А.Е. Сатунина, Л.А. Сысоева
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДА К СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Описаны ключевые начальные точки и сценарии перехода к сервис-ориентированной архитектуре (СОА) информационных систем. Обоснованы преимущества использования СОА в информационной системе университета. Приведена модель информационной системы университета на основе СОА.
Ключевые слова: сервис-ориентированная архитектура (СОА), архитектура информационных систем.
Введение
В последние годы в сфере разработки корпоративных информационных систем растет интерес к использованию сервис-ориентированной архитектуры (СОА), появление которой в значительной мере вызвано широким использованием процессной модели управления предприятием / учреждением и тенденцией к усилению взаимосвязи ИТ и бизнеса.
С точки зрения ИТ существует два основных подхода к созданию автоматизированных систем управления предприятием / учреждением. Первый - это внедрение единого комплексного решения от одного вендора, которое полностью или в достаточной степени удовлетворяет всем потребностям предприятия. Второй подход -применение композитной архитектуры, в которой функционал системы формируется за счет разнородных ИТ-приложений.
Внедрение комплексных БИР-решений, начавшееся в 1990-х годах, выявило ряд проблем монолитных решений:
- трудности в развитии и модификации ИТ-систем в условиях быстрого изменения бизнес-потребностей заказчиков и требований рынка;
© Сатунина А.Е., Сысоева Л.А., 2011
- задачи автоматизации предприятий стали охватывать не только внутренние бизнес-процессы, но и внешние, поэтому создание единого комплексного решения вызывает технические сложности.
В результате все большее количество разработчиков стало рассматривать композитную архитектуру как наиболее отвечающую современным требованиям. Появившаяся несколько лет назад концепция COA обозначила новый этап в развитии композитного подхода.
Новизна СОА заключается в следующем:
- новый подход к интеграции приложений на основе стандартов;
- новый подход к модификации и развитию функциональности информационных систем на основе использования более высокоуровневых компонент - сервисов;
- предоставляет возможность на основе ИТ-сервисов создавать новые бизнес-процессы и модернизировать существующие;
- реализовывает взаимосвязь СОА и технологий BPM.
Отличие сервисов от программных компонентов проявляется в
следующих подходах:
- каждый сервис всегда ассоциируется с конкретной бизнес-функцией, в то время как компоненты относятся к технологической категории архитектуры программного обеспечения;
- сервисы могут быть реализованы в виде достаточно сложных программных комплексов, т. е. сервис отражает не способ его программной реализации, а только лишь способ его использования;
- формирование сервисов проводится с учетом потребностей бизнеса, а выделение программных компонентов было исключительно задачей разработчиков программного обеспечения.
Итак, можно рассматривать СОА как подход к интеграции бизнес-процессов и поддерживающей их ИТ-инфраструктуры в форме безопасных и стандартизированных компонентов (сервисов), которые можно использовать многократно и комбинировать для адаптации к изменяемым приоритетам бизнеса1.
Внедрение сервис-ориентированной архитектуры дает новые возможности как для ИТ, так и для бизнеса. С позиций информационной стратегии СОА предоставляет следующие преимущества:
- гибкость и адаптируемость приложений за счет проектирования систем на основе стандартов и сервисов;
- сокращение времени разработки за счет повторного использования сервисов;
- способность к взаимодействию в гетерогенной среде;
- сокращение затрат на ИТ-инфраструктуру;
- улучшение согласованности ИТ-активов с бизнес-целями;
- повышение окупаемости благодаря уменьшенной стоимости реализации за счет внедрения стандартов, повторного использования и интеграции с внешними участниками бизнес-процессов.
Использование СОА дает следующие преимущества для бизнеса:
- сокращение времени адаптации к изменениям внешней среды;
- выявление неэффективных участков в бизнес-процессах;
- окращение стоимости и затрат на интеграцию ИТ-приложений;
- соответствие обеспечения бизнес-целей информационными ресурсами и технологиями;
- повышение независимости ИТ-инфраструктуры от изменений организационной структуры;
- реализация более эффективных процессов за счет стандартов и повторного использования ИТ-средств;
- обеспечение гибкости бизнес-деятельности как при внутреннем взаимодействии, так и при совместной деятельности с внешними участниками бизнес процессов.
Модели перехода к СОА
В случае если предприятие / учреждение приняло решение о целесообразности перехода к СОА, то необходимо выбрать соответствующий подход к реализации данной задачи. Многие ведущие компании, занимающиеся разработкой ПО для СОА, предлагают определенные подходы и методики осуществления перехода к СОА.
Компания IBM2 для быстрого и эффективного перехода к СОА выделяет в организации три ключевые бизнес-ориентированные стартовые точки - люди, процессы, информация и две ключевые стартовые точки с ИТ-позиций - соединение и повторное использование. Организация может выбрать ту точку входа, которая наиболее готова к внедрению СОА, и сконцентрировать наибольшие усилия на ней, не игнорируя тем не менее остальные точки входа.
