DOI: 10.25198/1814-6457-217-66 УКД 378.14
Проценко А.И.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
В настоящее время российская система образования в значительной мере подвержена трансформации, прежде всего это связано с введением новых образовательных стандартов, наблюдается тенденция переориентации системы среднего общего образования на развитие учащихся в процессе сотрудничества с учителем. В процессе личностно-ориентированного обучения происходит становление субъектных позиций, их реализация.
Важным аспектом становится взаимодействие субъектов образовательного процесса, что приводит к активному поиску новых методов и форм межличностного взаимодействия учителя и учащихся. Субъет-субъектное взаимодействие является наиважнейшим фактором определяющим качество среднего общего образования.
В исследовании представлены научные основы и опыт изучения взаимодействия как философской и педагогической категории. Для определения сущностных характеристик понятия взаимодействия субъектов мною был проведен анализ зарубежных и отечественных источников. Результаты исследования показали, что понятие «взаимодействие» носит метапредметный характер. Понятие «взаимодействие» рассматривается как категория философская и категория педагогическая. «Взаимодействие» мною понимается как взаимонаправленный процесс общения и индивидуальных действий субъектов, характеризуемых личностно-ролевыми позициями и выполняемыми функциями, результатом которых будут личностное развитие и изменения в отношения, общении и деятельности субъектов взаимодействия.
На основе рассматриваемого определения говорится и о структуре межличностного общения. В результате сопоставительного анализа терминов «взаимодействие» и «межличностное общение» были выявлены сущностные характеристики понятия взаимодействия субъектов, определен компонентный состав взаимодействия субъектов, раскрыты позиции и роли субъектов взаимодействия в образовательном процессе, а так же уточнены педагогические положения личностно-центрированного подхода.
Ключевые слова: взаимодействие, субъект-субъектное взаимодействие, общение, межличностное общение, отношения, взаимосвязь, личностное развитие, формы воздействия.
Protsenko A.I.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF SUBJECTS INTERACTION
At present, the Russian education system is largely subject to transformation, primarily due to the introduction of new educational standards, there is a tendency to reorient the system of secondary general education to the development of students in the process of cooperation with the teacher. In the process of personal-oriented learning, the formation of subjective positions, their implementation takes place.
An important aspect is the interaction of the subjects of the educational process, which leads to an active search for new methods and forms of interpersonal interaction between the teacher and students. Subject-subject interaction is the most important factor determining the quality of secondary general education.
The research presents the scientific foundations and experience of studying interaction as a philosophical and pedagogical category. To determine the essential characteristics of the concept of interaction of subjects, an analysis was made of foreign and domestic sources. The results of the research showed that the concept of «interaction» is meta-subjective in nature. The concept of «interaction» is regarded as a philosophical category and a pedagogical category. In the ongoing study «Identification of the essential characteristics of the interaction of subjects», «interaction» is understood as a mutually directed process of communication and individual actions of subjects characterized by personal and role positions and performed functions, the result of which will be personal development and changes in the relations, communication and activities of subjects of interaction.
On the basis of the definition in question, the structure of interpersonal communication is also discussed. As a result of the comparative analysis of the terms «interaction» and «interpersonal communication,» the essential characteristics of the interaction of subjects were revealed, the component composition of interaction between subjects was determined, the positions and roles of subjects of interaction in the educational process were revealed, and the pedagogical positions of the person-centered approach were clarified.
Key words: interaction, subject-subject interaction, communication, interpersonal communication, relations, interrelation, personal development, forms of influence.
В конце 80-х-начале 90-х гг. XX в. произошла смена социокультурных условий, что привело к радикальному переосмыслению существующих устоявшихся подходов и концептуальных взглядов в педагогике и в гуманитарной отрасли науки в целом. Кризисный характер того периода отмечался многими педагогами-исследователями того времени (В.Д. Семенов, И.П. Подласый, К.М. Ушаков).
По их мнению, в основе кризиса в педагогике было положение школы, которая не может более использовать для своего развития принятые традиционные парадигмы и признаются устаревшими.
Отечественные педагоги конца XX века (В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт) рассматривали учителя как цельную личность, влияющую своими умственными свойствами и личными качествами на учащихся.
П.Ф. Каптерев ввел новое понятие «усовершенствование», он сделал его центральным в педагогическом процессе, это вызвало смещение направленности педагогической теории. В центре оказались процессы, протекающие в сознании ребенка под влиянием педагога. Данное исследование он отразил в работе «Дидактические очерки» [17].
