13. Krivushkina E.V., Ivaninsky O.I., Shalygina L.S., Sharapov I.V. Results of assessment of radial diagnostics service activity in the Novosibirsk region (according to statistics) // Medicina i obrazovanie v Sibiri. — 2013. — Vol. 4. — P.56-58 (in Russian).
14. Kuplevatskaya D.I., Kuplevatsky I.I. Modern trends in the development of radiation diagnosis in oncology // Prakticheskaja onkologija. — 2013. — Vol. 1. — P.23-32 (in Russian).
15. Lindenbraten L.D. Towards a new system of training of specialists ray // Radiologija-praktika. — 2009. — Vol. 2. — P. 6771 (in Russian).
16. Lindenbraten L.D. Updating of clinical internship on diagnostic radiology // Radiologija-praktika. — 2010. — Vol. 3. P. 4-17 (in Russian).
17. Lyutsko V.V., Zhokina N.A., Medvedev O.V. Assessment of the patients opinion about the organization of work and prospects of development of the consultative department of health institution // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2013. — Vol. 5. — P. 325 (in Russian).
18. Pankratieva A. Yu Some issues of radiology service in Arkhangelsk Region // Luchevaya diagnostika I terapiya. — 2014. — Vol. 2. — P. 112-115 (in Russian).
19. Panuntseva K.K., Zdorovtseva N.V. Main directions and results ofactivity of X-Ray service of the of childrens versatile hospital // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2013. — Vol. 6. — P.606 (in Russian).
20. Plavunov N.F., Boyko J.P., Gal I.G. Healthcare system in the Russian Federation and prospects of its further development // Social'nye aspekty zdorovja naselenija. — 2014. — Vol. 2. — P.2-5 (in Russian).
21. Privalova E.G., Gipp I.N., Il'inykh E.A.Ergonomics in Radiology // Medicinskaja vizualizacija. — 2012. — Vol. 3. — P.77-80 (in Russian).
22. Proklova T.N., Karpov O.B. The current state of
radiodiagnostics //. Bjulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorovja. — 2014. — Vol. 1. — P.243-247 (in Russian).
23. Redkin A. V. Medical and social aspects ofthe modernization of the service of radiation diagnosis: Thesis PhD in Medicine. — Kemerovo, 2011. — 22 p. (in Russian).
24. Rozhkova N.I., Kochetova G.P. Analysis of the service activities of beam diagnostics of the Russian Federation for 20022006 r. // Vestnik rentgenologii i radiologii. — 2007. — Vol. 5. — P.61-66 (in Russian).
25. Rudas MS Manukova VA, Sergienko VB, Matyakin GG. Modern possibilities of positron emission tomography in oncology // Kremlevskaja medicina. — 2011. — Vol. 1. — P.57-59 (in Russian).
26. Strygin A.V Main Directions of perfection of Radiodiagnostics Services in a Subject of the Russian Federation // Hirurgija pozvonochnika. — 2009. — Vol. 3. — P.84-92 (in Russian).
27. Strygin A.V. Improving the organization of the service of radiation diagnosis in the Russian Federation: Thesis DSc in Medicine. — Krasnoyarsk, 2009. — 48 p. (in Russian).
28. Tomchuk A.L. Strategic plagirovanie diagnostic assistance based on the prevalence of disease among the population: Thesis DSc in Medicine. — Moscow, 2014. — 46 p. (in Russian).
29. Tyrin I.E. Radiology in the Russian Federation (Report of the head freelance specialist on radiology in the Ministry of Social Development of Russia Professor I. E. Tyrina) // Luchevaja diagnostika i terapija. — 2011. — Vol. 2. — P.6-12 (in Russian).
30. Huzihanov F.V., Kotliarov P.M., Agroskin L.S., Gusev E.B. The assessment of the satisfaction of roentgenologists by their work with the help of the method "Importance-fulfillment" (according to the data of Mari-El republic) // Medicinskij al'manah. — 2012. —Vol. 5. — P.26-29 (in Russian).
