анализ сферы культуры
санкт-петербурга
и оценка
возможностей реализации кластерных инициатив
ANALYSIS OF THE SPHERE OF CULTURE IN SAINT-PETERSBURG AND OPPORTUNITIES EVALUATION FOR CLUSTER INITIATIVES REALIZATION
УДК 008(470.23-25): 334.012/.021
ГУБчЕНКоВА Анна Сергеевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
GUBCHENKOVA Anna Sergeevna
Associate Professor of the Economic and Social Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
Рассматриваются тенденции социально-экономического развития сферы культуры Санкт-Петербурга, анализируется количественный и качественный состав организаций культуры города. Оцениваются возможности мегаполиса по реализации кластерных инициатив.
Ключевые слова: структура организаций сферы культуры города, факторы, влияющие на деятельность организаций культуры, проблемы и возможности реализации кластерных инициатив.
Abstract.
The article considers tendencies of social and economic development of the sphere of culture in Saint-Petersburg. It analyzes the quantitative and qualitative number of cultural organizations in the city. And it evaluates the opportunities of the metropolis on the implementation of cluster initiatives.
Key words: structure of organizations in the sphere of culture in the city, the factors influencing on activity of cultural institutions, the challenges and opportunities of cluster initiatives realization.
Происходящие в последние десятилетия изменения в окружающей среде вносят значительные коррективы в развитие национальных экономик как промышленно развитых стран, так и стран, относимых ООН
к категории государств с переходной экономикой, что обусловливает возникновение кластеров как институциональной основы инновационного развития регионов и страны в целом.
В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», который представляет собой сетевую организацию географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного и регионального управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1].
Необходимо подчеркнуть, что с учетом национальных особенностей формирование кластеров в РФ основано на нисходящем подходе, который предполагает установление национальных и федеральных государственных приоритетов развития сферы, формирование стратегии развития и выбор субъектов, которые будут вовлечены в диалог. В этой связи последние годы в разных регионах России реализуются кластерные инициативы в разных сферах народного хозяйства. Однако состояние реального сектора экономики и оценка возможностей регионов все больше смещают приоритеты развития в сторону сферы культуры и искусства. Подобная ситуация характерна и для Санкт-Петербурга, где идею креативного кластера активно продвигает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Так, например, еще в сентябре 2010 года в рамках III Петербургского международного инновационного форума было подписано Соглашение об инициативе создания кластера креативных индустрий Санкт-Петербурга. Для определения приоритетных направлений в данной области необходимо отслеживать текущее состояния и тенденции развития сферы культуры.
Потенциальные возможности и особенности развития сферы культуры в Санкт-Петербурге обусловлены многими факторами. Оценивая состояние и перспективы развития сферы культуры Санкт-Петербурга целесообразно процитировать следующие высказывания.
Санкт-Петербург - один из общепризнанных центров мировой культуры, город, к названию которого нередко и не случайно добавляют титул «культурная столица» [2]. Эта роль определяется как количественными показателями деятельности учреждений
и организаций культуры, так и имиджевыми характеристиками Петербурга, проецируемыми на все сферы жизни города. В настоящее время высокая привлекательность Санкт-Петербурга как культурного центра связана с тем, что архитектурный ансамбль города и его окрестностей ХУШ-Х1Х вв. сохранился в практически неизменном виде [3].
По количеству архитектурных памятников и музеев город занимает третье место в мире после Парижа и Рима. Вокруг города располагается своеобразное ожерелье парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь исто-рико-художественными музеями [4].
Бесценное культурное наследие, включающее в себя шедевры выдающихся зодчих, богатейшие музейные собрания, вековые традиции прославленных мастеров и творческих коллективов соединены здесь с живой творческой деятельностью наших современников, их мастерством и новаторством. Сохраняя прошлое, петербургская культура живет настоящим и устремлена в будущее [2].
В таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, значительная часть крупнейших учреждений культуры находится в федеральном подчинении, основная масса - в городском подчинении, некоторые учреждения культуры, например детские досуговые центры, - в ведении муниципальных образований. Принципиально важным является наличие огромного количества негосударственных организаций культуры, большинство из которых слабо взаимодействует с государственными органами управления сферой культуры [3].
