Научная статья на тему 'Потребительская кооперация в решении социальных и экономических проблем села'

Потребительская кооперация в решении социальных и экономических проблем села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗАКУПКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. / CONSUMER COOPERATION / PURCHASES / AGRICULTURAL PRODUCTS / DECISION / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имяреков Сергей Михайлович

В статье проведен структурный анализ системы кооперации, сформулированы основные требования к ее управлению. Представлен анализ по закупкам сельскохозяйственных продуктов и сырья Мордовпотребсоюзом и предложена схема регулирования взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с местными органами власти, позволяющая обеспечить синхронизацию главных направлений деятельности власти и потребительской кооперации в решении вопросов жизнеобеспечения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Co-operation in Solving Rural Social and Economic ProblemsSaransk Cooperative Institute the Russian University of Cooperation

The paper is concerned with the structural analysis of the system of cooperation development in the countryside. The main requirements for this system management are formulated. Purchases of agricultural products and raw materials by the Mordovpotrebsoyuz are analyzed and an outline of regulation the relations between enterprises of consumer cooperation and local administration is suggested. This is to result in synchronization of the major directions of the local government activities and consumer cooperation in solving the problems of the population life provision.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация в решении социальных и экономических проблем села»

Потребительская кооперация в решении социальных и экономических проблем села

СМ Имяреков, к.э.н, Саранский кооперативный институт Российского университета кооперации

Структурный анализ основных процессов, протекающих в системе потребительской кооперации и ее деловой среде, показал следующее. В процессе деятельности потребительской кооперации по реализации своей миссии целесообразно выделить два основных процесса второго уровня: процесс прямой реализации миссии потребительской кооперации; процесс обеспечения миссии потребительской кооперации.

В свою очередь процесс прямой реализации миссии потребительской кооперации можно декомпозировать на процесс реализации социальной составляющей и процесс реализации

экономической составляющей. Сущность процесса реализации социальной составляющей миссии потребительской кооперации (ПК) заключается в социальном внутрисистемном и институциональном обмене целевыми аудиториями, заинтересованными в деятельности потребительской кооперации как общественного института. Внутрисистемными целевыми аудиториями потребительской кооперации являются ее пайщики и работники.

Общество (в первую очередь сельское некооперированное население) и власти (государственные органы управления разного уровня) являются внешними (институциональными) целевыми аудиториями потребительской кооперации.

Результатами этого процесса являются: снижение социальной напряженности и решение проблемы занятости на селе (особенно женщин, молодежи, пенсионеров) путем создания постоянных рабочих мест, применения надомного труда, вовлечения в заготовительную деятельность. Удовлетворяются социальные потребности пайщиков — в причастности, общении, защищенности.

Цель управления социальным обменом со стороны потребительской кооперации — вызвать желаемый поведенческий отклик целевых аудиторий: доверие и лояльность пайщиков и работников, поддержка деятельности со стороны общества и властей, желание стать членом кооператива. Сущность процесса реализации экономической составляющей миссии потребительской кооперации заключается в трансакционном (коммерческом) обмене для удовлетворения материальных и иных потребностей членов-пайщиков, реализации их экономических интересов.

Для реализации процессов экономического обмена и решения задач потребительской кооперации создается многоотраслевая хозяйственная структура потребительских обществ, включающая предприятия по заготовке (закупке) сырья и продукции, переработке и производству товаров, оптовой и розничной торговле, общественному питанию и другим видам услуг. Таковы составляющие процесса прямой реализации миссии потребительской кооперации. Процесс обеспечения реализации миссии — взаимодействие элементов как внутри самой системы потребительской кооперации, так и с элементами деловой среды. Сущность процессов внутрисистемного взаимодействия состоит, прежде всего, в построении целесообразных выгодных цепочек создания ценностей с получением синергетического эффекта от исключения налогообложения промежуточных продуктов экономии издержек, использования информации как внутри потребительского общества, так и в рамках регионального объединения потребительских обществ. Процесс взаимодействия с элементами деловой среды также направлен на получение синергетического эффекта в результате построения долговременных отношений с потребителями (некооперированное население), поставщиками и прочими.

Проведенный структурный системный анализ процессов, характерных для потребительской кооперации как организации и системы, позволяет сформулировать требования к системе управления и к ее концептуальной основе. Целью системы управления потребительским обществом является обеспечение целостности, устойчивости и эмерджентности потребительской кооперации в процессе реализации своей миссии как социально ориентированной организации и хозяйственного самофинансируемого

предприятия. Эмерджентность предполагает получение синергетического эффекта как результата внутрисистемного взаимодействия между элементами и взаимодействия потребительской кооперации с деловой средой как открытой системой.

