ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ДЕРУЖИНСКИЙ Г.В.,
доктор экономических наук, профессор, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93;
ХАУСТОВ А.В.,
руководитель, Федеральное агентство морского и речного флота, 125993, Москва, Петровка 3/6
В работе рассматриваются социально-трудовые противоречия. Для разрешения этих противоречий авторами разработаны и обоснованы механизмы управления системой содействия трудоустройству населения на рынке труда Краснодарского края как региона с инвестиционно привлекательным статусом.
Ключевые слова: социально-трудовые противоречия; регион; инвестиции; рынок труда.
In work sociolabor contradictions are considered. For the permission of these contradictions authors develop and prove mechanisms of management by system of assistance to population employment on a labour market of Krasnodar region as attractive region.
Keywords: sociolabor contradictions; region; investments; labour market.
Коды классификатора JEL: J10, J60.
Для разрешения противоречий в социально-трудовой сфере на этапе посткризисной модернизации необходима разработка долгосрочной стратегии развития рынка труда региона, формируемой на основе: активизации инвестиционного проектирования в рамках частно-государственного партнерства; структурной перестройки экономики региона на принципах эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Применительно к создавшимся условиям необходимо разработать вариант занятости, адекватный уровню безработицы территориального образования. Для предупреждения противоречий социально-трудовой сферы Краснодарского края как инвестиционно привлекательного региона необходимо максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества:
❖ сравнительно низкий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов;
❖ наличие дешевой сырьевой базы пищевой промышленности;
❖ близость к средиземноморским и ближневосточным рынкам;
❖ высокий потенциал развития энергетики и транспортных коридоров, значительный рекреационный потенциал Кубани и др.
Ключевым условием реализации этих преимуществ выступает стабильный приток внешних инвестиций. В Краснодарском крае в 2009 г. инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций всех отраслей экономики составили 358,014 млрд р. (табл. 1)
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал рыночных субъектов Краснодарского края в 2009 г.
Период Млн р. В % к соответствующему периоду 2008 г.
I квартал 43751,7 96,9
II квартал 79525,5 100,8
III квартал 110927,2 134,3
IV квартал 123809,9 98,7
год 358014,3 106,1
В настоящее время большая часть инвестиций финансируется за счет собственных средств. Удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников, составил 13% от инвестиций в основной капитал. В Краснодарском крае создан региональный режим благоприятствования инвесторам и формирования благоприятного инвестиционного имиджа.
© Г.В. Деружинский, А.В. Хаустов, 2011
Ключевое значение для развития регионального рынка труда имеют зимние Олимпийские игры, которые пройдут в 2014 г. (г. Сочи). Сочи стал центром притяжения огромных инвестиционных ресурсов, формирующих инфраструктурную основу для роста города и региона в целом. По оценкам специалистов в 2010 - 2012 гг. в г. Сочи планируется создание более 250 тыс. рабочих мест. Наряду с г. Сочи активизируется инвестиционная активность и в других городах Краснодарского края: Анапе, Геленджике, Ейске, Новороссийске. Приоритетными направлениями инвестирования отраслей промышленности служит: пищевая, топливно-энергетическая, промышленность строительных материалов, транспорт и связь, сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. Проведение такой инвестиционной политики будет способствовать появлению в Краснодарском крае сверхсовременных отелей, туристических, торговых, спортивных и жилых комплексов, крупных заводов, портовых и логистических терминалов.
Мониторинг оказания финансовой помощи работодателям показал, что наиболее перспективными и быстроокупа-емыми выступают инвестиции в сферу малого и среднего бизнеса. В этих условиях одним из приоритетных направлений активной политики занятости становится оказание содействия безработным гражданам в организации собственного дела. Эффективная деятельность органов служб занятости в этом направлении позволяет оптимизировать ситуацию на рынке труда путем перелива части наемных работников в сферу предпринимательской деятельности, создать дополнительные рабочие места, повысить эластичность рынка, полнее реализовать профессиональные способности и интересы граждан. На наш взгляд, возможности развития самозанятости в регионах различны. Поэтому деятельность конкретной службы занятости может быть результативной только при условии выявления реальных возможностей развития самозанятости в конкретном регионе на основе создания структуры малого бизнеса и предпринимательской деятельности посредством региональных научных подразделений [3]. Избираемые виды деятельности не требуют существенных капиталовложений, и в то же время весьма разнообразны. При организации собственного бизнеса предпочтение отдается торговле, промышленному производству, сфере услуг, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции [1].
Для разрешения социально-трудовых противоречий перспективно обучение безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовая поддержка при становлении собственного дела, в том числе формирование социально-деловых центров как инкубаторов малого предпринимательства.
Другим приоритетным направлением в управлении ситуацией на рынке труда Кубани остается организация временной занятости. В литературе, посвященной вопросам экономики труда, принято выделять три разновидности временной занятости: общественные (или общественно-значимые) работы; временные рабочие места; временная занятость подростков [5].