Информация об авторах: Баженова Юлия Викторовна — доцент кафедры, к.м.н., 664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный 100, ИГМАПО, кафедра лучевой диагностики, e-mail: [email protected]
Information About the Authors: Bazhenova Yuliya — Associate Professor, MD, PhD, 664049, Russia, Irkutsk, 100,Jubilejnij community, Department of Radiologic diagnostics, e-mail: [email protected]
© ПЕТРУХИНА И.К., КУРКИН В.А. — 2015 УДК 615.2
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЬГОТОПОЛУЧАТЕЛЕЙ
Ирина Константиновна Петрухина, Владимир Александрович Куркин (Самарский государственный медицинский университет, ректор — акад. РАН, д.м.н., проф. Г.П. Котельников)
Резюме. В соответствии со «Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года» задача повышения доступности лекарственных средств для федеральных и региональных льготполучателей остается одной из ключевых задач системы здравоохранения. В статье представлены результаты сравнительного анализа реализации программ льготного лекарственного обеспечения на уровне субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО). В частности, проанализированы объемы финансирования региональных программ, нормативы ежемесячных финансовых затрат на лекарственное обеспечение региональных льготополучателей, показатель средней стоимости льготных рецептов. По итогам проведенных исследований сделан вывод о том, что в регионах ПФО существуют значительные различия в реализации программ льготного лекарственного обеспечения.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, льготное лекарственное обеспечение, лекарственные препараты, рецепт, средняя стоимость рецепта.
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMMES MEDICAL DRUG PROVISION OF PERSONS
WITH BENEFITS IN REGIONS
I.K. Petrukhina, V.A. Kurkin (Samara State Medical University, Russia)
Summary. In accordance with the "Strategy of the drug provision of the population of the Russian Federation for the period till 2025" the task of improving the availability of medicines for federal and the regional recipient of the benefits remains one of the key challenges of the health system. The article presents the results of a comparative analysis of the implementation of programs of preferential medicinal maintenance at the level of subjects of the Russian Federation, a part of the Volga Federal District. In particular, analyzed funding of regional programs, guidelines monthly financial costs of drug coverage the regional recipient of the benefits, indicator of the average value of preferential recipes. According to the results of the research concluded that in the regions of the Volga Federal District there are significant differences in the implementation of programs of preferential drug provision.
Key words: drug provision, preferential provision of medicines, medical drugs, the regional recipient of the benefits, prescription medical drug, the average cost of a prescription.
Таблица 1
Сравнительный анализ объемов отпуска лекарственных препаратов региональным льготополучателям ПФО в 2012-2014 гг.
Регион Объем отпуска ЛП, млн. руб. Изменение в 2014 г. по отношению к 2012 г.
2012 г. 2013 г. 2014 г. млн. руб. %
Республика Башкортостан 424,2 817,9 1120,3 (+) 696,1 (+) 164,1%
Кировская область 122,0 219,8 327,7 (+) 205,7 (+) 168,6%
Республика Марий Эл 29,0 42,7 44,6 (+) 15,6 (+) 53,8%
Республика Мордовия 255,7 345,9 379,4 (+) 123,7 (+) 48,4%
Нижегородская область 338,9 403,9 525,8 (+) 186,9 (+) 55,1%
Оренбургская область 546,2 659,7 814,4 (+) 268,2 (+) 49,1%
Пермский край 586,3 671,9 519,5 (-) 66,8 (-) 11,4%
Самарская область 719,3 704,0 809,9 (+) 90,6 (+) 12,6%
Саратовская область 477,7 493,7 533,1 (+) 55,4% (+) 11,6%
Республика Татарстан 513,0 539,3 715,7 (+) 202,7 (+) 39,5%
Удмуртская Республика 145,2 147,9 128,4 (-) 13,8 (-) 11,6%
Ульяновская область 117,0 173,5 225,6 (+) 108,6 (+) 92,8%
Чувашская Республика 57,3 84,0 127,9 (+) 70,6 (+) 123,2%
ИТОГО по ПФО 3745,5 5304,2 6272,3 (+) 2526,8
В соответствии с планом реализации «Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года» в ближайшие десять лет удовлетворенность россиян доступностью фармацевтической помощи и качеством лекарственного обеспечения должно возрасти до 65%. Кроме того, руководством страны поставлена задача повышения доступности лекарственных средств для граждан в соответствии с перечнем лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств ОМС и государственных программ, вне зависимости от региона проживания [3].
