Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков'

Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODEL / FORMATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна

В статье рассматривается модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков. Дана характеристика ее основных структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for formation of professional competence of students physicists

In the article a model for formation of professional competence of students physicists is considered. The characteristics of its basic structural components are proposed.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков»

А.Б. Дамбуева. Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков

УДК 378.1 © А.Б. Дамбуева

Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков

В статье рассматривается модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков. Дана характеристика ее основных структурных компонентов.

Ключевые слова: модель, формирование, профессиональная компетентность.

A.B. Dambueva

Model for formation of professional competence of students physicists

In the article a model for formation of professional competence of students - physicists is considered. The characteristics of its basic structural components are proposed. Keywords: model, formation, professional competence.

Современные требования к выпускнику определяются запросами рынка труда, темпами развития общества, информатизацией среды. В связи с этим вузы должны формировать не только профессиональные знания и умения, но и профессиональную компетентность выпускника, а также такие новые качества как инициативность, мобильность, динамизм, инновацион-ность, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.

Будущий профессионал должен стремиться к непрерывному самообразованию, владеть и уметь пользоваться инновационными технологиями, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

В связи с этим возникает необходимость в разработке модели формирования профессиональной компетентности студентов-физиков для ее реализации в рамках изучения спецкурсов и дисциплин направления.

Определим понятия, необходимые для дальнейшего изложения.

Модель - это упрощение объекта исследования и в смысле его структуры, и по сложности внутренних и внешних связей, но обязательно отражающее те основные свойства, которые интересуют исследователя. Так, например, М. Вар-тофский указывает, что «с одной стороны модель - это воплощение идеи, а с другой - она в динамическом аспекте является средством реализации идеи» [1]. В.А. Загвязинский отмечает, что модель проще оригинала и позволяет выявить в оригинале скрытое в силу сложности и завуалированности многообразием явлений [2].

В нашей статье под моделью формирования профессиональной компетентности мы будем понимать целостную, педагогически обоснованную систему, состоящую из структурно-функциональных компонентов, направленную на личностное развитие будущего специалиста.

При конструировании модели формирования профессиональной компетентности студентов-физиков мы исходили из того, что она должна отражать социальный заказ и требования общества к качеству подготовки студентов-физиков. Педагогическими условиями формирования их профессиональной компетентности являются содержание обучения, критерии и показатели уровня сформированности профессиональной компетентности будущих физиков.

В основе профессиональной компетентности студентов-физиков были выделены лич-ностно-деятельностный, компетентностный и системный подходы.

Личностно-деятельностный подход актуализирует включение студентов в практико-ориентированную образовательную деятельность как фактор развития их личностных качеств и активной жизненной позиции (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.). Опираясь на индивидуализацию и дифференциацию в обучении, их взаимосвязь, данный подход направлен на создание условий для развития личности студента.

Компетентностный подход ориентирован на освоение компетенций, т.е. на приобретение студентами культуры, накопленной человечеством, в виде знаний, умений, навыков и способов деятельности, и формирование у него опыта самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности. Основной образовательной целью вуза с позиций компетентностно-го подхода является создание компетенций, обеспечивающих успешную жизнедеятельность человека в социуме (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, А.А. Вербицкий, Ю.Г. Татур).

Системный подход предполагает развитие у студентов системных знаний на основе интеграции различных дисциплин (Ф.Ф. Королев, Т.А. Ильина, А.В. Усова, Ю.К. Бабанский).

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

1(2)/ 2014

При разработке модели мы опирались на принципы систематичности и последовательности, связи теории с практикой, активности и сознательности, наглядности, мотивированности и рефлексии деятельности, самостоятельности, субъектности, профессиональной направленности [3].

Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков включает в себя мотивационный, содержательный, технологический и рефлексивно-оценочный компоненты, реализующиеся с помощью внедрения в образовательный процесс педагогических условий.

Мотивационный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений студентов к миру, к деятельности, к самому себе, к своим способностям, их развитию.

Содержательный компонент включает в себя совокупность знаний и понятий, обеспечивающих формирование в сознании студентов научной картины мира, вооружающих диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности.

Информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять учебный процесс, включает в себя учебно-методический комплекс по дисциплинам направления - физика некристаллических твердых тел, физические методы исследования материи, физика квантовых жидкостей, молекулярная акустика, моделирование физико-химических процессов и т.д., компьютерную поддержку в виде сетевых курсов «МооШе» и «Hecadem».

