Научная статья на тему 'Подход к проектированию безопасности в сервис-ориентированных архитектурах'

Подход к проектированию безопасности в сервис-ориентированных архитектурах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC-ND
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS SECURITY / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА (СОА) / SERVICE ORIENTED ARCHITECTURE / ИТ-УСЛУГИ / IT SERVICES / SECURITY IN SOA-SYSTEMS / БЕЗОПАСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ / INFRASTRUCTURE SAFE MANAGEMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИТ-СЕРВИСАМИ / SECURITY OF INTERRELATIONS BETWEEN IT SERVICES / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / SECURITY MANAGEMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ В СОА-СИСТЕМАХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сатунина Анна Евгеньевна, Сысоев Александр Сергеевич

Статья посвящена проблемам обеспечения безопасности функционирования корпоративных информационных систем (КИС) сервис-ориентированной архитектуры (СОА). Рассматриваются подходы к обеспечению безопасности как отдельного вида ИТ-сервиса КИС, обусловленные особенностями информационных систем сервис-ориентированной архитектуры. Перечислены и охарактеризованы процессы обеспечения информационной безопасности, требующие системного анализа и оценок взаимосвязей с другими ИТ-сервисами КИС на всех стадиях жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сатунина Анна Евгеньевна, Сысоев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approach to security design in service oriented architectures

Article is devoted to the safety problems of corporate information systems (CIS) based on service oriented architecture (SOA). Approaches to safety, as separate kind of IT Service of the CIS, caused by SOA information systems features are considered. Processes of information security maintenance, demanding the system analysis and estimations of interrelations with other IT Services of CIS at all stages of life cycle are listed and characterized.

Текст научной работы на тему «Подход к проектированию безопасности в сервис-ориентированных архитектурах»

1А.Е. Сатунина, А.С. Сысоев

ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫХ АРХИТЕКТУРАХ

Статья посвящена проблемам обеспечения безопасности функционирования корпоративных информационных систем (КИС) сервис-ориентированной архитектуры (СОА). Рассматриваются подходы к обеспечению безопасности как отдельного вида ИТ-сервиса КИС, обусловленные особенностями информационных систем сервис-ориентированной архитектуры. Перечислены и охарактеризованы процессы обеспечения информационной безопасности, требующие системного анализа и оценок взаимосвязей с другими ИТ-сервисами КИС на всех стадиях жизненного цикла.

Ключевые слова: безопасность корпоративной информационной системы, сервис-ориентированная архитектура (СОА), ИТ-услуги, безопасность в СОА-системах, безопасное управление инфраструктурой, безопасность взаимосвязей между ИТ-сервисами, управление безопасностью.

Одной из актуальных проблем внедрения и функционирования современных корпоративных информационных систем на предприятиях является обеспечение непрерывности бизнеса. Управление непрерывностью бизнеса становится одной из важных задач функционирования корпоративных информационных систем предприятий (КИС)1. Современная среда бизнеса - это динамически изменяющаяся среда, поэтому эффективность деятельности предприятий все в большей степени зависит от скорости реакции на изменения требований.

При использовании традиционного подхода к проектированию бизнес-процессов для каждого элемента организационной системы, функционирующего изолированно, строятся модели бизнес-процессов с описанием используемых на каждом шаге ИТ-приложений. При этом каждый бизнес-процесс имеет свои собственные компоненты, реализующие определенные бизнес-действия, которые зачас-

© Сатунина А.Е., Сысоев А.С., 2010 280

тую совершенно невозможно использовать с небольшими изменениями в других бизнес-процессах и организационных элементах.

В КИС предприятий сервис-ориентированной архитектуры2 прикладные задачи (функции) предприятия, подлежащие автоматизации, преобразуются в совокупность бизнес-процессов, а бизнес-процессы в свою очередь - в сервисы (ИТ-услуги, которые призвана оказывать создаваемая корпоративная информационная система). Каждый сервис имеет своего заказчика и поставщика и может планироваться и управляться. Выделенные сервисы включают определенные бизнес-процессы, но уже с более гибкой формой поведения, реализации и управления.

Цель сервисного подхода к проектированию бизнес-процессов -создание общей бизнес-логики процессов, что дает возможность повторного использования сервисов, которые могут быть выполнены наиболее соответствующими элементами системы, несмотря ни на какие организационные границы.

Создание гибких бизнес-процессов в КИС предприятий СОА обеспечивается следующими положениями3:

- фокус при разработке приложений смещается на выполнение общей бизнес-логики, а не на то, как отдельные компоненты будут взаимосвязаны между собой, т. е. задача заключается в том, чтобы определить, какие сервисы и в какой взаимосвязи наиболее эффективно использовать для реализации бизнес-процессов;

- сервисы могут замещаться эквивалентными сервисами в зависимости от требований;

- сервисы и бизнес-функции могут предоставляться внутренними и внешними поставщиками;

- изменение формы соединения сервисов: переход от прямого соединения между сервисами к соединению через промежуточный слой - сервисную инфраструктуру, что повышает гибкость соединений между сервисами.

