№ 1 (37) 2012
В. В. Дик, докт. экон. наук, профессор МФПУ «Синергия», г. Москва А. В. Затеса, директор по развитию ООО «Аcceleration», г. Москва
Применение нечетких моделей при выборе способа приобретения информационной системы
Как правильно организовать выбор информационной системы? Какой способ приобретения предпочесть в условиях аренды бизнес-процессов и применения сервис-ориентированных архитектур и почему? Этим актуальным вопросам разработки ИТ-стратегии компании посвящена настоящая статья.
Введение
Глобальные изменения, которые произошли в общественно-политической и социально-экономической сферах за последние годы, серьезно трансформировали конъюнктуру мирового рынка и российского рынка, в частности. Результатом стало усиление конкурентной борьбы между компаниями в условиях динамичных изменений во внешней среде. Применение информационных систем в компаниях обеспечивает такой уровень поддержки бизнеса, который определяет его поступательное развитие в рамках адаптации к внешним изменениям на рынке и формирует конкурентные преимущества компании. Таким образом, вопрос выбора информационной системы (ИС) становится для предприятия стратегическим. ИТ-инструментарий — это инструмент решения задач предметной области, поэтому направленность действия и его сила могут сделать информационные технологии (ИТ) деструктивной силой (при неудачном выборе стратегии автоматизации), но могут (и должны) создать новые возможности для развития предприятия. Важным фактором, влияющим на результативность ИС, является модель, по которой работает предприятие — продуктовая (когда все необходимое производится на предприятии) или проектная (когда доминируют специализация, проектный подход и аутсорсинг).
ИТ-аутсорсинг — актуальный способ приобретения ИС
Аутсорсинг (использование ресурсов сторонних организаций в процессе обеспечения собственной деятельности) обычно имеет следующие цели:
• снижение издержек;
• сокращение сроков выполнения работ (при загруженности штатных ИТ-сотрудников);
• решение задач автоматизации при невозможности выполнения этого штатными ИТ-сотрудниками.
При использовании модели аутсорсинга появляется возможность сосредоточиться на главном (основном направлении деятельности), получить помощь в реинжиниринге и реорганизации, повысить качество обслуживания клиентов, получить доступ к новейшим техническим знаниям, к новым технологиям и инструментам, применить опыт и наработки профессионалов. Использование соглашения о качестве услуг (SLA)1 конкретизирует отношения сторон. Одновременно аутсорсинг дает возможность использовать выходящие из моды продукты и избе-
1 Соглашение об уровне предоставления услуги (Service Level Agreement) — термин методологии ITIL (Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий), обозначающий формальный договор между заказчиком услуги и ее поставщиком. — Прим. ред.
№ 1 (37) 2012
жать обучения ИТ-сотрудников, уменьшив себестоимость разработки ИС. Важным является и диверсификация рисков, и возможность точного расчета стоимости ИТ-проекта, при этом штат ИТ-сотрудников остается неизменным. Однако диверсификацию рисков дополняют риски самого аутсорсинга. К ним относятся риски нестабильности подрядчика (надежность компании, финансовая устойчивость и т. д.), снижения качества услуг и роста цены (доверие к подрядчику может не оправдаться, а рост затрат увеличиваться при изменении бизнеса), утери конфиденциальности. В особенности это актуально в SaaS-аутсорсинге (Software as a Service). Есть и ограничения для ИТ-аутсорсинга — нельзя взять в аренду (аутсорсинг) стратегические или конкурентные преимущества, личные контакты с клиентами, ну и, наконец, штатные сотрудники могут уйти Ц с предприятия, потеряв мотивацию. К Если не говорить об аутсорсинге раз-
5 работок ИС, то ИТ-аутсорсинг — это либо § ASP (Application Service Providing), либо аут-§ сорсинг бизнес-процессов по модели SaaS | (Software as a service). Можно считать, что
6 ASP — прообраз SaaS. Есть даже мнение, Л что SaaS — та же модель, но с новым назва-§ нием, взятым из маркетинговых соображе-й ний. Но скорее следует говорить о том, что § SaaS — это реализации ASP на новом тех-§ нологическом и бизнес-уровне, выделив при та этом несколько моментов.
