Научная статья на тему 'Отраслевые особенности развития экономической деятельности в сфере культуры'

Отраслевые особенности развития экономической деятельности в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ECONOMIC ENTITY / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / КУЛЬТУРНАЯ УСЛУГА / УЧРЕЖДЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL SERVICES / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Мария Ивановна, Сотникова Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования процессовразвития рыночных отношений в сфере культуры. Представлена органи-зационно-правовая структура исполнителей государственных заданий.Проанализированы основные показатели экономической деятельности всфере культуры, в том числе в области творческих индустрий. Предложенаразвернутая классификация видов экономической деятельности в отрасли иосновные стимулы для ее активизации. Даны рекомендации по учету вкладатворческих индустрий в экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANCH FEATURES OF THE ECONOMIC ACTIVITIES DEVELOPMENT IN THE FIELD OF CULTURE

The article deals with problems of state regulation of the development processes ofmarket relations in the sphere of culture. It presents the organizational and legalstructure of the state tasks performers. It analyses main indicators of economic activity in the cultural sphere including creative industries field. It offers a detailed classification of economic activities in the sector and the main stimulus to activate it. It gives recommendations on the creative industries contribution to the economy.

Текст научной работы на тему «Отраслевые особенности развития экономической деятельности в сфере культуры»

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

BRANCH FEATURES OF THE ECONOMIC ACTIVITIES DEVELOPMENT IN THE FIELD OF CULTURE

УДК 33:008

ПОПОВА Мария Ивановна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Cанкт-Петер-бургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, [email protected]

POPOVA, Mariya Ivanovna

Professor at the Management in Economic and Social Processes Department of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, Honoured Economist of Russia, [email protected]

СОТНИКОВА Анастасия Сергеевна

старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, sotnikova.anastasia@ gmail.com

SOTNIKOVA, Anastasiya Sergeevna

Senior Lecturer at the Management in Economic and Social Processes Department of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования процессов развития рыночных отношений в сфере культуры. Представлена организационно-правовая структура исполнителей государственных заданий. Проанализированы основные показатели экономической деятельности в сфере культуры, в том числе в области творческих индустрий. Предложена развернутая классификация видов экономической деятельности в отрасли и основные стимулы для ее активизации. Даны рекомендации по учету вклада творческих индустрий в экономику страны.

Ключевые слова: культурная политика, экономическая деятельность, экономический субъект, творческие индустрии, культурная услуга, учреждения сферы культуры.

Abstract.

The article deals with problems of state regulation of the development processes of market relations in the sphere of culture. It presents the organizational and legal

© Попова M. И., Сотникова А. С., 2017.

structure of the state tasks performers. It analyses main indicators of economic activity in the cultural sphere including creative industries field. It offers a detailed classification of economic activities in the sector and the main stimulus to activate it. It gives recommendations on the creative industries contribution to the economy.

Key words: cultural policy, economic activity, economic entity, creative industries, cultural services; cultural institutions.

На современном этапе общественного развития повышается роль сферы культуры в осуществлении социально-экономических преобразований и, как следствие, происходит переосмысление приоритетов государственной культурной политики. Сохраняя позиции регулирующего органа, государство осуществляет поиск новых инструментов управления, способных качественно повлиять на расширение спектра культурных услуг и продуктов для удовлетворения растущих запросов населения. Эти инструменты нацелены на активизацию рыночных отношений в отрасли и использование коммерческого потенциала ее экономических субъектов для роста собственных ресурсов, которые могли бы быть использованы на саморазвитие и самофинансирование. Заметим, что в соответствии с федеральным законодательством [1] любые юридические и физические лица, формирующие отчетность о финансовом положении, именуются экономическими субъектами, при этом их деятельность называется экономической, независимо от того, профинансирована ли она за счет бюджета или выполнена за счет внебюджетных источников. Важно подчеркнуть, что в последнее время темпы роста этих источников заметно упали. К примеру, в 2015 г. индекс физического объема платных культурных услуг населению составил лишь 98,7% к 2014 г.

