Электронный научный журнал элмос^^ака
«Социальные аспекты здоровья населения» м^лге^^и^ш
01.11.2018 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-9 Марченко Е.В.
АНАЛИЗ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», Москва Marchenko E.V.
ERROR ANALYSIS IN FIRST AID AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT TRAINING
Centre of emergency psychological aid of EMERCOM of Russia, Moscow
Контактная информация: Марченко Екатерина Витальевна, e-mail: [email protected]
Contacts: Marchenko Ekaterina, e-mail: [email protected] Information about author:
Marchenko E.V., https://orcid.org/0000-0003-4656-4875
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Conflict of interests. The author declares no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Резюме
Актуальность. Ошибки при обучении первой помощи и психологической поддержке снижают шансы пострадавших сохранить свое физическое и психическое здоровье. Анализ наиболее часто допускаемых ошибок позволит повысить эффективность оказания помощи и качество обучения в этой сфере.
Цель работы. Проанализировать ошибки, допускаемые при обучении первой помощи и психологической поддержке на примере участников Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» 2016-2018 гг.
Материал и методы. Проведён анализ 112 судейских оценочных листов задания «Обучение» (56 по психологической поддержке и 56 по первой помощи) команд итогового этапа соревнований «Человеческий фактор» 2016, 2017 и 2018 гг. Возраст участников: 16-26 лет. Полученные данные были обработаны при помощи статистических методов путем выявления относительной частоты каждой допущенной ошибки и дальнейшего ранжирования.
Результаты. Проведённый анализ позволил выделить классификацию наиболее часто допускаемых ошибок при обучении приемам психологической поддержки и первой помощи, в которую вошли 4 группы: содержательные ошибки или ошибки базовой теоретической подготовки; практические ошибки или ошибки демонстрации при выполнении приема; преподавательские ошибки или ошибки обучения; рефлексивные ошибки или ошибки обратной связи, допущенные преподавателем в отношении обучающегося в процессе
обучения. В работе также представлены рекомендации для минимизации ошибок при обучении, учет которых позволит повысить качество подготовки инструкторов и эффективность проводимых ими мероприятий по обучению населения.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, осуществляющими подготовку инструкторов первой помощи и психологической поддержки с целью снижения уровня допускаемых ошибок, повышения качества их подготовки и эффективности проводимых ими мероприятий с населением в данной области знаний.
Ключевые слова: первая помощь; психологическая поддержка; обучение населения первой помощи; ошибки обучения первой помощи.
Abstract
Significance. Mistakes in first aid and psychological support training reduce chances of the victims to maintain physical and psychological health. Analysis of the most common mistakes will help to improve effectiveness of the first aid and quality of training in this area.
Purpose. To analyze mistakes in first aid and psychological support training exemplified by the all-Russia competition "Human Factor", 2016 - 2018.
Methods. 112 "Training" task cards for referee's evaluation (including 56 on psychological support and 56 on first aid) of the teams participating in the final round of the competition "Human Factor" in 2016-2018 have been analyzed. The age of the team members varied from 16 to 26. The obtained data were statistically processed by calculating the relative frequency of every mistake and their further ranking.
Results. The analysis helped to classify most common mistakes in psychological support and first aid training. The classification includes the following four groups: 1) substantive mistakes, i.e. mistakes associated with basic theoretical knowledge; 2) practical mistakes, i.e. mistakes in first aid technique demonstration; 3) trainer's mistakes i.e. training mistakes; and 4) reflective mistakes, i.e. feedback mistakes made by an instructor in respect of a trainee during the training.
The paper also contains recommendations to minimize the above-mentioned mistakes to improve quality of instructors' training in first aid, and effectiveness of their further training of the population.
Scope of application. The results may be used by trainers who train instructors in first aid and psychological support to decrease mistakes, improve quality of their training and effectiveness of further training of the population.
Keywords: first aid; psychological support; training of the population in first aid; mistakes in first aid training.
