Сибирский медицинский журнал. 2011, № 2
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© СОКТУЕВ Б.С. — 2011
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И ПРОФИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Б.С. Соктуев
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. В статье предлагается новая организационно-функциональная модель взаимодействия клинических кафедр медицинского ВУЗа и профильных отделений клинических лечебно-профилактических учреждений — «Профильная клиника».
Ключевые слова: клиническая кафедра, профильное отделение клинического ЛПУ, профильная клиника.
ORGANIZATIONAL -FUNCTIONAL MODEL OF INTERACTION OF CLINICAL DEPARTMENTS OF MEDICAL HIGHER SCHOOL AND PROFILED BRANCHES OF CLINICAL TREATMENT AND PREVENTION INSTITUTIONS
B.S. Soktuev (Irkutsk State Medical University)
Summary. The paper presents a new organizational -functional model of interaction of clinical departments of medical higher school and profiled branches of clinical treatment and prevention institutions — “Profiled clinic”.
Key words: organizational — functional model, interaction, medical higher school.
Многие из нерешенных вопросов совместной деятельности могли бы отсутствовать, либо иметь меньшую актуальность случае существования единой организационно-функциональной структуры, управление которой сочетает в себе функции решения основных задач, стоящих как перед клиническими кафедрами, так и перед клиническими ЛПУ, в целом обеспечивая высокий уровень организации и ответственность за проведение лечебно-консультативной, учебно-педагогической и научно-исследовательской работы. О преимуществах подобного объединения высказываются и сами участники совместной деятельности. Как показывают результаты проведенного нами социологического опроса, основная доля (87,4%) заведующих клиническими кафедрами и значительная часть (39,8%) главных врачей указывают на необходимость объединения клинической кафедры и профильного отделения клинического ЛПУ в «Профильную клинику».
Поэтому для определения механизмов и условий взаимодействия врачей клинической кафедры медицинского ВУЗа и клинических ЛПУ и с целью дальнейшего совершенствования совместно осуществляемой ими деятельности нами разработана и внедрена в работу клиник медицинского университета и ряда профильных специализированных отделений клинических лечебнопрофилактических учреждений новая организационнофункциональная структура — профильная клиника (организационно-функциональная модель порядка и условий взаимодействия клинической кафедры медицинского ВУЗа и профильного отделения клинического ЛПУ).
Создание организационной структуры профильной клиники клинического ЛПУ предусматривает изменение управления профильными отделениями клинического ЛПУ через новое технологическое решение — введение института директора профильной клиники. Оперативное, тактическое и стратегическое управление лечебно-диагностическим процессом обеспечивается новой технологией проектирования учетно-отчетной документации, планирования нагрузки по объему и видам деятельности врачей профильной клиники (т.е. клинической кафедры и профильного отделения клинического ЛПУ) с учетом степени сложности курации и операции.
В основе предлагаемой модели — профильной клиники лежит стратегический менеджмент, новые
цели функционирования, новая организационнофункциональная структура, технологические подходы к классификации медицинских услуг, выполняемых профессорско-преподавательским составом. Данная организационно-функциональная модель включает: структуру профильной клиники, основные задачи и условия функционирования, штатное расписание, функциональные обязанности специалистов по лечебной, диагностической, консультативной и экспертной деятельности, показатели оценки эффективности деятельности и взаимодействия с другими структурами.
Новая организационная структура профильной клиники направлена на решение следующих задач:
— обеспечение единства медицинской науки и практики в рамках одного лечебно-профилактического учреждения;
— усиление заинтересованности профессорско-преподавательского состава (врачей) клинической кафедры и профильного отделения в совершенствовании и повышении качества лечебно-диагностического процесса;
— повышение всех форм совместной ответственности врачей клинической кафедры медицинского ВУЗа и профильного отделения за эффективность диагностики, лечения и исход заболевания у наиболее сложных категорий больных;
— прямое участие и заинтересованность врачей клинических кафедр в практической работе профильного отделения.
Решение вышеуказанных задач профильной клиники реализуется через изменение организационной структуры отдельных подразделений клинического учреждения здравоохранения, путем объединения однопрофильной клинической кафедры медицинского ВУЗа и специализированного отделения (или ряда отделений) лечебно-профилактического учреждения в профильную клинику клинического учреждения здравоохранения. Данная модель позволила реализовать основную цель совместной деятельности врачей клинического ЛПУ и профессорско-преподавательского состава клинических кафедр медицинского ВУЗа — повышение качества и эффективности медицинской помощи населению.
