© ЦЫРЕНЖАПОВА H.A., ПОГОРЕЛОВА И.Г. - 2013 УДК:613.954(571.53)
анализ показателей физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска
Наталья Александровна Цыренжапова, Ирина Геннадьевна Погорелова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. - д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра коммунальной гигиены и гигиены
детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)
Резюме. В статье рассмотрены результаты антропометрических исследований детей, посещающих дошкольные учреждения г. Иркутска. Дана оценка гармоничности физического развития детей.
Ключевые слова: физическое развитие, гармоничность развития, дети, дошкольный возраст.
analis of indices of physical development in children of preschool age in irkutsk-city
N.A. Tsyrenzhapova, I.G. Pogorelova (Irkutsk State Medical University)
Summary. In the paper the results of anthropometric measurements of the children of pre-school age in Irkutsk-city have been considered and the estimation of harmonicity of physical development of children has been presented. Key words: physical development, harmonicity of development, preschool age, children.
Физическое развитие детей - это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
- эндогенные факторы (наследственность, внутриутробное воздействие, недоношенность, врожденные пороки и т.д.);
- природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и пр.);
- социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, качество медицинского обслуживания, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).
Таким образом, физическое развитие детей это интегральный показатель и один из основных критериев здоровья, а, следовательно, и социального благополучия общества, определяющий основные черты здоровья данного поколения в старшем возрасте, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сложилось тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По мнению ряда исследователей, индивидуальный потенциал здоровья при рождении приближается к нулю, то есть родившийся в наши дни человек сразу начинает терять здоровье [1,4]. Поэтому задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Кроме того, в настоящее время остается актуальным разработка региональных стандартов физического развития, поскольку особенности (природно-климатические, социально-экономические и другие), присущие отдельным административным территориям, могут оказывать существенное влияние на уровень развития.
В связи с вышеизложенным, цель настоящего исследования заключалась в определении и сравнительном анализе основных показателей физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска.
Материалы и методы
Согласно поставленной цели были проведены основные антропометрические измерения (длина и масса тела) у детей, посещающих дошкольные учреждения г. Иркутска. Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике [5], всего обследовано 406 детей из всех районов г. Иркутска. Перед измерением было получено добровольное информированное согласие детей и их родителей на участие в исследовании.
Для оценки показателей физического развития были использованы центильный метод и метод сигмальных отклоне-
ний. Также оценивалась гармоничность развития детей, при этом физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильному ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля, большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.
Необходимо отметить, что центильный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).
Статистическая обработка данных исследования выполнялась с использованием программного комплекса 81а118Иеа V. 6.0. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.
Результаты и обсуждение
Проведенные исследования позволили дать оценку физического развития детей, посещающих дошкольные учреждения г. Иркутска. При оценке антропометрических признаков (масса и длина тела, окружность грудной клетки) по цен-тильным таблицам, установлено, что большинство значений каждого параметра попало в диапазон средних величин (от 25 до 75 центиля). Среди обследованных детей в данный диапазон отнесены значения длины тела 48,1-50,9% мальчиков и 47,1-50,3% девочек; значения массы тела 51,9-54,2% мальчиков и 43,4-54,9% девочек; значения окружности грудной клетки 52,9-56.2% мальчиков и 43,4-52,1% девочек.
При оценке параметров длины тела в пределы диапазонов выше средних (75-90 центили) и ниже средних величин (10-25 центили) были отнесены показатели, соответственно, 16,9-24,2% и 14,5-18,8 мальчиков, а также 15,1-19,2% и 13,117,2% девочек. При оценке массы тела в диапазон высоких (90-97 центили) и низких величин (3-10 центили) отнесены соответственно показатели 17,3-23,1% и 7,7-9,6 % мальчиков, 13,7-22,3 и 5,5-9,8% девочек. При оценке параметров окружности грудной клетки значительная доля мальчиков и девочек отнесена в диапазоны величин ниже средних (12,0 и 13,7%) низких (16,1 и 11,0%) и очень низких величин (5,5 и 12,2%).
Таблица 1
Уровень физического развития дошкольников, % (п=406)
Гармоничность физического развития Мальчики Девочки
Гармоничное 29,3 33,6
Дисгармоничное с избытком массы тела 21,8 14,7
Дисгармоничное с дефицитом массы тела 28,2 31,6
Дисгармоничное с высоким ростом 23,9 13,9
Дисгармоничное с низким ростом 26,1 38,2
Анализируя полученные показатели физического развития, представленные в таблице 1, с использованием соче-танной оценки двух наиболее важных параметров - массы и длины тела, необходимо отметить, что у 68,4% дошкольников обоих полов преобладает дисгармоничное развитие (70,6% мальчиков и 66,3% девочек). При этом гармоничное развитие имели лишь 31,4% детей (29,3% мальчиков и 33,6% девочек).
