Научная статья на тему 'Анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив'

Анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1091
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА / ФАКТО РЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОБЛЕМЫ И ВОЗ МОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ / STRUCTURE OF ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CULTURE IN THE CITY / THE FACTORS INFLUENCING ON ACTIVITY OF CULTURAL INSTITUTIONS / THE CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF CLUSTER INITIATIVES REALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губченкова Анна Сергеевна

Рассматриваются тенденции социально-экономического развития сфе ры культуры Санкт-Петербурга, анализируется количественный и каче ственный состав организаций культуры города. Оцениваются возможно сти мегаполиса по реализации кластерных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SPHERE OF CULTURE IN SAINT-PETERSBURG AND OPPORTUNITIES EVALUATION FOR CLUSTER INITIATIVES REALIZATION

The article considers tendencies of social and economic development of the sphere of culture in Saint-Petersburg. It analyzes the quantitative and qualitative number of cultural organizations in the city. And it evaluates the opportunities of the metropolis on the implementation of cluster initiatives.

Текст научной работы на тему «Анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив»

анализ сферы культуры

санкт-петербурга

и оценка

возможностей реализации кластерных инициатив

ANALYSIS OF THE SPHERE OF CULTURE IN SAINT-PETERSBURG AND OPPORTUNITIES EVALUATION FOR CLUSTER INITIATIVES REALIZATION

УДК 008(470.23-25): 334.012/.021

ГУБчЕНКоВА Анна Сергеевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

GUBCHENKOVA Anna Sergeevna

Associate Professor of the Economic and Social Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

Рассматриваются тенденции социально-экономического развития сферы культуры Санкт-Петербурга, анализируется количественный и качественный состав организаций культуры города. Оцениваются возможности мегаполиса по реализации кластерных инициатив.

Ключевые слова: структура организаций сферы культуры города, факторы, влияющие на деятельность организаций культуры, проблемы и возможности реализации кластерных инициатив.

Abstract.

The article considers tendencies of social and economic development of the sphere of culture in Saint-Petersburg. It analyzes the quantitative and qualitative number of cultural organizations in the city. And it evaluates the opportunities of the metropolis on the implementation of cluster initiatives.

Key words: structure of organizations in the sphere of culture in the city, the factors influencing on activity of cultural institutions, the challenges and opportunities of cluster initiatives realization.

Происходящие в последние десятилетия изменения в окружающей среде вносят значительные коррективы в развитие национальных экономик как промышленно развитых стран, так и стран, относимых ООН

к категории государств с переходной экономикой, что обусловливает возникновение кластеров как институциональной основы инновационного развития регионов и страны в целом.

В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», который представляет собой сетевую организацию географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного и регионального управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1].

Необходимо подчеркнуть, что с учетом национальных особенностей формирование кластеров в РФ основано на нисходящем подходе, который предполагает установление национальных и федеральных государственных приоритетов развития сферы, формирование стратегии развития и выбор субъектов, которые будут вовлечены в диалог. В этой связи последние годы в разных регионах России реализуются кластерные инициативы в разных сферах народного хозяйства. Однако состояние реального сектора экономики и оценка возможностей регионов все больше смещают приоритеты развития в сторону сферы культуры и искусства. Подобная ситуация характерна и для Санкт-Петербурга, где идею креативного кластера активно продвигает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Так, например, еще в сентябре 2010 года в рамках III Петербургского международного инновационного форума было подписано Соглашение об инициативе создания кластера креативных индустрий Санкт-Петербурга. Для определения приоритетных направлений в данной области необходимо отслеживать текущее состояния и тенденции развития сферы культуры.

Потенциальные возможности и особенности развития сферы культуры в Санкт-Петербурге обусловлены многими факторами. Оценивая состояние и перспективы развития сферы культуры Санкт-Петербурга целесообразно процитировать следующие высказывания.

Санкт-Петербург - один из общепризнанных центров мировой культуры, город, к названию которого нередко и не случайно добавляют титул «культурная столица» [2]. Эта роль определяется как количественными показателями деятельности учреждений

и организаций культуры, так и имиджевыми характеристиками Петербурга, проецируемыми на все сферы жизни города. В настоящее время высокая привлекательность Санкт-Петербурга как культурного центра связана с тем, что архитектурный ансамбль города и его окрестностей ХУШ-Х1Х вв. сохранился в практически неизменном виде [3].

