МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.5.)
INTERNATIONAL LAW
УДК 341 ГРНТИ 10.87 EDN: XBOAZW
Анализ концептуальных подходов ВТамО для развития правового института электронной коммерции в рамках пересмотра Киотской конвенции
©Мозер Сергей Владимирович
Евразийская экономическая комиссия, г.Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) при взаимодействии с Всемирной таможенной организацией (ВТамО). Задача. Систематизировать базовые подходы ВТамО об отражении правового института электронной коммерции в Киотской конвенции с учетом правовых инструментов и средств ВТамО.
Выводы. В статье в комплексе исследуются предложения международного таможенного сообщества представленные во Всемирной таможенной организации в рамках всеобъемлющего пересмотра Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в части внедрения института электронной коммерции.
Социальные последствия. Проведение исследования сопряженосреализацией пункта 11.7.5. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в части проработки возможности присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО.
Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (Комиссия), могут быть использованы специалистами таможенных органов государств - членов Союза, экспертами Комиссии для организации стратегического планирования и формирования правовых основ модернизации права Союза.
Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция».
Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности Комиссии, таможенных органов государств-членов Союза, ВТамО и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза на основе передовой практики таможенного администрирования, а также правовых инструментов и средств ВТамО.
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, правовые инструменты и средства, электронная коммерция, электронная торговля.
Analysis ofthe WCO ConceptualApproaches to the Development of the Legal Institution of E-Commerce in the Framework of the Review of the Revised Kyoto Convention
©MozerSergei Vladimirovich
Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia
Abstract: The research article is prepared as part of a scientific study conducted by the author on improving the theoretical and legal foundations of customs regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU, Union) in cooperation with the World Customs Organization (WCO).
A task. To systematize the WCO basic approaches on the reflection ofthe legal institution of electronic commerce in the International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Kyoto Convention), taking into account the WCO legal instruments and tools.
Conclusions. The article examines in a complex the proposals of the international customs community submitted to the World Customs Organization as part of a comprehensive revision ofthe Kyoto Convention in terms ofthe introduction of the electronic commerce institution.
Social Consequences. Conducting a study is associated with the implementation of paragraph 11.7.5. of Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 in terms of working out the possibility of joining the Eurasian Economic Union to the WCO fundamental legal instruments and tools.
Practical value. The results of the study are of interest to the customs cooperation block of the Eurasian Economic Commission (EEC) and can be used by specialists ofthe customs authorities ofthe Member States ofthe Union, the EEC experts to organize strategic planning and to form the legalfoundationsfor the modernization ofthe Union's law.
The article is recommended to researchers, teachers, students, graduate students and other categories of students in the Russian Customs Academy, in other universities and the WCO regional training centers in the specialties «Customs» and «Jurisprudence».
Originality/value. The research material is based on an analysis ofthe practical aspects ofthe activities ofthe EEC, the customs authorities ofthe Member States ofthe Union, the WCO and is the result ofa comprehensive study ofthe issue on improvement the law ofthe Union based on best practices of customs regulation and the legal instruments and tools of the World Customs Organization.
Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, customs regulation, international customs law, legal instruments and tools, e-commerce, e-trade.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день нами исследуется вопрос о возможности модернизации права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) на основе проводимой работы Управляющего комитета по пересмотренной Киотской конвенции1, который является одним из важных технических комитетов Всемирной таможенной организации (далее соответственно -Управляющий комитет, Киотская конвенция, Конвенция, ВТамО).
В предыдущем исследовании 2 мы выдвинули следующие тезисы: - если исходить из тезиса, что Киотская конвенция
'Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082
2 Мозер C.B. Научно-методические подходы по совершенствова-
нию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Все-
мирной таможенной организации // Проблемы экономики и юри-
дической практики. -N° 3.- 2023 г.
является универсальным и основополагающим (базовым) правовым инструментом в области таможенного регулирования, то для анализа перспектив модернизации международного таможенного права, а также на этой основе - права Союза, стоит ознакомиться с предложениями государств-членов ВТамО, поступившими в период с 2019 по 2020 год для модернизации Киотской конвенции3.
- предложено провести комплексный анализ базовых институтов международного таможенного права в рамках сформированных в период 2019 - 2023гг. предложений по модернизации Киотской конвенции, а также источников так называемого «мягкого права», т.е. правовых средств ВТамО, которые не имеют обязательный характер4.
- для этих целей использовать «Результаты оценки разработанных рекомендаций в отношении Киотской конвенции и существующих инструментов и средств
3Там же.
"Там же.
ВТамО (этап 2)»5, а также руководство «Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации»6.
В ходе настоящего исследования мы систематизируем и проанализируем подходы ВТамО в лице Управляющего комитета, а также Рабочей группы ВТамО по всеобъемлющему пересмотру Киотской конвенции7 в части отражения в Конвенции института электронной коммерции. Полагаем, что для экспертного и научного сообщества представляет практический интерес ознакомление с поступившими предложениями по модернизации Конвенции и отражения в ее положениях института электронной коммерции.
Напомним, что для целей комплексного пересмотра Киотской конвенции, который формально начался в 2019 году и, к сожалению, будет продолжаться еще достаточно долго, Секретариат ВТамО предложил выделить 37 блоков (концепций)8, в рамках которых членам ВТамО и наблюдателям было предложено рассматривать правовые новации и предложения по модернизации анализируемого нами основополагающего международного акта в области таможенного дела.
В перечне рассматриваемых концепций (блоков) подвопрос «электронная коммерция» был включен в концепцию № 35 «экспресс/ускоренная поставка» (Express/Expedited shipment). Вместе с тем, проблематика данной темы, а вместе с ней и поступившие предложения по модернизации Киотской конвенции прослеживается по таким концепциям (блокам), как использование прорывных технологий и данных, предварительное информирование, электронная оплата пошлин, таможенный контроль, склад, скоординирован-
5 Findings of the Assesment of Developed Recommendations Against the RKC and Existing WCO instruments and tools (step 2). [Horizontal Issues/Body], Annex II to doc. P00160Ea. «Step 4» of the Four-Step Framework: Consultation on the Potential Draft Text Relating to the General Annex of the Convention. (Item IV on the Agenda). 27th Meeting. Revised Kyoto Convention Management Committee, 29 November - 3 December 2021. Doc. P00160Ea, Brussels, 20 October 2021.
6 Мозер C.B. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Редакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021. - 134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071
'Справочно: в настоящий момент рабочая группа упразднена и не функционирует.