Для ИТ-приложений, построенных согласно СОА принципам, безопасность функционирования корпоративной информационной системы становится еще более критичной. Реализация каждого ИТ-приложения в рамках всей системы предусматривает выполнение соединений часто между несвязанными сервисами и ИТ-приложениями, относящимися к различным организационным структурам. Подобная среда нередко является достаточно незащищенной, уязвимой и ограниченной с точки зрения безопасности. В этом случае система безопасности в КИС-предприятиях может быть представлена как многоуровневая система: безопасность на уровне отдельного сервиса, на уровне сервисной инфраструктуры, на уровне взаимодействия сервисов.

Рис. 1. Обобщенная схема уровней безопасности сервисов в ИС сервис-ориентированной архитектуры

Защита информации - вопрос комплексный, предусматривающий решение следующих задач4:

- идентификация клиента (пользователя либо агента) в системе;

- проверка прав доступа к защищаемым данным в рамках общезначимого (системного) контекста безопасности;

- шифрование трафика между клиентами и сервисами информационной системы;

- обеспечение целостности данных.

Безопасность в СОА достаточно хорошо структурирована на уровне описания сервисов. На уровне реализации она реализуется тем же образом, что и любая безопасность в любой другой архитектуре, поэтому «опасность» серверов может быть равна «опасностям» способов реализации5. То есть «опасности», например цифровой подписи, зависят от алгоритма подписи, а не от архитектуры самой СОА.

При разработке безопасности сервисов необходимо учитывать следующие аспекты:

- безопасность в СОА-системах должна быть основана не только на соблюдении моделей, установленных в сценариях и функциональных требованиях, но и должна динамически перестраиваться в соответствии с изменяемыми требованиями, то есть модели безопасности должны быть взаимосвязаны с требованиями;

- необходимо иметь динамические доверенности (обязательства) для взаимосвязей с партнерами, заказчиками, клиентами, служащими, основанные на опыте взаимодействия с ними в длительный период времени;

- сфера ответственности не должна жестко регламентировать правила поведения внутри сервисов, но должна быть способна обеспечивать жесткие требования безопасности через политику управления инфраструктурой и взаимосвязями между сервисами.

Для создания безопасного управления инфраструктурой и взаимосвязями между сервисами необходимо описать и проанализировать методы и технологии, связанные с реализацией следующих процессов:

- идентификация пользователей и сервисов;

- подключение к ИТ-приложениям других организаций на основе транзакций в режиме реального времени;

- функционирование композитных приложений (контроль безопасности должен выполняться как на уровне отдельного сервиса, так и на уровне комбинаций сервисов);

- управление безопасностью через цепочки различных ИТ-приложений;

- защита данных при передаче и хранении;

- соответствие изменяющихся требований корпоративным, отраслевым и государственным стандартам и регламентам;

- управление безопасностью на всех этапах жизненного цикла создания сервисов.

Идентификация пользователей и сервисов играет ключевую роль при переходе к сервисным архитектурам.

Например, пользователь, работая в корпоративной ИТ-среде, использует различные ID: Desktop ID, Notes ID, SAP ID, VPN ID, Corporate Travel ID, Online Bank Account, Financial Services Account, Provider ID и др.

В этом случае возникает ряд проблем:

- каждое приложение привносит свой собственный ID;

- каждый ID не работает с другим ID;

- каждый ID повышает сложность идентификации;

- каждый ID добавляет соответствующие бизнес-риски.

В СОА идентификация сервисов выполняется в инфраструктуре, которая реализует посреднические функции, чтобы сервисы могли легко соединяться друг с другом без опасений о том, как представить и передать пользовательские идентификационные данные от одного сервиса к другому.

Очень маловероятно, что идентификация пользователей будет выполняться одинаково во всех сервисных компонентах в течение бизнес-процесса, который охватывает различные организации. Поэтому необходимо использование идентификационных сервисов, которые смогут вычислить идентификаторы обращающегося поль-

зователя (сервиса), подтвердить, что он авторизован выполнять запрашиваемые операции, и передать эти данные целевому сервису. Целевой сервис может понять и использовать идентификационные данные пользователя или сервиса, выполняющего запрос.

Управление безопасностью пронизывает все аспекты жизненного цикла сервис-ориентированного приложения.

Фаза «Моделирование» - определение корпоративной политики безопасности, построение модели требований безопасности и модели безопасности приложений.

Фаза «Проектирование/разработка» - определение политик безопасности приложений, реализация и тестирование безопасности приложений.

Фаза «Развертывание» - конфигурирование инфраструктуры для обеспечения безопасности приложений; безопасная интеграция людей, процессов и информации.

Фаза «Управление» - управление безопасностью приложений, управление идентификацией, мониторинг за реализацией требований безопасности в ходе выполнения процессов.

В информационных системах, построенных на принципах СОА, присутствуют проблемы обеспечения безопасности сервисов, к которым применяются практически все ее составляющие: идентификация, аутентификация, авторизация, конфиденциальность, целостность, аудит и согласование, политики управления и доступности.

Примечания

1 Задорожный В. Управление непрерывностью бизнеса - это не процесс, это культура // Intelligent Enterprise / Russian Edition. Корпоративные системы. 2008. № 16 (191). С. 30.

2 См.: Understanding SOA Security // IBM International Technical Support Organization. 2007.

3 Шепелявый Д. Information Security // Информационная безопасность. 2008. № 1. С. 28-29.

4 Там же.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.