Научная статья на тему 'Анализ и прогноз развития потребительской кооперации в республике Мордовия'

Анализ и прогноз развития потребительской кооперации в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВЫ / ТОВАРООБОРОТ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / CONSUMER MARKET / TRADE / CONSUMER COOPERATION / COOPERATIVES / COMMODITY TURNOVER / PROCURING ACTIVITY / PUBLIC CATERING / OUTPUTS / RURAL POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Елена Геннадьевна

В статье проводится анализ состояния потребительской кооперации Республики Мордовия, выявляются основные проблемы и делается прогноз направлений дальнейшего развития этой важной для экономики страны формы хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербакова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS AND THE DEVELOPMENT FORECAST OF CONSUMER COOPERATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article analyses the condition of consumer cooperation in Mordovia; the main problems are brought to light; the forecast concerning further development directions of this business pattern being important for the national economy is made.

Текст научной работы на тему «Анализ и прогноз развития потребительской кооперации в республике Мордовия»

УДК:334.7

ББК:65.08

Щербакова Е.Г.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В

РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Shcherbakova E.G.

THE ANALYSIS AND THE DEVELOPMENT FORECAST OF CONSUMER COOPERATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Ключевые слова:потребительский рынок, торговля, потребительская кооперация, кооперативы, товарооборот, заготовительная деятельность, общественное питание, объемы производства, сельское население.

Keywords:consumer market, trade, consumer cooperation, cooperatives, commodity turnover, procuring activity, public catering, outputs, rural population.

Аннотация: в статье проводится анализ состояния потребительской кооперации Республики Мордовия, выявляются основные проблемы и делается прогноз направлений дальнейшего развития этой важной для экономики страны формы хозяйствования.

Abstract:the article analyses the condition of consumer cooperation in Mordovia; the main problems are brought to light; the forecast concerning further development directions of this business pattern being important for the national economy is made.

В насыщении потребительского рынка товарами и продуктами питания и обеспечении продовольственной безопасности страны важную роль играют организации потребительской кооперации. Несмотря на то, что их продукцию отличает высокое качество при относительно более низких ценах, их развитие сдерживается из-за роста инфляции, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политики государства, низкого платежеспособного спроса населения, нерешенности ряда организационно-правовых задач.

Потребительская кооперация играет важную роль в развитых странах. В Японии доля кооперативов в сбыте сельскохозяйственной продукции достигает 95%, в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии на кооперативы приходится более 70% сбыта сельскохозяйственной продукции и до 5560% поставок фермерам средств сельскохозяйственного производства. Предприятия потребительской кооперации осуществляют также заготовительную деятельность, они могут значительно увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции у владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров, создав единую операционную цепочку: производство сельскохозяйственной

продукции и заготовки - переработка - торговля.

В доперестроечный период потребительская кооперация играла в России важную роль. В 1990 году в РСФСР она обслуживала 40% населения страны, членами потребительской кооперации были 30 миллионов сельских жителей России. На долю потребительской кооперации приходилось одна четвертая часть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, 30% закупок овощей и выпечки хлеба. Потребительская кооперация в Республике Мордовия в 80-е годы обслуживала 605 тыс. чел. или 62,1 % сельского и городского населения. Ее товарооборот занимал 51% в общем обороте торговли. В 90-е годы товарооборот увеличился по сравнению с 1985 г. на 32,6 %, при этом в розничном товарообороте значительную долю занимали собственные товарные ресурсы. Мордовпотребсоюз имел 1977 розничных торговых предприятий, 420 предприятий общественного питания, 209 заготовительных пунктов.

В условиях перехода к рыночной экономике система потребительской кооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие адекватной рыночным условиям законодательной базы, либерализация цен и неотра-

ботанная система индексации денежных средств обесценили собственные оборотные средства кооперативных организаций. Эти объективные факторы привели к убыточности основных отраслей деятельности потребительской кооперации.

В настоящее время система потребительской кооперации РФ находится в стадии возрождения, формируются законодательные основы ее деятельности, ведется поиск направлений дальнейшего развития этой важной для экономики страны формы хозяйствования. В 1992 году в России была создана Ассоциация кооперативных организаций, в которую вошли кооперативы разного

Данные таблицы 1 свидетельствуют о незначительном росте показателей, характеризующих основные виды деятельности организаций Центросоюза за последние три года. В 2012 году совокупный объем деятельности составил 248072 млн. руб. (на 1,9% меньше, чем в 2011 году).