8«1. Перспективы, 2. мониторинг, отчетность и оценка, 3. структура, 4. использование передовыхтехнологий, 5. содействие торговле, 6. определения, 7. данные (GA, глава 7), 8. электронные декларации (глава З/Глава 7 GA, 9. предварительная информация о грузе (SA А/С1), 10. предварительное декларирование товаров (GA/C3), 11. уполномоченные экономические операторы, 12. скоропортящиеся товары (GA, глава 3), 13. электронная оплата пошлин (GA, глава 4), 14. роль таможни в обеспечении безопасности (GA, глава 6), 15. таможенный контроль (GA, глава 6), 16. пост-таможенный аудит (GA, глава 6), 17. таможенная взаимная помощь (GA/C3, С6), 18. предварительные решения (GA, глава 9), 19. меры по обеспечению последовательности в применении национального законодательства, 20. отношения с третьими лицами (GA/C8), 21. жалобы, 22. склад (SA D/C 1), 23. свободная зона (SA D/C 2), 24. транзит (SA Е), 25. переработка товаров (SA F), 26. пассажиры (SA J/глава 1), 27. правила происхождения (SA К), 28. скоординированное управление границами, 29. установление и публикация среднего времени выпуска (TRS), 30. частичные отгрузки товаров, 31. режим ввоза товаров в порядке пополнения в течение гарантийного срока, 32. поставки помощи (SA J, С5), 33. почтовые перевозки (SA J/глава 2), 34. экспресс/ускоренная поставка, 35. транспортные средства коммерческого пользования (SA J, СЗ), 36. временный допуск (SA G), 37. комплексный вопрос // Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. — № 1. — 2023 г. - С. 236-237.URL: https://customs-academy.net/?p=16860
ное управление границей (в том числе «единое окно»), почтовые отправления, ускоренные отправления (экспресс-отправления (грузы), экспресс-перевозчики.
Наряду с этим, поступившие предложения по модернизации Конвенции в части института электронной коммерции сопряжены с правовым институтом таможенного декларирования и очистки (выпуска) товаров.
1. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ
Для понимания комплексного характера института электронной коммерции рассмотрим поступившие от членов и наблюдателей ВТамО тезисы и предложения по всеобъемлющему пересмотру Киотской конвенции в разрезе упомянутых концепций (блоков).
Концепция №4 «Использование прорывных технологий»9, подвопрос «Цифровое изображение товаров»10 (группа В).
В рамках данной инициативы, автором которой является российская сторона, отмечается, что Конвенция не содержит положений о таможенном контроле цифровых товаров11. ВТамО подчеркивает важность перехода к цифровизации; 2016 год был посвящен продвижению цифровизации таможенных процессов. Это было обусловлено появлением цифровой коммерции и увеличением количества цифровых товаров вместо физических, в связи с чем, возросла необходимость контроля таких товаров»12.
Авторы предложили дополнить Стандарт 6.1 соответствующей информацией, а именно, что все товары, а также цифровая продукция, включая цифровое изображение товаров, изделий, комплектующих, предназначенных для изготовления методами цифрового проектирования и производства (на Зй-принтерах) способом с применением информационно-телекоммуникационных технологий, подлежат таможенному контролю13.
Концепция № 7 «Вопросы данных»14, а именно (подвопрос) «Использование современных инструментов и технологий для поддержки таможенных процессов (например, неинтрузивный досмотр, передовые методы опломбирования, модель данных ВТамО)»15. Инициаторы новации поясняют, что в группу современных инструментов и технологий включено «развитие электронной коммерции (онлайн-покуп-ки, альтернативные механизмы оплаты, de minimis и варианты сбора доходов, а также on-line-обучение/ подготовка)16. Предложено внести поправки в Киот-
9 Use of Advance Technologies.
10 Digital Image of Goods.
11 Digital products.
12 Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/12.
13 Там же.
14Concept №7: Data Issues.
15 Use of modern tools and technology to support Customs processes (for example non-intrusive inspection, advanced sealing techniques, WCO Data Model).
16 Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts
and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention
Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc.
P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the
Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the
WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/17.
скую конвенцию, отразив ощущение значительных изменений в мире IT и технологий.
Концепция № 9 «Предварительная информация о грузе».
В систематизированных предложениях государств-членов ВТамО по модернизации Конвенции в 2019 году отмечено, что по мере расширения электронной коммерции увеличивается количество экспресс-доставок (Express shipments). Большинство из них адресовано отдельным лицам и, как правило, представляет собой небольшой пакет. Даже при таких обстоятельствах таможенные службы играют решающую роль в обеспечении баланса между упрощением процедур торговли и обеспечением безопасности на границе для надлежащего развития электронной коммерции17.
Предложено привести Конвенцию в соответствие с Рамочными стандартами безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (SAFE) с точки зрения использования предварительной информации об авиагрузах. В то же время, по мнению инициаторов предложения, достаточно установить в Генеральном приложении (далее - ГП) новые стандарты сотрудничества между таможенными администрациями и операторами экспресс-доставки (express shipment operators) и т. д. для использования информации, хранящейся утаких операторов18.
Концепция № 13 «Электронная оплата пошлин»19 В рамках данной концепции предлагается рассмотреть 2 предложения:
(1) В Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции (commerce) и упрощали бы таможенное оформление (очистку) (группа А). В этой связи было предложено доработать или добавить вопрос об электронной оплате пошлин, налогов, сборов и сборов в ГП (на основе пункта 2 статьи 7 Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли (далее - Балийское соглашение)20.
(2) По мнению инициатора второго предложения (Global Express Association), электронная коммерция требует эффективных и экономичных процедур возврата (refund procedures), желательно с использованием электронных систем. Для этих целей предложено внести изменения в стандарт 4.21 Генерального приложения Конвенции посредством (1) добавления положения о том, что «заявления и решения по заявлениям о возврате выносятся в порядке насколько это возможно с помощью электронных средств», а также (2) удаления слов «в письменной форме» в части принятия и сообщения заинтересованным лицам решений по заявлениям о возврате21. Данное предложение было отнесено к группе В.
Концепция № 14 «Предварительная подача информации» (предварительное информирование -
17 Там же.
18 Там же. - Р. 11/133.
19 Electronic payment of duties.
20 Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/142.
21 Там же. - P. 11/43.
прим.) По мнению инициаторов этого предложения, в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции и упрощали бы таможенное оформление (очистку).
В этой связи предложено доработать или добавить в ГП положения о предоставлении импортной документации и другой информации до прибытия товаров (на основе пункта 1 статьи 7 Балийского соглашения)22.
Концепция № 15 «Таможенный контроль» в рассматриваемом нами аспекте характеризуется двумя подвопросами.
(1) Предложение Секретариата ВТамО, подвопрос «Система управления рисками», пункт «Дополнительные элементы для улучшения системы таможенного контроля и управления рисками», компонент 5 «Использование технологий»: «таможня должна использовать N11, информационно-коммуникационные технологии и электронную коммерцию в максимально возможной степени для усиления таможенного контроля».
В части электронной коммерции, на наш взгляд, здесь новации отсутствуют, так как в соответствии с переходным стандартом 6.9 ГП Конвенции «в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба во всех случаях, где это возможно, использует информационные технологий и электронную коммерцию»23.
(2) Здесь же, по подвопросу «Таможенный контроль с применением технологий»24 (группа В) для стандарта 6.9 Генерального приложения излагается тезис о необходимости применения перспективных таможенных технологий. При этом в качестве предложения выступает инициатива - «таможня должна использовать информационные технологии, включая прорывные технологии, и электронную коммерцию в максимально возможной степени для усиления таможенного контроля»25.
Концепция № 16 «Посттаможенный аудит». Для данного случая сформулирован 1 тезис: в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции (commerce) и упростили бы таможенное оформление (очистку)26 (группаА).
