ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ
УСЛУГ Рожина Е. Г.1, Кознов А. Б.2
'Рожина Евгения Григорьевна /Ко2кта Evgeniya Grigoryevna - студент;
2Кознов Алексей Борисович / Котоу Alexei Borisovich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Инженерно-экономический институт Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: в настоящее время мировой рынок лизинговых услуг показывает тенденцию к росту и возрождению после спада вследствие кризисных явлений. Рост экономики большинства государств порождает огромный инвестиционный спрос на обновление изношенных основных средств и расширение производственных мощностей. Лизинг становится одним из существенных факторов, от которого зависит активизация инвестиционных процессов. Именно поэтому в данной статье уделяется особое внимание анализу текущего состояния мирового рынка лизинговых услуг. Ключевые слова: рынок, мировой рынок, лизинг, лизинговые услуги, рынок лизинговых услуг.
На современном мировом рынке лизинговых услуг принимают участие в той или иной степени субъекты из более чем восьмидесяти стран мира. Преимущественно рынок лизинговых услуг аккумулирован в мировых экономических центрах: США, Западная Европа и Азия, на долю которых приходится около 90% сделок, а доля четверки лидеров (США, Япония, Великобритания и Германия) составляет более 70%. Вместе с тем отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона, поскольку у каждого из сложившихся на сегодня региональных рынков лизинговых услуг имеется ряд специфических особенностей, в том числе правового порядка [1].
Широкому внедрению лизинговых услуг способствуют факторы, среди которых -ускоренная амортизация и возможность получить налоговые льготы. Причиной, по которой востребованы лизинговые услуги, является относительная простота получения в лизинг оборудования по отношению к сложностям с оформлением банковского кредита на его покупку. В особенности, это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Механизм лизинга оказывается мощнейшим инструментарием, способствующим росту производства товаров и услуг с помощью наращивания производственных мощностей и привлечения в этот сектор экономики большого количества инвесторов. Рынок лизинговых услуг позволяет осуществлять ускоренное обновление техники и технологий производства, а это немедленно сказывается на качестве конечного продукта, оборачиваемости капитала и общем росте национальной экономики.
Как известно, именно лизинговые услуги являются основным источником обновления основных фондов предприятий. В общем объеме промышленно -развитых стран лизинговые услуги составляют 20-30%, что почти вдвое превышает аналогичные показатели российской экономики. Одной из причин такого положения оказываются нестыковки закона о лизинге с другими статьями российского законодательства и разного рода нормативными актами. Так, в России, в отличие от мирового рынка лизинга, на стоимость лизинговых услуг оказывает влияние ситуация сложившаяся с возмещением НДС лизингодателю. Старания налоговых органов, направленные на то, чтобы, с одной стороны, максимально затянуть этот процесс, а с другой, сделать сумму возмещения минимальной - очень негативно сказываются на стоимости лизинговых контрактов, в сторону ее увеличения [2]. Трудности
организации оперативного лизинга, т.е. такой его формы, при которой предмет лизинга может передаваться от одного лизингополучателя к другому, связаны с тем, что данная форма отношений находится практически за пределами правового поля. В других странах распространение такой формы лизинга привело к бурному росту данного вида финансовых услуг и положительно повлияло на стоимость лизинговых услуг доступных на рынке.
Говоря о текущем состоянии мирового рынка лизинговых услуг, необходимо отметить, что ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце 2015 года, изменились в сторону позитива: большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2017 году. Структура рынка лизинга при этом существенно меняется - как в результате экономических причин (коррекция цен, сокращение грузоперевозок, валютные колебания), так и форс-мажорных событий. Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества.
В настоящее время на мировом рынке лизинга наблюдается положительная динамика, что обусловило улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относится к перспективам роста рынка лизинга, и предполагает его сжатие темпами до 5%. В то же время, заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5-10%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития. В то же время, ожидания роста сделок также обоснованы: во-первых, начинает работать «эффект базы» - рынок сильно просел за два года, и дальнейшее его падение становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться; во-вторых, объемы сделок подталкивают вверх курс валют; в-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же, как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса [3].
В структуре мировых лизинговых сделок продолжаются системные изменения. В течение 2014-2016 годов рынок существенно трансформировался под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, а также в связи с банкротствами авиаперевозчиков и туроператоров, закрытием ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие - росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе, в первую очередь автотранспорта.
Доля крупного бизнеса в лизинговых сделках снизилась ниже 50%, и в 2017 году прогнозируется дальнейшее сохранение данной тенденции. Предполагаемое снижение объемов авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление железнодорожного сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем снижение объемов авиасделок. Прогнозируется также сохранение преобладания малого и среднего бизнеса над крупным.
Представляется возможным утверждать, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка.
Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей, наблюдается также повышение объемов банковского кредитования. Руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и
39
готовности банков кредитовать бизнес. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка как одного из понятных и защищенных продуктов.
Литература
1. Пачкова О. В., Гаптельхаков М. Р. Лизинг как возможность финансирования бизнеса в условиях импортозамещения в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ш/artide/Mizing-kak-vozmozhmst-finansiшvaniya-biznesa-v-usloviyah-importozamescheniya-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
2. Белозеров И. И., Романов И. В. Лизинг: понятие, значение и перспективы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://суЬег1етпка.т/айс1е/п/^^-ponyatie-znachenie-i-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 30.12.2016).
3. Ерошок Д. Б. Перспектива развития лизинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/perspektiva-razvitiya-lizinga-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
4. ДенисовМ. М. Лизинг и его особенности. М.: Наука, 2014. 359 с.
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Ляменкова Е. А.
Ляменкова Елена Андреевна /Lyamenkova Elena Andreevna - магистрант, кафедра международного туризма, гостиничного бизнеса и социального менеджмента, факультет международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье проанализировано содержание понятия «событийный туризм». Представлены варианты определения данного вида туризма. Рассмотрены отличительные особенности событийного туризма как одного из направлений деятельности на рынке туристских услуг. Обоснована актуальность развития событийного туризма в современных экономических условиях. Представлена подробная классификация событий, инициирующих вовлечение населения в событийный туризм, исследованы возможности выездного и внутреннего событийного туризма. Обусловлена привлекательность событийного туризма в условиях малой обеспеченности территорий туристскими ресурсами и в условиях экономических кризисов.
Ключевые слова: туризм, событийный туризм, мероприятие, экономика, территория, отдых, фестивали, туристские выставки.
В современных условиях рынок туристских услуг стал одним из наиболее значимых сегментов рынка услуг, как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. В то же время под воздействием актуальных экономических и общественных процессов происходят изменения в самой структуре рынка туристских услуг, появляются его новые сегменты и уменьшается роль и значимость других. В частности, появился и усиливает свои позиции такой сегмент данного рынка, как событийный туризм.
В российской практике существует несколько трактовок понятия «событийный туризм». Так, по мнению Г. П. Долженко и А. В. Шмыткова, событийный туризм -