Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

АНАЛИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Е. К., Колышкина В. А.

Вопросы формирования правовой культуры, правового сознания, правового просвещения волнуют российское общество, как минимум, с периода принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Система образования на протяжении периода становления, развития правового государства, так или иначе, включает правовые вопросы в подготовку будущего поколения. Тем не менее фактически до 2020-2022 года вопрос о комплексном подходе к правовому просвещению и обучающихся, и педагогов, а также необходимости формирования единого правового образовательного пространства не поднимался. Данная статья посвящена обзору мнений исследователей, затрагивающих различные аспекты профессиональной подготовки педагогов к правовому просвещению обучающихся общеобразовательных организаций. Авторами изучены близкие к заявленной теме диссертационные работы, научные статьи и монографии. В процессе обзора сделан ключевой вывод - тема формирования готовности педагога к правовому просвещению в процессе учебной деятельности ранее не исследовалась и является актуальной на сегодняшний день. Важно также подчеркнуть, что единого подхода к определению и содержанию правового просвещения на сегодня также нет, поэтому авторами рассмотрены различные подходы к характеристике этого понятия, и на их основе предложен собственный вариант понимания данной категории. В совокупности с понятием правового просвещения в статье раскрываются особенности еще одного блока понятий и характеристик - готовность, профессиональная готовность и условия формирования готовности. Основные положения и выводы статьи будут использованы для дальнейшего исследования обозначенной темы. Ключевые результаты исследования могут быть полезны будущим и действующим педагогам, методистам в педагогической и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF STUDYING TEACHERS' READINESS FOR LEGAL EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF TEACHING NON-LEGAL DISCIPLINES

The issues of formation of legal culture, legal consciousness, legal education have been of concern to Russian society at least since the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993. The education system during the period of formation and development of the rule of law, one way or another, includes legal issues in the preparation of the future generation. Nevertheless, in fact, until 2020-2022, the issue of an integrated approach to legal education for both students and teachers, as well as the need to form a unified legal educational space, was not raised. This article is devoted to the review of the opinions of researchers concerning various aspects of professional training of teachers for legal education of students of educational organizations. The authors have studied dissertations, scientific articles and monographs related to the stated topic. In the course of the review, the authors made a key conclusion - the topic of forming a teacher's readiness for legal education in the course of educational activities has not been previously studied and is relevant today. It is also important to emphasize that there is also no single approach to the definition and content of legal education today, therefore, the authors consider various approaches to the characterization of this concept and on their basis offer their own version of the understanding of this category. In conjunction with the concept of legal education, the article reveals the features of another block of concepts and characteristics - readiness, professional readiness and conditions for the formation of readiness. The main provisions and conclusions of the article will be used for further research of the designated topic. The key results of the study can be useful to future and current teachers, methodologists in pedagogical and scientific activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ГУМАНИТАРНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01 Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9389/2023.1.12

Е.К. Гитман, В.А. Колышкина Поступила: 05.02.2023

Одобрена: 15.03.2023 Принята к печати: 01.04.2023

Пермскии государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация

АНАЛИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Вопросы формирования правовой культуры, правового сознания, правового просвещения волнуют российское общество, как минимум, с периода принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Система образования на протяжении периода становления, развития правового государства, так или иначе, включает правовые вопросы в подготовку будущего поколения. Тем не менее фактически до 2020-2022 года вопрос о комплексном подходе к правовому просвещению и обучающихся, и педагогов, а также необходимости формирования единого правового образовательного пространства не поднимался.

Данная статья посвящена обзору мнений исследователей, затрагивающих различные аспекты профессиональной подготовки педагогов к правовому просвещению обучающихся общеобразовательных организаций. Авторами изучены близкие к заявленной теме диссертационные работы, научные статьи и монографии. В процессе обзора сделан ключевой вывод - тема формирования готовности педагога к правовому просвещению в процессе учебной деятельности ранее не исследовалась и является актуальной на сегодняшний день. Важно также подчеркнуть, что единого подхода к определению и содержанию правового просвещения на сегодня также нет, поэтому авторами рассмотрены различные подходы к характеристике этого понятия, и на их основе предложен собственный вариант понимания данной категории. В совокупности с понятием правового просвещения в статье раскрываются особенности еще одного блока понятий и характеристик -готовность, профессиональная готовность и условия формирования готовности.