Введение
Важным умением современного человека является грамотное оказание психологической поддержки и первой помощи. Внезапная остановка кровообращения является одной из ведущих причин смертности в мире, в РФ она составляет около 250-300 тыс. чел./год [7, с.5]. Вовремя вызванная медицинская помощь и умение окружающих в период ожидания приезда врачей оказать первую помощь значительно увеличивает шансы пострадавшего выжить.
Целью оказания первой помощи и психологической поддержки является сохранение жизни и здоровья человека, а также нормализация его психологического состояния. В ходе выполнения любой деятельности могут присутствовать погрешности, критично не влияющие на ее результат. Но также могут допускаться ошибки, приводящие к неэффективному ее
выполнению и отсутствию желаемого результата. Например, Ю.К. Стрелков, рассматривая деятельность, определяет ошибку как «результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану» [16], А.М. Сафин отмечает, что «ошибка - это расхождение результата деятельности с поставленной целью» [14, с.158]. Ошибки, допущенные при оказании первой помощи и психологической поддержки, связанные с жизнью человека, его психическим и физическим здоровьем, могут приводить к тяжелым последствиям.
Проблема изучения ошибочных действий получила свое развитие в прошлом веке в связи с активным внедрением технического оборудования и машин и взаимодействия человека с ними. Как отмечают Ю.Ф. Гущин и А.А. Пископпель, начало этих исследований связано с анализом аварий на производстве [5]. Современные исследования в данном направлении посвящены разработке различных классификаций ошибок труда и деятельности. С.Ф. Сергеев определяет виды ошибок, связанных с работой психических механизмов человека, по месту в структуре деятельности: ошибки восприятия, ошибки внимания, ошибки памяти, ошибки мышления и принятия решения, ошибки ответной реакции [15, с.115]. Н.С. Пряжников, выделяет две группы ошибок деятельности: ошибки, связанные с организационно-техническими факторами (неполадки в технологии и организации труда) и ошибки, обусловленные «личным» фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности) [10, с.309]. А.Н. Рыжкова, анализируя ошибки практического психолога, занимающегося диагностикой, выделяет субъективные и объективные источники ошибок, а также тактические ошибки [13, с.26-34]. Ю.К. Стрелков, говоря о специфике ошибок оператора в деятельности отмечает, что «большинство ошибок сводится к пространственным или временным нарушениям... за ошибкой оператора часто стоят конструкторские, юридические, административные, организационные ошибки» [16].
Анализ ошибок деятельности, их классификация позволяет не только определить причины ошибок, но также способствует повышению ее эффективности. При этом ошибки, допускаемые инструкторами при обучении первой помощи и психологической поддержке, изучены недостаточно. В этой связи представляется интересным и актуальным выделение таких ошибок и их классификация.
Для содействия эффективному получению теоретических знаний и практических умений в данном направлении проводятся для населения различные обучающие курсы на базе таких организаций, как «Общероссийская общественная организация Российский Красный Крест», «Межрегиональная школа первой помощи», Московская служба спасения, корпорация «Emergency First Response» и многих других, разрабатываются многочисленные наглядные пособия [9,11], реализуются социальные проекты (например, проект «Научись спасать жизнь» [2]). При этом актуальной остается проблема повышения уровня подготовки молодежи к обучению населения приемам первой помощи и психологической поддержки и качественной трансляции этих знаний (работы Балабанова В.А., Батурина Д.И., Гатина Р.М., Гатиной Р.Р., Дежурного Л.И, Лысенко К.И., Неудахина Г.В. [1,3,5,6]).
Новой формой работы с молодежью в данном направлении стали Всероссийские соревнования «Человеческий фактор». Первые соревнования прошли в 2014 г. благодаря инициативе Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Их проведение позволяет в доступной и актуальной форме популяризировать у российской молодежи не только теоретические знания и практические умения по оказанию психологической поддержки и первой помощи, но и оценивать качество их подготовки и умение транслировать знания в этой области населению.
Главными задачами соревнований являются оценка уровня подготовленности молодежных команд образовательных и общественных организаций к оказанию
психологической поддержки и первой помощи людям, а также формирование у участников и зрителей соревнований мотивации к совершенствованию знаний, умений и навыков в этой области [11].
