УДК 334.012.34 (470.345)
Воробьева Елена Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики кооперации и предпринимательства
Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации [email protected]
Пониматкина Людмила Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики кооперации и предпринимательства
Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ М ОРДОВПОТРЕБСОЮЗА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Vorobyova Elena Gennadyevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Cooperation and Business Economics Department, Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation [email protected]
Ponimatkina Lyudmila Aleksandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Cooperation and Entrepreneurship Economics Department, Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation [email protected]
MODERN DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS OF THE MORDVINIAN CONSUMER UNION IN THE REPUBLIC OF MORDVINIA
Аннотация:
Статья посвящена анализу современного развития организаций системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза в Республике Мордовия, развитие которой является одним из внутренних резервов роста национальной экономики, что и определяет ее актуальность. Проведенное исследование за 11 лет (2000-2011 гг.) позволяет утверждать, что организации потребительской кооперации не осознают необходимости их интеграции как между собой, так и с другими субъектами продовольственного рынка, развиваются неравномерно и недостаточно. Обосновывается необходимость их интеграции, и предлагаются направления их развития в перспективе.
Ключевые слова:
организация, потребительская кооперация, райпо, развитие, динамика, структура, анализ, Мордовпотребсоюз, Республика Мордовия.
Summary:
The article deals with modern development of the consumer cooperation organizations of the Mordvinian Consumer Union in the Republic of Mordvinia, development of which is one of the internal resources of the national economic growth, thus, it is a topical issue. The undertaken research that has been carried out for 11 years (2000 - 2011) shows, that the consumer cooperation organizations don’t realize the necessity of their integration both among themselves and with other entities of the food market, and they develop unevenly and not enough. The authors substantiate the need for the consumer cooperation organizations integration and suggest their prospect development areas.
Keywords:
organization, consumer cooperation, consumer society, development, dynamics, structure, analysis, Mordvinian Consumer Union, Mordvinia.
Одним из современных направлений формирования и развития кооперации является расширение и многообразие ее институциональных элементов. 2012 г. был признан Организацией объединенных наций (ООН) Международным годом кооперативов. Со времен Большой артели, созданной декабристами в 1831 г. и которую Международный кооперативный альянс официально признал началом кооперативного движения в России, прошло уже более 180 лет. «Появившись на свет» еще в XIX в., кооперативные организации различных видов сегодня охватывают 1 миллиард человек, развиваясь практически во всех странах мира.
В России на 01.01.2012 проживало 143 056 тыс. человек [1], из которых 4 млн. чел. в той или иной мере связаны с потребительской кооперацией.
Сегодня экономика Российской Федерации представлена предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности в различных сферах деятельности и отраслях экономики. Всего на 01.01.2013 в России функционировало 4 886,4 тыс. организаций, из них 85,5 тыс. (или 1,75 %) зарегистрированы как потребительские кооперативы [2]. Проведенный анализ показал, что в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом общее количество организаций в Российской Федерации выросло на 19,8 тыс. (или на 1 %). На 01.01.12 их насчитывалось 4 866,6 тыс., из них на Республику Мордовия приходится 0,33 % (или почти 16 тыс. организаций) [3].
Среди всех субъектов российского рынка можно выделить особые организации, образующие одну из наиболее развитых в России кооперативных систем - систему потребительской кооперации Центросоюза. Это организации потребительской кооперации, которые, в соответствии с российским законодательством, представляют собой «потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества, и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы» [4, с. 1]. Система потребительской кооперации - это «система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов» [5, с. 1].
В Республике Мордовии история развития потребительской кооперации уходит в далекое прошлое. Первое потребительское общество возникло в городе Саранске в 1896 г. (спустя 65 лет после создания Большой артели). А к концу XIX в. в Мордовии функционировали уже 8 обществ потребителей. 5-7 августа 1924 г. состоялось первое организационное собрание Саранского райсоюза, который просуществовал почти 4 года, затем был образован Мордовский окрпотребсоюз, а в 1934 г. он был преобразован в Мордовский республиканский союз потребительских обществ (Мордовпотребсоюз). За 4 года Первой мировой войны потребительская кооперация начала быстро развиваться, как известно, беда объединяет людей. Было образовано 25 обществ, а к концу 1918 г. - 130. После разрухи в первые годы советской власти и в связи с введением в стране НЭПа началась новая волна возрождения потребительской кооперации. В период 1920-х - 30-е гг. получила развитие потребительская, сельскохозяйственная, кредитная и производственная кооперация. В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», которой предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно и кустарных и ремесленных изделий и сбыта их. Уже в 1925 г. численность кооперативных торговых точек в Республике Мордовия достигла 744. Крестьянское хозяйство в 1929 г. было кооперативным уже на 52,2 % [6].