g SaaS в отличие от ASP, ориентированной g на крупных клиентов, нацелена на средний ¡1 и малый бизнес. К тому же SaaS-поставщик з должен решать вопросы интеграции своего « сервиса в ИТ-систему заказчика и заинтере-^ сован в повышении эффективности своей Ц внутренней работы. У этой модели есть мно-5 го преимуществ:
g • использование ИС возможно сразу по-¡2 сле заключения договора и оплаты; | • обслуживание и эксплуатация ИС осу-sg ществляется подрядчиком; sg • при проблемах с ИС на предприятии | (при переездах или ремонте помещений) ра-§ бота ИС не прерывается;
• внедрение заключается в обучении персонала, не требуются первоначальные инвестиции.
Модель SaaS как альтернатива локальной установке ИС на площадке заказчика или ASP использует интернет-доступ и режим multi-tenant (множественная аренда). Один экземпляр ИС используется для одновременного обслуживания нескольких заказчиков. SaaS-провайдер берет на себя полную ответственность за масштабируемость сервиса, в том числе развертывание, управление и поддержку ИС на всех этапах ее жизненного цикла. SaaS представляет собой такую форму продажи ИТ, при которой поставщик приложения не только создает его, но и предоставляет потребителям доступ к программному обеспечению через Интернет в виде аренды не приложения, а готового бизнес-процесса, за использование которого он платит абонентскую плату. Ее размер зависит от объемов обработки данных арендованным приложением. SaaS представляет клиенту не ИС в целом, а реализацию бизнес-процессов. И если ASP ориентирован на крупных корпоративных клиентов, то SaaS благодаря широкополосному Интернету — на любого корпоративного пользователя. При этом SaaS-поставщик обеспечивает интеграции сервиса в ИС заказчика. Потребителю по большому счету безразлично, на каком именно продукте он работает. Пользователя интересуют потребительские свойства процесса и результат обработки данных, которую он заказал. К тому же техническое обеспечение и само приложение обслуживается поставщиком и понятно для потребителя.
Установка ИС в организации не требуется, т. е. меняется трактовка жизненного цикла ИС и, таким образом, совокупная стоимость владения, ее структура. Не возникают затраты на приобретение железа (например серверов), вообще платформы для установки ИС, не нужно приобретать сам продукт, не требуется и поддержка эксплуатации (сопровождение), ее берет на себя постав-
№ 1 (37) 2012
щик приложения (как и ИТ-риски). Затраты на развитие продукта и всей ИТ-инфраструктуры тоже отсутствуют.
При внедрении нет необходимости его детального планирования, программирования. При этом существует возможность одновременной настройки и использования ИС совместно с клиентом, а за счет раннего начала эксплуатации снижаются риски ошибок проекта.
При эксплуатации приложения клиент может быстро адаптировать ИС при изменении бизнеса и оперативно получает обновления.
Модель совокупной стоимости владения для SaaS-приобретения ИС должна включать операционные, интеграционные и тран-закционные расходы. Таким образом, под совокупной стоимостью владения понимается сумма прямых, косвенных и прочих затрат, которые несет владелец системы за период ее жизненного цикла. В совокупности они включают затраты на приобретение информационной системы, на оборудование и программное обеспечение, а также на обновление. Затраты на эксплуатацию включают: управление задачами (ИС и сетью); поддержку работоспособности системы и разработку инфраструктуры и бизнес-приложений. К прочим затратам относятся создание сетевых коммуникаций (удаленный доступ, Интернет, клиентский доступ), управление и поддержка эксплуатации и сопровождение.