Соревнования представлены трехступенчатой системой отбора лучших команд: первый этап - тематическое тестирование уровня знаний в области психологической поддержки и первой помощи, которое проходит в субъектах РФ. Второй этап - в Федеральных округах, где команды соперничают не только в теоретических знаниях, но и в практических умениях и навыках оказания психологической поддержки и первой помощи, а также инструкторских навыках. Третий (итоговый) этап соревнований проходит в Москве, где собираются лучшие команды каждого Федерального округа.
Итоговый этап соревнований включает три задания:
1. Прохождение тестирования (30 теоретических вопросов по первой помощи и психологической поддержке).
2. Решение ситуационной практической задачи, в ходе которой необходимо продемонстрировать свои навыки оказания психологической поддержки пострадавшим (статистам) при острой стрессовой реакции (далее - ОСР) и первой помощи при различных состояниях.
3. Обучение капитаном команды приемам первой помощи и психологической поддержки зрителей соревнования.
Для эффективного обучения зрителей капитану команды, выступающему в роли инструктора, необходимо выполнить последовательные шаги:
• - устно рассказать о признаках ОСР (указана в карточке) и приемах оказания психологической поддержки; назвать условия применения приема первой помощи и последовательность действий при выполнении приема;
• - продемонстрировать для зрителя прием оказания психологической поддержки и первой помощи пострадавшему (статисту);
• - прокомментировать зрителю свои действия при оказании помощи пострадавшему (статисту)/ продемонстрировать прием первой помощи на участнике, выступающему в роли пострадавшего, комментируя выполняемые действия.
Далее зрителям, которые прошли обучение, необходимо устно воспроизвести то, что они усвоили в ходе ознакомления с теоретической составляющей и увиденной практической демонстрацией.
• - дать обратную связь зрителям, выполнившим задание.
В роли статистов выступают заранее подготовленные люди. Они информированы об особенностях проявлений реакций, а также загримированы согласно легендам задания.
Оценивание команд в ходе выполнения задания «Обучение» проводят судьи соответствующего направления - медицинского или психологического. Для этого они используют оценочные листы, содержащие критерии оценивания. Если участник команды допускает ошибки, судья фиксирует их в листе.
Целью работы стал анализ ошибок, допускаемых при обучении первой помощи и психологической поддержке на примере участников Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» 2016-2018 гг.
Материал и методы
Для исследования были использованы оценочные листы задания «Обучение» команд итогового этапа соревнований 2016, 2017 и 2018 гг. Они были разработаны центральной
судейской коллегией на основании методических материалов [9,11]. Заблаговременно команды получали документы, регулирующие ход проведения соревнований, знакомились с критериями оценивания и методическими пособиями для подготовки.
Выборка составила: 112 человек - юноши и девушки в возрасте от 16 до 26 лет. Было проанализировано 112 оценочных листов задания «Обучение», из них 56 по психологической поддержке и 56 по первой помощи, заполненных судьями в ходе проведения итогового этапа соревнований. Оценочный лист представляет собой таблицу, содержащую описание шагов, которые необходимо выполнить участнику в ходе выполнения задания, и критерии оценивания, за которые присваиваются баллы в случае их соблюдения.
Обработка данных осуществлялась путем выявления относительной частоты каждого критерия, за который команды баллы не получили (то есть судьей было решено, что участник допустил ошибку и данный балл не присваивается), и дальнейшего ранжирования [8, с. 1314]. Полученные данные представлены в Таблицах 1 и 2. Результаты работы команд по заданию «Обучение (психологическая поддержка)» были разбиты на 3 группы рангов: низкий ранг (1-8); средний ранг (9-13); высокий ранг (14-19), по заданию «Обучение (первая помощь)»: низкий ранг (1-6); средний ранг (7-13); высокий ранг (14-18).