В годы Великой Отечественной войны кооперация в республике не умерла. Получила развитие промысловая кооперация, возродились традиционные промыслы с использованием преимущественно женского труда. Развивались швейное, суконное, меховое, валяльновойлочное производства, отдельные отрасли пищевой промышленности. Наследием при переходе к рыночной экономике оказалось кризисное состояние потребительской кооперации: сокращение объемов деятельности, убыточность многих организаций и отраслей. Предприятия закрывались (магазины, рестораны, оптовые базы) [7]. В 2011 г. в муниципальных районах Республики Мордовия закрылись нерентабельные торговые точки Мордовпотребсоюза [8].
Сегодня система потребительской кооперации Мордовпотребсоюза представлена 15 организациями (таблица 1): 6 райпо, 4 потребительских общества, 5 обществ с ограниченной ответственностью, объединяющими 12,5 тыс. пайщиков, в том числе: Атяшевское, Ельниковское, Инсарское, Ичалковское, Краснослободское, Ромодановское райпо, ПО «Б. Игнатовское», Тень-гушевское, Чукальское ПО, ООО «Болдовское», ООО «Стрельниковское», «Универсал-М», ПО «Ковылкинский общепит», ООО «Мордовкоопкнига», ПО «Коопторг».
В организациях и предприятиях потребкооперации Мордовпотребсоюза трудятся 1,8 тыс. человек. Производство, торговля, заготовки, общественное питание, бытовое обслуживание -таковы основные виды деятельности организаций системы потребкооперации Мордовпотреб-союза: производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских, колбасных изделий и безалкогольных напитков, переработка рыбы. Имеется 345 объектов торговли, 30 предприятий питания, сеть аптечной торговли; 154 магазина - заготовительных пункта; 5 овощефруктохранилищ емкостью 2,8 тыс. тонн. [9].
Кратко финансово-хозяйственная деятельность Мордовпотребсоюза в 2011 г. характеризуются следующими показателями: выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг -16 744 тыс. руб., себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - 4 720 тыс. руб.; валовая прибыль - 12 024 тыс. руб.; чистая прибыль (убыток) отчетного периода -245 тыс. руб. [10].
Хозяйственная деятельность каждой из организаций системы потребительской кооперации тесно связана со следующими отраслями: с торговлей (розничной и оптовой), общественным питанием, заготовительной деятельностью, производством, платными услугами и т.д. Проанализируем структуру оборота каждой организации системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза в разрезе основных отраслей деятельности в 2011 г. (таблица 1).
Суммарный оборот хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации Мордовпотребсоюза в 2011 г. составил 1 394,1 млн. руб. За три года (2009-2011 гг.) он вырос на 12 % (темп роста составил 112 %). В отраслевой структуре потребительской кооперации за 3 года (2009-2011 гг.) самый высокий темп роста имеет отрасль производства (132,5 %), за-
тем общественное питание (119,7 %), платные услуги (116,3 %), заготовки (114,6 %). Оборот оптовой торговли вырос за три года почти в 2,2 раза.
Таблица 1 - Структура деятельности организаций системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза в разрезе основных отраслей в 2011 г. (млн. руб.)
