ДОХОЛЯН С.Б.
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТ ВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИИ
Аннотация. В данной статье анализируются основные направления социальных практик крупных российских корпораций. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор направлений социальных инвестиций российскими компаниями. Проанализировано участие российских компаний в программах социальной ответственности по отраслям. Дана оценка соответствия российских компаний мировому уровню социальной и экологической ответственности. Проанализированы тенденции развития культуры российских компаний в области социальной ответственности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, корпоративные социальные программы, приоритеты социальной политики.
DOKHOLYAN S.B.
ANALYSIS OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN RUSSIA
Abstract. This article analyzes the main areas of focus of social practices of large Russian corporations. The factors impacting the choice of areas of focus of social investments by Russian companies are discussed. The participation of Russian companies in social responsibility programs by industries is analyzed. The correspondence of Russian companies to the world standard of social and environmental responsibility is evaluated. The tendencies of development of culture of Russian companies in the area of social responsibility are analyzed. Keywords: corporate social responsibility, corporate social programs, priorities of social policy.
На сегодняшний день российские компании только начинают брать на себя решение некоторых острейших социальных проблем общества, проводят программы по улучшению качества жизни своих сотрудников и незащищенных слоев общества, участвуют в программах по защите окружающей среды и содействию развития и сохранению культурной жизни страны.
Во-первых, это связано, прежде всего, с тем, что государство активно поддерживает компании, которые активно занимаются разработкой программ по защите окружающей среды, благотворительности и т. д.
В 2004 г. в России была принята «Социальная хартия российского бизнеса», разработанная Российским союзом предпринимателей и промышленников [1]. В ней сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративного сектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности. Этих принципов и стараются придерживаться компании, развивающие социальную ответственность своего бизнеса. Кроме «Социальной хартии российского бизнеса» существует также ряд документов, регламентирующих социально ответственное поведение предприятий в России:
— Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) «12 принципов ведения дел в России» [2];
— Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, утвержденный Ассоциацией менеджеров России [3];
— «Базовые индикаторы результативности» [4], подготовленные РСПП. В документе представлены индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности предприятия.
В последнее время многие компании принимают Положения, связанные с корпоративной ответственностью. Так, ОАО «Сибнефть» приняло Устав корпоративного поведения, ОАО «Ленэнерго» — Меморандум корпоративного поведения. Кодексы были приняты РАО «ЕЭС России», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Татнефть», ОАО «Норильский никель» и рядом других компаний.
Кроме того, одним из правовых направлений регулирования социальной ответственности бизнеса со стороны государства стало ее нормативное закрепление в региональных и муниципальных законах. Законы регионального и муниципального уровня, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, активно предлагают бизнесу заняться благотворительной деятельностью, меценатством и поддержкой общественных инициатив.
Во-вторых, развитие социальной ответственности в России можно связать с активным продвижением российского бизнеса на международные рынки. Следует отметить, что пока всерьез о политике социальной ответственности и участия в жизни общества задумываются преимущественно крупные общенациональные компании, интегрированные в международный бизнес, а также подразделения международных компаний, имеющих свои подразделения в России.
Для проведения анализа социальной ответственности бизнеса в России был взят ряд ведущих компаний, которых по праву можно назвать лидерами российского бизнеса (по результатам исследования ВЦИОМ) [5]:
- Нефтегазовые компании: ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром».
- Телекоммуникационные компании: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Ростелеком», ОАО «ВымпелКом», ОАО «Мегафон».
- Авиакомпании: ОАО Авиакомпания «ТРАНСАЭРО», ОАО «Аэрофлот».
- Банки: ОАО «Сбербанк России», ОАО «АК Барс Банк», ЗАО «ВТБ 24», ОАО «Банк Москвы».
- Автопромышленность: ОАО «КАМАЗ», Группа «ГАЗ».
Анализ показал, что рассмотренные нами (информация взята с официальных сайтов компаний) российские компании уже имеют или в настоящее время разрабатывают эффективную политику в области корпоративной социальной ответственности.
Нами были рассмотрены основные направления реализации программ КСО российскими компаниями: содействие образованию, помощь медицине, помощь культуре и искусству, содействие спорту, защите пенсионеров и ветеранов, защите детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, улучшение жизни сотрудников и защита окружающей среды.
По данным табл. 1. можно сделать вывод, что компании реализуют социальную политику во всех направлениях.
