Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
А.А. Иевлев, А.И. Камышников, Т.В. Золотухина
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
FIRST AID EFFECTIVENESS IMPROVEMENT IN ROAD ACCIDENT VICTIMS: LEGAL GROUNDS AND POSSIBLE LEGAL
CONSEQUENCES
В статье отражены нормативно-правовое обеспечение деятельности по оказанию первой помощи, организационные вопросы разработки модели комплексной системы по оказанию первой помощи и ее практического внедрения, показана объективная необходимость и экономическая эффективность создания системы по оказанию первой помощи, которая позволит получить экономический эффект от снижения показателей инвалидизации и смертности пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях при отсутствии радикальных изменений структуры медицинских и спасательных служб и капитальных вложений.
The article reflects regulatory first aid providing, the organizational issues of first aid complex system model development and its practical implementation. It shows objective necessity and cost-effectiveness of first aid system development, which provides economic benefits by reduction of road accident disability and mortality indices without radical reformation of healthcare and rescue services structure and capital investments.
Оказание первой помощи направлено на спасение жизни или здоровья человека, которые согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью.
Из положений ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что помощь пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях (далее — ДТП) до приезда бригады скорой медицинской помощи может быть организована следующими лицами:
обязанными оказывать первую помощь по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку [1].
имеющими право на добровольное оказание первой помощи при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
В первую группу участников оказания первой помощи при ДТП входят:
- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;
259
Научные сообщения
- сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны;
- спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных
служб;
- водители транспортных средств, причастные к ДТП.
Во вторую группу входят:
- прочие водители транспортных средств;
- все иные лица, имеющие подготовку в первой помощи.
Обязанность по оказанию первой помощи регламентируется следующими нормативными актами:
- в отношении сотрудников органов внутренних дел — ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
- в отношении сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны — ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- в отношении спасателей аварийно-спасательных служб и аварийноспасательных формирований — Федеральный закон № 151-ФЗ от 22.08.1999 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [2];
- в отношении водителей транспортных средств, причастных к ДТП — п. 2.5 Правил дорожного движения РФ (далее — ПДД РФ) [3].
Однако лица, обязанные оказывать первую помощь, принимают участие в ее оказании крайне редко.
В научной литературе приводится информация, что сотрудники ГИБДД МВД России, например, оказывают первую помощь пострадавшим в ДТП в 0,7% случаев.
За уклонение от установленных обязанностей по оказанию первой помощи для вышеперечисленных лиц предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
В случае нарушения водителем, причастным к ДТП, требований п. 2.5 ПДД РФ, который предписывает ему принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ [4]. А в случаях, когда уклонение от установленных обязанностей по оказанию первой помощи влечет по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть, наступает уголовная ответственность по ст. 124 Уголовного кодекса РФ «Неоказание помощи больному». Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 124 Уголовного кодекса, считается оконченным с момента причинения больному вреда средней тяжести в связи с неоказанием ему помощи. В ч. 2 ст. 124 Уголовного кодекса предусмотрены меры ответственности за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.
Если пострадавший в опасном для жизни или здоровья состоянии был заведомо оставлен без первой помощи, виновный может быть привлечен к ответственности по ст. 125 Уголовного кодекса РФ «Оставление в опасности» [5]. Добавим, что согласно статье 39 Уголовного кодекса Российской Федерации «Крайняя необходимость», неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи постра-
260
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
давшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости [6].
Проблема безопасности дорожного движения актуальна не только в России, но и во всём мире на протяжении уже ряда лет. На 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой вопросу глобального кризиса в области безопасности дорожного движения, Россией был представлен проект резолюции об объявлении периода 2011—2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения», которая была принята участниками заседания единогласно [7]. Планируемые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения призваны дополнительно спасти 5 млн. пострадавших в ДТП в течение 10 лет [8].
В РФ количество погибших от ДТП начиная с 1990 года не имеет выраженной тенденции к снижению. В 2013 году погибло в ДТП 27 025 человек [9], что сопоставимо с численностью населения среднестатистического сельского района России.
Среди погибших в ДТП наибольшая доля принадлежит возрастной категории от 15 до 44 лет [9].
Социально-экономический ущерб от ДТП в мире сопоставим с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики. Размер потерь от ДТП в России является одним из самых высоких по сравнению с большинством зарубежных стран [8].
Социально-экономический ущерб от ДТП в России составляет около 1,9% от ВВП [9], или 1,337 трлн. руб.
