АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА И РЫНКА ТРУДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНЦАЕВ М.Ш.,
доктор технических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, e-mail: [email protected];
БАРЗАЕВА М.А.,
аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
e-mail: [email protected];
ТАЙМАСХАНОВ З.Х.,
аспирант, Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, e-mail: [email protected]
Сценарии развития российского рынка труда в условиях переходной экономики и периоды кризиса диктуют свои потребности в квалификационных специалистах. Современные тенденции подготовки профессиональных трудовых кадров соответствующих специальностей должны соответствовать потребностям рынка. Решающим фактором повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов на рынке труда является качество полученного образования.
Ключевые слова: рынок труда; инновационные отрасли экономики; качество образования; квалифицированные специалисты.
Scenarios of the Russian labor market in transition economies and periods of crisisdictate the need for qualifying professionals. Modern trends in the training of professionalstaff employment, the relevant specialties must meet the needs of the market. The decisive factor in improving the competitiveness of labor in the labor market is the quality of education received.
Keywords: labor market; innovative sectors of the economy; the quality of education by qualified professionals
Коды классификатора JEL: H52, H75, I22.
Переход от индустриальной эпохи к качественно новому, постиндустриальному (информационному) развитию способствует тому, что в настоящее время экономика развитых стран все больше базируется на интеллекте, нежели на материальной (сырьевой) основе. На современном этапе развития человеческой цивилизации основным фактором прогресса становится не капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной продукции соответствующего качества, за которую потребитель готов платить высокую цену. По мнению специалистов, на сегодняшний день только инновационно интеллектуальный характер экономики обеспечивает динамичное развитие государств и высокое качество жизни населения. Поэтому, как определяют специалисты, сформировавшийся с переходом к рыночным отношениям рынок труда должен обязательно дополняться рынком образовательных услуг.
Рынок образовательных услуг — это система экономических отношений между различными субъектами по поводу купли-продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами. Основной функцией данного рынка является функция связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг как смешанных благ [1].
Одной из важных проблем российского рынка труда является несоответствие уровня, качества и количества выпускников образовательных учреждений реальным потребностям экономики. Данная проблема широко признана исследователями, бизнесом и государством. Образование на сегодняшний день становится мощным ресурсом регулирования на рынке труда. Причем на рынке труда представители бизнеса отдают практической направленности
© М.Ш. Минцаев, М.А. Барзаева, З.Х. Таймасханов, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
выпускников вузов. Ни для кого не секрет, что работодателя интересует ни сколько знания, а сколько опыт работы выпускника. Складывается парадоксальная ситуация. Чтобы заинтересовать потенциального работодателя из сферы серьезного бизнеса, выпускник по выходу из стен университета должен быть не только теоретически обучен, но и практически подкован. Работать, как правило, начинают со вторых, третьих курсов, оформляясь в вузах на дистанционное обучение либо переходя на индивидуальный план. Складывается впечатление, что вуз интересен как законный способ получения корочек, но никак не знаний, так как весь необходимый багаж знаний работающий студент хватает по ходу своей практической деятельности, приспосабливая полученную информацию к сложившейся ситуации. Такая двоякая ситуация порождает два вопроса для размышления. Первый — зачем последующие курсы для обучения в университете, которые лишь замедляют путь к диплому, а второй — насколько эффективна система профессионального образования на сегодняшний день в стране.
Одним из инновационных прорывов современного образования считается переход системы высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Эпоха советского наследия оставила и прекрасные воспоминания об отечественном образовании как о лучшем в мире, поэтому мнение о перенимании западного опыта Болонской конвенции в нашей стране не однозначно до сих пор. Но рынок диктует свои условия, и особенность рыночной экономики стоит в четком следовании его потребностям. Такое быстрое, даже шустрое следование западным традициям породило бум так называемых престижных профессий. Юристы и экономисты стали притчей во языцех, тогда как национальный рынок труда показывает диспропорции в технических специальностях. Вызывает горькую усмешку утверждение о перенасыщении рынка труда специалистами престижных профессий. По оценкам многих исследователей, профессионалов, вопрос о перенасыщении рынка труда этих специальностей стоит лишь в количественном составе, но никак не качественном. Таким образом, возникает вопрос — а способна ли высшая школа генерировать профессионалов, отвечающих современным потребностям экономики?
