числе прочих важных преимуществ следует упомянуть повышение эффективности приема больных, быстрый доступ к информации о больнык, более полное соответствие требованиям к оформлению документации.
Опыгг работы по организации лекарственного обеспечения показытает, что в современных социально-экономических условиях, необходимо создание современной системы управления лекарственным обеспечени-
ем. Новая форма медицинского обслуживания льготных категорий граждан позволяет обслужить возрастающий поток больных, вытолнить Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Иркутской области на 2005 г., а так же качественно реализовать Федеральный закон №122 в аспекте льготного лекарственного обеспечения.
THE MODEL OF MEDICAL SERVICE OF SOME CATHEGORIES OF CITIZENS IN THE FRAMES OF THE REALIZATION OF THE FEDERAL LAW № 178 "ON THE STATE SOCIAL
ASSISTANCE"
E.S.Maslova, G.M.Gaidarov, M.E.Kozcheev, N.K.Vetrova, D.M.Osipova, T.A.Rezinkina (Irkutsk State Medical University, The regional Department of Health Care, Irkutsk)
The fundamental base of the system of medical care is to provide population with pharmaceuticals (drugs), which defines the level of medical attention to it. Developing a local net (Registration Office-OMC-Drug Store) is a new approach to solve this issue. The main purpose is to make the physician's activity more productive in order to pay more attention to patients.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева O.B. Научное обоснование системы экономического стимулирования повышения эффективности оказания медицинской помощи населению: Авто-реф. дисс. ... докт. мед. наук. — М., 2001. — С.38.
2. Хальфин P.A., Денисов И.Н., Андреева O.B., Мыльникова ЛА, Иванов А.И., Черниенко Е.И. Семейная медицина — основа реорганизации первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации // Экономика здравоохранения. — 2002. — Т. 62, №3 (спец. вып.). — С.64-69.
3. Юргель Н.В., Евсеенко Л.В. Модель лекарственного обеспечения здравоохранения в условиях рынка // Ве-
стник «Здравоохранение Сибири». — 1998. — № 4. — С.17-20.
4. Юргель Н.В., Евсеенко Л.В. Организационно-экономическая модель лекарственного обеспечения в Омской области // Экономика здравоохранения. — 1999. — № 7. - С.32-36.
5. Юргель Н.В., Лизунова Т.П., Евсеенко Л.В., Шукиль Л.В. Управление на региональном уровне программой льготного и бесплатного лекарственного обеспечения, проблемы качества медикаментов // Мат-лы регион. научно-практической конф. «Повышение качества жизни — основа устойчивого развития региона». - Омск, 2003. — С.20.
© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., СОКТУЕВ Б.С. -
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В БАЗОВЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Т.И.Алексеевская, Б.С.Соктуев
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.б.н., проф. ААМайборода, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — проф. Г.М.Гайдаров)
Резюме. В данной статье представлены исторические аспекты и обзор развития организационно-правового обеспечения деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа в базовых клинических лечебно-профилактических учреждениях, проанализированы основные Федеральные законы и приказы. Рассмотрены важнейшие организационно-экономические вопросы функционирования клинических кафедр в базовых ЛПУ в современных условиях, которые не нашли отражение в действующем законодательстве. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы по совместной работе органов и учреждений здравоохранения с медицинскими ВУЗами.
Ключевые слова. Клиническая кафедра медицинского ВУЗа, базовое клиническое лечебно-профилактическое учреждение, нормативно-правовое обеспечение (законы, приказы).
На сегодняшний день 47 медицинских ВУЗов Российской Федерации ведут подготовку кадров по всем основным медицинским специальностям, но не все эти ВУЗы имеют свои клинические базы.
Министерство здравоохранения СССР, своим приказом от 11 ноября 1966 г., в последующем от 6 ноября
1969 г. № 811 утвердило «Положение о клинической больнице», в целях улучшения организации педагогической, научно-исследовательской и лечебно-профилактической работы, проводимой на базах учреждений здравоохранения медицинскими институтами, институтами усовершенствования врачей и научно-исследо-
вательскими учреждениями.
Клинической называется больница, используемая в целях преподавания или в научных целях медицинским институтом (факультетом), институтом усовершенствования врачей и научно-исследовательским учреждением не менее чем на 50%.
Наименование «клиническая больница» присваивается Министерством здравоохранения союзной республики по представлению органов здравоохранения, согласованному с руководителем института (самостоятельной научно-исследовательской лаборатории).