Результаты
Анализ данных команд по заданию «Обучение (психологическая поддержка)» (таблица 1) показал, что самые низкие ранги получили следующие критерии:
• - доступность изложения материала в ходе обучения (отсутствие при описании сложной терминологии, жаргонизмов);
• - конструктивная интенция демонстрации приемов психологической поддержки (например, отсутствие брезгливости, раздражения или безразличия);
• - конструктивная интенция выступления в ходе обучения (описание реакции, признаков, действий в доброжелательной форме, использование юмора); структурированность выступления (соответствие последовательности изложения признаков и действий практическому пособию [11]);
• - единообразие практической демонстрации и изложения приема (идентичность качества изложения и выполнения приема);
• - доступность комментариев инструктора после оказания психологической поддержки пострадавшему и обратной связи зрителю, выполнившему задание; поддержка положительной мотивации к обучению у зрителя (позитивная интонация высказываний, отсутствие сарказма, использование юмора, предоставление возможности говорить зрителю), а также критичность обратной связи зрителю.
Средние ранги заняли критерии:
• - выразительность выступления при изложении материала в ходе обучения (акцентирование интонацией, громкостью, паузами, адекватные жесты и мимика);
• - полнота демонстрации приема психологической поддержки (показаны все действия в соответствии с практическим пособием [11]);
• - правильная последовательность практического выполнения приема оказания психологической поддержки;
• - соответствие практической демонстрации и последующих комментариев своих действий капитаном при оказании психологической поддержки пострадавшему.
Наиболее высокие ранги получили критерии:
• - полнота изложения материала (содержательное соответствие материала рекомендуемому практическому пособию [11]);
• - выразительность комментариев капитана после демонстрации приемов для зрителя (акцентирование громкостью, тембром голоса, паузами, использование жестов и мимики);
• - четкость выполнения приема оказания психологической поддержки (действия имели выраженное начало и завершение, соотносились с состоянием и поведением пострадавшего);
• - правильная ориентация демонстрации приема относительно зрителей (выбран удобный угол обзора);
• - соблюдение капитаном правильной последовательности обратной связи зрителю (в соответствии с Регламентом соревнований [12]);
• - точность обратной связи зрителю после выполнения им задания (отмечены наиболее важные сильные и слабые стороны выступления зрителя).
Таблица 1
Критерии оценивания участников по заданию «Обучение (психологическая
поддержка)»
R Наименование критерия Относит-я частота Относит-я частота, % Ранг
Низкий ранг Доступность изложения материала в ходе обучения 0,01 1% 1,5
Конструктивная интенция демонстрации приемов 0,01 1% 1,5
Конструктивная интенция выступления в ходе обучения 0,02 2% 4,5
Единообразие практической демонстрации и изложения приема в ходе обучения 0,02 2% 4,5
Доступность комментариев капитана после демонстрации приемов для зрителя 0,02 2% 4,5
Доступность обратной связи зрителю, выполнившему задание 0,02 2% 4,5
Структурированность выступления при изложении материала в ходе обучения 0,03 3% 8
Поддержка положительной мотивации к обучению у зрителя 0,03 3% 8
Критичность обратной связи зрителю после выполнения им задания 0,03 3% 8
Средний ранг Выразительность выступления при изложении материала в ходе обучения 0,04 4% 10,5
Правильная последовательность практического выполнения приема 0,04 4% 10,5
Полнота демонстрации приема 0,05 5% 12,5
Соответствие практической демонстрации и комментариев своих действий 0,05 5% 12,5
Высокий ранг Четкость практического выполнения приема 0,06 6% 14,5
Выразительность комментариев капитана после демонстрации приемов для зрителя 0,06 6% 14,5
Правильная ориентация демонстрации приемов относительно зрителей 0,11 11% 16
Точность обратной связи зрителю после выполнения им задания 0,12 12% 17
Полнота изложения материала в ходе обучения 0,13 13% 18
Соблюдение правильной последовательности обратной связи зрителю 0,15 15% 19
Далее рассмотрим результаты по заданию «Обучение (первая помощь)», представленные в табл. 2.
