УДК 725.5:61:378:340(075):614
Г.М. Гайдаров, Б.С. Соктуев
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
Представлен анализ организационно-правового обеспечения совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и. клинических лечебно-профилактических учреждений.
Ключевые слова: клиническая кафедра, клиническое лечебно-профилактическое учреждение, нормативно-правовые документы, договор
SOME ASPECTS OF ORGANIZING-LEGAL PROVISION TO JOINT ACTIVITY OF THE CLINICAL PULPITS IN THE MEDICAL HIGH SCHOOL AND CLINICAL MEDICAL-PREVENTIVE INSTITUTIONS
G.M. Gaydarov, B.S. Soktuev Irkutsk State Medical University, Irkutsk
The analysis of organizing-legal provision to joint activity of the clinical pulpits of the medical high school and clinical medical-preventive institutions is presented.
Key words: clinical pulpit, clinical medical-preventive institution, normative-legal documents, agreement
Формирование и реализация региональной политики здравоохранения возможны лишь в тесной интеграции медицинской науки и практики. Важным разделом в этом направлении является координация усилий специалистов клинических кафедр медицинского ВУЗа, органов управления здравоохранением регионального и муниципального уровней и клинических лечебно-профилактических учреждений.
Совместная деятельность клинических кафедр медицинских учебных заведений и лечебно-профилактических учреждений в основном регулируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 1993 г. № 228 «Об утверждении положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении» и прилагаемым типовым договором о сотрудничестве между институтом и лечебно-профилактическим учреждением по совместной работе.
Существующее «Положение» (причем временное) не представляет необходимых правовых оснований для взаимодействия медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений, осуществления ими совместных мероприятий. В данном нормативном документе отсутствует должное регулирование взаимоотношений по порядку осуществления совместной лечебно-диагностической, учебно-научной деятельности, того, ради чего и создаются клинические лечебно-профилактические учреждения, не определена функциональная ясность положения клинических кафедр в базовом лечебно-профилактическом учреждении.
В настоящем «Положении» не определены:
• Структура управления, распределение управленческих функций, делегирование полномочий на
персонал кафедры и профильного отделения, механизмы совместного планирования и взаимодействия главного врача, заведующего и лечащих врачей профильного отделения клинического лечебнопрофилактического учреждения с ректором, заведующим и сотрудниками клинической кафедры медицинского ВУЗа и их совместная ответственность за постановку учебно-лечебно-научного процесса.
• Ответственность сотрудников профильного отделения клинического лечебно-профилактического учреждения за обеспечение учебно-педагогического процесса на современном и необходимом уровне и подготовку будущих специалистов, а также ответственность ректората медицинского ВУЗа и сотрудников клинической кафедры за качественное ведение лечебно-диагностического процесса в профильном отделении;
• Механизмы организационно-экономического влияния (мотивации) и контроля ректората медицинского ВУЗа, клинического лечебно-профилактического учреждения за уровнем, качеством и эффективностью лечебно-диагностической и научно-педагогической деятельности сотрудников клинической кафедры, профильного отделения.
• Вопросы осуществления лечебно-диагностического процесса — студентами, интернами, клиническими ординаторами (при отсутствии у них юридического права самостоятельного ведения больных), их взаимоотношения с сотрудниками профильного отделения клинического лечебнопрофилактического учреждения.
• Методы оценки вклада сотрудников клинической кафедры в лечебно-диагностическую деятельность клинического учреждения здравоохранения (в «приказе» нормативная модель конечных показате-
лей не отображает степень сложности и напряженности работы и не учитывает весь перечень консультативных, диагностических и лечебных услуг, выполняемых сотрудниками клинической кафедры).
• Вопросы регулирования оплаты труда сотрудников клинической кафедры за проведение сверхнормативного объема лечебной работы в профильном отделении в условиях медицинского страхования и оказания платной медицинской помощи.
• Механизмы финансовой заинтересованности сотрудников кафедры в качественном выполнении лечебно-диагностической работы, зависимости их доходов от уровня и объемов оказания медицинских услуг, сложность и напряженность в труде, высокие достижения в работе).