По мнению П.Ф. Каптерева, эффективность педагогического процесса зависит, прежде всего, от взаимодействия учителя и ученика.
Данное мнение разделил и П.Ф. Лесгафт, в своих исследованиях он подчеркнул, что необходимым требованием к учителю становится знание особенностей психического развития личности ученика и знание им «картины индивидуальных свойств ребенка» [17].
Вопрос о взаимодействии субъектов образовательного процесса приобретает злободневность и для современного среднего общего образования и современной наукой рассматривается как метапредметный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук (Б.Г. Ананьев, М.И. Бали-коева, Л.И. Божович, А.Р. Георгян., М.В. Старцев, П.А. Хазанов ).
Это понятие активно используется во всех сферах социальной жизни, его содержание и структура изучаются в различных областях научного знания. Сегодня говорят о взаимодей-
ствии как фундаментальной, философской, социальной, педагогической и экзистенциальной категории, которая определяет процесс воздействия одних объектов на другие, взаимообусловленность и взаимопереход. Взаимодействие представляется как особый вид прямого или косвенного, внешнего или внутреннего отношения.
В тезаурус современного социума прочно вошли такие понятия, как «общение», «отношения», «формы взаимодействия», «субъект-субъектное взаимодействие», другие понятия, являющиеся стержневыми для выявления сущностных характеристик взаимодействия в системе «учитель - ученик».
Осуществляя изучение какого-либо объекта (явления, процесса) необходимо однозначно понимать его природу.
Понятие взаимодействие в системе «учитель - ученик» невозможно определить, не имея представлений об общей характеристике взаимодействия как философской и педагогической категории.
Исследование сущности субъект-субъектных взаимодействий осуществляли такие компетентные авторы как Т. Е. Аргентова, Л.А. Витвицкая, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Т.Н. Мальковская, М.И. Махмутов, Н.Ф. Радионова, О.В. Чернышов, А.Г. Чусовитин.
В зарубежных исследованиях отмечается интерес к данной проблеме у таких исследователей как Р. Бернс, Дж. Брунер, Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Роджерс, К. Томас.
Определения взаимодействия в философском аспекте связано с именами таких ученых как Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.
Подход к вопросу взаимодействия как философской категории отличается определением общего присущего любому акту взаимодействия и параллельно выделяет взаимодействие как особое природное и социальное явление.
Изучение философского аспекта понимания сущности взаимодействия дает возможность выделить его основные характеристики и судить о том, что философия как наука изначально отводит взаимодействию важнейшую роль в развитии объектов. Первые учения о взаимодействии принадлежат Анаксагору (закон о взаимодействии материи), Аристотелю (в описании изменений взаимодействующих тел в
качестве основополагающей черты взаимодействия), Платону (идея суждения о вещи по ее способности к взаимодействию и способности ощущать воздействие), Ф. Бэкону (исследование роли окружения как проводника в коммуникации между действующим и подвергающимся воздействию объектами), Б. Спинозе (попытка объединения проблемы самодвижения и взаимодействия, опирающаяся на признание взаимодействия универсальным) [19].
Дальнейшее изучение взаимодействия как философской категории связано с определением взаимосвязи и взаимозависимости объектов взаимодействия. Эта связь обусловлена активностью и сопротивлением, притяжением и отталкиванием данных объектов в диалектическом единстве.
И. Кант говорит о взаимодействии как причине, а так же условии возникновения объектов, вступающих в обоюдно значимые отношения.
В своих трудах И. Кант придерживается положения, что воздействующие на нас вещи, одновременно порождают большой спектр ощущений (содержательные составляющие познания) и способствуют возрастанию внутренней активности, которая, в свою очередь, создает условия для оформления и организации знания.
Стоит отметить выведенный И. Кантом «закон взаимодействия», который был основан на связи взаимодействия с практическим аспектом: «Возможность восприятия всех субстанций, как одновременно существующих, означает, что они находятся в полном взаимодействии» [2].
Разработку данной идеи можно видеть в трудах Г. Гегеля. В них говорится о диалектической природе взаимодействия, как первопричине саморазвития действительности. Следовательно, взаимодействие как категория в философии дает возможность обосновать принцип развития, который является наиважнейшим для педагогической науки.
Таким образом, в философии взаимодействие - процесс взаимного влияния субъектов друг на друга, форма изменения состояния субъектов, это универсальная, объективная, разнообразно проявляющаяся основа всего существующего, взаимодействие обусловливает существование и структурное устройство и свойства всякой материальной системы.