По количеству архитектурных памятников и музеев город занимает третье место в мире после Парижа и Рима. Вокруг города располагается своеобразное ожерелье парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь исто-рико-художественными музеями [4].

Бесценное культурное наследие, включающее в себя шедевры выдающихся зодчих, богатейшие музейные собрания, вековые традиции прославленных мастеров и творческих коллективов соединены здесь с живой творческой деятельностью наших современников, их мастерством и новаторством. Сохраняя прошлое, петербургская культура живет настоящим и устремлена в будущее [2].

В таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, значительная часть крупнейших учреждений культуры находится в федеральном подчинении, основная масса - в городском подчинении, некоторые учреждения культуры, например детские досуговые центры, - в ведении муниципальных образований. Принципиально важным является наличие огромного количества негосударственных организаций культуры, большинство из которых слабо взаимодействует с государственными органами управления сферой культуры [3].

Общую структуру организаций сферы культуры таких правовых форм, как: государственные федеральные учреждения, государственные городские учреждения, государственные районные учреждения, областные, ведомственные учреждения, некоммерческие организации, негосударственные учреждения и коммерческие организации, можно представить в виде изображенной на рисунке 1 диаграммы, составленной на основе данных официального сайта Администрации Санкт-Петербурга [5].

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014

71

□ Федеральные учреждения

□ Государственные, областные и районные учреждения

□ Ведомственные учреждения

□ Некоммерческие организации

□ Негосударственные учреждения и коммерческие организации

Рисунок 1

Структура учреждений культуры Санкт-Петербурга по правовым формам

□ Арт-центры

□ Выставочные залы и галереи

□ Музеи и музеи-заповедники

□ Театры и концертные залы

□ Киностудии

□ Библиотеки

□ Образовательные учреждения

□ Прочие организации

Рисунок 2

Структура федеральных организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге

□ Арт-центры

□ Выставочные залы и галереи

□ Музеи и музеи-заповедники

□ Театры и концертные залы

□ Библиотеки

□ Образовательные учреждения

□ Парки

□ Кинотеатры

□ Прочие организации

Рисунок 3

Структура городских, областных и районных организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге

Для уточнения направлений деятельности был изучен состав учреждений культуры всех правовых форм. Диаграммы, отражающие федеральную и другие составляющие сферы культуры Санкт-Петербурга, представлены на рисунках 2-6 (составлены также на основе данных официального сайта Администрации Санкт-Петербурга).

Если в количественном отношении число учреждений культуры, находящихся в федеральном ведении, относительно невелико -13,4%, то с точки зрения уровня предоставляемых услуг именно эти учреждения, такие как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское село», Государственный академический Ма-риинский театр, Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Академический малый драматический театр - Театр Европы и другие являются самыми известными в имиджевом контексте для жителей города и туристов. Наибольший удельный вес среди федеральных организаций имеют музеи - 61,2%, далее следуют образовательные учреждения - 10,4%, в том числе 10 высших учебных заведений, некоторые из которых уже участвуют в проектах по созданию творческих кластеров (например: Санкт-Петербургская государственная Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), театры и концертные залы - 9,7% (рисунок 2).

Кроме того, на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность учреждения сферы культуры, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга (рисунок 3).

Доминируют по численности среди государственных городских учреждений музеи (21,8%), образовательные учреждения (среднего профессионального образования - 4,4%, дополнительного образования - 21,2%), театры разной направленности - музыкальные, драматические, детские (12,8%), библиотеки (12,3%).

Численность государственных районных учреждений - библиотек, дворцов и домов культуры: 63,4% и 15,4% соответственно. Кинотеатры составляют 4,4% городских учреждений культуры и 1,3% от районных учреждений. Завершает перечень государственных городских учреждений единственный в городе Ленинградский зоологический парк.

Государственные областные учреждения представляют три театра: драматический театр «Комедианты», драматический театр «На Васильевском», Интерьерный театр.

Ведомственные учреждения культуры (рисунок 4), функционирующие в Санкт-Петербурге, составляют 4,2% от общего числа учреждений культуры города - это прежде всего музеи (71,4%), в том числе музей телевидения ФГУП «НИИТ», музей Ольги Берггольц, дома и дворцы культуры (16,7%) - дворец культуры и науки СПбГУ дом культуры «Большевичка», театры (9,5%) - учебный театр «На Моховой», Эрмитажный театр и др.

