„Свт медицини та бюлогп", номер 2 2013рж
УДК 616.314-77-089.843 - 071
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ИМПЛАНТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ДОДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статт висв1тлюються питання щодо оргашзаци учбового процесу ново! дисциплши «Дентальна 1мплантолопя» з урахуванням сучасних мультидисциплшарних та проблемно-спрямованих вимог. Обговорюеться досвщ оргашзаци викладання предмету в систем! додипломно! освгти на баз1 кафедри ортопедично! стоматологи з ¡мплантолопею Укра!нсько! медично! стоматолопчно! академи.
Ключов1 слова: дентальна 1мплантолопя, мультидисциплшарний тдхщ.
Проблемы глобализации, происходящие во всех отраслях, не обошли стороной и стоматологию. Современный врач - стоматолог, практикующий в государственной поликлинике или частном секторе, чтобы быть конкурентоспособным, должен хорошо владеть материалом не только из украинских источников, а и общепризнанных европейских или американских. Однако современные протоколы лечения многих стоматологических заболеваний требуют привлечения специалистов смежных специальностей, что привело к появлению нового, так называемого, мультидисциплинарного подхода. Навыки владения таким подходам, на наш взгляд, должны прививаться ещё в ВУЗе -где со студенческой скамьи будущему доктору должна быть заложена потребность мультипрофильного совершенствования. Для понимания проблемы попытаемся разобраться на примере преподавания в медицинских ВУЗах нового предмета «дентальная имплантология». Вошедшая в программу обучения в начале 2000 годов «дентальная имплантология» многими воспринималась крайне неоднозначно. Отсутствие прошлого, не распространённость, а точнее полное отсутствие в государственных клиниках, непонятная нормативная база, присутствие хирургического и ортопедического этапов в протоколе лечения - всё это привело к тому, что имплантация даже сегодня существует в двух измерениях: де-факто - в приватной стоматологии она есть, а де-юре - в государственных клиниках её нет. Соответственно когда наша кафедра впервые начинала создавать программу обучения студентов 4-х и 5-х курсов навыкам дентальной имплантации, то столкнулась с рядом проблем: имплантация - это хирургическая или ортопедическая специальность? На каких кафедрах проводить обучение? Имплантологом должен быть хирург - стоматолог или ортопед?
В 2004 году приказом по МОЗ Украины было принято решение о создании на кафедре ортопедической стоматологии курса имплантологии, а в 2007 году кафедра ортопедической стоматологии с имплантологией получила статус опорной. Для проведения практических занятий со студентами 5 курсов было выделено по 27 часов в IX и X семестрах. На сегодняшний день дисциплина «дентальная имплантология» является частью раздела «ортопедическая стоматология», и внедрена в программу обучения студентов стоматологических факультетов. Сотрудниками кафедры были разработаны и предложены для внедрения в учебный процесс: Учебный план и программа тематического усовершенствования «Основы современной имплантологии» для врачей-курсантов по специальностям: «хирургическая стоматология», «ортопедическая стоматология», «стоматология». Рабочая программа учебной дисциплины «стоматологическая имплантология» для студентов У-х курсов стоматологического факультета. Идет работа по адаптации методических разработок для преподавания в условиях кредитно-модульной системы.
На базе кафедры была создана учебная операционная, где студенты имеют возможность просмотреть все этапы, начиная с консультаций, подбора и установки имплантата и заканчивая временным и постоянным протезированием. А так как имплантация не может существовать обособлено - протокол включает в себя обязательные консультации ортопеда и хирурга, иногда и ортодонта, санацию и проф. чистку полости рта - будущему доктору уже со студенческой скамьи прививается умение работать в команде.
Сегодня в стенах академии обучаются не только отечественные студенты, но и студенты-иностранцы -выходцы многих стран мира, и это тоже накладывает определённые обязательства на методики и программы преподавания. Понятно, что многие из них поедут продолжать обучение в престижных европейских учебных заведениях, и от адаптированности наших программ и методик зависит конкурентоспособность ВУЗа.
Методика преподавания предмета сегодня носит проблемно-направленный характер, каждый студент, получив ортопантограмму, расписывает все этапы лечения конкретного пациента, сравнивает с назначениями, данными преподавателем, а затем в клинике наблюдает за пациентом при проведении лечения врачами смежных специальностей. Такой подход, на наш взгляд, позволяет студенту ясно представлять себе все нюансы предложенного им варианта лечения на практике и избегать клинических ошибок в последующей деятельности.
Появление орального микроскопа, возможность компьютерного 3Б исследования, разработка методов протезирования на дентальных имплантатах, интернет - всё это привело к повышению уровня осведомлённости и контроля со стороны пациентов. Главным оружием врача всегда была, есть и будет эрудиция и клиническая осведомлённость, которые необходимо формировать у сегодняшних студентов, учитывая реалии и опираясь на опыт.
1. Воробьев А. А. Взгляд на проблему дентальной имплантации в свете современных научных представлений / А.А. Воробьев, В.И. Шимонаев, Д.В. Михальченко [и др.] // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН - 2009. - №2.- С.21-24.
„Ceim медицини та бюлогп", номер 2 2013piK
2. Куцевляк В.И. Проблема имплантологии в стоматологии / В.И. Куцевляк // Харьковский медицинский журнал. - 1996.- №3.- С.46-47.
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ИМПЛАНТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Добровольский А.В.
В статье обсуждаются вопросы организации учебного процесса новой дисциплины «Дентальная имплантология» с учетом современных мультидисциплинарных и проблемно-направленных требований. Описывается опыт организации преподавания предмета в системе додипломного образования на кафедре ортопедической стоматологии и имплантологии Украинской медицинской стоматологической академии.
