Научная статья на тему 'Состояние системы государственного управления финансами'

Состояние системы государственного управления финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1397
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткебучава Екатерина Бежановна

В статье рассмотрены правовые особенности управления финансами в современной экономике, новые условия управления российской финансовой системы и правовое регулирование системы государственного управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of the system of government finance management

The article describes legal aspects of financial management in the modern economy, new conditions of management of the Russian financial system and legal regulation of the system of state finance management.

Текст научной работы на тему «Состояние системы государственного управления финансами»

11. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

11.1. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Ткебучава Екатерина Бежановна, соискатель кафедры правового обеспечения управленческой деятельности, МГИМО (У) МИД РФ

[email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены правовые особенности управления финансами в современной экономике, новые условия управления российской финансовой системы и правовое регулирование системы государственного управления финансами.

Ключевые слова: управление финансовой системой, бюджетная система, рыночная экономика, нормативно-правовая база экономического

прогнозирования, социально-экономический прогноз, государственное планирование.

THE STATE OF THE SYSTEM OF GOVERNMENT FINANCE MANAGEMENT

Tkebuchava Yekaterina Ekaterina, applicant of legal support of management, MGIMO

[email protected]

Annotation: The article describes legal aspects of financial management in the modern economy, new conditions of management of the Russian financial system and legal regulation of the system of state finance management.

Keywords: financial system management, budget system, market economy, normative-legal base of economic forecasting, socio-economic outlook, state planning

Для функционирования современной экономики определяющее значение имеет система управления финансами. В процессе проведения экономических реформ, а именно перехода от плановоцентрализованной системы к рыночной экономике, сложилась российская система управления финансами. Директивно-административными

методами осуществлялось управление финансами в планово-централизованной экономике. Как такового не было финансового рынка и соответственно не возникали проблемы связанные с ним. Но все же в тот период некоторые элементы финансового рынка существовали, например, такие как выпуск государственных займов, сберегательные кассы для населения и т.д. Но ощутимого воздействия на саму экономику и тем более на деятельность финансовой сферы они не оказывали.

Без хорошо организованного управления финансовой системы и регулируемого финансового рынка не может цивилизованная экономика успешно, стабильно развиваться и функционировать.

На базе реальной экономике, которая производит материальные и духовные блага функционирует финансовая система и финансовый рынок. Поэтому исключительно важное значение в рыночной экономике приобретает управление финансами. Материально-вещественные пропорции зависят от финансовых пропорций, которые также оказывают

влияние на распределение материальных и нематериальных, т.е. другими словами реальных ресурсов. Также финансовые пропорции оказывают влияние на структурную перестройку и они ставят в зависимость от результатов экономического роста благосостояние населения [6].

Взаимоувязанный комплекс мер, институтов, в том числе финансовых институтов, которые обеспечивают эффективное и стабильное функционирование финансовой системы как в целом, так и ее отдельных звеньев, которые способствуют развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем понимают под системой управления финансами в современной рыночной экономике.

Ряд особенностей отличает управление финансами в современной экономике. Эти особенности заключаются в следующих основных моментах:

- возникли новые условия управления российской финансовой системы, которые были связаны с распадом Советского Союза и появления суверенитета у бывших союзных республик и атрибутов международного права. Произошел разрыв связи между республиками, которые входили в бывший Советский Союз, и с которыми была связана российская экономика через производственноэкономические и финансовые отношения [3];

- к новым рыночным условиям не была приспособлена прежняя планово-централизованная система. Поэтому система управления финансами и кредитно-денежной сферой в России была создана новая и относительно автономная. Эти новые условия были связаны с созданием Центрального Банка РФ, с развитием коммерческих банков и других финансовых организаций. Принцип федерализма и налоговая система легли в основу бюджетной системы.