• Надбавки заведующему, сотрудникам профильного отделения, где размещена клиническая кафедра за дополнительную нагрузку по участию в учебной и научной деятельности («приказом» определена надбавка лишь главному врачу).
• Месячные объемы лечебной работы для профессора и заведующего клинической кафедрой (в «приказе» даны лишь примерные расчетные нормативы по планированию объемов и учету трудозатрат ассистента — 0,5 лечебной ставки и 0,25 — для доцента клинической кафедры);
• Нормативы объемов и трудозатрат сотрудников клинической кафедры регламентированные «приказом» представлены без учета специфики профильного отделения, поэтому являются приблизительными.
• Формы отчета сотрудников кафедры и профильного отделения по реализации совместных мероприятий.
• Критерии отбора лечебно-профилактических учреждений на приобретение статуса клинического (в том числе в спорных случаях размещения кафедры).
• Роль и место органов управления здравоохранения, главных специалистов регионального и муниципального уровней в реализации мероприятий совместной деятельности, их организационная, координирующая и контролирующая функции.
• Условия взаимодействия медицинского ВУЗа и клинического лечебно-профилактического учреждения, при осуществлении ими совместных мероприятий, с «внешними» структурами — Территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховые компании, профессиональные медицинские ассоциации, научно-исследовательские институты, медицинские колледжи, лечебно-профилактические учреждения не являющиеся базовыми и др.
Взаимоотношения медицинского ВУЗа и клинического лечебно-профилактического учреждения регламентируются прилагаемым к «Приказу» типовым договором о сотрудничестве между институтом и учреждением здравоохранения о совместной работе, который является основным документом, определяющим взаимные обязательства сторон.
Однако существующая форма договора в современных условиях значительно устарела и требует
внесения определенных изменений и дополнений. В нем отсутствует регулирование порядка осуществления совместной лечебной, диагностической, научной работы, подготовки и переподготовки медицинских кадров — главных задач совместной деятельности. Данный «договор» не в полной мере регулирует организационно-методические и финансовоэкономические отношения между медицинским ВУЗом и клиническим лечебно-профилактическим учреждением в современных условиях хозяйствования, когда лечебно-профилактическое учреждение стремится извлечь выгоду (экономическую, медицинскую и социальную) от размещения на его базе клинических кафедр, и не заинтересовано в качественном проведении учебно-педагогического процесса, подготовке специалистов высокого уровня. ВУЗ в свою очередь стремится обеспечить проведение учебно-педагогического процесса на высшем уровне, максимально используя материально-техническую базу лечебно-профилактического учреждения и не заинтересован в повышении качества оказания лечебно-диагностической помощи.
Обязанности сторон в «договоре» сводятся лишь к предоставлению площадей, оборудования и инвентаря с одной стороны и бережной их эксплуатации с другой, т.е. оговаривается совместное использование только материальных ценностей. Отсутствует в «договоре» порядок взаимного использования самых дорогостоящих ресурсов — кадровых, научно-практического потенциала как медицинского ВУЗа, так и клинического лечебнопрофилактического учреждения, направленных на достижение общих целей.
Кроме этого положения «договора» не учитывают специфику и особенности работы профильных отделений и клинических кафедр различных специальностей.
Несовершенство механизмов финансирования клинического лечебно-профилактического учреждения (дополнительные затраты в связи с размещением кафедры и отсутствие критериев экономии путем внедрения новых медицинских технологий, проведения сотрудниками кафедры лечебной работы), определенная направленность хозяйствующих субъектов на достижение собственной выгоды определяет необходимость дополнения обязанностей и повышение ответственности сторон по обеспечению оптимальных условий лечебно-учебно-научного процесса.
В целом анализ данного «Приказа» показывает отсутствие в нем определения сущности и понятия «системы» (объединенной структуры) участников совместной деятельности, отсутствие единой идеологии по решению общих задач — оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, подготовка, повышение квалификации и переподготовка медицинских кадров, разработка и внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных и, как следствие, достижение главной цели здравоохранения — сохранение и укрепление здоровья населения.