электронный научно-экономическии журнал
Эволюция теории сбалансированного развития экономических систем и современные ее тенденции
стр 7
Алексей Васильевич ТЕБЕКИН,
доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Марк Сократович АНАСТАСОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
Alexey Vasilyevich TEBEKIN,
Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of department of management of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia
Mark Sokratovich ANASTASOV,
PhD Econ., associate professor "Economy of a road transport" of the Moscow automobile and road state technical university (MADI)
Аннотация: Рассмотрены актуальные проблемы сбалансированного развития экономических систем, описана эволюция теорий сбалансированного развития экономических систем. Представлены современные тенденции развития теорий сбалансированного развития экономических систем.
Ключевые слова: эволюция, теории, сбалансированное развитие, экономические системы, современные тенденции.
EVOLUTION OF THE THEORY OF THE BALANCED DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS AND ITS CURRENT TRENDS
Summary: Urgent problems of the balanced development of economic systems are considered, evolution of theories of the balanced development of economic systems is described. Current trends of development of theories of the balanced development of economic systems are provided.
Keywords: evolution, theories, balanced development, economic systems, current trends.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года среди вызовов предстоящего долгосрочного периода обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием, в первую очередь, транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При этом если сложившиеся негативные тенденции сохранятся, то инфраструктурные ограничения могут привести к резкому замедлению темпов экономического роста в России.
электронный научно-экономический журнал стр 8
Развитие автотранспортных магистралей сегодня рассматривается в качестве одного из решающих факторов сбалансированного пространственного развития страны, способствующего созданию разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения. При этом в интересах снижения масштабов регионального неравенства развитие автотранспортных магистралей будет способствовать формированию новых территориальных центров роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов и развития промышленности, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России.
Важность развития автотранспортных магистралей России, в первую очередь, обусловлена тем, что формирование инновационного социально ориентированного типа экономического развития опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики, которые будут опережать объемы продукции отраслей высоких переделов вплоть до 2020 года [1].
При этом на внешнем рынке задача закрепления и расширения глобальных конкурентных преимуществ России также во многом связана с формированием конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики. Здесь стратегическое значение имеет смещение центров социально-экономического развития из Северной Америки и Западной Европы в Юго-Восточную Азию, обусловленную переходом лидерства от стран Большой семерки G7 (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) к семерке развивающихся стран Е7 (Китай, Индия, Россия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция): в 1995 году ВВП G7/ВВП Е7 =2; в 2015 году ВВП G7=ВВП Е7; в 2040 году ВВП Е7/ВВПG7 =2. В этих условиях большое значение играют транспортные магистрали России как связующее звено в товародвижении между Востоком и Западом [2].
На внутреннем рынке переход к новой модели пространственного развития российской экономики связан с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Решение этих задач невозможно без инновационного развития автотранспортных магистралей.
Развитие автотранспортных магистралей во многом связано с решением проблемы снижения предпринимательских и инвестиционных рисков на этапах исследований и разработок. Эти проблему предполагается разрешить в рамках частно-государственного партнерства с использованием формулы развития «демократия - человек - технологии», которая призвана способствовать реализации Россией своих потенциальных возможностей и даст возможность занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Наряду с инновационной и инвестиционной проблемами развития автотранспортных магистралей в последнее время обострилась и эксплуатационная проблема. Нехватка автотранспортных магистралей сама по себе увеличивает нагрузку на них. А аномальная жара летом 2010 года выявила многочисленные нарушения технологии создания автотранспортных магистралей.
Таким образом, обеспечение сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей в современной системе развития транспортной инфраструктуры России представляет собой актуальную научную проблему, имеющую важное народнохозяйственное значение.
При исследовании подходов, описывающих процессы эволюции теории сбалансированного развития экономических систем и современные ее тенденции, в работе были учтены новейшие научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах [3-11] и др.
Результаты исследования эволюции теории сбалансированного развития экономических систем показали, что сбалансированное развитие сопровождало все этапы социально-экономического развития общества.
Выделенные в результате проведенных исследований этапы эволюции теории сбалансированного развития экономических систем приведены в табл.1.
