Состояние
рынка труда молодежи стран ЕАЭС
(Окончание. Начало в №7)
Резюме. В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: молодежная безработица, уровень образования, занятость по отраслям экономики, специальности, трудовая миграция.
Надежда Мулярчик,
младший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь
Несмотря на снижение удельного веса белорусской молодежи в численности безработных и рост уровня ее образованности и занятости, проблемы в этом сегменте остаются весьма актуальными. Невзирая на то, что доля студентов, получающих высшее образование в Беларуси, среди молодежи одна из самых высоких в Европе - около 40%, а студенты составляют 26% от всего населения нашей страны, конкурентоспособность большинства молодых специалистов, их готовность к условиям инновационного развития остается недостаточной [1].
Век высоких технологий и тотальной компьютеризации предъявляет свои требования к подготовке кадров, их профессиональным и интеллектуальным качествам, делая необходимым изменение учебного процесса в высших учебных заведениях в сторону прогрессивности и инновационности. Именно университеты должны привлекать как можно большее количество молодежи к выполнению научных исследований, предоставлять возможности для практической реализации их идей, апробировать нововведения на существующих производствах.
Однако отечественная система образования меняется не так динамично, как требования к ней со стороны развивающейся и глобализирующейся экономики. Следовательно, одна из основных проблем в Беларуси - согласование рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда и экономики в целом. Хотя необходимо отметить, что республика стремится включиться в процесс интеграции учебных заведений и сближения систем высшего образования в целом, о чем свидетельствует присоединение к Бо-лонскому процессу.
Актуальной проблемой остается рост масштабов высшего образования, а также хаотичное изменение структуры подготовки в разрезе профилей и специальностей, что приводит к появлению на рынке труда Беларуси дефицитных и избыточных специальностей. В прошлом году наиболее профицитными стали такие специальности, как бухгалтер, экономист, юрист, менеджер, техник, инженер, дорожный рабочий, водитель автомобиля, слесарь, электрогазосварщик, маляр, кладовщик, столяр, плотник, продавец, а дефицитными - медицинская сестра, врач, акушер, фельдшер, фармацевт, провизор, воспитатель дошкольного учреждения, врач-специалист, ветврач, зоотехник, животновод, агроном, механизатор, арматурщик, монтер пути, повар, оператор машинного доения [2]. При этом перечень избыточных и дефицитных специальностей отличается в зависимости от типа местности (городская или сельская), что подтверждается наличием
Синергия знаний
регионального аспекта безработицы. Данный факт свидетельствует о дисбалансе рынка труда и рынка образовательных услуг, что усугубляет вопросы трудоустройства. Так, в 2015/2016 учебном году специальности экономического и юридического профиля получили 43% выпускников, технического и строительного - 22%, педагогического - 10%, сельскохозяйственного - 7%, медицинской направленности - 5%, гуманитарного профиля - 3% [1].
Сокращение объемов подготовки рабочих с профессионально-техническим образованием и непривлекательность рабочих мест, включая уровень заработной платы, привели к нехватке рабочих в экономике. Однако это не снижает риски безработицы для лиц, имеющих профессионально-техническое образование. Их доля среди незанятого населения остается высокой.
Предупреждать безработицу среди выпускников средних и высших учебных заведений следует еще на этапе их подготовки, анализируя ситуацию на рынке труда, а также прогнозируя спрос на специалистов и потребности национальной экономики в развитии определенных ее сегментов, в частности инновационных. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства, соответствующего знаниям специалиста, его интеллектуальным и творческим возможностям и желанию.
Помимо этого, подготовка кадров должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда, избегая по возможности концентрации высококвалифицированных трудовых ресурсов преимущественно в областных центрах и крупных городах.
При формировании действенной и эффективной политики занятости необходимо учитывать тенденции внешней трудовой миграции. Ее анализ показал, что абсолютное большинство белорусов, выехавших на работу за границу в январе - сентябре 2015 г., как и в предыдущие годы, заняты в сфере обслуживания, а также имеют рабочие специальности. Самые распространенные виды деятельности - строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и досуга. С каждым годом увеличивается число тех, кто находит место в торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании. Трудовые мигранты также трудятся в различных отраслях промышленности (деревообрабатывающей, машиностроительной, металлообрабатывающей, на автомобильном и городском электротранспорте и т.д.).
Если раньше они преимущественно устраивались на неквалифицированные работы, то в последние годы ситуация изменилась. Как показывают расчеты, количество таких людей сократилось наполовину. Теперь около 30% составляют квалифицированные кадры (рабочие строительных профессий, отделочники, маляры, сварщики и т.д.) [3, 4].
Основными причинами выезда на работу за рубеж являются безработица в регионах и в сельской местности, более низкий уровень оплаты труда по сравнению с соседними государствами. По официальным данным, зарегистрированным Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, основными странами, которые приняли белорусских трудящихся-мигрантов в январе - сентябре 2015 г., были Россия (83,9%), Германия, Норвегия, Финляндия, США, ОАЭ, Польша, Литва, Италия, Чехия, Украина [3].
