УДК: 37— 043.5+1
Кужелев Сергей Викторович, учитель МБОУ СОШ №24, г. Симферополь e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация: данная статья посвящена анализу категории «взаимодействие» в философской и психолого-педагогических исследованиях; автор приходит к выводу, что феномен взаимодействия рассматривается как процесс влияния людей друг на друга, как база изучения явлений и процессов, происходящих в социуме.
Ключевые слова: взаимодействие, социальная характеристика, образовательное пространство, ценностное содержание, межличностное и межгрупповое взаимодействие
Kuzhelev Sergey Viktorovich, teacher of Simferopol school № 24, Simferopol e-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF THE CATEGORY "INTERACTION" IN PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES
Annotation: this article is devoted to the analysis of category "interaction" in philosophical, psychological and pedagogical researches; the author comes to a conclusion that the phenomenon of interaction is considered as a process of the influence of people at each other and as the base of studying of the phenomena and some processes which are happening in society
Key words: interaction, social characteristic, educational space, valuable contents, interpersonal and intergroup interaction
Новые, позитивные по своему содержанию, формы межличностного и межгруппового взаимодействия становятся все более востребованными в современном мире в целом, и в образовательном пространстве школы, в частности. Появляются альтернативные образовательные технологии, позволяющие приблизить образовательный процесс школы к процессу субъект - субъектному, да и традиционная, знаниево-ориентированная система обучения все больше отходит от общепринятой формы воздействия на учащихся к взаимодействию и взаимопониманию.
Теория продуктивного педагогического взаимодействия, получившая свое развитие в недавнее время, может стать основой для формирования новой, более эффективной модели образовательного процесса. Причинами особого внимания к этой проблеме можно считать не только, ставшее уже устоявшимся, признание взаимодействия как одной из основных форм социальной жизни и деятельности, но и некоторую неоднозначность и спорность этого понятия; постоянный поиск эффективных путей взаимодействия и констатация зависимости педагогического влияния от форм взаимодействия, используемых педагогом; стремление внутреннего принятия и использования в практической деятельности педагогической парадигмы, в основе которой лежит ценность личности каждого ребенка и переход от устоявшегося в науке и практике расценивания педагогической деятельности исключительно как влияния взрослого на ребенка, к формированию и развитию в нем стремления к самовыражению, творческому поиску, инновационной деятельности, серьезного отношения к природосбережению и здоровьесбережению.
Парадигма продуктивного взаимодействия субъектов образовательного пространства, в рамках которой взаимодействие и сотрудничество всех его субъектов становится основным условием ее эффективного функционирования, можно считать одной из наиболее востребованной и перспективной на сегодняшний день.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
Анализ последних разработок в педагогической теории и практике позволяет выделить следующие направления изучения феномена продуктивного взаимодействия в образовательном процессе, а именно:
1. Исследование и уточнение специфических особенностей данного феномена и его составляющих;
2. Выявление основных форм продуктивного педагогического взаимодействия, определение его особенностей и сущностных характеристик, исходя из наработок современной философской, социологической, психологической и педагогической науки и уточнение его компонентов.
3. Широкое практическое освоение новой педагогической парадигмы, в центре которой - ценность индивидуальности каждого ребенка;
4. Внедрение экспериментальных исследований в практику школы и стремление апробировать идеи теоретических изысканий в области педагогики и психологии.
5. Переход от традиционного понимания педагогической деятельности лишь как формы влияния педагога на ребенка к поддержанию процессов, связанных с развитием в школьнике способностей к самопознанию и самовыражению [9; с. 22]
Некоторое время исследование феномена взаимодействия ограничивалось работами в области философии (в широком смысле), позже, его стали использовать в области наук об управлении (в узкопрагматическом смысле). В психологических и педагогических исследованиях единой точки зрения на феномен взаимодействия до сих пор нет, более того - до сих пор нет согласованности между этими двумя научными сферами.
В «Толковом словаре Ожегова» «взаимодействие» рассматривается, как взаимная связь явлений, взаимная поддержка [6; С.29]
Философы (Г. Гегель, И. Кант, Б.М. Кедров, В.С. Соловьев и др.) обращают внимание на то, что взаимодействие носит универсальный и объективный характер и в своем глубинном понимании отражает связь между предметами и явлениями окружающего мира. На наш взгляд, наиболее
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 обобщенным это понятие может быть представлено, как «вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи» [5]
Как указывает Е.В. Коротаева, к наиболее существенным признакам взаимодействия философы относят: одновременность существования субъектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта в объект и наоборот; закономерность связей на уровне сущности, взаимообусловленности изменений состояния объектов; внутреннюю и внешнюю активностью субъектов, как контактирующих сторон. (А.Н. Аверин И.И Жбанкова Б.М. Кедров, Мальцева Н.Н., П.В. Смирнов, Чусовитин А.Г.) Таким образом, взаимодействие может быть рассмотрено, как «всеобщий закон, и философская категория методологического характера. Без изучения взаимодействия в его общенаучном значении и конкретных проявлениях трудно осмыслить законы, сущность, свойства, структуру происходящих вокруг явлений, к какому бы виду материи (живой или неживой) они ни относились» [2, с.19]
Проведенный детальный анализ проблемы философских аспектов взаимодействия приводит к уточнению различных подходов к трактованию сущности взаимодействия, его значения для человеческой жизни и деятельности.
