DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-09.11
СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
THE ESSENCE AND ASSESSMENT OF THE FUNCTIONING OF REGIONAL
INNOVATION SYSTEM
Эльшаммари Х.Ф.М., аспирант Alshammari H.F.M., Post-graduate student Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Воронеж, Россия
Institute of Management, Marketing and Finance, Voronezh, Russia E-mail: eagle-eye-ltd@yandex. ru
АННОТАЦИЯ
В статье представлено значение инновационной составляющей в современной российской экономике и экономической политике. Учитывая, что инновационные процессы становятся важным звеном региональных экономических преобразований, автор считает особо актуальной тему формирования, деятельности и развития региональных инновационных систем. В статье обобщены взгляды на основные направления инновационного развития региональной экономики и значение такого развития для формирования национальной экономики инновационного типа. Сделан общий вывод о важности исследования и целенаправленного воздействия на региональные инновационные системы и их элементы в их сложном взаимодействии.
ABSTRACT
The article presents importance of the innovation component in modern Russian economy and economic policy. Stated that innovation processes are becoming an important part of regional economic transformation, the author considers the topic of formation, operation and development of regional innovation systems highly relevant. The article summarizes views on the main directions of innovative development of regional economy and importance of this development for formation of the national economy of innovative type. A general conclusion was made concerning the importance of study and purposeful influence upon the regional innovation system and its elements in their complex interaction.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Региональная экономика, инновации, инновационное развитие, инновационная политика, инновационный потенциал.
KEY WORDS
Regional economy, innovations, innovative development, innovation policy, innovation potential.
Сегодня одной из составляющих эффективного развития любой экономической системы является успешная инновационная деятельность. Инвестиции в нематериальные активы увеличивают научно-техническую базу предприятия, повышают её функциональность и технологичность, что, несомненно, отражается на качестве продукции, её цене и общей прибыли предприятия. Они неразрывно связаны с инновационной деятельности и в определенной степени стимулируют развитие инноваций на конкретном производстве [1].
В последние годы в РФ объемы инвестирования в объекты интеллектуальной собственности крайне незначительны по сравнению с инвестициями в основной капитал, однако быстро прирастают [2]. То же самое можно сказать о затратах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, можно сделать вывод, что данное направление пока не используется на весь масштаб его потенциала, что отчасти связано с непониманием его значения, а отчасти
- с дефицитом средств и нематериальной сущностью приобретаемых в результате активов, которые трудно адекватно оценить в экономических категориях [3]. А между тем сужающиеся возможности использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований [4]. Особую актуальность приобретает проблема научного и эффективного управления инновационными процессами, а также их финансирования.
Инновационное региональное развитие. В настоящее время инновационная экономика является основным приоритетом развития российского государства. Для того, чтобы она успешно сформировалась и развивалась, руководство страны, в частности, Правительство РФ приняло ряд мер, включающих создание президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Помимо этого в последние годы принят ряд законов и подзаконных актов, цель которых является поощрение инновационных процессов.
Исследователи считают необходимым выделять по меньшей мере пять направлений инновационного развития национальной и региональных экономик [5]:
- национальное / региональное законодательство, регламентирующее различные сферы экономической жизни;
- региональная политика;
- приоритеты технико-технологического развития;
- инструментарий, через который реализуется инновационная политика государства;
- процессы обновления и развития научной сферы.
Однако национальная инновационная система не способна эффективно развиваться без развития своих региональных секторов [6], что обусловлено следующими факторами и обстоятельствами:
1. Ресурсы для инновационного развития, как, собственно, и для развития вообще, распределены неравномерно, что сказывается особенно сильно в условиях такого крупного по площади и разнообразного по условиям хозяйственной деятельности государства, как Российская Федерация. Естественно, среди регионов можно выделить схожие по состоянию ресурсов для инновационной деятельности группы: стабильно развивающиеся регионы; регионы, ориентированные импорт технологий; регионы-новаторы; регионы с опережающим развитием исследовательской и инновационной составляющей; отсталые регионы [7]. Однако даже при попытках таких группировок остается фактом наличие уникальных особенностей в каждом из них, а также не следует сбрасывать со счетов изменчивость ситуации, хотя в данном случае подобные изменения не могут быть быстрыми.