Основные положения и выводы статьи будут использованы для дальнейшего исследования обозначенной темы. Ключевые результаты исследования могут быть полезны будущим и действующим педагогам, методистам в педагогической и научной деятельности.

Ключевые слова: образование, воспитание, правовая культура, правовое просвещение, правовое образование, правовое воспитание, профессиональная готовность, готовность к правовому просвещению, высшее педагогическое образование.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

E.K. Gitman, V.A. Kolyshkina Received: 05.02.2023

Accepted: 15.03.2023

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Published: 01 042023 Perm, Russian Federation

ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF STUDYING TEACHERS' READINESS FOR LEGAL EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF TEACHING NON-LEGAL DISCIPLINES

The issues of formation of legal culture, legal consciousness, legal education have been of concern to Russian society at least since the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993. The education system during the period of formation and development of the rule of law, one way or another, includes legal issues in the preparation of the future generation. Nevertheless, in fact, until 20202022, the issue of an integrated approach to legal education for both students and teachers, as well as the need to form a unified legal educational space, was not raised.

This article is devoted to the review of the opinions of researchers concerning various aspects of professional training of teachers for legal education of students of educational organizations. The authors have studied dissertations, scientific articles and monographs related to the stated topic. In the course of the review, the authors made a key conclusion - the topic of forming a teacher's readiness for legal education in the course of educational activities has not been previously studied and is relevant today. It is also important to emphasize that there is also no single approach to the definition and content of legal education today, therefore, the authors consider various approaches to the characterization of this concept and on their basis offer their own version of the understanding of this category. In conjunction with the concept of legal education, the article reveals the features of another block of concepts and characteristics - readiness, professional readiness and conditions for the formation of readiness.

The main provisions and conclusions of the article will be used for further research of the designated topic. The key results of the study can be useful to future and current teachers, methodologists in pedagogical and scientific activities.

Keywords: education, upbringing, legal culture, legal education, legal education, legal education, professional readiness, readiness for legal education, higher pedagogical education.

Введение

Ориентир на включение правопросветительских категорий в разные сферы жизни общества был задан с момента принятия Конституции РФ [1]. Сфера образования как одна из наиболее важных составляющих любого общества также была включена в эти процессы, формируя тенденцию единства воспитания, обучения и просвещения, в том числе с акцентом на право. Однако сегодня вопросы правового просвещения сводятся лишь к формальному формированию гражданской позиции подрастающего поколения.

Рассматривая особенности реализации правопросветительских вопросов в высшем образовании, подчеркнем динамичность и нестабильность этой категории. В условиях интенсивной смены различных подходов, концепций, требований в системе высшего профессионального образования вузы должны оперативно реагировать и обеспечивать качественную подготовку будущего специалиста - «нового учителя». Основной парадокс заключается в том, что действующие педагоги-профессионалы также должны отвечать современным

запросам общества, но их профессиональная база была заложена, как минимум, 5-10 лет назад, а существующие курсы повышения квалификации не обеспечивают должной адаптации к современности. Новые же специалисты приступят к реализации педагогической деятельности лишь через 5-6 лет, что вновь поднимает вопрос об актуальности приобретенного уровня компетентности. Следовательно, уже сегодня сфера высшего педагогического образования должна быть ориентирована на подготовку универсального специалиста, готового здесь и сейчас активно обеспечивать современный процесс образования.

Целесообразность разработки темы обусловлена необходимостью формирования нового специалиста системы образования, готового органично сочетать различные формы преподавания дисциплины с правопросветитель-скими категориями.

В работе впервые проводится системный анализ подходов к исследованию готовности будущих педагогов к правовому просвещению в учебном процессе, проведено сопоставление содержания ключевых понятий.