Общую структуру организаций сферы культуры таких правовых форм, как: государственные федеральные учреждения, государственные городские учреждения, государственные районные учреждения, областные, ведомственные учреждения, некоммерческие организации, негосударственные учреждения и коммерческие организации, можно представить в виде изображенной на рисунке 1 диаграммы, составленной на основе данных официального сайта Администрации Санкт-Петербурга [5].
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
71
□ Федеральные учреждения
□ Государственные, областные и районные учреждения
□ Ведомственные учреждения
□ Некоммерческие организации
□ Негосударственные учреждения и коммерческие организации
Рисунок 1
Структура учреждений культуры Санкт-Петербурга по правовым формам
□ Арт-центры
□ Выставочные залы и галереи
□ Музеи и музеи-заповедники
□ Театры и концертные залы
□ Киностудии
□ Библиотеки
□ Образовательные учреждения
□ Прочие организации
Рисунок 2
Структура федеральных организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге
□ Арт-центры
□ Выставочные залы и галереи
□ Музеи и музеи-заповедники
□ Театры и концертные залы
□ Библиотеки
□ Образовательные учреждения
□ Парки
□ Кинотеатры
□ Прочие организации
Рисунок 3
Структура городских, областных и районных организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге
Для уточнения направлений деятельности был изучен состав учреждений культуры всех правовых форм. Диаграммы, отражающие федеральную и другие составляющие сферы культуры Санкт-Петербурга, представлены на рисунках 2-6 (составлены также на основе данных официального сайта Администрации Санкт-Петербурга).
Если в количественном отношении число учреждений культуры, находящихся в федеральном ведении, относительно невелико -13,4%, то с точки зрения уровня предоставляемых услуг именно эти учреждения, такие как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское село», Государственный академический Ма-риинский театр, Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Академический малый драматический театр - Театр Европы и другие являются самыми известными в имиджевом контексте для жителей города и туристов. Наибольший удельный вес среди федеральных организаций имеют музеи - 61,2%, далее следуют образовательные учреждения - 10,4%, в том числе 10 высших учебных заведений, некоторые из которых уже участвуют в проектах по созданию творческих кластеров (например: Санкт-Петербургская государственная Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), театры и концертные залы - 9,7% (рисунок 2).
Кроме того, на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность учреждения сферы культуры, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга (рисунок 3).
Доминируют по численности среди государственных городских учреждений музеи (21,8%), образовательные учреждения (среднего профессионального образования - 4,4%, дополнительного образования - 21,2%), театры разной направленности - музыкальные, драматические, детские (12,8%), библиотеки (12,3%).
Численность государственных районных учреждений - библиотек, дворцов и домов культуры: 63,4% и 15,4% соответственно. Кинотеатры составляют 4,4% городских учреждений культуры и 1,3% от районных учреждений. Завершает перечень государственных городских учреждений единственный в городе Ленинградский зоологический парк.
Государственные областные учреждения представляют три театра: драматический театр «Комедианты», драматический театр «На Васильевском», Интерьерный театр.
Ведомственные учреждения культуры (рисунок 4), функционирующие в Санкт-Петербурге, составляют 4,2% от общего числа учреждений культуры города - это прежде всего музеи (71,4%), в том числе музей телевидения ФГУП «НИИТ», музей Ольги Берггольц, дома и дворцы культуры (16,7%) - дворец культуры и науки СПбГУ дом культуры «Большевичка», театры (9,5%) - учебный театр «На Моховой», Эрмитажный театр и др.
□ Выставочные залы и галереи
□ Музеи
□ Театры
□ Дворцы и дома культуры
Рисунок 4
Структура ведомственных учреждений сферы культуры в Санкт-Петербурге
га
□ Арт-центры
□ Музеи
□ Театры и концертные залы
□ Творческие союзы ] Киностудии
□ Зарубежные культурные предста в ител ьства
Рисунок 5
Структура некоммерческих организаций сферы культуры в Санкт-Петербурге
В числе некоммерческих организаций сферы культуры Санкт-Петербурга (рисунок 5) преобладают общественные организации, представляющие национальные культуры как коренных народов Российской Федерации, так и народов стран ближнего и дальнего зарубежья - 42,8%.
Вторыми по удельному весу среди некоммерческих организаций являются фонды и общественные организации по поддержке творческих работников (18,8%), творческие союзы (16,5%), а также музеи - 12,8%, которые составляют в то же время 8,8% от общего числа музеев Санкт-Петербурга.