Хорошим примером SaaS-услуг является электронная почта, при использовании которой потребителю принадлежит лишь информация, хранящаяся у поставщика услуг. Но при общей эйфории по поводу SaaS-услуг следует отметить, что наиболее распространенный вид приложений — ERP используется в виде аренды бизнес-процессов менее всего, а вот аренда антивирусных приложений, CRM, СЭД, складской учет, системы управления проектами и системы совместной работы в SaaS в России уже прижились. Первый проект по модели SaaS компания «АйТи» (www.it.ru) выполнила
«а
весной 2007 г., предоставив доступ к CRM- g системе. В июле 2008 г. появилась аренда $ HRM-системы «БОСС-Кадровик». ^
Реализация SaaS связана с использованием различных архитектурных и технологических инструментов. Программно- ^ техническая основа SaaS — облака. Облачные вычисления представляют собой набор различных ИТ, которые в очередной раз как-то неожиданно «слепились» в новую концепцию обработки данных. Из-за этой инновационности и открывающихся перед нами необъятных далей повышения эффективности вычислительного процесса, о которых так много говорят, темы облаков, а также виртуализации оказались слишком популярными, и, как всегда (вспомним ERP2 или ВРМ), появилось мнение, что в понятии cloud computing больше маркетинга, нежели технологий [3]. Так, 8% CIO 2и 2% СЕО3 считают, что это новая маркетинговая хитрость.
Одним словом, перспектива использования пары SaaS — облака для новых возможностей еще более усложняет задачу выбора способа приобретения ИС и оценки его эффективности.
Сервис-ориентированная архитектура
На технологию аренды бизнес-процессов может накладываться специфика сервис-ориентированной архитектуры. Реализация SaaS может быть связана с сервис-ориентированной архитектурой (TOA). По прогнозам компании AMR Research, к 2012 г. 77% компаний будут внедрять СОА.
Определение сервисно-ориентированной архитектуры (СОА) было сформулировано специалистами компании IBM [4]: СОА — это прикладная архитектура, в которой все функции определены как независимые сервисы с независимыми интерфей-
2 Chief information officer — ИТ-директор. — Прим. ред.
3 Chief executive officer — главный исполнительный директор. — Прим. ред.
№ 1 (37) 2012
сами. В основе сервисно-ориентированной архитектуры лежит принципиально новый подход к организации информационных ресурсов предприятия. Методика СОА базируется на использовании модульного подхода к разработке программного обеспечения с использованием ИТ-сервисов со стандартизированными интерфейсами. Такой подход позволяет распределить нагрузку между различными ИТ-сервисами и, как следствие, улучшить параллельную обработку запросов, а также обеспечить единую точку входа и построение низкозатратной инфраструктуры. Однако еще более важно, что системы, построенные с помощью такого подхода, легко расширяемы и гибки. Так как архитектура предлагает открытые, высокоуровневые, крупно-композитные интерфейсы, клиенты могут легко интегрировать свои решения в существующие системы. Л СОА обеспечивает построение эффек-Й тивного решения, в рамках которого раз-
5 нородные системы прозрачно взаимодей-§ ствуют на уровне бизнес-логики. Взаимо-§ действие обеспечивают специальные инте! грационные платформы, содержащие набор
6 необходимых сервисов, таких как интеграЛ ция, управление бизнес-процессами, а так-§ же процедуры аудита и мониторинга полу-й чаемого решения.
§ Основными являются следующие прин-I ципы СОА:
та • архитектура как таковая, не привязан-g ная к определенной технологии; g • независимость организации системы ¡1 от используемой вычислительной платфор-з мы (платформ);
« • независимость организации системы от применяемых языков программирова-■ч ния;
<? • использование ИТ-сервисов, независи-g мых от конкретных приложений, с единооб-¡2 разными интерфейсами доступа к ним; ! • организация ИТ-сервисов как слабо sg связанных компонентов для построения sg систем.
| С технической точки зрения, СОА, по су-§ ти, является набором ИТ-сервисов, обме-
Рис. 1. Принципиальная схема взаимодействия потребителя и поставщика ИТ-сервисов в концепции СОА
нивающихся информацией друг с другом. Коммуникация может подразумевать как простую передачу данных, так и координирование какой-либо активности двумя или более ИТ-сервисами. На рисунке 1 изображена принципиальная схема взаимодействия потребителя и поставщика ИТ-сервисов в концепции сервисно-ориентированного подхода.