- были установлены таможенные границы, которые появились также и между государствами, которые ранее были республиками в Советском Союзе;

- появление множества самостоятельных

институциональных структур в экономике было связано с приватизацией и разгосударствлением

общественной собственности (государственной и

колхозно-кооперативной), В свою очередь институциональные структуры получили финансовые ресурсы и на их основании возможность определять и вырабатывать собственные финансовые стратегию и тактику развития;

- начали складываться отдельные финансовоэкономические институциональные сферы. Для них характерна своя специфика в управлении финансами. Важная проблема в управлении финансами встала перед государством - это учет экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, которые по-своему статусу относятся к различным сферам экономической деятельности.

В следующих сферах экономической деятельности возникла необходимость учета особенностей управления финансами:

а) регламентация и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (т.е. предприятии, которые относятся

к реальному сектору экономики и производят материальные ценности и услуги);

б) подконтрольность деятельность финансовых и кредитных организаций;

в) управление финансами органов государственной и муниципальной власти;

г) контрольность за финансовой деятельностью коммерческих организаций, которые обслуживают население;

д) регулирование финансов домашних хозяйств, которые определяют благосостояние населения [1];

- очень неожиданным оказался переход для большинства предприятий нашей страны и регионов, в том числе и для большинства союзных республик, которые входили в состав СССР, к рыночному ценообразованию. В новых условиях рынка и рыночного ценообразования никто не был готов работать. От весьма неустойчивых рыночных цен стали зависеть финансовые показатели, а так же формирование финансовых ресурсов и их распределение. В зависимость от рыночных цен попали как федеральные, региональные органы власти, так и отдельные предприятия;

- у всех субъектов финансовой системы права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов существенно расширились;

- инфраструктура финансовых институтов рынка стала складываться в регионах. Инфраструктура финансовых институтов вписывалась в финансоворыночную систему России, но в тоже время они очень часто не соблюдали нормы законодательно-правового регулирования.

Ведущую роль в рыночной экономике играет государственное регулирование финансов. Но роль государства в финансовом регулировании в рыночной экономике сильно отличается от его функций в планово-централизованной экономике. Это связано с тем, что в рыночной экономике по другому устроена институциональная структура, организация финансов и связи между хозяйствующими субъектами в отличие от планово-централизованной экономики, которая базируется на административных методах управления. Для рыночной экономики характерно другая организация устройства государственной власти гражданского общества, где на уровне Конституции закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную [2].

Большая автономия Центрального банка РФ в вопросах монетарной политики, а также созданные институциональные структуры (коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др. финансовые организации) играют важную роль в регулировании финансов. Средства массовой информации играют роль сильной лоббирующей власти, несмотря на то, что они не могут участвовать в выработке и осуществлении финансовой политики или в финансировании, но они оказывают воздействие через средства печати, радио и телевидения на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.

Таким образом, весьма сложной оказывается государственная организация управления финансами в современном гражданском обществе. Определенное равновесие, сбалансированность взаимодействия между различными ветвями власти, безусловно, и в

части регулирования финансовой сферы и самой экономикой необходимы для государственной

организации управления финансами от которой зависит стабильность общественно-политической структуры общества и от взаимодействия между различными партийными организациями.

Эффективность государственного регулирования финансов зависит от развития рыночной экономики, которая в свою очередь зависит от функционирования финансовой системы и от того какое воздействия она оказывает на реальную экономику [8].

Целенаправленная деятельность государства,

которая связана с практическим использованием финансового механизма, понимается под управлением финансами. Специальные организационные структуры осуществляют эту деятельность. Такие функциональные элементы как финансовое

прогнозирование и планирование, оперативное

управление, финансовый контроль составляют содержание процесса управления финансами.

Научное обоснование текущего и будущего развития экономики, изменение в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечение необходимого предварительного контроля за образованием и использованием финансовых ресурсов все это лежит в основе финансового планирования и прогнозирования [4].

