РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
БУРЦЕВ ДАНИИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПАНЯВИНА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Необходимость всестороннего инновационного развития секторов экономики Российской Федерации признана на государственном уровне. Для более эффективной реализации стратегии инновационного развития необходимо четко понимать и различать различные составляющие инновационной деятельности, понимать их роль и специфику в развитии секторов экономики. В статье рассмотрена сущность понятий «инновационный продукт» и «инновационная технология». Раскрыта роль новшеств и инноваций в развитии секторов экономики. Приведены результаты анализа инновационной деятельности организаций в Российской Федерации в период с 2009 по 2012 гг. в отраслевой привязке. Выполнен компаративный анализ значимости инновационных продуктов в секторах экономики. Показаны структурные особенности производства инновационных продуктов в Российской Федерации. Кроме того, выполнен мониторинг инновационной активности ЦентральноЧерноземного региона (ЦЧР), социально-экономическое положение которого на сегодняшний день можно считать стабильным, а инвестиционную привлекательность высокой. За последнее десятилетие в ЦЧР наблюдается устойчивое снижение количества предприятий и организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Авторами показано, что в повышении инновационной активности важнейшее значение имеют две основные тенденции: становление инновационных организаций, способных к созданию и коммерциализации инновационных продуктов, и развитость системы различных институтов и межфирменных взаимодействий. В ходе проведенного исследования, рассмотрено негативное влияние технологической многоукладности на экономическую эффективность использования инновационных продуктов и инновационных технологий. Приведены доказательства необходимости сбалансированного развития системы организационно-экономического обеспечения создания инновационных продуктов дифференцировано по секторам экономики. В итоге даны рекомендации разработать комплексные программы инновационного развития отдельных секторов экономики в соответствии с общей стратегией инновационного развития Российской Федерации.
Ключевые слова: инновационный продукт, технологическая инновация, тренинг, консалтинг, внедрение, инжиниринг, трансферт.
Современный период в мировой экономике называется постиндустриальным. Основным двигателем прогресса является постоянно расширяющиеся знания, интегрированные в систему промышленного производства. Первостепенное значение в такой экономике имеет скорость, с которой новое знание превращается в коммерческий продукт, т. е. происходит коммерциализация инновации [1]. Развитые страны вступили на путь инновационного развития намного раньше нашего государства. В этих странах развивается инновационная экономика, а доля инновационного сектора в ВВП составляет от 80 до 95 % [2].
Переход на инновационную социально-ориентированную модель развития, в целях достижения высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, не возможен без научно-обоснованного управления созданием и коммерциализацией инновационных продуктов и технологий [3].
Организация научно-методического обеспечения процессов создания и коммерциализации инноваций должна основываться на четком понимании сущности понятий инновационной деятельности, таких как «инновационные продукты» и «ин-
новационные технологии». При этом необходимо учитывать их роль в развитии секторов экономики, в зависимости от принадлежности к определенному классу, для разработки наиболее эффективной системы институционального обеспечения создания и коммерциализации инновационных продуктов в конкретном секторе экономики.
В настоящее время официально используется следующее определение инновации: «Инновация -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4].
Однако, такое определение имеет довольно общий характер и не подходит для проведения всестороннего научного анализа рассматриваемой проблемы. В связи с этим, следует конкретизировать и классифицировать сущность понятия.
Следует различать термины «инновационный продукт» и «инновационная технология», значение которых несет более узкий смысл по сравнению с терминами «инновация» и «инновационная деятельность». В свою очередь, понятие «инновационный продукт» подразделяется на еще более мелкие составляющие. Например, когда речь идет о товарах, превосходящих по своим потребительским качествам аналогичные продукты, используется термин «продуктовая инновация» - английский термин «product innovation». Если рассматриваемый объект не имеет материальной оболочки, а представляет собой совершенствование или создание абсолютно новой услуги, то необходимо вводить понятие «инновационная услуга» - английский термин «service innovation» [5].
Однако, на этом понятие «инновационный продукт» не исчерпывается даже тогда, когда речи о совершенствовании продукта (услуги) нет. Для
получения заданного конечного результата может быть разработана (усовершенствована) технология его проектирования, выпуска и оформления, которая снижает издержки, повышает продажи, как без изменения качества товара, так и с повышением его качественных и функциональных характеристик. Такой «инновационный продукт» будет называться «инновацией процесса», или «технологической инновацией».