Поставщик ИТ-сервиса на основании заранее определенного интерфейса регистрируется с помощью реестра ИТ-сервисов (иногда называемом репозиторием) в каталоге доступных ИТ-сервисов. В момент, когда потребителю нужно воспользоваться ИТ-сервисом, предоставляемым поставщиком, он делает запрос в реестр и получает так называемый дескриптор поставщика ИТ-сервиса — указатель на конкретного поставщика сервиса, предоставляющего необходимый ИТ-сервис. После этого потребитель может использовать его, не обладая знаниями о внутренней реализации поставщика. Отметим, что в качестве потребителя может выступать как пользователь, так и другой ИТ-сервис, а в качестве поставщика — отдельные приложения, модули корпоративной информационной системы или другие ИТ-сервисы [5].
С точки зрения разработчиков экономической информационной системы, СОА представляет собой модель, в которой разные функциональные модули ИТ-сервисов взаимодействуют посредством унифицированных интерфейсов. В качестве ИТ-сервиса выступают как прикладные системы, так и отдельные функциональные модули
№ 1 (37) 2012
информационных систем. При этом важным является тот факт, что все функции информационных систем должны быть определены как ИТ-сервисы с четко сформулированными задачами и возможностями повторного использования другими системами.
В концепции СОА ИТ-сервисами могут быть функциональные модули, реализующие бизнес-логику, бизнес-транзакции, состоящие из нескольких функций более низкого уровня, и системные функции, отражающие специфику различных операционных платформ. ИТ-сервисы должны проектироваться и создаваться таким образом, чтобы каждый из них решал конечную ограниченную задачу, не используя никаких предположений относительно внутренней реализации других ИТ-сервисов, а лишь используя их интерфейсы как средство решения подзадач своей задачи. В интерфейсе ИТ-сервиса определяются параметры и описан результат, что позволяет изменять внутреннюю реализацию ИТ-сервисов без изменений (или с минимальными изменениями) в зависимых ИТ-сервисах.
Важно, что обращение к ИТ-сервису является инвариантным. Это означает, что не имеет значения, локальный он или удаленный, какой протокол передачи данных используется при взаимодействии и какие из элементов инфраструктуры при этом задействованы. Важно, что с точки зрения архитектуры ИТ-сервис (независимо от его внутренней структуры) выглядит как единое целое.
Как отмечается в [6], реализация сервисно-ориентированной модели архитектуры предприятия имеет как стратегическую, так и тактическую ценность.
Стратегическими являются следующие преимущества SOA:
• сокращение времени реализации ИТ-проектов;
• применение единого подхода к оценке рисков и выбору компонентов, составляющих ИТ-архитектуру предприятия;
• повышение производительности информационных систем;
«а
• более быстрая и менее дорогая инте- § грация; $
• гибкость в изменении и настройке биз- ^ нес-процессов; ^
• унификация доступа к данным и обеспечение целостности бизнес-данных пред- ^ приятия;
• возможность объединять информационные системы от нескольких производителей;
• возможность одновременного использования различных способов приобретения информационных систем в рамках единой информационной инфраструктуры;
• соответствие всех компонентов ИТ-архитектуры единой политике информационной безопасности на предприятии.
Тактическая ценность использования SOA состоит в следующем:
• простота разработки и внедрения корпоративных приложений;
• гибкость в изменении различных процессов для удовлетворения специфичных потребностей;
• возможность повторного использования компонентов;
• возможность непрерывного улучшения качества каждого из ИТ-сервисов в отдельности.
