Шнякина Юлия Равильевна
Доцент кафедры "Экономика, организация и коммерческая деятельность",
к.э.н.
Анализ проблем ресурсосбережения жилищно-коммунального хозяйства российских городов
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современности - ресурсосбережению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только скоординированные действия всех участников процесса ресурсосбережения (государственных, региональных и местных органов власти, представителей научных кругов, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг) даст положительный результат и поможет offise@tolqas. ги вывести отрасль жилищно-коммунального хозяйства из кризиса.
Тольяттинский государственный университет сервиса, г. Тольятти
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ресурсосбережение.
В связи с интенсивным строительством во многих российских городах сложилась ситуация нехватки мощностей тепловой и электрической энергии. Вопрос стоит следующим образом: либо строить новые мощности на источниках, либо вкладывать средства в ресурсосбережение. Для этого, в первую очередь, необходимо определить перспективы развития города. И решение этого вопроса, безусловно, должно вестись на уровне местных органов власти, после чего станет обоснованным дополнительное выделение средств из бюджета и привлечение инвестиций на развитие четко обозначенных направлений. Кроме того, нужно создать условия, побуждающие потребителей заниматься ресурсосбережением, разработать дифференцированные тарифы, стимулирующие экономию топливно-энергетических ресурсов. И, наконец, необходимо определить, где теряется больше всего энергии, и выяснить, что в первую очередь необходимо экономить. Учитывая климатические особенности российских городов, можно говорить о том, что все-таки наибольший расход энергии связан с отоплением зданий и сооружений. Например, в городе Тольятти водоотведение составляет 17% затрат на оплату энергоресурсов, электрическая энергия- 20%, теплоснабжение- 59%, прочие коммунальные услуги-4%. Тепловая энергия по видам распределяется следующим образом: отопление-66% затрат, вентиляция- 21%, горячее водоснаб-жение-13%. Таким образом, одной из приоритетных в данном городском округе можно назвать задачу энергосбережения, связанную с отоплением зданий.
Особое внимание исследованию и решению проблем экономии ресурсов необходи-
мо уделять в сфере городского жилищно-коммунального хозяйства. Характерными чертами отрасли на этапе реформирования являются относительно низкий уровень развития, выражающийся в устаревших технике и технологиях, высоком износе зданий и оборудования, применении старого образца материалов и конструкций. Значительную долю жилищного фонда страны (80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Кроме того, затраты энергоресурсов в расчете на 1 кв.м жилья в 3 раза превышают среднеевропейский уровень. Как показывает практика, потребление энергоносителей на отопление жилых зданий в России составляет около 86 кг условного топлива на 1 кв. м общей площади в год. В то же время в аналогичных климатических условиях Канады и Норвегии этот показатель составляет менее 30 кг на кв.м , в Швеции потребляется около 27 кг у.т./м2 в год. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов теряется около 20 % тепла. К этому можно добавить, что 10-15 % потерь тепла и воды связано с утечками через свищи и трещины в трубопроводах. Проблема обеспечения населения России питьевой водой, отвечающей установленным нормам качества и в достаточном количестве, с каждым годом обостряется, во многих регионах страны она стала одной из главных социально-экологических проблем. Перегружено 60% очистных сооружений, многие из которых эксплуатируются более 30 лет и требуют срочной реконструкции. Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят порывы, что вызывает не только поте-
60
ри воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение природной среды и нарушение санитарного благополучия. [1].
В России наиболее развита центральная система теплоснабжения, которая несмотря на достаточно эффективные источники тепла (высокий КПД, более низкая стоимость единицы мощности), из-за больших потерь в теплосетях, отсутствия регулировки потребления мощности, больших эксплуатационных расходов, в целом, неэффективна. Кроме того, более 80% теплосетей страны - это трубопроводы с превышенным сроком эксплуатации. В России на современном этапе заменяется не более 0,5-1 % от общей протяженности теплосетей. Затраты на транспортировку тепла в сетях превышают 40% от его себестоимости. Число аварий на теплотрассах за последние десять лет увеличились в 510 раз.
