Научная статья на тему 'Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений'

Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Лилия Ивановна

Статья посвящена формированию необходимых умений и навыков грамотного разрешения педагогических конфликтов и общей социально-психологической компетентности педагогов-воспитателей. Дано определение понятий понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность». Представлен собственный опыт формирования социально-психологической компетентности у студентов будущих воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустина Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Social and Psychological Competence of the Future Teachers at the Pre-school Academic Organizations

The paper is devoted to the techniques of forming necessary skills of competent solving pedagogical conflicts and common social and psychological competence among educators. It gives definitions of notions competence, awareness and professional competence. An own experience of forming social and psychological competence among students future educators.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

Л. И. Капустина, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, [email protected]

Lilia Kapustina, PhD in Pedagogics, pedagogical psychologist, Secondary Vocational Organization «Novokuznetsk Pedagogical College № 2», Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]

формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений

forming social and psychological competence of the future teachers at the pre-school academic organizations

УДК / UDC

377:316.12

Статья посвящена формированию необходимых умений и навыков грамотного разрешения педагогических конфликтов и общей социально-психологической компетентности педагогов-воспитателей. Дано определение понятий понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность». Представлен собственный опыт формирования социально-психологической компетентности у студентов - будущих воспитателей.

The paper is devoted to the techniques of forming necessary skills of competent solving pedagogical conflicts and common social and psychological competence among educators. It gives definitions of notions “competence", “awareness" and “professional competence". An own experience offorming social and psychological competence among students - future educators.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, педагогический конфликт.

Key words, social and psychological competence, pedagogical conflict.

В современных социально-экономических условиях усиливается тенденция к коллективному характеру профессиональной деятельности, а это требует наличия у будущего специалиста способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие конфликты, управлять своим эмоциональным состоянием.

Результаты исследований А. Я. Анцупова, В. Я. Зедгенидзе, С. Ю. Теминой и др. показывают, что педагоги-воспитатели в самостоятельной профессиональной деятельности часто де-

монстрируют отсутствие необходимых умений и навыков грамотного разрешения педагогических конфликтов, действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых или неконструктивных методах решения спорных вопросов. Интуиция, развитая на бытовом уровне, не подкрепленная основательной теоретической базой и практическим опытом разрешения социальных проблем, редко порождает конструктивные идеи. Данные обстоятельства указывают на острую необходимость повышения социально-психологической компетентности будущих специалистов.

Уточним содержание понятия «социальнопсихологическая компетентность». При определении социально-психологической компетентности будущего педагога-воспитателя мы опираемся на понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность». К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления сущности таких категорий, как «компетенция» и «компетентность» (А. В. Хуторской, В. А. Козырев, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Родионова и др.].

Основываясь на подходах таких авторов, как

А. В. Хуторской, В. Г.Сотник, Т. А. Степанова к определению понятий «компетенция», «компетентность», мы под компетенцией будем понимать круг вопросов, в котором то или иное лицо «компетентное» обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы] для дальнейшего формирования и развития компетентности. В содержательном плане компетентность - это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (спо-

собности] на основе достигнутого к усиленной (продуктивной, эффективной] деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.

В полной мере профессиональная компетентность может проявиться лишь у работающего педагога в самостоятельной практической деятельности, хотя ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения.

В. А. Козыревым и Н. Ф. Родионовой было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей. Ключевые компетентности, по определению авторов, необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Ключевые компетентности проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения в гражданском обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегральной характеристики [4, с. 8].

Применительно к профессионально-педагогической деятельности Н. В. Кузьмина определила структуру профессиональной компетентности педагога, включающую социально-педагогическую, методическую и социально-психологическую компетентность.

В свою очередь А. В. Дубаков определяет социально-психологическую компетентность как совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие в педагогической деятельности. По мнению автора, социальнопсихологическая компетентность будущего педагога включает: 1] знание возрастной психологии, конфликтологии, форм и методов самоконтроля; 2] умение устанавливать контакт с собеседником, в процессе общения адаптироваться к нему, его индивидуальным качествам, корректировать негативное поведение участ-

ников педагогического общения, поддерживать благоприятный педагогический климат, умения организации педагогически целесообразных отношений, умения ориентироваться в оптимальных средствах и методах коммуникативной деятельности; 3] наличие таких качеств, как эмпатийность, самокритичность [3, с. 4].

