Научная статья на тему 'Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС'

Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мулярчик Надежда

В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of youth labor market in the EAEU countries

The article considers the study of the youth (15 to 29 years of age) labor market in Russia, Kazakhstan and Belarus. The authors make a comparative analysis of the young people education level, unemployment rate depending on their age and education, and employment by sectors of economy.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС»

Состояние

рынка труда молодежи стран ЕАЭС

(Окончание. Начало в №7)

Резюме. В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: молодежная безработица, уровень образования, занятость по отраслям экономики, специальности, трудовая миграция.

Надежда Мулярчик,

младший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь

Несмотря на снижение удельного веса белорусской молодежи в численности безработных и рост уровня ее образованности и занятости, проблемы в этом сегменте остаются весьма актуальными. Невзирая на то, что доля студентов, получающих высшее образование в Беларуси, среди молодежи одна из самых высоких в Европе - около 40%, а студенты составляют 26% от всего населения нашей страны, конкурентоспособность большинства молодых специалистов, их готовность к условиям инновационного развития остается недостаточной [1].

Век высоких технологий и тотальной компьютеризации предъявляет свои требования к подготовке кадров, их профессиональным и интеллектуальным качествам, делая необходимым изменение учебного процесса в высших учебных заведениях в сторону прогрессивности и инновационности. Именно университеты должны привлекать как можно большее количество молодежи к выполнению научных исследований, предоставлять возможности для практической реализации их идей, апробировать нововведения на существующих производствах.

Однако отечественная система образования меняется не так динамично, как требования к ней со стороны развивающейся и глобализирующейся экономики. Следовательно, одна из основных проблем в Беларуси - согласование рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда и экономики в целом. Хотя необходимо отметить, что республика стремится включиться в процесс интеграции учебных заведений и сближения систем высшего образования в целом, о чем свидетельствует присоединение к Бо-лонскому процессу.

Актуальной проблемой остается рост масштабов высшего образования, а также хаотичное изменение структуры подготовки в разрезе профилей и специальностей, что приводит к появлению на рынке труда Беларуси дефицитных и избыточных специальностей. В прошлом году наиболее профицитными стали такие специальности, как бухгалтер, экономист, юрист, менеджер, техник, инженер, дорожный рабочий, водитель автомобиля, слесарь, электрогазосварщик, маляр, кладовщик, столяр, плотник, продавец, а дефицитными - медицинская сестра, врач, акушер, фельдшер, фармацевт, провизор, воспитатель дошкольного учреждения, врач-специалист, ветврач, зоотехник, животновод, агроном, механизатор, арматурщик, монтер пути, повар, оператор машинного доения [2]. При этом перечень избыточных и дефицитных специальностей отличается в зависимости от типа местности (городская или сельская), что подтверждается наличием

Синергия знаний

регионального аспекта безработицы. Данный факт свидетельствует о дисбалансе рынка труда и рынка образовательных услуг, что усугубляет вопросы трудоустройства. Так, в 2015/2016 учебном году специальности экономического и юридического профиля получили 43% выпускников, технического и строительного - 22%, педагогического - 10%, сельскохозяйственного - 7%, медицинской направленности - 5%, гуманитарного профиля - 3% [1].

Сокращение объемов подготовки рабочих с профессионально-техническим образованием и непривлекательность рабочих мест, включая уровень заработной платы, привели к нехватке рабочих в экономике. Однако это не снижает риски безработицы для лиц, имеющих профессионально-техническое образование. Их доля среди незанятого населения остается высокой.

Предупреждать безработицу среди выпускников средних и высших учебных заведений следует еще на этапе их подготовки, анализируя ситуацию на рынке труда, а также прогнозируя спрос на специалистов и потребности национальной экономики в развитии определенных ее сегментов, в частности инновационных. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства, соответствующего знаниям специалиста, его интеллектуальным и творческим возможностям и желанию.

Помимо этого, подготовка кадров должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда, избегая по возможности концентрации высококвалифицированных трудовых ресурсов преимущественно в областных центрах и крупных городах.

При формировании действенной и эффективной политики занятости необходимо учитывать тенденции внешней трудовой миграции. Ее анализ показал, что абсолютное большинство белорусов, выехавших на работу за границу в январе - сентябре 2015 г., как и в предыдущие годы, заняты в сфере обслуживания, а также имеют рабочие специальности. Самые распространенные виды деятельности - строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и досуга. С каждым годом увеличивается число тех, кто находит место в торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании. Трудовые мигранты также трудятся в различных отраслях промышленности (деревообрабатывающей, машиностроительной, металлообрабатывающей, на автомобильном и городском электротранспорте и т.д.).

Если раньше они преимущественно устраивались на неквалифицированные работы, то в последние годы ситуация изменилась. Как показывают расчеты, количество таких людей сократилось наполовину. Теперь около 30% составляют квалифицированные кадры (рабочие строительных профессий, отделочники, маляры, сварщики и т.д.) [3, 4].

Основными причинами выезда на работу за рубеж являются безработица в регионах и в сельской местности, более низкий уровень оплаты труда по сравнению с соседними государствами. По официальным данным, зарегистрированным Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, основными странами, которые приняли белорусских трудящихся-мигрантов в январе - сентябре 2015 г., были Россия (83,9%), Германия, Норвегия, Финляндия, США, ОАЭ, Польша, Литва, Италия, Чехия, Украина [3].