Для того чтобы выявить проблемы и определить направления дальнейшего развития отрасли с экономических позиций, рассмотрим две основных особенности ее функционирования.

Первая особенность касается структуры исполнителей культурных услуг и продуктов

в отрасли, когда одни и те же их виды могут быть реализованы как государственным сектором культуры (для упрощения включаем в данную группу и муниципальный уровень), так и негосударственным. В свою очередь к государственному сектору относятся экономические субъекты, которые подразделяются на:

• учреждения, имеющие учредителя в лице органов государственной власти или органов местного самоуправления;

• некоммерческие и коммерческие организации, собственником имущества которых является государство.

Негосударственный сектор, напротив, государству не принадлежит, хотя экономические субъекты вправе на конкурсной основе участвовать в реализации культурных программ, имеющих общественную полезность. Как и в зарубежных странах, его основу составляют творческие организации. Этот сектор в основном представлен малыми и микропредприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Для активизации экономической деятельности в государственном секторе культуры были расширены виды организационно-правовых форм учреждений, предполагающие повышение мотивации коллективов в росте доходности услуг и продуктов, выполняемых сверх государственных заданий. В результате к 2016 г. структура их исполнителей представлена:

• казенными учреждениями, которые в реальности не получают дополнительных доходов и полностью финансируются за счет бюджета;

• бюджетными, наделенными правами по использованию дополнительно полученных

доходов на собственные нужды под контролем государства;

• автономными, которые с позиций получения и распределения полученных сверх бюджетного финансирования доходов более независимы от государства по сравнению с бюджетными (таблица 1).

Всего на оплату государственных услуг, продуктов и укрепление материальной базы сферы культуры, включенных в разряд расходных обязательств государства, в 2016 г. выделено за счет бюджетов всех уровней свыше 600 млрд руб., что составляет 1,7 % от общих расходов Правительства, или 0,7% от ВВП. Современная форма финансового обеспечения государственных обязательств в виде целевых субсидий существенно отличается от финансовой поддержки подведомственных учреждений, она ориентирована на измеримый результат экономической дея-

тельности и позволяет расширять ее виды за счет коммерческой инициативы. Важно еще раз подчеркнуть, что для населения государственные услуги предоставляются бесплатно, а для экономических субъектов, оказывающих эти услуги, средства бюджета являются гарантированным доходом.

Однако успех реализации направлений культурной политики зависит не столько от объемов бюджета, сколько от создания условий для упрочения связей между государством, экономическими субъектами, благотворителями, меценатами и спонсорами. Подобные отношения предоставляют возможность реализации совместных культурных проектов, а также способствуют поддержанию внутреннего потенциала организаций сферы культуры, сохранению культурно-исторического наследия, кроме того, привлечению финансовых и товарных потоков, получению

Таблица1

Организационно-правовая структура учреждений культуры на 1 января 2016 г.

Типы учреждений Количество Удельный вес Организационно -правовые формы Количество Удельный вес, %

Всего учреждений, из них 23260 100% 23260

Федеральные 551 2,4% Казенные 170 30,9

Бюджетные 377 68

Автономные 4 0,7

Всего федеральных: 551 100

Региональные 2470 10,6% Казенные 346 14

Бюджетные 1675 68

Автономные 449 18

Всего региональных: 2470 100

Муниципальные 20239 87% Казенные 6973 34,5

Бюджетные 12001 59,3

Автономные 1265 6,3

Всего муниципальных: 20239 100

Примечание: составлено по данным Единого портала бюджетной системы РФ [2].

дополнительных консультационных и информационных услуг.

В Государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. [5], Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [10] и других официальных документах вопросы развития рыночных отношений в культуре затронуты весьма скупо. Более четко они прозвучали в «Основах государственной культурной политики» [3], утвержденных в 2014 г. В них впервые упоминается о необходимости капитализации культурных услуг и продуктов как экономических ценностей и более широком их представлении на рынке. Тем самым подчеркнута не только значимость укрепления государственно-частного партнерства, но и необходимость повышения вклада культуры в экономику государства. Об этом можно судить лишь частично на основе анализа структуры расходов населения на платные услуги. По данным на 2014 г., на сферу культуры приходится лишь 1,7 % от общего объема платных услуг, при этом важно заметить, что продажа культурных услуг и продуктов, осуществляемых через интернет (по оценкам экспертов, в 2015 г. объем рынка составил 12 млрд руб.), а также высокий объем теневого сектора в данной сфере (по оценкам экспертов, в 2015 г. его объем составил 23 млрд руб.) не находит отражения в статистической отчетности.

Следующая особенность развития экономической деятельности в культуре касается многообразия структуры предоставляемых услуг и продуктов по их видам. Сосредоточим внимание на творческих индустриях, которые в соответствии с «Основами государственной культурной политики» представляют собой организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности и капитализацию культурных продуктов и их представление на рынке [3]. Они включают в себя следующие направления: промышленный дизайн, индустрию моды, музыку, кино, телевидение, производство компьютерных игр, галерейный и издательский бизнес, книготорговлю, рекламное производство, средства массовой информа-

ции. В целом разнообразная экономическая деятельность творческих индустрий находится в промежутке между сферой регулирования Министерства культуры, с одной стороны, и Министерства экономического развития и торговли - с другой. А, как известно, у семи нянек дитя без глазу: большинство подобных организаций официальной статистикой не идентифицируется, а Федеральной службой государственной статистики не ведется наблюдения за результатами экономической деятельности отрасли, так как они отражаются по разделу «Оказание других коммунальных, социальных и персональных услуг», что не позволяет определить масштабы деятельности отраслевого рынка в целом по стране.

Результаты вклада организаций культуры в экономику страны были получены независимыми экспертами лишь по двум субъектам Российской Федерации (Москве и Санкт-Петербургу) [4], что подтверждает актуальность данной проблемы (таблица 2).

Самые высокие показатели по количеству музеев, галерей, театров, концертных площадок, а также оценки вклада творческих индустрий в городскую экономику (процент от валового регионального продукта) имеет Москва. В настоящий момент в столице сосредоточено больше всего инвестиционных ресурсов, а по данным Calvet 22 [4], Москва входит в пятерку городов мира по объему реализуемых рекламных услуг (в 2014 г. объем рынка рекламы в Российской Федерации составил 355,8 млрд руб., из которых на столицу приходятся 40%). К известным проектам творческих индустрий, базирующихся в Москве, относятся LinguaLeo, Narr8, уже вышедшие на международный уровень, центр новых технологий и технологического предпринимательства Digital October, холдинг Look at Media, Яндекс, Mail.ru, студия веб-дизайна Артемия Лебедева, Архитектурная школа МАРШ, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, Институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького, арт-кластер «Флакон» и др. Следует отметить, что правительство Москвы разделяет важность развития креативного сектора и способствует созданию площадок

петербургский экономическии журнал

№ 1

2017

32

Таблица 2

Основные показатели экономической деятельности в сфере культуры в Москве и Санкт-Петербурге за 2014 год

Москва Значения

Население, человек 12 108 257

Валовой региональный продукт (ВРП на душу населения), долл. 29 583

Вклад креативных индустрий в городскую экономику, % от ВРП 8

Доля малого и среднего бизнеса в городской экономике, % 25

Количество музеев и галерей, шт. 446

Количество театров и концертных площадок, шт. 181

Количество людей с высшим образованием, % от общего трудоспособного населения 49

*Известные креативные компании (бренды): «Гараж» (искусство), «Стрелка» (образование), Яндекс (интернет)

Санкт-Петербург Значения

Население, человек 5 131 942

Валовой региональный продукт (ВРП на душу населения), долл. 15 310

Вклад креативных индустрий в городскую экономику, % от ВРП 6

Занятость в креативных индустриях, человек 65 000

Занятость в % от общего трудоспособного населения, % 2

Доля малого и среднего бизнеса в городской экономике, % 28,8

Количество музеев и галерей, шт. 271

Количество театров и концертных площадок, шт. 169

Количество людей с высшим образованием, % от общего трудоспособного населения 66

*Известные креативные компании (бренды): Государственный Эрмитаж (искусство), «ВКонтакте» (интернет), Aurora Fashion Week (мода), Форум 3D журналистики (образование)