Также отдельно выделяются «маркетинговые инновации», «инновации ценообразования» и «организационные инновации». «Организационная инновация» должна улучшать качество бизнес-процесса. «Инновации ценообразования» регулирует подход к выработке ценовой политики в зависимости от состояния рынков. Повышение качества исследований потребительского спроса, изучения новых сегментов рынка, вывода товара на рынок, или иными словами улучшение маркетинговых технологий - «маркетинговые инновации».
Федеральная служба государственной статистики при проведении статистических наблюдений за деятельностью в сфере инноваций использует приведенную выше классификацию [6]. При этом оценивается: инновационная активность организаций - удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации (как суммарно, так и дифференцировано по видам инновационных продуктов); удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; а также удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Как мы видим, статистика по использованию инноваций в сфере ценообразования не ведется. В таблице 1 представлена динамика основных показателей инновационной деятельности в Российской Федерации в период с 2009 по 2012 гг.
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности в Российской Федерации в период с 2009 по 2012 гг. [7]
№ Наименование показателя Отчетный год
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Инновационная активность организаций 9,3 9,5 10,4 10,3
2 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации 7,7 7,9 8,9 9,1
3 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме товаров, выполненных работ, услуг 4,5 4,8 6,3 8,0
4 Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме 1,9 1,6 2,2 2,5
5 Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации 3,2 3,2 3,3 3,0
6 Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации 2,1 2,2 2,3 1,9
D. S. BURTSEV, YE. A. PANYAVINA
Т. 9. № 8, 2014
Анализ динамики показателей инновационной деятельности в Российской Федерации в период с 2009 по 2012 гг. показывает, что инновационная активность организаций в общем, затраты на технологические инновации и удельный вес инновационных товаров (услуг) имеет тенденцию к возрастанию. В то же время удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые и организационные инновации снижается.
Характерно, что показатели инновационной деятельности в минерально-сырьевом и топливно-энергетическом секторах экономики выше среднего по экономики Российской Федерации. Однако, удельный вес затрат на технологические инновации при этом ниже аналогичного показателя по России. С одной стороны, это показывает высокую эффективность инвестиций в развитие инновационной деятельности в минерально-сырьевом и топливно-энергетическом секторах экономики, с другой, учитывая большой объем привлеченного капитала в эту отрасль, говорит о не полном использовании потенциала инновационного развития. Низкие затраты на технологические инновации в этой отрасли можно объяснить использованием уже готовых инновационных продуктов зарубежного производства и невысокими инвестициями в отечественные разработки. Также низким в этом секторе остается и удельный вес использования организационных и маркетинговых инноваций.
В секторе информационных технологий показатели инновационной активности чуть ниже, при значительном увеличении затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг), но при этом выше и удельный вес инновационных товаров
Также в этом секторе наблюдаются низкие показатели по использованию организационных и маркетинговых инноваций. Необходимо отметить, что как в целом по экономики России, так и в минерально-сырьевом и топливно-энергетическом секторах, основным инновационным продуктом
Число организаций, выполнявших и
является технологическая инновация. В информационно-технологическом секторе, напротив, чаще наблюдается появление инновационных товаров (услуг). Такая тенденция закономерна, ведь предприятия сырьевой и энергетической направленности имеют более мощную, но и более «возрастную» инфраструктуру, поэтому здесь важны именно технологические инновации. Сфера информационных технологий подразумевает более современное процессинговое обеспечение и должно быть направлено в первую очередь на обеспечение предоставления инновационных услуг.
Таким образом, специфические характеристики инновационных секторов экономики оказывают влияние на особенности формирования структуры производства инновационных продуктов. В связи с этим при анализе проблем и перспектив создания и коммерциализации инновационных продуктов, а также разработке методологических основ управления ими необходимо учитывать специфику организации и состояния производства в отдельных секторах экономики [8].
Нами выполнен мониторинг инновационной активности Центрально-Черноземного региона (ЦЧР), социально-экономическое положение которого на сегодняшний день можно считать стабильным, а инвестиционную привлекательность высокой.