Концепция № 23 «Склад», подвопрос «Региональные склады» (группа В). Предложение затрагивает вопрос региональных складов. Авторами дается пояснение о том, что с появлением электронной коммерции и транснационального перемещения посылок должны быть четкие правила обращения с региональными складами, которые служат центром распределения или зоной разделения мелких посылок. Также необхо-
22 Там же. - Р. 11/134.
23 Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082
24Customs control with technologies.
25Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/55.
26 Там же. - Р. 11/58.
димо установить режим пошлин или сборов за товары, обрабатываемые в региональном узле для возможного распространения по всему миру»27. Соответственно предлагается определить параметры при создании региональных складов28.
Концепция № 29 «Скоординированное управление границей», подвопрос «Единое окно» (группа А). По мнению инициаторов, в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции (commerce) и упрощали бы таможенное оформление.
Предложено доработать или добавить в Генеральное приложение положение о «едином окне», через которое подаются документы и информация, а также сообщается о результатах экспертизы без повторного запроса тех же документов и информации, за исключением срочных обстоятельств и других исключений (на основе статьи 10 п. 4 Балийского соглашения).
Здесь же отмечается, что среда «единого окна» рассматривается как основной всеобъемлющий процесс для модернизации, рационализации таможенных процедур, обеспечивающий высочайший уровень гармонизации данных, динамичный обмен информацией между различными трансграничными регулирующими органами (CBRA), обеспечивающий скоординированное управление границами, предназначенное для обеспечения бесперебойных международных торговых операций и плавный поток электронной коммерции. Она также считается высшим стандартом качества в области предоставления государственных услуг через единый интерфейс, который обеспечивает прозрачность, повышенную эффективность прави-тельства/CBRA и снижениетранзакционных издержек. Следовательно, в стратегических интересах таможни создание или поддержание «единого окна» является важным элементом, который должен быть включен в комплексный пересмотр Конвенции29.
Авторы предложения дополняют, что «единое окно» для торговли на национальном или региональном уровне может предусматривать предоставление документов, элементов данных в любой форме, в том числе в электронной форме с использованием современных технологий и инструментов, для целей таможенного оформления/очистки CBRA в отношении импорта, экспорта, транзита товаров или услуг, движения судов, логистики или электронной коммерции.30
Концепция № 34 «Почтовые отправления». Анализ поступивших предложений по модернизации Киот-ской конвенции позволил нам выделить следующих 2 подвопроса.
(1) «Пересмотр почтовых отправлений» (группа А). Инициаторы изменений утверждают, что с момента последнего пересмотра Киотской конвенции почтовая среда значительно изменилась, и теперь доступны электронные предварительные данные (EAD) на уровне отправлений для международных почтовых отправлений. ВТамО и Всемирный почтовый союз оказывают поддержку почтовым и таможенным администрациям в наращивании потенциала (институционального развития) для создания и использования EAD. Произошел
27 Там же. - Р. 11/77.
28 Там же.
29 Там же. - Р. 11/109-110.
30 Там же. - Р. 11/159.
значительный переход от полностью ручного процесса пограничной очистки международных почтовых отправлений к данным и передовым технологиям, доступным для поддержки оценки пограничных рисков и таможенной очистки.
Соответственно экспертами предложено пересмотреть Главу 2, Специальное приложение J - «Почтовые отправления», поскольку почтовая среда значительно изменилась со времени последнего пересмотра Конвенции из-за бума трансграничной электронной коммерции и доступности ЕАЭ для международной почты31.
(2) «Международные почтовые отправления и уполномоченный почтовый оператор» (группа А)
- предложение, которое было направлено от Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия) в рамках модернизации Киотской конвенции по концепции «Почтовые отправления». При обосновании предложения Комиссия привела следующиетезисы:
- стремительное развитие электронной коммерции требует современных механизмов таможенного администрирования данной категории товаров;
- в условиях измененной номенклатуры товаров, перевозимых в качестве международных почтовых отправлений, классическая модель таможенного администрирования данной категории товаров, основанная на использовании бумажных форм документов, не отвечает новым современным реалиям;
- в условиях многократного роста объемов почтовых отправлений электронное взаимодействие почтовых операторов и таможни является объективной необходимостью;
- особенности таможенного декларирования, уплаты пошлин, налогов требуют надлежащего и последовательного регулирования в Конвенции в связи с измененной номенклатурой почтовых отправлений.
В этой связи представителями блока по таможенному сотрудничеству Комиссии в качестве предложений по пересмотру Киотской конвенции были предложены следующие компоненты (составные элементы) и даны пояснения:
(1) «Компонент 1: Назначенные почтовые операторы. Сотрудничество (партнерство) между назначенными почтовыми операторами и таможней
В условиях многократного роста объемов международных почтовых отправлений электронное взаимодействие операторов почтовой связи и таможни является основным фактором повышения эффективности таможенного контроля и увеличения скорости выпуска почтовых отправлений.
Таможня и назначенные почтовые операторы с учетом актов Всемирного почтового союза должны стремиться к обеспечению электронного взаимодействия при перевозке почтовых отправлений с преимущественным использованием электронных форм документов или сообщений.
(2) Компонент 2: Таможенное оформление. Таможенное декларирование и уплата таможенных пошлин, налогов
Особенности перевозки почтовых отправлений, их огромное количество и наличие многочисленных конечных получателей наряду с развитием электронной коммерции определяет необходимость создания адек-
31 Там же. - Р. 11/123.
ватных правил таможенного оформления данной категории товаров на основе удобного механизма их таможенного оформления, в первую очередь таможенное декларирование и уплату таможенных пошлин, налогов.
В связи с особенностями данной категории товаров целесообразно предусмотреть положения, допускаю-щиетаможенноедекларирование и, при необходимости, уплату таможенных пошлин, налогов в отношении почтовых отправлений назначенными операторами почтовой связи.
Назначенные операторы почтовой связи при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством, могут осуществлять таможенное декларирование и уплату таможенных пошлин, налогов в отношении почтовых отправлений»32.
Стоит обратить внимание, что предложения Комиссии не содержат конкретных формулировок (модернизации) правил для пересматриваемой Киотской конвенции в рассматриваемой части.
Концепция № 35 «Ускоренные/экспресс-доставки» (Expedited/Express Shipments) как и в предыдущем случае рассматривается в двух аспектах.
(1) «Интернет-коммерция» (Online Commerce) (группа А). Разработчики поступившего предложения об отражении интернет-коммерции в Конвенции исходят из того, что перемещение мелких посылок либо через почтовую службу, либо через экспресс-экспедиторов должно быть четко определено. По их мнению, это включает в себя предоставление стандартных документов, которые будут использоваться при таможенном оформлении товаров для перегрузки.
Следуя этой логике, разработчики передоложили добавить дополнительную главу в Специальное приложение J «Почтовые перевозки» для интернет-ком-мерции33.
(2) «Принципы и стандарты электронной коммерции» (группа А).
