профессиональное образование
УДК 37.035.7
Ануфриева Дина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующей кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, dinaanufrieva@rambler.ru, Новосибирск
Вальков Александр Васильевич
Адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, valkov-77@mail.ru, Новосибирск
развитие лидерских качеств будущего офицера
средствами самообразования
Аннотация. В статье рассматривается целостная концепция развития лидерских качеств офицера на основе интеграции психологического и педагогического знания. Целостность концепции раскрывается через совокупность внутренних (развитие субъектности) и внешних (образовательная среда военного вуза) факторов, обеспечивающих развитие лидерских качеств будущего офицера. Акцентируется внимание на самообразовательной деятельности как важнейшем условии развития лидерских качеств офицера внутренних войск, которые становятся объектом его сознания и его воли путем приобретения большей активности, целеустремленности и устойчивости в достижении необходимых качеств. На основании проведенного исследования делается вывод о важности организации образовательной среды военного вуза в целях развития лидерских качеств офицера, которая должна быть направлена на развитие следующих компонентов самообразовательной деятельности: познавательной активности, способам самостоятельного познания, самоконтроля и самооценки самообразовательного процесса.
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, развитие, самообразование, самовоспитание, самообразовательная деятельность.
Anufrieva Dina Urevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Novosibirsk State Pedagogical University, dinaanufrieva@rambler.ru Novosibirsk
Valkov Alexander Vasilevich
Associate Novosibirsk Military Institute of internal forces of the Army General IK Yakovlev Russian Interior Ministry. valkov-77@mail.ru, Novosibirsk.
leadership development of future officer means of self-education
Abstract. The article discusses the concept of holistic leadership development officer based on the integration of psychological and pedagogical knowledge. Holistic concept is revealed through the combination of internal (development of subjectivity) and external (military high school educational environment) factors that ensure the future of leadership development officer. Focuses on self-education activities as essential to the development of leadership qualities officer interior troops who become the object of his mind and his will through the acquisition of greater activity, commitment and sustainability in achieving the necessary qualities. Based on the study concludes that the importance of the organization of the educational environment of military high school in order to develop leadership officer, which should be focused on the following components of self-development activities: cognitive activity, methods of self-knowledge, self-control and self-esteem self-education process.
Keywords: leader, leadership, development, self-education, self-educational activities, educational environment.
В настоящее время государством определен социальный заказ на обучение и воспитание профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентно способного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принимаемые решения офицера внутренних войск МВД России.
Анализ философской и психологической литературы, посвященной исследованию феномена лидерства, показал, что понятие «лидер» имеет ряд значений и используется для описания явлений, связанных с процессами власти и влияния в различных социальных коллективах, что, в целом, позволяет говорить о лидере, как о личности, члене группы, ведущим за собой, оказывающим личностное влияние, объединяющим, направляющим действия группы.
В современной психологической литературе существуют разнообразные теории лидерства: подход с опорой на личные качества лидера (Ф. Гальтон), в котором лидерские качества являются универсальным набором врожденных, не подверженных изменению биосоциальных характеристик, пригодных для многих ситуаций; поведенческий подход (Д. Мак Грегори, Р. Лайкерт, Р. Стогдилл, Р. Блэйк, Д. Мутон) рассматривающий лидера как личность, обладающего рядом способностей и эффективной манерой по-
ведения по отношению к подчиненным; ситуационный подход (Ф. Фидлер, Т. Мит-чел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар, В. Врум, Ф. Йеттон) при котором эффективность лидерства зависит от дополнительных ситуационных факторов, включающих потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюсяу руководителя информацию; концепция эмоционального интеллекта (Д. Гоулман) в которой подчеркивается необходимость развития умений лидера управлять собой и отношениями с другими людьми.
В рамках нашего исследования мы придерживаемся понятия лидера - как личности, способной объединять людей ради достижения какой-либо цели. Данная способность проявляется при наличии лидерских качеств - совокупности существенных признаков, особенностей и свойств личности офицера внутренних войск.