Клиническая больница, наряду с выполнением задач, определенных Положением о больнице соответствующего типа, обеспечивает силами кафедр, отделов, лабораторий и других структурных подразделений: оказание научно-методической, организационной и практической помощи органам и учреждениям здравоохранения по планам, разработанным главным врачом совместно с руководителем института; систематическую разработку и внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения; проведение в установленном порядке специализации и усовершенствования медицинских работников; проведение учебно-педагогической и научно-исследовательской работы по планам института, согласованным с главным врачом и органом здравоохранения.
Главный врач клинической больницы является членом Ученого Совета института, наряду с правами и обязанностями, предусмотренными Положением о главном враче городской (областной и др.) больницы: обеспечивает персоналу института соответствующие условия для проведения педагогической и научно-исследовательской работы; координирует совместно с руководителем института лечебно-диагностическую деятельность кафедр, расположенных на базе больницы; совместно с руководителем кафедры рассматривает вопрос о подборе, расстановке и подготовке медицинского персонала.
Руководителям кафедр при этом разрешается производить подбор тематических больных в пределах 15% числа штатных коек больницы (отделения) для проведения учебно-педагогической и научно-исследовательской работы.
Заведующие кафедрами медицинского института, вместе с заведующими соответствующих структурных подразделений больницы несут полную ответственность за уровень и качество лечебно-диагностической работы, привлекая к ней весь преподавательский состав, аспирантов, клинических ординаторов и научных сотрудников.
На основе единоначалия руководство деятельностью персонала отделения (кабинета, лаборатории) осуществляет заведующий отделением (кабинетом, лабораторией) клинической больницы и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным. На должность заведующий отделением клинической больницы может назначаться в установленном порядке по согласованию с руководством института доцент кафедры медицинского института.
Доценты кафедр медицинского института: проводят плановые обходы отделений; консультируют больных и намечают планы их дальнейшего обследования и лечения; организуют научно-практические конференции врачей больницы с привлечением специалистов других
лечебно-профилактических, учебных и научных учреждений.
Ассистенты, аспиранты и научные сотрудники, наряду с педагогической и научно-исследовательской работой, выполняют лечебно-диагностическую работу в отделениях (кабинетах, лабораториях) клинической больницы. Ассистенты выполняют работу врачей соответствующей специальности (включая несение дежурств) в объеме 50% их расчетной нормы нагрузки и, кроме того, ежемесячно несут не менее 2-х дежурств по 12 часов сверх их месячной нормы рабочего времени, исчисленной по должности ассистента.
Аспиранты выполняют работу врачей соответствующей специальности (включая несение дежурств) в объеме 25% их расчетной нормы нагрузки.
Клинические ординаторы, наряду с выполнением работ по учебному плану, выполняют лечебно—диагностическую работу в соответствии с режимом работы отделения (кабинета, лаборатории) за которым они закреплены, в объеме 50% нормы нагрузки врача соответствующей специальности.
Бюджет клинической больницы определяется с учетом объема лечебной, педагогической и научно-исследовательской работы, а также действующими расчетными нормативами финансирования.
В связи с этим, клинической больнице предусмотрены повышенные нормы расходов на медикаменты, реактивы, перевязочные материалы, инструментарии, аппаратуру и оборудование. Размеры дополнительных ассигнований могут предусматриваться как по бюджету больницы, так и по смете медицинского института.
Штаты клинической больницы утверждаются в установленном порядке в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами с учетом количества работников кафедр медицинских институтов, проводящих работу на базе больницы.
В развитии законодательной базы последующими приказами Минздрава СССР № 510 от 30 мая 1977 г., № 122 от 22 января 1987 г. «Об утверждении Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения» происходит расширение перечня наименований клинического ЛПУ — оно стало присваиваться больницам, медико-санитарным частям, диспансерам, поликлиникам, родильным домам, а также их структурным подразделениям (женским консультациям и др.).
Для координации работы клинического ЛПУ и перспективного его развития в многопрофильных учреждениях создается Совет, в состав которого входит руководство больницы и кафедры.
Особенности работы клинического лечебно-профилактического учреждения находят отражение в соответствующем договоре.
В приказе выделяется должность профессор кафедры, и детализируются новые разделы работы, такие как: клинические разборы и обходы профессоров, доцентов, выполнение операции, проведение основных и дополнительных методов исследования, консультативная работа; разработка, апробация и внедрение, в установленном порядке, новых методов профилактики, диагностики и лечения в практическое здравоохранение; повседневная работа по совершенствованию знаний, повышению квалификации и деонтологическому воспитанию сотрудников лечебно-профилактического уч-
реждения по плану, разработанному кафедрой, совместно с руководством больницы.