Возрождение системы потребительской кооперации наблюдается и в Республике Мордовия. В настоящее время организации потребительской кооперации функционируют в 14 муниципальных образованиях Республики Мордовия. Они обслуживают

профиля. Высшим органом управления является Центросоюз, который содействует укреплению и развитию социально-экономической деятельности потребительской кооперации. В большинстве регионов России кооперация в основном представлена кооперативами, которые занимаются производством, хранением, переработкой и сбытом продукции. Кооперативы также являются участниками формирующихся оптовых продовольственных рынков, торгово-закупочных фирм, обеспечивающих товаропроизводителям выход на рынки продовольствия. Результаты деятельности представлены в таблице 1.

166 тыс. человек, или 20,1% населения республики. Среднесписочная численность работающих в организациях потребительской кооперации составляет 1700 человек. Организациями потребительской кооперации в 2011 г. было уплачено в бюджет РМ налогов на сумму 82,4 млн. рублей. Налоговая нагрузка на 1 рубль совокупного дохода составила 6,4 коп. ( в 2010 г. 4,9 коп.).

В 2008-2012 годах наблюдался рост совокупного товарооборота организаций Мордовпотребсоюза (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика товарооборота организаций Мордовпотребсоюзаза 2008-2012 гг.

Годы Оборот, млн. руб. % к предыдущему году

2008 863,7 -

2009 896,4 103,8

2010 1048,3 116,9

2011 1123,9 107,2

2012 1169,7 104,1

Таблица 1 - Результаты деятельности Центросоюза за 2010-2012годы, млн. руб.

Год Обо- Оборот Опто- Закупки Произ- Плат- Сово- % к

рот роз- обще- вый сельхоз. вод- ные купный предыду-

ничной ствен- обо- продук- ство по- услуги объем щему году

торговли ного пи- рот тов и треби- насе- деятель в сопоста-

тания сырья тельских товаров лению ности вимых ценах

2010 158948 13436 10618 20439 19883 4011 227335 104,0

2011 163612 14350 10901 21930 20030 45050 246349 101,2

2012 171231 15248 11204 23117 20287 4986 248072 98,1

Данные таблицы 2 свидетельствуют об волжского федерального округа Республика увеличении товарооборота за последние пять Мордовия имеет самое низкое значение дан-лет на 35,4%. Однако среди регионов При- ного показателя (14 место в ПФО и 48 место

в РФ). Самый высокий показатель в 2012 варооборот предприятий потребкооперации году имела Нижегородская область, где то- составил 13711 млн. руб. (таблица 3).

Таблица 3 - Товарооборот организаций потребсоюзов Приволжского федерального округа за 2012 год

Наименование потребсоюзов Совокупный объем деятель- % к предыдущему году в

ности, млн. руб. сопоставимых ценах

Башкирский 9014 103,2

Марийский 3196 90,8

Мордовский 1169 104,1

Татарский 12869 104,9

Удмуртский 12010 105,1

Чувашский 9422 103,9

Кировский 10067 98,3

Нижегородский 13711 102,3

Оренбургский 3064 99,7

Пензенский 1839 95,8

Пермский 5964 94,4

Самарский 2565 100,6

Саратовский 2498 99,1

Ульяновский 1656 94,2

Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использование современных информационных технологий для их реализации, применение агрессивной маркетинговой стратегии крупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской кооперации, которая основана на спросе на товары повседневного, массового потребления.

Основной сферой деятельности в системе Мордовпотребсоюза является розничная торговля. В 2012 г. на территории республики работало 370 (в 2011году - 388) розничных торговых предприятий. Основная их часть относится к категории магазинов со

смешанным ассортиментом товаров. Розничные торговые предприятия потребительской кооперации удовлетворяют в основном спрос сельских жителей. Каждый житель любого сельского населенного пункта должен иметь возможность совершить покупки товаров первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса) в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам. Основным показателем, характеризующим результаты деятельности потребительской кооперации, является оборот розничной торговли (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика оборота розничной торговли организаций Мордовпотребсоюза за 2008-2012 гг.

