РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 34:371
DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1 -203-209
Колышкина Вера Андреевна
ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ВОПРОСОВ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НЕПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Vera A. Kolyshkina
Assistant at the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law
FSBEI HE 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
INTEGRATION OF LEGAL EDUCATION ISSUES INTO THE PROCESS OF TEACHING NON-LEGAL DISCIPLINES
Аннотация. Современная система образования подвергается глобальным изменениям по всем направлениям. Ключевые нормативные акты, регулирующие процессы реализации образования, указывают на необходимость расширения классического подхода к преподаванию и выхода за рамки привычного содержания учебной дисциплины. Актуальность интеграции вопросов правового просвещения в процесс преподавания неправовых дисциплин диктуется тенденциями развития современного общества и усложнением правовых отношений. Особенности и проблемы внедрения вопросов права раскрываются автором через анализ существующей практики, а также через представление возможных вариантов использования потенциала учебной дисциплины для процесса правового просвещения.
Ключевые слова: образование, правовое просвещение, интеграция, учебные дисциплины, правовое образование.
Abstract. The modern education system is undergoing global changes in all areas. Key regulations governing the implementation of education indicate the need to expand the classical teaching approach and go beyond the usual content of the academic discipline.The relevance of the integration of legal education issues into the teaching of non-legal disciplines is dictated by the trends in the development of modern society and the complication of legal relations. The peculiarities and problems of the implementation of legal issues are disclosed by the author of this article through the analysis of existing practice, as well as through the
© Колышкина В.А., 2022
presentation of possible options for using the potential of the academic discipline for the process of legal education.
Key words: education, legal education, integration, academic disciplines, legal education.
Вопросы правового просвещения, правового образования и воспитания подрастающего поколения являются актуальными для российского государства уже на протяжении многих лет. Приоритетными направлениями правового просвещения сегодня, согласно «Основам государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», являются:
1) формирование гражданского общества;
2) безусловное уважение к закону и правопорядку;
3) преодоление правового нигилизма.
В системе образования «Основы...» предусматривают правовое просвещение через включение в основные образовательные программы «задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), развития ценностно-смысловой сферы личности», а также разработку дополнительных учебных курсов, содержащих правовую тематику [6].
Современная система образования, несмотря на расширение направлений социального заказа, остается базовой составляющей реализации процесса правового просвещения. Кроме того, образование - это ключевой институт воспитания и становления личности человека.
Для оценки охвата и степени внедрения правовых знаний в системе общего образования было проведено исследование, состоящее из анализа федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования; оценки локальных нормативных актов общеобразовательных организаций Пермского края, иных документов, касающихся планирования правопросветительской деятельности в образовательных организациях, как на уроках, так и во внеурочное время.
Правовое образование в общеобразовательной организации начинается еще в начальной школе, в рамках интегрированного курса «окружающий мир». На данном этапе правового образования используется теоретико-ориентированный подход, позволяющий сформировать у обучающихся минимальные представления о правах человека, ребенка [4].
В рамках основного общего образования (5-9 классы) вопросы права изучаются в курсе «обществознание». При этом непосредственно вопросам права отводится минимальный объем часов (17 %) [3].
В 10-11 классах право изучается более подробно. Кроме того, в отдельных образовательных организациях право преподается в рамках отдельного курса. Однако процент усвоения полученных правовых знаний остается минимальным, поскольку обучающиеся в старших классах нацелены на сдачу ЕГЭ [5].
Внеучебная деятельность воплощается в информационном характере. Так, например, организуются классные часы на темы «Я и мои права», «Я и закон» и др., встречи с представителями правоохранительных органов (сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, прокуратуры), различного рода акции и деловые игры, создаются информационные стенды, листовки, памятки для обучающихся и их родителей. Отдельные вопросы правового характера могут затрагиваться на родительских собраниях и семинарах и конференциях педагогов.
Таким образом, мы видим, что на практике правовое просвещение обучающихся сводится к изучению норм законодательства, основных категорий права и в целом к выработке системы правовых знаний. Однако подобный подход не способствует формированию правового сознания и приобщению к правовой культуре общества, не гарантирует их. Поскольку правовое просвещение является важной составляющей частью правового воспитания, необходимо в практической деятельности выстраивать его с точки зрения процесса вхождения подрастающего поколения в правовую культуру общества, т. е. через выработку морально-нравственных ориентиров.
Главная проблема, которая была выявлена в процессе исследования, -отсутствие системного подхода к правопросветительской деятельности. Вопросы прав, обязанностей, правомерного поведения, социальной ответственности и прочего поднимаются стихийно, ситуативно - в результате указаний региональных и (или) федеральных министерств, департаментов образования.
