УДК 378:331.45
СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЛАЙФРЕСТЛИНГУ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
© С.С. Тимофеева1, С.В. Иванова2, И.А. Рябчикова3, И.В. Волчатова4
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрено состояние производственного травматизма в России. Показаны требования компетенций при подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». Предложена методика обучения студентов профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» приемам оказания первой помощи путем тренингов и организации соревнований по лайфрестлингу.
Ключевые слова: обучение; активные методы обучения; лайфрестлинг; соревнование; первая помощь при несчастных случаях.
COMPETITION ON LIFE WRESTLING AS AN ACTIVE METHOD OF TRAINING SPECIALISTS IN THE DIRECTION "TECHNOSPHERE SAFETY"
S.S. Timofeeva, S.V. Ivanova, I.A. Ryabchikova, I.V. Volchatova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper considers the state of occupational traumatism in Russia. It discusses competency requirements to bachelor training in the direction "Technosphere safety" and proposes the methods for training students of the profile "Process and production safety" first aid via trainings and competitions on life wrestling. Keywords: training; active training methods; life wrestling; competition; first aid at accidents.
Производственный травматизм остается одной из серьезных проблем современного мегаполиса. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Каждые три минуты в результате несчастного случая или профессионального заболевания в мире погибает один рабочий, а каждую секунду четверо работающих получают травму. В год от производственного травматизма в мире погибает до миллиона человек. По данным Международной ассоциации охраны труда, Россия занимает третье место в мире по количеству производственного травматизма [1].
Как следует из официальной статистики [2], наиболее травмоопасными являются три вида экономической деятельности: обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь. На них приходится от 30 до 10% несчастных случаев от их общего количества (таблица).
В соответствии с требованиями профессиональных стандартов вопросами обеспечения требований безопасности на предприятиях в настоящее время призваны заниматься бакалавры профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» по направлению подготовки «Техносферная безопасность».
Специальность относительно новая, она появилась на рубеже 20 и 21 веков. Символично, что ее предтечей была специальность «Фабричный инспектор», профессионально готовить к которой стали на рубеже 19 и 20 веков. Советский период российской истории характерен тем, что специалисты в области гигиены труда готовились в университетах и медицинских институтах по полной программе высшего образования, а специалисты в области охраны труда -только в рамках программ повышения квалификации и переподготовки. В постсоветский период профессионалов в области охраны труда в нашей стране обучают по полной программе высшего образования в рам-
1Тимофеева Светлана Семеновна, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
Timofeeva Svetlana, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
2Иванова Светлана Владимировна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
Ivanova Svetlana, Candidate of Agricultural sciences, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
3Рябчикова Ирина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
Ryabchikova Irina, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
4Волчатова Ирина Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
Volchatova Irina, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: (3952) 405106, e-mail: [email protected]
Динамика несчастных случаев и профессиональных заболеваний _на объектах экономики России за 2012-2013 годы [2]_
Количество страховых случаев
<D d со ГО Основные виды экономической деятельности Всего несчастные случаи профессиональные заболевания
2012 2013 2012 2013 2012 2013
Всего по Российской Федерации 61 345 55 728 56 116 49 939 5 229 5 789
A Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4 598 3 968 4 309 3 669 289 299
B Рыболовство, рыбоводство 194 184 190 180 4 4
C Добыча полезных ископаемых 4 085 4 392 2 359 2 322 1 726 070
D Обрабатывающие производства 18 988 16 944 17 056 14 922 1 932 1 992
E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 954 1 782 1 887 1 694 67 88
F Строительство 5 702 5 074 5 497 4 826 205 248
Оптовая и розничная торговля;
G ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3 490 3 120 3 467 3 088 23 32
H Деятельность гостиниц и ресторанов 408 349 407 345 1 4
I Транспорт и связь 6 373 5 732 5 678 5 027 695 705
J Финансовая деятельность 581 527 580 527 1 0
K Государственное управление и обеспечение военной безопасности; 2 487 2 406 2 469 2 391 18 15
обязательное социальное обеспечение
L Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3 609 3 066 3 548 2 974 61 92
M Образование 2 122 1 907 2 103 1 895 19 12
N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5 099 4 770 4 929 4 589 170 181
O Предоставление персональных услуг 82 93 80 90 2 3
Удаление сточных вод,
- отходов и аналогичная 572 507 563 498 9 9
деятельность
- Деятельность общественных объединений 70 80 69 79 1 1
— Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и 927 827 922 823 5 4
спорта
P Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства 2 0 2 0 0 0
Q Деятельность экстерриториальных организаций 2 0 1 0 1 0
ках направления подготовки «Техносферная безопасность».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования «Техносферная безопасность» содержит следующие требования к результатам освоения основных образовательных программ: «... выпускник должен обладать... готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12); способностью использовать знание
организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13)».