В табл. 2 представлены данные количества мероприятий по социальной ответственности, проводимых компаниями за последние 5 лет. Самое большое количество мероприятий и программ у компаний: «ЛУКОЙЛ», «ГАЗ», «Барс Банк», «ВТБ 24», «Ростелеком» и «Сбербанк России».
Таблица 1
Направления корпоративной социальной ответственности компаний
Название компании Направление
Образование Медицина Культура и искусство Спорт Пенсионеры, ветераны Поддержка детей Сотрудники Окружающая среда
ОАО НК «Лукойл» + + + + + + + +
ОАО НК «Роснефть» + + + + + + +
ОАО «Газпром». + + + + + + +
ОАО «МТС» + + + + + +
ОАО «Ростелеком» + + + + + + +
ОАО «ВымпелКом» + + + + + +
ОАО «Мегафон» + + + + +
ОАО Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» + + + + +
ОАО «Аэрофлот» + + + + + + +
ОАО «Сбербанк России» + + + + + + +
ОАО «АК Барс Банк» + + + + + + + +
ЗАО «ВТБ 24» + + + + + + + +
ОАО «Банк Москвы» + + + + +
ОАО «КАМАЗ» + + + +
Группа «ГАЗ» + + + + + + + +
Меньше всех программ реализуют следующие компании: «КАМАЗ», «МТС», «ВымпелКом», «ТРАНСАЭРО».
Таблица 2
Количество мероприятий и программ по различным направлениям КСО российских компаний 2008-2013 гг.
Направление Название компании Образование Медицина Культура и искусство Спорт Пенсионеры, ветераны Поддержка детей Сотрудники Окружающая среда Итого программ в компании
ОАО НК «Лукойл» 2 3 9 6 1 1 4 7 33
ОАО НК «Роснефть» 0 1 3 2 1 2 5 4 18
ОАО «Газпром». 2 2 4 1 0 2 2 5 18
ОАО «МТС» 3 0 1 1 0 1 2 5 13
ОАО «Ростелеком» 5 3 5 3 2 5 0 5 28
ОАО «ВымпелКом» 0 3 0 2 3 2 1 2 13
ОАО «Мегафон» 3 0 6 7 0 4 0 3 23
ОАО «ТРАНСАЭРО» 0 5 2 1 2 0 5 0 15
ОАО «Аэрофлот» 1 3 4 4 1 3 7 0 23
ОАО «Сбербанк России» 6 1 6 2 0 4 7 1 27
ОАО «АК Барс Банк» 5 3 3 4 3 4 4 3 29
ЗАО «ВТБ 24» 2 4 7 9 2 2 3 5 34
ОАО «Банк Москвы» 4 0 5 2 2 3 0 0 16
ОАО «КАМАЗ» 2 1 0 4 0 1 2 0 10
Группа «ГАЗ» 5 3 5 2 3 4 6 3 31
Итого программ по разным направлениям 40 32 60 50 20 38 48 43
На рис. 1. представлены данные о компаниях, уделяющих значительное внимание корпоративной социальной ответственности.
Рис. 1. Количество программ и мероприятий по КСО
Если говорить только о направлениях деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности, то на рис. 2. видно, в каких направлениях компании проявляют высокую активность.
Окружающая среда
Сотрудники
Поддержка детей
Пенсионеры, ветераны
Спорт
Культура и искусство
Медицина
Образование
Рис. 2. Деятельность российских компаний в области КСО по направлениям
Анализ деятельности компаний в области КСО показал, что меньше всего уделяется внимания проблемам малообеспеченных пенсионеров и ветеранам войны. Некоторые компании, такие, как ОАО НК «Лукойл», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Банк Москвы» направляют свои усилия на обеспечение пенсионеров и ветеранов войны и стараются помочь им не только материально, но и морально. С этой целью выделяются финансовые средства на организацию праздников, посвященных Дню Победы, встреч с однополчанами и ряд других мероприятий.
Анализ показывает (рис. 3), что в реализацию программ корпоративной социальной ответственности большой вклад вносит банковский сектор. Эти данные не означают, что компании из других секторов недостаточно развивают корпоративную ответственность. Количество программ может быть маленьким, но по масштабам очень большим и затратным, или наоборот, программ может быть очень много, но по затратам они не велики.
На рис. 4. видно, что направлениям, связанным с проблемами общества и окружающей среды, большое внимание уделяют компании нефтегазового и банковской сферы.