По оценкам специалистов, современное состояние научной и высшей школы в сфере образования пока не позволяет им играть существенную роль в развитии экономики. Большая часть проводимых исследований и научных разработок не имеют практической реализации. Также отстает система образования от реальных потребностей рынка труда. Мы думаем, что на современном этапе очень плохо налажена система импульсов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Посылаемые импульсы рынком труда порождают то дисбаланс специальностей выпускников, то несоответствие потребностям рынка труда современных стандартов качества образования. Данная несогласованность порождает множество негативных последствий: от относительного перепроизводства научных идей, которые теоретически доказали свою инновационность, но не дошли до практической апробации, до полной потери высококвалифицированной когорты научных кадров. Тем не менее, именно система высшего и профессионального образования готова и способна исполнять роль партнера рынка труда на пути социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день система образования, давая мощный импульс общественному развитию, сама является достаточно инертной, так как не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни. По оценкам специалистов, настоящее состояние трудового потенциала России неадекватно вызовам современного этапа экономического развития страны. Его профессионально-квалификационная структура не отвечает потребностям инновационного развития производства, ухудшается качество профессионального образования. Велики потери трудового потенциала из-за плохого состояния здоровья и преждевременной смертности населения. Отсутствуют действенные мотивы к эффективному труду. Низкий уровень оплаты труда и недостатки ее организации не стимулируют рост трудовой отдачи работников. Качество рабочей силы не содействует росту конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Кроме того, ожидаемые в перспективе существенные потери ресурсов труда вызовут дополнительные риски для развития бизнеса и экономики в целом [3].
На региональном рынке, в частности в Чеченской Республике, другая тенденция: рост населения, отсутствие роста численности рабочих мест и отсталое развитие образования, которое еще более отягощено в прошлом последствиями общественно-политического конфликта. Сложилась такая ситуация, что наиболее перспективное население в возрасте 25-29 лет в своем большинстве имеет образование не то чтобы отвечающее инновационному вектору развития экономики страны, а ниже средних показателей по стране. Та же ситуация в целом по всему СКФО. Общий «статистический» образовательный уровень экономически активного населения в округе несколько ниже средних показателей по РФ. Так, высшее образование имеет 26,2% занятого населения округа (при среднем показателе по стране — 27,1%), среднее профессиональное — 22,2% против 26,7% соответственно. При этом в ряде регионов СКФО уровень образования даже превосходит средний по РФ. Например, в Республике Ингушетия 43,6% занятого населения имеют высшее образование: выше данного уровня только аналогичный показатель в Москве.
Средние общеобразовательные школы испытывают две главные проблемы: острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. СКФО хронически отстает по вводу в действие общеобразовательных учреждений. Кроме того, остается очень высокой доля школьников, занимающихся во вторую смену (в 1,8 раза выше, чем в среднем по стране - 23,4% против 12,8%).
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в СКФО, как и в целом по России, снижается. Однако такое сокращение не позволяет в нужной степени оптимизировать сеть и вывести из эксплуатации ветхие и устаревшие здания, так как оно достаточно равномерно распределено по территории. Более того, это ведет к росту удельных расходов на обучение. Практически невозможно сократить малокомплектные школы, например, в горных районах Республики Дагестан, поскольку зимой часто просто невозможно проехать из отдаленных населенных пунктов в районные центры, а обучение в интернатах очень дорого и для большей части населения неприемлемо.
В отличие от остальной России, где численность обучающихся сократилась, в СКФО численность выпускников девятых классов увеличилась на 0,8% , а численность выпускников 11 классов — снизилась на 16,1%.
Обеспеченность средними профессиональными учреждениями в СКФО крайне низка: Кабардино-Балкарская Республика, Республики Ингушетия, Чеченская и Дагестан отстают от средних показателей обеспеченности учреждениями среднего профессионального образования по РФ в 1,8—2,3 раза. Показатели Ставропольского Края и Республики Северная Осетия — Алания незначительно, но все же ниже средних российских значений.