ФГОС третьего поколения требует внедрения активных методов обучения, среди которых значительное внимание следует уделять применению деловых игр и тренингов, которые позволят сформировать:
1) общекультурные компетенции:
- компетенции социального взаимодействия;
- способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей;
- владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением;
- способность работать самостоятельно.
2) профессиональные компетенции:
- способность оценивать риски;
- способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности;
- готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
- способность определять опасные зоны, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
Среди обязательных компетенций для выпускников профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» является умение оказывать первую помощь при несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях.
В России система оказания очевидцами первой медицинской помощи (СОО ПМП) появилась в 1886 году в Санкт-Петербурге, когда на заседании комиссии, учрежденной императором Александром III, было одобрено «Положение об устройстве врачебно-санитарной части на железных дорогах, открытых для общественного пользования». Именно в этом документе впервые прозвучало понятие «система организации помощи при травмах на железных дорогах», которая вовлекала широкий круг лиц - от машинистов, проводников, станционных смотрителей, начальников станций и их заместителей до телеграфистов и обходчиков путей - в спасение жизни пострадавших при железнодорожных катастрофах [3].
Правовые основы современной первой помощи пострадавшим определены статьей 125 УК РФ «Оставление в опасности», Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которые обязывают граждан Российской Федерации изучать и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в этой области.
Особое внимание в законе уделяется соответствующему обучению всего персонала опасных видов производства и транспорта, а также оснащению аптечек, медпунктов и санитарного транспорта современными средствами оказания первой помощи.
Выпускники вуза по профилю подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» должны быть психологически подготовлены к действиям в условиях несчастного случая и способны оценить состояние пострадавшего.
Схема определения состояния пострадавшего состоит из трех последовательных этапов:
Первый этап
Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия (продолжительность - не более 10 секунд).
Основные задачи:
1. Следует определить примерный объем предстоящей помощи, продумать план дальнейших дей-
ствий и какие приспособления из аптечки могут потребоваться;
2. Выяснить безопасность подхода к месту происшествия и нахождения в нем пострадавшего и спасающих (угроза пожара, взрыва, падения с высоты, поражения электрическим током);
3. Оценить угрозу для жизни людей на месте происшествия, наметить меры ее устранения либо экстренной эвакуации пострадавшего из опасной зоны.
Второй этап
Определение признаков наиболее опасных для жизни состояний, которые могут привести к смерти пострадавшего в ближайшие минуты (продолжительность - не более 10 секунд).
Основные задачи:
1. В максимально сжатые сроки определить признаки наиболее опасных для жизни пострадавшего состояний:
• клинической смерти;
• коматозного состояния;
• артериального кровотечения;
• ранения шеи;
• ранения грудной клетки.
2. Быстро принять правильное решение о необходимости:
• проведения сердечно-легочной реанимации;
• поворота пострадавшего на живот;
• прижатия кровоточащего сосуда рукой;
• прижатия ладонью раны на грудной клетке.
Максимально быстрая оценка критических состояний позволяет приступить к конкретным действиям в оказании помощи без потерь времени, что значительно повышает шансы на спасение жизни пострадавшего.
Третий этап
Выявление наличия ран, признаков повреждений костей и суставов (продолжительность этапа не ограничена. Главное - не причинять пострадавшему боль).
Задачи:
Выявить наличие ранения мягких тканей, признаков повреждения костей, суставов и решить вопрос о необходимости:
• наложения повязок на раны;
• обезболивания при подозрении на повреждения костей;
• иммобилизации поврежденной конечности или фиксировании пострадавшего в щадящей позе («лягушки»).