Анализ трудов философов (Г.С. Батище-ва, О.В. Чернышова, А.Г. Чусовитина) по проблеме взаимодействия позволил определить сущностные характеристики данного понятия и выделить следующие основные признаки взаимодействия:
- целостность,
- единовременность существования субъектов,
- обоюдность связей,
- взаимопереход объектов,
- взаимообусловленность изменений сторон,
- внутренняя активность субъектов.
Каждому уровню развития субъектов соответствует определенный тип взаимодействия. Со сменой уровня развития усложняется и тип взаимодействия. Высшей социальной форме развития соответствует высший тип взаимодействия.
Данная идея требует рассмотрения подходов к определению взаимодействия в педагогическом аспекте.
Взаимодействие как педагогическая категория рассматривалась в трудах И.С. Батраковой,
A.А. Бодалева, В.П. Зинченко, И.А. Зимней,
B.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Е.А. Ливановой, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Н.Ф. Радионовой, Н.Н. Суртаевой, В.А. Якунина.
В исследованиях В.М. Коротова, И.С. Ма-рьенко, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, С.В. Пе-териной, А.Я. Розенберга было раскрыто педагогическое содержание процесса взаимодействия и данное понятие понималось ими как процесс направленный на формирование и развитие личности ученика.
По мнению Е.В. Коротаевой, «невозможно организовать педагогический процесс без опоры на взаимодействие сторон, участников, субъектов образовательной ситуации» [14].
Данного мнения придерживается и Б.Ф. Ломов, говоря об общении, как своеобразной форме взаимодействия одного человека с окружающими людьми, то есть субъект-субъектное взаимодействие.
Автор так же говорит о том, что через межличностные взаимодействия проявляются сущностные характеристики общения, а видовая специфика взаимодействия субъектов может
быть определена по свойствам, характеризующим их как субъектов.
Эта позиция раскрывает зависимость характера взаимодействия (педагогического взаимодействия в средней школе), от индивидуальных особенностей субъектов (учитель и ученик).
По мнению Б.Ф. Ломова, только во взаимодействии с другими субъектами в процессе совместной деятельности и общения возможно психическое развитие личности человека.
Другой подход принадлежит П.Н. Шихире-ву. По мнению исследователя, взаимодействие выражается через взаимное воздействие субъектов друг на друга, через взаимную обусловленность через смену состояний - взаимопереход. Взаимодействие - процесс объединенной учебно-познавательной совместной деятельности, структура которой включает четыре аспекта:
- целевой;
- мотивационный;
- деятельностный;
- процессуальный.
Противоположные стороны, идущие совместно и сохраняющие сочетающиеся изменения при воздействии субъектов друг на друга - в этом и заключается сущность взаимодействия. Это система, для которой характерны целостность и саморазвитие.
По мнению Г.М. Андреевой общение выступает как специфическая форма, условие или процесс взаимодействия.
Г.М. Андреева так же выделяет следующие взаимосвзянные аспекты общения:
- коммуникативный;
- интерактивный;
- перцептивный.
Автор считает, что интерактивный аспект -это и есть взаимодействие, которое производит обмен знаниями и организацию совместной деятельности.
В.Н. Мясищевым была предложена система субъектных отношений, которая занимает центральное место в структуре межличностного общения:
- педагогическое отношение;
- педагогическое общение.
Характеристика сущности субъект-субъектного взаимодействия определяется взаимосвязью субъектов, которые одинаково активны,
уникальны и свободны. Уникальность субъектов выявляется в содержании и способе их взаимодействия.
Общение в ходе совместной деятельности предполагает достижение взаимопонимания, реализация которого возможна через совместные усилия.
В.Н. Мясищев считает, что процесс совместной деятельности субъектов взаимодействия является совокупностью четырех сторон:
- целевой;
- мотивационной;
- содержательной;
- деятельностной.
Также автор считает, что процессы взаимодействия, общения и общей деятельности -взаимообусловлены, их результатом будут являться межличностные отношения.
Сущность межличностных отношений выявляется в процессе общей деятельности в системе «учитель - ученик».
В.Н. Мясищев признавал общение типом взаимодействия субъектов, которые специфически отражают друг друга, относятся друг к другу и влияют друг на друга.
Различие понятия «взаимодействие» и понятия «общение» заключается в их содержании. Понятие «взаимодействие» шире, это обусловлено тем, что в него включены цели, отношения, субъективные эмоции и потребности, а так же интересы субъектов.
