УДК 338 JEL O31 DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-59-62
Гызыев а.х. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В условиях экономической нестабильности и санкционных ограничений возрастает актуальность развития инновационной деятельности. Опыт развитых стран доказывает, что инновационная деятельность является залогом обеспечения экономической безопасности и снижения зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового рынка. В статье представлены аргументы, обосновывающие необходимость переосмысления Россией своей внутренней и внешней политики. Автор обращает внимание на необходимость научно обоснованного управления созданием и коммерциализацией инновационных проектов для перехода на инновационную социально-ориентированную модель развития страны. Проанализированы основные задачи программы инновационного развития, даны основные показатели инновационной деятельности страны, раскрыты проблемы реализации инновационной стратегии.
Ключевые слова: коммерциализация, инновация, инновационный проект, инновационная стратегия, управление проектом, инновационная экономика.
Gyzyev Azamat ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE RUSSIAN
STRATEGIC IMPLEMENTATION PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
Annotation. In conditions of economic instability and sanctions limitations the relevance of the innovation development increases. The experience of advanced nations shows that innovation is the key to economic security and to reducing the dependence of national economies on the international market. The article presents arguments justifying the need to rethink Russia's domestic and foreign policy. The author draws attention to the need for science-based management the creation and commercialization of innovative projects for the transition to innovative socially oriented development model of the country. The basic tasks of the innovative development program are analyzed, the main indicators of innovative activity of the country are presented, problems of realization of innovative strategy are revealed.
Keywords: commercialization, innovation, innovation project, innovation strategy, project management, innovative economy.
В настоящее время мировая экономика находится в так называемом постиндустриальным периоде. Этот период характеризуется тем, что основным конкурентным преимуществом как отдельного предприятия, отрасли, так и государства в целом являются все новые открытия, разработки, внедряемые в систему промышленного производства. Первостепенное значение в такой экономике имеет скорость, с которой новые знания превращаются в коммерческий продукт, то есть происходит коммерциализация инноваций [3]. Развитые страны давно пришли к тому, что будущее - за инновационным развитием. В таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Китай, Германия, Южная Корея, развивается инновационная экономика, а доля инновационного сектора в валовой внутренний продукт (далее - ВВП) составляет от 80 % до 95 % [2].
Страны, которые ориентированы на усиление геополитической роли на мировой арене, на улучшение как социального, так и экономического состояния населения, используют в качестве инструмента достижения поставленных целей переход на инновационную социально-ориентированную модель развития. Однако невозможно совершить данный переход без грамотно выстроенного научно-обоснованного управления созданием и коммерциализацией инновационных проектов.
Выстраивание организации научно-методического обеспечения процессов создания и коммерциализации инноваций должно быть основано на ясном понимании самой сути понятия инновационной деятельности и ее производных: инновационных продуктов, инновационных технологий, инновационных проектов и т. д.
© Гызыев А.Х., 2018
Само понятие «инновация» имеет множество определений в мировой литературе. Чаще всего под термином «инновация» понимается использование результатов научных исследований и разработок, способствующих усовершенствованию процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности [4].
В России необходимость инновационного многостороннего развития в различных секторах экономики закреплена на государственном уровне. В связи со сложившейся ситуацией на мировой политической арене, а также санкциями, введенными западными державами, Россия столкнулась с проблемами, которые привели к переосмыслению своей внутренней и внешней политики. В качестве примера можно привести «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (далее - Стратегия). Согласно концепции данной Стратегии, должна быть сформирована новая экономика - экономика знаний и высоких технологий.
В этом документе были определены целевые индикаторы, которые служат ориентиром для экономического подъема различных отраслей и сфер экономики, идущих по пути инновационного развития.
Реализация Стратегии предполагает увеличение (по отношению к 2007 г.) [1]:
- доли экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) с 10-11 % до 17-20 %;
- доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации с 8,5 до 40-50 %;
- доли инновационной продукции в объеме выпуска с 5,5 % до 25-35 %.