Стратегия внедрения СОА с точки входа, ориентированной на удовлетворение потребностей пользователей и их совместную деятельность (точка входа - люди), может помочь решить следующие задачи:
- повысить производительность и эффективность совместной работы сотрудников за счет их взаимодействия в контексте бизнес-процессов;
- унифицировать доступ к множеству приложений и источников информации;
- повысить возможности интеграции бизнес-процессов за счет описания логики потока работ независимо от применяемых сервисов и бизнес-логики.
Внедряя СОА с точки входа, ориентированной на бизнес-деятельность (точка входа - процессы), организация может оптимизировать процессы на предприятии, повысив их эффективность и гибкость, а также улучшить управление бизнес-процессами. Такая стратегия внедрения помогает:
- оптимизировать процессы;
- быстрее реагировать на изменения внешней среды;
- быстрее внедрять новые процессы;
- повысить координацию совместной деятельности с позиций процессов;
- повысить окупаемость инвестиций;
- обеспечить согласованность бизнес-целей и задач ИТ.
Внедряя СОА с точки входа, ориентированной на информационное обеспечение (точка входа - информация), организация может улучшить доступность и согласованность информации, возможность ее совместного использования. Данная стратегия внедрения позволяет:
- собрать данные и сделать их доступными;
- обеспечить доступ к источникам гетерогенных данных внутри и вне организации;
- отделить источники информации от приложений;
- снизить затраты, связанные с доступом к данным и их преобразованием;
- повысить адаптируемость организации за счет предоставления повторно используемых информационных сервисов.
Внедрение СОА с точки входа «повторное использование», которая ориентирована на информационные технологии, позволяет организации повторно использовать, расширять, улучшать и создавать рабочие процессы. Использование данной точки входа может помочь:
- создавать гибкие, сервис-ориентированные приложения;
- сокращать стоимость и уменьшать время разработки ИТ-приложений;
- уменьшать объем создаваемого нового кода;
- использовать существующие внешние сервисы вместо разработки собственных;
- устранить дублирование процессов.
Внедрение СОА с точки входа «соединение», которая также ориентирована на информационные технологии, предоставляет организации возможности по упрощению информационной среды для объединения людей, процессов и информации. Эта стратегия помогает:
- создавать защищенные, надежные и масштабируемые подключения внутри организации и вне ее;
- гарантировать передачу информации по различным протоколам внутри и вне организации;
- эффективно выполнять внутренние и внешние бизнес-процессы корпоративного уровня;
- формировать доверительные отношения между партнерами;
- реализовывать совместную работу пользователей независимо от каналов или устройств.
Для каждой точки входа предлагается сценарий или определенный подход к внедрению СОА (рис. 1).
Особенности ИТ-среды вуза
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, который требует организации и управления разнообразным спектром информационных ресурсов и систем.
В качестве основных компонентов ИТ-среды вуза, которые определяют уровень информатизации образовательного учреждения, выступают: системы электронного управления образовательной деятельностью; электронный портал; электронные библиотеки; системы дистанционного обучения (СДО); системы электронного документооборота (СЭД); системы управления организационной деятельностью; системы управления экономической деятельностью; системы автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; аналитические системы управления деятельностью вуза.
Специфика ИТ-среды вуза проявляется в следующих аспектах.
1. Практически всем вузам присуща фрагментарная, или «лоскутная», автоматизация по отдельным направлениям. Одна из причин - образовательному учреждению свойствен достаточно широкий спектр задач и видов деятельности (от производственно-хозяйственных процессов до ведения образовательного процесса на базе современных онлайн-технологий), который невозможно охватить одной корпоративной информационной системой. В вузах до сих пор сохраняется потребность в специализированных прикладных системах.
Потребности Сценарий: «Информация как сервис»: бизнеса - простой информационный сервис
- интеграция: децентрализованный сбор данных
- консолидация: управление разрозненными элементами информации
- стандартизированные данные и форматы
- централизованное управление данными
- интеграция контента
Процессы
Сценарий: «Упрамение бизнес-процессами»:
- моделирование бизнес-процессов
- анализ и мониторинг деятельности
- управление контентом
- бизнес-правила
- коллективная работа
Потребности ИТ Повторное
использование
Сценарий «С^дание сервиса»:
- создание нового сервиса
- представление существующих
приложений как сервисов
- представление существующих приложений с сервисными компонентами
- использование сервисов провайдеров
Сценарий: «Сервисы организации взаимодействия и Информация совместной работы»:
- вызов сервисов
- интеграция бизнес-процессов
- управляемый клиент Люди
Соединение
Сценарий «С^щинение»:
- соединение поставщиков и потребителей сервисов
- соединение приложений на основе открытых стандартов
- безопасное соединение с внешними потребителями
- регистрация сервисов в реестре
- мониторинг и управление сервисами
Сценарий «Моделирование и проектирование»:
- согласование модели бизнеса и архитектуры ИТ-решения - сервис-ориентированное моделирование и разработка архитектуры (ЭОМА)
Сценарий «^министрирование»:
- управление жизненным циклом БОА - оценка и измерение эффективности сервисов и БОА - высокоуровневое определение бизнес-сервисов - управление мониторингом и изменением сервисов
Сценарий «Безопасность»:
- безопасность композитных сервисов
- безопасность использования
внутренних и внешних сервисов
- мониторинг и контроль за
безопасностью - выполнение политик и соглашений
Сценарий «Управление»:
- устанавливает и обеспечивает процессы разработки и эксплуатации СОА
- определяет политики, процессы и инструменты для
контроля за сервисами (кто владеет, юо может использовать, когда может быть востребован)
Рис. 1. Ключевые стартовые точки и сценарии для перехода к СОА
2. Образовательным учреждениям свойственна гетерогенная информационная среда, что связано с использованием значительного числа информационных систем и баз данных, созданных в разное время различными разработчиками на разнородных технологических платформах.
