Научная статья на тему 'Развитие электронных сервисов налоговой службы'

Развитие электронных сервисов налоговой службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1776
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
САЙТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС / УСЛУГА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лучинина Елена Анатольевна

В настоящей статье анализируются возможности применения электронных сервисов Федеральной налоговой службы, рассматривается актуальность и перспективы дальнейшего развития электронных услуг в части создания единой автоматизированной системы Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of electronic services of tax service

This article analyzes possibilities of using electronic services of the Federal Tax Service, relevance and prospects of further development of electronic services are considered in the creation of the unified automated system of the Federal Tax Service and the Federal Customs Service.

Текст научной работы на тему «Развитие электронных сервисов налоговой службы»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2015 г. Е. А. Лучинина

РАЗБИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Лучинина Елена Анатольевна — доцент кафедры налогообложения Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России, Санкт-Петербург

(E-mail: [email protected])

Переход к рыночной экономике породил целый комплекс новых для экономики России проблем, в том числе связанных с кардинальными изменениями характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. На смену административно-командным методам пришли методы, учитывающие особенности современных эффективных взаимоотношений с налогоплательщиками.

Взаимоотношения государства и налогоплательщика, как и общие принципы построения налоговой системы, определяются в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В связи с постоянным реформированием налоговой системы Российской Федерации, внесением изменений в основополагающие акты, связанные с налогообложением, на регулярной основе ведётся совершенствование работы налоговых органов. Одно из основных направлений - это развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов. С 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым законодательно закреплено понятие «Личного кабинета налогоплательщика» [1]. «Личный кабинет налогоплательщика» - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. «Личный кабинет налогоплательщика» может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Налогоплательщики - физические лица могут направлять в налоговый орган через «Личный кабинет» налоговые декларации по форме №3-НДФЛ, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, получить которую можно бесплатно непосредственно в «Личном кабинете».

Внедрение новых технологий позволяет сократить сроки предоставления услуг и развивать возможности электронных сервисов, перейти на экстерриториальный принцип обслуживания, экономя время налогоплательщиков. Кроме того, консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения в центрах обработки данных (ЦОД) повышает качество и прозрачность налогового администрирования, сократив совокупную стоимость владения 1Т-инфраструктурой. Технологические решения минимизируют коррупционные риски и мошеннические действия в налоговой сфере.

Реализация принципа экстерриториальности обслуживания, простота использования и возможность дистанционного взаимодействия с налоговыми органами делают «Личный кабинет»

одним из самых популярных и востребованных сервисов. Данный ресурс позволяет из любой точки мира в считанные минуты уплачивать налоги, дистанционно обращаться с инспекцию и решать многие вопросы, контролировать ситуацию по своим объектам налогообложения.

По словам руководителя ФНС России Мишустина М.В.: «С 2016 года все граждане смогут отчитываться о своих доходах, не посещая налоговых инспекций, через портал налоговой службы. ФНС России первая из федеральных органов исполнительной власти внедрила бесплатную электронную подпись для физических лиц для решения всех налоговых вопросов из любой точки, где есть доступ в интернет».

Растущий интерес к сервису «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» связан с тем, что значительно расширяет возможности предпринимателей по взаимодействию с налоговыми органами, который позволяет перейти на дистанционное общение по основным вопросам налогообложения. С помощью сервиса предприниматель может:

- получить актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат, невыясненных платежей, об исполненных налоговым органом решениях о зачёте и возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, о принятых решениях об уточнении платежа, об урегулированной задолженности, о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей;

- рассчитать и выбрать оптимальный режим налогообложения, используя налоговый калькулятор;

- получить информацию из ЕГРИП, а также сведения обо всех налоговых органах, в которых осуществлена постановка налогоплательщика на налоговый учёт;

Кроме того, с помощью «Личного кабинета» индивидуальный предприниматель может обращаться в налоговый орган, подавать заявления о прекращении деятельности в качестве ИП, отслеживать информацию о прохождении своих документов и многое другое.

Сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» позволяет налогоплательщикам юридическим лицам получать открытую и общедоступную информацию о себе, содержащуюся в ЕГРЮЛ, ЕГРН, управлять состоянием расчётов с бюджетом, получать информацию о налоговых обязательствах, о состоянии расчётов с бюджетом, о невыясненных платежах в виде акта сверки расчётов с бюджетом, справки о состоянии расчётов с бюджетом, справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей, извещения об уточнении (об отказе в уточнении) платежа. Сегодня пользователю, зарегистрированному в сервисе, также доступна информация:

- о платежах, списанных с расчётного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет, по которым обязанность налогоплательщика признана исполненной;

- об урегулированной задолженности;

- о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности.