Этой позиции придерживается Я.Л. Коло-минский, он пишет: «межличностное взаимодействие - айсберг, а общение и отношения -две его составляющие части, одна из которых над водой, другая, соответственно, погружена в воду. Процесс общения является надводной частью, видимой. Это серия речевых или неречевых действий. Подводная же часть - это то, ради чего субъекты вступают в процесс общения, а именно: эмоции, чувства, личные интересы и мотивы, потребности субъектов».
Таким образом, можно отметить, что, по мнению ряда исследователей (Г.М. Андреевой, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева), взаимосвязь понятий «взаимодействие», «общение», «деятельность» очевидна. Авторы выделяют специфическую роль межличностного взаимодействия в развитии личности субъектов, не зависимо от разницы позиционного соот-
ношения категорий общения, взаимодействия и деятельности. Отмечается личностный и эмоциональный характер субъект-субъектного взаимодействия.
Задача становления учебно-воспитательного процесса эффективным, ориентированным на личность ученика, решается оптимальной организацией педагогического общения.
Примером решения данной задачи могут быть два подхода: личностно-центрированный и личностно-ориентированный. В их основе лежат гуманизация педагогических отношений и педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашви-ли, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов).
По мнению А. А. Бодалева, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Радионовой характер взаимодействия неразрывно связан с диалоговыми позициями субъектов образовательного процесса.
Исходя из этого, отметим, что для нашего исследования эта позиция имеет особую значимость и важно разграничение понятий «личностно-ориентированное» и «личностно-центрированное» взаимодействие. Говоря о личностно-ориентированном подходе, необходимо обратить внимание на его субъект-объектную направленность, тогда как, определяя личностно-центрированный подход, выявляется субъект-субъектная направленность.
При личностно-ориентированном подходе, характерно то, что ученик является не субъектном образовательного процесса, а объектом, на которого направленно воздействие. В данном подходе нет место диалогу и свободе выбора путей саморазвития.
Личностно-центрированный подход основан на реализации диалога полноправных субъектов образовательного процесса. Ученик как субъект может самостоятельно выбирать пути своего развития, оценивать результаты своей деятельности и делать выводы. Только в этом случае взаимодействие приобретает субъектный смысл.
В трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, С.Т. Шацкого, проблема оптимальной организации педагогического общения является основной из проблем обучения и воспитания.
По мнению А.А. Леонтьева, оптимальное педагогическое общение - «учитель - ученик» - в процессе обучения, которое обеспе-
чивает наилучшие педагогические условия для формирования и развития мотивационной составляющей личности, творческой, а также для развития учебной деятельности и формирования личности ученика в целом; обеспечивает положительный эмоциональный фон обучения, снимает «психологический барьер»; позволяет управлять социально-психологическими процессами в ученическом коллективе и способствует эффективному использованию индивидуальных особенностей личности учителя в учебно-воспитательном процессе.
М.И. Баликоева отмечает, что эффективное взаимодействие доступно лишь при сотрудничестве учителя и ученика в совместной деятельности. Однако, автор обращает внимание, что наличие общих целей не гарантирует без-конфликтность при организации и реализации взаимодействия. Межличностный конфликт предоставляет определенную ситуацию при взаимодействии субъектов, которые ориентированы на достижение взаимоисключающих целей или на достижение объективно недостижимых целей. Возможность таких ситуаций требует от учителя поиска путей эффективного взаимодействия, необходим анализ предполагаемого результата межличностного общения. Объективность учителя при взаимодействии будет являться показателем его профессионализма и определяющим фактором эффективного взаимодействия [1].
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в настоящий момент в педагогической науке идет поиск альтернативных подходов к понимаю сущности понятия взаимодействия субъектов. Субъект-субъектное взаимодействие исследуется с позиции влияния на личностное развитие не только ученика, но и учителя, это влияние обусловлено его компонентами, такими как: целевые ориентации, пути достижения целей, содержание взаимодействия и особенности позиций субъектов, тип отношений. Стоит отметить, что данные компоненты не рассматриваются как взаимосвязанные.
Следует отметить важность личностно-центрированного аспекта, когда понятие взаимодействия соотносится с общей теорией личностного развития, с гуманистичной направленностью, когда изучение взаимодействия субъектов оказывается органически связано с
исследованием личности учащегося, опирается на философский аспект понимания и, одновременно способствует созданию условий, обеспечивающих мотивацию к обучению, развитие личности учащегося, гуманное отношение к обучаемому.