На этом этапе важна не скорость выполнения, а бережное отношение к пострадавшему. Главное -уберечь от лишней боли и травмирования.
Профилактика развития травматического шока и его осложнений начинается с щадящего осмотра пострадавшего. Сначала следует устранить наиболее опасные для жизни осложнения, а уже затем осматривать и обрабатывать ссадины и синяки.
Наиболее эффективно освоить вышеназванные технологии можно, только участвуя в тренингах - интенсивных курсах обучения, сочетающих в себе крат-
кие теоретические знания и практическую работу. Тренинг отличается тем, что за очень короткий срок у студентов происходит практическая наработка определенных навыков и возникает уверенность в своих силах и знаниях. Тренинги дают в руки участников конкретные инструменты - схемы и алгоритмы поведения в любых ситуациях. При их проведении активно используются специальные упражнения и авторские методики. Одной из перспективных форм тренингов является организация соревнований по лайфрест-лингу.
Лайфрестлинг (русская версия названия «борьба за жизнь») - методика массового обучения приемам первой помощи, ставшая прикладным видом спорта. Методика обучения и новый вид спорта созданы д.м.н. В.Г. Бубновым. В основу лайфрестлинга положены: давно забытый комплекс ГТО и навыки оказания первой помощи с использованием методик медицинской подготовки элитных спецподразделений и спасателей МЧС России [3].
Основные принципы, правила и технологические карты проведения соревнований начали формироваться с 2004 г. на соревнованиях и на конкурсах профессионального мастерства поисково-спасательных формирований МЧС России. Первый чемпионат по лайфрестлингу был проведен 21 мая 2007 г. на базе Российского государственного университета культуры, спорта, туризма и молодежной политики (ГЦОЛИФК) при участии кафедры прикладных и экстремальных видов спорта и директора «Национального центра массового обучения навыкам оказания первой помощи» В.Г. Бубнова.
Цель создания лайфрестлинга: распространение эффективной методики массового обучения лиц без медицинского образования навыкам оказания первой помощи и правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Назначение лайфрестлинга: развить и отработать до автоматизма практические навыки и алгоритмы действий по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавшего в любых экстремальных ситуациях.
Особенностью методики проведения этих соревнований является обязательное наличие тренинговой части: до 80% времени отводится непосредственно на практические занятия и отработку навыков участников. Занятия проводятся высокопрофессиональными тренерами. Еще одна особенность тренинга - непременная активность всех его участников.
Состязания по лайфрестлингу могут проходить на любых спортивных площадках, газонах, в спортивных залах и больших аудиториях, где можно разметить игровое поле размером 6 х 30 м с линиями старта, финиша и боковыми ограждениями от зрителей с использованием лент, флажков или других нетравмоопасных ограждений. Лозунг соревнований: «Цена медали - спасенная жизнь».
Для оснащения состязаний применяются: роботы-тренажеры пятого поколения «Глаша», «Гоша» и «Га-врюша», аптечка первой помощи, вакуумный матрас, ковшовые и плащевые носилки, учебный дефибрил-
лятор, секундомеры и технологические карты соревнований. Для оценки качества практических навыков первой помощи могут привлекаться добровольцы-статисты.
Соревновательная программа состоит из двух этапов. На первом этапе команды решают различные ситуационные задачи, предложенные судьями-организаторами, а на втором - демонстрируют практические навыки оказания первой помощи при решении обязательной на всех соревнованиях ситуации с четырьмя пострадавшими на время.
Судейская бригада оценивает уровень развития практических навыков и теоретических знаний участников, которые проводят оценку состояния пострадавших (роботы-манекены, добровольцы-статисты) и осуществляют выбор тактики оказания первой помощи пострадавшим в различных ситуациях. Пострадавшие могут иметь следующие повреждения и опасные для жизни состояния: клиническая смерть, внезапная потеря сознания, попадание инородных тел в верхние дыхательные пути, поражение электрическим током, опасные кровотечения, падение с высоты, термические ожоги, переохлаждение, проникающие ранения грудной клетки, ранения шеи и живота, эпилептический припадок, укусы ядовитых насекомых и змей, повреждения шейного отдела позвоночника, костей таза, внутренних органов, костей голени, синдром длительного сдавливания мягких тканей нижних конечностей.