Определение реально возможного объема мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования, исследование возможного состояния финансов в прогнозируемом периоде, обоснование показателей соответствующих финансовых планов все это связанно с процессом финансового прогнозирования. Выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования способствует система финансовых прогнозов, так как они являются инструментом научного предвидения на макро- и микроуровнях. Финансовые прогнозы также являются инструментом вариантного анализа для получения дополнительной информации при выработке решений. Предвидеть формы и методы реализации финансовой политики, наметить возможные варианты развития финансовой системы органам управления финансами позволяют именно финансовые прогнозы. Экономические модели применяются при финансовом прогнозировании. Эти модели позволяют с определенной степенью вероятности описать изменения показателей в зависимости от различных факторов, которые оказывают влияние на финансовые процессы.

На государственном уровне необходимо создавать предпосылки эффективности прогнозирования так как это оказывает влияние на значимость экономических прогнозов как инструмента государственного планирования и управления. Создание нормативноправовой базы экономического прогнозирования является одной из важнейших предпосылок. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития РФ» [7]. На рассмотрении в Государственную Думу РФ в апреле 2000 г. был направлен проект Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации».

Этот проект не был утвержден Государственной Думой РФ, так как в феврале 2004 г. был снят с рассмотрения Государственной Думы на основании решения Президента РФ. Кроме указанного федерального закона нет других нормативно-правовых актов, которые регулировали экономическое

прогнозирование. Такое отсутствие иных нормативных актов затруднительно сказывается на единой методологии и организационной системы научно обоснованного государственного прогнозирования.

Оценивая как ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития РФ» может выполнять свою функцию по правовому обеспечению государственного прогнозирования можно отметить следующие моменты. В этом законе заложены цели разработки системы государственных прогнозов социальноэкономического развития РФ, а также ее содержание и общий порядок разработки.

В Законе о целях социально-экономических прогнозов говориться следующее:

1. Для принятия конкретных решений органами законодательной и исполнительной власти в области социально-экономической политики государства используют результаты социально-экономических прогнозов.

2.на основе прогнозов происходит разработка на долгосрочную перспективу:

A) концепций на долгосрочную перспективу

социально-экономического развития нашей страны;

Б) прогнозов на среднесрочную перспективу

социально-экономического развития нашей страны;

B) среднесрочных программ социально-

экономического развития нашей страны [7].

3. как обоснование проекта Федерального бюджета в Государственную Думу представляется вместе с другими документами социально-экономический прогноз на предстоящий год.

В п. 5 ст. 2 Закона оговорено какие моменты должен содержать представляемый в Государственную думу социально-экономический прогноз на предстоящий

год. Прогноз содержит количественные показатели и качественные характеристики развития

макроэкономической ситуации, экономической

структуры, внешнеэкономической деятельности, уровня и качества жизни, социальной структуры, научно-технического развития, динамики производства и потребления, экологической обстановки, системы здравоохранения, социального обеспечения и образования населения.

О временных интервалах разработки прогнозов социально-экономического развития в самом Законе указаны следующие периоды: долгосрочный (10 лет), среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (1 год) перспективы развития. Кроме временных интервалов как отличительный признак, прогнозы могут разрабатываться по сферам деятельности (внешне экономические, научно-технические, отраслевые, социальные и т.д.), а также по территориальному принципу, тогда они могут быть федеральные и региональные. Несколько вариантов прогнозов могут формироваться в зависимости от влияния внутренних и внешних факторов [5]. Разработка государственных прогнозов должна основываться на конкретном порядке, которые определяет Правительство РФ. Но среди опубликованных правительственных нормативно-правовых актов не удалось найти акт,

который бы закреплял порядок разработки государственных прогнозов.

Кроме определения периодов составления прогнозов в законе дается определения таким экономическим категориям, как «прогноз социальноэкономического развития», «концепция социальноэкономического развития», «программа социальноэкономического развития».

Процесс формирования основных документов по социально-экономическим программам и

прогнозированию закреплен в Законе. Не всем экономическим категориям, которые упоминаются в Законе, даны определения в ст. 1 Закона. В связи с этим можно сказать о некоторой неопределенности и неконкретности в определении понятий экономическим категориям. Например, в ст. 1 Закона нет определения таким понятиям как федеральные целевые программы, о которых говорится в п. 3 ст. 5 Закона, так же нет определения такой экономической категории как «государственное планирование социальноэкономического развития РФ» о которой говорится в ст. 5 Закона. Также не дано соотношения между понятиями как краткосрочный прогноз и федеральноцелевая программа. На наш взгляд, не совсем конкретно сформулирована ст. 5 Закона, которая называется «Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу». В этой статье содержится такое понятие как «планирование», но в тексте самой статьи оно не представлено.

Таким образом, можно сказать, что в законе утрачена связь между двумя понятиями как государственное прогнозирование и государственное планирование.

Список литературы:

1. Антонов В.А. Введение в государственное управление. Книга 2. Экономика и финансы. М.,ЗАО «Финстатинформ», 1998.-231 с.

2. Антонов В.А. Система государственного управления. Кн.3 Роль государства в экономике переходного периода. Учебное пособие. М.:ГУУ.М, 2000 - 103 с.

3. Государственное управление. Основы теории и организации: Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статут, 2000. - 912 с.

4. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы: учеб. - 2-е изд., М. Инфра-м: 2010. - 496 с.

5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 279 с.

6. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: Инфра-М, 2010. - 384 с.

7. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития РФ»//СЗ РФ. -1995. - № 30. - ст. 2871.

8. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005. — 379 с.

Reference list:

1. Antonov V.A. Introduction to Public Administration. Book 2. Economics and finance. Moscow, JSC "Finstatinform", 1998.-231 p.

2. Antonov V.A. System of government. Kn.3 role of the state in transition. Textbook. M. GUU.M, 2000 - 103 p.

3. Governance. Basic theory and organizations: Tutorial / Ed. VA Kozbanenko. - Moscow: The Statute, 2000. - 912 p.

4. Gryaznova A.G., Markina E.V., Sedov M.L. Finance: studies. - 2nd ed. M. Infra-m: 2010. - 496.

5. Forecasting and planning in a market: studies. aid for higher education /. Ed. T.G. Morozova, A.V. Pikulkina. - M.: UNITY - Dana, 2005. - 279 p.

6. Raizberg B.A. Public Administration, economic and social processes. Moscow: INFRA-M, 2010. - 384 p.

7. Federal Law of 20.07.1995 № 115-FZ "On State Forecasting and programs of socio - economic development of the Russian Federation" / / NW. - 1995. -№ 30. - Art. 2871.

8. Chirkin V.E. The system of state and municipal government. M. Yurist, 2005. - 379 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ткебучавы Е. Б. «Состояние системы государственного управления финансами»

Трудно не согласиться с автором рецензируемой работы, что для функционирования современной экономики определяющее значение имеет система управления финансами. В процессе проведения экономических реформ, а именно перехода от планово-централизованной системы к рыночной экономике, сложилась российская система управления финансами. Директивно-административными методами осуществлялось управление финансами в планово-централизованной экономике. Как такового не было финансового рынка и соответственно не возникали проблемы связанные с ним. Но все же в тот период некоторые элементы финансового рынка существовали, например, такие как выпуск государственных займов, сберегательные кассы для населения и т.д. Но ощутимого воздействия на саму экономику и тем более на деятельность финансовой сферы они не оказывали.

Как справедливо отмечает Е.Б. Ткебучава, без хорошо организованного управления финансовой системы и регулируемого финансового рынка не может цивилизованная экономика успешно, стабильно развиваться и функционировать.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Доцент кафедры гражданского права

Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский

государственный университет имени Г.Р. Державина»,

К.ю.н., доцент

Р.В. Пузиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.