С 2009 по 2012 гг., несомненно, во всех областях ЦЧР произошли некоторые изменения в инновационной сфере, в ряде отраслей наметились положительные тенденции развития, в других, наоборот ситуация ухудшилась. Наибольшее количество инновационных товаров в 2012 г. производилось в Липецкой и Белгородской областях, несколько уступает им Воронежская. Но, в то же время сохраняются противоречия и проблемы инновационного развития производств. За последнее десятилетие в ЦЧР наблюдается устойчивое снижение количества предприятий и организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками (табл. 2).
Таблица 2
]ования и разработки в 2007-2013 гг.
Области 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Темп роста, % в 2007-2013 гг.
Всего по ЦЧР 149 136 127 121 138 125 126 84,6
Белгородская область 27 23 19 16 16 14 15 55,6
Воронежская область 66 60 58 58 59 57 56 84,8
Курская область 19 18 16 15 17 16 16 84,2
Липецкая область 13 11 10 10 12 10 12 92,3
Тамбовская область 24 24 24 22 34 34 27 112,5
По численности персонала, занятого исследо- Воронежская область. В НИИ, конструкторских ваниями и разработками, первое место занимает бюро, вузах, опытных предприятиях работало
10799 чел. Наихудшие результаты по этому показателю у Липецкой области - всего 236 чел. Воронежская область имеет высокий научный и инновационный потенциал, относится к регионам со средней инновационной активностью, однако сни-
При этом в повышении инновационной активности важнейшее значение имеют эти две тенденции: становление инновационных организаций, способных к созданию и коммерциализации инноваций, и развитость системы различных институтов и межфирменных взаимодействий.
Не менее важной дефиницией, характеризующей инновационную деятельность, является термин «инновационные технологии». Этим словосочетанием обычно обозначают систему методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретной инновации. Существует следующие виды инновационных технологий: тренинг, внедрение, консалтинг, инжиниринг и трансферт [9].
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Данная инновационная технология позволяет повысить эффективность от внедрения инновационного продукта. В основном используется в целях повышения отдачи от применения технологических, маркетинговых и организационных инноваций.
Внедрение - основа использования инновационных продуктов. Внедренным продуктом может считаться только тот, который востребован на рынке. В связи с этим, данное понятие охватывает
жение данных показателей в динамике за три года связано в первую очередь с уменьшением инвестиций как государственного, так и частного сектора в развитие науки, осуществление поисковых исследований и создание новшеств (табл. 3).
Таблица 3
областей ЦЧР за 2012 г.
более широкую сферу, чем принято понимать в техническом смысле. Внедрение должно включать в себя анализ рынка и меры по закреплению на нем, подготовку к инжинирингу производства, стратегическое планирование, оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения, обеспечение жесткого контроля над выполнением задач, обеспечение конкурентоспособности организации, совершенствование организационной структуры организации, обеспечение эффективной работы каждого сотрудника и коллектива в целом.
Консалтинг (консультирование) - деятельность по консультированию руководителей, аппарата управления, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Консалтинг, как и тренинг, направлен на повышение эффективности использования инновационных продуктов, главным образом, организационных инноваций. Но может быть применен при внедрении технологических инноваций.
Инжиниринг - процесс повышения организационно-технического уровня производства организации, обеспечивающего уровень конкурентоспособности ее «входа» путем проведения научно-исследовательских, технологических и строительных работ. Данная инновационная технология тесно связана с продуктом технологической инновации и является основным механизмом подготовки ее внедрения.
Инновационный потенциал
Название региона Численность населения, тыс. чел. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, шт. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. Численность аспирантов на конец года, чел. Затраты на технологические инновации, млн руб. Доля персонала, занятого исследованиями в общей доле населения, чел/тыс. чел. Доля аспирантов в общей доле населения, чел/тыс. чел.
Белгородская область 1541 14 1244 1275 1645,1 0,81 0,83
Курская область 1119,3 16 3018 1127 7710,6 2,70 1,01
Воронежская область 2331,5 57 10799 2506 6608,9 4,63 1,07
Липецкая область 1162,2 10 236 573 11874,0 - -
Тамбовская область 1075,7 34 1710 1143 2865,5 - -
Э. 8. ВиШЖУ, УБ. А. РАОТАУША
Т. 9. № 8, 2014
Трансферт - процесс внутреннего ценообразования в организации. Например, в банках доходы от кредитов перераспределяются так, чтобы обеспечить прибыль как подразделению, выдавшему кредит, так и подразделениям, привлекшим фондирующие этот кредит депозиты. В плане поддержание этапов реализации использования инновационного продукта эта технология может быть использована для привлечения инвестиционных средств из внутренних резервов компании. Например, частично сохраняя устаревшее, но приносящее доход производство, можно направлять полученную прибыль на внедрение инновационного продукта.