2. Активное государственное участие в инновационных процессах и их развитии, как в виде прямого участия, так и косвенных мер поддержки и стимулирования. По мнению И.Д.Колмаковой, «роль государственных и муниципальных органов власти в формировании региональных и муниципальных инновационных систем заключается в реализации таких функций как: разработка стратегии инновационного развития экономики регионов и муниципальных образований; формирование благоприятных условий для развития инновационного бизнеса; организация процесса прогнозирования технологического развития и определение на этой базе научно-технических приоритетов; развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе и муниципальном образовании; разработка мер по стимулированию инновационной деятельности; участие в развитии сферы исследований и разработок, главным образом, в области фундаментальных исследований» [8].
В конечном счете, инновационное региональное развитие преследует такие цели:
- достижение высокого уровня жизни в регионе;
- формирование и поддержание имиджа региона, его деловой и социальной репутации;
- выпуск продукции, позиции которой на региональном, национальном и международном рынках устойчиво выгодные;
- сохранение и развитие человеческого и, в частности, трудового потенциала региона, равномерность его развития внутри региона;
- продолжение наращивания потенциала территории - как материально-технического и человеческого, так и культурного, природно-ресурсного, экологического и др.
Итак, в российских условиях целесообразно исследовать региональный аспект инновационных процессов и построения инновационной экономики. Значительное число существенно различающихся по своим условиям и уровню развития субъектов Федерации создает хорошие предпосылки для более эффективного управления инновационными процессами именно на региональном уровне. Одновременно инновационная ориентация выступает дополнительным стимулом и фактором развития региональной экономики в целом, а также и социальной сферы региона.
Прежде всего, необходимо определиться с термином «региональные инновации». На первый взгляд, все процессы, связанные с инновационной деятельностью, а именно: их разработка, освоение и внедрение, обмен - имеют место на микроуровне, то есть на предприятиях, в организациях и их структурных подразделениях, а также в объединениях кластерного типа. Однако многие специалисты уделяют особое внимание региональным инновациям, понимаемым как инновации, создаваемые или осваиваемые на конкретной территории [9, 10]. Часто даже степень успешности региона оценивается именно через инновационную деятельность предприятий, действующих на его территории.
Также немалое внимание уделяется механизмам государственного управления инновационными процессами на региональном уровне [11]. Обосновывается как степень государственно вмешательства в инновационные процессы, так и конкретные методы регулирования и стимулирования. Разрабатываются и методики оценки эффективности такого управленческого воздействия, которые, тем не менее, остаются неоднозначными. Основной задачей любых мероприятий регионального уровня по стимулированию инновационной активности является помощь в разработке, освоении и обмене инновациями на микроуровне. В частности, среди таких мер предлагаются:
- работы по прогнозированию потребностей и желательных направлений инновационных разработок;
- создание баз данных, облегчающихся обмен и распространение инноваций (банки идей, хранилища инноваций и т.п.);
- совершенствование регионального, а также федерального законодательства в сфере инноваций и защиты интеллектуальной собственности;
- предоставление прямой и косвенной финансовой помощи субъектам инновационных процессов.
Существует и другая трактовка термина «региональные инновации», которая предполагает инновационные проекты, действительно охватывающие всю экономику региона, а не отдельные предприятия, действующие на его территории [12]. В частности, такие проекты хорошо изучены на примерах туристических кластеров, где часто действуют сравнительно мелкие предприятия, что делает поддержку региональных властей особенно ощутимой и незаменимой со стороны частного бизнеса, просто не обладающего необходимым для этого потенциалом.