В рамках данного подвопроса предоставлено пояснение, что быстрый рост трансграничной электронной коммерции за последние 5 лет сильно повлиял на характер мировой торговли, изменив то, как товары продаются и перевозятся через границы. Трансграничная электронная коммерция поставила перед таможенными администрациями серьезные проблемы с точки зрения того, как лучше всего управлять большими объемами импорта с низкой стоимостью и устранять риски на границе, не препятствуя при этом без необходимости перемещению товаров через границы. Принципы и стандарты, касающиеся трансграничной электронной коммерции, изложены в Рамочных стандартах ВТамО по трансграничной электронной коммерции (Рамочные стандарты), одобренных в июне 2018 года.
Инициаторы предложения рекомендовали, чтобы при пересмотре Конвенции рассматривалось влияние глобального бума электронной коммерции на торговлю. Ими предложено внести поправки в Конвенцию, дабы отразить конкретные принципы и стандарты, относящиеся к трансграничной электронной коммерции, а также вспомогательную документацию
32Тамже.-Р. 11/124. 33 Там же.
(supporting documentation)34 (группа В).
(3) «Ускоренные отправления (Экспресс-отправления (грузы). Экспресс-перевозчики»35. Автором данной концепции выступил блок по таможенному сотрудничеству ЕЭК. Основные тезисы по инициативе сводятся к следующему:
- в условиях развития трансграничной электронной коммерции, наряду с ростом товаров, перевозимых в виде почтовых отправлений, значительно увеличилось количество товаров, перевозимых в виде экспресс-отправлений (грузов);
- в связи с международным характером таких товаров и необходимостью их ускоренного оформления и выпуска необходим единый подход к таможенному регулированию данной категории товаров, обеспечивающий бесперебойное и безопасное перемещение экспресс-отправлений (грузов), четкость и определенность в работе экспресс-перевозчиков;
- в отличие от международных почтовых отправлений, которые регулируются в соответствии с актами Всемирного почтового союза, в стандартах ВТамО нет четкой методологической базы в отношении экспресс-отправлений (грузов), в частности, в Киотской конвенции;
- отсутствует определение экспресс-отправлений (грузов) (express consignments), что создает трудности при отнесении товаров к экспресс-отправлениям и исключении их из других товаров с целью предоставления им соответствующих преимуществ (упрощений), в том числе быстрого оформления;
- не определены критерии, позволяющие однозначно идентифицировать экспресс-перевозчика, отличающего его отдругих перевозчиков;
- включение особенностей декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении экспресс-отправлений (грузов) позволит обеспечить надлежащеетаможенное регулированиеданной категории товаров.
В рамках представленного видения по отражению в Конвенции положения об экспресс-отправлениях (грузов) и экспресс-перевозчиках представители ЕЭК озвучили следующие предложения:
Компонент 1: «Экспресс-отправления (грузы)». В первую очередь необходимо определиться с определением «экспресс-отправления (грузы)», чтобы однозначно идентифицировать данную категорию товаров для таможенных целей. Отличительные признаки или особенности должны обеспечивать выделение данной категории товаров из всей массы товаров.
«Экспресс-отправления (грузы)» - товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях36.
34 Там же. - Р. 11/125.
35 Expedited shipments (Express consignments. Express carriers).
36 См. nn. 52 п. 1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023). Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. КонсультантПлюс.11Р1_: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/
Примечание: предложенное представителями Комиссии определение понятия «экспресс-груз» в точности повторяет это же понятие, изложенное в подпункте 52 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Компонент 2: «Экспресс-перевозчики. Взаимодействие (партнерство) экспресс-перевозчиков и таможни». Необходимо включить отличительные признаки, характеризующие экспресс-перевозчиков и выделяющие их из массы перевозчиков. Учитывая акцент в Рамочных стандартах трансграничной электронной коммерции на необходимость включения перевозчиков в программы УЭО, целесообразно предусмотреть положения, поощряющие участие экспресс-перевозчиков в программахУЭО.
Взаимодействие экспресс-перевозчиков и таможни целесообразно максимально осуществлять через программы УЭО. Соблюдая требования программ УЭО, в первую очередь требования безопасности, экспресс-перевозчики получают преимущества по обеспечению ускоренной обработки и выпуска экспресс-отправлений (грузов), а таможня, в свою очередь, гарантирует надлежащий контроль товаров, перевозимых как экспресс-отправления (грузы).
В условиях многократного роста объемов экспресс-отправлений (грузов) электронное взаимодействие экспресс-перевозчиков и таможни является основным фактором повышения эффективности таможенного контроля и увеличения скорости обработки экспресс-отправлений (грузов).
Таможня и экспресс-перевозчики должны стремиться к обеспечению электронного взаимодействия при перемещении экспресс-отправлений (грузов) с преимущественным использованием электронных форм документов.
Компонент 3: «Таможенное оформление. Таможенное декларирование, уплата таможенных пошлин, налогов». Особенности перемещения экспресс-отправлений (грузов), их огромный объем и наличие множества конечных получателей наряду с развитием электронной коммерции определяет необходимость создания адекватных правил таможенного оформления данной категории товаров на основе удобного механизма их таможенной очистки, в первую очередь таможенное декларирование и уплату таможенных пошлин, налогов. С учетом особенностей данной категории товаров целесообразно предусмотреть положения, позволяющие экспресс-перевозчикам при необходимости декларировать экспресс-отправления (грузы) и уплачивать соответствующие таможенные пошлины, налоги.
Таможенное декларирование при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством, может осуществляться с использованием упрощенной формы декларации на товары. Экспресс-перевозчик при соблюдении условий, установленных национальным законодательством, может осуществлять таможенное декларирование экспресс-отправлений (грузов) и уплачивать соответствующие таможенные пошлины, налоги37.
37Annex I to doc. Р00129Е. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the
Озвученные тезисы таможенного блока ЕЭК не содержат конкретных текстовых формулировок или правок в Конвенцию с учетом представленных тезисов. Исключение - предложение ввести в Конвенцию понятие «экспресс-грузы», которое, как выше отмечено, повторяет определение из Таможенного кодекса Союза.
2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ИНИЦИАТИВ (ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
Выше мы рассмотрели поступившие предложения членов ВТамО и её наблюдателей в части отражения института электронной коммерции в Киотской конвенции. Для удобства восприятия материала мы систематизировали весь массив информации в виде кратких тезисов в следующем виде:
Использование прорывных технологий
- продвижение цифровизации таможенных процессов обусловлено появлением электронной коммерции;
- возникновение цифровой коммерции и увеличение количества цифровых товаров вместо физических предопределяют необходимость контроля таких товаров;
- все товары, а также цифровая продукция, включая цифровое изображение товаров, изделий, комплектующих, предназначенных для изготовления методами цифрового проектирования и производства (на ЗЭ-принтерах) способом с применением информационно-телекоммуникационных технологий, подлежат таможенному контролю;
Вопросы данных
- в группу современных инструментов и технологий включено «развитие электронной коммерции (он-лайн-покупки, альтернативные механизмы оплаты, de minimis и варианты сбора доходов, а также on-line-o6-учение/подготовка);
- по мере расширения электронной коммерции увеличивается количество экспресс-доставок;
- таможенные службы играют решающую роль в обеспечении баланса между упрощением процедур торговли и обеспечением безопасности на границе для надлежащего развития электронной коммерции;
- привести Конвенцию в соответствие с Рамочными стандартами безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (SAFE) сточки зрения использования предварительной информации об авиагрузах;
- установить в ГП новые стандарты сотрудничества между таможенными администрациями и операторами экспресс-доставки и т. д. для использования информации, хранящейся у таких операторов;
Электронная оплата пошлин
- в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции (commerce) и упрощали бы таможенное оформление (очистку);
- необходимо доработать или добавить вопрос об электронной оплате пошлин, налогов, сборов и сборов в ГП на основе пункта 2 статьи 7 Балийского соглашения;
- электронная коммерция требует эффективных и экономичных процедур возврата (refund procedures),
Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/125-126.
желательно с использованием электронных систем;
- внести изменения в стандарт 4.21 Генерального приложения Конвенции посредством (1) добавления положения о том, что «заявления и решения по заявлениям о возврате выносятся в порядке насколько это возможно с помощью электронных средств»;
Предварительная подача информации (предварительное информирование - прим.)
- в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции и упрощали бы таможенное оформление (очистку);
-доработать или добавить в ГП положений о предоставлении импортной документации и другой информации до прибытия товаров на основе пункта 1 статьи 7 Балийского соглашения;
Таможенный контроль
Система управления рисками
- таможня должна использовать N11, информационно-коммуникационные технологии и электронную коммерцию в максимально возможной степени для усиления таможенного контроля;
- таможня должна использовать информационные технологии, включая прорывные технологии, и электронную коммерцию в максимально возможной степени для усиления таможенного контроля;
Посттаможенный аудит
- в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в коммерции (commerce) и упростили бы таможенное оформление (очистку);
Склад
- с появлением электронной коммерции и транснационального перемещения посылок должны быть четкие правила обращения с региональными складами, которые служат центром распределения или зоной разделения мелких посылок;
- необходимо установить режим пошлин или сборов за товары, обрабатываемые в региональном узле для возможного распространения по всему миру;
- определить параметры при создании региональных складов;
Скоординированное управление границей, в т.ч. «единое окно»
- среда «единого окна» рассматривается как основной всеобъемлющий процесс для модернизации, рационализации таможенных процедур, обеспечивающий высочайший уровень гармонизации данных, динамичный обмен информацией между различными трансграничными регулирующими органами (CBRA), обеспечивающий скоординированное управление границами, предназначенное для обеспечения бесперебойных международных торговых операций и плавный поток электронной коммерции;
- в Конвенции следует указать больше стандартов, которые отражали бы развитие современных технологий в торговле (commerce) и упрощали бы таможенное оформление;
- доработать или добавить в ГП положение о «едином окне», через которое подаются документы и информация, а также сообщается о результатах экспертизы без повторного запроса тех же документов и информации, за исключением срочных обстоятельств
и других исключений на основе статьи 10 п. 4 Балийского соглашения;
- «единое окно» для торговли на национальном или региональном уровне может предусматривать предоставление документов, элементов данных в любой форме, в том числе в электронной форме с использованием современных технологий и инструментов, для целей таможенного оформления/очистки CBRA в отношении импорта, экспорта, транзита товаров или услуг, движения судов, логистики или электронной коммерции;
Почтовые отправления
- пересмотреть Главу 2, Специальное приложение J - «Почтовые отправления», поскольку почтовая среда значительно изменилась со времени последнего пересмотра Конвенции из-за бума трансграничной электронной коммерции и доступности электронных предварительныхданныхдля международной почты;
- электронное взаимодействие операторов почтовой связи и таможни является основным фактором повышения эффективности таможенного контроля и увеличения скорости выпуска почтовых отправлений;
- таможня и назначенные почтовые операторы с учетом актов Всемирного почтового союза должны стремиться к обеспечению электронного взаимодействия при перевозке почтовых отправлений с преимущественным использованием электронных форм документов или сообщений;
- особенности перевозки почтовых отправлений с развитием электронной коммерции определяет необходимость создания адекватных правил таможенного оформления данной категории товаров на основе удобного механизма их таможенного оформления, в первую очередь таможенное декларирование и уплату таможенных пошлин, налогов;
- целесообразно предусмотреть положения, допускающие таможенное декларирование и, при необходимости, уплату таможенных пошлин, налогов в отношении почтовых отправлений назначенными операторами почтовой связи;
- назначенные операторы почтовой связи при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством, могут осуществлять таможенное декларирование и уплату таможенных пошлин, налогов в отношении почтовых отправлений;
Ускоренные/экспресс-доставки
Интернет-коммерция
- перемещение мелких посылок либо через почтовую службу, либо через экспресс-экспедиторов должно быть четко определено и включает предоставление стандартных документов, которые будут использоваться при таможенном оформлении товаров для перегрузки;
- добавить дополнительную главу в Специальное приложение J «Почтовые перевозки» для интернет-коммерции;
Принципы и стандарты электронной коммерции
- внести поправки в Конвенцию, дабы отразить конкретные принципы и стандарты, относящиеся к трансграничной электронной коммерции, а также вспомогательную документацию;
Ускоренные отправления (Экспресс-отправления (грузы). Экспресс-перевозчики
- необходим единый подход к таможенному регулированию экспресс-отправлений (грузов), обеспечивающий бесперебойное и безопасное перемещение экспресс-отправлений (грузов), четкость и определенность в работе экспресс-перевозчиков;
- в стандартах ВТамО нет четкой методологической базы в отношении экспресс-отправлений (грузов), в частности, в Киотской конвенции;
- отсутствует определение экспресс-отправлений (грузов) (express consignments), что создает трудности при отнесении товаров к экспресс-отправлениям и исключении их из других товаров с целью предоставления им соответствующих преимуществ (упрощений), в том числе быстрого оформления;
- не определены критерии, позволяющие однозначно идентифицировать экспресс-перевозчика, отличающего его отдругих перевозчиков;
- включение особенностей декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении экспресс-отправлений (грузов) позволит обеспечить надлежащее таможенное регулирование данной категории товаров;
- необходимо включить отличительные признаки, характеризующие экспресс-перевозчиков и выделяющие их из массы перевозчиков;
- целесообразно предусмотреть положения, поощряющие участие экспресс-перевозчиков в программах УЭО;
- взаимодействие экспресс-перевозчиков и таможни целесообразно максимально осуществлять через программы УЭО;
- электронное взаимодействие экспресс-перевозчиков и таможни является основным фактором повышения эффективности таможенного контроля и увеличения скорости обработки экспресс-отправлений (грузов);
- таможня и экспресс-перевозчики должны стремиться к обеспечению электронного взаимодействия при перемещении экспресс-отправлений (грузов) с преимущественным использованием электронных форм документов;
- целесообразно предусмотреть положения, позволяющие экспресс-перевозчикам при необходимости декларировать экспресс-отправления (грузы) и уплачивать соответствующиетаможенные пошлины, налоги;
Обратим внимание, что приведенный перечень инициатив состоит из 45 заслуживающих внимания тезисов, которые не сопровождаются конкретными формулировками в текст Киотской конвенции. Безусловно, озвученные предложения представляют интерес в научном контексте, однако в практическом смысле формулирование тезисов о том, чту нужно сделать без последующей трансформации в конкретные тексты Конвенции, вызывает вопросы к организации работы по всеобъемлющему пересмотру Конвенции.