№ Организация Суммарный оборот Розничная торговля Общественное питание Производство Заготовки
Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. %
1 Атяшевское райпо 260,9 100 201,5 19,8 24,2 22,4 20 16,1 15,2 14,6
2 Ельниковское райпо 167,9 100 135,3 13,3 7,4 6,9 20,6 16,6 4,6 4,4
3 Инсарское райпо 147,8 100 97,5 9,6 9,8 9,1 24,5 19,7 16 15,4
4 Ичалковское райпо 147,7 100 120,5 11,8 7,9 7,3 11,4 9,2 7,9 7,6
5 Краснослободское райпо 129,1 100 96,5 9,5 7,4 6,9 20,3 16,3 4,9 4,7
6 Ромодановское райпо 60,8 100 49,4 4,8 4,8 4,4 4,9 3,9 1,7 1,6
7 ПО «Б. Игнатовское» 26,8 100 14 1,4 6,4 5,9 2,1 1,7 4,3 4,1
8 Теньгушевское ПО 194,1 100 149,2 14,6 4,1 3,8 13,6 10,9 27,2 26,1
9 Чукальское ПО 112,9 100 82,5 8,1 10 9,3 6,9 5,5 13,5 13,0
10 ООО «Болдовское» 26 100 26 2,6 - 0,0 0,0 - 0,0
11 ООО «Стрельниковское» 25,9 100 25,9 2,5 - 0,0 - 0,0 - 0,0
12 ООО «Универсал-М» 13,2 100 8,5 0,8 3,8 3,5 0,1 0,1 0,8 0,8
13 ООО Мордовкоопкнига» 9,7 100 9,7 1,0 - 0,0 - 0,0 - 0,0
14 ПО «Коопторг» 7,3 100 2,3 0,2 - 0,0 - 0,0 5 4,8
15 ООО «Ковылкинский общепит» 25,3 100 - 0,0 22,3 20,6 - 0,0 3 2,9
Итого 1 355,5 100 1019 100 108 100,1 124,4 100 104,1 100
Оборот оптовой торговли организаций системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза по итогам 2011 г. составляет 22,2 млн. руб. По сравнению с предыдущим, данный показатель возрос почти в 2 раза или повысился на 10,2 млн. руб., по сравнению с 2009 г. увеличился на 12,2 млн. руб.
Это связано с открытием ПО «Коопторг» в 2011 г., которое располагает складскими помещениями по хранению непродовольственных товаров. ООО «Мордовкоопкнига» занимается снабжением школ и других образовательных учреждений республики книгами и учебниками. На сегодняшний день оптовой торговлей в системе Мордовпотребсоюза занимаются только 2 организации, это - ПО «Коопторг» и ООО «Мордовкоопкнига».
Оборот розничной торговли в 2011 г. организаций Мордовпотребсоюза составил 1 019 млн. руб. по сравнению с 2010 г. он снизился на 2 %. За 4 последних года (2008-2011 гг.) произошло снижение оборота розничной торговли организаций Мордовпотребсоюза на 0,6 %.
ООО «Ковылкинский общепит» занято исключительно в общественном питании. Лидером в общем рейтинге являлся ООО «Ковылкинский общепит», но уже в 2010 г. первенство принадлежало Атяшевскому райпо, обогнавшему прежнего лидера по обороту на 2,6 млн. руб. В 2011 г. Атяшевское райпо также заняло первое место с оборотом общественного питания в сумме 24,2 млн. руб. (22,4 %), ООО «Ковылкинский общепит» - 22,3 млн. руб. Стоит также отметить работу Чукальского ПО и Инсарского райпо, вклад их составил, соответственно, 9,3 % и 9,1 %.
В целом, по заготовительному обороту видны положительные тенденции. За весь анализируемый период оборот увеличился на 12,3 % и составил 104,1 млн. руб. Самый значительный результат показало Теньгушевское ПО, увеличив свои показатели, по сравнению с 2008 г., в 10,6 раз, а в 2011 г. вклад в общий заготовительный оборот Мордовпотребсоюза составил 26,1 %, доля Атяшевского райпо - 14,6 % [11].
Производственная деятельность организаций Мордовпотребсоюза включает в себя: производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских, колбасных изделий и безалкогольных напитков, переработка рыбы. Увеличивать производство растительных и мясорастительных консервов, улов и копчение рыбы, вывоз леса и деревообработка, выработка кирпича, извести и других местных стройматериалов. Производственная деятельность организаций потребительской кооперации ежегодно увеличивает свои объемы. По итогам 2011 г. достигла 124,4 млн. руб., то есть с 2008 г. она увеличилась на 44,9 %. Лидирующими организациями стали Атяшевское райпо (16 %), Ельни-ковское райпо (16,6 %), Инсарское райпо (19,7 %) и Краснослободское райпо (16,3 %).
