ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Зимняя широкая дорога,
По краям - леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная... Но вскоре Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е. С.
9. Этап подведения итогов и вручения призов.
Дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.
• Заключительный этап.
2 ведущий: (читает стихотворение Извариной) Погасить свечу, но не тотчас Лампочку включить. Благодать -Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы (доктору сказать - мотыльки).
1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются «серафимы творчества». Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды «встретился» с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая «Литературная гостиная» будет особенная - посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет «Костюмированный бал» в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.
Приглашаем всех на этот бал!
Будет ждать вас светлый школьный зал!
2 ведущий: А теперь занимайте места в «зеленой карете» - и в путь. Звучит мелодия «Зеленой кареты» А. Суханова. Вручаются цветы и подарки поэту. Евгения Изварина раздает автографы.
Этап рефлексии.
Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:
• Понравилась ли тебе встреча?
• Чему «учит» «Литературная гостиная»? И т.д.
По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.
Гусева Наталья Ивановна
заведующий
МБДОУ д/с комбинированного вида № 553 e-mail: [email protected] г.Екатеринбург
J ^
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ КАК ОДНА ИЗ НОВЫХ
ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ МБДОУ
Л__________________________________________________________________с
Аннотация. В проекте рассмотрены основные пути инновационного развития современного ДОУ, в том числе на примере становления государственно-общественного характера управления дошкольным образовательным учреждением в форме Попечительского совета как одной из возможностей организации государственно - общественного самоуправления.
Ключевые слова: Инновационные процессы в ДОУ, попечительский совет, кооптация, комитеты, самоуправление.
Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.
Как организовать работу в ДОУ на основе диалога между представителями учреждения и родительской общественности?
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей
системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широкомасштабном разворачивании инновационных процессов в системе образования. Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях внедрения нововведений в образовательный процесс, что
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Исследования в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л. Г. Богославец, В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Е. Г. Ильина, В. Т Кудрявцева, А. А. Майер, М. М. Поташника, С. Л. Полякова, В. А. Сластенина, Л. С. Поды-мовой, Т. И. Шамовой, Н. Р Юсуфбековой и др.
В этой связи большой интерес представляет исследование развития современного ДОУ как открытого сложного социопсихопедагогического образования, состоящего из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования. Системообразующие факторы развития современного ДОУ представлены: целью, концепцией и программой развития учреждения, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ. Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ. Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах. Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ - медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса. Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др. Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности. Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Представим структурно-функциональную модель деятельности МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 553 «Журавушка» г. Екатеринбурга как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ: включает кадровое, информационное обеспечение; материально-техническую базу, ресурсы, управляющую систему.
Пространство развития родителей: включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности); преемственность и единство требований ДОУ и семьи; взаимоотношение родителей в семье; стиль воспитания в семье; родительское сообщество.
Пространство развития педагогов основывается на: системе стимулирования и мотивации; мастерстве и профессионализме работников; сотрудничестве, сотворчестве; развитии педагогического сообщества (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).
Пространство развития ребенка: предметно-развивающая среда; образовательное пространство; дополнительное образовательное пространство; социальная ситуация развития; медико-социо-психо-педагогическое сопровождение; развитии детского сообщества.
Логика развертывания процессов развития в каждом из вышеобозначенных пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения. На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу. На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов. Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
• структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
• смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
• эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
• смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, саморазвитие.
Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. В табл.1 представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности современного ДОУ
Показатели Режимы
Функционирование Развитие
Тип/вид ДОУ Традиционный, типовой Инновационный
Цели и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности
Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы
Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития
Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов
Воспитательно-образовательный процесс Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях
Содержание образования Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств
Технологии Обеспечивают стабильные результаты Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов
Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ -школа - ВУЗ
Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных
Кадровое обеспечение Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов
Научно-методическое обеспечение Традиционные учебные программы и планы Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов
Финансовое обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное
Материально-техническое обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития
в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.2).
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого
ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1,2). Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием. Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ - детский сад ком-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 2
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции: - субъект-субъктные; - возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения: - медико-валеологическая; - социально-педагогическая; - психологическая; - коррекционно-педагогическая.
бинированного вида № 553 «Журавушка» г. Екатеринбурга (далее МБДОУ) по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
• человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
• целостности педагогического процесса и комплексности целей;
• активности и равного партнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.
Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
• демократизации и гуманизации;
• системности и целостности управления;
• централизации/децентрализации;
• взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
• единоначалия и коллегиальности;
• объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между реальными возможностями дошкольного образовательного учреждения и растущими образовательными потребностями общества. Путь к новому состоянию и качеству образования невозможен без организации диалога между представителями учреждения и родительской общественности. МБДОУ имеет опреде-
ленный опыт в становлении государственно-общественного характера управления образовательным учреждением. В 2010 году родительская общественность и администрация МБДОУ приняли решение о создании Попечительского совета МБДОУ № 553 как формы государственного общественного управления в МБДОУ. Наличие в МБДОУ Попечительского Совета можно расценивать как императивное требование закона о реализации принципов единоначалия и самоуправления. Попечительский совет является формой самоуправления в МБДОУ. Другие органы самоуправления (родительские комитеты, методические советы и т.п.) следует рассматривать как альтернативные.
Целями деятельности Попечительского Совета являются:
• содействие созданию условий для обучения, воспитания и развития детей в МБДОУ;
• содействие в организации массовых мероприятий и участию в различных конкурсах, смотрах и форумах;
• содействие проведению инновационной образовательной деятельности, повышающей эффективность качества дошкольного образования;
• защита прав и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей);
• охрана здоровья и труда участников образовательного процесса;
• привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности развития МБДОУ;
• совершенствование материально-технической базы МБДОУ.
Деятельность Попечительского совета регламентируют четыре основных документа:
• Положение о Попечительском совете;
• Положение о выборах в члены Попечительского совета;
• Положение о кооптации в члены Попечительского совета;
• Положение о комиссиях Попечительского совета.
Попечительский совет определяет общую стратегию взаимодействия МБДОУ и семьи в рамках реа-
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
лизации воспитательно-образовательного процесса: координирует вопросы, связанные с обеспечением доверительных партнерских отношений педагогов МБДОУ и родителей. Для того, чтобы деятельность детского сада была ориентирована на активное участие семьи в образовательном процессе, члены Попечительского совета оказывают помощь в опросах, изучении мнений, идей и просьб родителей (законных представителей). Анализ опроса родительской общественности помогает в планировании воспитательно-образовательной работы учреждения.
Попечительский совет осуществляет работу с неблагополучными семьями, а также с многодетными, малообеспеченными, нуждающимися в помощи. В отдельных случаях члены Попечительского совета привлекаются к консультативной и разъяснительной работе с перечисленными категориями родителями.
Наряду с этим Попечительский совет определяет градацию потребностей МБДОУ в материально-техническом обеспечении, помогает решать вопросы, связанные с проведением ремонтных работ (на добровольной основе силами родителей (законных представителей) и волонтерских студенческих групп), пополнением и обобщением предметно-развивающей среды в группах.
Созданы четыре Комитета, которые возглавляют родители - члены Попечительского совета, с учетом их профессионального опыта:
• Комитет по образованию и науке - входят родители, психолог, представитель Учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО);
• Комитет по информационным технологиям - родители - специалисты по компьютерным технологиям, делопроизводитель МБДОУ;
• Комитет по работе консультативного пункта «Журавуш-ка» для родителей и детей, не посещающих детский сад,- входят педагоги и специалисты МБДОУ, родители с учетом их профессионального опыта в образовательной деятельности;
• Комитет по взаимоотношению участников воспитательно-образовательного процесса - представители МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ № 64, КДЦ «Дружба», МБОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа «Межшкольный стадион», детской школы искусств № 6.
Комитет по образованию и науке.
Комитет по образованию и науке сотрудничает с УрО РАО, МБУ Центр развития творчества «Одаренность и технологии», Муниципальным бюджетным учреждением Екатеринбургским Центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», Отделом образования администрации Ленинского района, ГБОУ дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
Основные задачи работы Комитета:
• изучение проблем, интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
• обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
• создание оптимальных условий для формирования и стимулирования мотивационного отношения у родителей к организуемой работе с детьми в ДОУ;
• создание особой творческой атмосферы; создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом для построения модели взаимодействия с детьми и в семье;
• повышение правовой грамотности родителей.
Одной из основных форм взаимодействия с семьями воспитанников является педагогическое просвещение родителей через лекции, семинары, практические занятия, конференции, педагогические советы, родительские собрания и консультации.