Основу современного инновационного развития национальной и региональных экономик составляют интеллектуальные ресурсы, наукоемкие и информационные технологии. Модель инновационного развития предполагает формирование системы отношений между наукой, производством и обществом, в которой инновации выступают основанием эффективного социально-экономического роста и развития. Отсюда совместная деятельность бизнес-среды, науки и общества в целом обеспечивает создание механизма инновационного развития региона как структурного элемента развития государства. Процесс инновационного развития зависит от условий, созданных инновационной средой [13].
Понятие «инновационная среда» может трактоваться на основании определения М. Кастельса: «...специфическая совокупность отношений производства и менеджмента, основанная на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов» [14]. Среди условий, стимулирующих развитие инновационной среды любого региона России, можно выделить следующие:
- достаточный уровень обеспеченности научным потенциалом, причем необходимо сбалансированное сосуществование фундаментальных и прикладных исследований, вузовской, академической и отраслевой науки;
- наличие финансовых ресурсов, так как любая инновационная деятельность подразумевает инвестиции, зачастую значительные и долгосрочные; очевидно, что регион, не способный привлечь сторонние инвестиции и генерировать собственные инвестиционные потоки, не может развиваться инновационным образом;
- административный ресурс, политическая воля, заинтересованность органов власти и понимание с их стороны того, что наука может давать и отрицательные результаты, а ждать отдачи от вложений можно годами;
- производственный потенциал, который, с одной стороны, в значительной степени формирует инвестиционные возможности, а с другой, именно он позволяет эффективно осваивать, а зачастую - и разрабатывать основные инвестиции, особенно технико-технологического толка;
- наличие спроса на инновации, который в целом по стране сравнительно невелик из-за дешевизны и доступности других ресурсов: трудовых, природных;
- здоровая конкуренция, отсутствие монопольного доминирования;
- кадровый ресурс, потенциал, воспитанный школами, вузами и предприятиями, готовый воспринимать новшества, эффективно их использовать, а также участвовать в их генерировании;
- создание общественных организаций, которые популяризируют и занятия, и развитие инновационной деятельности; они могут принимать любые формы от кружков качества до советов молодых ученых, однако цель их едина - сделать занятия наукой и новаторством престижными, а результаты таких занятий - доступными и широко известными;
- профессионализм работников на всех должностях и уровнях, который уже сам по себе способствует тому, что каждый исполнитель занят совершенствованием собственной деятельности, то есть является новатором хотя бы на самом низовом уровне;
- обмен опытом между специалистами разных отраслей, сфер деятельности, регионов и стран.
С другой стороны, нельзя не указать на факторы и условия, потенциально тормозящие инновационное развитие регионов:
- кадровый голод, «отток умов»;
- специфика самих инноваций как источника роста производительности труда (а следовательно - сокращения персонала), плановых изменений (а следовательно -личного и организационного сопротивления им) [15];
- отсутствие заинтересованных финансовых институтов (банков, венчурных фондов), дефицит финансирования;
- недостаточный уровень доступности инновационных программ и иной информации, а также искажения информации и вольная трактовка как ее доступности, так и полезности;
- ущербность нормативно-правовой базы;
- отсутствие мотивации кадров. Конкретный работник зачастую не мотивирован не только делиться новым знанием, которое он справедливо считает собственным конкурентным преимуществом на рынке труда, но и воспринимать новое, которое на стадии освоения сократит производительность его труда и, следовательно, доходы, которые хочется получать здесь и сейчас, а не в неопределенной перспективе [16, 17];
- недостаточность информации о положительных результатах инновационных процессах, своеобразного продвижения инновационного поведения в массы.