По итогам 2011 г. лидером в общем товарообороте стало Атяшевское райпо с оборотом 225,8 млн. руб., далее следуют Теньгушевское (153,3 млн. руб.) и Ельниковское райпо (142,7 млн. руб.), вклад которых составил, соответственно, 20 %, 13,6 % и 12,7 % от общего товарооборота Мордовпотребсоюза.
Сегодня развитие получили организации, деятельность которых связана с пошивом, ремонтом одежды и обуви, оказанием ритуальных и парикмахерских услуг. Так, в Инсарском райпо работают 2 аптечных пункта, парикмахерская, швейный цех, оказывающие услуги пайщикам и всем жителям района, а в Ромодановском райпо работают 2 бригады, осуществляющие строительство и ремонт [12].
Если рассматривать вклад каждой из организаций в разрезе некоторых отраслей деятельности, то следует отметить Атяшевское райпо и его значительный вклад в формирование розничного оборота Мордовпотребсоюза - в размере 19,8 %.
При этом Атяшевское районное потребительское общество (райпо) на сегодняшний день развивается лучше всех среди действующих организаций системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза. Оно занимает ведущие позиции в Мордовпотребсоюзе и объединяет 4 500 пайщиков, проживающих в 40 населенных пунктах, обслуживает более 22 тысяч, имеет 60 магазинов, 8 предприятий общественного питания. В его состав входят четыре филиала, занимающихся торговой деятельностью, три общества с ограниченной ответственностью - «Автотранспорт», «Общепит», «Хлебокомбинат» - и два потребительских общества - «Универмаг» и «Русь». При этом потребительское общество «Русь» занимается выращиванием и реализацией картофеля продовольственного элитных сортов. В 2011 г. площадь посадки картофеля составила 100 га. Выращенный картофель успешно реализуется как в Республике Мордовия, так и за ее пределами [13].
Организации системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза делают свой посильный вклад в развитие экономики региона (таблица 2). Так, в 2011 г. в розничной торговле региона организации системы потребительской кооперации занимали всего 1,3 %, причем доля организаций потребительской кооперации с каждым годом уменьшается - за 5 лет (2007-2011 гг.) на 0,1 % [14].
В Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 г. формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации [15].
Надо отметить, что сегодня роль развития организаций потребкооперации недооценивается. Потребительская кооперация обладает мощным потенциалом в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребкооперация может «проводить в жизнь» важную государственную задачу по приоритету и замещению продукцией отечественных производителей импортной продукции.
Таблица 2 - Динамика оборота розничной торговли потребительской кооперации Республики Мордовия по отдельным потребительским обществам, млн. руб.
(в действующих ценах)
Наименование организации 2000 200ї 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 20ї 0 20ї ї
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ї0 її ї2 ї3
ООО «Стрельниковское» - - 3,39 4,05 6,ї2 8,5ї ї 0,64 ї 5,28 25,4 24,2 26,3 25,9
Ардатовское 28,84 2ї ,58 26,09 5,25 0,378 - - - - - - -
Атюрьевское б,ї4 4,64 0,040 - - - - - - - - -
Атяшевское райпо 55,58 65,62 79,36 91,97 101,19 110,39 117,47 141,50 214,3 202,2 211,5 201,5
ПО Б.Березниковское ї ї ,9В ї4,ї2 ї7,69 2ї ,05 24,8ї - - -
ПО Б. Игнатовское ї0,00 ї ї ,9ї ї4,98 ї 8,0ї 2ї ,03 23,46 26,26 23,39 ї8,ї ї 6,2 ї5,9 ї4,0