для обмена опытом и мнениями представителей сферы. В столице Российской Федерации существует множество инкубаторов и лабораторий для представителей индустрий, позволяющих испытать силы креативных специалистов в реализации творческих идей. В городе организовано комплексное взаимодействие представителей государства, бизнеса и творческих индустрий, что создает синерге-тический эффект, позволяющий реализовы-вать действительно крупные проекты.

Что касается вклада креативных индустрий в городскую экономику Санкт-Петербурга,

он составляет 6% от валового регионального продукта. Данный показатель на 2% ниже, чем в Москве, и на 10% ниже, чем в Берлине и Лондоне. Для петербургских творческих ин-дустрий характерно стремление к созданию гармоничного симбиоза, сочетающего в себе художественные инновации и культурные традиции. Креативные проекты активно осваивают заброшенные промышленные территории, облагораживая и давая вторую жизнь вышедшим из пользования индустриальным объектам городского пространства. Так, «Лофт Проект Этажи» открыт на территории

недействующего Смольнинского хлебозавода, пространство «Тайга» в бывшем особняке гофинтенданта Петра I П. И. Мошкова, лофт-проект «Ткачи» в здании Прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова ПО «Возрождение», проект «Скороход», делающий акцент на перформативное искусство, в здании старой обувной фабрики. Перспективные площади для освоения, согласно документу «Стратегия Санкт-Петербурга: приоритеты и цели экономического и социального развития до 2030 года» [9], это 12 гектаров Апраксиного двора, которые планируется преобразовать в культурно-образовательное пространство, реконструкция тюрьмы «Кресты», а также ряда зданий по Набережной Обводного канала. Творческие индустрии поддерживают фестивальные традиции, создавая в городе мероприятия, не имеющие аналогов в Российской Федерации, примером этому являются: Aurora Fashion Week (фестиваль моды), образовательный форум 3D журналистики, культурно-развлекательный фестиваль Geek Picnic с научным уклоном, культурно-развлекательный фестиваль «Вконтакте». Кроме этого, существуют ярко выраженные примеры креативных проектов (лофт-проект «ТКАЧИ», фестиваль Geek Picnic), которые с момента зарождения имеют четко выраженную ориентацию на коммерциализацию.

В этой связи логично рассмотреть следующий блок проблем, касающихся учета объемов экономической деятельности в сфере культуры. Результаты проведенного структурирования с использованием модульного принципа позволили сделать вывод о том, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [6] по разделу «Культура», разработанный Минэкономразвития РФ и утвержденный Росстандартом, не является исчерпывающим, в связи с чем мы предлагаем внести в него дополнения и изменения. Так, внимание к развитию творческих индустрий в рамках «Основ культурной политики» и прогрессивный международный опыт служат основанием для их отнесения к рассматриваемой отрасли. На наш взгляд, уточненный классификатор видов экономической деятельности по «Культуре», в

основу которого положен критерий «творческой составляющей производства услуг или продуктов», должен включать в себя два детализированных блока, в том числе блок, отражающий деятельность в области творческих индустрий, а также производства и демонстрации кино и видеофильмов, которые в настоящее время учитываются как самостоятельное направление, не относимое к сфере культуры (таблица 3).

Внедрение предложенной классификации приведет все категории экономической деятельности в сфере культуры к систематизированному виду и позволит повысить уровень управления на основе достоверной информации с целью стимулирования тех или иных рыночных услуг. Рекомендуется Федеральной службе государственной статистики аккумулировать статистические данные по предлагаемым видам деятельности в сфере культуры, что позволит осуществлять мониторинг за развитием отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры и совершенствовать деятельность отдельных направлений культурной политики.

