ЛИТЕРАТУРА
6. World health organization, WHO STEPS field manual: Guideline for field staff, The WHO STEPwise approach to surveillance of noncommunicable disease. — Geneva: WHO, 2008.
7. World Health Organization, WHO STEPS surveillance manual: The WHO Stepwise approach to chronic disease risk factor surveillance. — Geneva: WHO, 2008.
8. World health organization. Fact sheet №384 Physical activity. URL http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/ en/ [updated February 2013]
9. World health organization. Global health risks: mortality and burden of disease attributable to selected major risks. — Geneva: WHO, 2009.
10. World Health Organization. World health report 2002: Reducing risks, promoting healthy life. — Geneva: WHO, 2002.
REFERENCES
1. World health organization. Global status report on noncommunicable diseases, 2010, executive summary. — Geneva, 2011.
2. World health organization. Global recommendation on physical activity for health. WHO. — Geneva, 2010.
3. Diet, nutrition and prevention from chronic disease, Report of Joint FAO/WHO Expert Consultation. — Geneva, 2003.
4. Savchenkov M.F., Sosedova L.M., et al. The most important issues of preservation of health and longevity // Almanach sestrinskogo dela. — 2011. — Vol. 4. № 1-2. — P. 4-13. (in Russian)
5. Fogelholm M., Kukkonen-Harjuki K. Does physical activity prevent weight gain — a systematic review. // Obesity Reviews. —
6. World health organization, WHO STEPS field manual:
Информация об авторах: Норов Болормаа — научный сотрудник, сектор питания Института общественного здоровья Монголии при Министерстве здравоохранения Монголии; Игнатьева Лариса Павловна — профессор, д.б.н., кафедра коммунальной гигиены и гигиена детей и подростков ИГМУ, 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Батжаргал Содгэрэл — старший научный сотрудник, д.м.н., сектор кардиологической хирургии, Научно-исследовательский институт медицины Монголии;
Палам Энхтуяа — старший научный сотрудник, д.м.н., Института общественного здоровья Монголии при
Министерстве здравоохранения Монголии.
Information about the authors: Norov Bolormaa — researcher, Public health institute under the Ministry of Health of Mongolia; Ignatieva Larisa P. — Professor, PhD, DSc, Department Of Municipal Hygiene And Hygiene of Children And Adolescents, Irkutsk State Medical University, 666003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: ignatievalp@yahdex. ru; B. Sodgerel — senior researcher, MD., PhD., Section of Cardiac surgery of The Institute of Medical Sciences, Mongolia; P.
Enkhtuya — senior researcher, MD, PhD, DSc, Public health institute under the Ministry of Health of Mongolia.
© АМГАЛАН Г., ПОГОРЕЛОВА И.Г. — 2015 УДК613.95/.96
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7-16-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ МОНГОЛИИ
Гомбоцэрэн Амгалан1, Ирина Геннадьевна Погорелова2 ('Национальный центр общественного здоровья, Монголия, директор — ©.Ганчимэг; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены
детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)
Резюме. В статье рассмотрены результаты антропометрических исследований 7-16-летних детей школьного возраста Монголии и дана оценка гармоничности физического развития обследованных детей. Также были определены особенности физического развития детей, обучающихся в городских и сельских школах, проявляющиеся в большей распространенности дисгармонично развитых детей в сельской местности (в 1,5-2,3 раза) по сравнению с городскими.
Ключевые слова: физическое развитие, гармоничность развития, масса тела, длина тела, городские школы.
ANALYSIS OF PARAMETERS OF PHYSICAL GROWTH OF SCHOOL CHILDRENMONGOLIA AGED 7-16
G. Amgalan1,I.G. Pogorelova2 ('National Center for Public Health, Mongolia; 2Irkutsk StateMedical University, Russia)
Summary, ^e article considers the results of anthropometric measurements of school children of Mongolia aged 7-16 and have been estimated of harmonicity of physical growth of the surveyed children. ^erefore, assessed the features of physical growth of the children of urban and rural secondary schools, the prevalence of disharmony growth is 1.5-2.3 times higher among school children in rural area than compared to the children of urban school.
Keywords: physical growth, harmonicity of growth, weight, height, urban schools.
88
1. ВОЗ, Доклад о ситуации в области неинфекционных заболеваний в мире, 2010 г. Исполнительное резюме. — Женева, 2011.
2. ВОЗ, Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения. — Женева, 2010.
3. Рацион питания и предупреждение хронических заболеваний. Доклад Совместного консультативного совещания экспертов ВОЗ/ФАО. — Женева, 2003.
4. Савченков М.Ф., Соседова JI.M. и др. Важнейшие вопросы сохранения здоровья и долголетия // Альманах сестрин-
5. Fogelholm М., Kukkonen-Harjuki К. Does physical activity prevent weight gain — a systematic review. // Obesity Reviews. —
Guideline for field staff, The WHO STEPwise approach to surveillance of noncommunicable disease. — Geneva: WHO, 2008.
7. World Health Organization, WHO STEPS surveillance manual: The WHO Stepwise approach to chronic disease risk factor surveillance. — Geneva: WHO, 2008.