Профессиональный цикл дисциплин по физике составляет вариативную часть ФГОС ВПО по направлению подготовки 011200.62, для которой знания, умения и навыки предметной сферы профессиональной деятельности определяются основными образовательными программами вуза. В связи с этим преподавателями кафедры общей физики физико-технического факультета по профилю «Физика конденсированного состояния вещества» разработаны авторские спецкурсы, содержащие вопросы о физических свойствах полимеров и стекол, их химическом строении, а также широко использующие понятия и методы молекулярной физики, термодинамики и статистической физики, физической химии.

Введение спецкурсов в учебный процесс создает благоприятные возможности для развития профессиональной компетентности студентов, т.к. деятельность на спецкурсах содержит элементы будущей профессиональной деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных

знаний и умений в новую ситуацию, использование этих знаний в практической и экспериментальной деятельности; видение новой проблемы в знакомой ситуации; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые; нахождение различных решений проблемных ситуаций; установление связи между различными явлениями [4].

Технологический компонент предполагает владение учащимися определенным объемом практических умений [5] и представляет собой технологию формирования профессиональной компетентности студентов-физиков.

Под педагогической технологией понимается некоторая конечная последовательность педагогических действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели - к решению педагогической задачи.

Технология, способствующая формированию профессиональной компетентности студентов-физиков, включает в себя методы, средства и формы обучения.

Важное место в профессиональной практической подготовке физиков, развитие у них навыков экспериментальных исследований занимают лабораторные практикумы. Они позволяют углубить представления о современной физической картине мира, научить экспериментальным научным методам познания законов окружающего мира и моделей современной физики с целью развития у студентов физического мышления и выработке физического мировоззрения.

Так, например, при изучении экспериментальных методов исследования некристаллических твердых тел студенты знакомятся с принципом работы дилатометра, вискозиметра, микротвердомера, ультразвуковой установки, определяют упругие постоянные по данным о скоростях ультразвука. Во время практических занятий широко используются графические методы при определении параметров уравнения Френкеля для вязкости стекол и аморфных полимеров, а также параметров уравнения Вильямса-Ландела-Ферри для вязкости стеклообразующих расплавов в области стеклования [6].

Формирование профессиональной компетентности бакалавра физики в процессе профессиональной подготовки происходит при изучении цикла профессиональных дисциплин на лекционных и практических занятиях, на занятиях по общему физическому и специальному практикумам, в период прохождения производственной и учебной практик, а также при выполнении самостоятельной работы, в ходе которых применяются объяснительно-иллюстра-

В.В. Исмиянов. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде

тивные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы, а также интерактивные, компьютерные, мультимедийные технологии.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности и окружающего мира.

Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности у студентов - физиков включает в себя входное тестирование по проверке остаточных знаний, умений и навыков по курсу общей физики, промежуточную диагностику освоения дисциплин направления, итоговый контроль сформированности профессиональной компетентности, а также диагностику удовлетворенности студентов качеством образования.

В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности мы выделили три уровня: высокий, средний, начальный. Характерные особенности каждого уровня описаны в [7].

В заключении отметим, что предложенная нами модель является эффективным средством формирования профессиональной компетентно-

сти студентов-физиков и обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности.

Литература

1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988. — 508 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

3. Муфтахова Е.А. Модель формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов, будущих специалистов-бухгалтеров // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3. - С. 611-615.

4. Дамбуева А.Б., Скокова Л.В. Педагогические условия непрерывного формирования профессиональной компетентности будущих физиков в процессе взаимодействия школы и вуза // Профильная школа. - 2013. - №3. - С. 12-16.

5. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. канд. ... пед. наук. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. - 24 с.

6. Сандитов Д.С., Бартенев Г.М. Физические свойства неупорядоченных структур - Новосибирск: Наука, 1982. - 259 с.

7. Дамбуева А.Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2012. - Вып. 15. -С. 40-44.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 37.013.77 © В.В. Исмиянов

Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде

В статье представлена проблема адаптации студентов-сирот к образовательной среде в одном из технических вузов Байкальского региона, количественный и качественный анализ студентов и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: адаптация, физическая культура, студент-сирота.

V.V. Ismiyanov

Analysis of orphan students expulsions in the context of the study of problems of their adaptation to educational environment

The paper presents a problem of orphans students' adaptation to educational environment of technical universities in Siberia, the quality's and quantity's analysis of students and teachers is presented.

Keywords: adaptation, physical education, orphan student.

В ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема адаптации сирот, их интеграции в общество становится особенно актуальной. Исследователи

проблемы сиротства отмечают, что эта социальная категория граждан оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как без поддержки родных и близких людей большинство из них не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.