Научная статья на тему 'Анализ ситуации в дошкольной организации по разработке интерактивного портфолио как механизма взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста'

Анализ ситуации в дошкольной организации по разработке интерактивного портфолио как механизма взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОРТФОЛИО / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ДЕТСКОГО САДА / ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Горбунова Алла Иосифовна

В статье представлен анализ первого этапа опытно экспериментальной работы по созданию интерактивного портфолио ребенка дошкольного возраста. Показаны перспективы сотрудничества педагогов и родителей, определены основные направления инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Горбунова Алла Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the first phase of development an experimental work to create an interactive portfolio of pre-school age children. The prospects of cooperation of teachers and parents, the basic directions of innovative activity of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ ситуации в дошкольной организации по разработке интерактивного портфолио как механизма взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста»

Анализ ситуации в дошкольной организации по разработке интерактивного портфолио как механизма взаимодействия педагогов и родителей детей

дошкольного возраста

Веннецкая Ольга Евгеньевна, кан.пед.наук, ведущий научный сотрудник РАО г.Москва,

Горбунова Алла Иосифовна, заведующий МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 46»

Ключевые слова:

сотрудничество педагогов и родителей, интерактивное портфолио, анализ ситуации взаимодействия взрослых, интерактивная платформа детского сада, поддержка инициативы родителей

the cooperation of teachers and parents, interactive portfolio analysis of the situation of adult interaction interactive kindergarten platform support for parents initiative

Аннотация:

В статье представлен анализ первого этапа опытно - экспериментальной работы по созданию интерактивного портфолио ребенка дошкольного возраста. Показаны перспективы сотрудничества педагогов и родителей, определены основные направления инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.

The article presents an analysis of the first phase of development - an experimental work to create an interactive portfolio of pre-school age children. The prospects of cooperation of teachers and parents, the basic directions of innovative activity of preschool educational organizations.

Происходящие сегодня перемены в сфере образования, в первую очередь, связаны с дошкольным образованием. Изменение статуса дошкольного образования, оно стало первым уровнем общего образования, принятие Стандарта дошкольного образования и др., обусловили новые требования к условиям среды детского сада, участникам образования ребенка дошкольного возраста.

В новых условиях невозможно без партнерства педагогов с родителями, которые являются законными представителями детей и несут ответственность перед государством за образование ребенка: «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.»[1ст.44].

В соответствии с образовательной ситуацией родитель не только определяет заказ на образование ребенка, но и отвечает за выбор ресурсов для него. Для образовательной организации в прошлое уходит такое понятие как «работа» с родителями воспитанников,

на передний план выходит сотрудничество взрослых как равноправных участников педагогического процесса.

Перед педагогами детского сада как профессионалами стоит задача поддержать инициативу родителей в образовании, воспитании и развитии детей, создать позицию союза с семье ребенка, учиться быть модератором, тьютором образовательной деятельности дошкольника. Современному воспитателю важно освоить искусство моделирования ситуации сотрудничества с каждой семьей ребенка, не навязывая свою инициативу, а опираясь на наклонности, задатки, способности ребенка строить с родителями его индивидуальную образовательную программу.

Данная ситуация не является новой в образовании ребенка дошкольника. Сотрудничество с родителями воспитанников всегда было для любого детского сада приоритетным направлением деятельности.

В рамках образовательной программы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 46» регулярно проводятся традиционные и нетрадиционные формы общения взрослых. Популярными стали: родительские собрания, клубы для родителей: «Навстречу друг другу», «Мы вместе», мастер-классы: «Моя семья и Я», «Семейный герб», «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Поделки из природного материала», игровые тренинги: «Успокойте плачущего ребенка», «Найдите подход к ребенку, который не желает выполнить вашу просьбу» и другие. Педагоги и родители совместно готовят и организуют для детей экскурсий по достопримечательным местам города, походы в театры, музеи, дендрарий. Семьи воспитанников традиционно участвуют в спортивных праздниках, утренниках, конкурсах, акциях, которые инициируют педагоги детского сада. Активно действует общественный Совет родителей детского сада. Педагоги и родители воспитанников успешно сотрудничают на страницах журнала «Занимательное САДводство» и в тематической газете «Кубаночка», ведут постоянные рубрики: «Советы специалистов», «Вы хотели узнать», «Родители воспитанников рекомендуют», «Говорят дети», "Досуг семьи - как его проводить» и другие. Эти журналы и газеты ежемесячно выпускаются МБДОУ «Центр - детский сад №46».