Основными функциями профильной клиники являются:
— оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению с применением современных медицинских технологий, использованием рациональных форм и методов организации медицинской помощи, в том числе являющихся результатом научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава клинической кафедры;
— создание условий для осуществления учебнопедагогического процесса и проведения научноисследовательской деятельности, разработки и внедрения современных высокоэффективных медицинских технологий с учетом современных требований;
— осуществление экспертизы качества лечебнодиагностического процесса в специализированном отделении и разработка рекомендаций и предложений по улучшению качества медицинской помощи;
— осуществление экспертизы качества медицинской помощи по договорам с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административной территории, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.;
— организация и проведение клинических, патологоанатомических научно-практических конференций, семинаров, консилиумов, способствующих повышению эффективности лечебно-диагностического процесса;
— разработка новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, в том числе по совместным с клиническим учреждением планам и проведение их экспертной оценки;
— публикация совместных учебно-методических разработок, пособий и научных трудов врачей клинической кафедры совместно с врачами клинического ЛПУ;
— подготовка и повышение квалификации медицинских кадров, включая врачей клиники; подготовка врачей к аттестации, в том числе преподавателей клинической кафедры на квалификационные категории по врачебным специальностям, соответствующим профилю их лечебной работы.
С точки зрения управления, каждая должность устанавливается под определенные органические функции в технологическом процессе. В профильной клинике технологическая цепочка на врачебном уровне имеет следующие ступени: ординатор — аспирант — ассистент клинической кафедры — врач — заведующий профильным отделением — доцент, профессор, заведующий кафедрой (директор профильной клиники). На уровне директора профильной клиники завершается непосредственное профессиональное управление лечебным процессом в специализированном отделении.
Директор профильной клиники — новая должность, объединяющая административные функции и высокий уровень профессионализма в определенной области медицинских знаний. На должность директора профильной клиники рекомендуется приказом главного врача, согласованным с ректором медицинского ВУЗа, как правило, заведующий кафедрой, который функцио-
нально объединяет одно отделение или ряд отделений, курируемых этой кафедрой.
Заведующие отделениями клинического ЛПУ, на базе которых созданы профильные клиники, по вопросам лечебно-диагностического процесса непосредственно подчиняются директору клиники. Директор клиники подчиняется руководству медицинского ВУЗа по вопросам учебно-научной работы, а по вопросам лечебной деятельности — заместителю главного врача по лечебной работе клинического ЛПУ. В итоге сформирован комплекс управления клиническим ЛПУ с единой целевой функцией, объединяющей потенциал врачей (профессорско-преподавательского состава) клинических кафедр и профильного отделения клинического ЛПУ.
Основным элементом разработки организационнофункциональной модели деятельности профильной клиники явилось создание информационного обеспечения технологий статистического учета объемов работы и экспертной оценки качественных показателей трудоемкости деятельности профессорско-преподавательского состава профильной клиники по разработанной методике, включающей в себя:
— создание классификатора видов и услуг деятельности профессорско-преподавательского состава;
— экспертную оценку качественных показателей трудоемкости деятельности профессорско-преподавательского состава.
Для этой цели нами был проведен анализ медицинской документации, используемой в лечебнодиагностической, консультативной, экспертной деятельности врачами клинических кафедр, что позволило выявить 140 детальных и простых услуг, оказываемых клиническими кафедрами.
С применением экспертных оценок нами был сгруппирован перечень услуг деятельности врачей клинических кафедр по 36 обобщенным наименованиям и систематизирован по трем основным видам деятельности: лечебно-диагностической, консультативной и экспертной деятельности.
Таким образом, разработанная и внедренная нами организационно-функциональная модель порядка и условий взаимодействия клинической кафедры медицинского ВУЗа и профильного отделения клинического ЛПУ («Профильная клиника») является реальным организационно-правовым и медико-экономическим механизмом повышения результативности их совместной деятельности. Ее внедрение обеспечивает эффективное решение многих проблем взаимодействия клинической кафедры медицинского ВУЗа и профильного отделения клинического ЛПУ, в числе наиболее важных из которых — повышение ответственности участников совместной деятельности за обеспечение высокого уровня лечебно-консультативной, учебно-педагогической и научно-исследовательской работы в профильном отделении, оценка трудозатрат и трудоемкости по объему и видам работы врачей клинической кафедры, позволяющая учесть их вклад в деятельность профильного отделения клинического ЛПУ и т.д.
Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного восстания, 2, тел. 8-395-2-243877. Соктуев Баир Сыдынович — к.м.н., ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения