Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое пространство / образовательное пространство / педагог / система образования / правовое сознание / образовательные отношения / legal space / educational space / teacher / education system / legal consciousness / educational relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колышкина Вера Андреевна

рассматриваются вопросы формирования правового пространства образовательной организации, место и роль педагога в этом феномене. Отмечается, что правовое пространство – неоднозначное и многоаспектное понятие, формирование которого на базе отдельной образовательной организации является объективной необходимостью в силу меняющихся условий жизни государства и общества, а также активной трансформации образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колышкина Вера Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A TEACHER IN THE FORMATION OF THE LEGAL SPACE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

the issues of formation of the legal space of an educational organization, the place and role of a teacher in this phenomenon. It is noted that the legal space is an ambiguous and multidimensional concept, the formation of which on the basis of a separate educational organization is an objective necessity due to the changing living conditions of the state and society, as well as the active transformation of the educational space.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37

DOI: 10.24412/2308-7196-2023-1-71-80

Колышкина Вера Андреевна

ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, e-mail: [email protected]

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Vera A. Kolyshkina

assistant of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Perm State Humanitarian and Pedagogical University', Perm, Russia 614990, Perm, Siberian str., 24, e-mail: [email protected]

THE ROLE OF A TEACHER IN THE FORMATION OF THE LEGAL SPACE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация: рассматриваются вопросы формирования правового пространства образовательной организации, место и роль педагога в этом феномене. Отмечается, что правовое пространство - неоднозначное и многоаспектное понятие, формирование которого на базе отдельной образовательной организации является объективной необходимостью в силу меняющихся условий жизни государства и общества, а также активной трансформации образовательного пространства.

Ключевые слова: правовое пространство, образовательное пространство, педагог, система образования, правовое сознание, образовательные отношения.

Abstract: the issues of formation of the legal space of an educational organization, the place and role of a teacher in this phenomenon. It is noted that the legal space is an ambiguous and multidimensional concept, the formation of which on the basis of a separate educational organization is an objective necessity due to the changing living conditions of the state and society, as well as the active transformation of the educational space.

Key words: legal space, educational space, teacher, education system, legal consciousness, educational relations.

© Колышкина В.А., 2023

Понятие «правовое пространство» не характерно для привычного понимания и употребления, оно часто используется в международно-правовых документах и особенно в актах межгосударственных объединений типа Европейского Союза, Совета Европы, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, а также в договорных объединениях типа БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и др. [4, с. 6]. В нашем государстве данный термин стал проникать в различные сферы жизни сравнительно недавно, поэтому четкое понимание его сущности еще не сформировано.

Исследователи по-разному определяют правовое пространство, выделяя разные признаки и характеристики. Так, например, С.С. Алексеев, В.В. Степанищев, А.К. Черненко правовое пространство определяют через «совокупность материальных и нематериальных (духовных), статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора» [4]. Ряд авторов придерживается понимания правового пространства как понятия, идентичного понятиям «правовая система общества» и «правовая действительность». И сегодня сама суть правового пространства фактически сводится к характеристикам правовой системы или системы законодательства [2, с. 8-9].

В зависимости от того, какой аспект признаков берется за основу, можно рассматривать разные виды правовых пространств. В рамках данного исследования представляет интерес следующая классификация «по объектам и формам регулирования»:

а) территориальные - внутри государств, включая федеративные и административные аспекты, экономические и иные регионы;

б) экстерриториальные - виды особых правовых зон;

в) информационное (виртуальное) пространство, формируемое на основе новых информационных технологий, которое в свою очередь включает иные виды пространств: межтерриториальные и надтерриториальные пространства (на основе договоров и информационных связей), тематические (экономическое, образовательное, культурное и иные), нейтральные (воздушные, морские), неохваченные (Арктика и ряд островов Океана), планетарные (освоение планет и космического пространства).

В настоящее время сформировано понимание только территориального вида, т. е. правового пространства государства. И с позиции характеристики

правового пространства конкретного государства данный термин можно определить как «признанную и регулируемую правом сферу жизнедеятельности людей, организаций и государств». Кроме этого, Ю.А. Тихомиров предлагает к рассмотрению ряд признаков правового пространства: а) согласие субъектов права действовать в общих интересах; б) общие цели и задачи в регулируемой жизнедеятельности; в) принципы деятельности людей, организаций и государств; г) установленные стабильные и подвижные правовые грани; д) наличие механизмов обеспечения и защиты единого правового пространства [3, с. 6-7].

Отдельным аспектом характеристики правового пространства является вопрос определения его границ. Если определение границ правового пространства государства или региона не вызывает затруднений, то обозначение границ информационного или тематического пространства порождает определенные проблемы.