Однако в данном взаимодействии чаще всего инициатором выступают педагоги, поддерживая инициативу семьи участвовать в мероприятиях, представлять свой опыт воспитания ребенка. Новая образовательная ситуация требует изменения позиции педагога с наставничества на партнерство и поиск путей совместной деятельности с родителями. В построение образовательной деятельности ребенка на основе его индивидуальных особенностей.

Одной из технологий построения индивидуальной образовательной траектории развития ребенка мы рассматриваем интерактивное портфолио воспитанника детского сада. В рамках опытно-экспериментальной работы, проводимой РАО по теме «Интерактивное портфолио воспитанников детского сада как средство сотрудничества семьи и ДОУ», под портфолио ребенка мы понимаем механизм интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей и сотрудников детского сада), направленный на фиксацию, оценку и консультирование по вопросам развития ребенка средствами IT-технологий. Эти технологии в современных условиях социокультурной и технологической ситуации могут стать инструментом выявления проблем, поддержки и сопровождения семьи воспитанника при решении образовательных задач.

В современном дошкольном образовании родители воспитанников все больше обращают внимание педагогов на организацию индивидуального взаимодействия с семьей. Это доказывают результаты проведенного анкетирования в начале экспериментальной работы. Родители предлагают для сотрудничества такие формы как индивидуальные беседы, консультации, общение по скайпу (76,5%), электронную почту (83%), чат в социальных сетях и т.п.

Анализ анкет, проведенных среди родителей воспитанников, по теме экспериментальной работе показал, что 91,7% являются активными посетителями образовательного портала дошкольной организации, они пользуются скайпом, интернет-почтой, готовы получать информацию через sms сообщения. Традиционные формы взаимодействия не отвергаются родителями, так как они понимают необходимость в решении коллективных, организационных вопросов жизнедеятельности группы детского сада. Однако взрослые более ориентированы на использование интернет коммуникаций, что позволяет быть им мобильными в получение разной информации. Среда данной коммуникации позволяет родителям решать вопросы публичного обсуждения проблем воспитания и развития своих детей, в то же время обеспечивает адресное сотрудничество, открытое только для конкретного пользователя. Поэтому родители (67%) выразили желание получать подробную информацию о развитии своего ребенка в режиме on-line.

Анализ сотрудничества педагогов и родителей в рамках экспериментальной работы позволил выявить, что 64,2% родителей заинтересованы данной темой. Активную позицию занимают 60% родителей, они готовы разработать интерфейс портфолио и участвовать в обсуждении перспектив развития эксперимента. Однако, в образовании детей, главную позицию, по их мнению, должен занимать педагог детского сада (86%).

Поэтому большая часть родительства видит себя как помощник педагогу в сборе информации о достижениях ребенка и оформлении его портфолио.

Среди семей воспитанников детского сада есть небольшая группа родителей, которые ведут дневник достижений ребенка (30,9%), включают в него грамоты, фотографии, рисунки детей. Помимо перечисленных материалов взрослые считают, что содержанием портфолио может быть разная информация о ребенке: грамоты, похвальные листы, награды, творческие работы детей, рекомендации специалистов рабочие тетради рассказы детей, книги, прочитанные ребенку, коллекции, собранные взрослыми вместе с ребенком и т.п.

Все родители едины в том, что портфолио должно отражать достижения ребенка, однако взрослые - родители к достижениям относят результаты деятельности ребенка и не рассматривают личностные качества детей. В ходе анкетировании мы обратили внимание родители на развитие личностных качеств ребенка. Наиболее значимыми, по мнению родителей, являются умение договариваться (86,5%), активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх (81,7%), умение проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в игре, общении (99,9%), быть подвижным, выносливым, владеть основными движениями, контролировать свои движения и управлять ими (87,8%), соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены(93,9%). Однако, определяя значимые качества личности детей, родители не знают, как научить детей быть инициативными, самостоятельными, активными подвижными и т.п. Им необходима консультация специалистов, помощь в выборе информации о развитии детей, технологии образования ребенка в соответствие с его индивидуальными возможностями.

Родители собирают разную информацию, но считают, что им необходима помощь педагогов в отборе наиболее важной информации о ребенке, формах ее представления, использование этой информации для организации обучения ребенка. В оформлении портфолио ребенка, родители видят необходимость помощи со стороны педагогов (86,1%). Родители воспитанников (57%) считают, что взаимодействие педагогов и родителей в создании портфолио ребенка будет способствовать эффективному развитию детей. В рамках анкетирования родители предложили форму совместной деятельности с педагогами. Портфолио необходимо разделить на несколько страничек: семьи, группы, специалиста, на каждой из которых разные взрослые будут показывать достижения ребенка, отмеченные в той деятельности, которую организует взрослый. Идея родителей воспринята коллективом детского сада позитивно.