Завершают данную выборку театры, концертные залы, два арт-центра, Санкт-Петербургская киностудия «Голос» и Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» из зарубежных культурных представительств.
По поводу деятельности Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» необходимо отметить , что данная организация активно участвует в культурной деятельности Санкт-Петербурга. Так, например, в период 2011-2012 гг. она принимала участие в проекте «Развитие партнерства в сфере креативных индустрий между Северо-Западом России и северными странами». В числе партнеров указанного
проекта был и Комитет по культуре Санкт-Петербурга.
В опубликованных итогах проекта приведены следующие данные по Санкт-Петербургу [6]:
• на долю творческих индустрий приходится 5% от общего числа компаний, действующих в городе;
• в креативном секторе занято 65 тысяч жителей, что составляет примерно 2% от общей занятости населения;
• 31% от общей численности компаний, занятых в творческих индустриях, относятся к малому бизнесу;
• совокупный оборот креативных инду-стрий с коррекцией теневого оборота оценивается в 2% от совокупного оборота организаций города.
Однако вернемся к структурной оценке учреждений сферы культуры.
Последним блоком на этом этапе исследования являются негосударственные учреждения и коммерческие организации сферы культуры в Санкт-Петербурге (рисунок 1), составляющие 17,8% от общего числа организаций культуры города. В данном случае лидируют по численности (рисунок 6) выставочные залы и галереи (27,0%), кинотеатры (19,1%) - из них 42,6% входящих в сети «Каро Фильм», «Кронверк Сине-ма», «Мираж Синема», театры (14,0%).
□ Арт-центры
□ Выставочные залы и галереи
□ Музеи
□ Театры и концертные залы
□ Парки
□ Киностудии
□ Кинотеатры
□ Прочие организации
Рисунок 6
Структура негосударственных учреждений и коммерческих организаций сферы культуры Санкт-Петербурга
К негосударственным учреждениям сферы культуры города относятся:
• 94,1% выставочных залов и галерей;
• 90,9% зарубежных культурных представительств;
• 72,3% кинотеатров;
• 57,1% научных центров;
• 57,1% киностудий;
• 54,5% арт-центров;
• 36,4% парков;
• 33,8% театров;
• 23,1% высших учебных заведений.
Кроме того, только в этой форме функционируют музыкальные клубы.
Все это безусловно создает определенную привлекательность для населения и возможность удовлетворения духовных потребностей.
Однако для оценки возможностей реализации творческих кластерных инициатив в Санкт-Петербурге необходимо изучить влияние и других факторов.
Рассуждая о целевой аудитории, необходимо учитывать тот факт, что наблюдается положительная динамика численности населения Санкт-Петербурга. При сопоставлении данных [8] на 1 января 2013 года и на 1 января 2014 года отмечается прирост на 2,1%, и по предварительной оценке целевая аудитория к 1 марта 2014 года увеличилась на 0,2%. В то
же время отмечается старение население города: соотношение экономически активного населения к общей численности 58,5%, средний возраст - 41,35 года [8], число лиц пенсионного возраста вдвое превышает численность детей до 16 лет [7].
Сохранение сложившихся демографических тенденций приведет к тому, что к 2026 г. доля населения пенсионного возраста достигнет 30%, а с учетом детей и групп недееспособных соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения будет составлять
1 : 1 [7].
Снижение численности экономически активного населения частично покрывает миграция - на 1 января 2013 года прирост составил 74,1 тыс. человек, на 1 января 2014 года -100,0 тыс. человек [8]. Миграционный прирост в Санкт-Петербурге - один из самых высоких в стране, в 2 раза выше, чем в Москве [7], но в условиях недостаточно благоприятного бизнес-климата, непривлекательных условий труда и качества жизни молодых специалистов происходит утечка наиболее мобильных и квалифицированных молодых специалистов вместе с их предпринимательскими проектами. Отток кадров составил 157,6 тыс. человек. Наблюдается примитивизация внешней миграции, приток мигрантов из стран СНГ характери-
зуется высокой долей жителей Узбекистана (на 1 января 2014 года - 10,8%), Такжикистана (3,5%) и т. д. [7], в структуре занятости прибывающих в Санкт-Петербург иностранных работников преобладают строительство, ЖКХ и транспорт, т.е. в основном прибывает низкоквалифицированная рабочая сила [7]. И это в свою очередь формирует дополнительную нагрузку на инфраструктуру и создает множество социальных проблем.