Итак, можно говорить о том, что сервисно-ориентированная архитектура корпоративных информационных систем дает нижеперечисленные преимущества:
• СОА основана на открытых стандартах, которым следуют практически все производители программного обеспечения;
• слабая взаимосвязь компонентов обеспечивает гибкость при построении и изменении логики функционирования корпоративных информационных систем;
• унифицированный формат взаимодействия ИТ-сервисов при помощи сообщений задает определенный уровень абстракции, который позволяет рассматривать ИТ-сервисы как независимые функциональные единицы информационных систем;
• независимость от платформы вместе с предыдущим преимуществом позволяет
№ 1 (37) 2012
I Й
8 И
0 §
1
I
Й §
&
0
8 с
и *
£ во
1 1 !
I £
I р
4
объединять ИТ-сервисы от различных поставщиков (в том числе с различными способами приобретения информационных систем) для реализации поддержки одного или нескольких бизнес-процессов;
• возможность доступа к ИТ-сервисам отовсюду (если это разрешено политикой информационной безопасности), в том числе при помощи любого устройства связи (мобильный телефон, коммуникатор, планшетный компьютер, ноутбук и т. д.) через локальную сеть предприятия или Интернет.
Таким образом, можно говорить о том, что модель сервисно-ориентированной архитектуры определяет модель ИТ-сервисов, которые представляют собой отдельные функциональные элементы информационных систем. Из-за преимуществ, описанных выше, SOA приобретает все большую популярность среди компаний, и именно модель сервисно-ориентированной архитектуры следует рассматривать в качестве наиболее актуального сейчас и перспективного в дальнейшем подхода к построению корпоративных информационных систем.
В результате задача выбора ИС и способа ее приобретения значительно усложняется, изменяет свой характер и способ решения. Она рассматривается уже как приобретение определенных услуг (информационных систем, консалтинга по внедрению
и сервисов), обеспечивающих выполнение тех или иных бизнес-процессов предприятия. Кроме того, в связи с уменьшением масштабов проектов внедрения ИС данная задача в современных условиях становится еще и многократно повторяемой в рамках одного предприятия [2].
Используем далее один из эффективных способов принятия решений — ранжирование используемых критериев по их важности. В результате ранжирования общая классификация основных способов приобретения ИС может быть представлена в виде схемы (рис. 2).
Для решения данной задачи ИТ-директору необходимо сформировать правильную информационную стратегию предприятия, чтобы включить в нее сбалансированный набор различных способов приобретения ИС, с учетом потребностей предприятия и возможностей бизнеса в современных условиях.
Существующие подходы к обоснованию выбора альтернатив в проце^е принятия решений можно условно разделить на три типа [3]:
1) детерминированные задачи, характеризующиеся отсутствием неопределенности в параметрах оценки альтернатив по критериям и получаемым результатам;
2) задачи, решаемые в условиях риска, когда неопределенность рассматриваемых
Рис. 2. Общая классификация основных способов приобретения ИС
10
№ 1 (37) 2012
параметров учитывается посредством случайных величин с известными законами;
3) задачи, решаемые в условиях неопределенности, характеризующихся тем, что закон распределения рассматриваемых параметров и выходных величин неизвестен, или нет полной уверенности по поводу его функциональной принадлежности, или значений параметров.
Задача выбора ИС в описанных условиях относится к третьему типу, так как лица, принимающие решение, и эксперты в процессе принятия решения сталкиваются со следующими видами неопределенности:
— неопределенность, вызванная недостатком информации (и сомнением в ее достоверности) об альтернативах в силу технических, социальных и иных причин;
— лингвистическая неопределенность при оценке качественных характеристик предлагаемых сервисов;
— неопределенность, связанная с невозможностью проведения большого количества исследований и оценок характеристик ИС, не позволяющая установить адекватность выбранной для описания ситуации вероятностной модели;
— неопределенность, связанная с различной степенью уверенности экспертов при оценке тех или иных значений критериев;
— неопределенность в оценке затрат по модели совокупной стоимости владения;
— неопределенность, связанная с ограничениями в ситуации принятия решений (например ограничения по времени).
Выбор способа приобретения информационной системы в условиях неопределенности
Для решения задачи принятия решений в условиях неопределенности целесообразно применять теорию нечетких множеств [4, 5].
Нечеткое множество А задается функцией принадлежности цА: Х^ [0, 1]. Значение цА(х) есть число, лежащее между 0 и 1, по-
казывающее степень принадлежности элемента х к нечеткому множеству А, а само нечеткое множество А записывается в виде
А ={х Ц А (х)} х ех.
Равенство цА(х)=1 означает, что хточно принадлежит множеству А; равенство цА(х) = 0 означает, что х точно не принадлежит множеству А. Так, для обычного множества У с Х функция принадлежности имеет вид
Г0, х е У
Цу (х) =
1, х е У'
Нечеткие множества отличаются от обычных тем, что допускают промежуточные значения функции принадлежности.
Содержательная интерпретация нечетких чисел заключается в следующем. Пусть А — нечеткое число и — ее функция принадлежности. Тогда значение цА(х) показывает правдоподобность того, что действительное значение величины х равно А.
Данный метод дает возможность учитывать нечетко сформулированные критерии, которые часто возникают на этапе оценки альтернатив при выборе ИС [6].
Кроме того, поскольку проведение оценки в терминах «низкое качество», «допустимое качество» и «высокое качество» является общепринятым и более понятным для всех участников процесса принятия решения на стратегическом уровне, лингвистический подход к оценке качества рассматриваемых альтернатив оказывается наиболее предпочтительным.
Для практических вычислений удобно работать с трапециевидными числами, которые записываются в виде А = {а1, а2, а3, а4}. Функция принадлежности для трапециевидного числа записывается в виде
0, х < а. или х > а4
Ц а (х )=
х - а
а1 < х < а2
1, а2 < х < а3
а4 - х -, а3 < х < а4
, где а < а2 < аз < а4
?
са
I
оа са
11
№ 1 (37) 2012
I й
8
48
8
0 §
1
I
8
Й §
0
8 с
(о
1 £
I 1 I
I ^
I Р
4
В случае а2 = а3 получается треугольное число. Графики функций принадлежности трапециевидного и треугольного чисел приведены на рис. 3 [7].
Операции сложения и вычитания трапециевидных нечетких чисел А = {а1, а2, а3, а4} и В = {Ь1, Ь2, Ь3, Ь4} определяются по следующим правилам:
А + В = {а1 + Ь1, а2 + Ь2, а3 + Ь3, а4 + Ь4}, А - В = {а1 - Ь1,а2 - Ь2,а3 - Ь3,а4 - Ь4}.
В работе [6] отмечается, что трапециевидные числа хорошо подходят для оценки как количественных, так и качественных характеристик в процессе выбора. В условиях выбора информационных сервисов качественными могут быть характеристики: удобство работы, понятность, соответствие стандартам и др. Количественными — производительность, отказоустойчивость, коэффициенты использования вычислительных ресурсов и т. д. Кроме того, оценка затрат также может быть представлена при помощи нечетких чисел.
Применение нечетких моделей делает процедуру оценки качественных характеристик более гибкой и адекватной мышлению лиц, принимающих решение, и экспертов. Для этого используют лингвистическую интерпретацию нечетких чисел в виде шкалы. Каждому значению L¡ из шкалы соответствует нечеткое трапециевидное число, которое считается нечеткой оценкой показателя. Например, для пятибалльной шкалы с оценками качества «очень низкое», «низкое», «допустимое», «высокое», «очень вы-
Таблица 1
Представление нечетких трапециевидных
чисел
Значение лингвистической переменнойL Оценка
Очень низкое ИОН = {0, 0, 0 . 1, 0 . 3}
Низкое = {0 . 1, 0 . 3, 0 . 3, 0 . 5}
Допустимое Ид = {0 . 3, 0 . 5, 0 . 5, 0 . 7}
Высокое = {0 . 5, 0 . 7, 0 . 7, 0 . 9}
Очень высокое ИОВ = {0 . 7, 0 . 9, 1, 1}
сокое» нечеткие трапециевидные числа могут быть представлены в соответствии с табл. 1.