Экспериментальная площадка МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 46» является платформой для создания условий использования компьютерных и интернет технологий в реализации задач Стандарта дошкольного образования. Детский сад сегодня оснащен разным компьютерным оборудованием. Для совместной деятельности педагогов и детей оборудованы в соответствие с современными требованиями, требованиями СанПинов групповые помещения, дополнительные площадки (спортивный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, лаборатории по развитию экологических представлений и т.п.). В групповых помещениях функционирует цифровая лаборатория, используется интерактивная доска, проектор, компьютер и оргтехника. Детский сад имеет сеть Wi-Fi, она и применяется как образовательный ресурс в решении задач основной образовательной программы детского сада.

Все педагоги детского сада (78%) уверенно владеют компьютером, имеют повышенный уровень компьютерной грамотности. С образовательным потенциалом коллектива дошкольной организации можно познакомиться на сайте учреждения http://ds46.centerstart.ru/, http://nsportal.ru, https://my.1september.ru, на страницах газеты «Панорама образования», в электронном журнале «Наша новая школа» издаваемой МКУ «Краснодарский научно-методический центр», персональных блоках педагогов. Специалисты и педагоги инновационной площадки готовы к сотрудничеству с родителями в новых условиях: интерактивного взаимодействия на платформе компьютерной и интернет технологий.

Коллектив детского сада уже имеет опыт по созданию портфолио группы, которое состоит из презентации достижений детей: грамоты, рисунки, творческие работы, рассказы детей, фотографии мероприятий, устроенные взрослыми для ребят. Многие результаты образовательной деятельности детей размещены на сайте дошкольной организации.

Однако, интерактивное портфолио - это специально организованное вебстраница, которая предназначена для хранения информации о ребенке (профиль, достижения и т.п.) в цифровом формате и общения, в нашем случае, родителей и педагогов друг с другом по вопросам образования детей. В рамках интерактивного портфолио актуальным вопросом становится пространство общения взрослых, обсуждение и моделирование перспектив развития ребенка, проектирование образовательной траектории, выбор эффективных образовательных ресурсов макро- и микро-социума семьи. В такой ситуации педагог может брать на себя роль модератора, тьютора, организатора проектной работы, предметника помогая семье в организации обучения детей.

Идею разработки интерфейса портфолио (странички) своего ребёнка взяли на себя родители. Они планируют разработать сайт для каждой возрастной группы, на котором будет именная страничка ребенка, принята инициатива родителей о разработке в интерактивном портфолио страничек семейной, группы, специалиста. В режиме разработки разделы портфолио планируется наполнить уже имеющимся материалом, который «соберется» на семейной странице, она в перспективе должна быть накопительной и статичной, а новый материал будут собирать педагоги группы (страница группы) и специалисты (страница специалиста). Доступ ко всем разделам имеет родитель и педагоги, организующие образовательную деятельность с ребенком. Планируется разработать механизм обсуждения перспектив сотрудничества взрослых, на страницах портфолио аннотированные гиперссылки на блоги, профайлы, вики, сетевые ресурсы интернет пространства, которые позволят родителям ребенка получить компетентную поддержку, как в вопросах развития и образования детей, так и образовательных ресурсах специалистов, образовательных организации, в том числе детского сада, который посещает ребенок.

В портфолио ребенка планируется мониторинг достижений ребенка, которые он приобретает в процессе совместной деятельности с родителями, педагогами и специалистами учреждения.

Задача инновационной площадки построить образовательный маршрут каждого воспитанника, ориентируясь на развитие его индивидуальных личностных качеств, возможностей и способностей. В рамках опытно-экспериментальной работы мы планируем использовать базу интерактивного портфолио как способ включения семьи в образовательную деятельность ребенка, поддержку инициативы родителей в получении образования детьми, помощь взрослым в создании условий для активности ребенка в выборе своего содержания образования.

Сегодня перед коллективом инновационной площадки стоят непростые задачи:

- разработки и реализации механизма сотрудничества, который должен быть построен на принципах субъектности участников,

- преемственности в организации условий образовательной деятельности ребенка,

- адресной помощи и поддержки семьи ребенка,

- учета социокультурной ситуации развития ребенка и образовательных потребностей семьи.

Задача взрослых в разработке интерфейса портфолио, систематизации достижений детей, организации сотрудничества учреждения и семьи в новых условиях с учетом

социокультурной ситуации в обществе и в развитии образовательного потенциала участников.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.

2. Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013г. об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.