Для экспертов рабочей группы ВТамО по всеобъемлющему пересмотру Киотской конвенции, а также Управляющего комитета, на наш взгляд, интерес представляют конкретные формулировки по модернизации Киотской конвенции, которых пока мы не видим.
3. ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА ВТАМО
В 2020 г. на основе предложений делегатов Секретариат разработал проект формата (формы)38 для анализа поступивших предложений по модернизации Киотской конвенции39.
По нашему мнению, формат (форму) без пояснений, как ее заполнять, не просто назвать методикой. Обратим внимание, что пункты 10 и 11 разработанной формы предназначены для отражения информации об инструментах и средствах ВТамО, их оценке/анализе по каждому из предложений или концепции. По факту реализация этих пунктов, на наш взгляд, выглядит иначе, нежели задумывалось. Справочно отметим, что в рамках 27-го заседания Управляющего комитета, которое состоялось 29 ноября - 3 декабря 2021 г. в Брюсселе, его членам был представлен документ «Результаты оценки разработанных рекомендаций в отношении Киотской конвенции и существующих инструментов и средств ВТамО (этап 2)»40.
По нашему мнению, приведенный текст документа от 20.10.2021 является интересным отчетом, однако мы не увидели в его содержании комплексный анализ всех правовых инструментов и средств ВТамО. Тем не менее, эти материалы могут быть использованы как основа для научных исследований в части модернизации институтов таможенного права на своевременном этапе развития таможенного регулирования.
В 2021 г. автором было издано руководство по правовым инструментам и средствам ВТамО41, в котором представлены все правовые разработки ВТамО до 2021г. Вчасти развития институт электронной коммерции их список представлен следующими позициями и может быть использован в рамках изучения опыта ВТамО:
38 Формат (форма) представляет собой таблицу для заполнения следующих полей: 1. концепция;2. предложение N°;3. автор пред-ложения;4. компоненты, которые необходимо включить; 5. компонент №1; 6. ссылка на Киотскою конвенцию;7. оценка/анализ;8. ссылка на руководства к Киотской конвенции; 9. оценка/анализ;10. ссылка на актуальные инструменты и средства ВТамО;11. оценка/ анализ; 12. выводы/заключения. (См. Мозер С.В. Научно-методические подходы по совершенствованию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. - № 3. - 2023 г. URL: https://customs-academy.net/?p=3817).
39 См. The RKC Review process - Report of the 7th meeting of the Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC) by the Chair of the WGRKC (Item III on the Agenda). Revised Kyoto Convention Management Committee, 22nd Meeting, 10 - 12 February 2020. Doc. P00133Ea. Brussels, 13January 2020.
40 Findings of the Assesment of Developed Recommendations Against the RKC and Existing WCO instruments and tools (step 2). [Horizontal Issues/Body], Annex II to doc. P00160Ea. «Step 4» of the Four-Step Framework: Consultation on the Potential Draft Text Relating to the General Annex of the Convention. (Item IV on the Agenda). 27th Meeting. Revised Kyoto Convention Management Committee, 29 November - 3 December 2021. Doc. P00160Ea, Brussels, 20 October 2021.
41 Мозер С.В. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Редакционно-издательский отдел Российской таможенной академии, 2021. - 134 с. URL: http://customs-academy.net/?p=14071
№ Инструменты и средства ВТамО
1 Декларация Совета таможенного сотрудничества об электронной коммерции (Бакинская декларация). Июнь 2001 г.
2 Резолюция Политической комиссии Всемирной таможенной организации по Руководящим принципам трансграничной электронной коммерции. Луксор. Декабрь 2017
3 Отчет ВТамО об исследовании трансграничной электронной коммерции. Всемирная таможенная организация. Март 2017
4 Значение больших данных для таможни. Как это может поддерживать возможности управления рисками. Ётаро Окадзаки. Исследовательский доклад ВТамО № 39. ВТамО. Март 2017 г. [+Электронная коммерция]
5 Стратегия внедрения Рамочных стандартов ВТамО в отношении трансграничной электронной коммерции. Шаблон тематического исследования. ВТамО, 2018
6 Бизнес-модели электронной коммерции. ВТамО. 2018
7 Определения. Электронная коммерция. ВТамО. 2018
8 Технические характеристики. Рамочные стандарты трансграничной электронной коммерции. ВТамО. Июнь, 2023
9 Резолюция Совета таможенного сотрудничества о Рамочных стандартах трансграничной электронной коммерции. Июнь 2018
10 Рамочныестандарты трансграничной электронной коммерции ВТамО. ВТамО. Июнь2023
11 Декларация Всемирной таможенной организации о трансграничной электронной коммерции. Пекинская декларация. Февраль 2018 г. Первая глобальная трансграничная конференция по электронной коммерции. Пекин, Китай. 10 февраля, 2018
12 Тематическое исследование подходов к сборудоходов. ВТамО, 2018
13 Подходы к сборудоходов. Шаблон тематического исследования. ВТамО, 2018
14 Руководство ВТамО - МПС для таможни и почты. ВТамО, Всемирный почтовый союз. Июнь 2018 ^Электронная коммерция]
15 Блок-схема электронной коммерции. ВТамО, 2019
16 Стратегия внедрения стандартов трансграничной электронной коммерции ВТамО. План действий и механизм институционального развития. ВТамО, 2019
17 Резюме рекомендаций ЕЭК ООН по упрощению процедур торговли. 2019 Пересмотренное издание. Европейская экономическая комиссия ООН. Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу. Объединенные Нации. Женева, 2020 [+Электронная коммерция]
4. ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕАЭС
На сегодняшний день Комиссия и государства-члены Союза проводят активную работу по развитию института электронной коммерции в ЕАЭС42. Сформировано концептуальное видение, подходы, а также подготовлены правки в право Союза. Так, 23 июня 2023 г. Совет ЕЭК принял распоряжение № 20 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года»43 (далее - проект Протокола). Проект
42 См. Кабанов И.П. Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы. Круглый стол «Союз без границ: Реализованные цели и новые вызовы. Итоги 2021 года», Международный конгресс предпринимателей ЕАЭС/ Апьта-Соффт, 10 декабря 2021 г. URL: https:// www.alta.ru/expert_opinion/85575/ ; Единая таможенная территория. О реализации в государствах - членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами: презентация. Официальная странница ЕАЭС. URL: https://eec. eaeunion.org/upload/medialibrary/b7b/n.-Pilotnyy-proekt-v-oblasti-vneshney-elektronnoy-torgovli-tovarami.pdf
43 В Договор о таможенном кодексе ЕАЭС вносятся изменения
по регулированию внешней электронной торговли / Таможенная академия: НАУКА, 10 июля 2023 г. URL: https://customs-academy. net/?p = 17989
Протокола (в части регулирования внешней электронной торговли) подготовлен экспертами министерств и ведомств государств - членов ЕАЭС и ЕЭК в целях реализации Поручения Евразийского межправительственного совета от 9 октября 2020 г. № 16 (далее - Поручение № 16) во исполнение пункта 2 Плана мероприятий («Дорожной карты») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского Межправительственного совета от 19 ноября 2021 г. № 1044. Поручением № 16 Комиссии совместно с правительствами государств -членов ЕАЭС поручено обеспечить подготовку международного договора в части регулирования внешней электронной торговли товарами.