Количество вузов в большинстве регионов СКФО также отстает от среднего российского уровня. Наибольшая обеспеченность вузами — в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия — Алания (превышает средние российские показатели почти в 1,5 раза). Сравнительная характеристика числа учащихся дана в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика числа учащихся по регионам
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование
Число учреждений на 100 тыс. жителей Число учащихся на 100 тыс. человек Число учащихся в среднем в одном учреждении Число учреждений на 100 тыс. жителей Число учащихся на 100 тыс. человек Число учащихся в среднем в одном учреждении
РФ 2,7 1150 425,8 1,8 1670 928,6
ЮФО 2 920 452,5 1,4 1480 1080,6
СКФО 1 850 425,4 1,2 1280 1050,5
ЧР 1,2 540 450 0,7 560 800
Наряду с количественными показателями более значительная проблема заключается в качестве подготовки специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики, что требует от системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки кадров с учетом требований растущей экономики и современных стандартов (в т.ч. в туризме, санаторно-курортной сфере, государственном управлении, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении). Отдельное внимание должно быть уделено развитию базы специалистов с качественными, соответствующими международным стандартам компетенциями в подготовке и управлении проектами, бережливом производстве, международной торговле и маркетинге.
Отсутствие эффективной системы привлечения и удержания талантов усугубляет кадровый дефицит и снижает результативность политики и расходов регионов СКФО на образование. Создание и внедрение в жизнь существующих механизмов в данной области (в т.ч. системы образовательных кредитов) также должно являться одним из приоритетных направлений развития округа в ближайшее десятилетие.
Сегодня состояние профессионального образования Чеченской Республики в части финансового, информационного, материально-технического обеспечения следует оценить как удовлетворительное. В результате реализации комплексных программ восстановления и развития образования Чеченской Республики в настоящее время в республике успешно функционирует сеть профессиональных образовательных учреждений, в том числе 4 высших учебных заведения, 9 учреждений среднего профессионального и 15 учреждений начального профессионального образования. Общее количество обучающихся составляет более 50 тыс. человек по 122 профессиям и специальностям.
Высшая образовательная школа республики представлена 4 высшими учебными заведениями: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Чеченский государственный университет, Чеченский государственный педагогический институт, филиал Пятигорского технологического университета. Образовательный процесс осуществляют более 1600 преподавателей, в том числе докторов наук более 90 человек, кандидатов наук около 400 человек, имеют ученые звания профессора 88 человек, доцента 284 человека. В 2009 г. на первые курсы ВУЗов республики принято 6500 студентов. В то же время окончило 4400 человек. На обучение в другие вузы РФ направлено 700 выпускников школ республики. Также в Чеченской Республике осуществляется Программа Президента и Правительства Чеченской Республики по подготовке молодых специалистов за рубежом с 2008 г.
Указом Президента Чеченской Республики было учреждено 100 грантов для студентов государственных вузов ЧР. После предварительного изучения успешного опыта работы Татарстана в этом направлении и с учетом национальных особенностей и потребностей Чечни была составлена «Республиканская целевая программа подготовки молодых кадров за рубежом», предусматривающая отбор и отправку студентов республиканских вузов на обучение в Великобританию и Германию ежегодно в течение 5 лет. На конкурсной основе были определены зарубежные партнеры по реализации Программы, с которыми Министерство образования и науки ЧР заключило договоры на оказание услуг в сфере образования. Ими стали международные образовательные центры Study Group (Великобритания), INTO (Великобритания) и DAAD (Германия).
При Чеченском государственном университете был создан отдел международного научно-технического сотрудничества, задачей которого является организация и проведение отборочных мероприятий, ведение учета, координация совместных действий с международными образовательными центрами и вузами ЧР, поддержание контактов с зарубежными партнерами, а также контроль над реализацией Программы.
TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
В мае 2008 г. был проведен первый отбор студентов ЧГУ, ЧГПИ и ГГНИ для обучения за рубежом. 89 студентов, прошедших отбор и рекомендованных для обучения в вузах Великобритании и Германии, выехали к месту учебы в декабре 2008 - январе 2009 гг.