На рисунке 4 представлены функции принадлежности данных нечетких чисел [7].
Как видно из рис., нечеткие числа зацеплены друг за друга. Это отражает тот факт, что нет резкого разделения между соседними оценками, и переход от одной балльной оценки к другой происходит постепенно [7]. В результате оценки качественной характеристики при помощи балльной шкалы эксперты могут получить его нечеткую количественную интерпретацию, и наоборот: на основании количественных оценок получим лингвистическую интерпретацию рассматриваемого критерия.
Следует отметить, что при помощи нечетких чисел можно также производить оценку стоимости ИС. Решение задачи оценки и сравнения нечетких чисел изложено в открытых источниках и не входит в предмет данной статьи.
трапецевидное число
треугольное число
А'= (а; а'2, а'3)
Рис. 3. Графики функций принадлежности трапециевидного и треугольного чисел
12
№ 1 (37) 2012
L
■—■*-—■ Очень низкое - -■■ - ■ Низкое - Допустимое ---»-- Высокое —*— Очень высокое
Рис. 4. Функции принадлежности данных нечетких чисел
Заключение
Таким образом, применение нечетких моделей для выбора способа приобретения ИС предоставляет лицу, принимающему решения, следующие преимущества:
1. Применение теории нечетких множеств позволяет учитывать нечетко сформулированные требования к обслуживанию бизнес-процессов на этапе оценки альтернатив при выборе ИС.
2. Для лиц, принимающих решение на стратегическом уровне, нечеткий лингвистический подход к оценке интегрального качества рассматриваемых альтернатив обеспечивает более понятные для всех участников, задействованных в принятии решения, категории оценок.
3. Использование нечетких множеств дает возможность лицам, принимающим решение, и экспертам проводить гибкую оценку количественных характеристик в условиях неопределенности и учитывать погрешности или неточности в процессе оценки.
4. Нечеткие множества позволяют свести качественные экспертные оценки к количественным. Таким образом, у лиц, принимающих решение, и экспертов появляется возможность одновременного учета количественных и качественных оценок
«а
в задаче выбора способа принятия ре- g шения. $
Список литературы ^
1. Виртуализация: Microsoft готовится к ре- ^ ваншу 12.10.09, Пн, 14:00 // Генина Н. URL: ^ http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml? 2009/10/12/365287].
2. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, Mamdouh Ibrahim. URL: http://www. ibm.com/developerworks/webservices/library/ ws-soa-enterprise1/?S_TACT=105AGX99& S_CMP=CP)].
3. SOA Benefits, Challenges and Risk Mitigation, Eric Roch. URL: http://it.toolbox.com/blogs/the-soa-blog/soa-benefits-challenges-and-risk-mitigation-8075.
4. Долженко А. И. Задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3.3. С. 126 - 129.
5. Аньшин В. М, Демкин И. В., Царьков И. Н, Никонов И. М. Применение теории нечетких множеств к задаче формирования портфеля проектов. ГУ ВШЭ. URL: http://www.dex.ru/riskjournal / 2008/2008_5_3/8 - 21.pdf.
6. Zhigang Ji, Shaotang Liu. The Research Frame for Estimate of Corporation Information Systems. б.м.: 2009 «International Asia Symposium on Intelligent Interaction and Affective Computing», 2009.
7. Ядыков С. Эффективность информационных систем: докопаться до истины. Консультант. 2010. № 5.
8. Трухаев Р. И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, 1981.
9. Liang G. S, Wang, M. J. A fuzzy multi стИТ erion decision making for faciMT y sИТ e selection. International Journal of Production Research. № 29. 1991. Р. 2313 - 2330.
10. Chan D. Y. Application of extent analysis method in fuzzy AHP. European Journal of Operation Research. № 95. 1996. Р. 649 - 655.
11. Долженко А. И. Нечеткие модели принятия решений в проектах создания информационных систем // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2007. № 2.