Однако необходимо учитывать, что так называемый самостоятельный выезд (без зарегистрированных договоров и контрактов) во много раз превышает официальный трудовой обмен. При этом точных данных по этому показателю нет. Очевидно, что дешевую и квалифицированную белорусскую рабочую силу привлекают страны Европейского союза, которые делают определенные шаги в этом направлении. Например, в Литве смягчают условия трудоустройства, в Польше облегчают режим для приезжающих из других стран и др. Таким образом, в перспективе Беларусь может стать активным экспортером квалифицированной рабочей силы.
Оценить возрастание миграционных процессов в Беларуси однозначно невозможно. С одной стороны, существует проблема оттока молодежи и лиц в трудоспособном возрасте и их трудоустройства за рубежом на работы, требующие преимущественно физического труда. С другой стороны, активизация миграционных потоков способствует трансформации отраслевой и профессионально-квалификационной структуры занятости и дальнейшему развитию рынка труда, повышению конкурентоспособности рабочей силы [5].
Для решения проблем молодежного рынка труда наша страна может использовать богатый опыт зарубежной практики. Так, по примеру США могут составляться прогнозы профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу, может быть создан Национальный совет по стандартам умений, в рамках которого
разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для различных секторов экономики.
Эффективной мерой может стать заимствование опыта Великобритании, где создана сеть Отраслевых советов по развитию профессиональных умений, объединяющих работодателей, учреждения образования, кадровые агентства и службы занятости. В Дании, например, введена узкая профессиональная специализация в вузах начиная с 3 курса, что способствует трудоустройству выпускников и снижает адаптационный период. В Сингапуре был создан ряд совместных двухсторонних технических институтов с Германией, Японией, Францией [6]. Эти меры могут значительно повысить качественный уровень подготовки специалистов, усилить мобильность и гибкость трудовых ресурсов и, как следствие, снизить уровень молодежной безработицы в республике.
Действенной мерой в повышении качества профессиональных навыков и конкурентоспособности отечественных выпускников высших и средних учебных заведений станет внедрение системы практико-ориентированного образования [7], предполагающего «привязку» учащегося к определенному предприятию, совмещение учебы с практической деятельностью. Данный механизм можно представить в виде заключения двустороннего договора. Согласно ему учащийся становится полноценным работником организации, которая помимо всего прочего выделяет куратора из числа своих высококвалифицированных специалистов для знакомства с особенностями профессиональной деятельности и обучения подопечных непосредственно на рабочем месте. При этом они также посещают теоретические занятия в среднем либо высшем учебном заведении, по окончании которых сдают экзамены и являются таким образом уже состоявшимися профессионалами с 3-5-летним опытом работы, владеющими как теоретическими основами выбранной профессии, так и всеми необходимыми практическими навыками и умениями. Очевидно, что трудовые ресурсы, подготовленные по такой системе обучения, будут конкурентоспособны и не столкнутся с проблемами рынка труда молодежи, которые наблюдаются в Беларуси.
Однако нельзя оставить без внимания некоторые трудности во внедрении практико-ориентированной системы образования в нашей стране. Во-первых, данный тип взаимодействия учебных учреждений и предприятий предполагает рост финансовых затрат на обучение.
Во-вторых, придется менять методологические основы обучения. В-третьих, из-за сокращения количества часов теоретических занятий в учебных заведениях высвободится большая часть профессорско-преподавательского состава, что может привести к повышению конкуренции и безработицы среди трудовых ресурсов, задействованных в сфере предоставления образовательных услуг.
Следовательно, полный переход на практико-ориентированную систему среднего и высшего образования в республике представляется достаточно сложным, поэтому внедрение данной системы должно происходить постепенно.
Еще одной важной формой интеграции образования и производства являются технопарки (концентрация предприятий вокруг научно-исследовательского центра либо учреждений образования) [8]. Они дают студентам и молодым специалистам возможности практической реализации их научных идей, предоставляют им места работы в соответствии с их интересами, а также обеспечивают высокое качество образования и мотивацию к развитию интеллектуального потенциала. Такая форма интеграции учащихся в производство (в особенности инновационное) позволяет повышать качество трудовых ресурсов и успешно конкурировать на мировом рынке высоких технологий. СИ
[5 See: http://innosfera.by/2016/08/EAEU
Литература
1. Образование в Республике Беларусь 2015/2016 учебный год // http://belstat.gov.by/ ofitsia l naya-statistika/publ ications/izda nia/pub lie_b u lletin/ index_ 829/
2. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда на 01.12.2015 // http://www.mintrud.gov.by/ru/rynok/
3. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2015 г. // http://mvd.gov.by/ ru/main.aspx?guid=16721/
4. Миграция и миграционная политика Беларуси и России в контексте решения задач евразийской интеграции:отчет о НИР / Белорусский государственный университет; рук. Л. Е. Тихонова.-Мн., 2015.
5. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова.- Витебск, 2008.
6. Рынок образовательных услуг и рынок труда Республики Беларусь: направления согласования / Е. В. Ванкевич [и др.].- Витебск, 2010.
7. Education in Germany // https://www.bmbf.de/en/education-in-germany-2014-1417.html/
8. The Story of the Stanford Industrial/Research Park // https://otl.stanford.edu/documents/ JSstanfordpark.pdf/