□ Выставочные залы и галереи

□ Музеи

□ Театры

□ Дворцы и дома культуры

Рисунок 4

Структура ведомственных учреждений сферы культуры в Санкт-Петербурге

га

□ Арт-центры

□ Музеи

□ Театры и концертные залы

□ Творческие союзы ] Киностудии

□ Зарубежные культурные предста в ител ьства

Рисунок 5

Структура некоммерческих организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге

В числе некоммерческих организаций сферы культуры Санкт-Петербурга (рисунок 5) преобладают общественные организации, представляющие национальные культуры как коренных народов Российской Федерации, так и народов стран ближнего и дальнего зарубежья - 42,8%.

Вторыми по удельному весу среди некоммерческих организаций являются фонды и общественные организации по поддержке творческих работников (18,8%), творческие союзы (16,5%), а также музеи - 12,8%, которые составляют в то же время 8,8% от общего числа музеев Санкт-Петербурга.

Завершают данную выборку театры, концертные залы, два арт-центра, Санкт-Петербургская киностудия «Голос» и Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» из зарубежных культурных представительств.

По поводу деятельности Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» необходимо отметить , что данная организация активно участвует в культурной деятельности Санкт-Петербурга. Так, например, в период 2011-2012 гг. она принимала участие в проекте «Развитие партнерства в сфере креативных индустрий между Северо-Западом России и северными странами». В числе партнеров указанного

проекта был и Комитет по культуре Санкт-Петербурга.

В опубликованных итогах проекта приведены следующие данные по Санкт-Петербургу [6]:

• на долю творческих индустрий приходится 5% от общего числа компаний, действующих в городе;

• в креативном секторе занято 65 тысяч жителей, что составляет примерно 2% от общей занятости населения;

• 31% от общей численности компаний, занятых в творческих индустриях, относятся к малому бизнесу;

• совокупный оборот креативных инду-стрий с коррекцией теневого оборота оценивается в 2% от совокупного оборота организаций города.

Однако вернемся к структурной оценке учреждений сферы культуры.

Последним блоком на этом этапе исследования являются негосударственные учреждения и коммерческие организации сферы культуры в Санкт-Петербурге (рисунок 1), составляющие 17,8% от общего числа организаций культуры города. В данном случае лидируют по численности (рисунок 6) выставочные залы и галереи (27,0%), кинотеатры (19,1%) - из них 42,6% входящих в сети «Каро Фильм», «Кронверк Сине-ма», «Мираж Синема», театры (14,0%).

□ Арт-центры

□ Выставочные залы и галереи

□ Музеи

□ Театры и концертные залы

□ Парки

□ Киностудии

□ Кинотеатры

□ Прочие организации

Рисунок 6

Структура негосударственных учреждений и коммерческих организаций сферы культуры Санкт-Петербурга

К негосударственным учреждениям сферы культуры города относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 94,1% выставочных залов и галерей;

• 90,9% зарубежных культурных представительств;

• 72,3% кинотеатров;

• 57,1% научных центров;

• 57,1% киностудий;

• 54,5% арт-центров;

• 36,4% парков;

• 33,8% театров;

• 23,1% высших учебных заведений.

Кроме того, только в этой форме функционируют музыкальные клубы.

Все это безусловно создает определенную привлекательность для населения и возможность удовлетворения духовных потребностей.

Однако для оценки возможностей реализации творческих кластерных инициатив в Санкт-Петербурге необходимо изучить влияние и других факторов.

Рассуждая о целевой аудитории, необходимо учитывать тот факт, что наблюдается положительная динамика численности населения Санкт-Петербурга. При сопоставлении данных [8] на 1 января 2013 года и на 1 января 2014 года отмечается прирост на 2,1%, и по предварительной оценке целевая аудитория к 1 марта 2014 года увеличилась на 0,2%. В то

же время отмечается старение население города: соотношение экономически активного населения к общей численности 58,5%, средний возраст - 41,35 года [8], число лиц пенсионного возраста вдвое превышает численность детей до 16 лет [7].

Сохранение сложившихся демографических тенденций приведет к тому, что к 2026 г. доля населения пенсионного возраста достигнет 30%, а с учетом детей и групп недееспособных соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения будет составлять

1 : 1 [7].