Особую значимость представляет решение вопросов рационального использования газа в стране. Исследования по вопросам газосбережения, в том числе и в жилищно-коммунальном комплексе, проводимые Союзом акционеров ОАО «Газпром» показали, что в России ежегодно нерационально сжигается более 100 миллиардов кубометров газа. Основными проблемами ресурсосбережения по вопросу газоснабжения можно назвать следующие:
- отсутствует законодательно-нормативная база, способная регулировать систему энергосбережения и энергопотребления;
- не созданы эффективные экономические механизмы ресурсосбережения;
- низкая ответственность руководителей всех уровней за сохранение нормальной работы находящихся в их эксплуатации инженерных сетей.
Важным вопросом реформирования жилищно-коммунальной сферы остается вопрос сохранения трудовых ресурсов. Дефицит высококвалифицированных кадров -сдерживающий фактор в переоснащении предприятий отрасли и модификации устаревшего оборудования. Чтобы заниматься вопросами ресурсосбережения, создавать жизнеспособные программы, нужны кадры-грамотные, специально обучавшиеся этой работе. Кроме того, в отрасли сохраняется наиболее низкий уровень заработной платы. Так, средняя начисленная заработная плата работникам ЖКХ по г.Тольятти за 2005 год составила 6000 рублей.
Открытой остается проблема капитального ремонта, на который принято списывать
большую часть бюджетных средств. После проведения ремонта, жилищный фонд качественно не меняется, а восстанавливаются лишь отдельные технические характеристики. Прежний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен комплексной модернизацией жилищного фонда. В результате этого жилье должно превратиться в энергоэффективное, малозатратное, с контролируемыми объемами потребляемых ресурсов. Причем инвестиции или бюджетные средства, вложенные в модернизацию должны быть возвратными. Возвратность должна обеспечиваться за счет экономии на содержание модернизированного жилья. Возвратные средства должны частично или полностью участвовать в модернизации других домов.
Одним из сдерживающих факторов реформирования жилищно-коммунального комплекса на местах с точки зрения повышения эффективности его работы и снижения издержек на функционирование является отсутствие эффективного собственника, управляющего жильем. Бизнес медленно осваивает эту сферу деятельности. Темпы создания товариществ собственников жилья невысокие. Существующее законодательство в жилищной сфере, гражданское законодательство не способствует поддержанию и развитию муниципальных и частных управляющих компаний. Решение вопросов требует применения обобщенного опыта, корректировки или создания нормативной базы перевода жилищного фонда на эффективного собственника, определение правил его работы, условий финансирования и оплаты труда, разработки и утверждения Правительством РФ пакета документов по данному вопросу.
Реформирование ЖКХ важная и сложная задача. Главное, должны быть отработаны пути ее решения, прежде всего, в направлении сбережения воды, тепла, газа, электроэнергии, трудовых ресурсов. Именно, ресурсосбережение должно стать экономической основой реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Процесс ресурсосбережения в ЖКХ российских городов претерпевает сложности. Многие коммунальные предприятия не располагают данными о фактических объемах производства и реализации услуг, поскольку в большинстве случаев учет количества отпущенных и полученных услуг ведется по обобщающим нормам ресурсопотребления, не корректируемым десятилетиями.
Ресурсосбережение в сфере жилищно-
коммунального хозяйства есть процесс оптимизации системы учета, контроля и рационального использования энергетических, водных и иных ресурсов жилищно-коммунальной сферы, проведение работ по снижению потерь, а также внедрение ресурсосберегающих технологий с целью решения антикризисных проблем и реорганизации отрасли. Конечными целями ресурсосбережения являются снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Главные задачи всех участников процесса ресурсосбережения и ресурсопотребления состоят в:
- совершенствовании взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и ресурсопотребителями;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- повышении качества услуг, предоставляемых населению, их соответствии принятым стандартам.
Ни одна проблема жилищно-коммунального хозяйства не может быть решена без проведения эффективной политики по экономии ресурсов отрасли. В большинстве городов политика по ресурсосбережению и контролю выполнения программ возложены на специально созданные структурные подразделения администрации. Однако проблемы, связанные с ресурсосбережением в отрасли не уменьшаются. При проведении целенаправленной ресурсосберегающей политики, необходимо помнить, что проблемы экономии ресурсов тесно переплетаются и являются составными частями проблем всего комплекса ЖКХ, а именно:
- На современном этапе реформа ЖКХ сводится исключительно к увеличению доли оплаты населением коммунальных услуг. Основная проблема заключается в том, что программа повышения доли услуг не учитывает уровень роста доходов населения, в результате темпы роста доли платежей населения за услуги значительно выше, чем темпы роста доходов населения.