Проанализировав различные теории лидерства, мы выделили концепцию эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, позволяющую нам сформулировать основные признаки лидерских качеств, характеризующие офицера внутренних войск (Таблица ).
Д. Гоулман считает, что лидерство имеет эмоциональную первооснову [4]. Лидер должен направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и умело бороться с негативными настроения-
Таблица - Признаки лидерских качеств офицера внутренних войск
Лидерские качества Признаки
самосознание высокий интеллект
наличие четких личных целей
способность к самооценке
способность к рефлексии
использование интуиции
самоконтроль стрессоустойчивость
эмоциональная уравновешенность
способность управлять собой
социальная чуткость сопереживание
организаторская проницательность
способность к активному психологическому воздействию
высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства
управленческие навыки умение вести за собой
помощь в самосовершенствовании подчиненных
умение регулировать конфликты
умение влиять на подчиненных
умение работать в команде
VOCATIONAL TRAINING
ми. Суть данной концепции в развитии эмоционального интеллекта - умении лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми [1]. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная структура, включающая личностные навыки - самосознание, самоконтроль и социальные - социальную чуткость, управленческие навыки.
Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск происходит под влиянием условий [6], при соблюдении которых осуществляется данное развитие - профессиональной активности, рефлексии, профессионального самоопределения, профессионального опыта и механизмов, являющихся движущим фактором развития лидерских качеств - согласования активности личности и требований деятельности, механизма самосознания и самооценки.
Для выяснения представлений курсантов о лидерских качествах, присущих офицеру, нами была проведена диагностика на основе 17 признаков лидерских качеств [7], были установлены характеристики, степень выраженности которых, по мнению курсантов, соответствуют идеальному представлению о лидерских качествах офицера. В этих целях мы привлекли по одному взводу курсантов от каждого курса обучения, общей численностью 153 человека, которые были должны ранжировать предложенный им набор лидерских качеств по значимости от 1 до 17.
Представления будущих офицеров о лидерских качествах складываются следующим образом: в первую очередь к лидерским качествам офицера 29,2 % респондентов относят наличие четких личных целей (ранг № 1), затем способность к самооценке (25,4 %, ранг № 2) и наличие высокого интеллекта (23,1 %, ранг № 3). Данные качества относятся к личностному блоку лидерских качеств - самосознанию. Однако такие качества, как способность к рефлексии и использование интуиции, также относящиеся к самосознанию, испытуемые оценивают как ранг № 8 (10,8 %) и ранг № 15 (4,8 %).
В блоке личностных лидерских качеств, относящихся к самоконтролю, будущие офицеры высоко оценивают лишь стрессоу-стойчивость - 19,4 %, ранг № 5. А способность управлять собой и эмоциональную уравновешенность ставят лишь на 9 (10,2%) и 11 (8,2%) места соответственно.
К управленческим навыкам, относя-
щимся к социальной составляющей лидерских качеств, в представлении испытуемых в большей мере относятся: умение влиять на подчиненных - 19,9 % (ранг № 4), умение регулировать конфликты - 15,5 (ранг № 6) и умение вести за собой - 11,9 (ранг № 7). А помощь в самосовершенствовании подчиненных и умение работать в команде лишь 7 % (ранг № 13) и 5,6 % (ранг № 14).
В наименьшей степени, в представлении будущих офицеров, к лидерским качествам относятся признаки блока социальной чуткости: только высокая требовательность, в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного состава набирает 9,6 % (ранг № 10), а такие качества, как сопереживание и способность к активному психологическому воздействию занимают последние 16 (4,6 %) и 17(4,0 %) места.
Проанализировав мемуары известных военачальников ХХ века (Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, Б. Л. Монтгомери, А. С. Куликова, Г. Н. Трошева) нами был сделан вывод о том, что процесс развития личностных и профессиональных качеств военного лидера является целенаправленной деятельностью, управляемой самой личностью военачальника.