Снижение численности экономически активного населения частично покрывает миграция - на 1 января 2013 года прирост составил 74,1 тыс. человек, на 1 января 2014 года -100,0 тыс. человек [8]. Миграционный прирост в Санкт-Петербурге - один из самых высоких в стране, в 2 раза выше, чем в Москве [7], но в условиях недостаточно благоприятного бизнес-климата, непривлекательных условий труда и качества жизни молодых специалистов происходит утечка наиболее мобильных и квалифицированных молодых специалистов вместе с их предпринимательскими проектами. Отток кадров составил 157,6 тыс. человек. Наблюдается примитивизация внешней миграции, приток мигрантов из стран СНГ характери-

зуется высокой долей жителей Узбекистана (на 1 января 2014 года - 10,8%), Такжикистана (3,5%) и т. д. [7], в структуре занятости прибывающих в Санкт-Петербург иностранных работников преобладают строительство, ЖКХ и транспорт, т.е. в основном прибывает низкоквалифицированная рабочая сила [7]. И это в свою очередь формирует дополнительную нагрузку на инфраструктуру и создает множество социальных проблем.

Как показало исследование, проведенное Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (и это только официальные данные), каждый четвертый иностранный мигрант планирует остаться жить в нашем городе, получив российское гражданство. Уровень относительной бедности в последние годы не снижается, несмотря на все расходы, заложенные в бюджет, и его социальную направленность. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума колеблется в пределах 9-11%.

Складывающаяся на рынке труда ситуация невольно приносит изменения и в области социально-культурного развития региона, в том числе несет угрозу деформации в структуре духовных потребностей населения.

Кроме того, по данным Петростата [8] отмечается следующая ситуация:

• по динамике реальных доходов населения города (рисунок 7) - временное повышение в конце 2013 года при сохранении общей годовой динамики;

• по всем основным секторам экономики Петербурга в первом квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года зафиксированы следующие изменения:

снижение выручки предприятий розничной (1,3%) и оптовой (9,6%) торговли, общественного питания (10,5%) и промышленного производства (6,3%);

рост - в транспортном секторе (8,8%) и связи (9,1%);

небольшой рост по итогам квартала в строительном секторе (1,7%), несмотря на падение выручки компаний по итогам марта (на 6,3%);

снижение объемов грузоперевозок только по грузам, перевезенным внутренним водным транспортом (8,3%);

рост объемов грузоперевозок по остальным видам транспорта: автотранспортом - на 27,2%, морским транспортом - на 15,7%, воздушным - на 6,3%.

С точки зрения инвестиционного климата тоже не наблюдается позитивных перемен -объем инвестиций в основной капитал крупных организаций, по данным Петростата, в январе 2014 г. составил 74,2% от января 2013 г.

Рисунок 7

Динамика реальных доходов населения Санкт-Петербурга (в % к декабрю 2012 года)

□ Способны стать движущей силой

□ Не имеют потенциала

□ Имеют ограниченный потенциал

□ Способны оказать некоторое воздействие на экономику города

Рисунок 8

Оценка экономического потенциала креативных индустрий в Санкт-Петербурге

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

0

г:

/—а

_

□ Управление и планирование

□ Предоставление средств

□ Законодательство и контроль

□ Защита интеллектуальной собственности

Экспорт

□ Оценка творческих навыков

□ Повышение компетенций в стратегическом планировании и бизнесе

Рисунок 9

Результаты оценки ключевых проблем и степени их важности для компаний творческих индустрий

К общим проблемам развития целесообразно добавить информацию, содержащуюся в Программе развития сферы культуры Санкт-Петербурга «Культурная столица» на 2012-2014 годы [2], а также результаты опросов участников проекта «Развитие партнерства в сфере креативных индустрий между Северо-Западом России и северными страна-ми»[6].

Структура мнений по оценке экономического потенциала креативных индустрий в Санкт-Петербурге представлена на рисунке 8.

Результаты оценки ключевых проблем и степени их важности для компаний творческих индустрий представлены на рисунок 9.

Балл 5 означал полное согласие, 1 - полное несогласие [6].

С точки зрения наличия необходимых площадей для размещения творческих кластеров в Санкт-Петербурге следует учитывать значительный объем зданий промышленных предприятий в центре города, которые уже выводятся или будут выводиться из оборота в обозримом будущем. По мнению экспертов [6], в историческом центре города промышленные территории занимают 41,4%.

Однако отмечается, что промышленные зоны находятся далеко не в лучшем состоянии [2; 6].

Обобщить изученную информацию о потенциальных возможностях для дальнейшей реализации кластерных инициатив целесообразно в форме СВОТ-анализа сектора культуры Санкт-Петербурга.

Сильные стороны:

• наличие культурных организаций разного статуса;

• понимание необходимости развития творческих индустрий со стороны городской администрации;

• наличие партнерских связей с организациями, реализующими программы по развитию творческих индустрий на Северо-западе России, в странах Северной Европы;

• функционирование системы непрерывного творческого образования.