Наиболее низкие ранги получили критерии (табл. 2):
• - доступность изложения материала в ходе обучения, демонстрации приема и комментариев к нему, а также обратной связи зрителю, выполнившему задание (отсутствие медицинских терминов, жаргонизмов, наличие необходимых пауз);
• - конструктивная интенция показа приемов первой помощи (доброжелательность, отсутствие сарказма);
• - правильная ориентация демонстрации приема первой помощи относительно зрителей (удобный угол обзора);
• - соответствие продемонстрированных действий и комментариев к ним.
Средние ранги представлены критериями: поддержка положительной мотивации к обучению у зрителей;
• - выразительность выступления при изложении материала в ходе обучения и при демонстрации приема и его комментировании (акцентирование громкостью, тембром голоса, паузами, использование соответствующих изложению жестов и мимики);
• - полнота изложения материала в ходе обучения (названные признаки состояний и действия соответствуют содержательно практическому пособию [11]); единообразие демонстрации и изложения приема в ходе обучения (идентичность качества изложения и выполнения приема);
• - критичность обратной связи зрителю; полнота демонстрации необходимых действий оказания первой помощи.
Самые высокие ранги заняли критерии:
• - точность обратной связи зрителю после выполнения им задания (отмечены наиболее важные положительные и отрицательные стороны демонстрации);
• - структурированность выступления при изложении материала в ходе обучения (соответствие последовательности изложения признаков и действий практическому пособию [8]);
• - правильная последовательность действий при демонстрации приема первой помощи; четкость практического выполнения приемов оказания первой помощи (действия имели начало и завершение, соотносились с состоянием пострадавшего);
• - соблюдение правильной последовательности обратной связи зрителю (в соответствии с Регламентом соревнований [12]).
Таблица 2
Критерии оценивания участников по заданию «Обучение (первая помощь)»
R Наименование критерия Относит-я частота Относит-я частота, % Ранг
Низкий ранг Доступность изложения материала в ходе обучения 0,01 1% 1
Доступность демонстрации приема и комментариев к нему 0,02 2% 2,5
Доступность обратной связи зрителю, выполнившему задание 0,02 2% 2,5
Конструктивная интенция показа приемов 0,03 3% 4,5
Правильная ориентация демонстрации приема относительно зрителей 0,03 3% 4,5
Соответствие демонстрации и комментариев при демонстрации приема 0,03 3% 6
Средний ранг Поддержка положительной мотивации к обучению 0,04 4% 7
Выразительность выступления при изложении материала в ходе обучения 0,04 4% 8
Выразительность выступления при демонстрации приема и его комментировании 0,06 6% 9
Полнота изложения материала в ходе обучения 0,06 6% 10
Единообразие демонстрации и изложения приема в ходе обучения 0,06 6% 11
Критичность обратной связи зрителю 0,07 7% 12
Полнота демонстрации приемов 0,08 8% 13
Высокий ранг Точность обратной связи зрителю после выполнения им задания 0,09 9% 14
Структурированность выступления при изложении материала в ходе обучения 0,09 9% 15
Правильная последовательность действий при демонстрации приема 0,10 10% 16,5
Четкость практического выполнения приемов 0,10 10% 16,5
Соблюдение правильной последовательности обратной связи зрителю 0,10 10% 18
Таким образом, результаты анализа ошибок, допущенных участниками Всероссийских соревнований по первой помощи и психологической поддержке, позволили выявить «проблемные» зоны при трансляции знаний данной области населению. В направлении первой помощи - это ошибки содержательного плана, выразительности речи и комментариев, практической демонстрации необходимых умений и навыков, а также грамотной обратной связи в ходе обучения. По психологической поддержке - ошибки при выстраивании структуры теоретического материала и обратной связи обучаемым после выполнения ими заданий, в ходе практической демонстрации собственных навыков при оказании помощи пострадавшим (статистам).
Обсуждение
Проведённый количественный и качественный анализ позволяет выделить классификацию наиболее часто допускаемых ошибок при обучении приемам психологической поддержки и первой помощи.