Приказом № 122 от 22 января 1987 г. «Об утверждении Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения» расширяются функции заведующего кафедрой. Так, заведующий кафедрой, курсом, вместе с главным врачом больницы, несет ответственность за качество подготовки будущих специалистов, подбор, расстановку и воспитание медицинских и фармацевтических кадров, лечебно-профилактическую работу структурных подразделений учреждений здравоохранения, а также: организует своевременное обследование и лечение больных на уровне современных достижений медицинской науки и практики; осуществляет, совместно с администрацией, руководство деятельностью сотрудников и медицинского персонала клинического учреждения здравоохранения; руководит педагогической, лечебно-профилактической, организационно-методической и научно-исследовательской деятельностью кафедры, осуществляет непосредственную связь с органами здравоохранения; проводит плановые обходы отделений, консультирует больных, намечает планы их обследования и лечения, активно привлекая к этой работе врачей, студентов, аспирантов, клинических ординаторов и слушателей.
Профессора, доценты кафедр медицинского института руководят научной работой одного из структурных подразделений клинического лечебно-профилактического учреждения: проводят плановые обходы отделений; консультируют больных и намечают план их дальнейшего обследования и лечения; проводят консультативную работу по профилактическому обслуживанию и диспансеризации населения, участвуют в работе ВКК, ВТЭК, санаторно-курортной отборочной комиссии и т.д.; организуют научно-практические конференции врачей клинического лечебно-профилактического учреждения с привлечением специалистов других лечебно-профилактических, учебных и научных учреждений.
В целях совершенствования совместной работы органов здравоохранения, медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей в области подготовки специалистов и проведения научных исследований выходит приказ № 583 от 24 октября 1989 г. «Об утверждении временного положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении».
По данному приказу однопрофильные кафедры (отделы, лаборатории) института, объединенные со специализированными отделениями клинического учреждения, получили статус клиник с определением задач, функций и прав. Впервые появляется право главного врача и наиболее опытных сотрудников ЛПУ участвовать в учебно-педагогическом процессе на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты.
В вопросах управления отмечается следующее: заведующие отделениями клинического учреждения, на базе которых созданы клиники непосредственно подчиняются заместителю главного врача клинического учреждения по лечебной работе, а по вопросам методики лечебно-диагностического процесса — руководителю клиники.
Руководитель клиники подчиняется руководству института, а по вопросам лечебной деятельности — главному врачу клинического учреждения.
По нормативам нагрузки вводится дополнительная оплата ассистентам за выполнение дежурств по 12 часов сверх месячной нормы рабочего времени.
Нагрузка в объеме 50% расчетной нормы и двух дежурств для аспирантов, клинических ординаторов, научных сотрудников данным приказом не предусматривается.
В данном приказе впервые утверждается форма типового договора между институтом и учреждением здравоохранения о совместной работе, оговариваются обязанности сторон в производственной деятельности и порядок финансово-хозяйственной деятельности.
Активный переход от административно-командной к рыночной экономике в девяностых годах XX века нашел отражение в дальнейшем развитии законодательной базы. Так, «Временное положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении в РСФСР» определило новую структуру клинической базы, в которой возможным стало создание новых подразделений по оказанию платных услуг населению.
В данном Положении изменяются критерии, по которым определяется статус клинического ЛПУ. Основанием для присвоения статуса клинической базы является утверждение договора о сотрудничестве между ЛПУ и учебным заведением, закрепляющего права и обязанности, формы взаимодействия и взаиморасчетов, равную ответственность каждой из сторон за конечные результаты совместной работы, а также регистрация Устава клинической больницы.
Заключение договора о сотрудничестве с учебным заведением в соответствии с данным Положением впервые включает пункт — определение порядка совместной финансово-хозяйственной деятельности и взаиморасчетов в связи с развитием различных видов платных услуг населению, выполнением совместных работ по договорам с предприятиями, организациями и учреждениями. Вводится до 30 % дополнительных ассигнований определяемых вышестоящим органом здравоохранения на медицинское оборудование, медикаменты, перевязочные материалы и другие средства медицинского и хозяйственного назначения для обеспечения лечебного, учебно-педагогического и научно-исследовательского процессов.
Появляется ряд новых прав, и у клиник, таких как, возможность участвовать в подготовке и заключении договора о сотрудничестве между учебным заведением и учреждением здравоохранения, определять нормы лечебной нагрузки профессорско-преподавательского составу и научным сотрудникам в соответствии с действующими нормативными актами и заключенным договором.