При разработке такого международного договора поручено исходить из необходимости (1) выделения товаров, приобретенных в рамках внешней электронной торговли, в отдельную категорию товаров, с
44 Решение Евразийского межправительственного совета от 19.11.2021 № 10 «О плане мероприятий («дорожной карте») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21ms0010/
определением особенностей ее регулирования; (2) введения института оператора электронной торговли; (3) введения «декларации электронной торговли»; (4) обеспечения возможности реализации физическим лицам товаров внешней электронной торговли с ис-пользованиемтаможенных («бондовых») складов.45
Проект Протокола предусматривает создание нового правового института и вида деятельности в сфере таможенного регулирования - оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами, приобретаемыми физическими лицами на интернет-площадках, а также осуществлять взаимодействие с интернет-площадками и таможенными органами, обеспечивая процессы таможенного декларирования и хранения товаров электронной торговли46. В проекте Протокола определяются требования к оператору электронной торговли, устанавливаются его права, обязанности и ответственность.
Наряду с этим проект документа определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров электронной торговли, таможенные операции, совершаемые в отношении таких товаров, временного хранения, таможенное декларирование, выпуск товаров, особенности применения таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров электронной торговли, применение таможенных платежей и исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Здесь же вводится определение понятий «таможенная пошлина в отношении товаров электронной торговли», «товары электронной торговли», «товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам» и «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами»47.
ВЫВОДЫ
1. В ходе настоящей исследовательской статьи мы рассмотрели предложения государств-членов и наблюдателей ВТамО, поступившие в рамках всеобъемлющего процесса модернизации Киотской конвенции в части отражения института электронной коммерции втексте Конвенции.
2. Поступившие инициативы затрагивают следующие концепции (блоки) по пересмотру Конвенции: использование прорывных технологий и данных, предварительное информирование, электронная оплата пошлин, таможенный контроль, склад, скоординированное управление границей (в том числе «единое окно»), почтовые отправления, ускоренные отправления (экспресс-отправления (грузы), экспресс-перевозчики. Анализируемые предложения также связаны с правовым институтом таможенного декларирования и очистки (выпуска)товаров.
45 Пояснительная записка по вопросу подписания Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года. Министерство финансов Российской Федерации. Дата обращения: 14.07.2023. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/npaprojects/PZ_00139947.docx
46 Там же.
47 См. ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о Таможен-
ном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017
года. Одобрен распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. № 20 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года». URL: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/01440465/err_10072023_20
3. На основе всего массива информации нами систематизированы базовые тезисы об отражении института электронной коммерции в Конвенции, а также выделены все правовые средства ВТамО, регулирующие данный институт.
4. Рассмотренные инициативы и сформулированные Секретариатом ВТамО к 20.10.2021 г. результаты, безусловно, полезны для изучения проблематики модернизации Конвенции и права в целом, однако, на наш взгляд, они носятдекларативный характер и не содержат правовых конструкций, правовых норм (положений) модернизируемого международного акта.
5. На сегодняшний день нам не известны правовые новации (формулировки) к текстам Генерального приложения или специальных приложений Конвенции в части развития института электронной коммерции. Одна из проблем - размытость анализируемого института в разрезе существующих концепций (блоков), отсутствие (непонимание) новой операционной модели таможни (таможенного администрирования) и новых бизнес-процессов (таможенных операций) в пересматриваемом базовом инструменте международного таможенного права - Киотской конвенции.
6. Соответственно на национальном или региональном (для таможенных и экономических союзов) уровне при необходимости модернизировать таможенное законодательство на основе передовой практики таможенного регулирования и подходов ВТамО (для рассматриваемого института) приоритет может быть отдан, прежде всего, (1) Рамочным стандартам трансграничной электронной коммерции48, (2) их Техническим характеристикам49, а также (3) консолидированным ВТамО конкретным практическим примерам.
7. Выделенные тезисы по модернизации Киотской конвенции могут быть полезны в рамках нормотвор-ческого процесса и проведения последующих научных исследований по совершенствованию таможенного регулирования в целом.
8. Примером удачной реализации на нормативном уровне (ТК Союза) института электронной коммерции (для ЕАЭС - торговли - прим. автора) является проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017, одобренный распоряжением Совета ЕЭК № 20 от 23 июня 2023 г.
Примечание: Настоящая статья является частной точкой зрения автора и не связана с его профессиональной деятельностью.
48 WCO Cross-border E-Commerce Framework of Standards. WCO. June, 2022. URL: https://www.wc00md.0rg/-/media/wc0/public/gl0bal/ pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/wco-framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?db=web
49 Technical Specifications. Framework of Standards on Cross-border E-Commerce. WCO. June, 2023. URL: https://www.wcoomd. org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/technical-specifications_en.pdf?db=web
ЛИТЕРАТУРА
1. Кабанов И.П. Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы. Круглый стол «Союз без границ: Реализованные цели и новые вызовы. Итоги 2021 года», Международный конгресс предпринимателей ЕАЭС/Альта-Соффт, 10 декабря 2021 г. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85575/.
2. Мозер С.В. Правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации: монография (на английском языке). Москва: Редакционно-из-дательский отдел Российской таможенной академии, 2021. - 134 с. URL: http://customs-academy. net/?p=14071.
3. Мозер С.В. Методика анализа правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. - № 1. - 2023 г. - С. 236-237.URL: https:// customs-academy.net/?p=16860.
4. Мозер С.В. Научно-методические подходы по совершенствованию права ЕАЭС на основе правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. - № 3. - 2023 г. URL: https://www.urvak.ru/journals/problemy-ekonomiki-i-yuridiche/23023/.
5. Единая таможенная территория. О реализации в государствах - членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами: презентация. Официальная странница ЕАЭС. Дата обращения: 14.07.2023. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/b7b/ n.-Pilotnyy-proekt-v-oblasti-vneshney-elektronnoy-torgovli-tovarami.pdf.
6. В Договор о таможенном кодексе ЕАЭС вносятся изменения по регулированию внешней электронной торговли / Таможенная академия: НАУКА, 10 июля 2023 г. URL: https://customs-academy. net/?p=17989.
7. Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901082.
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023). Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Кон-cyльтaнтПлюc.URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/.
9. Решение Евразийского межправительственного совета от 19.11.2021 № 10 «О плане мероприятий («дорожной карте») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/21ms0010/.
10. Пояснительная записка по вопросу подписания Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года. Министерство финансов Российской Федерации. Дата обращения:
REFERENCES
1. Kabanov I.P Development of e-commerce in the EAEU: results and plans. Round table «Union without Borders: Achieved Goals and New Challenges. Results of 2021», International Congress of Entrepreneurs of the EAEU /Alta-Soft, December 10,2021 URL: https:// www.alta.ru/expert_opinion/85575/.
2. Mozer 5.K Legal Instruments and Tools of the World Customs Organization: monograph. Moscow: Editorial and Publishing Department of the Russian Customs Academy, 2021. - 134 p. URL: http://customs-academy.net/?p=14071.