электронный научно-экономический журнал стр 9
Таблица 1
Результаты выделения этапов эволюции теории сбалансированного развития экономических систем
№ Период Этап экономического развития Xарактеристика экономической системы Особенности теории сбалансированного развития
1 XVI- Х1Х вв. Капитализм свободной конкуренции (классический капитализм, домонополистический капитализм, капитализм свободного предпринимательства, дикий капитализм) Частная капиталистическая собственность на материальные ресурсы, использование наемного труда, реализация результатов труда посредством системы рынков чистой конкуренции Сложный механизм непроизвольной координации, действующий через систему рынков и цен, и объединяющий знания и действия миллионов индивидов [12]
2 Рубеж XIX-XX веков -середина 1930-х годов Монополистический капитализм Такой этап развития экономических систем, при котором доминировали крупные и сверхкрупные предприятия, которые, заключая различного рода соглашения и союзы, занимали господствующее положение на рынке, по сути создавая монополию или олигополию и превращая рынок свободной конкуренции в рынок несовершенной конкуренции Достигался баланс между промышленностью и капиталом в рамках финансово-промышленных групп
3 Середина 1930-х годов -1950-е гг. Рыночный индустриальный капитализм ненасыщенного рынка Стремительное развития машиностроения как базы для развития электротехники и системотехники на основе рыночной конкуренции крупных и средних компаний Достижение в результате стремительного развития экономики баланса рынка продавца и рынка покупателя (насыщение рынка) [13]
4 1950-е -1970-е гг. Рыночный индустриальный капитализм насыщенного рынка Дальнейшее развитие машиностроения как базы для развития радиотехники, ракетной техники и т.д. на основе рыночной конкуренции в условиях насыщенного рынка Механизмы поддержания баланса между рыночными потребностями и превосходящими производственными возможностями
5 1970-е -1990-е гг. Рыночный капитализм со смешанной схемой индустрии производства и индустрией услуг Высокая рыночная конкуренция потребовала развития сферы услуг, дополняющей развитие сферы материального производства Происходит достижение баланса между материальным производством и услугами, их сопровождающими
6 1990-е -2010-е гг. Рыночный постиндустриальный капитализм с доминированием в экономике сферы услуг Ускорение научно-технического прогресса, развитие инновационных технологий благодаря информационным технологиям [14] Достижение необходимого баланса между материальными и информационными ресурсами, процессами, продуктами
7 20102030-е гг. Дальнейшее развитие рыночного постиндустриального капитализма Переход к новому технологическому укладу на базе нанотехнологий [15] Достижение необходимого баланса между растущей стоимостью энергоресурсов и снижением энергоемкости производств
8 20302050-е гг. Начало этапа заката капиталистического способа производства Начало перехода от технологического уклада на базе нанотехнологий к технологическому укладу на базе когнитивных технологий [16] Достижение желаемого баланса между развитием социальных и производственных систем на базе экономики знаний и высоких технологий
электронный научно-экономический журнал стр 10
Таким образом, исследования процессов эволюции сбалансированного развития экономических систем позволили выявить восемь этапов экономического развития, для которых характерны следующие особенности обеспечения сбалансированного развития экономических систем:
- для этапа капитализма свободной конкуренции - баланс цены, определяемый соотношением рыночного спроса и предложения;
- для этапа монополистического капитализма - баланс производственных и финансовых активов в рамках финансово-промышленных групп;
- для рыночного индустриального капитализма ненасыщенного рынка - стремление к балансу рынка продавца и рынка покупателя (к насыщению рынка);
- для рыночного индустриального капитализма насыщенного рынка - поддержания баланса между производственными возможностями и рыночными потребностями при превосходстве производственных возможностей;
- для рыночного капитализма со смешанной схемой индустрии производства и индустрией услуг -достижение баланса между материальным производством и услугами, их сопровождающими;
- для рыночного постиндустриального капитализма с доминированием в экономике сферы услуг -достижение необходимого баланса между материальными и информационными ресурсами, процессами, продуктами;
- для современного этапа дальнейшего развития рыночного постиндустриального капитализма - достижение необходимого баланса между растущей стоимостью энергоресурсов и снижением энергоемкости производств;
- для экономики этапа начала заката капиталистического способа производства - достижение желаемого баланса между развитием социальных и производственных систем на базе экономики знаний и высоких технологий.