В рамках реализации программ льготного лекарственного обеспечения (обеспечения населения льготными лекарственными препаратами в рамках государственной социальной помощи, а также по программе семи ресурсозатратных нозологий) на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан РФ из федерального бюджета за период 2005-2015 гг. были выделены значительные финансовые ресурсы. В результате жизненно-важные и необходимые лекарственные препараты для многих пациентов стали более доступны. По ряду нозологических форм существенно улучшилось качество жизни пациентов. Программы льготного лекарственного обеспечения оказали большое влияние на развитие фармацевтического рынка. Работа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения
(+) 167,5
продолжается в рамках утвержденной Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года [2, 4].
В соответствии с действующим законодательством, органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами. Кроме того, в компетенцию регионов входит контроль за целевым расходованием лекарственных препаратов по программе семи ресурсозатратных нозологий [5, 6].
Негативные изменения в состоянии общественного здоровья, необходимость адаптировать имеющуюся систему здравоохранения к условиям рыночной экономики требуют модернизации системы здравоохранения, в том числе разработки эффективных моделей лекарственного обеспечения населения. В связи с постоянным увеличением затрат на лекарственные средства (ЛС), недоступностью полноценной лекарственной терапии для большинства населения совершенствование механизмов лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне продолжает оставаться чрезвычайно актуальным, поскольку затрагивает интересы всего населения, в первую очередь, социально уязвимой его части [7].
В настоящее время ученые разрабатывают различные модели лекарственного обеспечения населения РФ. При реализации данных моделей на практике большое значение имеет способность контролировать уровень расходов на лекарственное обеспечение льготных категорий. В частности, каждая структура в цепи участников системы лекарственного обеспечения должна иметь возможность планировать объем деятельности, свои затраты и бюджет с определенной степенью надежности. Выбранная система должна позволять формировать реалистичные и выполнимые бюджеты, основанные на возможности контролировать и прогнозировать расходы на систему лекарственного обеспечения. Этот критерий должен отражать предполагаемую способность системы являться средством контроля за уровнем затрат [1].
Таким образом, целью нашего исследования был сравнительный анализ реализации программ льготного лекарственного обеспечения на уровне субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального круга (ПФО).
Таблица 2
Сравнительный анализ количества обслуженных рецептов, выписанных региональным льготополучателям ПФО в 2012-2014 гг.
Регион Количество рецептов, тыс. шт. Изменение в 2014 г. по отношению к 2012 г.
2012 г. 2013 г. 2014 г. тыс. шт. %
Кировская область 401,0 536,6 585,1 (+) 184,1 (+) 45,9%
Республика Башкортостан 694,0 770,0 836,0 (+) 142,0 (+) 20,5%
Республика Марий Эл 41,5 50,4 44,1 (+) 2,6 (+) 7,2%
Республика Мордовия 287,9 397,1 404,7 (+) 116,8 (+) 40,6%
Республика Татарстан 585,7 596,0 646,9 (+) 61,2 (+) 10,4%
Удмуртская Республика 285,8 316,8 256,7 (-) 29,1 (-) 10,2%
Чувашская Республика 95,9 129,1 158,2 (+) 62,3 (+) 65,0%
Нижегородская область 374,2 398,8 360,6 (-) 13,6 (-) 3,6%
Оренбургская область 507,5 510,6 661,1 (+) 153,6 (+) 30,3%
Пермский край 982,4 1 051,0 881,1 (-) 101,3 (-) 10,3%
Самарская область 1 073,0 1 063,0 1 094,2 (+) 21,2 (+) 2,0%
Саратовская область 592,5 601,3 559,7 (-) 32,8 (-) 5,5%
Ульяновская область 251,0 296,2 295,6 (+) 44,6 (+) 17,8%
ИТОГО по ПФО
4162,3 6716,9 6784,0
(+)2621 82
(+) 61,4%
Материалы и методы
При проведении исследований нами была использована статистическая информация органов управления здравоохранением, территориальных Управлений федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ, а также региональных информационно-аналитических Центров регионов РФ, входящих в состав ПФО. Объектами исследования также являлись Регистры лиц, имеющих право на получение лекарственных препаратов за счет средств субъектов РФ, а также на условиях софинансирования.