Степень эффективности сотрудничества Комитета по образованию и науке с участниками воспитательно-образовательного процесса обусловлена:
• положительной установкой всех участников на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью;
• совместным планированием, организацией и контролем;
• свободой выбора участников деятельности;
• позицией Комитета по образованию и науке, способствующей самореализации и самовыражению всех участников.
Комитет по информационным технологиям.
Основной целью Комитета по информационным технологиям является создание единого информационного пространства.
Функциями Комитета являются:
• внедрение информационных систем в управлении ДОУ (outlook, календарь, электронная почта, контроль исполнения поручений .);
• установка программного обеспечения (антивирусных программ );
• техническое обслуживание компьютерной техники;
• создание локальной сети и обеспечение всех компьютеров ДОУ доступом в Интернет;
• установление доверительных контактов между родителями и ДОУ;
• обеспечение единого образовательного пространства «семья - ДОУ»;
• осуществление педагогической пропаганды и обмен опытом семейного и общественного воспитания.
Для обеспечения информационной открытости, широкого информирования общественности об образовательно-воспитательной деятельности МБДОУ, Комитет по информационным технологиям принимал активное участие в подготовке и размещении Публичного доклада на сайте www.eimc.ru «Информационно-методического центра Ленинского района г. Екатеринбурга».
Данным Комитетом создан видеоролик о педагогических работниках и других работниках МБДОУ, организован выпуск презентационного буклета на тему « Мой любимый детский сад!», была организована родительская гостиная по теме: «Влияние СМИ на психологическое состояние дошкольников». Родительская общественность совместно с Комитетом по информационным технологиям участвует в конкурсных программах на базе МБУ Центр развития творчества «Одаренность и технологии» (вебинар - «Защита пер-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
65
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
сональных данных в образовательном учреждении»); на базе МБУ Екатеринбургским Центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (дистанционное просвещение родителей по теме «Растем вместе»). Главное достижение Комитета - создание собственного сайта МБДОУ № 553.
Комитет по работе консультативного пункта «журавушка» для родителей детей не посещающих ДОУ
Главная цель создания Консультативного пункта -оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 2-7 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Задачи Консультативного пункта:
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
В рамках работы городской инновационной площадки в МБДОУ № 553 реализуется педагогический проект «Создание открытой социально-образовательной системы дошкольного образовательного учреждения как условие развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса», как практическое воплощение возможности для семей увеличить свой воспитательный потенциал независимо от того, посещает ли ребенок детский сад или воспитывается дома.
При реализации проекта используются педагогические методы, способствующие обогащению детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному родительскому воспитанию дошкольников. При этом специалисты детского сада взаимно дополняют друг друга, способствуя становлению гармоничного (осознанного) родительства.
Члены Консультативного Комитета «Журавушка» принимали активное участие в организации различных мероприятий: «День открытых дверей», «Встреча в музыкальной гостиной», «Мой песочный город», «Сказки приходят на помощь», «Масленица - красна».
Комитет по работе Консультативного пункта «Журавушка» оказывает помощь в организации и проведении цикла систематических консультаций специалистами МБДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и медицинского работника. Данный Комитет совместно с Комитетом по информационным технологиям разработал и выпустил информацион-
ные буклеты с консультациями специалистов, а с Комитетом по науке и образованию было организовано научное консультирование для родителей воспитанников, не посещающих детский сад, представителями УрО РАО по интересующим вопросам.
Комитет по взаимоотношению участников воспитательно-образовательного процесса.
Главной целью этого Комитета является установление долгосрочных связей с социумом. Комитет совместно с администрацией детского сада заключили договора с близлежащими школами: МБОУ СОШ № 85, МБОУ СОШ № 64, музеями, филармонией города Екатеринбурга, МБУ ДГБ № 5.
Комитет по взаимоотношению участников воспитательно-образовательного процесса оказывает помощь в проведении родительских собраний, экскурсий, музыкально-литературных композиций, спортивных
праздниках, конкурсов и других совместных мероприятий. По инициативе членов Комитета была организована экскурсия в дом-музей имени П. П. Бажова для воспитанников старших групп. Интересной находкой в работе этого Комитета был выездной визит в МБДОУ № 553 Свердловского Областного краеведческого музея с экспозицией фондовой коллекции.