Таким образом, применение инновационных технологий тесно связано с видом инновационного продукта. Так, технологическая инновация не может быть осуществлена без инжиниринга инфраструктуры и внедрения. Также для повышения эффективности поддержания использования этого вида инновационного продукта необходимо использовать такие технологии, как тренинг и трансферт. Однако, последние две технологии могут быть применены не всегда. Например, малое предприятие, объемы производства которого не позволяют провести модернизацию за счет внутреннего заимствования. Поэтому стимулирование использования инноваций на уровне малого предпринимательства должно содержать финансовые механизмы поддержки таких форм организаций, в том числе в виде льготного кредитования, развития технопарков и привлечения венчурного капитала [10; 11]. Тренинг, как инновационная технология, вообще используется не часто. Обычно это связано со стремлением организации сократить издержки и часто, когда на предприятии используется технологичная инновация, работодатель просто стремиться либо найти готовых специалистов, либо дает им «шанс» разобраться самостоятельно. В случае неудачи в этом деле эффективность применения инновационного продукта резко снижается, а иногда может быть и отрицательным.
Если в секторах экономики, связанных с добычей полезных ископаемых, обрабатывающим и перерабатывающим производствами, производством и распределение электроэнергии, газа и воды, связью, информационными технологиями, научными исследованиями и разработками наблюдается хоть и небольшой, но рост использования инновационных продуктов, то в агропромышленном и лесном секторе успехов значительно меньше.
Сегодня в экономике развитых стран преобладают отрасли и технологии шестого технологического уклада, тогда, как в экономики России доми-
нирует пятый технологический уклад. Именно в отраслях пятого технологического идет интенсивный процесс внедрения инновационных продуктов. Многие производственные отрасли в агропромышленном комплексе и лесном секторе находятся только в третьем и четвертом технологическом укладах. Поэтому использование в них инновационных продуктов и инновационных технологий затруднено, а иногда и вовсе нецелесообразно [12].
Однако, значение сельского и лесного хозяйства в экономике Российской Федерации постоянно возрастает. Особенно важную роль эти сектора будут играть в ближайшие годы. Влияние экономических санкций, вводимых западными странами против отдельных секторов экономики России, должны снизить темпы инновационного развития в минерально-сырьевом, топливно-энергетическом и военно-космическом комплексах. Стимулирование инновационного развитие агропромышленного и лесного комплекса даст возможность государственным органам управления компенсировать часть убытков и негативных последствий недружелюбной политики западных стран.
Для реализации данной концепции необходимо, прежде всего, разработать стратегию, включающую комплекс мер по постепенному переходу данных областей в пятый технологический уклад, а затем и в шестой. Существующая непропорциональность в развитии отдельных отраслей данных секторов препятствует использованию инновационных продуктов. Как известно, в агропромышленном комплексе и лесном секторе существуют довольно длинные цепочки производства продукции от добычи сырья до конечного потребителя. Например, в лесном секторе некоторые отрасли лесного хозяйства и лесной промышленности относятся к третьему технологическому укладу, а некоторые к четвертому. В связи с этим, внедрение технологической инновации для снижения затрат и увеличения выпуска товаров не всегда оборачивается увеличением доходов, так как просто существующая инфраструктура промежуточного потребителя не может справиться с переработкой большего объема сырья и/или обеспечить условия для его сохранения.
Та же проблема возникает и внутри отрасли при использовании инновационных продуктов. В лесном хозяйстве в области воспроизводства лесов в рамках государственной программы развивается инфраструктура по производству инновационного товара -сеянцев с закрытой корневой системой, который на данный момент не может быть полностью внедрен и использован, так как область-потребитель - лесовос-становление отстает от поставщика на два-три тех-
нологических уклада, что пока приводит к негативному экономическому эффекту.
