Научная статья на тему 'Анализ нормативной правовой базы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований'

Анализ нормативной правовой базы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3983
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГНОЗЫ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАКОНОПРОЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запарин В. А.

Анализируется нормативная правовая база, регламентирующая процесс разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативной правовой базы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований»

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации по сост. на 15 февраля 2008 г.: постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Центра исследования финансовых проблем Финансовой академии при Правительстве РФ / под общ. ред. В.М. Родионовой. М.: Российская газета, 2008.

2. Левина В.В. Формирование бюджетной политики поселений // Финансы. 2009. № 1. С. 9-13.

3. Левина В.В. Приоритетные направления реформирования местных финансов // Финансы. 2009. № 11. С. 29-32.

4. Пронина Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов // Финансы. 2009. № 5. С. 26-29.

5. Федорова Е.А., Левина В.В. Межбюджетные трансферты как инструмент согласования интересов субъектов РФ и муниципальных образований в условиях реформирования бюджетного процесса // Региональная экономика. 2008. № 25(82). С. 2-8.

V.V. Levina

The conceptual approach to the municipal budget policy analyses as a result of the interaction of the municipalities and its «budget environment»

In the article is given the concept « budget environment» as a factor of the municipal budget policy. The author gives analyses of the main types of the interaction of the municipalities and its budget environment.

Key words: budget policy, inter-budget grant, municipal budget.

УДК 342.951:332.14

В.А. Запарин (Россия, Волгоград, ООО «Волгоградполимерсбыт»)

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ

РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Анализируется нормативная правовая база, регламентирующая процесс разработки программ социально-экономического развития муниципальных образовании в Российской Федерации.

Ключевые слова: концепция, прогнозы, индикативное планирование,

формализация, муниципальная программа, законопроект, реализация

В начале 90-х годов XX в. в процессе перехода Российской Федерации от плановой экономики к рынку вопросы планирования социальноэкономического развития отошли на второй план. Министры экономического блока правительства под руководством и. о. премьера Е.Т. Гайдара

в 1992-1994 гг. высказывали мнение о том, что подобное планирование является рудиментом советской эпохи и в рыночных условиях является излишним.

Однако потребности государства иметь действенную стратегию и план развития в условиях быстро изменяющейся внешней среды взяли верх и 20 июля 1995 г. Президентом России Б.Н. Ельциным был подписан федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Данный закон создал правовую основу для разработки и реализации стратегии экономического и социального развития страны на основе системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, а также перечней федеральных целевых программ.

На основе дефиниций, приведенных в данном законе, можно дать следующие определения концепции и программы социально-экономического развития территории:

- концепция социально-экономического развития — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики территории, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;

- программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития территории и планируемых органами власти эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Практика применения закона показала, что в нем не был предусмотрен механизм контроля законодательных органов за выработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития страны, недостаточен горизонт прогнозов, отсутствует механизм индикативного планирования, широко используемый в зарубежных странах, крайне слабо представлен территориальный разрез федеральных документов, работа в этом направлении субъектов Федерации.

В связи с этим возникла необходимость внесения ряда изменений и дополнений в Федеральный закон № 115-ФЗ с тем, чтобы его актуализировать, повысить роль Федерального Собрания в формировании стратегии социально-экономического развития страны.

С целью создания формализованной методики разработки и принятия программ социально-экономического развития территорий группа членов Федерального Собрания РФ (депутаты Государственной Думы

С.Ю. Глазьев, А.Г. Пузановский и член Совета Федерации В.А. Яковлев) разработали и внесли в Государственную Думу в 2000 г. проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации».

Предлагаемые принципиальные изменения в законе сводились к следующему:

1. Повышалась роль территориального планирования. Предлагалось дополнительно ввести в закон статью, в которой определялись бы правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по регионам и крупным экономическим районам.

2. Вводилось понятие индикативного плана. Вместо прогнозов социально-экономического развития на год предлагалось разрабатывать годовые индикативные планы.

3. Усиливалась роль Федерального Собрания. Предлагалось существенно повысить роль Федерального Собрания как высшего законодательного органа, представляющего интересы всех слоев населения, в контроле за реализацией стратегии социально-экономического и территориального развития страны.

4. Предлагалось создание Национального научного совета по прогнозированию при Президенте Российской Федерации, в функции которого входило совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования и научная экспертиза прогнозов социально-экономического развития и концепций социальноэкономического развития.

Принятие перечисленных выше изменений и дополнений позволило бы существенно повысить обоснованность стратегии социальноэкономического территориального развития и эффективность государственного регулирования в этой области.

Данный проект закона был принят Государственной Думой в трех чтениях 8 сентября 2000 г., 21 февраля и 14 марта 2001 г. соответственно, одобрен Советом Федерации 4 апреля 2001 г., однако отклонен Президентом РФ 18 апреля 2001 г.

Постановлением Государственной Думы от 16 мая 2001 г. № 1490-Ш ГД была образована специальная комиссия по данному закону. Однако никаких решений в рамках данной комиссии принять не удалось, и Постановлением Государственной Думы от 20 февраля 2004 г. № 115-1У ГД было принято решение согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации об окончательном отклонении данного проекта закона.

Такая же участь постигла и проект федерального закона «О программах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований», внесенный 44 депутатами Государственной Думы Федерального Собрания в 2005 г.

Этот законопроект был призван дополнить законодательство, определяющее функционирование системы местного самоуправления. Предла-

гаемый законопроект, в случае его принятия, создавал бы законодательную основу для обеспечения прав и гарантий, определяемых социальноэкономическим развитием муниципального образования, т. е. должен был обеспечить основу для реализации всех прав в будущем. Законопроект предлагал механизм реализации этих прав через систему мероприятий, объединенных общим названием «программа комплексного социальноэкономического развития муниципального образования».