На тяжесть последствий ДТП влияет множество факторов, такие как, например:
1) состояние и освещенность автомобильных дорог;
2) нарушение правил дорожного движения и особенно превышение скорости;
3) наличие в крови алкоголя, лекарственных и наркотических средств;
4) неиспользование ремней безопасности и детских удерживающих устройств;
5) сложности спасения людей при извлечении их из транспортного средства;
6) трудности, возникающие при эвакуации пассажиров из автобуса или иного пассажирского транспорта, вовлеченного в ДТП;
7) пожар, возникший в результате столкновения;
8) задержки в обнаружении места ДТП и доставке пострадавших в медицинские организации;
9) отсутствие необходимой первой помощи и достаточного объема скорой медицинской помощи на месте происшествия;
10) отсутствие необходимого объема медицинской помощи в отделении неотложной помощи медицинской организации.
Одним из основных факторов, влияющих на качество оказываемой медицинской помощи [11], является оказание первой помощи сразу после получения травмы участниками дорожного движения (табл. 1).
261
Научные сообщения
Таблица 1
Факторы, влияющие на качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе
Фактор Место
Оказание помощи сразу после травмы, наличие достаточных навыков оказания первой помощи у участников дорожного движения 1
Время с момента вызова до прибытия бригады СМП на место ДТП 2
Объем оказания медицинской помощи на месте ДТП 3
Объем оказания медицинской помощи во время эвакуации 4
Продолжительность эвакуации пострадавших 5
Однако сложившаяся в России ситуация показывает, что в настоящее время первая помощь пострадавшим практически не оказывается и существует острая необходимость создания всех условий для активного оказания первой помощи самым широким кругом лиц [11].
В Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 сказано, что в целях совершенствования государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ, увеличения продолжительности их жизни, необходимо обеспечить к 2018 году снижение смертности от ДТП до 10,6 случаев на 100000 населения [12].
В зарубежных странах выделяют следующие виды первой помощи [10], которые отличаются по объему и участникам ее оказания: первая помощь оказывается водителями и случайными свидетелями происшествия, расширенная первая помощь — сотрудниками полиции, первая помощь в особых случаях — парамедиками.
Для создания модели комплексной системы по оказанию первой помощи выбрана Липецкая область.
Общая протяженность автомобильных дорог в Липецкой области составляет 7712,7 км, по территории области проходят автомобильные дороги федерального значения — Федеральные автомобильные трассы (ФАД) М 4 «Дон» (134 км) и Р-119 (192 км).
Анализируя данные по травматизму и смертности от ДТП (на основании мониторинга пострадавших при ДТП по статистической форме МДТП-ЦП МЗ РФ), можно сделать вывод о том, что если с 2000 года по 2006 год смертность от ДТП росла практически ежегодно, то начиная с 2007 года она снизилась и находится на примерно одинаковом уровне с незначительной тенденцией к снижению в 2012 и 2013 г. в пределах 4-5 %.
По данным за 2013 год, по сравнению с 2012 годом, при снижении абсолютного числа погибших в ДТП на территории Липецкой области с 271 до 261 случая отмечается повышение числа погибших на ФАД М 4 «Дон» с 37 до 54 человек со значительной (81,2%) долей погибших на месте ДТП.
262
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
Это может быть обусловлено высокой нагрузкой на альтернативный участок трассы М 4 «Дон» ввиду отказа от пользования платным участком трассы, а также низкой частотой и незначительным объемом оказания первой помощи пострадавшим.
Целью проведения работы по созданию системы по оказанию первой помощи будет снижение смертности и тяжести последствий пострадавших в ДТП, ее новизной — использование международного опыта.
Модель комплексной системы по оказанию первой помощи [14] включает несколько элементов (рис. 1).
Рис. 1. Модель комплексной системы первой помощи
Все элементы комплексной системы тесно взаимосвязаны и требуют анализа их функциональной эффективности.
Одним из важнейших элементов комплексной системы является мотивация к оказанию первой помощи.
Существенным элементом построения системы мотивации станет работа общественных и волонтерских движений, эффективность деятельности которых доказана многолетним зарубежным опытом.
Другим значимым элементом комплексной системы по оказанию первой помощи является массовое обучение приемам оказания первой помощи.
Для повышения эффективности обучения участников оказания первой помощи необходимо организовать четырехуровневую систему контроля качества обучения [14] правилам оказания первой помощи (рис. 2).
263
Научные сообщения
/ \ I Уровень Административный
• Управление здравоохранения • Управление образования и науки
II Уровень Методический еский центр ТЦМК
• Учебно-методич
ґ ^ III Уровень Учебный X, у
• Учебные центры
---------------- IV Уровень Первая помощь
• Участники оказания первой помощи
Рис. 2. Система контроля качества обучения
С целью контроля эффективности функционирования системы по оказанию первой помощи предложены основные индикаторы и показатели (табл. 2).
На примере Липецкой области определены основные источники и объем финансирования проекта по созданию комплексной системы по оказанию первой помощи.