ПО Б. Полянское - - 6,22 6,34 7,62 - - - - - - -
Дубенское 3,0ї 5,9ї 7,0 ї ї ,44 - - - - - - - -
Ельниковское ї9,26 20,44 2ї ,84 2ї,3ї 2ї,6ї - - - ї 09,7 ї ї2,2 ї32,2 ї 35,3
Инсарское райпо 26,74 33,62 40,57 40,65 42,90 45,79 48,56 53,73 82,0 85,2 96,3 97,5
Ичалковское райпо 32,6ї 40,67 49,86 56,72 63,65 70,29 79, ї 5 89,77 ї 43,8 ї 32,8 ї 25,5 ї20,5
Кадошкинское 6,98 8,2ї 4,53 5,38 6,63 - - - - - - -
Ковылкинское ї 3948 ї4,66 8,38 ї 0,96 ї 0,67 - - - - - - -
Кочкуровское 6,08 6,85 ї ї ,47 ї 3,88 ї5,ї8 - - - - - - -
Краснослободское райпо ї7,9ї 25,68 34,82 44,82 5ї ,47 56,64 63,28 75,24 ї 08, ї 96,6 99,6 96,5
Лямбирское райпо 9,92 ї 0,47 ї 0,68 ї4,37 ї4,05 ї6,ї9 ї 5,08 ї 5,08 - - - -
Ромодановское райпо 20,2ї 25, ї 3 28,98 33,07 37,48 36,87 36,88 36,23 50,5 38,4 48,6 49,4
Рузаевское 8,99 ї2,5ї ї2,25 3,84 - - - - - - - -
Саранское 5,56 - - - - - - 2,86 - - - -
Ст. Шайговское 8,ї4 ї2,55 ї 3,39 - - - - - - - - -
Темниковское ї 9,39 2ї ,28 2ї ,82 26,87 28,83 - - - - - - -
ПО Теньгушевское ї2,69 ї5,3 ї2,59 9,67 ї 5,49 26,99 29,74 66,47 ї3ї,0 ї ї5,0 ї46,7 ї49,2
Торбеевское 25,20 33,45 4ї ,26 47,5ї 53,58 - - - - - - -
Продолжение таблицы 2
Чамзинское 13,26 8,93 16,66 26,55 32,31 30,29 32,90 - - - - -
ПО Чукальское - 11,11 14,1 30,78 44,71 53,75 60,27 70,66 95,4 78,4 87,9 82,5
ООО «Универсал-М» - - - - - - - - 10,3 11,2 14,7 8,5
ООО Атяшевское ОРТП - - - - 1,35 - - - - - - -
Ковылкинское горпо 8,23 - - - - - - - - - - -
ООО «Универбаза» 0,067 - - - - - - - - - - -
ООО «Атяшевский оптовик» 0,243 0,58 0,677 0,956 - - - - - - - -
ООО «Торбеевский оптовик» 0,208 3,06 0,411 - - - - - - - - -
ООО Оптовая база «Торбеевская» - - - 0,360 0,05 - - - - - - -
ООО Мордовкооп-книга» 2,32 4,02 6,20 8,89 9,19 5,90 4,85 7,35 9,4 8,5 8,6 9,7
ООО «Магазин» 1,0 - - - - - - - - - - -
ООО «Красносл. Пищекомбинат» 0,509 1,51 1,905 0,467 - - - - - - - -
ООО «Первомайская звероферма» - 1,49 2,377 3,617 1,85 - - - - - - -
ООО «Ковылкинский оптовик» - 0,156 0,143 - - - - - - - - -
ООО «Ковылкинская оптовая база - - - 0,330 0,235 - - - - - - -
ООО «Ковылкинский общепит» - - 5,286 6,209 8,39 9,41 11,07 13,50 - - - -
ООО «Болдовское» - - - - 7,39 9,49 11,84 15,22 26,9 24,4 26,3 26,0
ПО «Коопторг» - - - - - - - - - - - 2,3
Итого 374,0 435,5 514,9 565,3 628,2 504,0 515,10 626,3 1025,0 945,3 1040,0 1019,0
Необходим конструктивный диалог с властью, от которого зависит будущее кооперации, в частности потребительской.
Процесс развития потребительской кооперации должен быть результатом активной государственной политики, направленной на создание условий (как на уровне страны, так и на уровне регионов) для успешной деятельности потребительских обществ. Успешное развитие потребительской кооперации возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые и другие условия для такого развития [16].
В каждом регионе России вопросы государственной поддержки развития потребительской кооперации решаются на основе «своих» законов и ежегодных соглашений, но во многих регионах не существует цельной системы поддержки потребительской кооперации.
Кроме того, взаимодействие сельскохозяйственного производства, заготовок и перерабатывающих предприятий позволяет повысить эффективность деятельности потребительской кооперации в целом [17].
В Республике Мордовия должна быть разработана система поддержки потребительской кооперации, как и в каждом регионе. Однако основы такой системы должны быть сформированы на федеральном уровне.