Под руководством Комитета родители и воспитанники детского сада стали активными участниками в реализации программы «Здравствуй музей!»
Цели программы «Здравствуй музей!»:
• содействие становлению личности ребенка, развитие его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений, на основе наследия народов Урала, с учетом информационного ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музеев города Екатеринбурга.
• совершенствовать традиционные, разрабатывать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области музейной педагогики.
Во всех возрастных группах созданы мини музеи: «Боевой славы», «Моя любимая кукла», «Курочка Ряба», «Моя семья», «Мой лучший друг», «Урал - наш край родной».
Коллектив МБДОУ вместе с членами Попечительского совета работают над проектами, участвует в конкурсах и форумах.
Совместные проекты:
• участие в областном смотре-конкурсе по охране труда и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Свердловской области, вручена Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Президиума Свердловского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ (2010 г.);
• участие в X межрегиональной специализированной выставке «Мать и дитя. Семья и школа», вручен Диплом Лауреата в номинации «Образование» «Мир ребенка: ступени развития» (2010 г.);
• членство педагогического коллектива в сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского отделения Российской Академии Образования -Федеральная экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и профессиональной подго-
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
товки работников образования Министерства образования и науки РФ (2011 г.);
• участие в городском конкурсе «Лучшее муниципальное образовательное учреждение» в 2012 году - победители в номинации «Государственное - общественное управление: лучший опыт деятельности Совета образовательного учреждения», выиграли гранд в размере 100 000 рублей.
Попечительский совет выступает как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей. Попечительский совет как орган общественного управления МБДОУ № 553 является заказчиком образовательных услуг и направленности воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, активно участвует в решении вопросов связи с общественностью, участвует в выработке стратегии учреждения, в обсуждении используемых образовательных технологий.
Попечительский совет МБДОУ № 553 - это коллегиальных орган государственно-общественного управ-
ления, имеющий управленческие полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения, определенных Уставом образовательного учреждения.
За два года работы Попечительского совета в нашем дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что создание Попечительского совета было правильным решением. В дальнейшем мы планируем двигаться в том же направлении.
Литература
1. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Данилина Т.А., Лагода Т. С. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.,2005 г.
3. Поташник М.М.. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. № 2.
4. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
5. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
J
Трофимова Галина Александровна
педагог дополнительного образования МБДОУ д/с «Улыбка» г. Лянтор, Сургутский район
V
СКАЗКА РАЗВИВАЕТ, ВОСПИТЫВАЕТ, УЧИТ, ЛЕЧИТ
Л
Г
Аннотация. Автор раскрывает роль и функции сказок в раскрытии творческого потенциала детей.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, врачевание души, фантазия, творческие способности детей, проблемные ситуации.
Вот уже более пяти лет работаю по программе «Азбука общения». Замечательная программа, которую можно брать за основу и которая предполагает творческий к ней подход. На ее основе были сделаны разработки занятий по авторским сказкам Шорыгиной и Пахомовой как дополнение к основным занятиям, которые очень удачно легли на все разделы учебного плана. Например, первый раздел «Мир познания -единство с природой». Одно из занятий этого раздела - «Мой ласковый и нежный зверь». Очень хорошо подошла сказка из серии «Зеленых сказок» - «Кролик и зайчиха» о жизни домашних и диких животных. Или раздел «Этот странный взрослый мир». Одно из занятий - «Уважение к старшим». Сказка «Желтая птичка» из книги «Общительный сказки» помогла детям разобрать проблемную ситуацию, где девочка проявила неуважение к дедушке, и что ей помогло осознать свою ошибку.
А также использую книги «Уроки добра» и «Учимся сопереживать и сочувствовать», автор Семенака, где также главные помощники в рассмотрении проблемных ситуаций - сказочные персонажи.
Детям сказки близки и знакомы с самого раннего детства, поэтому они охотно занимаются решением проблем сказочных героев и одновременно на их примере обогащают свой жизненный опыт знаниями, навыками и умениями. Сказка развивает, воспитывает, учит и, как ни странно, лечит. Если вы заметили, то мы в последнее время очень часто слышим слово «сказкотерапия», что означает лечений сказкой. Сказки любят все, взрослые тоже. А ребенок не просто любит сказки - для него сказка - это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он наделяет удивительными маленькими и большими существами. Самые обыденные предметы в его сознании живут собственной насыщенной и интересной жизнью.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
67