3. Mozer 5.K Methodology for the analysis of legal instruments and tools of the World Customs Organization // Problems of Economics and Legal Practice. - № 1. - 2023 - P. 236-237. URL: https:// customs-academy.net/?p=16860.
4. Mozer 5.K Scientific and methodological approaches to improve the law of the EAEU on the basis of legal instruments and tools of the World Customs Organization // Problems of Economics and Legal Practice. - № 3. - 2023. URL: https://www.urvak.ru/ journals/problemy-ekonomiki-i-yuridiche/23023/.
5. Single customs territory. On the implementation in the member states of the Union of a pilot project (experiment) in the field of foreign electronic trade in goods: presentation. Official page of the EAEU. Date of access: 14.07.2023. URL: https://eec.eaeunion. org/upload/medialibrary/b7b/n.-Pilotnyy-proekt-v-oblasti-vneshney-elektronnoy-torgovli-tovarami.pdf.
6. The Treaty on the Customs Code of the EAEU is amended to regulate foreign electronic commerce / Customs Academy: SCIENCE, July 10, 2023 URL: https://customs-academy.net/?p=17989
7. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. May 18, 1973 (as amended). URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901082.
8. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29,2019, as amended on March 18, 2023). Annex № 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. ConsultantPlus.URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215315/.
9. Decision of the Eurasian Intergovernmental Council dated November 19, 2021 № 10 «On the action plan («road map») to create favorable conditions for the development of electronic commerce within the framework of the Eurasian Economic Union». Alta Soft. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21ms0010/.
10. Explanatory note on the issue of signing the Protocol on amendments to the Treaty on the Customs Code ofthe Eurasian Economic Union dated April 11, 2017. Ministry of Finance of the Russian Federation. Date of access: 14.07.2023. URL: https://minfin.gov.ru/
14.07.2023. URL: https://minfin.gov.ru/common/ upload/npaprojects/PZ_00139947.docx.
11. Findings of the Assesment of Developed Recommendations Against the RKC and Existing WCO instruments and tools (step 2). [Horizontal Issues/ Body], Annex II to doc. P00160Ea. «Step 4» of the Four-Step Framework: Consultation on the Potential Draft Text Relating to the General Annex of the Convention. (Item IV on the Agenda). 27th Meeting. Revised Kyoto Convention Management Committee, 29 November - 3 December 2021. Doc. P00160Ea, Brussels, 20 October 2021.
12. Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/12.
13. The RKC Review process - Report of the 7th meeting of the Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC) by the Chair of the WGRKC (Item III on the Agenda). Revised Kyoto Convention Management Committee, 22nd Meeting, 10 - 12 February 2020. Doc. P00133Ea. Brussels, 13 January 2020.
14. WCO Cross-border E-Commerce Framework of Standards. WCO. June, 2023. URL: https://www. wc00md.0rg/-/media/wc0/public/gl0bal/pdf/t0pics/ facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/ wco-framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?db=web.
15. Technical Specifications. Framework of Standards on Cross-border E-Commerce. WCO. June, 2023. URL: https://www.wc00md.0rg/-/media/wc0/ public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/technical-specifications_ en.pdf?db=web.
common/upload/npaprojects/PZ_00139947.docx.
11. Findings of the Assesment of Developed Recommendations Against the RKC and Existing WCO instruments and tools (step 2). [Horizontal Issues/ Body], Annex II to doc. P00160Ea. «Step 4» of the Four-Step Framework: Consultation on the Potential Draft Text Relating to the General Annex of the Convention. (Item IV on the Agenda). 27th Meeting. Revised Kyoto Convention Management Committee, 29 November - 3 December 2021. Doc. P00160Ea, Brussels, 20 October 2021.
12. Annex I to doc. P00129E. Summary table of the main concepts and proposals (as of 18 October 2019). Revised Kyoto Convention Management Committee. 21st Meeting. 18 - 20 November 2019. Doc. P00129Ea. Brussels, 23 October 2019. The Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC). Progress Report of the WGRKC. (Item V. (b) on the Agenda). - P. 11/12.
13. The RKC Review process - Report of the 7th meeting of the Working Group on the Comprehensive Review of the RKC (WGRKC) by the Chair of the WGRKC (Item III on the Agenda). Revised Kyoto Convention Management Committee, 22nd Meeting, 10 - 12 February 2020. Doc. P00133Ea. Brussels, 13 January 2020.
14. WCO Cross-border E-Commerce Framework of Standards. WCO. June, 2022. URL: https://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/ facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/ wco-framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?db=web.
15. Technical Specifications. Framework of Standards on Cross-border E-Commerce. WCO. June, 2023. URL: https://www.wc00md.0rg/-/media/wc0/ public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/technical-specifications_ en.pdf?db=web.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Мозера Сергея Владимировича «Анализ концептуальных подходов ВТамО для развития правового института электронной коммерции в рамках пересмотра Киотской конвенции»
С момента своего создания Евразийская экономическая комиссия уделяет серьёзное внимание проблематике совершенствовании таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (далее соответственно - Комиссия, Союз). В рамках нормотворческой деятельности эксперты Комиссии и таможенных органов государств-членов Союза изучают передовую практику таможенного администрирования, а также правовые инструменты и средства Всемирной таможенной организации (ВТамО). Исследование международного опыта имеет важное значение при создании современного таможенного регулирования.
Представленная на рецензирование статья C.B. Мозера представляет научно-практический интерес. Заслуживает внимание инициатива автора о формировании правовых инициатив по модернизации права Союза с учетом комплексного анализа предложений ВТамО по модернизации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Предметом исследования является институт электронной коммерции, который государства-члены ВТамО и наблюдатели рекомендовали отразить в нормах Киотской конвенции. На основе материалов экспертной работы автор статьи выделяет правовые концепции (блоки) в которых сформулированы предложения о модернизации «международного таможенного кодекса» - Киотской конвенции, консолидирует такие предложения и формирует тезисы для развития института электронной коммерции в перспективе. Наряду с этим исследуется отечественный опыт в части модернизации Таможенного кодекса Союза для правового регулирования института электронной коммерции.
Исследовательский материал Мозера C.B. является хорошей основой для последующего изучения проблематики модернизации права Союза на основе правовых инструментов и средств ВТамО, в том числе в рамках проекта ВТамО по модернизации Киотской конвенции.
Статья обращена к широкому кругу специалистов, вовлеченных в процесс совершенствования права Союза в таможенной сфере на основе передовой практики таможенного администрирования.
Научно-исследовательская статья C.B. Мозера заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Рецензент: Начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприментельной практики Евразийской экономической комиссии Д.К. Секербаева
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,8%
Статья поступила в редакцию 10.07.2023, принята к публикации 31.07.2023 The article was received on 10.07.2023, accepted for publication 31.07.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия. E-mail: moser-info@ yandex.ru
ABOUTTHEAUTHOR
Mozer Sergei Vladimirovich, Cand.Sci.(Law), Deputy Head of the Division of Advanced Customs Technologies of the Department of Customs Legislation and Law Enforcement Practice, Eurasian Economic Commission. E-mail: [email protected]