Вне зависимости от вида правового пространства, его характерных черт и границ исследователи выделяют базовые элементы - право, правоотношения, правосознание. Право - это основной фундаментальный элемент. Правоотношения - это материальное проявление права, выраженное в волевых действиях людей. Правосознание - это нематериальное проявление права, выраженное в сознании людей. Все обозначенные элементы правового пространства имеют естественным образом обусловленную «привязку» к какой-либо области жизнедеятельности (социальному институту). Особенность такой «привязки» заключается в правовом сопровождении того или иного института, а также определяется местом, которое занимает этот институт в социуме и правовой системе. Следовательно, когда мы рассматриваем правовое пространство образовательной организации, то прежде всего должны говорить, что данное правовое пространство обусловлено важнейшим социальным институтом - образованием. Если же говорить конкретнее, то правовое пространство - это определенная правовая «оболочка», которая сопровождает и обеспечивает качественное и целостное функционирование системы образования.

Определяя характерные черты правового пространства образовательной организации, следует сказать, что оно может сочетать в себе сразу несколько видов, в частности, территориальное и информационное тематическое правовое пространство. Территориально правовое пространство образовательной организации определяется границами той территории, на которой функционирует образовательная организация, т. н. здания и помещения, иные

площади, принадлежащие школе, гимназии, лицею и т. п. Границы информационного правового пространства являются условными и могут быть определены локальными нормативными актами образовательной организации. В контексте информационного вида правовое пространство становится фактически идентичным понятию «образовательное пространство», которое в свою очередь позволяет рассматривать в совокупности разные виды образовательных систем, оценивая их единство и взаимосвязь.

Рассмотрение правового пространства с позиции территориального подхода представляет больший интерес, поскольку данная концепция может включать в себя и виртуальное (информационное) пространство на конкретной площади. И тот, и другой подходы с одной стороны позволяют более четко обозначить характеристику правового пространства, но в то же время являются весьма условными единицами и могут рассматриваться в совокупности. В случае с анализом правового пространства образовательной организации мы имеем в виду своего рода правовую систему, которая сформирована и действует в конкретной образовательной организации в отношении конкретных лиц. Эта система может распространяться как в территориально обозначенном пространстве образовательной организации, так и в виртуальном пространстве.

Описывая элементный состав правового пространства образовательной организации, будем опираться на обозначенные ранее структурные элементы.

1. Право. Поскольку данный элемент имеет множество трактовок и подходов к определению, для характеристики исследуемого феномена будем придерживаться понимания права в позитивистском аспекте. То есть как элемент правового пространства право - это совокупность действующих в образовательной организации нормативных правовых актов, в том числе локальных актов и документов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому особенно важно обращать внимание на формирование так называемой нормативной базы, на основе которой будет легально создаваться правовое поле и выстраиваться система взаимоотношений всех участников.

2. Правоотношения - общественные отношения, которые возникают между субъектами по поводу какого-либо объекта, урегулированы нормами права и порождают взаимные права и обязанности. В сфере образования такие отношения получили наименование «образовательные правоотношения», и возникают они между субъектами по поводу реализации права на образование. Основными участниками образовательных отношений,

а следовательно, и субъектами правового пространства являются педагоги, обучающиеся, администрация образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.

3. Правосознание - это нематериальная составляющая правового пространства, характеризующая отношение участников образовательных отношений к праву, правопорядку и выраженная в ценностных установках, мотивах, принципах, взглядах. Правовое сознание является отражением правовой культуры личности и общества. Образовательная организация как базовый институт социализации человека играет ключевую роль в формировании правового сознания, правовой культуры личности. Во взаимодействии с семьей обучающегося образовательная организация в целом и педагог в частности могут достигнуть высокого качества воспитания и образования будущего члена социума, готового осуществлять свою деятельность на основе права, воздерживаться от незаконных поступков и антиобщественного поведения. Поскольку сегодня воспитанию обучающихся уделяется пристальное внимание, важно выстроить такую систему, которая бы органично вписывалась в образовательную сферу, а не навязывалась ребенку как что-то «инородное».

Мы видим, что правовое пространство образовательной организации -это весьма сложный феномен, который включает в себя широкий спектр характеристик. Сегодня формирование правового пространства образовательной организации - это объективная необходимость успешного функционирования и развития этой организации и всех ее участников. Несмотря на существование в образовательной организации отдельных элементов, входящих в состав феномена правового пространства, говорить о его сформированности было бы преждевременно.