8. World health organization. Fact sheet №384 Physical activity. URL http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/ en/ [updated February 2013]
9. World health organization. Global health risks: mortality and burden of disease attributable to selected major risks. — Geneva: WHO, 2009.
10. World Health Organization. World health report 2002: Reducing risks, promoting healthy life. — Geneva: WHO, 2002.
Одним из основных критериев состояния здоровья детей является физическое развитие, под которым понимается совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания на каждом возрастном отрезке времени [1, 2, 3, 8]. Подчиняясь общебиологическим закономерностям, физическое развитие формируется под воздействием большого числа факторов различной природы (социально-экономических, медико-биологических и экологических), но в значительной степени зависит от состояния среды обитания [4, 5, 7]. В настоящее время в Монголии практически отсутствуют систематизированные исследования, посвященные разработке стандартов физического развития детей школьного возраста.
В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилась определение и сравнительный анализ показателей физического развития детей школьного возраста Монголии.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели были исследованы основные антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки) у детей школьного возраста Монголии. Строго соблюдались этические и правовые требования при проведении исследования, в соответствии с международным законодательством и законодательством Монголии. Все участники и их родители выражали добровольное согласие на участие в данном исследовании.
по общепринятой методике [6], всего обследовано 24553 (49,9% мальчиков и 50,1% девочек) детей из г. Улаанбаатара, Дархана и из 4-х географических регионов Монголии.
Для оценки показателей физического развития были использованы метод сигмальных отклонений и шкал регрессии. Рассчитаны показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки школьников 7-16 лет с выделением следующих вариантов: средние значения (показатели в пределах от М±1ст); значения ниже среднего (показатели от М-1а до М-2а); низкие значения (показатели <М-2ст); значения выше среднего (показатели от М+1ст до М+2ст); высокие значения (показатели >М+2ст).
Гармоничность развития детей оценивалась по шкалам регрессии. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет дать оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи и выявлять соотношение соразмерных антропометрических признаков, где отдельные показатели физического развития ребенка даются в соответствующей зависимости, в нашем случае — длина тела и его масса. Под гармоничным физическим развитием понималось соответствие весовых показателей фактическому росту.
с использованием программного комплекса Antroplus и SPSS 18.0. Из числа полученных результатов исследования вычисляли средние арифметические величины (М), средние арифметические отклонения (а), ошибки средних арифметических (т) основных антропометрических показателей. Анализ различий в величине качественных признаков в сравниваемых группах выполнен с помощью критерия )(2 по Пирсону. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.
Результаты и обсуждение
При оценке основных показателей физического развития школьников Монголии установлено, что большинство значений каждого изученного параметра относились к диапазону средних величин. При тендерной оценке средних величин длины тела было установлено, что девочки заметно опережали мальчиков в росте в возрасте 11-14 и уступали им в в 15-16 лет.
По показателю низкого роста значимые различия были выявлены в возрастных группах 8 и 13-16 лет, при этом низкий рост чаще наблюдался у мальчиков, чем у девочек и определялся в 8 лет — у 13,2% мальчиков и у 10,1% девочек (р<0,01), в возрасте 13 и 16 лет — у 15,829,4% мальчиков и 7-19,2% девочек (р<0,0001). Доля 10-13-летних девочек с низким ростом превысила таковые значения у мальчиков в 1,2-1,5 раза, но статистически значимых различий не выявлено (р>0,05).
Дети с высокой длиной тела были зафиксированы во всех возрастных группах с приблизительно одинаковой частотой как у мальчиков так и у девочек.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что у девочек скачок в приросте длины тела был сдвинут на 1 год раньше по сравнению с мальчиками (в 9-10 и 11-12 лет соответственно). В возрастные периоды 8-10,11 и 13 лет увеличение роста было постепенным и не зависело от тендерной принадлежности, но, начиная с 14, и в последующие 15, 16 лет показатели длины тела мальчиков статистически значимо превосходят аналогичные показатели девочек.
Средние величины массы тела обследованных школьников значимо отличались в зависимости от пола в возрастных промежутках 7-10,12-14и 16 лет, при этом в возрасте 7-11 лет больший вес фиксировался у мальчиков, в 12-15 лет — у девочек (р<0,05). Наибольший скачок массы тела у мальчиков был выявлен в 14-15, а у девочек 13-14 лет.
Необходимо отметить, что во все возрастные периоды у мальчиков фиксировалась большие значения окружности грудной клетки.
Гармоничное физическое развитие имели 67,6-87,7% школьников, при этом доля мальчиков с гармоничным физическим развитием превысила таковую среди девочек на 3,8-4,9% в возрасте в 7-8 лет и на 6,7-16,1% в возрасте 13-16 лет (р<0,05).
Дисгармоничность физического развития в 7-8 лет (на 4,2-4,9%) и 13-16 лет (на 6,9-16,6%) чаще наблюдалось среди мальчиков, чем у девочек (р<0,05), а в 11-12 лет характерна обратная тенденция, т.е дисгармоничное физическое развитие встречалось у девочек на 7,9-9,9% больше по сравнению с мальчиками (р<0,05).