Существующая отраслевая структура неэффективна на современном этапе, так как существует перекос в сторону развития организаций розничной торговли, при этом организации других отраслей остаются на втором плане. Должны развиваться и организации других отраслей, таких как: оптовая торговля, общественное питание, промышленность и, прежде всего, заготовительная деятельность, сфера услуг.
Заготовительная деятельность потребительской кооперации Республики Мордовия имеет те же проблемы, что и потребительская кооперация страны в целом. Необходимо совершенствовать и наращивать заготовительную деятельность - объемы закупок при гарантированном сбыте. Это ключевая задача потребительской кооперации.
В сфере кооперативной торговли необходимо создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей. Кроме того, могут осваиваться новые направления торговли - электронная торговля и другие направления.
В сфере общественного питания и бытового обслуживания потребительской кооперации -развитие экономически оправданной системы доставки продукции по заказам потребителей, либо приготовление блюд на глазах у посетителей.
Необходимо возрождать организации потребительской кооперации: швейного, суконного, мехового, валяльно-войлочного производства, отдельные отрасли пищевой промышленности, изготовление холста и грубого сукна, кузнецкое ремесло, выделка кож, производство кирпича и т.д.
Важно возрождать оптовое звено, образовывать интегрированные оптово-розничные торговые объединения. На основе универсальных оптовых баз развивать оптовые рынки.
Необходимо взаимодействовать с организациями социальной сферы, с бюджетными организациям на договорной основе с администрациями территорий на их обслуживание, развивая горизонтальную диверсификацию.
В аграрной сфере - участвовать в формировании интегрированных структур, так как кооперация вовлекает личные подсобные и крестьянские фермерские хозяйства, а также объединенных сельхозтоваропроизводителей. Потребительская кооперация может служить основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства.
Опыт некоторых регионов показывает, каких результатов можно добиться, если возможности кооперации используются как можно полнее. Например, в Астраханской области сбытовые кооперативы, объединяющие сельхозпредприятия по производству арбузов, зарегистрировали собственный бренд «Астраханские арбузы», наклеивают на свою продукцию специальную этикетку и продают через крупнейшую в Европе торговую сеть.
В сфере бытового обслуживания населения необходимо: использовать выездную форму обслуживания населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, прием заказов на оказание услуг на дому заказчика, организовывать сезонное обслуживание населения (в летний период в курортных и туристических районах, дачных товариществах, период проведения весенне-летних полевых работ и уборки урожая) и т.д.
Современная потребительская кооперация в Республике Мордовия проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.
Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.
Развитие продолжается. Надо изучать и применять накопившийся за 180 лет функционирования организаций кооперации. Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации стали выращивать зерновые культуры, картофель, овощи, заниматься животноводством. Результаты такой деятельности - экономический и социальный эффект.
Пример Мондрагонских кооперативов интересен масштабом деятельности, наличием так называемых опорных структур. Главная из этих опорных структур кооперативный банк (Caja Laboral - Трудовой Банк). Все Мондрагонские кооперативы связаны со своим банком договором об ассоциации - это значит, что все свои средства они держат в этом банке, все расчеты проводят через него и обязаны придерживаться общих экономических принципов, установленных договором (в частности, руководствоваться типовым Уставом). Взамен кооперативы получают надежный источник кредитов, предоставляемых по льготным ставкам (кооперативы платят за кредит более низкий процент, чем все остальные клиенты банка). Опыт Мондрагонских кооперативов ценен не тем, что являет собой некий идеальный образец самоуправляющейся социально-экономической системы [18].
Взаимодействие сельскохозяйственного производства, заготовок и перерабатывающих предприятий позволяет повысить эффективность деятельности потребительской кооперации в целом.
Преимущества системности, которые заложены в самой идеологии потребкооперации, не используются в полной мере. Необходимо увеличивать численность пайщиков кооперативных организаций.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, предусматривает также поддержку малых форм хозяйствования [19].
В целях эффективного использования своего потенциала организации потребительской кооперации участвуют в качестве ассоциированных членов в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На 1 января 2012 г. с их участием действует 130 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 17 кредитных потребительских кооперативов [20].