Наряду с важными мерами государственного регулирования, достижение целевых ориентиров культурной политики по увеличению доходности зависит от успешной деятельности каждого экономического субъекта. Мы считаем, что для этого необходимо:

1. Последовательно формировать у исполнителей и потребителей культурных услуг и продуктов навыки рыночного поведения, что обусловлено современными технологиями менеджмента и маркетинга. Для этого следует обеспечить повышение информированности потенциальных потребителей посредством распространения рекламы через современные средства коммуникации. Так, помимо специализированных ресурсов, оно должно, прежде всего, коснуться социальных медиа, при этом следует создавать особые интернет-сообщества, объединяющие людей со схожими интересами и побуждая их к проведению совместного культурного досуга. Это позволит продвигать услуги среди лояльно настроенной целевой аудитории, а также сформировать особые группы потребителей, основной при-

Таблица 3

Функциональная структура видов экономической деятельности по разделу «Культура»

1. Виды экономической деятельности, отражаемые в Общероссийском классификаторе по разделу «Культура»

1.1. Экономическая деятельность в области творчества, искусства и организации развлечений, в том числе:

Деятельность в области исполнительских искусств Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами Деятельность в области художественного творчества Деятельность учреждений культуры и искусства Деятельность иных организаций, предлагающих потребителям организацию досуга и развлечений

Организация и постановка сценических выступлений Вспомогательная деятельность при постановке сценических выступлений Деятельность скульпторов, художников, художников - мультипликаторов, граверов, офортистов Деятельность концертных и театральных залов Зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки

Деятельность ансамблей, цирков, театральных трупп, оркестров и музыкальных групп Деятельность режиссеров, продюсеров, художников, монтажеров декораций, рабочих сцены, осветителей и пр. Деятельность писателей Деятельность оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс

Деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально Деятельность продюсеров или антрепренеров по организации мероприятий на собственных театральных площадках или без них Деятельность независимых журналистов Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания

Реставрационная деятельность предметов искусства Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1.1. Виды экономической деятельности в области творчества, искусства и организации развлечений, которыми предлагается дополнить раздел «Культура»:

Деятельность организаций-посредников, предлагающих культурный досуг: антикафе, тайм-клубы и др.

1.1.2. Виды экономической деятельности в области творчества, искусства и организации развлечений, которые предлагается перенести в раздел «Культура»:

Деятельность частных театральных или художественных агентов или агентств по оказанию коммерческих услуг

Продолжение таблицы 3

1.2. Экономическая деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, в том числе:

Деятельность библиотек и архивов Деятельность музеев Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков

Деятельность библиотек и предоставление услуг по хранению фотографий и кинофильмов Деятельность музеев всех видов Функционирование и охрана исторических мест и зданий, памятников культуры Деятельность ботанических и зоологических садов, включая детские зоопарки

Архивная деятельность, работа просмотровых залов, лекториев, планетариев Деятельность государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, включая деятельность по сохранению дикой природы

1.2.1. Виды экономической деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, которые предлагается перенести в раздел «Культура»

Деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях

2. Виды экономической деятельности, отражаемые в Общероссийском классификаторе по другим разделам, которые предлагается перенести в раздел «Культура»

2.1. Экономическая деятельность по производству и демонстрации кино и видеофильмов, а также в области творческих индустрий, в том числе:

Производство и демонстрация кино фильмов, видео фильмов и телевизионных программ Деятельность по изданию звукозаписей Издательская деятельность и книготорговля Производство компьютерных игр Деятельность в области дизайна и моды

Производство художественных и документальных фильмов Деятельность студий звукозаписи Издание книг Производство и издание компьютерных игр Промышленный дизайн

Вспомогательная деятельность в области производства Выпуск оригинальных звукозаписей Издание газет, журналов и периодических изданий

Деятельность в области демонстрации кинофильмов Реклама и распространение звукозаписей Книготорговля

Производство видеофильмов Тиражирование музыкальных произведений

Окончание таблицы 3

Производство телевизионных программ

2.2. Виды экономической деятельности в области творческих индустрий, которыми предлагается дополнить раздел «Культура»

Деятельность в области графического, экологического, имидж-, арт- дизайна, а также в области дизайна пространственной среды

Деятельность в области индустрии моды

чиной непосещения организаций отрасли для которых являлось отсутствие единомышленников. Для определения эффективности проводимых экономическими субъектами культурных мероприятий нами предложена методика, где в качестве оценочного показателя использован коэффициент потенциальной возвратности потребителей.