Таким образом, инновационный сектор должен выйти на один уровень по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации, посвященном модернизации экономики и инновационному развитию России, прошедшем в иннограде Сколково 14 декабря 2014 г., Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев отметил, что за короткие сроки была в целом создана базовая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства: «Еще несколько лет назад здесь было чистое поле, сегодня уже более тысячи стартапов работает, функционирует научно-образовательный центр мирового уровня - Сколтех» [6].
В рамках инновационного процесса разрабатываются и другие форматы взаимодействия: более 30 технологических платформ и 25 инновационных территориальных кластеров, реализуются важные инициативы в области науки и образования.
Создана сеть федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих научных организаций. Набирает обороты направление совместной работы вузов с предприятиями высокотехнологичной промышленности.
Государство поддерживает отечественную исследовательскую систему, привлекает иностранных ученых, исследователей, готовых работать в России. Ежегодно оказывается материальная поддержка разработок и научных открытий в размере более 370 млрд руб. [6].
В государственном секторе отмечена положительная динамика инновационной активности. Если первоначальной задачей было просто наметить направления внедрения инноваций, то в настоящее время 60 компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития, объем финансирования - более 1 трлн 300 млрд руб. [6]. Основной задачей является, естественно, обеспечение роста инвестиций в исследования и, в последующем, повышение производительности труда.
Основные задачи настоящего этапа - это увеличение темпов производительности труда, налаживание работы промышленного сектора (станкостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, производство оборудования для нефтегазодобычи), которое прежде зависело от зарубежных технологий, а также стимулирование импортозамещения. Достижение данных целей в скором времени приведет к увеличению количества конкурентоспособных промышленных предприятий [6].
Федеральная служба государственной статистики при проведении статистических наблюдений за деятельностью в сфере инноваций оценивает:
- инновационную активность организаций - удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации (как суммарно, так и дифференцировано по видам инновационных продуктов);
- удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
В табл. 1 приведена динамика основных показателей инновационной деятельности в РФ с 2012-2015 гг. [5].
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности
Наименование показателя Отчетный год
2012 2013 2014 2015
Инновационная активность организаций 10,1 9,6 9,3 8,6
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций 9,9 9,7 9,7 9,5
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций 2,2 2,1 2,0 2,0
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций 3,2 3,1 3,0 2,9
Удельный вес затрат на технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ 1,8 2,2 2,1 1,8
Источник: [3]
Из таблицы 1 видно, что все показатели инновационной деятельности снижаются. Однако следует заметить, что переход экономики на инновационный тип развития - долгосрочная перспектива, поэтому по приведенным выше показателям рано делать выводы.
Исходя из всего вышеизложенного, хотелось бы остановиться на двух проблемах, которые отошли на второй план при реализации инновационной стратегии.
1. Недостаток профессиональных кадров в области проектного управления, способных использовать методологию проектного управления, весь широкий спектр инструментов и методов, лучший опыт ргсуей-менеджмента.
В отечественных вузах и научных организациях необходимо отметить нехватку профессиональных кадров, а именно ргс)ес1;-менеджеров, разрабатывающих инновационные программы и проекты. Часто специалисты, ответственные за разработку научных проектов и инновационных идей, вынуждены заниматься управлением и обеспечением ресурсов, требуемых для осуществления данных проектов. Нехватка специалистов сказывается и на темпах роста научной деятельности.
Например, зачастую, ученому, возглавляющему проект, приходится заниматься поиском инвестиций и привлечением дополнительных средств на научные разработки. В силу некомпетентности ученого в решении управленческих задач между инвесторами и научными работниками могут возникать разногласия и недопонимания.
Цель инвестора - коммерческая выгода от того или иного проекта. Данную цель он может достичь с помощью ученого, который может определить, насколько результат научной деятельности будет инновационным, и менеджера по управлению проектами, который обеспечит успешную разработку и реализацию проекта в указанные сроки, с необходимым бюджетом и качеством.