Потребительская кооперация традиционно была основным заготовителем сельскохозяйственной продукции и сырья от населения. Изменения в системе государственного устройства и экономического развития страны определили изменения и в системе потребительской кооперации, которая, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, является некоммерческой структурой. Функционируя в условиях рынка, потребительская кооперация продолжает решать свою главную цель — удовлетворение интересов людей, оказание им помощи в решении социальных проблем. Кроме того, в настоящее время важное значение приобретает вопрос о продовольственной безопасности России и реализации социальной миссии.

Резервы увеличения продовольственных ресурсов в основном находятся в личных подсобных хозяйствах населения. Для того чтобы из года в год обеспечивать рост объемных и качественных показателей, необходимо уделять пристальное внимание возрождению и развитию заготовительной и перерабатывающей сфер деятельности, которые в современных условиях служат главными источниками пополнения собственного капитала организаций. Сегодня торговая деятельность и общественное питание являются зеркальным отражением заготовительно-производственной деятельности, так как продукция, выработанная из закупленного сырья, составляет основную часть товарного ассортимента кооперативных магазинов и предприятий общественного питания.

Обобщение научно-практической системы знаний позволяет рекомендовать потребительским обществам и их союзам:

— привести в действие все свои резервы, перестроить работу с учетом требования рынка и усиливающейся конкуренции;

— широко развернуть закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, полностью закупать всю продукцию, произведенную и предлагаемую населением, а также лекарственно-техническое сырье, дикорастущие плоды, ягоды и грибы, вторичное и кожевенное сырье, товары народных промыслов, вырабатываемые населением из местного сырья и материалов. Каждый магазин должен стать приемозаготовительным пунктом (рис. 1).

Роль сельского магазина должна меняться. Он должен заниматься не только перепродажей покупных товаров, но и закупками сельскохозяйственной продукции и сырья, то есть быть

Рис. 1 - Основные функции магазина - приемозаготовительного пункта потребительской кооперации в XXI в.

и приемозаготовительным пунктом и социальным центром села, где местные жители могут сделать покупки, пообщаться друг с другом, договориться с продавцом о закупках и ценах на продукцию с подворий.

В настоящее время перед потребительской кооперацией стоят задачи не только сохранить свои позиции в хозяйственном комплексе страны, но и выйти на новые, чему способствует неограниченный потенциал в заготовках и переработке сельскохозяйственной продукции и сырья.

Заготовки — это мощный резерв потребительской кооперации и именно та отрасль, где теснее всего взаимосвязаны интересы и пайщиков, и населения в целом с потребительской кооперацией.

Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья у населения являются социально значимыми для всех сельских жителей и в настоящее время являются главным, а зачастую и единственным источником получения доходов сельской семьи.

Экономическая служба Мордовпотребсоюза ведет систематизированные данные по годам о развитии агропромышленного комплекса, владеет информацией о работе конкурирующих заготовительных предприятий и предпринимателей (развитии сети, объемах деятельности, уровне закупочных цен, методах работы), выполняет рекомендации вышестоящей организации по вопросам научно-технического прогресса (НТП), новой технологии, лизингу и др.

Рассмотрим организацию закупок в деятельности Мордовпотребсоюза. В ее системе функционируют 346 магазинов-приемозаготовитель-ных пунктов. Территориальное распределение магазинов-приемозаготовительных пунктов чрезвычайно неравномерно. Если в сравнительно малонаселенных районах - Ельниковском (31), Б.-Игнатовском (27), Теньгушевском (25) сеть таких магазинов можно считать сравнительно развитой, то для ряда густонаселенных территорий она очень неразвита. Отрицательным примером могут служить показатели таких районов, как Ковылкинский (4), Торбеевский (9),

Б.-Березниковский (1). Вполне очевидно, что экстраполируя показатели лучших районов, общую сеть магазинов-приемозаготовитель-ных пунктов по Мордовпотребсоюзу можно довести до 500-600 ед. Такой рост, на наш взгляд, вполне реален, трудности технического и организационного характера не представляются непреодолимыми.

На диаграмме наглядно представлена динамика объема закупок Мордовпотребсоюза за 2005-2008 гг. (рис. 2).

.

'

П О О л •

/ 1 х 1 /—я у я і

'

'

'

'

'

о

Рис. 2 - Динамика заготовительного оборота Мордовпотребсоюза за 2005-2008 гг., тыс. руб.

За анализируемый период заготовительный период системы Мордовпотребсоюза сократился на 12052 тыс. руб., или на 12,0%. Данное обстоятельство продиктовано сокращением численности приемо-загототовительных пунктов и выходом из состава Мордовпотребсоюза ряда потребительских обществ, а также сокращением объемов закупок отдельных видов продукции.