Содержательные ошибки или ошибки базовой подготовки: неполное описание признаков ОСР, приемов психологической поддержки или алгоритмов первой помощи. Их проявление может быть связано как с когнитивным компонентом (нечетким пониманием алгоритмов, незнанием содержательных шагов, забыванием принципов, элементов теоретической части материала), так и сложностью справиться с эмоциональным состоянием и волнением в ходе преподавания. Безусловно, для минимизации ошибок такого плана требуется развитие умения четко и полно излагать основные содержательные моменты при обучении населения в соответствии с необходимыми методическими материалами; понимать логику транслируемых теоретических знаний и практических умений; оттачивать базовые теоретические знания по первой помощи и психологической поддержке, умения их донести в доступной и интересной форме.
Для этих целей при обучении инструкторов могут использоваться цепочки обучения, включающие блок теоретического плана, далее отработка под контролем ведущего, после вписывание приема или действия в определенный контекст или ситуацию и ролевая игра с моделированием реальной ситуации. При этом каждый необходимый навык формируется
посредством цепочек, которые затем выстраиваются в целостное действие. А также для инструкторов ценно практическое владение простыми приемами и методами саморегуляции (например, техники дыхания, визуализация, концентрация внимания), которые необходимо отрабатывать в процессе обучения.
Практические ошибки или ошибки исполнения: неточное практическое выполнение приема оказания психологической поддержки или первой помощи связано с недостатком практических умений и навыков; умения грамотно, последовательно, точно демонстрировать практический образец работы в условиях, максимально приближенных к реальным; организовывать доступно и соответствующе обучающее пространство, а также недостаточная степень внутренней готовности. Для снижения уровня данных ошибок необходимо, во-первых, максимальное расширение в ходе обучения инструкторов практических отработок, использования ролевых игр, ситуационных задач, видеофрагментов с поиском ошибок и обсуждением, а во-вторых включение в занятия мотивационного блока и темы готовности к практическому оказанию первой помощи и психологической поддержки, снижению уровня тревоги в ситуациях неуспешности, развитие умения конструктивно анализировать допущенные практические ошибки и восполнять необходимый пробел в умениях и навыках.
Преподавательские ошибки или ошибки обучения: невыразительность выступления при комментировании действий, отсутствие необходимых пауз, соответствующих жестов, мимики; ошибки в пространственном расположении при демонстрации приема. Они могут быть связаны с недостаточным уровнем преподавательской подготовки, владения технологиями эффективного обучения и навыками публичного выступления. Для минимизации такого рода ошибок требуется развитие у инструкторов умения при обучении населения использовать приемы, позволяющие удерживать и акцентировать внимание аудитории на ключевых моментах обучения (акценты вербальным, невербальным и паравербальным компонентами), умения взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, логически выстраивать речь, отрабатывать данные умения и навыки в мини-группах, в рамках решения ситуационных задач, а также путём использования кейсового метода.
Рефлексивные ошибки или ошибки обратной связи, допущенные преподавателем в отношении обучающегося: отсутствие структуры обратной связи и неточность ее донесения, в том числе при выделении сильных и слабых сторон при ответе обучающихся. В данном направлении важно для инструкторов умение в рамках обучения и взаимодействия с обучающимися грамотно и пошагово давать обратную связь при решении практических задач, включая такие шаги как выражение благодарности и похвалу, открытые вопросы на предмет самоощущений у обучающего после выполнения задания, оценивание совместно с обучающимся сильных и слабых сторон при отработках, выстраивание перспективы обучения и дальнейшего применения полученных знаний на практике.
Выводы
1. Анализ ошибок при обучении населения первой помощи и психологической поддержке в ходе выполнения участниками заданий Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» показал преобладание ошибок содержательного, коммуникативного и практического характера.
2. Типичные ошибки содержательного характера: неполное описание признаков острых стрессовых реакций, самих приемов психологической поддержки или алгоритмов первой помощи.
3. Типичные ошибки коммуникативного характера: невыразительность выступления при обучении, отсутствие необходимых пауз, жестов, мимики, а также нечеткость обратной связи и неточность ее донесения обучающимся.