При анализе причин дисгармоничности физического развития установлено, что основной причиной дисгармоничного физического развития у девочек является низкий рост (38,2%), далее дефицит массы тела (31,6%), примерно равный по значимости удельный вес имеют избыток массы тела и высокий рост (14,7 и 13,9%% соответственно). Тогда как у мальчиков дисгармоничное развитие обусловлено в основном дефицитом массы тела (28,2%), далее по убывающей низкий рост (26,1%), высокий рост (23,9%) и избыток массы тела (21,8%).
При сравнении полученных результатов в зависимости от пола выявлено, что количество девочек с низким ростом (38.2±4,1) статистически значимо больше (р<0,01), чем мальчиков (26,1±3,7). Обратная картина наблюдается при анализе показателя «рост высокий» - 23,9±3,6 мальчиков и 13,9±3,0 девочек (р<0,01).
При оценке гармоничности физического развития в зависимости от возраста (табл. 2), установлено, что дисгармоничное физическое развитие преобладает во всех возрастных группах, а особенно ярко это выражено у мальчиков 6-ти лет (76,9±5,8) и у девочек 5-ти лет (71,7±6,6), (р<0,01).
Кроме того, необходимо отметить, что удельный вес дис-
литература
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Комплексная программа научных исследований. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 120 с.
2. Баранов А.А., Шеплягина Т.А. Физиология роста и развития (теоретические и клинические вопросы). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 414 с.
3. Игольницына Л.М. Гигиенические аспекты совершенствования экологического образования: Автореф. дис.... док.
Таблица 2
Распределение гармоничности физического развития по возрасту, % (n=406)
Возраст Гармоничное Дисгармоничное
мальчики девочки мальчики девочки
3 года 38,7±6,9 30,1±6,5 61,2±6,9 72,0±6,3
4 года 31,2±6,7 27,6±6,6 68,8±6,7 75,5±6,4
5 лет 25,0±6,1 28,2±1,2 75.1±6,2 71,7±6,6
6 лет 23,1±5,8 32,6±6,7 76,9±5,8 67,3±6,7
гармоничного физического развития повышается с возрастом у мальчиков. Так, если в возрасте 3 лет было отмечено 61,2% мальчиков с дисгармоничным физическим развитием, в 4 года - 68,8%, в 5 лет - 75,0±6, то у 6-летних - 76,9±5,8 (р<0,01). В то время как определяется снижение этого показателя с увеличением возраста с 72,0 в 3 года до 67,3 в 6 лет.
При сравнении полученных данных со средними показателями физического развития детей в России выявлены их некоторые различия. Так показатели роста и веса у иркутян обоих полов превышают средние значения по России в возрасте 6 лет, а у мальчиков показатели роста выше российских еще и в 4-5 лет. Максимальный уровень средних значений окружности грудной клетки у иркутян, ниже, чем у сверстников во всех возрастных группах. Такие различия можно объяснить большей степенью астенизации детей от 4 до 6 лет, проживающих в нашем регионе. Это подтверждает общую тенденцию к децелерации роста и биологического развития у современных детей, проявляющуюся в "грацили-зации" телосложения: уменьшение всех широтных и обхват-ных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки.
биол. наук. - Иркутск, 2003. - 46 с.
4. Кучма В.Р., Емельянов А.А., Кавалерская Э.К. и др. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность. - М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2010. - 356 с.
5. Рзянкина М.Ф., Андрюшкина Е.А. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 376 с.
информация об авторах: Цыренжапова Наталья Александровна - очный аспирант; Погорелова Ирина Геннадьевна -к.м.н., доцент кафедры, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]
© ТАРМАЕВА И.Ю., ЕФИМОВА Н.В., ХАНХАРЕЕВ С.С., БОГДАНОВА О.Г. - 2013 УДК 613.2:614.31(571.54)
гигиеническая оценка качества пищевых продуктов в республике Бурятия
Инна Юрьевна Тармаева1, Наталья Васильевна Ефимова2, Сергей Степанович Ханхареев3, Ольга Георгиевна Богданова3 ^Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. - д.м.н. проф. Е.П. Лемешевская; 2НИИ медицины труда и экологии человека, Ангарск, директор - член-корр. РАМН, проф. В.С. Рукавишников; ^Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, руководитель - С.С. Ханхареев)
Резюме. Анализ лабораторных исследований свидетельствует о том, что стабильно высоким остается удельный вес проб, не соответствующих по санитарно-химическим показателям. Следует отметить достоверное снижение доли нестандартных проб продуктов для детского питания.
Ключевые слова: продукты питания, продовольственное сырье, качество и безопасность.
hygienic estimation of foodstuffs quality in the buryat republic
I.Y. Tarmaeva1, N.V. Ephimova2, S.S. Hanhareev3, O.G. Bogdanova3 ^Irkutsk State Medical University; 2Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, Angarsk;
3Department of Rospotrebnadzor in the Republic Buryatiya)
Summary. The analysis of the laboratory investigations shows that the number of samples, not conforming to the sanitary-chemical indicators, is stsbly high. It should be noted that there is a significant reduction of share of non-standard samples of foodstuffs for nutrition of children.
Key words: foodstuffs, food, quality and safety.