Для анализа закупок отдельных видов продукции по Мордовпотребсоюзу нами разработана аналитическая таблица 1.

В 2006 г. сократились против прошлого года закупки мяса (на 38,6%), молока (на 27,8%), яйца (на 20,1%), плодов (на 27,5%), хлебопродуктов (на 22,4%), макулатуры (на 51,8%), кожсырья (на 51,7%), лектехсырья (на 79,5%). Это снижение произошло по причине уменьшения производства в высокотоварных сельскохозяйственных предприятиях, наличия конкурентов,

закупающих у населения продукцию по более высоким ценам.

Положительным фактором является рост закупок овощей в 2006 г. на 309,0% и картофеля на 48,6%.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошел рост закупок только по трем видам: мясо на 21,9 т (на 3,1%); молоко на 5,8 т (на 0,9%); яйцо на 113,2 тыс. шт. (10,6%).

Снижение закупок картофеля на 67,7%; овощей на 34,5%; плодов на 3,9%; хлебопродуктов на 3,7%; макулатуры на 7,9%; кожсырья на 32,5%; лектехсырья на 95,0% отрицательно сказалось на заготовительной деятельности Мор-довпотребсоюза. В результате чего общая сумма заготовительного оборота сократилась на 26272,0 тыс. руб.

В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом наибольший прирост на 52,1% (1885,5 т) получен по овощам. Закупки молока увеличились на 35,2%, что составляет 230,8 т, и картофеля — на 34,6% (на 74,2 т).

Негативным моментом является отсутствие закупок лектехсырья и снижение закупок макулатуры на 28,9%; кожсырья на 26,6%; хлебопродуктов на 27,4%; мяса на 19,3%; яйца на 8,4%.

В целом за анализируемый период наблюдается рост объемов закупок только по овощам на 307,7%, что в абсолютном выражении составляет 4154,0 т. Это объясняется небывалым урожаем сахарной свеклы, по объемам производства которой Республика Мордовия заняла лидирующее положение в Поволжском регионе.

Наибольшее сокращение наблюдается по группе кожсырье на 76,1% (2134,0 шт.), макулатуры на 68,4% (185,3 т).

Снижение в республике в 2008 г. производства зерновых на 14,5% в свою очередь сказалось на сокращении закупок хлебопродуктов Мордовпотребсоюза на 45,8% (321,5 т).

Сокращение объемов закупок мяса на 48,9%, картофеля— на 35,4% произошло, на наш взгляд, в результате снижения производства хозяйствами всех категорий, и как следствие этого сниже-

1. Закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья Мордовпотребсоюзом за 2005—2008 гг.

.

.

: 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

(+, -) (+, -) (+, -) (+, -)

-449,6 -142,3 -570,0

-250,0 -13,4

-268,8 -99,0

-449,8 -158,2

-1903,0

-104,8 -10,9 -4,3 -120,0

-157,3 -20,3 -143,9 -321,5

-140,2 -10,3 -34,8 -185,3

-1451,0 -440,0 -243,0 -2134,0

-5339,0 -1366,0 -7,0 -6712,0

ние реализации сельскохозяйственными предприятиями и хозяйствами населения.

Увеличение заготовительного оборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 8352 тыс. руб., в сравнении с 2006 г. на 14220 тыс. руб. произошло, как показал анализ, только за счет роста цен на закупаемое сырье. Фактические же данные закупок в натуральном выражении свидетельствуют о снижении заготовительного оборота почти по всем позициям.

Проведенный анализ по данным таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы.

За анализируемый четырехлетний период наблюдается неуклонный устойчивый рост закупок только по овощам (в 4,1 раза). Общая тенденция сокращения, хотя и с незначительным увеличением показателей в отдельные годы, отмечена по закупкам мяса, молока, картофеля. Вышеперечисленные товарные группы раньше закупались в целом достаточно успешно и по существу являются основой позитивного развития заготовительной деятельности Мордовпот-ребсоюза.

С относительно невысокими показателями роста проходила закупка мяса. Учитывая важность этого продукта в общем балансе питания, задачи по его наращиванию остаются весьма актуальными.

Касаясь закупок картофеля и хлебопродуктов, следует отметить, что здесь чрезвычайно важное значение на динамику показателей имеет природно-климатический фактор, с непреложной и пока еще объективной силой действует фактор «зоны рискованного земледелия». Не случайно даже по представленным четырехлетним показателям по отдельным годам объем закупок по картофелю колеблется от 32,3% до 148,6%, а по хлебопродуктам — от 54,2% до 96,3%.