Годы Оборот, млн. руб. % к предыдущему году

2008 778,9 -

2009 818,0 105,0

2010 954,2 116,7

2011 1018,7 106,8

2012 1053,7 103,4

В 2012 г. оборот розничной торговли в системе потребительской кооперации РМ составил 1053,7 млн. руб., что на 3,4% больше, чем в 2011 году. В сравнении с 2008

годом он увеличился на 35,3%. Кооперативные организации принимают активное участие в республиканских ярмарках, ярмарках выходного дня, обслуживании мероприятий,

проводимых в г. Саранске и районных центрах.

В целях модернизации системы потребительской кооперации республики создана торговая кооперативная сеть «КООП РУСЬ» с единой автоматизированной системой, с центральным офисом в Мордовпотребсоюзе и использованием программного продукта «1-СРарус: Торговый комплекс. Продовольственные товары». Целями создания данной торговой сети являются: повышение уровня торгового обслуживания сельского населения, централизация закупок товаров, что позволит упорядочить контроль исполнения заказов поставщиками по ассортименту и ценам, автоматизировать сбор данных о продажах в магазинах, ускорить товарооборачи-ваемость, более точно определять покупательский спрос на товары.

В республике в целом сложилась положительная динамика в развитии розничной торговли в системе потребительской кооперации. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. К ним относятся: неразвитость оптового звена и организации логистических операций, что не позволяет магазинам оперативно обновлять ассортимент и удовлетворять в полном объеме потребности сельского населения, уменьшение количества магазинов. Потеря потребительской кооперацией выгодного сегмента сельского рынка произошла в связи с сокращением торговли в районных центрах. Около 40 магазинов расположены в населенных пунктах с числом жителей до 100 человек. Среди регионов Приволжского федерального округа

В 2012 году заготовительный оборот составил 97,7 млн. руб. (на 7,1% меньше, чем в 2011 году). Было заготовлено: мяса -556,1 тн, молока - 1320,4 тн, яиц - 1457,3 тыс.шт. Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья

Республика Мордовия имеет низкое значение показателя оборота розничной торговли в системе потребительской кооперации и занимает 13 место (темп роста - 103,4%) и 46 место в РФ. На первом месте находится Нижегородская область, у которой оборот розничной торговли в 2012 году составил 10139 млн. руб. с темпом роста 105,7% к соответствующему периоду предыдущего года, на последнем - Пензенская область-1006 млн. руб. с темпом роста 97,8% к 2011 году.

С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение денежных доходов сельского населения. Потребительская кооперация, как основной деловой партнер пайщика, сельского жителя, решает задачу вовлечения продукции личных подсобных хозяйств в общие ресурсы районов республики, развивая на этой основе заготовительную, производственную и торговую деятельность. Кооперативные организации Мордовпотребсо-юза располагают 9 хранилищами для овощей емкостью 3395 т., 5 заготовительными пунктами, 5 предприятиями, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, 151 магазином - приемо-заготовитель-ным пунктом. Основным показателем, характеризующим результаты их деятельности, является заготовительный оборот (таблица

5).

являются личные подсобные хозяйства населения. В республике в 2008 - 2012 годы темп роста заготовительного оборота составил 104,2%. Республика Мордовия имеет низкое значение показателя заготовительного оборота и занимает 12

Таблица 5 - Динамика заготовительного оборота организаций Мордовпотребсоюза

за 2008-2012 гг.

Год Оборот, млн. руб. % к предыдущему году

2008 92,7 -

2009 91,0 98,1

2010 87,0 95,6

2011 104,1 119,6

2012 97,7 92,9

место в ПФО и 49 место в РФ по данному показателю. Самый высокий показатель заготовительного оборота в Республике Татарстан - 4308 млн. руб., при темпе роста 104,9% к соответствующему периоду предыдущего года, на последнем месте находится Ульяновская область-54 млн. руб. при темпе роста 94,2% к 2011 году.

Низкие показателизаготовительного оборотав РМ обусловлены рядом причин: уменьшение объёмов закупок сельхозпродукции, производимой в крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйствах граждан, недостаточно развитой материально-технической базой заготовительной и

перерабатывающей отраслей экономики, нехваткой кадров.

В системе потребительской кооперации осуществляется также производственная деятельность. По состоянию на 2012 г. в республике функционировало 9 хлебопекарных предприятий, 5 цехов по выпуску колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, 4 цеха по производству кондитерских изделий, 4 по производству безалкогольных напитков, 7 овощехранилищ. Производство товаров народного потребления в системе Мордовпо-требсоюза увеличилось в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 53,0% (таблица 6).