3. Уровень интеграции информационной среды невысок, и информация, хранящаяся в различных системах, либо частично дублируется, либо, наоборот, бывает неполной.
4. Ограниченные возможности в сфере финансирования развития ИТ-инфраструктуры. Данный факт являлся одной из причин того, что комплексные БИР-системы, появившиеся в середине 1990-х годов, практически не были востребованы в вузах, так как малое количество организаций могли себе позволить радикальное обновление программного обеспечения.
5. Низкий уровень использования аналитических систем поддержки принятия решений, одна из причин - отсутствие возможности получать консолидированные данные из нескольких источников.
6. Достаточно невысокая степень автоматизации в вузах собственно учебного процесса. Информатизация вуза в первую очередь затронула обеспечивающие подразделения (бухгалтерию, кадры, финансы и т. д.).
7. Образовательной сфере характерна динамичность как внутренней, так и внешней среды. В связи с этим от информационных систем требуется высокая гибкость и адаптируемость к изменяющимся требованиям.
8. Образовательная деятельность вузов всегда связана с иннова-ционностью, что требует постоянного обновления ИТ-инфраструктуры вуза, а также включения и поддержки различных современных ИТ-технологий.
9. Невысокий уровень унификации бизнес-процессов образовательной деятельности. В каждом вузе они имеют свою специфику, что требует достаточно большой гибкости от ИТ-инфраструктуры вуза, чтобы соответствовать требованиям каждого образовательного учреждения.
Изменения в образовательной сфере, происходящие на федеральном, межвузовском и внутривузовском уровнях, выдвигают следующие требования к информационной системе образовательного учреждения:
- информационная система вуза в течение всего жизненного цикла должна быть изменяемой и адаптируемой к новым условиям и формам деятельности;
- новые компоненты информационной системы вуза должны легко и быстро интегрироваться в имеющуюся ИТ-инфраструктуру вуза;
- необходимо создать единое информационное пространство вуза, в котором эффективно взаимодействуют ранее внедренные и новые программные системы, независимо от их технологических платформ и средств разработки.
Одним из подходов к созданию современной информационной системы вуза, удовлетворяющей вышеперечисленным требовани-
ям, является использование методологии сервис-ориентированной архитектуры. Модель подхода к построению информационной системы вуза на основе СОА приведена на рис. 2. В такой модели ИТ-приложение или его часть является сервисом, который взаимосвязан с бизнес-процессом. В данном случае СОА можно рассматривать как концепцию создания и интеграции отдельных корпоративных приложений, задача которой - повысить гибкость корпоративной инфраструктуры, снизить затраты на разработку приложений и увеличить скорость реагирования на меняющиеся требования внешней среды.
Бизнес-
сервисы
Организационно-экономическая Виды деятельности Производственно-хозяйственная
Образовательная деятельность Научно-исследовательская
ИТ-
инфраструкгура
ОС Программные Сервера Lr^ -4I Сервера
платформы БД j| приложений
Рис. 2. Модель подхода к построению информационной системы вуза на основе СОА
Заключение
Использование сервис-ориентированной архитектуры для формирования современной композитной информационной системы вуза является одним из подходов к решению тех проблем, которые свойственны ИТ-среде вуза. СОА позволяет сохранить уже вложенные инвестиции и успешно функционирующие приложения, интегрировать их и облегчить расширение функциональных возможностей информационной системы за счет подключения новых сервисов.
Примечания
См.: Биберштейн Н., Боуз С., Джонс К., Фиаммант М., Ша Р. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (SOA): ценность для бизнеса, планирование и план развития предприятия: Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. 256 с.
См.: Beucker A., Ashley P., Barrett M., Lu Ming, Muppidi S., Readshaw N. Understanding SOA Security. IBM International Technical Support Organization. 2007. P. 502.
2