Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Галина Леонидовна, Смирнов Юрий Геннадиевич

С учетом важности обеспечения системы дистанционного обучения педагогическими кадрами, обладающими специальными компетенциями, описана сложившаяся в университете система профессиональной подготовки преподавателей, использующих в своей деятельности дистанционные образовательные технологии. Рассмотрены варианты поддержки квалификации преподавателя дистанционного обучения в актуальном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS FOR A DISTANCE LEARNING SYSTEM

The importance of providing the distance learning system with adequate teaching staff possessing specific competencies is underlined. The system currently established at the university for professional training of teachers using distance education technologies in their activity is described. Some options of distance learning teacher qualification support up to date are considered.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

тирование, выполнение самостоятельных работ, работа на форуме, участие в деловых играх и видеоконференциях.

В контрольно-обобщающий блок входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; диагностика учебно-познавательной деятельности; анализ результатов различных видов контроля. Итоговая оценка успеваемости состоит из итогового тестирования, итогового контрольного практического задания по вариантам по курсу и экзаменационной оценки.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что качество знаний студентов 3 экспериментальных групп в 1 и 2 блоках различно, а в 3 блоке — одинаково. На качество обучения оказывает существенное влияние качество информационной среды образования, высокий уровень самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся, большое количество разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера, потенциал коллективного творчества в ходе видеоконференций и круглых столов, возможность почти ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося. Качество дистанционного образования не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

Сведения об авторе

Подгорнова Наталья Алексеевна, к. э. н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и экономическая теория», Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань, тел. 8(4912) 460370, e-mail: pod-gornova-natalia@mail. ru

Podgornova N. A., Candidate of Economics, associateprofessor of the chair «State and municipal management and economic theory» Ryazan State University of Radio and Engineering, phone: 8(4912) 460370, e-mail: [email protected]

УДК 378.018.43.091.12

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

TRAINING OF TEACHERS FOR A DISTANCE LEARNING SYSTEM

Г. Л. Смирнова, Ю. Г. Смирнов

G. L. Smimova, Yu. G. Smimov

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, преподаватель дистанционного обучения, программа повышения квалификации, кадровая подготовка Key words: distance education technologies, distance learning teacher, training program, staff training

С учетом важности обеспечения системы дистанционного обучения педагогическими кадрами, обладающими специальными компетенциями, описана сложившаяся в университете система профессиональной подготовки преподавателей, использующих в своей деятельности дистанционные образовательные технологии. Рассмотрены варианты поддержки квалификации преподавателя дистанционного обучения в актуальном состоянии.

The importance of providing the distance learning system with adequate teaching staff possessing specific competencies is underlined. The system currently established at the university for professional training of teachers using distance education technologies in their activity is described. Some options of distance learning teacher qualification support up to date are considered.

Вузы, реализующие дистанционные образовательные технологии, в соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 16.2) [1] обязаны обеспечить профессиональную подготовку преподавателей дистанционного обучения (ДО). Для того чтобы такая подготовка была качественной, недостаточно одноразового обучения преподавателей на курсах соответствующей тематики, необходима организация дальнейшей поддержки их квалификации в актуальном состоянии.

Исходя из этого, в УГТУ разработана и действует разноуровневая система подготовки преподавателей ДО. Первый уровень включает в себя освоение преподавателями программы повышения квалификации «Информационные технологии в обучении. Преподаватель дистанционного обучения», рассчитанной на 168 часов. Следует заметить, что первоначально данная программа была рассчитана на 72 часа, но ее практическая реализация выявила у значительной части слушателей курсов недостаточную компетентность в тех областях знаний, без которых невозможно подготовить преподавателя ДО на должном уровне.

Добавление в программу модулей по проблемам авторского права в свете Российского законодательства, методике разработки тестовых заданий, актуализации (а зачастую и приобретении) ИКТ-компетенций, проектированию электронных материалов, освоению современных программных комплексов для подготовки электронных обучающих ресурсов и сервисов коммуникативного общения, а также значительное расширение объема практических заданий привело к увеличению продолжительности курсов более чем вдвое.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014

Кроме того, если первый курс повышения квалификации почти весь проходил в традиционном аудиторном режиме, когда сначала читался блок теоретического лекционного материала, а в системе проходили только практические занятия (также в аудитории), то для данной программы специально был разработан дистанционный курс. Благодаря ему знакомство слушателей с системой дистанционного обучения (СДО) происходит с первых же дней, и в дальнейшем все обучение проводится в рамках разработанного дистанционного курса с минимальным количеством очных аудиторных занятий. При этом весь лекционный материал, который рассматривается в аудитории, выставляется в системе для самостоятельного освоения слушателями, пропустившими очные занятия.

Исходя из того, что основой ДО является самостоятельная деятельность обучающегося, направляемая и контролируемая преподавателем, курс содержит много обучающих ресурсов, изучение которых завершается разнообразными контрольными мероприятиями.

Во время освоения программы слушатели разрабатывают сценарий дистанционного курса по своей дисциплине, и почти все задания, выполняемые ими, не являются отвлеченными, а ориентированы конкретно на их собственные дисциплины. Результатом обучения слушателей является готовый авторский дистанционный курс.

Насыщенность, интенсивность, объемность и продолжительность данной программы оправдана только в том случае, если мы готовим не столько преподавателей ДО, сколько авторов и разработчиков интерактивных дистанционных курсов. Для подготовки тьюторов достаточно стандартной программы, охватывающей изучение методики и особенностей использования ДОТ, а также приобретение практических навыков работы в СДО в объеме 72 часа.

Второй уровень реализует организацию ряда мероприятий, направленных на перманентное повышение квалификации преподавателей ДО. В УГТУ таковыми являются:

• ежемесячные обучающие или практические семинары, посвященные актуальным вопросам ДО;

• информационный листок «Вестник ЦДО», содержащий практические советы по работе в СДО;

• дистанционный курс «Полезная информация — преподавателям», включающий в себя материалы для самостоятельного изучения;

• индивидуальные консультации преподавателям методистами ЦДО по вопросам разработки дистанционных курсов и возможностям системы;

• участие преподавателей университета в интернет-конференциях различного уровня по вопросам электронного обучения и в сообществах e-Learning преподавателей.

Можно утверждать, что используемая в УГТУ структура кадровой подготовки преподавателей ДО полностью отвечает задачам, поставленным перед вузом в этой области российским законодательством.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [ред. от 23.07.2013] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Сведения об авторах

Смирнова Галина Леонидовна, директор центра дистанционного обучения, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 8(8216)700278, e-mail: [email protected]

Смирнов Юрий Геннадиевич, заведующий кафедрой «Прикладная математика и информатика, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 8(8216)774581, e-mail: [email protected]

Smirnova G. L., Director of the Center of remote learning, Ukhta State Technical University, phone: 8(8216)700278, e-mail: [email protected]

Smirnov Yu. G. Head of the Department of applied mathematics and informatics, Ukhta State Technical University, phone: 8(8216) 774581, e-mail: [email protected]

УДК 378.018.43:612.017.2

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ADAPTATION OF STUDENTS TO WORK IN THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

Н. В. Солдатова N. V. Soldatova

Ключевые слова: адаптация студентов, система дистанционного обучения, интерактивный дистанционный курс, актуализация Key words: adaptation of students, distance learning environment, an interactive online course, actualization

Рассмотрена необходимость адаптации студентов к работе в системе дистанционного обучения. Описан интерактивный дистанционный курс, разработанный для этой цели, и показаны пути его актуализации.

The article considers the necessity of adaptation of students to work in the distance learning environment. It describes the interactive online course developed for this purpose and the ways of its actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.