Конечно, полностью преодолеть тенденцию неравномерности закупок по годам в этих товарных группах на современном этапе практически невозможно, но и столь глубоких спадов быть не должно.

Для включения стабилизирующих организационно-технических мероприятий есть, по нашему мнению, все основания. Кстати, об этом свидетельствует и тот факт, что снижение закупок, как правило, резко превышает показатели снижения производства соответствующего продукта. Так, по картофелю в 2007 г. наблюдалось снижение производства на 29,6%, а снижение закупок оказалось в три раза выше - на 67,7%. Аналогичное положение и по хлебопродуктам, ведь спад производства зерновых в 2008 г. на 14,5% вовсе не мог «автоматически» привести к спаду закупок хлебопродуктов на 47,6% (в 3,3 раза выше). Такой своеобразный разрушительный кумулятивный эффект, безусловно, должен быть преодолен.

По лекарственному техническому сырью и макулатуре положение в закупках неустойчивое и, прямо скажем, незавидное. Резервы здесь просто огромны. При современных действующих ценах в аптечной системе на лекарственные препараты естественного происхождения при нынешнем уровне нашего здравоохранения закупка в республиканской системе лекарственного технического сырья в объеме, едва превышающем семь тонн, просто микроскопична. Вероятно, лишь неудовлетворительная ценовая политика в заготовках этой немаловажной товарной группы влечет за собой стагнацию в заготовках. Это, впрочем, в полной мере можно отнести и к закупкам макулатуры.

Закупки кожсырья по существу деградируют. Об этом говорит снижение объемов за 20052008 гг. более чем в 7 раз. Здесь, конечно, при спаде поголовья все же основную роль играют те же отрицательные факторы - нереально низкие закупочные цены, общая организационно-техническая неразбериха на государственном уровне, не адекватная реальному провозглашенному курсу на рыночную экономику.

Основой перспективной закупочной деятельности является выход из кризисного состояния и возобновление роста объема закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья. На наш взгляд, этого можно достичь путем сотрудничества потребительской кооперации с АПК. Одним из направлений финансово-промышленной интеграции в АПК становится процесс формирования агропромышленно-финансовых групп (АФГ), включающих банк, производство, заготовку, переработку и реализацию. Формирование АФГ даст возможность восстановить нарушенную управляемость межотраслевых связей на уровне регионального агропромышленного комплекса. Целесообразность создания агропромышленных формирований проявляется в его выгодности как для сельскохозяйственных, так и для заготовительных, перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий. Сельскохозяйственные предприятия получают возможность своевременно и в полном объеме реализовать скоропортящуюся и малотранспортабельную продукцию, заготовительные организации - увеличить заготовительный оборот. Экономический эффект достигается за счет увеличения его масштабов, углубления специализации предприятий, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек, в т.ч. на реализацию продукции, определения приоритетных направлений инвестирования, внедрения достижений научно-технического прогресса во все отрасли, решения социальных вопросов и прежде всего повышения мотивации к труду, материального обеспечения каждого работника в соответствии с его трудовым, имущественным и денежным вкладом.

Предложенная схема регулирования взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с местными органами власти обеспечит синхронизацию главных направлений деятельности власти и потребительской кооперации в решении ежедневных вопросов жизнеобеспечения населения.

Необходима государственная поддержка развития потребительской кооперации как в стране в целом, так и в регионах. Проблемы в отсутствии государственных заказов, в диспаритете уровня цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию, отсутствие льготного кредитования и многие другие должны быть разрешены в самые ближайшие годы.

Литература

1. Имяреков, С.М. Заготовительная деятельность потребительской кооперации Республики Мордовия: проблемы и перспективы развития: монография / С.М. Имяреков. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. — 292 с.

2. Имяреков, С.М. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России: монография / С.М. Имяреков. — М.: Академический проект, 2005. — 160 с.

3. Кабушинская, Г.Н. Состояние и перспективы закупочной деятельности потребительской кооперации / Г.Н. Кабушинская // Кооперация на пороге XXI века: сб. науч. ст. — М. Поволжский кооп. ин-ут МУПК, 1999. — 90 с.

4. Материалы научно-практической конференции Центросоюза. Н-Новгород: Пяльна. — 2001. — 140 с.

5. Писаренко, Н.П. Эффективность заготовительной деятельности потребительской кооперации / Н.П. Писаренко. — М.: Экономика, 1979. — 200 с.

6. Пырков, Н.И. Эффективность заготовительной деятельности предприятий потребительской кооперации в регионе / Н.И. Пырков. — Н.-Новгород, 2003. — 161 с.

7. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 21.06.94 г. № 63-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.