В апреле - мае 2009 г. был осуществлен следующий отбор и 88 студентов выехали на учебу за рубеж.
В мае - июне 2010 г. было отобрано 85 студентов.
Итого в течение 3-х лет грант Президента и Правительства Чеченской Республики на обучение за рубежом получили 262 студента.
Согласно договоренности между Министерством образования и науки ЧР и международными образовательными центрами каждые 3 месяца в отдел МНТС ЧГУ поступают отчеты об успеваемости стипендиатов Программы, находящихся за рубежом. Анализ сведений показал, что у студентов чеченских вузов возникают проблемы с учебой как объективного, так и субъективного характера.
Так, выяснилось, что у большинства чеченских студентов уровень академических знаний не соответствует требованиям, предъявляемым к студентам высших учебных заведений Великобритании и Германии. Такая проблема характерна и для студентов из различных регионов России, когда дифференциация по образовательному признаку среди различных столичных и периферийных вузов наиболее ощущаема. По этой причине было принято решение дать студентам возможность после языковых курсов продолжить обучение на подготовительном отделении с последующим поступлением в университет (Foundation, Studiencolleg).
Следует отметить, что немало стипендиатов успешно справляются с программой, некоторые из них становятся лучшими студентами университетов и их успехи отмечаются грамотами и премиями.
В частности, университетом Роял Холлоуэй (Великобритания) Умарову Рамзану в 2010 г. была присуждена награда за особые достижения в математике, в 2009 г. он же был признан лучшим студентом университета. В 2009 г. лучшим студентом университета Глазго Каледония был также признан Баймурадов Магомед-Салах.
Наряду с успехами набора 2008 г. необходимо отметить и то, что набору 2008 г. не была дана возможность прохождения подготовительного курса продолжительностью 1 год по специальности (Foundation, Studiencolleg), в связи с чем возникают проблемы с успеваемостью. Вернулись домой 31 студент.
Также необходимо отметить, что многие студенты добились огромного прогресса в английском языке. Уровень знания английского языка за рубежом определяется по уровню IELTS (международная система тестирования английского языка). Для поступления в университеты Великобритании необходимо набрать уровень 6.
Преподаватели образовательных центров, где обучаются чеченские студенты, неоднократно отмечали, что добиться таких результатов за столь короткий период времени невероятно сложно.
Стипендиаты, выехавшие на учебу в Германию в 2009 г., проходят языковые курсы в городах Германии Марбурге и Лейпциге.
Средний процент по языковому курсу по немецкому языку среди студентов обучающихся в Германии составил выше 90%, 75% — студенты Лейпцига, 65% — студенты Марбурга.
Стипендиаты, выехавшие в 2010 г. в Великобританию (62 студента), проходят обучение на языковых курсах в различных учебных центрах и успешно справляются с учебой. Результаты зимних экзаменов в основном можно оценить на «хорошо». Отчет об успеваемости по окончании языковых курсов летом 2011 г.ж позволит выявить стипендиатов, которые пройдут на курс Foundation.
Стипендиаты, выехавшие в 2010 г. в Германию (23 студента), проходят обучение на языковом курсе при университете г. Лейпциг. Результаты на данный набор (2010 г.) блестящие. У предыдущих потоков в Германию не было столь высоких результатов на языковом курсе.
С результатом более 95% сдали 16 стипендиатов из 23. Средний показатель составил: 85-95%.
С момента начала программы по причине неуспеваемости в республику вернулось 42 студента. Из Германии — 19, из Великобритании — 23.
Основными причинами, по которым студенты Чечни не могут справиться с программой вузов Великобритании и Германии, называют:
■ несоответствующую европейскому вузовскому уровню подготовку студентов;
■ слабые академические знания по специальности;
■ почти полное отсутствие языковой подготовки;
■ неумение анализировать и систематизировать учебный материал;
■ слабые базовые (школьные) знания;
■ отсутствие навыков работы с интернет-ресурсами;
■ сложности с адаптацией к новой культуре и новому стилю общения;
■ подготовку к занятиям по системе, принятой в российских вузах;
■ отсутствие должного внимания к подготовке домашних заданий, в частности неумение писать эссе, готовить рефераты и курсовые работы, скачивание готовых материалов из Интернета.