Предлагаемый законопроект был направлен на создание правовой основы для организации процесса подготовки и исполнения муниципальных программ комплексного социально-экономического развития. В законопроекте устанавливалось несколько положений, обязательных для исполнения в процессе управления развитием муниципального образования.

1. Обязательность подготовки прогноза социально-экономического развития муниципального образования и муниципальной программы комплексного социально-экономического развития.

2. Участие хозяйствующих субъектов в подготовке и исполнении муниципальной программы комплексного социально-экономического развития.

3. Использование прогноза социально-экономического развития муниципального образования и муниципальной программы комплексного социально-экономического развития для целей государственного прогнозирования, планирования и управления развитием регионов Российской Федерации и социально-экономического развития Российской Федерации.

Предлагаемый законопроект имел:

- описание предмета, цели, задач и принципов государственного регулирования процессов муниципального развития;

- перечень основных субъектов, действия которых регулируются законом;

- требования к прогнозу социально-экономического развития и муниципальной программе комплексного социально-экономического развития;

- регламентацию участия хозяйствующих субъектов в подготовке и исполнении муниципальной программы комплексного социальноэкономического развития;

- регламентацию использования прогноза и программы для целей государственного прогнозирования, планирования и управления развитием;

- регламентацию вопросов финансового обеспечения подготовки и

исполнения муниципальной программы комплексного социально-

экономического развития.

Реализация данного законопроекта должна была привести к более эффективному использованию средств, используемых на развитие муниципальных образований, повышению обоснованности государственного прогнозирования и планирования, увеличению эффективности управления

развитием на региональном и федеральном уровне, привлечению дополнительных ресурсов для реализации проектов и программ регионального развития и федеральных целевых программ.

Таким образом, полноценного закона о программах социальноэкономического развития муниципальных образований на федеральном уровне пока нет. Тем не менее некоторая нормативная правовая база для создания программ социально-экономического развития уже существует.

Ряд конкретизирующих положений содержится в подзаконных актах Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 800-р было установлено, что координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, осуществляет Минэкономразвития России. Данным министерством был принят приказ от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» [3], которым был утвержден типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и было рекомендовано руководствоваться им при разработке региональных программ экономического и социального развития. Используя данный документ, можно по аналогии сформулировать подходы к созданию программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Автору представляется, что программы социально-экономического развития муниципального образования должны представлять собой комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами местного самоуправления на долгосрочный период в соответствии с типовым макетом программы социальноэкономического развития и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития муниципального образования.

Решение муниципальных проблем должно основываться на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации и Программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Приказом Минэкономразвития от 17 июня 2002 г. № 170 определен порядок анализа социально-экономического положения территории, который рекомендуется завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и должно составить основное содержание программы.

Особое внимание рекомендуется уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межмуниципальным связям с другими муниципальными образованиями. Для количественной характеристики основных проблем следует оценить обеспеченность важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т. д.).

Выявление основных проблем развития должно создать объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.

В том же приказе определены цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, требования к системе программных мероприятий, ресурсному обеспечению программы, а также подходы к оценке эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы, организации управления программой и контролю за ходом ее реализации, которыми необходимо руководствоваться как при разработке региональных планов стратегического развития, так и подготовке методических рекомендаций для муниципальных образований.

Речь идет о создании общедоступной методической базы по всему кругу вопросов стратегического планирования на региональном уровне в виде набора руководств по организации этой работы на местном уровне.

Таким образом, в настоящее время в России отсутствует единая система территориального планирования социально-экономического развития. Федеральные органы власти не обязаны разрабатывать стратегию развития страны, органы власти субъектов Федерации вправе не иметь своих стратегических программных документов, муниципальным образованиям может быть лишь рекомендовано разрабатывать стратегии и программы социально-экономического развития.

Практика показала, что разрозненные, концептуально не сопоставимые и не сведенные в единую систему юридических норм положения о разработке перспективных направлений развития страны, регионов и муниципальных образований не в состоянии решить важную общегосударственную задачу — повышение уровня и качества жизни населения.

В связи с этим необходимо разработать и принять федеральный закон, в котором четко обозначить все процедуры и механизмы разработки, принятия и использования в деятельности органов исполнительной власти различных уровней прогнозов, концепций и стратегий, программ комплексного социально-экономического развития территорий.

Библиографический список

1. О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 170.

The article examines the legal and regulatory framework, which regulates the development of programs of socio-economic development of municipalities in Russia

V.A.Zaparin

The analysis of normative legal base development of programs of social and economic development of municipal formations

The normative legal base regulating process of development of programs of social and economic development of municipalformations in the Russian Federation is analyzed.

Key words: the concept, forecasts, planning, formalization, the municipal program, the bill, realization

УДК 332.14

Д.Ю. Нефедов, аспирант, 8(4872)332480, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Представлена модель управления занятостью трудовых ресурсов, отражающая интересы ее участников, позволяющая изучить взаимосвязи и характер отношении между субъектом и объектом управления и показывающая, что эффективное государственное управление занятостью трудовых ресурсов приводит к согласованию целей субъектовуправления.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, регион, занятость, региональное управление трудом и занятостью.

Наиболее полно раскрыть содержание управления занятостью трудовых ресурсов на региональном уровне позволяет системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Сущность системного подхода заключается в раскрытии целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведении их в единую теоретическую картину. Его использование позволяет исследовать процессы, связи, взаимодействия в сложных, многоуровневых системах. Соблюдение принципов целостности, структурности, иерархичности и других базовых системных принципов позволяет наиболее полно учитывать политические, экономические, социальные и другие аспекты общественной жизни региона при принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления трудом и занятостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.