В ходе работы нами были использованы методы сравнительного, структурно-логического, системного и ретроспективного анализов.
При проведении исследований был проведен сравнительный анализ качественных и качественных характеристик региональных программ льготного лекарственного обеспечения за период 20122014 гг.
Результаты и обсуждение
Как показал проведенный анализ, за период 2012-2014 гг. объем отпуска лекарственных препаратов региональным льготполу-чателям в регионах ПФО составил свыше 15 млрд. руб. При этом ежегодное увеличение объемов финансирования за трехлетний период достигло отметки 167,5% (табл. 1). Максимальные объемы средств на льготное лекарственное обеспечение региональных льготников предусмотрены в региональных бюджетах Республики Башкортостан, Оренбургской и Самарской областей. Минимальные размеры финансирования данной программы отмечены в республиках Марий Эл, Удмуртия и Ульяновской области.
Установлено, что за период 2012-2014 гг. региональным льгополучателям разных субъектов ПФО выписано свыше 17,5 тыс. рецептов. В количественном выражении средний прирост за трехлетний период составил 2,6 тыс. рецептов (табл. 2). Вместе с тем, в отдельных регионах округа (например, в Пермском крае, Удмуртской Республике, Саратовской области) отмечено сокращение числа выписанных рецептов.
Как показал экспертный опрос специалистов региональных Минздравов, данная тенденция обусловлена следующими основными факторами:
— сокращением объемов финансирования программ льготного лекарственного обеспечения (например, в Удмуртской Республике и Пермском крае);
— увеличением числа региональных льготполучате-лей в Регистре;
— ростом цен на лекарственные препараты (в т.ч. на фоне инфляционных процессов).
При сравнительном анализе норматива ежемесячных финансовых затрат установлено, что в субъектах ПФО минимальные расходы на одного регионального льготполучателя отмечены в Удмуртской Республике и Чувашской Республике. Максимальный норматив затрат — 777,1 руб. в месяц — в Республике Мордовия. За период с 2012 по 2014 г. значение данного показателя в ПФО увеличилось в среднем на 51,1% — с 188,1 руб. до 239,2 руб. (табл. 3).
Установлено, что наиболее высокая средняя стоимость одного выписанного рецепта отмечена в Нижегородской области, Республиках Башкортостан, Марий Эл и Татарстан. Минимальные значения данного показателя зафиксированы в Удмуртской Республике и Кировской области (табл. 4).
Согласно экспертным оценкам специалистов региональных Минздравов, значительный разброс значений средней стоимости одного рецепта обусловлен следующими факторами:
— разным контингентом больных в составе Регистра региональных льгот-получателей регионов ПФО;
— различными объемами финансирования региональных программ льготного лекарственного обеспечения;
— наличием на территории субъекта крупных специализированных, высокотехнологичных, многопрофильных медицинских центров и развитой сети медицинских организаций.
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить тенденции в реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения населения ПФО. В частности, установлено, в регионах округа отмечены значительные различия в реализации программ льготного
Таблица 3
Изменение норматива ежемесячных финансовых затрат на одного регионального льготополучателя в регионах ПФО в 2012-2014 гг.
Регион Норматив затрат на одного льготника в месяц, руб. Изменение в 2014 г. по отношению к 2012 г.