Одним из ведущих факторов, точнее, групп факторов, обеспечивающих возможность динамичного и эффективного развития инновационных процессов в регионе, является состояние региональной инновационной инфраструктуры. В самом широком смысле слова инфраструктура определяется как самостоятельная экономическая сфера, причем особенность и задача отраслей, ее составляющих, состоит в том, что они производят услуги, формирующие внешние условия хозяйствования для других экономических субъектов. Тогда инновационную инфраструктуру можно определить как как совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих условия хозяйствования субъектов инновационного процесса. Так, И.Г.Дежнина и Б.Г.Салтыков дают следующее определение: «Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности» [18]. Организации, участвующие в инновационной инфраструктуре, можно подразделять на отдельные подсистемы в зависимости либо от их отраслевой принадлежности, где выделяются производственно-технологическая, консалтинговая, финансовая, информационная, кадровая, сбытовая подсистемы, либо в зависимости от стадии инновационного процесса, который они поддерживают или обеспечивают:
- информационного обеспечения,
- экспертизы научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений,
- финансово-экономического обеспечения,
- производственно-технологической поддержки,
- сертификации наукоемкой продукции,
- продвижения,
- подготовки и переподготовки кадров,
- координации и регулирования развития [19].
Для эффективной работы всей системы инновационной инфраструктуры и своевременного решения ей своих задач необходимо сбалансирование формирование, координация деятельности и планомерное развитие всех ее частей [20]. Такая взаимосвязь и сбалансированность возможна только в условиях достаточно активного вмешательства федеральных и региональных властей в эти процессы. В Российской Федерации и многих ее субъектах в последнее время интенсивность как государственной поддержки формирования инновационной инфраструктуры, так и государственного контроля ее функционирования и развития существенна, однако основной проблемой остается низкая эффективность использования объектов инновационной инфраструктуры.
В совокупности результатом эффективного развития и взаимодействия субъектов инновационного процесса и инновационной инфраструктуры в регионе следует признать региональную инновационную систему. Термин «региональная инновационная система» был введен Ф. Куком, именно он дал формальное трехзвенное определение региональной инновационной системы как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку» [21].
Суть большинства определений региональной инновационной системы в большей или меньшей степени сводится к тому, чтобы считать ее частью национальной инновационной системы либо же совокупностью тех же элементов, которые составляют последнюю, но сконцентрированных на определенной территории - в случае с Россией обычно в границах субъекта Федерации. Между тем в литературе не определен перечень составляющих национальной инновационной системы,
присутствие которых является необходимым и достаточным условием рассмотрения инновационной системы как сформированной и действующей. Отсюда исследователи [22] считают возможным подразумевать, что региональные инновационные системы присущи всем регионам страны, разница же в наборе и уровне развития присутствующих элементов позволяет характеризовать конкретные региональные инновационные системы с качественной точки зрения, а также проводить их сравнения и классификационные группировки. Тем не менее, можно подчеркнуть, что региональные инновационные системы призваны описывать всю совокупность инновационной деятельности на территории региона, то есть включают элементы, связанные с:
- генерированием инноваций;
- освоением инноваций и производством на их основе и с их помощью товаров и услуг, которые можно отнести в группе инновационных;
- распространением инноваций и обменом ими среди участников инновационных процессов;
- потреблением инноваций и инновационных продуктов;
- инновационной политикой власти региона.
Оценка региональной инновационной системы. Если качественная характеристика региональной инновационной системы сравнительно доступна, то ее количественная оценка на основании имеющихся и предоставляемых специализированными государственными органами статистических показателей затруднена. Важно и то, что европейские исследования демонстрируют устойчивую тенденцию к отказу от использования данных, получаемых из нерегулярных источников типа разовых обследований, опросов, так как они предоставляют точечные данные, не дающие возможности корректного сопоставления разных регионов и отслеживания динамических изменений. Тогда как статистические данные обладают именно свойствами регулярности и сопоставимости, что делает их использование предпочтительным.
Однако для описания процессов генерирования инноваций и производства инновационных товаров и услуг используются статистические показатели, непосредственно характеризующие инновационную деятельность. Их виды и способы получения методически обоснованы Федеральной службой государственной статистики. А характеристика и оценка элементов инновационной деятельности, связанных с распространением и потреблением инноваций, а также с формированием и реализацией национальной и региональной инновационной политики может быть осуществлена лишь по косвенным показателям, например, по тем, которые собираются и используются для анализа экономической деятельности в целом или человеческого потенциала.