Таблица 6 - Динамика объема продукции, вырабатываемой предприятиями

Мордовпотребсоюза за 2008-2012 гг.

Год Оборот, млн. руб. % к предыдущему году

2008 85,8 -

2009 93,9 109,4

2010 109,4 116,5

2011 124,4 113,7

2012 131,3 105,6

В 2012 г. предприятиями Мордовпо-требсоюза было произведено товаров народного потребления на сумму 131,4 млн. руб., что на 5,6% больше, чем в 2011 году. Удельный вес товаров собственного производства в розничном товарообороте потребительской кооперации составляет 16%, в группе продовольственных товаров - 21%. Всего в системе Мордовпотребсоюза в 2012 г. было произведено 3539 тонн хлеба, 67,2 тонн кондитерских изделий, 119 тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, 60 тыс. дкл безалкогольной продукции, переработано 43,8 тонны рыбы. Особенностью деятельности системы потребительской кооперации является то, что она обслуживает в основном сельское население, в этой связи необходимо ориентироваться не на объемы производства, а на потребности покупателей. Поэтому предприятиям потребительской кооперации нужно расширять ассортимент производимой продукции, создавать новые виды производств, в продукции которых испытывают потребность сельские жители. В Приволжском федеральном округе Республика Мордовия занимает последнее место по объему производственной деятельности в системе

потребительской кооперации и 44 место в РФ. На первом месте находится Республика Татарстан, где в 2012 году былопроизведено товаров народного потребления на сумму 1209 млн. руб., темп роста к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,9%.

Перерабатывающие предприятия в системе потребительской кооперации имеют устаревшее оборудование, в них медленно внедряются современное оборудование и новые технологии. В связи с этим узок ассортимент производимой продукции, отсутствуют новые перспективные разработки и современные упаковочные материалы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из сфер деятельности системы Мордовпотребсоюза является общественное питание. В системе потребительской кооперации Республики Мордовия по состоянию на 2012 г. функционировало 42 предприятия общественного питания. Система кооперативного общественного питания наряду с организацией питания выпускает также продукцию собственного производства в целях ее реализации в розничной торговой сети потребительских обществ (союзов), что позволяет эффективнее использовать производственные мощ-

ности, увеличивать товарооборот, полнее удовлетворять спрос сельского населения. В 2008

В 2012 оборот общественного питания по системе Мордовпотребсоюза составил 116,0 млн. руб., что на 10,3% больше, чем в 2011 году, в сравнении с 2008 годом он увеличился на 50,8%. Увеличению товарооборота способствовали расширение и обновление ассортимента продукции, повышение качества услуг. Тем не менее, в сравнении с регионами Приволжского федерального округа Республика Мордовия по данному показателю занимает 12 место и 40 место вцеломпо РФ. На первом месте в 2012 году находилась Кировская область с оборотом общественного питания 1019 млн. руб. и темпом роста 107,2% к соответствующему периоду предыдущего года, на последнем - Пензенская область-95 млн. руб. с темпом роста 100,1% к 2011 году.

Несмотря на улучшение ряда показателей в сфере общественного питания в системе потребительской кооперации, имеется ряд проблем: отсутствие современного оборудования; низкий уровень внедрения новых технологий, прогрессивных форм обслуживания потребителей; низкие темпы развития мобильной сети быстрого питания в местах отдыха населения; низкий уровень сервисного обслуживания, особенно на объектах придорожного питания.

В республике в целом сложилась положительная динамика в развитии предприятий потребительской кооперации, что способствует улучшению социально-экономической ситуации на селе, в том числе росту занятости населения и уровня жизни. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. К ним относятся: низкий уровень развития материально-технической базы предприятий заготовительной и перерабатывающей сфер деятельности, уменьшение объёмов закупок сельхозпродукции, производимой в крестьянских, фермер-

- 2012 годах наблюдалась тенденция роста оборота общественного питания (таблица 7).

ских и личных подсобных хозяйствах граждан,неразвитостьоптового звенаи

организации логистических операций. Остается нерешенной проблема управления процессами перевозки и хранения грузов, требующей обновления и развития терминальной и складской инфраструктуры. Для розничной торговли в системе потребительской кооперации в Республике Мордовия характерны также такие проблемы, как уменьшение количества магазинов; низкий уровень обслуживания потребителей; неравномерность размещения объектов торговли по районам, потеряпотребительской кооперацией значительной доли рынка.