Однако необходимо учитывать, что так называемый самостоятельный выезд (без зарегистрированных договоров и контрактов) во много раз превышает официальный трудовой обмен. При этом точных данных по этому показателю нет. Очевидно, что дешевую и квалифицированную белорусскую рабочую силу привлекают страны Европейского союза, которые делают определенные шаги в этом направлении. Например, в Литве смягчают условия трудоустройства, в Польше облегчают режим для приезжающих из других стран и др. Таким образом, в перспективе Беларусь может стать активным экспортером квалифицированной рабочей силы.

Оценить возрастание миграционных процессов в Беларуси однозначно невозможно. С одной стороны, существует проблема оттока молодежи и лиц в трудоспособном возрасте и их трудоустройства за рубежом на работы, требующие преимущественно физического труда. С другой стороны, активизация миграционных потоков способствует трансформации отраслевой и профессионально-квалификационной структуры занятости и дальнейшему развитию рынка труда, повышению конкурентоспособности рабочей силы [5].

Для решения проблем молодежного рынка труда наша страна может использовать богатый опыт зарубежной практики. Так, по примеру США могут составляться прогнозы профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу, может быть создан Национальный совет по стандартам умений, в рамках которого

разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для различных секторов экономики.

Эффективной мерой может стать заимствование опыта Великобритании, где создана сеть Отраслевых советов по развитию профессиональных умений, объединяющих работодателей, учреждения образования, кадровые агентства и службы занятости. В Дании, например, введена узкая профессиональная специализация в вузах начиная с 3 курса, что способствует трудоустройству выпускников и снижает адаптационный период. В Сингапуре был создан ряд совместных двухсторонних технических институтов с Германией, Японией, Францией [6]. Эти меры могут значительно повысить качественный уровень подготовки специалистов, усилить мобильность и гибкость трудовых ресурсов и, как следствие, снизить уровень молодежной безработицы в республике.

Действенной мерой в повышении качества профессиональных навыков и конкурентоспособности отечественных выпускников высших и средних учебных заведений станет внедрение системы практико-ориентированного образования [7], предполагающего «привязку» учащегося к определенному предприятию, совмещение учебы с практической деятельностью. Данный механизм можно представить в виде заключения двустороннего договора. Согласно ему учащийся становится полноценным работником организации, которая помимо всего прочего выделяет куратора из числа своих высококвалифицированных специалистов для знакомства с особенностями профессиональной деятельности и обучения подопечных непосредственно на рабочем месте. При этом они также посещают теоретические занятия в среднем либо высшем учебном заведении, по окончании которых сдают экзамены и являются таким образом уже состоявшимися профессионалами с 3-5-летним опытом работы, владеющими как теоретическими основами выбранной профессии, так и всеми необходимыми практическими навыками и умениями. Очевидно, что трудовые ресурсы, подготовленные по такой системе обучения, будут конкурентоспособны и не столкнутся с проблемами рынка труда молодежи, которые наблюдаются в Беларуси.

Однако нельзя оставить без внимания некоторые трудности во внедрении практико-ориентированной системы образования в нашей стране. Во-первых, данный тип взаимодействия учебных учреждений и предприятий предполагает рост финансовых затрат на обучение.

Во-вторых, придется менять методологические основы обучения. В-третьих, из-за сокращения количества часов теоретических занятий в учебных заведениях высвободится большая часть профессорско-преподавательского состава, что может привести к повышению конкуренции и безработицы среди трудовых ресурсов, задействованных в сфере предоставления образовательных услуг.

Следовательно, полный переход на практико-ориентированную систему среднего и высшего образования в республике представляется достаточно сложным, поэтому внедрение данной системы должно происходить постепенно.

Еще одной важной формой интеграции образования и производства являются технопарки (концентрация предприятий вокруг научно-исследовательского центра либо учреждений образования) [8]. Они дают студентам и молодым специалистам возможности практической реализации их научных идей, предоставляют им места работы в соответствии с их интересами, а также обеспечивают высокое качество образования и мотивацию к развитию интеллектуального потенциала. Такая форма интеграции учащихся в производство (в особенности инновационное) позволяет повышать качество трудовых ресурсов и успешно конкурировать на мировом рынке высоких технологий. СИ

[5 See: http://innosfera.by/2016/08/EAEU

Литература

1. Образование в Республике Беларусь 2015/2016 учебный год // http://belstat.gov.by/ ofitsia l naya-statistika/publ ications/izda nia/pub lie_b u lletin/ index_ 829/

2. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда на 01.12.2015 // http://www.mintrud.gov.by/ru/rynok/

3. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2015 г. // http://mvd.gov.by/ ru/main.aspx?guid=16721/

4. Миграция и миграционная политика Беларуси и России в контексте решения задач евразийской интеграции:отчет о НИР / Белорусский государственный университет; рук. Л. Е. Тихонова.-Мн., 2015.

5. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова.- Витебск, 2008.

6. Рынок образовательных услуг и рынок труда Республики Беларусь: направления согласования / Е. В. Ванкевич [и др.].- Витебск, 2010.

7. Education in Germany // https://www.bmbf.de/en/education-in-germany-2014-1417.html/

8. The Story of the Stanford Industrial/Research Park // https://otl.stanford.edu/documents/ JSstanfordpark.pdf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.