Так, ряд философов очерчивают взаимодействие на экзистенциональном уровне (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Платон, Ф. Энгельс), то есть, как категорию универсальную, объективную, определяющую само существования мира, и вселенной, и всего сущего. С такой позиции трактовка термина «взаимодействие» рассматривается как процесс взаимного влияния объектов друг на друга, как универсальная форма сосуществования этих объектов, их изменение.
Иной подход предполагает толкование понятия «взаимодействие» через термин «влияние», взаимообусловленность, взаимопереход и создание одного
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 объекта другим (А.А.Радугин). В такой позиции подчеркивается переменно активный характер взаимоотношений объектов.
Невзирая на определенную разницу в подходах к определению сущности взаимодействия, все же, мы можем увидеть некоторые общие черты: во-первых - наличие нескольких (не менее двух) объектов, то есть подчеркивается дуализм этого феномена и, во-вторых - двойственность сущности этих контактов: они могут быть направлены как на одну цель, так и друг на друга; могут носить как продуктивный, так и разрушительный характер (конфликт).
В области исследования гуманитарных наук, категория «взаимодействие» рассматривается как процесс влияния людей друг на друга, как база изучения явлений и процессов, происходящих в социуме в целом.
При этом,оно может быть построено как на основе внимания, уважения, заботы и переживания друг за друга, так иносить негативный, или агрессивный характер. Таким образом, взаимодействие носит межличностный характер, его основанием, в первую очередь, выступает диалог между людьми.
В социальных и психологических науках взаимодействие рассматривается с позиций социальных характеристик, в том числе и взаимодействие в образовательном пространстве. В социальной психологии взаимодействие рассматривается как условие восприятия человека человеком (Андреева Г.М., Богомолов Л.А., Бодалев А.А., Кузьмин Е.С., Обозов Н.Н., Петровский Л.А.). В социально - педагогическом смысле взаимодействие рассматривается как процесс социального взаимообмена между учителем (или школой, как социальным институтом) и учащимся (учащимися), в ходе которого формируется позиция ученика. Личность вступает во взаимодействие с другими личностями со своими диспозициями, специфика группы влияет на особенности протекания всех групповых процессов и на формирование новых, а так же на изменение существующих уже личностных диспозиций всех участников этого процесса [1; С.9]
Следовательно, здесь можно обратить внимание на взаимодействие как форму контакта между объектом и/или субъектом (субъектами), который может
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 носить как внешне выраженные формы, так и внутренний, скрытый характер отношений, что так же значимо для определения нашей научной позиции по заявленной проблеме. От ценностного содержания целенаправленно организованного межличностного взаимодействия учителя и учащихся во многом будет зависеть и процесс становления личности как активного члена социума. Не случайно отдельный пласт исследований Д.Н.Узнадзе, С.И.Подмазина, В.А.Челидзе, В.А.Ядова и др. был посвящен изучению факторов, влияющих на формирование и изменение социальных установок.
В теории установки Д.Н.Узнадзе под ним подразумевается установка к различным социальным объектам [7]. В.Н.Мясищев рассматривает проблему через понятие «отношение» [4], А.Н.Леонтьев обозначил его в деятельностном подходе как личностный смысл, В.А.Ядов в диспозиционной концепции регуляции назвал его социальной установкой [3;8]
Как показал анализ исследований, понятие «социальная установка» целесообразно использовать при описании отношений субъекта к социальным объектам. Разделяем точку зрения М.А.Дыгуна о том, что «социальные установка - это внутреннее состояние личности, формирующееся в результате своеобразной интериоризации отношений субъекта к социальной среде и оказывающее влияние на его социальную активность» [1, С.7]
Таким образом, отметим, что исследования проблем взаимодействия остаются важнейшей областью исследования гуманитарных наук, оценивающих это явление по-разному, но однозначно указывающих на такте его черты, как: взаимообусловленность, взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоприятие.
Список источников: 1. Дыгун М.А. Влияние межличностного взаимодействия в учебных группах на социальные установки личности в юношеском возрасте: автореферат дис. на соискание уч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 «педагогическая психология»/ М.А. Дыгун - Гомель, 1998 - 20с.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
2. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография-Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013.-203с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, 1975 -352с.
4. Мясищев В.М. Избранные психологические произведения/В.М. Мясищев// - М. : Просвещение, 1975 - 432 с
5. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]- 2-е из., испр. и - М.: Мысль, 2010
URL:https://ipЫib.ra/greenstone3/Hbrary^oПectюn/newpЫlenc/page/about (дата обращения 04.10.2018)
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с
7. Узнадзе Д.Н. Психология исследования/ Д.Н. Узнадзе - М.: Наука, 1966 - 451 с.
8. Ядов В.А. Социологические исследования. Методология и методы /В.А. Ядов. - М.: Наука, 1987 -239с.
9. Якса Н.В. Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2004 213 с. РГБ ОД, 61:04-13/903