4. Типичные ошибки практического характера: неточное практическое выполнение приемов оказания психологической поддержки или первой помощи; неумение грамотно и последовательно продемонстрировать практический образец работы в условиях, максимально приближенных к реальным, организовать доступно и соответствующе обучающее пространство.
5. Разработана классификация наиболее распространённых ошибок при обучении приёмам психологической поддержки и первой помощи. Она включает четыре блока ошибок: содержательные ошибки базовой теоретической подготовки; практические ошибки выполнения приемов первой помощи и психологической поддержки; преподавательские ошибки в процессе обучения; рефлексивные ошибки обратной связи, допущенные преподавателем в отношении обучающегося.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, осуществляющими подготовку инструкторов первой помощи и психологической поддержки с целью снижения уровня допускаемых ошибок, повышения качества их подготовки и эффективности проводимых ими мероприятий с населением в данной области знаний.
Библиография
1. Балабанов В.А. Оказание первой помощи в условиях чрезвычайной ситуации как важнейший элемент подготовки в вузах МЧС России. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 2015; (7-8): 34-36.
2. Всероссийский проект «Научись спасать жизнь» [Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России] URL:
http://www.psi.mchs.gov.ru/p/dobrovoltsy/vserossijskij proekt nauchis spasat zhizn (Дата обращения: 25.06.2018)
3. Гатин Р. М., Гатина Р. Р. Улучшение качества преподавания первой медицинской помощи. Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана 2010; 202(4): 278283.
4. Гущин Ю.Ф., Пископпель А.А. Проблема «отказов» и ошибок человека-оператора [Интернет] URL:http://psyhoinfo.ru/problema-otkazov-i-oshibok-cheloveka-operatora (Дата обращения: 12.07.2018)
5. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Современные проблемы обучения правилам оказания первой помощи в России. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2009; 10(2) URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/127/27/ (Дата обращения 25.06.2018)
6. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Неудахин Г.В. Научный подход к созданию в Российской Федерации системы оказания первой помощи пострадавшим. Вестник РАМН 2012; (з): 10-14.
7. Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю., Кузовлев А.Н., Перепелица С.А., Смелая Т.В. и др. Сердечно-легочная реанимация. Москва: Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии; 2017. 68 с.
8. Новиков А.И., Новикова Н.В. Математические методы в психологии: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М; 2018. 256 с.
9. Оказание первой помощи пострадавшим. Памятка. Москва: МЧС России; 2016. 92 с.
10.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». Москва: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»; 1997. 352 с.
11.Психологическая поддержка. Практическое пособие. Москва: МЧС России; 2017. 48 с.
12.Регламент Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» в 2017 году. Москва: МЧС России; 2017.
13.Рыжкова А.Н. Классификация диагностических ошибок практического психолога. Педагогика и психология образования 2009; (4): 26-34.
14.Сафин А.М. Феномен ошибки в структуре человеческой деятельности. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки 2013; 155(1): 157-162.
15.Сергеев С.Ф. Введение в инженерную психологию и эргономику иммерсивных сред. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики; 2011. 258 с.
16.Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. Материалы к курсу [Интернет] URL:http://www.psy.msu.ru/people/strelkov/ (Дата обращения: 12.07.2018)
References
1. Balabanov V.A. Okazanie pervoy pomoshchi v usloviyakh chrezvychaynoy situatsii kak vazhneyshiy element podgotovki v vuzakh MChS Rossii [Providing the first aid in emergency situation is the most important element of training in higher education institutes of the Ministry for Emergency Situations]. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 2015; (7-8): 34-36. (In Russian).
2. Vserossiyskiy proekt «Nauchis' spasat' zhizn'» ["Learn to save lives" All-Russian project]. Internet-sluzhba ekstrennoy psikhologicheskoy pomoshchi MChS Rossii. [Online] [cited 2018 Jun 25]. Available from:
http://www.psi.mchs.gov.ru/p/dobrovoltsy/vserossijskij_proekt_nauchis_spasat_zhizn. (In Russian).