2012 г 2013 г 2014 г Руб. %
Республика Башкирия 137,7 228,5 294,1 (+) 156,4 (+) 113,6%
Кировская область 115,4 191,9 192,2 (+) 76,8% (+) 66,6%
Республика Марий Эл 180,3 268,3 241,4 (+) 61,1 (+) 33,9%
Республика Мордовия 703,8 602,8 777,1 (+) 73,3 (+) 10,4%
Нижегородская область 108,4 131,8 174,5 (+) 66, 1 (+) 61,0%
Пермский край 192,6 172,1 231,1 (+) 38,5 (+) 20,0%
Самарская область 187,0 203,0 200,0 (+) 13 (+) 7,0%
Саратовская область 200,3 195,8 212,1 (+) 11,8 (+) 5,9%
Республика Татарстан 134,1 154,0 189,5 (+) 55,4 (+) 41,3%
Удмуртская Республика 50,5 53,6 60,6 (+) 10,1 (+) 20,0%
Ульяновская область 177,0 182,0 186,0 (+) 9 (+) 5,1%
Чувашская Республика 70,1 108,9 111,2 (+) 41,1 (+) 58,6%
ИТОГО ПО ПФО 188,1 207,7 239,2 (+) 51,1 (+) 27,2%
лекарственного обеспечения. За период с 2012 по 2014 г. расходы на одного регионального льготполучателя в ПФО увеличились в среднем на 51,1% — с 188,1 руб. до 239,2 руб. За анализируемый период региональным льготополучателям ПФО выписано свыше 17,5 тыс. рецептов. Согласно экспертным оценкам специалистов региональных Минздравов, тенденция сокращения числа выписанных рецептов в отдельных регионах ПФО обусловлена сокращением объемов финансирования программ льготного лекарственного обеспечения; увеличением числа региональных льготполучателей в Регистре, а также ростом цен на лекарственные препараты. Установлено, что значительный разброс значений средней стоимости одного рецепта обусловлен разным контингентом больных в составе Регистра региональных льготполучателей регионов ПФО; различными объемами финансирования региональных программ льготного лекарственного обеспечения, а также наличием на территории субъекта крупных специализированных, высокотехнологичных, многопрофильных медицинских центров и развитой сети медицинских организаций.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за представление окончательной версии рукописи в печать.
Таблица 4
Сравнительный анализ средней стоимости одного рецепта по региональным программам льготного лекарственного обеспечения населения ПФО в 2012-2014 гг.
Регион Средняя стоимость одного рецепта, руб. Изменение в 2014 г. по отношению к 2012 г.
2012 г 2013 г 2014 г Руб. %
Республика Башкортостан 611,3 1 062,3 1 340,6 (+) 729,3 (+) 119,3%
Кировская область 304,1 409,6 560,1 (+) 256,0 (+) 84,2%
Республика Марий Эл 828,5 970,2 1 137,9 (+) 309,4 (+) 37,3%
Республика Мордовия 888,2 870,4 937,3 (+) 49,1 (+) 5,5%
Нижегородская область 905,6 1 012,9 1 458,2 (+) 552,6 (+) 61,0%
Пермский край 679,2 639,3 722,2 (-) 43,0 (+) 6,3%
Самарская область 644,0 580,0 824,0 (+) 180,0 (+) 28,0%
Саратовская область 806,0 820,0 953,0 (+) 147,0 (+) 18,2%
Республика Татарстан 875,8 904,8 1 106,4 (+) 230,6 (+) 26,3%
Удмуртская Республика 508,0 495,3 527,9 (+) 19,9 (+) 3,9%
Ульяновская область 513,0 629,0 804,0 (+) 291 (+) 56,7%
Чувашская Республика 598,1 650,4 808,3 (+) 210,2 (+) 35,1%
ИТОГО по ПФО
680,15 753,68 931,66 (+) 251,5 (+) 37,0%
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи.
Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование. Работа поступила в редакцию: 23.02.2015 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова О.А., Авакян А.Э., Иванов И.В. Изучение региональных аспектов доступности лекарственной помощи населению в современных условиях // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2005. — № 1 (6). — С. 60-64.
2. Контроль за реализацией льготного лекарственного обеспечения (обеспечение населения льготными лекарственными препаратами в рамках государственной социальной помощи, а также по программе семи высокозатратных нозоло-гий (отчет Росздравнадзора). URL:http://www.roszdravnadzor. ru/drugs/subsidizedprovision (дата обращения 16.06.2015).