Комитет по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты рекомендует всем участникам рынка уделять внимание важной задаче, выстраиванию взаимовыгодных отношений с местными производителями и учету пожеланий региональных властей.
Анализ современного развития организаций системы потребительской кооперации Мордовпотребсоюза в Республике Мордовия, развитие которой является одним из внутренних резервов роста национальной экономики, показал, что организации потребительской кооперации не осознают необходимость их интеграции как между собой, так и с другими субъектами продовольственного рынка развиваются неравномерно и недостаточно. Необходима их интеграция в виде кластеров, торговых оптово-розничных цепей или сетей, интегрированных формирований кооперативного типа, и др. интегрированных формирований.
Необходимо совершенствовать существующие организационные формы интеграции организаций потребительской кооперации с другими участниками или «игроками» рыночных отношений.
Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.
Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы, с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи. Дезинтеграционные процессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве. Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия 25 июня 2012 г. была принята и утверждена «Концепция развития торговли в Республике Мордовия на 2012-2017 гг.», в которой уделяется отдельное внимание торговле системы потребительской кооперации. Одной из поставленных задач в ней является «создание благоприятных условий для развития субъектов потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности» [21].
Необходимо охватить системой потребительской кооперации все сельские населенные пункты, тогда пока районные потребительские общества обслуживают только одну треть (357 из 1239 сельских населенных пунктов).
Необходимо развивать инфраструктуру, приспосабливать ее для развития современных форм торговли, строить новые торговые площади; создать необходимое количество развитых транспортных компаний, региональных представителей производителей и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений; повысить обеспеченность складскими площадями, дорогами и т.д.
Необходима диверсификация деятельности, наступательная стратегия. Потребительская кооперация должна «идти в массы», особенно в молодежь, рассчитывая на ее потенциал, неисчерпаемые ресурсы любознательности, энергии, оптимизма.
Дальнейшее развитие организаций системы потребительской кооперации тесно связано с государством, с созданием системы поддержки потребительской кооперации.
Ссылки:
1. Россия' 2013: Стат. справочник/Р76 Росстат. М., 2013.
2. Доклад «Социально-экономическое положение России». 11Р1_: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125 (дата обращения: 29.12.2012).
3. Российский статистический ежегодник - 2012. 11Р1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm_(дата обращения: 29.12.2012).
4. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 11Р1_: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=128820 (дата обращения: 03.04.2013).
5. Там же.
6. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учебник. М., 2007.
7. Там же.
8. О работе организаций потребительской кооперации системы Мордовпотребсоюза. 11^: http://catalogue.mordovia-business.ru/business_infrastructure/146.php (дата обращения: 29.03.2013).
9. Бухгалтерский баланс Мордовпотребсоюза за 2009-2011 гг. 11^: http://www.k-
agent.ru/?mod=naf&id=1133733&f=2011.zip (дата обращения: 29.03.2013).
10. Во главу угла - эффективность от 24 Декабря 2012. 11^: http://www.rus.coop/press_center/media_reports/ de-tail.php?ID=116 (дата обращения: 29.03.2013).
11. Там же.
12. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 ...
13. Официальный сайт органов местного самоуправления Атяшевского муниципального образования района Республики Мордовия. 11^: http://www.atyashevorm.ru/news/predpriyatiya-rajona/(дата обращения: 29.03.2013).
14. Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2012. 11^: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ mrd/ru/puЫicatюns/offidal_puЫicatюns/ (дата обращения: 29.03.2013).
15. Концепция развития потребительской кооперации до 2015 г. // Деловой вестник. № 4. 2008.
16. Тимошина М.Н., Плеханова Е.А. Развитие потребительской кооперации в условиях рыночных отношений: учебное пособие. Саранск. 2007.
17. Концепция развития потребительской кооперации до 2015 г. // Деловой вестник. № 4. 2008.
18. Моисеев В.Б., Атюкова О.К., Антонова Г.М. [и др.] Создание и кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских Кооперативов. М., 2009.
19. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. 11^: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644/
20. Ежегодный отчет комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. (Итоги 2011 года и перспективы 2012 года). М., 2012.
21. Концепция развития торговли в Республике Мордовия на 2012-2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 июня 2012 г. № 371-Р. 11^: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1848295 (дата обращения: 29.03.2013).