Анализ содержания уроков показал, что вопросы правового просвещения включены отдельными темами только в курс «Обществознание» и спецкурс «Право». Иные дисциплины починены классическому содержанию, определенному образовательными стандартами и образовательными программами.
Учебная и внеучебная деятельность в части правового просвещения носит в большинстве случаев информативный характер, что является недостаточным для формирования морально-нравственных ориентиров подрастающего поколения. Однако на сегодняшний день активно внедряются проектные технологии, что позволяет обеспечить включенность обучающихся в образовательные, социальные процессы, в том числе в решение проблем правового просвещения.
Для того чтобы правовое образование было успешным, оно должно носить непрерывный и преемственный характер. Учитывая важность правового просвещения для современного общества, образовательный процесс необходимо выстраивать по принципам интеграции правовых вопросов в учебные дисциплины абсолютно любой направленности.
Сегодня нет единого мнения среди исследователей относительно определения понятия «интеграция». На наш взгляд, наиболее удачными по отношению к системе современного образования являются две точки зрения:
- С.И. Архангельского, который определяет интегрированное обучение как сумму средств, содержания, методов и видов обучения [1];
- В.Н. Максимовой и И.Д. Зверева, которые характеризуют интеграцию как «процесс и результат создания неразрывного связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [2].
Интегрированное обучение позволяет показать обучающимся достаточно широкое и яркое представление о мире, о взаимосвязи явлений и предметов. Однако необходимо отметить, что для реализации процессов правового просвещения важны не классические принципы построения интегрированного урока, когда один или несколько преподавателей выстраивают обобщающий урок таким образом, чтобы показать связи между несколькими учебными предметами, - в данном случае отдельные правовые вопросы должны органично «вписываться» в любую учебную дисциплину.
Обобщая цели федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подчеркнем, что современное образование, в частности содержание, методика, формы работы и взаимодействия в рамках каждой учебной дисциплины, должны выходить за рамки привычного традиционного процесса обучения и воспитания.
Для формирования целостного, системного и непрерывного подхода к реализации правового просвещения в образовании важно уделять внимание не только и не столько расширению и углублению границ таких дисциплин, как обществознание, право и т. п., но и раскрытию возможности неправовых дисциплин (история, русский язык, литература, биология, физика и др.).
Рассмотрим подробнее потенциал учебных дисциплин системы общего образования в правовом просвещении обучающихся.
1. История. Предмет истории наиболее тесно связан с правовым обучением, поскольку нацелен на формирование основ самоидентичности обучающегося, усвоение им базовых национальных ценностей. Благодаря истории мы узнаем, как зародилось право, как оно развивалось и трансформировалось. Примеры из истории России и мира, содержащие правовую информацию разных эпох, позволяют показать, каким образом активная гражданская позиция влияет на становление демократического государства и полноценного гражданского общества; как правовые знания, нормы законов «не работают» на благо общества без грамотного их применения. Различные исторические источники, в т. ч. правовые документы, развивают аналитические способности, умение сопоставлять факты и события, аргументировать свою точку зрения со ссылкой на конкретный документ. Так, например, учитель истории может использовать выдержки из исторических нормативных актов (Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, Конвенция о правах ребенка и т. д.) для анализа правоотношений, содержащихся в них, последствий принятия актов для государства и общества и т. п.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Разделы, посвященные основам военной службы, защиты Отечества, поведению в чрезвычайных ситуациях, антиэкстремистской и антитеррористической деятельности, направлены на развитие активной гражданской позиции, осознание обучающимся себя как гражданина государства, формирование патриотических чувств к Родине, а также чувства долга как системы конкретных обязанностей перед обществом и государством.
3. География. Отдельные темы могут быть рассмотрены с точки зрения законодательного регулирования, например, использование природных ресурсов, их добыча и переработка; использование водного, воздушного, космического пространства, определение границ и территорий; правила нахождения и перемещения на определенных территориях, в т. ч. В заповедниках, заказниках. Особенности других культур, национальностей, религий также могут быть использованы с акцентом на правовые категории.
4. Литература. Данная учебная дисциплина имеет самый богатый воспитательный и образовательный потенциал. Проблемы, которые поднимаются в художественных произведениях, всегда основаны на идеях морали, нравственности, справедливости, гуманизма и играют определяющую роль в формировании общественного сознания. Универсальный характер литературы уже не одно столетие обеспечивает создание идейно -мировоззренческой платформы для воспитания молодого поколения.
На примерах литературных произведений можно проанализировать конкретные виды общественных отношений - семейных, трудовых, гражданских, процессуальных, а также вспомнить и применить нормы семейного права, гражданского, трудового, уголовного и проч. Классический пример: роман «Преступление и наказание» раскрывает целый спектр морально-нравственных и правовых вопросов. В рамках данного произведения обеспечена возможность изучения неочевидных тем, например, темы уголовной ответственности.