Данная методика разработана по результатам обобщения материалов социологического опроса граждан об информированности о текущих культурных событиях и расположенности к проведению культурного досуга на платной основе. Для этого была предложена анкета и проведен опрос 268 жителей Санкт-Петербурга, из которых 67 мужчин и 201 женщина в возрастном диапазоне от 18 до 65 лет. Несмотря на проведение опроса среди активных пользователей интернета, была выявлена низкая информированность граждан о культурных событиях города. Чаще других в качестве причин редкого посещения мероприятий организаций сферы культуры респонденты отмечали: недостаток интересных мероприятий и отсутствие единомышленников.

2. С целью контроля качества и количества услуг и продуктов каждая организация сферы культуры должна быть зарегистрирована на соответствующем официальном сайте Министерства культуры РФ, что позволит осуществлять регулярный мониторинг результатов ее деятельности.

3. Развивать партнерские формы взаимодействия среди экономических субъектов отрасли, перенимать успешный опыт реализации коммерческих проектов, своевременно осуществлять модернизацию сайтов организаций в соответствии с современными маркетинговыми и информационными технологиями, активно внедрять системы онлайн бронирования услуг, покупки билетов. Для реализации инновационного потенциала организаций сферы культуры и формирования комбинированного финансирования развивать систему членства учреждений сферы культуры, ориентированную на индивидуальных участников.

4. Создать нормативную правовую базу о порядке движения и обеспечения сохранности денежных средств от потребителей к исполнителю культурных услуг, предоставляемых в рамках краудфандинга (коллективного сотрудничества людей через сбор средств на реализацию услуг и продуктов различными экономическими субъектами). Не секрет, что в настоящее время наблюдается неконтролируемый рост краудфандинговых платформ, деятельность которых по-прежнему слабо регулируется государством.

5. Малым экономическим субъектам отраслевого рынка культурных услуг важно развивать свой коммерческий потенциал за счет поиска инновационных идей, эффективно использовать имеющиеся ресурсы, привлекать финансирование с использованием совре-

менных инфокоммуникативных технологий (включая использование краудфандинговых платформ) и форм государственно-частного партнерства. Необходимо обратить внимание на развитие экспортного потенциала экономических субъектов отрасли, активизировать имеющиеся и потенциальные конкурентные преимущества. Вывод культурных продуктов и услуг на внешний рынок будет способствовать экономическому росту отечественной

экономики и диверсификации экспортного потенциала страны в целом.

Таким образом, эти и другие меры по развитию разнообразных видов экономической деятельности позволят более умело использовать конкурентные преимущества организаций сферы культуры для расширения ресурсной базы, так необходимой для роста объемов производства культурных услуг и продуктов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 22.01.2016).

2. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. URL: http://budget. gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2016).

3. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ filesM1d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 22.01.2016).

4. Загряжский А., Пухальская А., Филиппова А. и др. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон) // Аналитические материалы Calvet Forum, 2014.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody (дата обращения: 23.01.2016).

6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 17.08.2015). URL: https://www.consultant.ru/doc/cons_163320/ (дата обращения: 19.01.2016).

7. Попова М. И., Мгоян Р. П. Финансово-кредитные стимулы развития российской экономики // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 6-13.

8. Сотникова А. С. Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры: автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: СПбГИКиТ, 2016.

9. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, утв. Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, 2013. URL: http://www.ec-group.ru/ upload/projects/Strategia_ socialno-ekonomicheskogo_razvitia_Sant-Peterburga _do_2030_goda._Vybor_osnovnyh_ napravleniy_celei.Ver.2.pdf (дата обращения: 19.01.2016).

10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России), 2013. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 23.01.2016).

11. Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 39-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.