Таким образом, с начала осуществления Программы Президента и Правительства Чеченской Республики по подготовке молодых специалистов за рубежом возврат студентов по причине неуспеваемости составил 16%.
Сравнительный анализ образовательного процесса отечественной высшей школы и ведущих мировых университетов сигнализирует не в пользу российского образования. В частности, по мнению QS World University Ranking 2011/12 ни один российский вуз не попал в первую сотню нового рейтинга лучших университетов мира. В рейтинг компании QS (Quacquarelli Symonds) попали лишь два российских вуза: Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова, который занял 112 место и Санкт-Петербургский государственный университет, поставленный на 251 место. По итогам 2010 г. в аналогичном рейтинге было 500 позиций, и российских вузов в нем было больше. МГУ занимал 93 место, СПбГУ — 210 место, Новосибирский госуниверситет — 375 место, а Томский госуни-верситет и Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) были в первой сотне списка рейтинга. По мнению российских экспертов столь низкая позиция в рейтинге по вполне объективным причинам, а именно, оценивается значимость научной работы вуза, и актуальность и серьезность проводимых исследований. Здесь, по мнению специалистов, российские вузы серьезно отстают. Также российские вузы, как считают в российском ректорском сообществе, недооценивают из-за «языкового барьера»: научные исследования и работы, опубликованные на русском языке, остаются вне поля зрения уважаемых иностранных экспертов. Поэтому так остро стоит проблема образования не только в регионах, но и по стране в целом.
Развитие современного профессионального образования в Чеченской Республике должно осуществляться во взаимодействии сети профессиональных учреждений с управленческими структурами, социальными институтами по трудоустройству молодежи и хозяйствующими субъектами.
По итогам опроса молодежи, который проводила рабочая группа сотрудников Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова и Комплексного научноисследовательского института при Российской Академии Наук (КНИИ РАН) за 2009 г. по определению динамики социальной и трудовой занятости, было выявлено:
из 1600 опрошенных респондентов, находящихся в возрасте трудовой и социальной активности (возрастная квота опрашиваемых респондентов — лица от 18 до 35 лет), безработных оказалось 36,5%;
из 1500 опрошенных респондентов, имеющих статус «безработный», имеющих образование (в т.ч. высшее) в процентном соотношении — 33,5;
60% опрошенных в числе причин потери работы назвали — разрушение предприятий и учреждений.
Таким образом, рынок труда Чеченской Республики в целом отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структур как в регионе, так и по России: отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической. По сравнению с другими регионами главное отличие в мобильности рабочей силы, масштабах и в формах самой динамики безработицы, к примеру, самыми востребованными в республике являются строительные специальности (каменщики, кровельщики, штукатуры и др.), и дефицита рабочей силы в них не наблюдается, однако ее использование носит сезонный характер.
По мнению некоторых специалистов, в республике в силу стечения множества объективных и субъективных предпосылок рынок труда проявляет себя на микроуровне, то есть происходит непосредственное использование трудовых ресурсов на определенных объектах, связанных с восстановлением не только экономической но и социальной инфраструктуры, и здесь появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.
Необходимым также является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.
Восстановление экономики республики требует значительного числа высококвалифицированных специалистов: инженеров, техников, рабочих. В настоящее время в республике образовался значительный дефицит квалифицированных кадров во всех сферах деятельности. Необходимо учитывать то, что процесс восстановления системы образования должен идти параллельно с процессом восстановления отраслей промышленности республики, а также с учетом развития принципиально новых отраслей связанных со становлением рекреационного комплекса и туризма в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 358 с.
2. Материалы официального сайта Министерства образования и науки Чеченской Республики // http://www.mon95.ru.
3. ЧижоваЛ.С. Инновационная экономика. Занятость, трудовая мотивация, эффективность труда. М.: Экономика, 2011. 432 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2