В целях оперативного и бесконтактного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, в том числе в процессе досудебного урегулирования, на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ruH2] размещён ещё один сервис - «Узнать о жалобе». Данный сервис позволяет каждому пользователю интернет-сайта ФНС России ознакомиться с правовой позицией налоговых органов по многим важным вопросам налогообложения. Учитывая опыт рассмотрения других жалоб, пользователи могут оценить налоговые риски и скорректировать свои налоговые обязательства ещё до подачи налоговой декларации, что позволяет избежать споров с налоговыми органами в дальнейшем. Изучение правовой позиции вышестоящих налоговых органов также поможет оценить перспективность обращения с жалобой.

Сервис «Онлайн запись на приём в инспекцию» доступен юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. Данная услуга позволяет спланировать визит в инспекцию заранее. Обслуживание налогоплательщиков, записавшихся онлайн, происходит в приоритетном порядке, что сводит к минимуму время ожидания в очереди.

Сегодня большинство налоговых инспекций по всей стране оборудованы электронными системами управления очередью и «гостевыми компьютерами», с помощью которых посетители могут получить доступ к электронным сервисам ФНС России. Кроме того, в операционных залах работают администраторы, которые помогают посетителям выбрать необходимую услугу, а при необходимости заполнить необходимые формы документов.

Сервис «Анкетирование» позволяет налогоплательщикам оценивать работу налоговых инспекций, оставить свои пожелания и замечания. ФНС России регулярно проводит анализ ответов налогоплательщиков, уделяя особое внимание замечаниям по качеству обслуживания. [6]

В ближайшее время налогоплательщикам будет доступно моментальное анкетирование. Уже сейчас в некоторых инспекциях Москвы и Московской области проводится опытная эксплуатация нового сервиса по моментальному анкетированию через мобильное приложение с помощью РЯ-кодов.

По заказу Минэкономразвития России для сбора оценок и комментариев граждан в отношении качества государственных услуг создана публичная система - специализированный сайт «Ваш контроль», где граждане могут оставить свои предложения по улучшению качества оказания госуслуг. По его данным Федеральная налоговая служба лидирует по уровню качества оказания государственных услуг.

По мнению профессионального сообщества, созданные ФНС России технологические решения являются самыми передовыми в мире, что вызывает профессиональный интерес со стороны зарубежных экспертов в области информационных технологий в налоговой сфере. Реализованные ФНС России решения позволяют создать на базе ЦОД единое хранилище данных, или «единый налоговый файл», что даст возможность быстро сопоставлять и анализировать налоговую информацию. Например, для ввода и обработки системой сведений обо всех операциях всех компаний страны на общем режиме налогообложения потребуется всего около восьми часов.

Также развитие электронных сервисов нельзя считать завершённым. Например, последнее время все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения об объединении Федеральной налоговой службы (ФНС России) и Федеральной таможенной службы (ФТС Рос-сии)[3]. Логика в объединении есть:

- во-первых, ведомства работают в смежных сферах, но информация одного ведомства не становится автоматически доступной другому;

- во-вторых, по внедрению новых технологий ФНС России ушла далеко вперёд и могла бы распространить опыт на ФТС России.

«В целом создание единого электронного пространства с точки зрения прослеживаемости товаров, с точки зрения удобства работы операторов в единое окно - это актуальная задача, которую можно начинать решать, совершенно не дожидаясь структурных преобразований», -полагает первый замглавы Минэкономразвития России Алексей Лихачев.[5]

В заключении хотелось бы отметить, несмотря на то, что электронные сервисы, которые ФНС России предоставляет налогоплательщикам, входят в число самых передовых в мире и это признано мировым налоговым сообществом, в Российской Федерации об их существовании знает далеко не каждый налогоплательщик.

Использование на практике информационных ресурсов ФНС России позволит налогоплательщикам улучшить организацию ведения своего бизнеса и повысить эффективность внутреннего налогового контроля.

Создаваемая единая автоматизированная система, в которой будут собираться данные ФНС России и ФТС России[4], позволит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Электронные сервисы// Официальный сайт ФНС России: http://www.nalog.ru.

3. Электронные сервисы// Официальный сайт ФТС России: http://www.tks.ru.

4. Электронные сервисы// http://www.klerk.ru ФНС и ФТС могут объединить в одну службу, 01.09.2015.

5. Электронные сервисы// http://www.kommersant.ru «Заместитель главы Минэкономики: слияние ФНС и ФТС теоретически возможно», 08.09.2015.

6. Юркина В.В. Практические аспекты предоставления государственных услуг населению в электронном виде - СПб.: Изд-во Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России,-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.