ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ментом по отношению к культурной специфичности самосознания. Обнаруженное сходство в характеристиках Я-концепции представителей ЭГ вне зависимости от их этнокультурной принадлежности подтверждает предположение о транскультурном характере особенностей Я-концепции аддиктов.
Библиографический список
1. Еременко В.В. К проблеме кросскультурного исследования самосознания // Этнические процессы и современность: Матер. науч.-практ. конф. — Бишкек: КРСУ, 2003. - С. 150-157.
2. Колесникова С.С. Алкоголизация и алкоголизм в
молодежной среде города Белово //Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 36-38.
3. Колесникова С.С. Наркотики и подростковая субкультура в условиях малого города // Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 39-44.
КОЛЕСНИКОВА С. С.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г. © Колесникова С. С.
УДК 331.108.4:[159.9+37.01] Л. В. ЛОНСКАЯ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
На основании анализа научной литературы раскрыты понятия: «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «профессионализация», определена их взаимосвязь. Рассмотрены движущие силы, факторы, этапы этих дефиниций в трактовке разных авторов. Дан анализ стадий профессионального развития. Обоснован выбор понятия «профессионализация» как одного из направлений развития личности, целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала.
На современном этапе развития общества проблема подготовки специалистов приобретает особую актуальность, обусловленную стремительным ростом конкуренции образовательных услуг; несоответствием уровня профессиональной подготовки выпускника востребованному на рынке труда уровню профессионализма; необходимостью создания среды, побуждающей педагога к самопроектированию собственной профессиональной деятельности и развития в целом, к его становлению как субъекта профессионализации.
В исследовании проблемы профессионализации особое значение приобретают понятия: профессиональное (или профессионально-должностное) развитие, профессиональное становление и профессионализация, и каким образом они взаимосвязаны. Каждое из них в психолого-педагогической литературе имеет множественные интерпретации. Вот почему необходимо ввести понятийный (категориальный) строй.
Изменившиеся социально-экономические условия в стране определили актуальность изучения проблемы профессионального развития специалистов:
— переход к рыночной экономике обусловил необходимость принципиально новой системы профессионального образования;
— высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защи-
щенности работников, их профессионального самосохранения;
— усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, умений, навыков в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций;
— профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;
— динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;
— нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации профессиональных функций специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники.
Для теоретического анализа психолого-педагоги-ческих проблем профессионального развития лич-
ности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда и отечественных: Б.С. Братуся, Л.М. Митиной,
Э.Ф. Зеера, Н.С. Глуханюк и др.
Под профессиональным развитием многие авторы подразумевают процесс прогрессивного изменения личности, детерминированный профессиональной деятельностью, социальной средой и собственной активностью человека. Психологи при определении понятий «развитие» (genes) и «происхождение» (gonos) настаивают на их различении: развивается то, что есть; то, чего нет, происходит или может происходить.
По мнению указанных авторов, объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.
Движущими силами профессионального развития признаются, как правило, противоречия между достигнутым уровнем подготовленности и требованиями профессионального труда. Б.С. Братусь, анализируя механизмы развития личности в зрелом возрасте, в качестве его движущей силы рассматривает возникающее в ходе развития деятельности противоречие между смыслообразующими мотивами и реальными практическими возможностями человека [1, с.3-11]. В случае невозможности разрешить это противоречие «мирным путем», за счет изменения вектора развития, возникает кризисная ситуация, которая может привести к деструктивным изменениям личности. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк выделяют конструктивные и неконструктивные способы разрешения кризисов профессионального развития. [6, с. 35-44].
Несомненно, профессиональное развитие специалиста тесно связано с личностным развитием. Л.М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие человека, пришла к выводу об их единстве. Автор пишет: «Подлинно профессиональное развитие немыслимо вне личностного развития. Фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» [5, с. 29]. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, автор выделяет в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию [5, с. 32].
Основу развития внутреннего мира человека составляют процессы, связанные, прежде всего, с самосознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. Это высший, личностный уровень бытия человека в обществе и истории. Вот почему в качестве основополагающего условия профессионального развития педагога следует рассматривать его профессиональное самосознание.
В рамках личностно-развивающего подхода профессиональное развитие педагога понимается как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений педагога, но главное - как активное качественное преобразование педагогом своего внут-
реннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.
Можно констатировать, что профессиональное развитие происходит под влиянием возрастных изменений, характера профессионального труда и социально-экономических условий в обществе. На темп профессионального развития и уровень профессиональных достижений влияет система стимулирования роста квалификации, психофизиологические свойства человека и его здоровье. Важным фактором профессионального развития является собственная социально-профессиональная активность личности, направленная на самоосуществление и самореализацию в профессии. Движение личности в профессионально-обусловленном пространстве и времени называется профессиональным становлением.
Профессиональное становление - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. И если профессиональное развитие включает прогрессивные и регрессивные изменения, то профессиональное становление - это обязательно прогрессивное развитие. Оно может включать периоды, моменты стагнации и деструктивных изменений, но в целом вектор профессионального становления неизменно направлен к вершинам профессионализма, создающим максимальные условия для самореализации личности. Становление обязательно предполагает осознанную потребность в развитии, в реализации личностью своего профессионально-психологического потенциала. Можно сказать, что становление - это процесс развития, в котором личность берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.
Профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебнопрофессиональную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности.
Изучение научной литературы позволило определить профессиональное становление как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Теоретической основой концепции профессионального становления личности являются исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Слав-ской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др.
Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX в. До этого профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней. Изменившаяся историческая ситуация коренным образом рас-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ширила мир профессий. Новые орудия и средства труда потребовали квалифицированных работников, способных качественно и производительно выполнять трудовые функции в течение многих лет. Утверждение демократических принципов организации производства, гуманистические теории о роли труда, возникшие в 70-е гг. предыдущего столетия в развитых странах, привели к переосмыслению концепции профессионализации личности. Термин «профессиональное становление» встречается достаточно часто в научных публикациях 1970 - 90-х гг. ХХ в. В буквальном толковании «становление» обозначает возникновение, образование чего-либо в процессе развития (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов). Ядром профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, т. е. профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии.
Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие (становление) - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.
Процесс профессионализации является предметом постоянного исследовательского интереса ученых и практиков в связи с его высокой социальной значимостью.
Анализ подходов к изучению проблемы профессионализации позволяет выделить два аспекта ее рассмотрения: социально-экономический и психологопедагогический. Первый изучает движение и формирование трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал, специфику рынков занятости и рабочей силы. Второй рассматривает профессионализацию как процесс, являющийся двусторонним. С одной стороны, это процесс вхождения человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой - процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, самосо-верщенствования.
В рамках психолого-педагогического аспекта проблеме профессионализации в современной науке посвящено достаточно много исследований, которые определяют сущность и характеристики данного процесса (В. А. Бодров, 1991, Н. С. Глуханюк ,2000, Д. А. Григорьев, 1998; Е. В. Дьяченко,2002, А.И. Каптерев, 1990; А. К. Маркова, 1995; 1996; В. А. Машин, 1993; Ю. П. Поваренков, 1989; 1991;Е. С. Романова, 1992;
А. И. Турчинов, 1998; В. Д. Шадриков, 1979; 1982, и др.).
Профессионализация в работах исследователей, изучающих эту проблему, трактуется как процесс:
— целостного, непрерывного становления личности специалиста и профессионала (А. К. Маркова, 1996; Ю.П. Поваренков, 1991, и мн. др.).
— овладения определёнными знаниями, умениями и навыками, развития профессионально важных ка-
честв, усвоения общественной деятельности (А. В. Карпов, 1991; Е. А. Климов, 1988; В. Д. Шадриков, 1982, и др.);
— становления субъекта деятельности под влиянием познания, общения и труда и их разнообразных конвергенций (Б. Г. Ананьев, 1977; 1980; Л. А. Го-ловей, 1996, и др.);
— проектирования и организации профессионального развития и достижения его вершин (Г.В. Акопов, 1989; А. А. Деркач, 1995; А. К. Маркова, 1996, и др.).
Наряду с этим многие авторы (Н. Г. Алексеев, 1987; И. С. Павлов, 1996; В. К. Рябцев, 1995, и др.) в качестве основных характеристик профессионализации называют: самоопределение, целеполагание, рефлексивные способности.
H.С. Глуханюк, в качестве основного механизма процесса профессионализации обозначает проектирование человеком собственной деятельности и себя как профессионала, а психологическим обеспечением функционирования данного механизма определяет субъектность, которую в широком смысле рассматривает как свойство самодетерминации человеком своего бытия в мире [2].
Процесс профессионализации в отечественной психолого-педагогической науке, также, исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания.
Содержательный аспект профессионализации тесно связан с динамическим, который описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. На динамику развития профессионально важных качеств человека при овладении профессией указывают Р. В. Шрейдер, 1979; В. Д. Шадриков, 1982; Т. Л. Бадоев, 1984;
В. А. Бодров, 1991; Н. П. Анисимова, 1991; Ю. Л. Пова-ренков, 1991. Авторы вводят в научный оборот такие лексические группы, как «стадии профессионализации», «критерии профессионализации», «уровни» и «этапы». Стадии профессионализации и профессионального развития (становления) идентичны. В процессе профессионализации личности выделяются разные этапы. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
Т. В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
I. Возникновение и формирование профессиональных намерений;
2. Профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
3. Вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4. Полную реализацию личности в профессиональном труде [3].
А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности [4].
Динамику деятельности в процессе профессионального становления исследовала Н. С. Глуханюк. По мнению автора, на этапе освоения профессии в качестве движущих сил выступают одни противоречия, на этапе профессионализации - другие.
На стадии оптации профессиональная деятельность, которую выбирает оптант, отражается не всегда адекватным представлением о ее социальной значимости, способах профессиональной подготовки, области распространения, условиях труда, материальных благах. О содержании профессиональной деятельности у оптанта представление, как правило, достаточно поверхностное.