Цель исследования - обосновать актуальность вопросов готовности педагогов к правовому просвещению в процессе преподавания неправовых дисциплин через анализ существующих отечественных исследований.

В работе предлагается расширить представления о специфике и содержании ключевых понятий исследования: «готовность» и «правовое просвещение». Результаты работы будут использованы в комплексном исследовании по формированию готовности будущих педагогов к правовому просвещению в процессе учебной деятельности.

Нормативные основы

Современное законодательство Российской Федерации определило перспективные цели и задачи сферы образования, среди которых существенная доля посвящена вопросам гражданского воспитания, просвещения подрастающего поколения. Фактически с 2020 года пристальное внимание при реализации образовательных программ стали уделять вопросам воспитания, Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил ключевые показатели, которые должны обеспечивать образовательные организации [2]. Важным моментом стала необходимость организации и реализации воспитательного процесса не только в системе общего образования, но и в системе высшего образования. С 2021 года законодатель обозначил еще одно перспективное направление - просвещение будущего поколения. В указанный ранее закон добавлена статья 12.2 «Общие требования к осуществлению просветительской деятельности» [2], а с июля 2022 года вступили в силу «Правила осуществления просветительской деятельности» [3].

В то же время Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года установила «необходимость обеспечения инновационного характера образования» [4], а Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года определила «приоритетность развития педагогического образования» [5].

Благодаря федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС 3++) установлены универсальные и общепрофессиональные компетенции, позволяющие обеспечивать ту самую всесторонность развития, универсальную готовность [6].

Продолжение развития идеи построения качественной модели подготовки педагогических кадров можно найти в проекте Министерства просвещения РФ «Ядро высшего педагогического образования». Основная цель проекта - разработка и внедрение единых подходов к профессиональной подготовке будущего педагога, в том числе предметной, методической и практической. В этот же период разработана и внедрена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, которая также ориентирует на совершенствование подходов к профессиональной подготовке. В рамках обозначенной темы исследования Концепция представляет особый интерес, поскольку обеспечивает единообразное понимание образа «учителя будущего» и, что самое главное, включает «комплекс показателей и требований подготовки - методических, предметных, воспитательных, ценностных и т.д.» [7].

Тем не менее в общей тенденции развития образования, концепции подготовки педагога упускаются важные детали, в частности, отсутствуют ориентиры профессиональной подготовки педагогов к правовому просвещению, включенность правопросветительских категорий в этот процесс минимальная.

Характеризуя степень изученности темы исследования, стоит отметить, что диссертации по аналогичной теме на сегодняшний день отсутствуют. Близкими по тематике являются исследования: М.В. Мотехиной «Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза» (2000); С.А. Ивкина «Подготовка студентов педагогического вуза к правовому воспитанию школьников» (2002); О.Ю. Назаровой «Теоретические аспекты и методика повышения качества правового образования будущих педагогов» (2004); Е.Л. Болотовой «Система непрерывной правовой подготовки педагогических кадров» (2007); А.В. Коротун «Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки» (2010); М.Г. Даудова «Формирование правовой компетентности студентов педагогического вуза» (2017) [8].

На основании представленных работ можно сделать вывод, что ряд исследователей рассматривают только аспекты формирования правовых знаний и правовой компетентности студентов педагогического вуза, другие же,

напротив, исследуют особенности формирования правовой культуры обучающихся школы. Ключевые акценты диссертационных работ: формирование правовой культуры ученика/ учителя; спецкурсы по правовому воспитанию. Комплексные исследования, сочетающие в себе сразу же все аспекты правового просвещения и профессиональной деятельности педагога, на данный момент отсутствуют.

Подходы к определению понятия «правовое просвещение»

Помимо диссертационных исследований были также проанализированы труды, раскрывающие особенности ключевых понятий. Специфику понятия «правовое просвещение» можно раскрыть с различных позиций. М.А. Истомин и А.В. Нечкин в статье «Правовое просвещение в России: современные проблемы теории и практики» [9] проводят сравнительный анализ различных подходов к правовому просвещению, в том числе на основе рассмотрения исторического, нормативно-правового, философского подходов. Исследователи отмечают, что «несмотря на существующую обязанность проводить правопро-светительскую деятельность, отсутствует единая модель правового просвещения, в том числе и единое понимание самого понятия» [9]. Спорным, на наш взгляд, является акцент на то, что правовое просвещение необходимо рассматривать через единство и совокупность таких понятий, как «правовое обучение» и «правовое воспитание», но не как самостоятельную единицу.