5. Русский язык. Несмотря на то что русский язык как дисциплина нацелен на формирование у обучающихся грамотной устной и письменной речи, умения применять речевые обороты в конкретной ситуации, он тоже может быть использован как ресурс правопросветительской деятельности. Правовой язык - достаточно сложная категория, относящаяся к профессиональной деятельности. Но в то же время этот язык широко используется в обществе (от создания законов до написания заявления на работу), поэтому важно понимать его специфику.
На уроках русского языка в качестве анализа текстов можно использовать и юридическую литературу. Для разбора слов, словосочетаний, предложений учитель может предложить фрагменты нормативных актов (например, устава образовательной организации). Кроме того, для расширения кругозора обучающихся и пополнения словарного запаса могут включаться правовые дефиниции - право, обязанность, закон, санкция, правонарушение и др.
6. Информатика. Абстрактные умения и навыки могут быть трансформированы в конкретное умение - поиск достоверной правовой
информации. Обучающиеся могут получить навыки работы со справочно-правовыми системами, в которых размещены все нормативные акты от федерального уровня до регионального, а также вся сопутствующая правовая документация - решения судов, правовая литература, постатейные комментарии и т. п.
Огромные возможности дисциплины «информатика» кроются также и в том, что на сегодняшний день цифровая информация, компьютерные технологии и различного рода цифровые ресурсы очень прочно внедрены в повседневную жизнь, поэтому необходимо четко понимать «границы дозволенного» в безграничном интернет-пространстве, осознавать меры ответственности за распространение неправомерного контента, ложных данных, а также за различного рода хакерские атаки и распространение вредоносного программного обеспечения.
7. Предметы естественнонаучного цикла. Потенциал таких предметов, как биология, физика, химия, может быть использован как с позиции изучения отдельных вопросов и их законодательного регулирования (законы в сфере генной инженерии, здравоохранения, природопользования, атомной энергетики и т. д.), так и с позиции авторского права, патентного права, поскольку именно эти области связаны с огромным количеством научных открытий.
8. Предметная область «Искусство». Предметы данного цикла нацелены на формирование эстетической составляющей личности, ее гармонизации, морально-нравственных установок; кроме того, могут быть ориентированы на прагматическую составляющую - создание произведения искусства (в т. ч. в соавторстве), права на него и их нормативное подтверждение (патент, авторское право), их использование и реализацию (в т. ч. права наследников); возможности дарения, отчуждения в пользу организаций культуры и в пользу государства.
9. Физическая культура. Даже несмотря на то что данная дисциплина предполагает активную деятельность обучающихся, потенциал правового просвещения кроется и тут. В рамках теоретической части физического воспитания обучающихся педагогами могут быть раскрыты вопросы спорта и олимпийского движения - понятие, нормативное обеспечение с позиции права, гарантии и обязанности спортсменов. Кроме того, техника безопасности выполнения комплексов упражнений или действий со спортивными предметами также представляет собой определенные требования, которые должны соблюдать обучающиеся, что в свою очередь способствует формированию правомерного поведения (как на конкретном уроке, так и в обществе).
Таким образом, современное общество формирует так называемый социальный заказ на правовое воспитание и правовую социализацию, который невозможно выполнить без системного подхода. Сфера образования имеет все возможности и ресурсы, чтобы обеспечить выполнение указанного социального заказа. Каждая учебная дисциплина содержит в себе скрытый потенциал, который может обеспечить правовое просвещение личности обучающегося.
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Мастерство педагога заключается в данном случае в том, чтобы раскрыть этот потенциал и выстроить образовательный процесс через призму права.
Отметим также, что правовое просвещение в современном российском государстве - одно из приоритетных направлений развития. Сфера образования как базовый институт становления и развития личности обеспечивает реализацию социального заказа на правовое просвещение, однако делает это стихийно, бессистемно. Рассмотрение правовых категорий в неправовых дисциплинах позволяет раскрыть новые грани права, а также обогатить материал самой дисциплины. Цели правового просвещения будут в полной мере реализованы только посредством комплексного подхода к этому процессу, чему в большой степени способствуют учебный процесс и деятельность педагога в нем.
Список литературы
1. Архангелъскмий С.И. Учебный процесс в высшей школе. М. : Высш. школа, 1990. 386 с.
2. Захаренко В.В., Серафимов Л.А., Айнштейн В.Г. Интеграция знаний: модуль баланса // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 173-185.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.09.2021).
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 09.11.2021).
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 13.10.2021).
6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. президентом Российской Федерации 28.04.2011 № ПР-1168 // Российская газета. № 151. 14.07.2011.