Представим рекомендуемые к использованию для анализа региональной инновационной системы статистические показатели в разрезе групп элементов инновационного процесса в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наиболее обеспеченной прямыми статистическими показателями является первая группа. Причем важно отметить, что, хотя большинство приведенных показателей позволяют оценить скорее инновационный потенциал региона, однако есть и прямые показатели оценки непосредственно результатов процесса генерирования (создания) инноваций: число новых технологий, созданных в регионе, и количество выданных Роспатентом патентов на изобретения и полезные модели. Также положительным моментом следует признать, что часть показателей характеризует человеческие ресурсы региона, часть - его исследовательскую систему, а два последних - уровень финансирования процесса генерирования инноваций.
С другой стороны, наиболее трудной группой для количественного описания нам представляется инновационная политика. Даже рассмотренный нами в таблице единственный показатель, хотя и признан нами прямым, все же характеризует лишь отдельную сторону инновационной политики региональных властей - финансирование инновационных процессов. Более полную информацию можно было бы получить из
таких данных, как доля предприятий с государственным участием в численности организаций, создающих, приобретающих или использующих инновации; число организованных государственными органами мероприятий по обмену инновациями и т.п. Однако статистические органы не собирают и не обобщают такие данные, а следовательно, получить их можно только из разовых источников, не рекомендованных для анализа и оценки инновационных процессов.
Таблица 1 - Доступные статистические показатели для оценки региональной
инновационной системы
Группа элементов
Прямые показатели
Косвенные показатели
Генерирование инноваций
1. Удельный вес организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем числе организаций региона, %
2. Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике региона, %
3. Удельный вес исследователей с ученой степенью в численности занятых исследованиями и разработками, %
4. Количество выданных Роспатентом патентов на изобретения и полезные модели, на 1000 чел., занятых в экономике
5. Число новых технологий, созданных в регионе, на 10 000 чел., занятых в экономике
6. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВРП
7. Внутренние затраты на исследования и разработки на одного занятого в экономике
1. Численность студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на 10 000 чел. населения
2. Доля занятого населения с высшим профессиональным образованием в общей численности экономически активного населения, % [23]
3. Удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в составе занятого населения, %
Освоение инноваций
1. Отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных организаций в регионе, %
2. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %_
1. Доля занятых в
высокотехнологичных производствах в численности работников организаций, осуществлявших технологические инновации, %
2. Число используемых новых технологий на 10 000 чел., занятых в экономике
Распространение инноваций
1. Удельный вес организаций, приобретавших новые технологии, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, %
2. Удельный вес организаций, передававших новые технологии, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, %_
1. Удельный вес организаций, использовавших широкополосный доступ в Интернет, в общем числе обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации, %
Потребление инноваций
1. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %
2. Удельный вес организаций, приобретавших новые технологии, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, %
1. Производительность труда в регионе к среднему по РФ, %
2. Доля обрабатывающих производств в ВРП, %
3. Коэффициент обновления основных фондов, %
4. Агломерационный потенциал (логарифм плотности населения)
Инновационная политика
1. Доля затрат региональных и муниципальных бюджетов в затратах на технологические инновации, %_
Таким образом, следует указать на объективную сложность и недостаточную теоретическую проработанность самого понятия «региональная инновационная система». Оценка ее затруднена как отсутствием единой точки зрения по поводу перечня составляющих ее элементов, так и ограниченной доступностью данных, необходимых для ее полноценного и всестороннего рассмотрения. С другой стороны, роль региональной составляющей в формировании и развитии национальной
инновационной системы неоспорима. В настоящее время все больше внимания как отдельных исследователей, так и государственных организаций уделяется вопросам изучения и целенаправленного формирования и корректировки региональных инновационных систем и отдельных их элементов в их сложном взаимодействии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федулова И.Ю. Тенденции и результаты инвестирования в инновационную деятельность / И.Ю.Федулова, Н.М.Шевцова // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 70-74.
