Инновационный образовательный проект «Использование возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования образовательно-воспитательного
процесса
детей дошкольного возраста» «Волшебная помощница»
Овсянкина А. А.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»,
г. Великие Луки, Россия
Аннотация. Целью статьи является распространение опыта работы по использованию возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Одной из «находок», которая помогает организовать, направлять и заинтересовывать воспитанников в образовательно-воспитательный процесс в нашей работе является интерактивная говорящая ручка «Знаток» II поколения, разработанная на основе уникальной методики интерактивного обучения.
Говорящая ручка способствует развитию познавательной активности, получению новых знаний и навыков, расширению кругозора. Благодаря её возможностям, дети как «завороженные» ждут каждый день что-то новенькое и необыкновенное от этой «волшебной палочки» (так говорящую ручку назвали мои воспитанники). Совместная и свободная деятельность ребят стала более интересной, разнообразной, доступной, безопасной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной. А это значит, в полном объеме выполняет требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы -совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации развивающей среды, предметом является образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий творческую деятельность каждого ребенка, позволяющий ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Актуальность проекта
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности и предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, требует от него готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей. Одним из важных условий обновления является использование новых форм работы (Н.В. Кувардина).
«Использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор
повышения качества образования пока не создана» (Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61)
Проект «Волшебная помощница» помогает реализовать эти требования, позволяет создавать новые и модернизировать существующие образовательные условия и средства образовательно-воспитательного процесса, в полном объеме обеспечивающие творческую деятельность каждого ребенка, позволяющие ребенку проявить собственную активность и самореализацию. Является актуальным, инновационным и значимым в образовательном пространстве и соответствует современным условиям к развивающей предметно-пространственной среде.
Проект - информационно - практико-ориентированный (по Л.В. Киселевой), творческий; групповой; интегративный; долгосрочный; включают ребенка и его семью, ребенка, общество и его культурные ценности.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. (п. 1.6. 4. «Стандарт дошкольного образования).
Цель проекта: разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс ДОУ личностно развивающих, компетентностно-ориентированных образовательных технологий с использованием говорящей ручки «Знаток» II поколения.
Задачи проекта:
^ Создать условия, способствующие эффективному внедрению личностно развивающих, компетентностно-ориентированных образовательных технологий с использованием говорящей ручки «Знаток» II поколения и применением ее развивающих возможностей в обеспечении образовательного процесса при реализации ФГОС ДО.
> Повысить компетенцию педагогов и родителей по овладению навыками совместной работы с использованием новых образовательных средств и технологий в процессе проектной деятельности.
^ Разработать технологию применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе: использование методических и дидактических материалов по всем образовательным областям, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
^ Распространить опыт работы, разработанных методических и дидактических материалов с использованием «Говорящей ручки «ЗНАТОК» для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.
Практическая значимость проекта:
^ Разработка технологии применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе ДОУ (планы, конспекты ООД, дидактические игры)
^ Разработка критериев и индикаторов оценки эффективности применения говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательный процесс.
> Методические рекомендации по применению говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательном процессе; рекомендации педагогам и родителям.
В соответствии с ФГОС проект опирается на общеизвестные научные принципы построения.
Реализация проекта рассчитана на 2013 - 2014 учебный год и включала в себя 4 основных этапа: подготовительный, организационный, формирующий и итоговый этапы. Мне бы хотелось остановиться на двух последних из них.
На третьем этапе - проводилась образовательная деятельность с детьми, специалистами и педагогами ДОУ и родителями.
С детьми: беседы на темы «Как научиться читать, если не знаешь букв?», «Волшебная помощница»; исследовательская деятельность «Как и почему она говорит, «Создаем свои аудиозаписи», продуктивная деятельность «Озвучиваем свои фотографии», «Рисуем и озвучиваем сказки»; организация и разучивание стихотворений и рассказов к проведению интерактивной экскурсии по группе.
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию групповых и индивидуальных портфолио, музыкальных фотоальбомов, озвученных и придуманных сказок, дидактических игр, оформлению выставок совместных работ по теме проекта.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта («Мое портфолио», «Групповое портфолио», «Лучшая сказка», «Музыкальная фотография» и т.д.)
Перейдем к конкретике и немножко опишем, как используем на практике огромные возможности «интерактивной помощницы» (так прозвали говорящую ручку «Знаток» педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения):
> Экскурсия по группе
Готовясь, к очередной проверке к новому учебному году, хотелось чем-то удивить наших гостей, а так как дети, увидев незнакомых людей очень часто забывают слова и стесняются, то мы все то, что дети должны были рассказать о каждой зоне в нашей группе, записали на аудиостикеры и поместили в каждом уголке предметно-пространственной развивающей среды, а во время экскурсии для гостей, детям необходимо было только назвать зону и коснуться аудиостикера говорящей ручкой. Таким способом мы смогли рассказать обо всём самом интересном в нашей группе, снизить волнение и скованность детей во время показа, ну и конечно, удивить гостей.