Анализ структуры дисгармоничности позволил установить тендерную зависимость. Удельный вес мальчиков с дисгармоничным физическим развитием за счёт дефицита массы тела статистически значимо выше в возрастных группах в 15-16 лет, чем у девочек (р<0,001). В возрасте 10-13 лет определяется статистически значимое превышение доли девочек с дисгармоничным физическим развитием за счёт дефицита массы тела (2,9% у
Необходимо отметить, что среди школьников всех возрастных групп наблюдались дети с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела, но только в возрасте 7-9 лет количество мальчиков с данным уровнем физического развития регистрировалось в 2,3-4,4 раза чаще и было статистически значимо выше, чем у девочек (р<0,03).
При оценке физического развития детей школьного возраста в зависимости от условий проживания установлено, что дисгармоничное физическое развитие встречается у городских школьников с частотой 13,625,6%, у сельских 19,1-36,3%. Минимальная распространённость дисгармонично развитих мальчиков была выявлена у городских школьников в 7 лет (13,6%), а у сельских — в 8 лет (19,1%). Наибольший уровень дисгармонично развитых мальчиков был зафиксирован в
Дисгармоничность физического развития наиболее выражена и у сельских девочек (в 1,5-2,3 раза больше) по сравнению с городскими в различных возрастных группах. При анализе структуры дисгармоничности установлено, что среди городских и сельских детей преобладают школьники с дефицитом массы тела.
Таким образом, анализ показателей физического раз-
89
вития детей школьного возраста Монголии показал, что физическое развитие исследуемых детей соответствует возрастно-половым закономерностям, более половины детей имеют гармоничное физическое развитие, при этом удельный вес мальчиков с гармоничным развитием выше, чем у девочек, уровень дисгармоничности всех детей определяется в основном за счет дефицита массы тела и зависит от возраста, пола и условий проживания.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
ЛИТЕРАТУРА
витие детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М.:НЦЗД РАМН, 2008. — С.5
2. Баранов A.A., Кучма В.Р Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов. —
3. Гаськова Н.П., Погорелова И.Г. Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — Т.
4. Калюжный Е.А., Басуров В.А., Жулин Н.В. Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях // Нижегородский медицинский журнал. — 2005. —
Чекмарева А.И. Изучение физического развития сельских школьников Нижегородской области с использованием комплексной оценки // Мир науки, культуры, образования. —
6. Рзянкина М. Ф„ Андрюшкина Е.А. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. — Ростов-на-Дону: Феникс,
ки физического развития детей в системе медицинской профилактики: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М„ 2008. — С. 3.
8. Цыренжапова H.A., Погорелова И.Г. Анализ показателей физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). —
REFERENCES
1. Baranov A.A., Kuchma B.P., Scoblina N.A. Physical development of children and teenagers on the eve of the millennium. — Moscow: INZD RAMN, 2008. — P. 5. (in Russian)
2. Baranov A. A., Kuchma B.P. Physical development of children and teenagers in Russian federation: Summary of materials. — Edition VI. — Moscow: Pediatr, 2013.-P. 7. (in Russian)
Irkutsk teenagers // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). —
4. Kalyuzhny E.A., Basurov V.A., Zhulin N. V. Health of rural students in the current environmental and social conditions // Nijegorodskii meditsinskii zhurnal. — 2005. — №1. — P.136-144. (in Russian)
5. Kalyuzhny E.A., Kuzmichev Y.G., Mikhailova S.V.,
Chekmareva A.I. Study of physical development of rural school children with comprehensive evaluation //Mir nauki, kulituri, obrazovaniya. — 2013. — №5. — P. 401-405. (in Russian)
6. Rzyankina M.F., Andryushkina E.A. Child health in educational institutions. Organization and control / Ed. M.F. Rzyankinoi, B.C. Molochnogo. — Rostov-on-Don: Feniks, 2005. — 376 p. (in Russian)
7. Skoblina N.A. Scientific and methodological substantiation of evaluation on physical development of children in the system of medical prevention: Thesis DSc. — Moscow, 2008. — P. 3.
8. Tsyrenzhapova N.A., Pogorelova I.G. Analis of indices of physical development in children of preschool age in Irkutsk-city // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). — 2013. — Vol. 116 (1). — P. 101-102. (in Russian)
Информация об авторах: Гомбоцэрэн Амгалан —научный сотрудник Национального центра общественного здоровья Монголии при Министерстве здоровья Монголии; Погорелова Ирина Геннадьевна —доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены и детей подростков, к.м.н., ИГМУ, 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1,
e-mail: [email protected].
Information About the Authors: GombotserenAmgalan — researcher at the National Center for Public Health, Ministry of Health of Mongolia; Pogorelova Irina G. — Associate Professor, MD, PhD, Department of Municipal Hygiene and Hygiene of Children and Adolescents ISMU, 664003, Russia, Irkutsk, KrasnogoVosstania str., 1,
e-mail: [email protected],
90