2. Коновалова С.Н. Инновационная политика регионального АПК / С.Н.Коновалова, И.Ю.Федулова // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. - 2016. - № 13. - С. 194-199.
3. Сабетова Т.В. Экономическое значение инвестирования в основной капитал российскими компаниями / Т.В.Сабетова, Н.М.Шевцова // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 103-107.
4. Сабетова Т.В. Сущность и разработка стратегии менеджмента знаний / Т.В.Сабетова, И.Ю.Федулова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2015. - № 24. - С. 108-113.
5. Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать? / А. Чубайс // Вопросы экономики. - 2011. - № 1.
6. Коновалова С.Н. Проблемы управления инновационной деятельностью в АПК России / С.Н.Коновалова, Н.М.Шевцова // Агропромышленный комплекс современной России: проблемы, приоритеты развития. - 2015. - С. 96-100.
7. Сердюкова Ю.С. Инновационная система в регионах России: оценка состояния и развития / Ю.С.Сердюкова [и др.] // Регион. Экономика и социология. - 2010. - № 1.
8. Колмакова И.Д. Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа / И.Д.Колмакова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2012. - № 9 (268). - С. 63-67.
9. Вершинин В.Н. Развитие школы ресурсами региональных инноваций /
B.Н.Вершинин // Народное образование. - 2012. - №6. - С. 126-134.
10. Мяленко В.И. Полезность внедрения региональных инноваций / В.И.Мяленко // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. - 2009.
- №3. - С. 11-19.
11. Бакланова О.Ю. Оценка эффективности управления региональными инновациями / О.Ю.Бакланова // Управление экономическими системами. - 2010. - №22. - С. 100109.
12. Патутина Н.А. Региональные инновации в сфере туризма / Н.А.Патутина // Науковедение. - 2014. - №1. - С. 27.
13. Любимова Е.А. Условия развития инновационной среды региона: опыт фокус-группового исследования / Е.А.Любимова, И.В.Игнатова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2013. - № 8. - С. 57-65.
14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс.
- М.: ГУ ВШЭ, 2001.
15. Сабетова Т.В. Роли работников в инновационных процессах и усиление их инновационной активности / Т.В.Сабетова // Инновационные технологии и технические средства для АПК: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. - Воронеж, Воронежский государственный аграрный университет, 2014. - С. 32-38.
16. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В.Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - №5-6. -
C. 22 - 27.
17. Сабетова Т.В. Роль корпоративной культуры во внедрении концепции менеджмента знаний / Т.В.Сабетова // Инновационные доминанты социальной сферы: материалы Ежегодной Международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (14 заседание). - 2014. - С. 150-155.
18. Дежнина И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И.Г.Дежнина, Б.Г.Салтыков // Общество и экономика. - 2004. - № 7. -С. 189-248.
19. Научно-технический потенциал России и его использование / под общ. ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина, д.э.н., проф. А.Н. Фоломьева. - М.: СКАНРУС, 2001. - 240 с.
20. Теребова С.В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития / С.В.Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №6 (36). - С. 199-212.
21. Cooke P. Regional Innovation Systems: Competitive Regulations in the New Europe. Geoforum, 1992, no 23, pp. 365-382.
22. Михеева Н.Н. Сравнительный анализ инновационных система российских регионов / Н.Н.Михеева // Пространственная экономика. - 2014. - №4. - С. 61-81.
23. Шевцова Н.М. Роль высших учебных заведений в инновационном развитии АПК Белгородской области / Н.М.Шевцова // Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса. - Воронеж, 2014. - С. 247-251.
24. Закшевская Е.В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России в условиях глобализации экономики / Е.В. Закшевская // Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 36-40.
25. Федулова И.Ю. Тенденции и результаты инвестирования в инновационную деятельность / И.Ю.Федулова, Н.М.Шевцова // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 70-74.
26. Шевцова Н.М. Экономическая оценка конкурентоспособности областей ЦЧР // Н.М.Шевцова, И.Ю.Федулова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования кафедры экономической теории и мировой экономики. - 2014. - С. 73-77.