Потребительская кооперация, обладающая многоотраслевой структурой, многолетним опытом и ресурсным потенциалом, вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие и продовольственное обеспечение сельского населения Республики Мордовия.

Необходимость дальнейшего развития потребительской кооперации в республике обусловлена тем, что организации потребительской кооперации обладают существенным потенциалом для расширения деятельности по закупкам сельскохозяйственной продукции и сырья, в том числе плодов, ягод и грибов, переработке этой продукции и улучшению обеспечения сельских жителей продовольственными и промышленными товарами. Развитие потребительской кооперации республики обеспечивает также рост занятости населения.

Уровень развития потребительской кооперации в Республике Мордовия в 2013 -2018 годах будет определяться благосостоянием населения, развитием социальной инфраструктуры и инфраструктуры услуг. На

Таблица 7 - Динамика оборота общественного питания организаций Мордовпотребсоюза за

2008-2012 гг.

Год Оборот, млн. руб. % к предыдущему году

2008 76,9 -

2009 78,4 102,0

2010 94,0 119,9

2011 105,2 11,9

2012 116,0 110,3

данную сферу будут оказывать также влияние структура потребительского спроса, ожидания и предпочтения потребителей. Сохранение целостности данной системы предусматривает межотраслевую интеграцию, возможность функционирования в рамках единого комплекса: заготовка - переработка - сбыт. Этот фактор окажет стимулирующее воздействие на все элементы системы малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

В 2013 - 2018 годах повышение реальных располагаемых денежных доходов в Республике Мордовия будет соответствовать росту потребительских расходов населения. Совокупный объем деятельности организаций Мордовпотребсоюзав период 2013 -2018 годов прогнозируется увеличить в 2,1 раза и к 2018 году довести до 3886 млн. руб. (таблица 8).

Таблица 8 - Прогнозируемая совокупная стоимость результатов деятельности организаций

Мордовпотребсоюза на 2013 - 2018 гг.

Годы Млн. руб. % к предыдущему году (без учета влияния цен)

2013 1798 120,7

2014 2262 121,3

2015 2817 133,7

2016 3155 112,2

2017 3475 112,0

2018 3886 112,8

В прогнозируемый период сохранится потребительской кооперации к 2018 году он тенденция увеличения оборота розничной составит 3050 млн. руб. (таблица 9). торговли и общественного питания в системе

Таблица 9 - Прогнозируемые показатели развития потребительской кооперации на 2013 - 2018 гг.

Наименование Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Оборот розничной торговли и общественного питания млн. руб. 1400 1670 2256 2485 2750 3050

Продажа на одного жителя республики руб. 1677 2000 2702 2977 3294 3654

Доля в товарообороте республики % 2,12 2,30 2,86 2,91 2,96 3,00

Для стимулирования и развития торговых процессов в сельской местности будет создана конкурентоспособная торговая инфраструктура на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности и увеличения розничного товарооборота потребительской кооперации в расчете на душу населения с 1677 руб. в 2013 году до 3654 в 2018 году.

В среднесрочном периоде динамика продаж будет соответствовать общей тенденции развития потребительского рынка республики. Доля розничного товарооборота потребительской кооперации в РМ в прогнозируемый период увеличится с 1,83% в 2012

году до 3% в 2018 году. Особое внимание будет уделяться продаже непродовольственных товаров, пользующихся повышенным спросом у сельского населения, в том числе строительным материалам, сложной бытовой технике, мебели, галантереи, хозяйственным товарам, сельскохозяйственному инвентарю и средствам малой механизации, торговле комбикормами. Для жителей сельских населенных пунктов будут также созданы условия для реализации излишков производимой на подворьях сельскохозяйственной продукции.

Основными направлениями в развитии торговли в системе потребительской коопе-

рации станет улучшение материально-технической базы, создание предприятий торговли, отвечающих современным требованиям, за счет реконструкции действующих и восстановления деятельности ранее закрытых предприятий, осуществление специализации торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения: с численностью до 500 человек - магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров; с численностью свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами, а также строительными материалами.

В 2013 - 2018 годах прогнозируется выйти на новый уровень и по обеспечению роста объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья. В сфере развития заготовительной деятельности будет уделяться основное внимание наращиванию объёмов закупок сельхозпродукции, произ-

водимой в крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйствах граждан, укреплению материально-технической базы заготовительной и перерабатывающей отраслей потребительской кооперации.