Вместе с тем трудности, с которыми сталкивается осмысление понятия взаимодействия субъектов определяются отсутствием единого подхода к понимаю термина «взаимодействие». Изучение взаимодействия на уровне педагогического аспекта, в сфере фундаментальных понятий, обнаруживает свою недостаточность. Необходимо в данном случае проделать от взаимопереходящего воздействия, к личностно-центрированному взаимодействию.
Таким образом, центральное направление в исследовании сущностных характеристик по-
нятия взаимодействия может быть определено следующей формулой (взаимодействие - личность - взаимодействие), т. е. сущность понятия заключается в личностно-центрированной направленности, взаимодействие - взаимонаправленный процесс общения и индивидуальных действий субъектов, характеризуемых личностно-ролевыми позициями и выполняемыми функциями, результатом которых будут личностное развитие и изменения в отношениях, общении и деятельности субъектов взаимодействия.
Перспективы исследования будут состоять в уточнении компонентного состава понятия взаимодействия субъектов и определении условий эффективного взаимодействия в системе «учитель - ученик».
06.02.2018
Список литературы:
1. Баликоева, М.И. Факторы успешного педагогического взаимодействия в системе «учитель - ученик» / М.И. Баликоева // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - №5(30). - С. 172.
2. Витвицкая, Л.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета / Л.А. Витвицкая // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29-31 янв. 2014 г., Оренбург. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург, 2014. - С. 2474-2481.
3. Витвицкая, Л.А. Риски развития взаимодействия субъектов университета / Л.А. Витвицкая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - №3. - С. 165-169.
4. Георгян, А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «Учитель-ученик» на основе субъект-субъектных отношений / А.Р. Георгян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. -№1(12). - С. 60-62.
5. Глазунова, Е.А. Современные подходы к оцениванию взаимодействия учителя и ученика на уроке / Е.А. Глазунова; ответственные редакторы П.П. Пивненко, И.В. Шатохина // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы Материалы XV региональной научно-практической конференции. Южный федеральный университет. - 2017. - С. 122-128.
6. Горшкова, В.В. Интерактивное взаимодействие учителя и ученика как сотворение нового опыта / В.В. Горшкова, Н.В. Пузы-на // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - №2(7). - С. 21-23.
7. Дегтярёва, И.И. Взаимодействие учителя и ученика как условие развития позитивного «образа я» подростка / И.И. Дегтярёва // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - №11. - С. 63-68.
8. Евтугова, Н.Н. Речевое взаимодействие в конфликтных ситуациях в паре коммуникантов «учитель - ученик» / Н.Н. Евтугова // Актуальные вопросы лингвистического образования Сборник материаловочно-заочной региональной научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 13-16.
9. Елфимова, Н.В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде / Н.В. Елфимова // Образование и наука. - 2009. -№3. - С. 66-71.
10. Ермолина, Н.А. Современные теоретические представления об управлении учебным взаимодействием учителя и ученика / Н.А. Ермолина // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. -2017. - С. 739-743.
11. Исакова, Т.С. Исторический источник как основа ценностно-смыслового взаимодействия личности ученика и учителя / Т.С. Исакова // Человекознание Сборник статей XIII Международной научной конференции. - 2017. - С. 10-14.
12. Кожина, А.А. К вопросу о взаимодействии учителя, ученика и семьи в системе школьного образования / А.А. Кожина // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - №14. - С. 293-295.
13. Кононов, А.Н. Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика, трудности и задачи взаимодействия / А.Н. Кононов // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 95-96.
14. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Изд. УрГПУ 2013. - 203 с.
15. Микляева, А.В. Феномен межвозрастных манипуляций во взаимодействии «учитель - ученик» / А.В. Микляева // Психолого-педагогические исследования. - 2016. - Т. 8. - №4. - С. 13-23.
16. Минахметова, А.З. Исследование влияния коммуникативных установок учителя на взаимодействие с учеником / А.З. Минах-метова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). - 2015. - С. 213-215.
17. Осипенкова, И.В. Сотрудничество учителя и ученика в учебном процессе на рубеже XIX-XX веков как фактор развития личности / И.В. Осипенкова // Историко-педагогический журнал. - 2016. - №2. - С. 114-121.
18. Старцев, М.В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе / М.В. Старцев // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2007. - №1(11).
19. Шашина, М.С. Роль психических процессов в развитии исследовательских умений и навыков младших школьников / М.С. Шашина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7-3. - С. 81-83.
References:
1. Balikoyeva M.I. Factors of successful pedagogical interaction in the «teacher-student» system. Internet-zhurnalNaukovedenie [Internet-journal Naukovedenie], 2015, vol, 7, no. 5(30), p. 172.