Для понимания важности создания правового пространства в образовании обозначим его ключевые цели:

- обеспечение реализации и защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса;

- правовое просвещение участников образовательного процесса;

- формирование правовой культуры и правового создания.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что правовое пространство образовательной организации больше и глубже, чем просто нормативные акты или правоотношения в сфере образования.

Формирование правового пространства - это кропотливая, длительная, непрерывная работа, участие в которой должны принимать не только директор,

заместители, иной управленческий аппарат, но и все субъекты системы образования. В данном случае задача администрации образовательной организации - создать качественную правовую базу, на основе которой будет формироваться правовое пространство, а также обеспечить «тонкие настройки» для успешного существования образовательных правоотношений. Однако сами по себе действия администрации образовательной организации неспособны обеспечить полноценное формирование правового пространства. Важны комплексный подход и единство целей, задач и действий всех участников образовательного пространства.

Место педагога в системе образования трудно переоценить, поскольку только благодаря педагогу есть возможность реализации этой системы. Как было сказано ранее, педагог - это основной участник образовательных отношений, поэтому важно четко охарактеризовать роль педагога в формировании не только образовательного, но и правового пространства. Изначально к миссии педагога относили трансляцию знаний, умений, формирование базовых навыков. С развитием и усложнением социальных отношений для педагога добавились задачи по воспитанию, формированию личности обучающихся, выстраиванию социальных связей, профориентации и т. п. Сегодня социум диктует качественно иные требования к подготовке обучающихся, а значит, и готовности педагогов.

Каковы предпосылки включенности педагога в формирование правового пространства? Почему именно он должен стать основной фигурой построения рассматриваемого феномена? Обозначим ряд показателей и характеристик, позволяющих ответить на данные вопросы.

Во-первых, педагог - это основной, ключевой субъект образовательных отношений. Только педагог ежедневно вступает в прямое взаимодействие с обучающимся и имеет непосредственное или опосредованное влияние на его личность. Через выстраивание взаимоотношений педагог показывает личным примером варианты социализации, возможности вести диалог, уметь договариваться, находить точки соприкосновения и решения конфликтов.

Во-вторых, педагог как субъект правоотношений (образовательных, трудовых, гражданских) не только обладает спектром прав и обязанностей, но и несет повышенную ответственность за свои действия. Педагог - это субъект, к которому на протяжении всей профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования. Социум очень четко следит за тем, чтобы педагог соблюдал свои обязанности и непременно отвечал за свои неправомерные действия в отношении обучающихся. Поэтому изначально

педагоги в момент обучения профессии осваивают разнообразные правовые дисциплины, а в период профессиональной деятельности постоянно проходят повышение квалификации.

В-третьих, именно в личности педагога сочетаются три обозначенных ранее элемента правового пространства - право, правоотношения и правосознание. Вновь обращаясь к характеристикам правового пространства, отметим, что только педагог фактически является участником всех трех элементов. Педагог принимает участие в формировании правовой базы образовательных организаций, он является непосредственным участником образовательных отношений, и, что самое главное, только педагог является тем субъектом, который, формируя свое правовое сознание, в то же время транслирует его своим ученикам.

В-четвертых, педагог обладает уникальным спектром возможностей для трансляции правовой культуры обучающимся, формирования у них правового сознания. Поскольку современное образование требует от педагога новых качественных подходов в обучении и воспитании, правовая сфера - это отличная возможность для интеграции в сферу образования новых знаний и умений. Не отрываясь от процесса обучения дисциплине, педагог может одновременно транслировать правовые знания или же осуществлять правовое воспитание, обеспечивая тем самым целостность системы правового просвещения, единство правовой культуры и правового пространства в целом.

Личность педагога на современном этапе развития системы образования является ключевым звеном всей цепочки изменений и нововведений, осуществляемых в Российском государстве. Наряду с изменениями содержания учебных дисциплин системы общего образования, внедрения системы воспитательной работы в общеобразовательные организации произошла существенная трансформация профессиональной подготовки будущих педагогов. Тенденция формирования единого образовательного пространства и преемственности образовательных программ позволяет будущему специалисту с минимальными проблемами влиться в трудовой коллектив и приступить к профессиональной деятельности. В данном случае важно говорить о том, что для успешного включения педагога в формирование правовой культуры обучающихся, их правового воспитания и обучения и в целом обеспечения единого правового пространства необходима профессиональная подготовка самого педагога. Например, прежде чем стать самостоятельным субъектом формирования правового пространства общеобразовательной организации, учитель должен стать своего рода

«объектом» правового пространства педагогического вуза. Следовательно, феномен правового пространства можно рассматривать гораздо шире, чем отдельную территорию образовательной организации.