■ Нефтегазовые компании
• ■ Телекоммуникационные компании
■ Авиакомпании
■ Банки
■ Автопромышленность
Рис. 3. Доля секторов экономики в участии в КСО
В-третьих, меняется отношение россиян к проблеме социальной ответственности бизнеса перед обществом, что не может остаться без внимания бизнеса, так как использование принципов корпоративной социальной ответственности является способом сохранения положительного имиджа в глазах потребителей и сохранения конкурентоспособности.
По данным ВЦИОМ [5], постепенно отношение к бизнес-сообществу как проводнику со-
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №4, 2014
циальных программ среди населения меняется. Как свидетельствуют результаты исследования, отношение россиян к проблеме социальной ответственности бизнеса перед обществом носит противоречивый характер.
В России значительное количество респондентов считают, что государство должно взять бремя ответственности за социальные программы на себя и принуждать бизнес к социальной деятельности. Если пару лет назад россияне отмечали всего ряд известных компаний, занимающихся социальными программами, то в настоящее время узнаваемость компаний, участвующих в социальных проектах, значительно выросла.
Изменились отношения и к направлениям деятельности компаний в социальной сфере.
* J f/
/ ^ч® 4
Нефтегазовые компании
Авиакомпании
Автопромышленность
Телекоммуникационные компании Банки
Рис. 4. Деятельность компаний из разных секторов по направлениям КСО
Исследования, проведенные ВЦИОМ [5], показали, что в России 72,3 процентов опрошенных считают, что потенциальный работодатель не должен негативно влиять на экологию, а 55,2 процентов полагают, что компания должна участвовать в благотворительных программах. 44 процентов российских граждан считают, что бремя социальной ответственности должны нести только крупные компании. Индивидуальные предприниматели (82 процента) также высказались за ответственность крупных компаний, считая, что у них нет возможности заниматься социально ответственным бизнесом.
Таким образом, проанализировав состояние социальной ответственности в России, можно сделать вывод, что всерьез о политике социальной ответственности, на сегодняшний день задумываются преимущественно крупные общенациональные компании. Средний и малый бизнес, за редким исключением, не принимает участия в социальных программах.
В современных условиях российские компании правильно определили приоритеты в социальной политике: охрана окружающей среды; поддержка культуры, образовательных учреждений; поддержка и развитие спорта; поддержка детей, в основном с заболеваниями.
Корпоративная социальная ответственность в России становится фактором устойчивости, деловой репутации и общественного имиджа компании, а также условием конкурентоспособности.
Литература
1. Социальная хартия российского бизнеса // Российский союз промышленников и предпринимателей. Редакция 2007 г., 2008. — URL : http://www.rspp.ru.
2. Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ). — URL : http:// www.rspp.ru.
3. Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». 2006 //Ассоциация менеджеров России. — URL : http://www.amr.ru.
4. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф. Прокопов, Е. Феоктистова и др.; под общей ред. А. Шохина. — М. : РСПП, 2008. — URL :
http://rspp. ru/12/7862.pdf.
5. Неэквивалентный обмен : социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом ; [исследование ВЦИОМ] // Пресс-выпуск № 1516. — URL : http://wciom.ru/index.php? id=459&uid=13587.
References
1. The website of Russian Coalition of Industrialists and Entrepreneurs [An Electronic Resource] Social Charter of the Russian Business. Russian Coalition of Industrialists and Entrepreneurs. 2007 Edition, 2008-. Retrieved from: http://www.rspp.ru , free access. - Title taken from the screen.
2. The website of Russian Coalition of Industrialists and Entrepreneurs [An Electronic Resource] The Code of Entrepreneural Ethics of the Chamber of Commerce of the Russian Federation (CC of RF) Retrieved from: http://www.rspp.ru , free access. - Title taken from the screen.
3. The Website of the Association of Managers of Russia [An Electronic Resource] Memorandum «On Principles of Corporate Social Responsibility»., 2006- . Retrieved from:: http://www.amr.ru , free access. - Title taken from the screen.
4. Website of Russian Coalition of Industrialists and Entrepreneurs [An Electronic Resource] Recommendations on using non-financial reporting in management practice / F. Prokopov, E. Feoktistova et al.; Under the general editorship of A. Shokhin. — M.: RSPP, 2008. — 68 p. Retrieved from: http://rspp.ru/12/7862.pdf-Title taken from the screen.
5. Non-equivalent Exchange: Social Responsibility of Business and its Acceptance by the Russian Society. / The All-Russian Public Opinion Research Center study / Press issue No. 1516 http://wciom.ru/index.php? id=459&uid=13587