> Портфолио воспитанников группы и групповое портфолио
С этой задачей было справиться сложнее, так как ручка всего одна, а воспитанников 26. Но мы нашли выход: по результатам успеваемости и поведения воспитанников за неделю, интерактивная ручка, отправлялась в гости к победителю недели. И за 7 дней ребенок, совместно с родителями и родственниками, смогли озвучить некоторые страницы своего портфолио и рассказать о себе. Думаю, что будет очень интересно, послушать эти записи и полистать страницы такой книги на выпускном вечере. С групповым портфолио было легче, так дети находятся в детском саду достаточно продолжительное время дня. Мы смогли озвучить фотографии с утренников песнями и стихами, записать пожелания детей в выборе профессий в средней группе и надеемся сделать это же на выпускном в подготовительной группе, а потом сможем сравнить изменились ли их предпочтения.
> Использование возможностей ручки в работе с детьми коррекционных групп с нарушениями слуха.
Очень важный момент - это результат от работы, который нам педагогам хочется всегда увидеть. Так в коррекционной группе для детей с нарушениями слуха, благодаря систематическим записям, с помощью говорящей ручки, дефектолог и мы смогли услышать как «заговорили» наши воспитанники. Аудиостикеры с этими записями помешались в специальные дневники развития детей с ОВЗ. Также мы смогли озвучить все надписи в этой группе (Стол, стул, шкаф, туалет и т.д.), что помогало детям во время адаптационного периода, а также в развитии слухового восприятия и глобального чтения. Создали картотеки таблиц с рисунками и озвучкой, в соответствии с календарно - тематическим планом и годом обучения.
^ Озвучивание книг и тетрадей с домашними заданиями педагогом дефектологом и логопедом
^ Создание книг с рассказами и историями детей
^ Озвучивание всех персонажей, приходящих во время образовательной деятельности
^ Создание игр путешествий, где детям необходимо пройти сложные и интересные испытания, найти «Волшебную ручку» и с помощью её разгадать тайный шифр.
> Изготовление дидактических игр «Поле чудес», которые представляют собой поле - барабан со стрелкой. Дети крутят «барабан», с помощью говорящей ручки могут услышать вопрос и узнать правильность своего ответа. Простейший вид такой игры это сектора на барабане с вопросами - загадками на определенные темы: «Времена года», «Семь цветов радуги», «Народные промыслы», «Тебе Россия посвящается..» и тд.
^ В процессе реализации проекта Риссамакиной И.А. «Приобщение детей к культуре родного края. М.П. Мусоргский - великий русский композитор» нами были разработаны дидактические и развивающие игры «Угадай музыкальный инструмент», «Детский альбом М. П. Мусоргского», «Картинки с выставки».
На итоговом этапе:
Проведение итоговых мероприятий:
- развлечения для детей и родителей «Алиса в стране чудес», «Путешествие по лабиринтам Angri Birds»
- выставка - гостиная «Волшебная помощница»
- награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами
- повторный мониторинг родителей и педагогов
- анализ результатов проектной деятельности
- обобщение опыта
- распространение опыта
В процессе реализации проекта «Использование возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста» «Волшебная помощница»:
• Группы детского сада оснащены говорящими ручками «Знаток».
• Повысились компетенции педагогов и родителей по овладению навыками совместной работы с использованием новых образовательных средств и технологий в процессе проектной деятельности.
• Разработана технология применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе: использование методических и дидактических материалов по всем образовательным областям, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
• Распространяется опыт работы, разработанных методических и дидактических материалов с использованием «Говорящей ручки «ЗНАТОК» для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.
• Повысилась мотивация у воспитанников к самостоятельной познавательной деятельности
• Родители и педагоги получили методические рекомендации по применению говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательном процессе и самостоятельной деятельности.
Возможности интерактивной говорящей ручки «Знаток» II поколения огромные, в положительных результатах использования которой мы убедились на 100 %.
Современные дети другие - по воспитанию, по образованию и способу восприятия информации. И мы педагоги должны расти и развиваться вместе с ними и постоянно совершенствоваться и иди в ногу со временем.
Литература
1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. -(Дошкольное воспитание и развитие)
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. 4.
4. Статья: Кувардина Н.В. «Краткая характеристика компетентностно-ориентированных технологий».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
6. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61