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 N 66 (ред. от 14.04.2015) «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_179288/ (дата обращения: 23.06.2015).
4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента».
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_176374/ (дата обращения 16.06.2015).
6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «ред. от 08.03.2015) «Об обращении лекарственных средств». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176361/ (дата обращения 16.06.2015).
7. Юргепь Н.В., Хубиева М.Ю. Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проблемы и перспективы // «Здравоохранение России». Сборник «Социальная сфера России». Специализированный выпуск 7. — М.: Родина-Про, 2006. — С. 109-112.
REFERENCES
1. Ivanova, O.A., Avakyan, A.E., Ivanov, I.V. Study of the regional aspects ofaccessibility of drugs to the population in modern conditions // Vestnik Sankt Petersburgskoi gosudarstvennoi akademii im. I.I. Mechnikova. — 2005. — N 1 (6). — P. 60-64. (in Russian)
2. Monitoring the implementation of preferential drug provision (a provision of the population with preferential medicines in the framework of the state social assistance, as well as on the program of the seven high-cost nosologies (report of Roszdravnadzor). URL: http://www.roszdravnadzor.ru/drugs/ subsidizedprovision (accessed 16.06.2015). (in Russian)
3. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 13.02.2013 No. 66 (the edition 14.04.2015) «On approval of the Strategy of drug supply in the Russian Federation for the period till 2025 and plan for its implementation». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179288/ (accessed 23.06.2015). (in Russian)
4. The decree of the RF Government dated 30.12.2014 No. 2782-R «On approval of the list of vital and essential medicinal products for 2015, as well as lists of medicinal products for medical use and minimum range» (in Russian)
5. Federal law of 21.11.2011 No. 323-FZ (as amended on 06.04.2015) «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 176374/ (accessed 16.06.2015). (in Russian)
6. Federal law dated 12.04.2010 № 61-FZ as amended on 08.03.2015) «On circulation of medicines». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176361/ (accessed on 16.06.2015). (in Russian)
7. Yurgel N.V., Hubieva M.Yu. Additional drug coverage for certain categories of citizens, problems and prospects // Zdravookhranenie Rossii. Sbornik «Sotsialnaya sfera Rossii». Special issue 7. — Moscow: Rodina-Pro, 2006. — P. 109-112.
Информация об авторах: Петрухина Ирина Константиновна — к.ф.н., доцент, декан фармацевтического факультета, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России. 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: [email protected]; Куркин Владимир Александрович — д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии ГБОУ ВПО СамГМУ
Минздрава России, e-mail: [email protected].
Information about the authors: Petrukhina Irina Konstantinovna — PhD, docent, the dean of pharmaceutical faculty, head of Department of management and economics of pharmacy of Samara State Medical University, 443099, Russia, Samara, Chapaevskaya str., 89, e-mail: [email protected]; Kurkin Vladimir Aleksandrovich — DSc of Pharmacy, professor, head of the Department of pharmacognosy, botany and phytotherapy of Samara State Medical University,
e-mail: [email protected].
© ШИЛЬНИКОВА Н.Ф., СЕНИЖУК А.И., НОВИЧКОВА Т.С. — 2015 УДК 614.2(571.55):616-082
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наталья Федоровна Шильникова1, Альбина Ивановна Сенижук1, Татьяна Станиславовна Новичкова2 ('Читинская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. А.В. Говорин, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф.
Н.Ф. Шильникова; ^Министерство здравоохранения Забайкальского края, министр — М.Н. Лазуткин)
Резюме. Проведен анализ организации паллиативной помощи инкурабельным больным с прогрессирующими заболеваниями на территории Забайкальского края, разработана структурно-организационная модель оказания паллиативной помощи, обоснованы объемы данного вида помощи в условиях стационара, рассчитана потребность в паллиативных услугах в амбулаторном звене.
Ключевые слова: паллиативная помощь, показатели онкологической службы, инкурабельные больные, потребность в паллиативных койках, структурно-организационная модель.
PALLIATIVE CARE AT THE LEVEL OF THE RUSSIA