Для увеличения объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья будут восстанавливаться приемозаготовительные пункты, создаваться современные заготови-тельно-перерабатывающие комплексы в районах республики. Развитие заготовительной деятельности организациями потребительской кооперации будет способствовать наращиванию объемов сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах. Ее реализация позволит повысить доходы сельского населения. Заготовительный оборот потребительской кооперации в прогнозируемый период увеличится в 2,2 раза и составит в 2018 году 340 млн. руб. (таблица 10).

Таблица 10 -Прогнозная оценка заготовительного оборота организаций Мордовпотребсоюза на 2013 - 2018 гг.

Год Млн. руб. % к предыдущему году (без учета влияния цен)

2013 125 129,3

2014 165 132,0

2015 200 121,2

2016 240 120,0

2017 280 116,7

2018 340 121,4

Улучшение экономической конъюнк- функционирования кооперативной перераба-туры в республике будет способствовать тывающей промышленности в 2013 - 2018 подъему и повышению эффективности годах (таблица 11).

Таблица 11 - Прогноз объемов производства продукции, вырабатываемой предприятиями потребкооперации на 2013 - 2018 гг._

Год Млн. руб. % к предыдущему году (без учета влияния цен)

2013 160 121,8

2014 200 125,0

2015 240 120,0

2016 285 118,8

2017 330 115,8

2018 385 116,7

Рост объемов производства будет осу- видов продукции, улучшения качества и рас-ществляться за счет увеличения выпуска тра- ширения ассортимента выпускаемой продук-диционных для потребительской кооперации ции, организации производства полуфабрика-

тов. Применение штрихового кодирования позволит осуществлять ее реализацию через крупные продовольственные магазины с автоматизированной системой учета.

Для увеличения объемов производства продукции будет осуществлен ряд мер по техническому перевооружению предприятий, ремонту и реконструкции действующих мощностей, открытию новых производств. Наряду с традиционными видами производственной деятельности: хлебопечением, мя-сопереработкой, кондитерским и безалкогольным производством, планируется увеличить объёмы переработки рыбы, расширять ассортимент продукции за счет выработки пресервов, мясной и рыбной нарезки, полу-

фабрикатов, упаковки продукции с использованием современных упаковочных материалов.

Организации потребительской кооперации системы Мордовпотребсоюза располагают комплексом объектов заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также системой производственных связей с малыми формами хозяйствования и способны стать основой кооперативной интеграции. Развитие потребительской кооперации республики позволит улучшить социально-экономическую ситуацию на селе, будет благоприятствовать развитию занятости населения (таблица 12).

Наименование Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Прибыль млн. руб. 21 23 26 30 35 40

Объем платежей в бюджет млн. руб. 95 110 130 150 173 200

Создание новых рабочих мест чел. 74 68 28 11 6 13

Таблица 12 - Прогнозные показатели прибыли, бюджетного и социального эффектов потребительской кооперации в 2013 - 2018 гг.

Согласно прогнозной оценке, прибыль в системе потребительской кооперации увеличится почти в два раза, бюджетный эффект впрогнозный период выразится в увеличении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, которые составят в 2018 году более 200 млн. рублей. В системе потребительской кооперации в Республике Мордовия в 2013 - 2018 годах планируется создание более 200 новых рабочих мест.

Поэтапное формирование комплексной инфраструктуры будет способствовать объединяю потенциала различных форм кооперации, вовлечению личных подсобных хо-

зяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, других малых форм хозяйствования на селе в современные экономические отношения, модернизировать структуру мелкотоварного производства в агропромышленном комплексе и совершенствовать государственную поддержку местного товаропроизводителя. Политика в области потребительской кооперации будет направлена на развитие инфраструктуры потребительского рынка республики и удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция развития системы заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе организаций потребительской кооперации Республики Мордовия на 2013-2015 годы.

2.Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

3. Комлева, Н.С. Развитие потребительского рынка в регионе // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 31. - № 2. - С. 82-85.

4. Маслова, С.И., Щербакова, Е.Г. Тенденции развития организационно-правовых форм сельскохозяйственной кооперации // Вестник Самарского государственного университета. -2011. - № 87. - С. 131-136.

5. Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия на 2013-2018 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.