций инновационного подхода, основанного на теоретической
обоснованности интеграции
содержательного, технологического и управленческого потенциала вуза в целостной ИОС на основе ИКТ, нацеленной на формирование
профессиональных компетентностей
выпускников;
содержание базового курса информатики, соответствующее ФГОС, должно изучаться студентами всех специальностей, но при этом необходимо учитывать профиль будущей
профессиональной деятельности, то есть информатика в вузе должна изучаться в виде интегрированного курса;
с целью реализации
индивидуальных образовательных
траекторий студентов в условиях кредитно-рейтинговой системы обучения и повышения профессиональной
компетентности выпускников
предусмотреть в учебных планах, кроме общеобразовательного курса
информатики, специальные дисциплины (прикладные курсы) информационного цикла, учитывающие сферу будущей профессиональной деятельности
студентов;
используемые в педагогическом процессе вуза ИКТ должны рационально сочетаться с традиционным обучением студентов и органично входить в целостную информационно-
образовательную среду вуза.
Естественно, что проведенное нами исследование не может быть исчерпывающим и рассматривается как один из возможных вариантов решения проблем информатизации туристского образования. Полученные результаты могут выступать в качестве теоретической основы для дальнейшего научного поиска
и решения практических проблем информатизации образования:
- исследование в области проектирования содержания высшего профессионального образования в контексте преемственности: на уровне образовательных стандартов, программ и ИКТ обучения (бакалавр и магистр туризма);
теоретическое и практическое исследование образовательных
возможностей высшего
профессионального образования в формировании и развитии
информационной культуры личности;
проведение исследований
проблем управления высшим
профессиональным образованием
посредством системного внедрения в педагогический процесс ИКТ;
- обновление содержания и системы повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблемам информатизации.
Заключение. Инновации в управлении образовательным
учреждением на базе теоретически обоснованной педагогической концепции туристского образования являются ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры управления учебным процессом на кафедре и совокупность интеллектуальных сервисов, без которых сегодня невозможно представить организацию обучения.
Литература
1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http://elibrary .ru/item. asp?id=21744097.
2. Бай, Т. В. Роль и перспективы технологий удалённого доступа в системе высшего образования / Т. В. Бай и др. // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы
66-й науч. конф. / отв. за вып. С. Д Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2014.- 1764 с.
3. Гедранович, В. В. Инновационные образовательные технологии / В. В. Гедранович, О. П. Котикова, И. Н. Тонкович // Информатизация образования. - 2005. - №. 1. - С. 1.
4. Жук, А. И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А. И. Жук // Информатизация образования. - 2006. - №. 2.
5. Костюков, Н. Н. Психо лого -педагогическая концепция модернизации профессионального образования в вузе / Н Н. Костюков, И. Н. Семпенов // Пути, средства и возможности модернизации образовательной системы. - 2013. - Т. 2.
6. Краевский, В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа / В. В. Краевский // Гуманизация образования. - 1994. - №. 1. - С. 1422.
7. Медянова, П. В. Концепция формирования профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста в области туриндустрии / П. В. Медянова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 6.
8. Полат, Е. С., Петров А. Е., Аксенов Ю. В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России / Е. С. Полат, А. Е. Петров, Ю. В. Аксенов // Педагогические и информационные технологии в образовании. - 1998. - №. 1.
9. Правдюк, В. Н. Информационные технологии в процессе подготовки будущего бакалавра туризма / В. Н. Правдюк, Л. И. Губарева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. -№. 3. - С. 268-273.
10. Роберт, И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования /
И. В. Роберт, О. А. Козлов // Информатика и образование. - 2005. - №. 12. - С. 4-13.
11. Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2002. - №. 12. - С. 2-6.
References
1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoikul'turyi sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21744097.
2. Bay T. V. Nauka YuUrGU. Sektsii sotsial'no-gumanitarnykh nauk [Science South Ural State University. Sections of social-humanitarian sciences], materials of the 66th scientific conference, South Ural State University - Chelayabinsk : South Ural State University publishing house, 2014, 1764 p.
3. Gedranovich V. V. Informatizatsiya obrazovaniya, 2005, No. 1, pp.1.
4. Zhuk A. I. Informatizatsiya obrazovaniya, 2006, No. 2.
5. Kostykov N. N. Puti, sredstva i vozmozhnosti modernizatsii obrazovatel'noi sistemy, 2013, vol. 2.
6. Kraevskiy V. V. Gumanizatsiya obrazovaniya, 1994, No.1, pp. 14-22.
7. Medyanova P. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No.6.
8. Polat E. S., Petrov A. E., Aksenov Y. V. Pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v obrazovanii, 1998, No.1.
9. Pravdyk V. N. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 2013, No. 3, pp. 268-273.
10. Robert I. V. Informatika i obrazovanie, 2005, No.12, pp. 4-13.
11. Robert I. V. Informatika i obrazovanie, 2002, No. 12, pp. 2-6.
Статья поступила в редакцию: 08.09.2015 г.