Ключевые слова: дентальная имплантология,
мультидисциплинарный подход.
ANALYSIS METHODS OF TEACHING STOMATOLOgical IMPLANTOLOGY IN THE SYSTEM UNDERGRADUATE EDUCATION Dobrovolsky A.V.
In the article the questions of organization of educational process of new discipline come into question "Dental implantology" taking into account modern multydisciplinar and problem-directed requirements. Experience of organization of teaching of object is described in the system of undergraduate education on the department of orthopaedic stomatology and implantology of the Ukrainian medical stomatological academy. Key words: dental implantology, multydisciplinar approach.
УДК 57:378.14
ДЕЯК1 СУЧАСН1 ПРОБЛЕМИ НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В-ШОЗЕМЩВ У МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМУ
ПРОСТОР1
Проаналiзовано деяга проблеми навчання шоземних студента в мультикультурних групах в умовах навчання нерщною мовою. Вважаемо, що виршення проблем навчання шоземних студента та !х усшшно! адаптацп визначають рiзнi фактори, зокрема: квалiфiкацiйний рiвень викладачiв, методичне та шформацшне забезпечення навчального процесу та самошдготовки студентов (створення навчальних поабнигав, бази тестових завдань, електронних шдручнигав, тощо), а також рiвень мотивацii об'ектiв до навчання у медичних закладах, рiвень мовно! та базовий рiвень довузiвськоi пщготовки, що в значнiй мiрi визначатиме усшшну адаптацiю до навчання. Таким чином, особливоси освiти iноземних студента визначаються закономiрностями навчання студентiв в мультикультурних групах та сощально-психолопчною адаптащею до нових умов проживання та навчання нерщною мовою.
Ключов1 слова: навчання, шоземш студенти, мультикультурнi групи, адаптацiя до навчання нерiдною мовою, квалiфiкацiя викладачiв, методичне та шформацшне забезпечення.
У сучасному свiтi штенсивно розвиваються контакти мiж рiзними регюнами i державами, що приводить до збшьшення мiграцil молодi з одше! держави до шшо!. Укра1на приймае на навчання велику гальгасть студенпв рiзних держав свiту. Зрозумiло, що це викликае багато проблем щодо адаптацп iноземних студентiв до нових умов проживання та навчання. За даними Мшютерства освгги та науки Укра1ни в укра!нських вузах навчаеться близько 48 тисяч iноземних студенпв з бшьш нiж 130 держав свпу (б1льше всього - з Китаю, Росп, Йорданп, Сирп, 1ндп, 1рану, Малайзи, Туркменiстану, Туреччини, Молдови). Навчання iноземних студентiв в медичних закладах Укра1ни сприяе штеграцп впчизняно! медично1 школи у свiтовий штелектуальний простiр та стимулюе розвиток медично! освiти та науки в кра!ш. Сучасна стратегiя розвитку процесу навчання шоземних студенпв в медичних закладах визначае наявнють фактс^в, якi впливають на якiсть вищо! медично! освии: кадровий потенцiал, який здатний ефективно працювати з iноземними студентами; професшна орiентацiя iноземних студентiв; активацiя процесу адаптацп та сощатзаци iноземних студенпв; забезпечення навчального процесу сучасною матерiально- техшчною базою; престиж вищого медичного закладу серед iнших медичних заклащв Укра!ни та СНГ. Проаналiзуемо деяга з цих факторiв.
1. Адаптащя iноземних студентiв в умовах навчання нерщною мовою. Процес адаптацп студенпв вщбуваеться на рiзних рiвнях: мiжособистих вiдносин, психiчних функцiй, щдиидуально! поведшки, психофiзiологiчноl регуляцл, фiзiологiчних механiзмiв дiяльностi, здоров'я та функцiональних резервiв оргашзму.
Як критерп адаптацп студентiв до навчання використовують об'ективш показники (усшшшстъ, показники активностi, запам'ятовування, мислення та ш.) та суб'ективнi (вiдношення до предмету, задоволення процесом навчання, академiчною групою, мотивацiя навчання). Успiшна адаптащя забезпечуе максимальну самореалiзацiю в умовах навчання та студентського життя. Навпаки, неадаптованють пiдвищуе розвиток психологiчноl нестабшьносп та стану стресу, що може проявлятися у iноземних студентiв недбалим ставленням до навчання, вiдсутнiстю самошдготовки, пропусками занять без поважних причин. Видшяють дешлька типiв поведiнки студенпв в умовах навчання. Для першого типу характерна зовшшня мотивацiя навчання, за яко! студент потребуе схвалення сво!х дiй iншими студентами, друзями i тому оцiнки одержанi на заняттях, мають значення статусних показнишв. Оцiнка для такого типу студенпв - споаб самоствердження, але у таких студенпв низька стресова стшшсть.
Другий тип - протилежний. Такий студент розумiе, систематична робота потребуе значних зусиль, а оск1льки вш заплатив за навчання, йому видадуть диплом i зi слабкою усшшнютю, на деяк1 предмети не звертае уваги, а в кшцевому результап - неповне використання сво!х можливостей та неефективна витрата часу. Iнодi так1 iноземнi студенти залишаються на повторний курс навчання.
Для третього типу студенпв притаманна внутрiшня мотивацiя навчання та зумовлений цим прагматизм. Тага студенти вже мають життеву орiентацiю на набуття конкретно! спецiальностi, вони орiентованi на рацiональне використання часу, для них головним фактором устшно! адаптацп виступае процес навчання та набуття необхщних