Как показало исследование, проведенное Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (и это только официальные данные), каждый четвертый иностранный мигрант планирует остаться жить в нашем городе, получив российское гражданство. Уровень относительной бедности в последние годы не снижается, несмотря на все расходы, заложенные в бюджет, и его социальную направленность. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума колеблется в пределах 9-11%.
Складывающаяся на рынке труда ситуация невольно приносит изменения и в области социально-культурного развития региона, в том числе несет угрозу деформации в структуре духовных потребностей населения.
Кроме того, по данным Петростата [8] отмечается следующая ситуация:
• по динамике реальных доходов населения города (рисунок 7) - временное повышение в конце 2013 года при сохранении общей годовой динамики;
• по всем основным секторам экономики Петербурга в первом квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года зафиксированы следующие изменения:
снижение выручки предприятий розничной (1,3%) и оптовой (9,6%) торговли, общественного питания (10,5%) и промышленного производства (6,3%);
рост - в транспортном секторе (8,8%) и связи (9,1%);
небольшой рост по итогам квартала в строительном секторе (1,7%), несмотря на падение выручки компаний по итогам марта (на 6,3%);
снижение объемов грузоперевозок только по грузам, перевезенным внутренним водным транспортом (8,3%);
рост объемов грузоперевозок по остальным видам транспорта: автотранспортом - на 27,2%, морским транспортом - на 15,7%, воздушным - на 6,3%.
С точки зрения инвестиционного климата тоже не наблюдается позитивных перемен -объем инвестиций в основной капитал крупных организаций, по данным Петростата, в январе 2014 г. составил 74,2% от января 2013 г.
Рисунок 7
Динамика реальных доходов населения Санкт-Петербурга (в % к декабрю 2012 года)
□ Способны стать движущей силой
□ Не имеют потенциала
□ Имеют ограниченный потенциал
□ Способны оказать некоторое воздействие на экономику города
Рисунок 8
Оценка экономического потенциала креативных индустрий в Санкт-Петербурге
3,5
3
2,5
2
1,5
1
0,5
0
г:
/—а
_
□ Управление и планирование
□ Предоставление средств
□ Законодательство и контроль
□ Защита интеллектуальной собственности
Экспорт
□ Оценка творческих навыков
□ Повышение компетенций в стратегическом планировании и бизнесе
Рисунок 9
Результаты оценки ключевых проблем и степени их важности для компаний творческих индустрий
К общим проблемам развития целесообразно добавить информацию, содержащуюся в Программе развития сферы культуры Санкт-Петербурга «Культурная столица» на 2012-2014 годы [2], а также результаты опросов участников проекта «Развитие партнерства в сфере креативных индустрий между Северо-Западом России и северными страна-ми»[6].
Структура мнений по оценке экономического потенциала креативных индустрий в Санкт-Петербурге представлена на рисунке 8.
Результаты оценки ключевых проблем и степени их важности для компаний творческих индустрий представлены на рисунок 9.
Балл 5 означал полное согласие, 1 - полное несогласие [6].
С точки зрения наличия необходимых площадей для размещения творческих кластеров в Санкт-Петербурге следует учитывать значительный объем зданий промышленных предприятий в центре города, которые уже выводятся или будут выводиться из оборота в обозримом будущем. По мнению экспертов [6], в историческом центре города промышленные территории занимают 41,4%.
Однако отмечается, что промышленные зоны находятся далеко не в лучшем состоянии [2; 6].
Обобщить изученную информацию о потенциальных возможностях для дальнейшей реализации кластерных инициатив целесообразно в форме СВОТ-анализа сектора культуры Санкт-Петербурга.
Сильные стороны:
• наличие культурных организаций разного статуса;
• понимание необходимости развития творческих индустрий со стороны городской администрации;
• наличие партнерских связей с организациями, реализующими программы по развитию творческих индустрий на Северо-западе России, в странах Северной Европы;
• функционирование системы непрерывного творческого образования.