Современный специалист, несомненно, должен обладать теоретическими знаниями в области преподаваемой дисциплины, но в то же время педагогу необходимо освоить такой набор компетенций, которые отражают его готовность к быстрому и адекватному реагированию на изменения ситуации в стране и мире, уметь органично соединять традиционные и инновационные методы и технологии обучения и воспитания, быть готовым и транслировать знания, и формировать психологические, социальные, профессиональные, правовые, иные стороны личности обучающегося.

Попытаемся подробно описать возможности педагога в процессе формирования правового пространства образовательной организации. Как было отмечено выше, педагог - основная фигура образовательного процесса. Как писал А. Дистервег, «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он -олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [1]. Несомненно, каждый педагог является профессионалом обучения тому или иному предмету. И когда речь идет о правовом просвещении, правовом образовании и прочих правовых категориях, то в первую очередь, на первом плане возникает учитель обществознания, а в идеальном - права. В рамках подобных дисциплин напрямую рассматриваются вопросы права, взаимоотношений в обществе, обсуждаются проблемы правомерного поведения и наказания за антиобщественные поступки. Несомненно, итогом изучения обществознания и права являются правовые знания и, возможно, правовые умения. Но нельзя однозначно сказать, что после изучения этих предметов у обучающихся будут сформированы правовое сознание, правовая культура.

В рамках данного исследования интерес представляет расширенное трактование миссии педагога в вопросах правового просвещения и формирования правового пространства. Принимать участие в формировании правового пространства образовательной организации, на наш взгляд, должны абсолютно все педагоги. Независимо от преподаваемого предмета в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста, как было отмечено ранее, даются основы права, основы воспитания, формирования у обучающихся патриотической позиции. Прежде всего педагог как субъект системы образования должен включаться в процесс подготовки или актуализации локальных актов организации. Важнейшие вопросы организации

образовательного процесса необходимо решать совместно всеми участниками -советом обучающихся, советом родителей и, конечно же, советом педагогов.

В рамках непосредственного взаимодействия педагога и обучающегося возможны разнообразные варианты включения в процесс правового просвещения. Одним из самых сложных, но основательных является включение правопросветительских вопросов в естественный процесс обучения. Рассматривая возможности отдельной учебной дисциплины в рамках обозначенной тематики, можно говорить о формировании правового пространства дисциплины. Основой данного пространства будет выступать содержание самой дисциплины, а также приемы, методы и средства, которые использует педагог для трансляции этого содержания.

Информационная наполненность каждого учебного предмета сегодня зависит от целей образования, обозначенных для конкретного уровня образования. Требования, которые должна обеспечить образовательная организация при реализации образовательных программ, обозначены в федеральном законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных образовательных стандартах, а также иных нормативных правовых актах и документах, разрабатываемых как органами государственной власти, так и образовательной организацией самостоятельно. При этом еще раз акцентируем внимание на том, что требования к реализации образовательных программ, а также цели и задачи образования уже не сводятся к непосредственной трансляции знаний и формированию базовых умений, а содержат в себе комплексный подход к обучению, воспитанию и просвещению. Следовательно, и отдельная учебная дисциплина не должна «замыкаться» только на базовом содержании.

Тенденции к выстраиванию межпредметных связей учебных дисциплин помогают педагогу разнообразить процесс преподавания, обеспечивая органичное сочетание обучения, воспитания и возможность практического применения знаний в жизни обучающегося. Вопросы правового просвещения, правового воспитания и обучения - те категории, которые могут быть успешно внедрены в привычный процесс преподавания. Каждая учебная дисциплина содержит в себе огромный правопросветительский потенциал, раскрывая который учитель имеет возможность не просто приобщить ученика к праву, но и сформировать устойчивое правовое сознание и правомерное поведение. Помимо этого, с уверенностью можно говорить о повышении мотивации обучающегося к освоению предмета, его включенности в образовательный

процесс как самостоятельного субъекта образовательного и правового пространства.

Феномен правового пространства имеет безграничные возможности для исследования и экспериментов. Однозначно можно сказать, что в формировании правового пространства должны принимать участие все субъекты образовательной деятельности, в особенности ключевые - педагог и обучающийся.

Список литературы

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / сост.: В.А. Ротенберг, общ. ред. Е.Н. Медынского. М. : Учпедгиз, 1956. 304 с.

2. КапустинаМ.А. Правовое пространство: формирование системной концепции правового регулирования // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2016. № 2. С. 4-11.

3. Тихомиров Ю.А. Правовое пространство: равновесие и отклонения // Право : Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 4-17.

4. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования : учебное пособие. URL: https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/?ELEMENT_ID=1761 (дата обращения: 20.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.