В работе «Правовое просвещение: концептуальные основы» Е.Г. Долининой и Е.А. Шакировой правовое просвещение определено как «интегратив-ный процесс взаимно обусловленных видов деятельности - образовательной и просветительской, в основе которых заложены системы воспитания и образования в области права» [10]. Фактически авторы пишут о необходимости формирования правовой культуры личности через реализацию принципов правового просвещения. Разработанная модель правового просвещения ориентирована на главную цель - формирование правовой культуры, то есть в данном случае авторы фактически подменяют содержание двух понятий, не раскрывая их самостоятельность и целостность.

Интересным представляется исследование «О понятии правового просвещения» А.С. Доценко [11], в котором предпринимается попытка всестороннего комплексного изучения понятия «правовое просвещение». Автор аналогичным образом указывает на актуальность данной темы, а также на неоднозначность понимания рассматриваемого термина и наличие концептуальной разницы подходов к его содержанию. Также А.С. Доценко подчеркивает, что понятие правового просвещения так или иначе рассматривается в соотношении с понятиями правовая культура, правовое образование, правовое обучение и правовое информирование. В работе автор анализирует труды профессора О.О. Миронова, профессора О.Ю. Рыбакова, а также таких авторов, как

М.В. Барыкина, И.А. Иванников, В.Л. Кулапов, Л.А. Петручак и др. На основе анализа различных подходов сделан самый важный и принципиальный вывод: правовое просвещение является самостоятельной смысловой единицей, сопряженной по смыслам с правовым воспитанием, правовым обучением, правовым информированием, правовой культурой, но транслирующей свои уникальные характеристики. Помимо этого автором определены признаки правового просвещения как юридической категории:

1. Правовое просвещение - это самостоятельное направление государственной политики.

2. «Обязательный атрибут правопросвещенной личности - активное правомерное поведение» [11].

3. Цель правового просвещения - «обеспечение полномерной правовой социализации личности».

4. Правовое просвещение - инструмент формирования правовой культуры.

5. Конечный результат правопросветительской политики - становление высокой правовой культуры общества.

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что на сегодняшний день понятие «правовое просвещение» однозначно не определено ни в науке, ни в законодательстве. Существующие подходы берут за основу, как правило, один из аспектов данного понятия, из-за этого затруднено его внедрение в практическую деятельность. Ряд исследователей подменяют правовое просвещение другими, близкими по смыслу понятиями, что также не является верным.

Подходы к определению понятия «правовое просвещение»

Другим значимым понятием для изучения специфики темы исследования является «готовность», а точнее, «профессиональная готовность». В педагогической науке понятие изучается еще с конца 50 годов XX века. Одними из первых авторов, раскрывших сущность понятия «готовность», являлись С.А. Рубинштейн, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.

Согласно точке зрения Н.Н. Дьяченко, готовность - это «многоуровневая структура личностных качеств, позволяющих осуществлять определенную деятельность» [12].

Такие исследователи, как К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, В.С. Мерлин, А.А. Деркач, рассматривали отдельно понятие профессиональной готовности и определяли ее как одно из базовых условий деятельности педагога, ключевой показатель высокой эффективности педагогической профессии, а также как совокупность или синтез всех свойств личности педагога. В подобном ракурсе профессиональную готовность рассматривал А.И. Мищенко и определял ее как «целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и

профессиональную позиции, концентрированно выражающее направленность» [13].

В.А. Сластенин предлагает понимать под профессиональной готовностью учителя к деятельности «совокупность профессионально обусловленных требований к нему, среди которых общегражданские качества, качества, определяющие специфику профессии учителя, специальные знания, умения, навыки по предмету» [14].