2. Vitvitekaia L.A. The development of interaction between the subjects of the university's educational process. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vseros. nauch.-metod. konf., 29—31 yanv. 2014g., Orenburg. — M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Orenburg. gos. un-t» [University complex as a regional center of education, science and culture: materials Vseros. scientific-method. Conf., January 29-31. 2014, Orenburg. M-in education and science Ros. Federation, Feder. state. budget. educated. institution of higher education. prof. Education "Orenburg State University"], Orenburg, 2014, pp. 2474-2481.
3. Vitvitekaia L.A. Risks of the development of interaction between university subjects. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 2013, no. 3, pp. 165-169.
4. Georgyan A.R. Pedagogical situations in the sphere of interaction "Teacher-pupil" on the basis of subject-subject relations. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector of science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology], 2013, no. 1(12), pp. 60-62.
5. Glazunova E.A. Modern Approaches to Evaluating the Interaction between the Teacher and the Student in the Lesson. Realizaciya FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: innovacionnye praktiki, problemy, perspektivy Materialy XV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. YUzhnyj federal'nyj universitet [Implementation of the GEF of Primary General Education in Modern Conditions: Innovative Practices, Problems, Perspectives Materials of the XV Regional Scientific and Practical Conference. South Federal University], 2017, pp. 122-128.
6. Gorshkova V. V., Puzyna N.V. Interactive interaction between the teacher and the student as the creation of a new experience. Pedagogika i psihologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice], 2016, №2(7), pp. 21-23.
7. Degtyareva I.I. Interaction between a teacher and a student as a condition for the development of a positive "image of a teenager". Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2011, №11, pp. 63-68.
8. Evtugova N.N. Speech interaction in conflict situations in a couple of communicants "teacher-student". Aktual'nye voprosy lingvisticheskogo obrazovaniya Sbornik materialovochno-zaochnoj regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Actual issues of linguistic education Collection of materials and correspondence regional scientific and practical conference with international participation], 2016, pp. 13-16.
9. Elfimova N.V. Interpersonal interaction in the educational environment. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2009, №3, pp. 6671
10. Ermolina N.A. Modern theoretical ideas about the management of the teaching interaction between teacher and student. Nauka, obrazovanie, innovacii: aprobaciya rezul'tatov issledovanij. MaterialyMezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii [Science, education, innovations: approbation of research results. Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference], 2017, pp. 739743.
11. Isakova T.S. The historical source as the basis of the value-semantic interaction of the personality ofthe student and teacher. CHelovekoznanie Sbornik statej XIIIMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Humanities Collection of articles XIII International Scientific Conference], 2017, pp. 10-14.
12. Kozhina A.A. On the interaction ofteachers, pupils and families in the school system. Studencheskaya nauka iXXI vek [Student Science and the 21st Century], 2017, no. 14, pp. 293-295.
13. Kononov A.N. Influence of the teacher's personality on the process of student personality formation, difficulties and tasks of interaction. Aktual'nye problemy sovremennojpedagogiki ipsihologii vRossii i za rubezhom sbornik nauchnyh trudovpo itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of modern pedagogy and psychology in Russia and abroad. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference], 2017, pp. 95-96.
14. Korotaeva E.V. Osnovypedagogiki vzaimodejstvij: teoriya ipraktika [Basics of pedagogy of interactions: theory and practice]. Ekaterinburg: Izd. UrGUU, 2013, 203 p.
15. Miklyaev A.V. Phenomenon of intergenerational manipulations in the interaction of "teacher-student". Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical studies], 2016, vol. 8, no. 4, pp. 13-23.
16. Minakhmetova, A.Z. Investigation of the influence of the teacher's communicative attitudes on interaction with the student // Psychological and pedagogical support of the educational process: theory and practice Materials of the All-Russian (correspondence) scientific-practical conference (with international participation). 2015. P. 213-215.
17. Osipenkova Irina Vladimirovna Cooperation of the teacher and the student in the educational process at the turn of the XIX-XX centuries as a factor of personal development. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal [History and pedagogical journal], 2016, no. 2, pp. 114-121.
18. Startsev M.V. The category of «interaction» in the philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychology and pedagogical journal Gaudeamus], 2007, №1(11).
19. Shashina M.S. The role of mental processes in the development of research skills and skills of junior schoolchildren. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2015, no. 7-3, pp. 81-83.
Сведения об авторе:
Проценко Анна Игоревна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета
E-mail: [email protected]
460018, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13