Слабые стороны:

• недостаточная обеспеченность сохранности предметов Музейного фонда Россий-

ской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов;

• дефицит площадей и недостаток объектов недвижимости для целей культуры;

• недостаточная обеспеченность ряда районов Санкт-Петербурга библиотеками, куль-турно-досуговыми учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и концертными залами, в ряде случаев - отсутствие культуры «шаговой доступности» из-за неразвитости инфраструктуры;

• недостаточно высокий уровень возможностей для реализации личностного потенциала и масштабов персонального участия в культурных и социальных процессах - активные не только в бизнесе, но и в культурном смысле люди уезжают из Санкт-Петербурга и не планируют возвращаться - как следствие стареет художественная среда;

• кадровый дефицит в учреждениях дополнительного художественного и музыкального образование детей;

• отсутствие активности в поиске альтернативных средств финансирования, что свидетельствует об общей тенденции к инертности.

Возможности:

• дальнейшее лоббирование предпринимательского подхода к культуре в органах управления - не только в Комитете по культуре, но и департаменте экономического развития;

• высокие потенциальные потребности в услугах учреждений дополнительного художественного и музыкального образования детей;

• развитие современных информационных технологий, приводящее к изменению форм проведения досуга подрастающим поколением.

Угрозы:

• падение спроса на культуру, снижение общего культурного уровня горожан, в том числе из-за демографической ситуации;

• недостаточная развитость системы поддержки актеров, музыкантов, певцов и творцов иных профилей;

• отсутствие системной государственной поддержки малого предпринимательства во-

обще и предпринимательства в творческой сфере в частности;

• неразвитость единого культурно-информационного пространства, что приводит к ослаблению внимания к культурным событиям, к уменьшению возможной численности потребителей культуры и понижению конкурентной способности культуры на рынке досуга: массмедиа и индустрии развлечений;

• отсутствие информации о деятельности учреждений культуры, направленной на работу с детской аудиторией, сгруппированной по возрастному, жанровому, территориальному и иным критериям, не позволяет сфере культуры быть в полной мере включенной в воспитательный и образовательный процессы.

Однако несмотря на существующие проблемы у Санкт-Петербурга есть потенциал для дальнейшего инновационного развития

сферы культуры. Для успешной реализации кластерных инициатив в этой области предпринимаются необходимые действия. Подтверждением подобной точки зрения может служить новый исследовательский проект Calvert Forum, ориентированный на изучение успешных примеров развития творческих индустрий в различных странах мира, обмен прикладным опытом и внедрение лучших практик в регионах России. Проект инициирован факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета при участии Государственного Эрмитажа и британского благотворительного фонда Calvert [8].

Таким образом, анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив показали прекрасные возможности для развития данной сферы.

Список литературы

1. Яшева Г. А. Формирование кластерной стратегии регионального развития. URL: http://www.pandia.ru/text/77/152/14734.php (дата обращения: 23.04.14)

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2012 года № 113 «О Программе развития сферы культуры в Санкт-Петербурге «Культурная столица» на 2012-2014 годы (с изменениями на 10 апреля 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/537912883 (дата обращения: 25.04.14).

3. Роль сферы культуры в развитии туризма в Санкт-Петербурге. URL: http://other-referats.allbest.ru/sport/00158067_0.html (дата обращения: 25.04.14)

4. Лаврова Т. А., Николаева Т. П. Туристско-рекреационный потенциал Санкт-Петербурга и направления его развития. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tur-istsko-rekreatsionnyy-potentsial-sankt-peterburga-i-napravleniya-ego-razvitiya (дата обращения: 27.04.14).

5. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.spbcul-ture.ru/ru/institutions.html (дата обращения: 27.04.14).

6. Развитие партнерства в творческих индустриях северного измерения. URL: http:// spbicp.ru/UserFiles/File/Developing%20partnerships. pdf (дата обращения: 26.04.14).

7. Заявление фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, 23.10.2013. URL: http://www.yabloko.ru/regnews/Spb/ 2013/10/23 (дата обращения: 27.04.14).

8. Официальный сайт Петростата. URL: http://petrostat.gks.ru/wps /wcm/connect/ rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/ (дата обращения: 27.04.14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. CALVERT FORUM. URL: http://calvertforum.ru/ (дата обращения: 27.04.14).

петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.