Наиболее дискуссионным из этапов эволюции теории сбалансированного развития экономических систем является характеристика восьмого этапа как этапа начала заката капиталистического способа производства.
С одной стороны, предсказание заката капиталистического способа производства было выполнено еще К. Марксом в первом томе «Капитала» [17]. В условиях насыщенного рынка, когда возникает объективная проблема наращивания капитала за счет освоения новых рынков, уже достаточно продолжительное время наблюдаются искусственные попытки наращивания капитала, начиная от обвала региональных рынков с помощью войн и цветных революций, заканчивая глобальными спекулятивными финансовыми операциями. Достаточно вспомнить мировой экономический кризис финансовой природы 2008-2009 годов [18].
С другой стороны, пока нет четкого понимания того, какой способ производства придет на смену капиталистическому и когда наступит кульминация этого этапа, обусловленная остановкой роста рынка сбыта (роста населения планеты). Поскольку именно возможности наращивания рынка сбыта являются основной индуцирующей силой капиталистического способа производства.
В целом, проведенные исследования процессов эволюции сбалансированного развития экономических систем показали, что современные ее тенденции связаны с проблемой достижения необходимого баланса между растущей стоимостью энергоресурсов и снижением энергоемкости производств. Следует отметить, что эта тенденция, характерная для наступающего шестого технологического уклада, непосредственно касается проблемы сбалансированного развития автотранспортных магистралей РФ.
электронный научно-экономический журнал стр 11
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Тебекин А.В. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок. // Транспортное дело России. 2016. № 4. С. 17-20.
3. Ксенофонтов В. И. Теория и методология управления сбалансированным развитием регионов. -Краснодар: ЦНТИ, 2010.
4. Сельсков А.В. Система сбалансированного развития инновационного, инвестиционного и производственного процессов промышленной корпорации. Изд-во «Риалтекс», 2009.
5. Фадеев В.А. Инвестиционная составляющая стратегии сбалансированного социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа / В.А. Фадеев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2011. № 4.
6. Зандер Е.В., Пыжев А.И., Старцева Ю.И. Оценка устойчивости развития эколого-экономической системы региона при помощи индикатора «Истинные сбережения» (на примере Красноярского края) // Экономика природопользования. - № 2. - 2010.
7. Ханалиев, Г.И. Сбалансированное развитие региональной социально-экономической системы. [Текст]/ Г.И. Ханалиев. - Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула», 2011. - 256 с.
8. Мусин У.Р. Использование системы сбалансированных показателей в разработке программы развития муниципального образования // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сб. статей IV Межд. науч.-практ. конф. Пенза, 2006. С. 73-75.
9. Коновалова, М.Е. Институционально-технологические условия структурной сбалансированности общественного воспроизводства в трансформационной экономике России [Текст] / М.Е. Коновалова. -Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 147 с.
10. Тебекин А.В., Фомкин С.В. Разработка критериев сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности при строительстве высокотехнологичных спортивных сооружений. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Институт мировой экономики и информатизации»; Широкова Л.Н. (ответственный
редактор). 2015. С. 220-227.
Тебекин А.В., Анастасов М.С. Анализ подходов сбалансированного развития экономических систем
Транспортное дело России. 2016. № 5. С. 80-83.
12. Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус. Экономика (ЕсопотюБ). — М.: «Вильямс», 2006. — С. 1360.
13. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.
14. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий: научная монография. - М.: Палеотип, 2009.
15. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технлогического уклада в экономике. Под ред. С.Ю. Глазьева и В.В. Харитонова. - М.: «Тровант», 2009.
16. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (2-е изд., пер. и доп.). - 333с.
17. Маркс К. Капитал. Том 1. - М.: Политиздат. 1949. - 565с.
18. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы 2009 года (о мировом экономическом кризисе). // Инновации и инвестиции. 2009. № 1. С. 2-8.