В управлении клиническим учреждением по решению вышестоящего органа здравоохранения с учетом мнения учебного учреждения впервые главному врачу дано право получать надбавку в размере 50% должностного оклада за создание необходимых условий для качественного проведения учебно-педагогической, научно-исследовательской работы, лечебно-диагностической помощи больным за счет экономии по фонду заработной платы.
С принятием важнейших федеральных Законов «О медицинском страховании граждан РФ», 1991 г., и «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ», 1993 г. — отрасль здравоохранения переходит на
новые организационно-экономические условия функционирования. Развитие рыночных отношений в системе здравоохранения, введение медицинского страхования обусловливает необходимым решение вопросов функционирования и финансирование клинических баз, а также их взаимосвязи с другими субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, своим приказом от 29 сентября 1993 г. № 228, утвердило «Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении», регулирующие совместную деятельность лечебно-профилактических учреждений, медицинских учебных заведений и научно - исследовательских институтов по организации медицинской помощи населению, подготовке и повышению квалификации специалистов, а также «Типовой договор о сотрудничестве между институтом и лечебно-профилактическим учреждением о совместной работе».
Данныш нормативным документом не определена функциональная ясность положения клинических кафедр в базовом ЛПУ, и в первую очередь, неопределенность функции главного врача в отношении заведующего кафедрой. Кроме вопроса об управленческой неопределенности, особенно острой стала обозначаться проблема отсутствия адекватной нормативной базы по труду для сотрудников клинических кафедр и вопросов оплаты труда.
В приказе даны примерные расчетные нормативы по планированию объемов и учету трудозатрат сотрудников института. Объемы трудозатрат определены из расчета 0,5 лечебной ставки для ассистента и 0,25 — для доцента, исходя из месячной нормы рабочих часов при 6-часовом дне и при 6-рабочей неделе.
В данном приказе не предусмотрены месячные объемы лечебной работы для заведующего клинической кафедрой профессора, а также трудозатраты по отдельным видам деятельности, таким как выполнение операций, диагностических исследований в стационаре и т.д.
Сложность взаимодействия клинических кафедр с ЛПУ определяется также действующим гражданским и отраслевым законодательством в разделах отношения: интерн, клинический ординатор — больной. В данном случае очевидна проблема образовательного процесса при отсутствии юридического права обучающегося к самостоятельному осуществлению лечебно-диагностического процесса.
Практически нерешенным остается вопрос регулирования хозяйственных отношений, с одной стороны, с другой стороны — вклад сотрудников в консультативную, экспертную и лечебно-диагностическую деятельность учреждения здравоохранения.
Главные врачи ЛПУ неоднократно поднимают вопрос об арендной плате за учебные помещения и других видов платежей (амортизационные отчисления, коммунальные платежи, телефонная связь и т.д.). Вышеперечисленные проблемы анализируют в литературе авторы: Б.М.Когут (2001), Н. К.Тузельбаев (2002), В.А.До-ровских с соавт. (2004).
Таким образом, при развивающихся рыночных отношениях в здравоохранении ликвидировать сущность разногласий между медицинским ВУЗом и клиническими ЛПУ возможно за счет разработки новый органи-зационно-правовык отношений, организационно-функциональной модели клинической кафедры и определения медико-экономической эффективности функционирования.
THE ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROVIDING THE ACTIVITY OF CLINICAL DEPARTMENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AT THE BASIC CLINICAL MEDICAL AND PROPHYLACTIC ESTABLISHMENTS
T.I.Alekseevskaya, B.S.Soktuev (Irkutsk State Medical University)
In the present article are presented the historical aspects of development of organizational and legal providing the activity of clinical departments of medical higher educational establishment at basic clinical medical and prophylactic establishments. The principle Federal laws and orders have been analyzed. The most important organization and economy problems of Functioning the clinical departments at basic medical and prophylactic establishments in temporary conditions, which are not included in the acting legislation, have been considered. The necessity of further improving the legislation base on the joint work of health care establishments and medical higher educational establishments has been grounded.
TTHTFPATVPA 2. Когут Б.М. Ключевое слово — интеграция // Медицин-
jmi^AiV ский вестник. - 2001. - № 24. - С.2.
1. Д°р°вских В.А., Фигурнов В.А. Взжмоогаошжга с з. Тузельбаев Н.К Организация клиник медицинских ВУ-
б°льницами - нерешенная проблема клинических ка- Зов в современных условиях // Проблемы социальной
федр // Здравоохранение Российской Федерации. - гигиены, здравоохранения и истории медицины. -
2004. - №№ 5. - С.49-50. 2002. - №. 4. - С.35-37.