Объем финансирования проекта составляет 1056827 тысяч рублей, в том
числе:
- из областного бюджета — 36946,9 тысяч рублей;
- из средств ведомств, предприятий и организаций — 59880 тысяч рублей;
- из личных средств граждан — 960000 тысяч рублей.
Поддержка со стороны руководителей региональной и муниципальной администраций обеспечит эффективное взаимодействие всех участников реализации проекта.
Проект рассчитан на пять лет. Подведение промежуточных итогов проекта будет проводиться ежегодно, в течение месяца, следующего за отчетным годом. Окончательные итоги будут подведены в январе 2019 года.
264
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
Индикаторы, показатели и целевые значения
Таблица 2
№ п.п. Индикатор Показатель Значение
1 Снижение смертности пострадавших в ДТП Смертность пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения 10,6 %
2 Наличие аналитических данных смертности в ДТП Процент погибших на месте происшествия к общему числу погибших Не более 60%
3 Наличие модели комплексной системы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП Процент оказания первой помощи к общему числу ДТП Не менее 25%
4 Наличие концепции по мотивации и усилению правоприменения оказания первой помощи пострадавшим в ДТП Процент лиц, готовых оказать первую помощь из общего числа обученных Не менее 80%
5 Наличие эффективной системы обучения приемам оказания первой помощи Процент лиц, сдавших экзамен, к общему числу обученных Не менее 90%
6 Наличие системы контроля качества обучения приемам первой помощи Процент привлечения к обучению подготовленных преподавателей и инструкторов 100%
Инновационность проекта заключается в новом подходе к созданию комплексной системы по оказанию первой помощи с учетом положительного зарубежного опыта на примере Липецкой области. Актуальность проекта заключается в том, что его практическое внедрение позволит устойчиво снизить смертность и травматизм пострадавших в ДТП и в конечном итоге приведет к уменьшению экономических потерь от ДТП и улучшит демографическую ситуацию. Слабыми сторонами проекта являются низкий уровень мотивации населения к оказанию первой помощи пострадавшим, низкий уровень правоприменения и отсутствие навыков оказания первой помощи у водителей и сотрудников спасательных служб.
Однако, учитывая цель и конечные результаты, помимо повышения уровня социальной ответственности населения мы получим видимый экономический эффект, который будет заключаться в снижении смертности, инвалидизации и временной нетрудоспособности пострадавших в ДТП граждан.
С целью реализации национальной стратегии России в области безопасности дорожного движения по снижению смертности и травматизма от ДТП необходимо объединить усилия различных министерств, ведомств и предприятий различных форм собственности по созданию стабильно функционирующей комплексной системы по оказанию помощи пострадавшим.
265
Научные сообщения
ЛИТЕРАТУРА
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации: Федер. закон: принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года // СПС «КонсультантПлюс».
2. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю. Юридические аспекты оказания помощи на догоспитальном этапе // Врач скорой помощи. — 2010. — №8. — С. 26—28.
3. Правила дорожного движения: постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 в ред. от 06.10.2011 г. № 824 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. №195 -ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
6. Принципы защиты от юридической ответственности лиц, оказывающих первую помощь пострадавшим, в международном и российском законодательстве / Л.И. Дежурный [и др.] // Менеджер здравоохранения. — 2010. — № 6. —
С. 34—40.
7. Москвина Ю.В. Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения, повлекшие причинение материального и физического вреда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2012. — 26 с.
8. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. 2013 // Поддержать десятилетие действий. — Женева: ВОЗ, 2013. — С. 180, 248—249.
9. Сайт УГИБДД МВД РФ. — URL://www.gibdd.ru
10. Дежурный Л.И. Первая помощь (Организация, обучение, оснащение)/ — Воронеж: Полиграф, 2006. — 120 с.
11. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Халмуратов А.М. Анализ причин низкой частоты и качества оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств // Медицинский вестник МВД. — 2009. — №2. — С. 9—13.
12. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Дежурный Л.И., Ганжурова Б.Ц., Назаров В.И. Основные принципы создания системы первой помощи в Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. — 2008. — №3. — С. 5—8.
14. Международный опыт профессиональной подготовки водителей транспортных средств и сотрудников экстренных служб правилам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП / К.И. Лысенко [и др.] // Материалы 9-й международной научно-практической конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах». — СПб., 2010. — С. 465—470.
266
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
REFERENCES
1. Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy federatsii: Feder. zakon prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 1 noyabrya 2011 goda, odobren Sovetom Federatsii 9 noy-abrya 2011 goda // SPS «Konsultant Plyus».
2. Lyisenko K.I., Dezhurnyiy L.I., Zakurdaeva A.Yu. Yuridicheskie aspektyi okazaniya pomoschi na dogospitalnom etape // Vrach skoroy pomoschi. — 2010. — № 8. — S. 26—28.