2. Отсутствие в России социально-экономической среды, способствующей развитию и функционированию проектов.
Опираясь на историю, в России никогда не было проблем с новыми разработками и их создателями. Но стоит отметить, что при разработке и изобретении чего-то нового, что работает, человек является изобретателем, а инноватором является человек, который использует полученный результат научных исследований и разработок в коммерческих целях для общества.
Проблема заключается в том, что России на сегодняшний день не удалось сформировать общество, где новые разработки граждан могли бы находить реальное применение. Испокон веков, со времен монархии до нынешних
дней, сохраняется мнение, что решение проблемы модернизации - это внедрение самой технологии. Мысль о том, что именно в технологии, а не в уровне социально- экономического развития общества, его готовности потреблять инновации заложены основы инновационного развития, на самом деле не приводит только к накоплению банка инновационных идей, самих по себе не способных повысить уровень инновационности системы. Инновационные идеи как таковые есть, но этого мало, нужна их активная коммерциализация, готовность бизнеса внедрять эти идеи, выпускать и реально осваивать инновационный продукт.
В настоящее время правительство России предпринимает попытки провести инновационную модернизацию экономики, но, к сожалению, подражая своим предшественникам, они пытаются отделить технологии от социополитических систем. На примере становления инновационого центра Сколково, достаточно амбициозного и дорогого проекта, своеобразного клона Силиконовой долины, видно, как попытки перенять Западный опыт без адаптации к реальным условиям малоэффективны. Но, создавая подобные проекты, к сожалению, игнорируют ту социально экономическую среду, в которой данные проекты развиваются, функционируют и приносят результаты.
Таким образом, современный этап становления инновационной экономики России требует решения вопросов обеспечения инновационных проектов высококвалифицированными кадрами в области проектного управления и создание условий внедрения, коммерциализации инноваций во все сферы и отрасли реального сектора экономики.
Библиографический список
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 15.11.2017).
2. Буздалин, А. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики / А. Буздалин - М. : Интерфакс - ЦЭА, 2007. - С. 33.
3. Курилло А. В. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ / А. В. Курилло // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 2. - С. 57-60.
4. Суворова А. Л. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А. Л. Суворова. - Йошкар-Ола : Марийский ГТУ. - 1999. - С. 15.
5. Официальная статистика. Наука и инновации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_ innovations/science/ (дата обращения: 20.11.2017).
6. О ходе реализации стратегии инновационного развития России на период до 2020 года // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/news/16196 (дата обращения: 10.11.2017).
References
1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020] // Oficial'ny sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [Ministry of economical development of Russian Federation official web-site] Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04. (Accessed: 15 November 2017).
2. Buzdalin A. Razvitie innovatsionnoy sostavlyayuschey ekonomiki Rossii: perspektivyi i rol ekonomicheskoy politiki [Development of the innovation component of Russia's economy: the prospects and role of economic policy]. Moscow, Interfaks - Center of economic analyze, 2007. 33 p.
3. Kurillo A. V. Rol innovatsiy v ekonomicheskom razvitii predpriyatiy RF [The role of innovation in economic development of Russian enterprises] // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, Economics, law], 2012, I. 2, pp. 57-60.
4. Suvorova A. L. Innovatsionnyiy menedzhment: Uchebnoe Posobie [Innovation management: Textbook]. Yoshkar-Ola: Mari State Technical University, 1999. 15 p.
5. Oficialnaya statistika. Nauka i innovatsii [Official statistics. Science and innovations] // Federal'naya slujba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'ny web-site [Federal service of state statistics official web-site]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/. (Accessed: 20 November 2017).
6. O hode realizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya Rossii na period do 2020 goda [On the course of realization of strategy of innovative development of Russia for the period up to 2020] // Oficial'ny web-site Pravitelstva RF [The Government of Russian Federation official web-site]. Available at: http://government.ru/news/16196. (Accessed: 10 November 2017).