Участники соревнований также должны продемонстрировать знание правил поведения в различных экстремальных ситуациях: вызов скорой помощи и спасательных служб; поведение в случаях захвата, удержания и освобождения заложников; оказание помощи трем и более пострадавшим в случаях дорожно-транспортного происшествия, техногенной катастрофы, теракта [3].
При выполнении обязательной ситуационной задачи судьи контролируют время оказания первой помощи и правильность действий участников соревнований. В случае неправильных или опасных действий они начисляют участникам штрафные баллы. Для предупреждения травматизма и несчастных случаев во время соревнований судьи должны контролировать действия команды: если регистрируется потенциальная угроза для жизни и здоровья участников, например, обморок или появления его предвестников у одного из студентов, то команда снимается с этапа, ее результат приравнивается к «0» [4].
Общий результат прохождения второго этапа под-считывается путем суммирования номинального времени, показанного командой на данном этапе, и штрафных баллов (1 штрафной балл приравнивается к 1 секунде времени). Победитель этапа определяется по минимальному времени выполнения задания и минимальному количеству штрафных баллов, полученных в ходе соревнований.
Победитель соревнований по лайфрестлингу определяется по минимальной сумме мест на всех этапах. При равенстве суммы мест победитель опре-
деляется по минимальному количеству штрафных баллов, полученных в ходе соревнований; при равенстве штрафных баллов - по минимальной сумме времени на двух этапах.
Организовывать, проводить состязания по лайфрестлингу, осуществлять судейство и обучение команд имеет право любой гражданин в возрасте от 18 лет, прошедший пятидневную подготовку в Национальном центре обучения навыкам оказания первой помощи «Школа Бубнова» и получивший свидетельство установленного образца с записью: «Инструктор массового обучения навыкам оказания первой помощи
после несчастного случая или теракта. Судья-инструктор по лайфрестлингу».
Авторы настоящей статьи Иванова С.В., Рябчико-ва И.А., Волчатова И.В. прошли обучение в «Школе Бубнова», организовали тренинги и соревнования по лайфрестлингу (рис. 1-4) среди студентов всех курсов профиля подготовки «Безопасность технологических процессов и производств». Для обеспечения материальной базы организаторы привлекли ресурсы министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, Иркутского областного центра медицины катастроф и студенческого отряда ИрГТУ «Полиспас».
Рис. 1. Отработка навыков оказания первой помощи пострадавшему перед соревнованиями по лайфрестлингу
Рис. 2. Соревнования по лайфрестлингу: проведение непрямого массажа сердца пострадавшему
в состоянии клинической смерти
Рис. 3. Соревнования по лайфрестлингу: проведение искусственной вентиляции легких
Рис. 4. Соревнования по лайфрестлингу: транспортировка пострадавшего с травмой таза на вакуумном матрасе
Проведенный впервые в Иркутском государственном техническом университете чемпионат по лайфрестлингу подтвердил, что лайфрестлинг - это эффективная методика развития практических навыков по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших при несчастных случаях. Такой подход позволяет наиболее эффективно обучать будущих
инженеров по охране труда навыкам поведения в экстремальных обстоятельствах, уверенно оказывать первую помощь, при необходимости принимать решение о транспортировке пострадавшего, выработать согласованность коллективных действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Статья поступила 30.01.2015 г.
Библиографический список
1. Статистика производственного травматизма в России при выполнении работ на высоте [Электронный ресурс]. URL: http://www.iqsa.org/_files/statistic_ru_2012.pdf (09.01 2015).
2. Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2013 году». М.: Минтруд РФ, 2014. 135 с.
3 Бубнов В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевид-
цами несчастного случая. М.: ООО «ГАЛО БУБНОВ», 2012. 62 с.
4. Ломать Л.Н. Травматизм и дорожно-транспортные происшествия в Республике Беларусь. Профилактика взрослого и детского травматизма на дорогах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ortoped.by (06.01.2015).