Отсюда видно, что технологическая многоук-ладность секторов и даже отраслей экономики наблюдаемая в Российской Федерации резко снижает эффективность использования инновационных продуктов и технологий. Решением этой проблемы должны стать комплексные программы инновационного развития отдельных секторов экономики, разрабатываемые в строгом соответствии с общей стратегией инновационного развития Российской Федерации [13]. Такие программы инновационного развития должны учитывать состояние секторов экономики, специфику использования инновационных продуктов и технологий в них для достижения, прежде всего, цели повышения экономической эффективности производств.
Также из приведенного выше примера становиться ясно, что прямое государственное вмешательство в процесс создания инновационных продуктов является не всегда обоснованным. Для повышения коэффициента полезного действия государственных органов и развития экономики при формировании комплексных программ инновационного развития необходимо обеспечить необходимую степень свободы для обеспечения возможности выбора предпринимателями использования того или иного инновационного продукта. В конечном итоге экономическая эффективность должна определять необходимость использования инновационного продукта, а не «фантазия» государственного чиновника.
Понятие «инновационный продукт» применительно к секторам экономики неоднозначно, что необходимо учитывать при анализе инновационной деятельности.
Анализ статистических данных показал, что доля предпринимателей, использующих в своей деятельности только технологические инновации, без проведения маркетинговых исследований и оптимизации организационной структуры возрастает. Это несет негативный эффект для экономики, так как эффективность затрат на технологические инновации и использования инновационных товаров и услуг снижается.
В связи с тем, что в разных секторах экономики формируется различная структура использования инновационных продуктов, при анализе проблем и перспектив создания и коммерциализации инновационных продуктов, а также разработке методологических основ управления ими необходимо учитывать специфику организации и состояния производства в отдельных секторах экономики.
Инновационные технологии - система методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретной инновации, таких как тренинг, внедрение, консалтинг, инжиниринг и трансферт. Определенные виды инновационных технологий свойственны конкретным видам инновационных продуктов, некоторые имеют общий характер.
Технологическая многоукладность секторов и даже отраслей экономики, наблюдаемая в Российской Федерации, резко снижает эффективность использования инновационных продуктов и технологий, а, следовательно, и их роль в этих секторах.
Необходимо разработать комплексные программы инновационного развития отдельных секторов экономики, но в строгом соответствии с общей стратегией инновационного развития Российской Федерации.
Литература
1. Курилло А. В. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ // Общество: политика, экономика, право, 2012. № 2.
2. Буздалин А. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. М.: Интерфакс-ЦЭА, 2007.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. СПб.: Питер, 2014.
4. Морковина С. С. Инновации в лесном хозяйстве: особенности создания и перспективы // С. С. Морковина, О. М. Корчагин, А. В. Иванова // Лесотехнический журнал. 2013. № 3. С. 189-199.
5. Шипович Л. Ю. Инновации как инструмент преодоления кризиса и основа экономического развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32 (247). Экономика. Вып. 34. С. 15-21.
6. Заболотько А. А., Платов О. К. Состав и структура инновационного сектора экономики // Ярославский педагогический вестник. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2. Т. 1. С. 90-94.
7. Основные показатели инновационной деятельности. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/nauka/innov-n16.xls
8. Абрамов А. А., Костерин С. Г. Инновационная деятельность промышленного предприятия как основа его развития в рыночной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1 (047). С. 27-31.
9. Мильнер Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова. М.: ИНФРА-М, 2013.
10. Абрамова Е. Ю. Роль технопарков в развитии России как инновационного общества // Научно -технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета инфомационных технологий, механики и оптики. 2011. № 2 (72). С. 166-168.
D. S. BURTSEV, YE. A. PANYAVINA
Т. 9. № 8, 2014
11. Ланина О. И., Бочарова О. Н., Потокина С. А. Привлечение венчурного капитала - необходимое условие активизации инновационной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2 (060). С. 63-66.
12. Муравьева Н. А., Харитонова Е. В. Региональное инновационное развитие АПК в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1 (047). С. 131-135.
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р.
References
1. Kurillo A. V. Rol' innovatsiy v ekonomicheskom razvitii predpriyatiy RF // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2012. № 2.
2. Buzdalin A. Razvitiye innovatsionnoy sostavlyayushchey ekonomiki Rossii: perspektivy i rol' ekonomicheskoy politiki / A. Buzdalin i gruppa ekspertov. M.: Interfaks-TsEA, 2007.