3. Pravila dorozhnogo dvizheniya: postanovlenie Soveta Ministrov — Pravitelstva RF ot 23 oktyabrya 1993 g. № 1090 v red. ot 06.10.2011 № 824 // SPS «Konsultant Plyus».
4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah: Feder. zakon ot 30 dekabrya 2001 № 195-FZ // SPS «Konsultant Plyus».
5. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 13 iyunya 1996 № 63-FZ // SPS «Konsultant Plyus».
6. Printsipyi zaschityi ot yuridicheskoy otvetstvennosti lits, okazyivayuschih pervuyu pomosch postradavshim, v mezhdunarodnom i rossiyskom zakonodatelstve / L.I. Dezhurnyiy [i dr.] // Menedzher zdravoohraneniya. — 2010. — № 6. — S. 34—40.
7. Moskvina Yu.V. Administrativnaya otvetstvennost za narusheniya pravil dorozhnogo dvizheniya, povlekshie prichinenie materialnogo i fizicheskogo vreda: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — SPb., 2012. — 26 s.
8. Doklad o sostoyanii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v mire. 2013 // Pod-derzhat desyatiletie deystviy. — Zheneva: VOZ, 2013. — S. 180, 248—249.
9. Sayt UGIBDD MVD RF. — URL://www.gibdd.ru
10. Dezhurnyiy L.I. Pervaya pomosch (Organizatsiya, obuchenie, osnaschenie). — Voronezh: Poligraf, 2006. — 120 s.
11. Lyisenko K.I., Dezhurnyiy L.I., Halmuratov A.M. Analiz prichin nizkoy chastotyi i kachestva okazaniya pervoy pomoschi postradavshim v DTP voditelyami transportnyih sredstv // Meditsinskiy vestnik MVD. — 2009. — № 2. — S. 9—13.
12. O sovershenstvovanii gosudarstvennoy politiki v sfere zdravoohraneniya: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. № 598 //SPS «KonsultantPlyus».
13. Dezhurnyiy L.I., Ganzhurova B.Ts., Nazarov V.I. Osnovnyie printsipyi sozdaniya sistemyi pervoy pomoschi v Rossiyskoy Federatsii // Problemyi upravleniya zdra-voohraneniem. — 2008. — № 3. — S. 5—8.
14. Mezhdunarodnyiy opyit professionalnoy podgotovki voditeley transportnyih sredstv i sotrudnikov ekstrennyih sluzhb pravilam okazaniya pervoy pomoschi postradavshim v DTP / K.I. Lyisenko [i dr.] // Materialyi 9-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii «Organizatsiya i bezopasnost dorozhnogo dvizheniya v krupnyih gorodah». — SPb.,
2010. — S. 465—470.
267
Научные сообщения
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Иевлев Андрей Анатольевич. Главный врач, главный внештатный специалист по медицине катастроф.
Областное казённое учреждение «Липецкий территориальный центр медицины катастроф».
E-mail: [email protected]; [email protected]
Россия, г. Липецк, ул. Гагарина, 135. Тел. (4742) 363-408.
Камышников Анатолий Иванович. Декан факультета государственного и муниципального управления. Кандидат технических наук, доцент.
Воронежский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».
E-mail: [email protected]
Россия, г. Воронеж, Московский проспект, 143. Тел. (473)242-77-21.
Золотухина Татьяна Викторовна. Доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации. Кандидат педагогических наук.
Воронежский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».
E-mail: [email protected]
Россия, г. Воронеж, ул. Ломоносова, 98 а. Тел. (473) 253-86-98.
Iyevlev Andrey Anatolyevitch. Head Physician, Chief Specialist in Disaster Medicine.
Regional state-owned institution «Lipetsk territorial Disaster medicine centre».
Work address: Russia, Lipetsk, Gagarin Str., 135. Tel. (4742) 363-408.
Kamyshnikov Anatoly Ivanovich. Dean of Public Administration Department. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.
Voronezh Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).
Work address: Russia, Voronezh, Moskovsky Prospect, 143. Tel. (473) 242-77-21.
Zolotukhina Tatiana Viktorovna. Associate professor of the chair of Foreign Languages and Intercultural Communication. Candidate of Pedagogical Sciences
Voronezh Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).
Work address: Russia, Voronezh, Lomonosov Str., 98 a. Tel. (473) 253-86-98.
Ключевые слова: первая помощь; правовые основания для оказания первой помощи; ответственность за неоказание первой помощи; система оказания первой помощи; участники оказания первой помощи; массовое обучение первой помощи; мотивация к оказанию первой помощи; контроль качества оказания первой помощи; средства оказания первой помощи.
Key words: legal grounds for providing first aid; responsibility for not providing first aid; first aid system; first aid providers; first aid mass training; first aid motivation; first aid quality control; first aid equipment.
УДК 656.114.6
268