Развитие деятельности на втором этапе - профессиональной подготовки - происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее к реальной профессиональной деятельности. Существующая система профессиональной подготовки видит свою цель в формировании учебно-познавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков. На ее освоение и направлены усилия обучаемых. Возникает противоречие между целью и результатами профессиональной подготовки. Цель учебного заведения - освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профессиональной подготовки - освоение профессиональной деятельности.
Преодоление этого противоречия возможно путем изменения деятельности обучаемых с учетом ее становления. Реализация развивающейся профессионально-ориентированной деятельности обусловливает выбор адекватных развивающих и развивающихся технологий обучения.
На третьей стадии (адаптации) идет активное освоение деятельности через овладение исполнительской частью нормативно одобряемой профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций приводит к формированию умений и навыков. Развитие деятельности на этом этапе связано с уровнем умений.
Четвертая стадия (профессионализации) характеризуется образованием блоков интегративных элементов деятельности, так называемых модулей деятельности, которые формируются по мере совершенствования исполнительской части в процессе ее освоения. Образование таких крупных блоков приводит к выработке наиболее стабильного стиля выполнения деятельности. Стабилизацией нормативно одобряемой деятельности, как правило, заканчивается становление профессиональной деятельности.
Дальнейшее ее развитие на пятой стадии становления должно привести к новому качественному уровню выполнения деятельности - творческому. Особенностью этого уровня являются мобильность деятельности при сформированности ее структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоение и совершенствование, развитие исследовательского компонента деятельности [2].
Из краткого анализа периодизации профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциа-
ции этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.
В целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие этапы:
1. Оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей).
2. Профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач).
3. Профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности).
4. Первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности).
5. Профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин профессионального развития).
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности.
В общественном сознании понятие «профессионализация» эксплицируется как процесс овладения профессией, становления профессионала. Зачастую оно выступает как синоним понятий «профессиональное развитие», «профессиональное становление» наиболее часто встречающиеся в зарубежной литературе, и авторы, вероятно, подразумевая очевидность соотношения термин - явление, не определяют их специфические особенности. Таким образом, динамика отношений человека и профессии в контексте его жизненного пути и социального окружения обозначается рассматриваемыми терминами без их уточнения.
Во-первых, мы согласны с Н.С. Глуханюк, данные понятия можно соотнести по основанию общего и частного. Это позволяет определить профессионализацию как наиболее общий процесс, включающий профессиональное и «должностное развитие». Поскольку профессиональная деятельность реализуется в форме определенной социальной роли (в конкретной должности и конкретной организации), то профессиональное развитие создает предпосылки «должностному развитию», которое также является одним из направлений профессионализации.
Во-вторых, данные явления соотносятся через категории, формы и содержание Профессиональное развитие (становление) человека выражается в совокупности изменений, которые придают его отношению к окружающему миру, образу мыслей и способу действий профессиональную специфику. Эта специфика структурируется, обретает относительно упорядоченную, устоявшуюся форму и выражается в его поведении как профессионала; принятии им профессиональных норм, правил, ценностей; отож-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
дествлении себя с членами профессиональной группы. Все это придает содержанию профессионального развития (становления) человека определенность формы — профессионализацию.
Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем профессионализацию не как этап, а одним из направлений развития личности, целостный, непрерывный процесс становления личности как специалиста и профессионала.
Библиографический список
3. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. -№ 2 - С. 20-30.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 306 с.
5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. - № 4. - С. 28-38.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997. - №6. - С. 35—44.
1. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. - № 2. - С.3-11.
2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеренбург,2005.
ДОНСКАЯ Лариса Владимировна, аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.06.2007 г. © Донская Л.В.
УДК 371-5 А. С. ФОМИНЫХ
Омский государственный педагогический университет
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (КОП) ЗА РУБЕЖОМ И ПУТИ ИХ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассмотрена проблема психологической и педагогической социализации участников краткосрочных образовательных программ за рубежом. Отражены основные трудности социализации участников в течение КОП, а также определены пути их эффективного преодоления на основе анализа результатов анкетирования. Автор представляет результаты педагогического исследования, проведенного в г. Омске, России.
В настоящее время одним из ключевых критериев успешности специалиста является не только наличие диплома о высшем образовании, но также и обладание такими личностными качествами, как динамичность, гибкость, чувствительность к социальным, научно-техническим, технологическим и экологическим потребностям, инновациям и конкурентоспособность на международном уровне. Поэтому обучение за рубежом является своеобразным ключом к построению карьеры и гармоничному вхождению в мир без границ для многих россиян. Это хорошая возможность для выпускников школ, планирующих получить хорошее образование в престижных вузах за рубежом, молодых специалистов и профессионалов с опытом работы, желающих пройти краткосрочное обучение за границей с целью получения языковой практики и опыта международного общения. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу, в различные страны мира выезжает
несколько миллионов человек, что, безусловно, развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу.
Однако сами участники краткосрочных образовательных программ переживают различные педагогические и психологические трудности. Как же они с ними справляются? Что помогает преодолеть языковой барьер, понять и даже в ряде случаев принять разницу в культурах и менталитете?
Естественно, личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением саморегуляции, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.