- Сложившаяся система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется практически без учета реальных условий финансирования отрасли. Тарифы для муниципальных предприятий ЖКХ, а также норма-
тивы потребления и ставки оплаты услуг для населения устанавливаются местными органами самоуправления. Тарифы во многих городах устанавливаются на уровне, не позволяющем предприятиям жилищно-
коммунальной сферы покрыть свои издержки. В результате накапливается кредиторская задолженность. С другой стороны, такая ситуация приводит к неконтролируемым действиям ре-сурсоснабжающих предприятий-монополистов по расходованию финансовых и материальных ресурсов, поскольку в отсутствии увязки тарифной политики и реального финансирования практически не действуют договоры на поставку ресурсов.
- Отсутствие системы экономических стимулов в секторе. На протяжении значительного периода времени накопление кредиторской задолженности не представляло реальной угрозы для коммунальщиков: поставки ресурсов продолжались, предприятия не объявлялись банкротами, что в итоге привело к снижению финансовой дисциплины.
- Одной из наиболее острых проблем остается наличие в жилищно-коммунальном секторе перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. Система перекрестного субсидирования не стимулирует коммунальщиков к эффективному использованию своих оборотных средств.
- Недостаточный контроль над качеством предоставляемых услуг, уровнем эффективности коммунальных предприятий со стороны муниципалитетов. Отсутствие четко формализованных договорных отношений между муниципалитетами и коммунальными предприятиями, а также между ними и потребителями услуг усугубляет ситуацию, что, в конечном счете, приводит к увеличению нагрузки на потребителя без гарантии повышения качества коммунальных услуг.
- В настоящее время нет отраслевых стандартов учета и планирования затрат на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствуют приборы учета, расчеты производятся по нормативам. Это ведет к ис-
62
кажению реальной картины затрат, не позволяет проанализировать затраты на единицу услуги, что в свою очередь уменьшает возможность воздействия на предприятия жилищно-
коммунальной сферы с целью снижения издержек и позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статья в другую.
Затратно-нормативный метод, основанный на понимании тарифа как суммы установленных норм затрат и норм рентабельности лишь стимулирует рост тарифов.
Разрабатывая политику ресурсосбережения, важно в первую очередь определиться с целями и направлениями их достижения. Конечными целями ресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, на наш взгляд, являются:
Создание организационных, правовых, экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергоэффективности отрасли ЖКХ;
Улучшение финансово-экономического и технического состояния коммунальных предприятий;
1. Снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
2. Повышение качества оказываемых услуг.
3. Создание условий, при которых коммунальные предприятия будут заинтересованы в снижении собственных издержек и проведении ресурсосберегающих мероприятий.
4. Создание условий для привлечения частных инвестиций для финансирования, реконструкции и развития коммунальной инфраструктуры.
5. Снижение потерь ресурсов в процессе производства и транспортировки.
6. Оптимизация потребления коммунальных ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии и ресурсов.
7. Стабильное и планомерное развитие жилищно-коммунальной отрасли в целом.
Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятия по ресурсосбережению в жилищно-коммунальной сфере должен быть подготовлен в виде нескольких важнейших аспектов, где ресурсосбережение рассматривается как:
- Ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ;
- Повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам;
- Создание системы учета ресурсов, позволяющих четко определить объем потребления топливно-энергетических ресурсов и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя;
- Внедрение энергосберегающих технологий, снижение нерационального потребления ресурсов;
- Совершенствование взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями;
- Смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату коммунальных услуг населением.
Литература:
1. Чекалин В. С. Экономика городского хозяйства / В. С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. -С.23.
2. Шапиро, М. Д. Эффективное управление жилищным фондом: мониторинг и оценка качества / М. Д. Шапиро, Е. Ф. Петрова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - С.87
3. Шебаршина, Е. Н. Развитие форм управления жильем / Е. Н. Шебаршина // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2003. - № 12. - С.32
Shnyakina Julia Ravilevna. ANALYSIS OF RESOURCE-SAVING PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN CITIES
Article is devoted to one of the pressing problems of our time and resource in the field of housing and communal services. Only concerted action by all participants in the resource (state, regional and local authorities, academics, suppliers and consumers of housing services) will give a positive result and will help bring the industry of housing and communal services of the crisis. Keywords: housing and utilities, resource.