3. Fatkhutdinov R. A. Innovatsionniy menedzhment: uchebnik dlya vuzov. Standart tretyego pokoleniya. 6-ye izd. SPb.: Piter, 2014.
4. Morkovina S. S. Innovatsii v lesnom khozyaystve: osobennosti sozdaniya i perspektivy // S. S. Morkovina, O. M. Korchagin, A. V. Ivanova // Lesotekhnicheskiy zhurnal. 2013. № 3. S. 189-199.
5. Shipovich L. Yu. Innovatsii kak instrument preodoleniya krizisa i osnova ekonomicheskogo razvitiya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 32 (247). Ekonomika, Vyp. 34. S. 15-21.
6. Zabolot'ko A. A. Sostav i struktura innovatsionnogo sektora ekonomiki / A. A. Zabolot'ko, O. K. Platov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012. № 2. Tom 1 (Gumanitarniye nauki). S. 90-94.
7. Osnovniye pokazateli innovatsionnoy deyatel'nosti. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/nauka
8. Abramov A. A. Innovatsionnaya deyatel'nost' promyshlennogo predpriyatiya kak osnova yego razvitiya v rynochnoy ekonomike / A. A. Abramov, S. G. Kosterin // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 1 (047). S. 27-31.
9. Mil'ner B. Z. Organizatsiya sozdaniya innovatsiy: gorizontal'niye svyazi i upravleniye: monografiya / B. Z. Mil'ner, T. M. Orlova. M.: INFRA-M. - 288 s.
10. Abramova Ye. Yu. Rol' tekhnoparkov v razvitii Rossii kak innovatsionnogo obshchestva // Nauchno-technicheskiy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki, 2011. № 2 (72). S. 166-168.
11. Lanina O. I. Privlecheniye venchurnogo kapitala -neobkhodimoye usloviye aktivizatsii innovatsionnoy deyatel'nosti / O. I. Lanina, O. N. Bocharova, S. A. Potokina // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 2 (060). S. 63-66.
12. Muravyova N. A. Regional'noye innovatsionnoye razvitiye APK v sovremennykh usloviyakh / N. A. Muravyova, Ye. V. Kharitonova // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 1 (047). S. 131-135.
13. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda / Utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 r. № 2227-r.
* * *
ROLE OF INNOVATIVE PRODUCTS AND TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF SECTORS OF ECONOMY
BURTSEV DANIIL SERGEYEVICH Saint Petersburg forestry research institute, St. Petersburg, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PANYAVINA YEKATERINA ANATOLYEVNA
Tambov state technical university, Tambov, the Federation, e-mail: [email protected]
Need of full innovative development of sectors of economy of the Russian Federation is recognized at the state level. For more effective realization of strategy of innovative development it is necessary to understand and distinguish accurately various components of innovative activity, to understand their role and specifics in development of sectors of economy.
In article authors considered the essence of concepts an innovative product and innovative technology. Authors opened the role of novelties and innovations in development of sectors of economy. They gave results of the analysis of innovative activity of the organizations in the Russian Federation during the period from 2009 to 2012 in a branch connection. Authors made the comparative analysis of the importance of innovative products in economy sectors. They showed structural features of production of innovative products in the Russian Federation. Besides, monitoring of innovative activity of the Central Black Earth Region (CBER) which economic and social situation can be stable today, and investment appeal is high. For the last decade in CBER there is steady decrease in number of the enterprises and the organizations which are in scientific researches and development. Authors showed that in increase to innovative activity two main tendencies are essential: formation of the innovative or-
ganizations capable to creation and commercialization of innovative products, and development of system of various institutes and intercompany interactions. During the conducted research, authors considered negative influence of a technological multiformity on economic efficiency of use of innovative products and innovative technologies. They provided proofs of need of the balanced development of system of organizational and economic ensuring creation of innovative products differentiated on economy sectors. As a result authors gave recommendations to develop comprehensive programs of innovative development of separate sectors of economy according to the general strategy of innovative development of the Russian Federation.
Key words: innovative product, technological innovation, training, consulting, introduction, engineering, transfer.
D. S. BURTSEV, YE. A. PANYAVINA „ ,, „
^ 9. № 8, 2014