Также В.А. Сластенин и М.Я. Виленский обозначили виды профессиональной готовности учителя: научно-теоретическая, практическая, психолого-физиологическая, физическая.

Ряд исследователей, среди которых можно отметить труды Л.М. Попова, И.М. Пучковой, П.Н. Устинова, Л.Ю. Субботиной, определяли составляющие профессиональной готовности и отмечали их через свойства личности, внутреннюю мотивацию и настрой, настрой к деятельности и действиям [15, 16].

Таким образом, обращаясь к характеристике понятия «готовность» в контексте заявленной темы исследования, прежде всего необходимо говорить о готовности педагога, учителя, то есть специалиста-профессионала. Следовательно, речь должна идти не просто о готовности, а о профессиональной готовности к педагогической деятельности. Так или иначе исследователи сходятся во мнении, что профессиональная готовность - это некое состояние личности педагога или будущего педагога, характеризуемое некоторыми показателями выполнения профессиональных задач. Эти характеристики необходимо рассматривать как на личностном уровне, так и на функциональном (деятельностном) для формирования целостного понимания личности педагога как профессионала, способного реализовывать поставленные задачи в образовательном процессе. В частности, мы говорим о задачах по правовому просвещению.

В совокупности с понятием «готовность» необходимо также изучить те условия, которые обеспечивают ее формирование. Понятие «педагогические условия» можно определить с различных позиций: и как отдельный компонент педагогической системы, и как обстоятельство, влияющее на реализацию педагогического процесса, и как факторы, правила, нормы и условия функционирования педагогической системы [17].

Таким образом, педагогические условия включают в себя все элементы педагогического процесса, как содержательные, так и процессуальные.

Заключение

Для успешного исследования вопросов формирования готовности педагогов к правовому просвещению в процессе учебной деятельности при отсутствии комплексных научных работ необходимо точечно анализировать ключевые понятия, их характеристики, определяя их органичную взаимосвязь и

взаимовлияние. На данный момент в рамках заявленной темы четко прослеживается необходимость конкретизации понятия «правовое просвещение», а также определения его характеристики и особенностей реализации в системе образования, необходимость изучения подходов к реализации правового просвещения в системе образования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (прин. всенарод. голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 17.09.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Российская газета. - № 303. - 31 декабря 2012.

3. Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности: Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 // Собрание законодательства РФ. - 11 июля 2022 г. - № 28. - Ст. 5112.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 24 ноября 2008. - № 47. -Ст. 5489.

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 02 января 2012. - № 1. - Ст. 216.

6. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 02.12.2022).

7. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р // Собрание законодательства РФ. - 04 июля 2022. - № 27. - Ст. 4873.

8. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com (дата обращения: 11.10.2022).

9. Истомин М.А., Нечкин А.В. Правовое просвещение в России: современные проблемы теории и практики // Юридический вестник Самар. ун-та. - 2021. - Т. 7, № 2. -С. 26-33.

10. Долинина И.Г., Шакирова Е.А. Правовое просвещение: концептуальные основы // Высшее образование сегодня. - 2013. - №3. - С. 49-50.

11. Доценко А. С. О понятии правового просвещения // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15, № 1. - С. 179-188.

12. Колядко С.В. Сущностные особенности понятия «готовность» старшеклассников к сдаче ЕГЭ // Современная научная мысль: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Изд-во негос. образоват. част. учреждения доп. проф. образ. «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 150-160.

13. Шибанова Н.М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2004. - 226 с.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. - 576 с.

15. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 215-225.

16. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярослав. пед. вестник. - 2011. - № 4. - С. 295-298.

17. Дичинская Л.Е. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 3(16). - С. 42-46.

References

1.Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [Constitution of the Russian Federation]. Available at: http://www.pravo.gov.ru. (accessed 17.09.2022).

2. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29.122012 No. 273-FZ (rev. 21.11.2022). Rossiiskaia gazeta, no. 303, 31.12.2012.

3. Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniia prosvetitel'skoi deiatel'nosti [On approval of the rules to implement educational activities]. Decree of the RF Government dated 01.07.2022 No. 1195. Sobranie zakonodatel'stva RF, 11.07.2022, no. 28, art. 5112.

4. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda [On the long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020]. Decree of the RF Government dated 17.11.2008 No. 1662-r (rev. 28.09.2018). Sobranie zakonodatel'stva RF, 24.11.2008, no. 47, art. 5489.

5. Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [On the RF innovative development strategy approval for the period up to 2020]. Decree of the RF Government dated 08.12.2011 No. 2227-r (rev. 18.10.2018). Sobranie zakonodatel'stva RF, 02.01.2012, no. 1, art. 216.

6. Portal federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obra-zovaniia [Portal of federal state educational standards for higher education]. Available at: https://fgosvo.ru (accessed 02.12.2022).

7. O Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia sistemy obrazovaniia na period do 2030 goda [On the pedagogical staff training for the period until 2030]. Decree of the RF Government dated 24.06.2022 No. 1688-r. Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.07.2022, no. 27, art. 4873.

8. Elektronnaia biblioteka dissertatsii [Electronic library of dissertations]. Available at: https://www.dissercat.com (accessed 11.10.2022).

9. Istomin M.A., Nechkin A.V. Pravovoe prosveshchenie v Rossii: sovremennye problemy teorii i praktiki [Legal enlightenment in Russia: Modern problems of theory and practice]. Iuridicheskii vestnikSamarskogo universiteta, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 26-33.

10. Dolinina I.G., Shakirova E.A. Pravovoe prosveshchenie: kontseptual'nye osnovy [Legal education: Conceptual foundations]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2013, no. 3, pp. 49-50.

11.Dotsenko A.S. O poniatii pravovogo prosveshcheniia [On the concept of legal education]. Aktual'nyeproblemy rossiiskogo prava, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 179-188.

12. Koliadko S.V. Sushchnostnye osobennosti poniatiia "gotovnost"' starsheklassni-kov k sdache EGE [Essential features of high school students "readiness" to pass the exam]. Sovremennaia nauchnaia mysl'. Proc. 4th Int. Acad. Conf. Cheboksary, Expert Methodological Center, 2018, pp. 150-160.

13. Shibanova N.M. Podgotovka budushchego uchitelia k grazhdansko-pravovomu vospitaniiu mladshikh shkol'nikov [Preparing a future teacher for civil law education in primary school]. Ph.D. thesis. Chita, 2004, 226 p.

14. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Ed. V.A. Slas-tenin. Moscow, Akademiia, 2013, 576 p.

15. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. Psikhologicheskaia gotovnost' k profes-sional'noi deiatel'nosti i metody ee formirovaniia [Psychological readiness for professional activity and methods of its formation]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia Gumanitarnye nauki, 2015, no. 4, pp. 215-225.

16. Subbotina L.Iu. Formirovanie professional'noi gotovnosti studentov k samosto-iatel'noi deiatel'nosti [Formation of students' professional readiness to independent activity]. Iaroslavskii pedogogicheskii vestnik, 2011, no. 4, pp. 295-298.

17. Dichinskaia L.E. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia gotovnosti budushchego uchitelia k razvitiiu umeniia samokontrolia u mladshikh shkol'nikov [Pedagogical conditions of the formation of intending teachers' readiness to develop self-assessment in primary school pupils]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 42-46.

Сведения об авторах

ГИТМАН Елена Константиновна

e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors

Elena K. GITMAN

e-mail: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

КОЛЫШКИНА Вера Андреевна

e-mail: [email protected]

Ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

Doctor of Education, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Vera A. KOLYSHKINA

e-mail: [email protected]

Assistant Lecturer, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Гитман, Е.К. Анализ опыта изучения готовности педагогов к правовому просвещению в рамках преподавания неправовых дисциплин / Е.К. Гитман, В.А. Колышкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 1. - С. 163-174.

Please cite this article in English as:

Gitman E.K., Kolyshkina V.A. Analysis of the experience of studying teachers' readiness for legal education in the framework of teaching non-legal disciplines. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 1, pp. 163-174 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.