Понимая самообразование как деятельность личности по достижению целей собственного воспитания, образования, профессионального развития, которая включает в себя средства поиска и усвоения значимого для личности опыта [2; 3], стоит также отметить, что самообразование, помещенное в образовательную среду военного вуза, реализует деятельность участников образования [5].
На начальном этапе процесса самовоспитания будущему офицеру необходимо определить свои способности и возможности по развитию лидерских качеств, а также уже существующий уровень развития необходимых качеств, то есть происходит этап самопознания. Самопознание осуществляется по трем направлениям: самоосознание себя в роли офицера внутренних войск, системы требований, предъявляемых к офицеру военной службой и представлений о перспективах нахождения на военной службе. Самоизучение имеющихся лидерских качеств, предполагает самонаблюдение и самоанализ своих поступков, поведения, результатов деятельности, самопроверку себя в конкретных условиях воинской деятельности. Само-
оценка готовности к развитию необходимых офицеру качеств лидера включает критичное отношение к себе, умение адекватно реагировать на замечания сослуживцев, старших командиров и начальников.
На основе самопознания будущий офицер принимает решение на разработку программы самовоспитания. Планирование самовоспитания включает в себя ряд взаимосвязанных задач: определение цели и основных задач самовоспитания, где определяются содержание самовоспитания и идеалы, к которым необходимо стремиться, при этом идеалами должны выступать не обобщенный тип личности и качеств, а конкретные офицеры прошлого и настоящего, доказавшие реальное наличие у себя лидерских качеств.
На основании определенных целей и задач разрабатывается программа (план) самовоспитания, которая составляется на определенный жизненный период и в последующем при необходимости проходит его уточнение и корректирование. Программа самовоспитания сугубо индивидуальна, предназначена для организации работы над собой и должна содержать ответы на следующие вопросы: направления работы по развитию лидерских качеств; средства и методы реализации намеченной работы; примерные сроки выполнения поставленных перед собой задач.
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает необходимую базу для успешной работы на последующих этапах самовоспитания.
Практическими действиями по реализации программы самовоспитания выступает система работы по развитию положительных качеств личности и устранению отрицательных, связанная с эффективной методикой самовоспитания: методами, приемами и средствами.
Несмотря на индивидуальный характер реализации системы методов и приемов самовоспитания, считаем необходимым сформулировать общую группу методов: самоубеждение, самообязательство, самоорганизацию, аутотренинг, самоконтроль.
Так, посредством самоубеждения будущий офицер добивается самопризнания необходимости развития качеств лидера и устранения недостатков, встающих на этом этапе.
Самообязательство заключается в решении будущего офицера заниматься самовоспитанием в избранном направлении, тем самым формируя внутреннюю готовность к
активной и целенаправленной работе.
Метод самоорганизации состоит в организации своего поведения и деятельности в соответствии с выработанными правилами поведения, при условии умения управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.
Метод аутотренинга основан на эмоционально-волевой тренировке, смысл которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для этого применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести ее в память путем сосредоточения внимания или многократного повторения.
В целом, необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования и самовоспитания в развитии лидерских качеств офицеров внутренних войск.
Библиографический список
1. Александрова Н. П. Личность лидера: особенности эмоционального интеллекта // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2010. - №3(3). - С. 97-104
2. Ануфриева Д. Ю. Ведущие тенденции развития профессионального педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 4. - С. 60-64.
3. Вишневская Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). -С. 156-158.
4. Гоулман, Д. Р., Бояцис, Э. Макки; Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. -5-изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 301с.
5. Логинова О. А. Факторы формирования образовательного пространства учебного заведения: история и современность // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 237-243.
7. Наумов П. Ю., Скибицкий Э. Г. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 3. - С. 157-161.
6. Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта Эм^ II // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - С. 297-307.