Слабые стороны:
• недостаточная обеспеченность сохранности предметов Музейного фонда Россий-
ской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов;
• дефицит площадей и недостаток объектов недвижимости для целей культуры;
• недостаточная обеспеченность ряда районов Санкт-Петербурга библиотеками, куль-турно-досуговыми учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и концертными залами, в ряде случаев - отсутствие культуры «шаговой доступности» из-за неразвитости инфраструктуры;
• недостаточно высокий уровень возможностей для реализации личностного потенциала и масштабов персонального участия в культурных и социальных процессах - активные не только в бизнесе, но и в культурном смысле люди уезжают из Санкт-Петербурга и не планируют возвращаться - как следствие стареет художественная среда;
• кадровый дефицит в учреждениях дополнительного художественного и музыкального образование детей;
• отсутствие активности в поиске альтернативных средств финансирования, что свидетельствует об общей тенденции к инертности.
Возможности:
• дальнейшее лоббирование предпринимательского подхода к культуре в органах управления - не только в Комитете по культуре, но и департаменте экономического развития;
• высокие потенциальные потребности в услугах учреждений дополнительного художественного и музыкального образования детей;
• развитие современных информационных технологий, приводящее к изменению форм проведения досуга подрастающим поколением.
Угрозы:
• падение спроса на культуру, снижение общего культурного уровня горожан, в том числе из-за демографической ситуации;
• недостаточная развитость системы поддержки актеров, музыкантов, певцов и творцов иных профилей;
• отсутствие системной государственной поддержки малого предпринимательства во-
обще и предпринимательства в творческой сфере в частности;
• неразвитость единого культурно-информационного пространства, что приводит к ослаблению внимания к культурным событиям, к уменьшению возможной численности потребителей культуры и понижению конкурентной способности культуры на рынке досуга: массмедиа и индустрии развлечений;
• отсутствие информации о деятельности учреждений культуры, направленной на работу с детской аудиторией, сгруппированной по возрастному, жанровому, территориальному и иным критериям, не позволяет сфере культуры быть в полной мере включенной в воспитательный и образовательный процессы.
Однако несмотря на существующие проблемы у Санкт-Петербурга есть потенциал для дальнейшего инновационного развития
сферы культуры. Для успешной реализации кластерных инициатив в этой области предпринимаются необходимые действия. Подтверждением подобной точки зрения может служить новый исследовательский проект Calvert Forum, ориентированный на изучение успешных примеров развития творческих индустрий в различных странах мира, обмен прикладным опытом и внедрение лучших практик в регионах России. Проект инициирован факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета при участии Государственного Эрмитажа и британского благотворительного фонда Calvert [8].
Таким образом, анализ сферы культуры Санкт-Петербурга и оценка возможностей реализации кластерных инициатив показали прекрасные возможности для развития данной сферы.
Список литературы
1. Яшева Г. А. Формирование кластерной стратегии регионального развития. URL: http://www.pandia.ru/text/77/152/14734.php (дата обращения: 23.04.14)
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2012 года № 113 «О Программе развития сферы культуры в Санкт-Петербурге «Культурная столица» на 2012-2014 годы (с изменениями на 10 апреля 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/537912883 (дата обращения: 25.04.14).
3. Роль сферы культуры в развитии туризма в Санкт-Петербурге. URL: http://other-referats.allbest.ru/sport/00158067_0.html (дата обращения: 25.04.14)
4. Лаврова Т. А., Николаева Т. П. Туристско-рекреационный потенциал Санкт-Петербурга и направления его развития. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tur-istsko-rekreatsionnyy-potentsial-sankt-peterburga-i-napravleniya-ego-razvitiya (дата обращения: 27.04.14).
5. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.spbcul-ture.ru/ru/institutions.html (дата обращения: 27.04.14).
6. Развитие партнерства в творческих индустриях северного измерения. URL: http:// spbicp.ru/UserFiles/File/Developing%20partnerships. pdf (дата обращения: 26.04.14).
7. Заявление фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, 23.10.2013. URL: http://www.yabloko.ru/regnews/Spb/ 2013/10/23 (дата обращения: 27.04.14).
8. Официальный сайт Петростата. URL: http://petrostat.gks.ru/wps /wcm/connect/ rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/ (дата обращения: 27.04.14).
9. CALVERT FORUM. URL: http://calvertforum.ru/ (дата обращения: 27.04.14).
петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
79