3. Gatin R. M., Gatina R. R. Uluchshenie kachestva prepodavaniya pervoy meditsinskoy pomoshchi [Improving the quality of education in delivering the first medical aid]. Uchenye zapiski KGAVM im. N.E. Baumana 2010; 202(4): 278-283. (In Russian).
4. Gushchin Yu.F., Piskoppel' A.A. Problema «otkazov» i oshibok cheloveka-operatora [The problem of failures and operator's errors]. [Online] [cited 2018 Jul 12]. Available from: http://psyhoinfo.ru/problema-otkazov-i-oshibok-cheloveka-operatora. (In Russian).
5. Dezhurnyy L.I., Lysenko K.I., Baturin D.I. Sovremennye problemy obucheniya pravilam okazaniya pervoy pomoshchi v Rossii [Current problems in learning the rules of providing the first medical aid in Russia]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2009 [cited 2018 Jun 25]; 10(2). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/127/27/ (In Russian).
6. Lysenko K.I., Dezhurnyy L.I., Neudakhin G.V. Nauchnyy podkhod k sozdaniyu v Rossiyskoy Federatsii sistemy okazaniya pervoy pomoshchi postradavshim [Scientific approach to forming the system for the first medical aid to victims in the Russian Federation]. Vestnik RAMN 2012; (3): 10-14. (In Russian).
7. Moroz V.V., Bobrinskaya I.G., Vasil'ev V.Yu., Kuzovlev A.N., Perepelitsa S.A., Smelaya T.V., et al. Serdechno-legochnaya reanimatsiya [Cardiopulmonary resuscitation]. Moscow: Federal'nyy nauchno-klinicheskiy tsentr reanimatologii i reabilitologii; 2017. 68 p. (In Russian).
8. Novikov A.I., Novikova N.V. Matematicheskie metody v psikhologii: uchebnoe posobie [The mathematical methods in psychology. Training manual]. Moscow: INFRA-M; 2018. 256 p. (In Russian).
9. Okazanie pervoy pomoshchi postradavshim Pamyatka [Providing the first aid to victims. Notes]. Moscow: MChS Rossii; 2016. 92 p. (In Russian).
10.Pryazhnikov N.S. Psikhologicheskiy smysl truda: uchebnoe posobie k kursu «Psikhologiya truda i inzhenernaya psikhologiya» [Psychological sense of the labor.
Training manual to "Psychology of labor and engineering psychology" course]. Moscow: «Institut prakticheskoy psikhologii», Voronezh: NPO «MODEK»; 1997. 352 p. (In Russian).
11.Psikhologicheskaya podderzhka. Prakticheskoe posobie [Psychological support. Practical manual]. Moscow: MChS Rossii; 2017. 48 p. (In Russian).
12.Reglament Vserossiyskikh sorevnovaniy «Chelovecheskiy faktor» v 2017 godu [Regulations of the "Human factor" All-Russian competition in 2017]. Moscow: MChS Rossii; 2017. (In Russian).
13.Ryzhkova A.N. Klassifikatsiya diagnosticheskikh oshibok prakticheskogo psikhologa [Classification of diagnosis errors of practical psychologists]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya 2009; (4): 26-34. (In Russian).
14.Safin A.M. Fenomen oshibki v strukture chelovecheskoy deyatel'nosti [The phenomenon of error in the structure of human activity]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki 2013; 155(1): 157-162. (In Russian).
15.Sergeev S. F. Vvedenie v inzhenernuyu psikhologiyu i ergonomiku immersivnykh sred [Introduction to engineering psychology and ergonomics of immersive environment]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki; 2011. 258 p. (In Russian).
16.Strelkov Yu.K. Inzhenernaya i professional'naya psikhologiya. Materialy k kursu [Engineering and professional psychology. Course materials]. [Online] [cited 2018 Jul 12]. Available from: http://www.psy.msu.ru/people/strelkov. (In Russian).
Дата поступления: 14.09.2018.