И в этой связи значительными возможностями в формировании социально-психологической компетентности будущих педагогов-воспитателей обладает учебная дисциплина «Введение в конфликтологию», основной целью которой является подготовка специалиста, обладающего коммуникативной культурой, способного к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

На учебных занятиях, проходящих в форме лекций, семинаров практикумов, тренингов, у студентов формируются представления о сущности и структуре конфликта, механизмах возникновения и технологии управления конфликтами; о технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте, специфике различных видов конфликтов, способах их предупреждения и разрешения.

Содержание практических занятий включает использование методов самодиагностики («Моя тактика в конфликте», «Самооценка агрессивности» и др.], направленных на рефлексию собственного поведения в конфликтных ситуациях.

Важным средством формирования социально-психологической компетентности на учебных занятиях по предмету «Введение в конфликтологию» является решение ситуативных задач. Разделяя позицию Т. О. Болтянской, мы рассматриваем ситуативную задачу как «объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию, включающий в себя условие, функциональные зависимости и требования к принятию решения» [2, с. 4]. Содержание ситуативных задач всегда наполнено определенными знаниями, относящимися к тому или иному явлению.

В контексте преподавания учебной дисциплины «Введение в конфликтологию» ситуативные задачи отражают учебно-воспитательные ситуации в области социально-психологической компетентности, с которыми студенты могут столкнуться в будущей педагогической деятельности. Решение ситуативных задач по-

Professional Education in Russia and abroad 1 (5) 2012

77

зволяет будущим воспитателям приобретать навыки анализа конфликтных ситуаций различных типов и поиска вариантов их разрешения; развивать у студентов навыки оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе теории трансактного анализа, обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников; формировать умения в ходе диалога корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий общения.

Анализ ситуации, которая заключена в задаче, позволяет студентам увидеть себя в роли педагога-воспитателя, приобрести опыт нахождения педагогически целесообразных решений с позиции социально-психологической компетентности, что в дальнейшем помогает оперативно и обоснованно ориентироваться в подобных реальных ситуациях.

Одной из форм проведения практических занятий по дисциплине является социальнопсихологический тренинг. Л. А. Петровская определяет социально-психологический тренинг как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения [5].

Тренинг как форма специального организованного общения, в ходе которого решаются вопросы формирования коммуникативных навыков, предполагает включение в работу всех компонентов личности: когнитивного, эмоционального и поведенческого. При этом игровая ситуация помогает прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов и получить необходимый опыт.

В тренинге нами используется система заложенных в сценарии занятий постоянных упражнений и система формирующих упражнений, направленных на достижение его целей. К постоянным упражнениям мы относим: упражнения на сплочение группы (участники объединяются для решения групповой цели в условиях партнерских отношений и постоянного участия в совместной деятельности]; упражнения на самопознание, самоанализ и саморазвитие; обсуждение результатов домашнего

задания; подведение итогов занятия. К формирующим упражнениям относятся упражнения, соответствующие целям тренингового занятия и направленные на усвоение знаний, выработку необходимых навыков и способов поведения.

В целом опыт проведения учебных занятий в форме социально-психологического тренинга показал, что в процессе занятий развивается социально-психологическая компетентность обучающихся. Студенты становятся способными искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими, используя свой интеллектуальный и личностный потенциал. А по мере корректировки самооценки у многих возрастает способность к принятию самостоятельных, ответственных решений.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что реализация в учебном процессе курса «Введение в конфликтологию» позволяет формировать у будущих педагогов-воспитателей социально-психологическую компетентность, углубляя представления о теоретических основах психологии конфликтов, специфике конфликтов в социально-педагогической среде, совершенствуя умения и навыки в применении путей и способов предупреждения и разрешения педагогических конфликтов, развивая важнейшие навыки межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения.

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

2. Болтянская Т. О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.

3. Дубаков А. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза посредством ситуативных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2009. - 22 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.

5. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социальнопсихологического тренинга. - М.: Просвещение, 1982. - 168 с.

6. Темина С. Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования]. - М.: Изд-во Московского психолого-соци-ального института; Воронеж: Модек, 2002. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.