Особенностью посткризисного периода разрешения противоречий в социально-трудовой сфере Краснодарского края выступает возросший интерес к организации общественных работ со стороны органов местного самоуправления, о чём свидетельствует увеличение объёмов выделенных средств. С начала 2011 г. при содействии службы занятости трудоустроены 8,8 тыс. граждан (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - рост на 10 %), в общественных работах приняли участие 1384 человека. Трудоустроены на временные рабочие места с материальной поддержкой за счет субвенций из федерального бюджета 190 человек, испытывающих трудности в поиске работы; 381 несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет; 29 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В программах социальной адаптации («Клубы ищущих работу», «Новый старт») приняли участие 1695 безработных граждан. Проведено 115 ярмарок вакансий, число участников - 7,0 тыс. человек. Департаментом труда и занятости населения Краснодарского края 22 декабря 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» разработан проект ведомственной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края на 2011 год».
Для Кубани характерны значительные сезонные колебания спроса на рабочую силу, связанные со спецификой ее экономики. Это вызывает дополнительную потребность в рабочих кадрах, особенно в период отпусков. Общественные работы призваны обеспечивать удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих сезонный характер. Весьма эффективной может быть организация временной занятости молодежи, а также безработных в течение длительного периода и граждан предпенсионного возраста. Участие в общественных работах позволяет оказывать населению материальную поддержку в виде временного заработка и сохранять мотивацию к труду у лиц с длительным перерывом в занятости [4]. По нашему мнению, для организации общественных работ необходимо использование вакантных рабочие мест, не заполняющихся более 3-х месяцев. Доля участников общественных работ в численности граждан, состоявших на учёте в отчётном периоде, составила в 2009 г. в Краснодарском крае 6,9%.Считаем, что из активных технологий регулирования рынка, временное трудоустройство населения на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости.
Наряду с профессиональным самоопределением учащейся молодежи, актуальна работа с населением в возрасте 35-55 лет. В контексте вышеизложенного важны те категории, которые не имеют работы или в ближайшее время ее потеряют. Данному вектору деятельности уделяется особое внимание во всех программах содействия занятости населения как РФ в целом, так и ее регионов. Вовлечение незанятого населения в сферу обучения без гарантии
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
трудоустройства содействует росту трудовой активности населения; профессиональной реабилитации работников; сохранению социального статуса населения
Мы разделяем точку зрения Г.Г. Вукович, что сохраняющиеся социально-трудовые противоречия как растущие потребности рынка труда Краснодарского края обусловливают необходимость расширение различных форм и видов профессиональной подготовки: первичного профессионального обучения, переподготовки или переобучения; получение смежной профессии или специальности; повышение квалификации по имеющимся профессиям или специальностям. Для эффективного функционирования регионального рынка труда необходима эффективизация системы подготовки и переподготовки кадров с применением потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения профессиональной квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости [2].
Для реализации предложенной блок-схемы нами разработан комплекс мер по реализации процесса перехода из первоначального состояния (рост уровня безработицы) в конечное (эффективное управление занятостью) при наличии барьеров (финансовых, нормативно-правовых, институциональных) и механизмов (компетенции, техническая оснащенность, интеграция государственной службы занятости и негосударственных кадровых агентств с региональными властными структурами) в разрезе каждого субъекта рынка труда.
Для эффективизации технологий разрешения социально-трудовых противоречий нам представляется правомерным формализовать рекомендации населению инвестиционно привлекательного региона по трудоустройству:
♦ обращаться в службы занятости и социально-деловые центры, реализующие программы социально-психологической адаптации и оказывающие профессионально-консультационные услуги в поиске оптимального варианта трудоустройства;
♦ осуществлять профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации, открывать собственное дело как посредством службы занятости населения, так и самостоятельно;
♦ принимать участие в оплачиваемых общественных и временных работах, организованных службой занятости совместно с работодателями;
♦ осуществлять поиск работы через негосударственные агентства по трудоустройству.
Разрешение противоречий в социально-трудовой сфере предполагает также и формализацию рекомендаций государственной службе занятости по снижению уровня безработицы среди незанятого населения:
■ лоббировать приоритеты в расходовании бюджетных средств для повышения трудовой активности населения;
■ обеспечивать квотирование рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных категорий населения;
■ проводить ярмарки вакансий, дни работодателя и службы занятости с участием средств массовой информации для информационного взаимодействия безработных с работодателями;
■ создавать оптимальные условия для участия безработных в активных программах содействия занятости населения посредством привлечения средств работодателей и местных бюджетов;
■ внедрять технологии профилирования безработных для сокращения времени поиска работы;
■ осуществлять обучение согласно рейтингу востребованных на рынке труда инвестиционно привлекательного региона профессий и специальностей;
■ оптимизировать интеграцию служб занятости, союзов работодателей и образовательных учреждений по профессиональному обучению.
Сформулируем на следующем этапе и рекомендации профессиональным учебным заведениям Краснодарского края как полноправным участникам рынка труда:
♦ проведение мониторинга конъюнктуры рынка труда инвестиционно привлекательного региона;
♦ разработка маркетинговых стратегий вузов и ссузов с учетом стратегий сегментирования абитуриентов;
♦ повышение уровня подготовки специалистов.
Рекомендации в области социального партнерства:
♦ сформировать меры по поддержке работодателей с целью недопущения массового высвобождения работников;
♦ разработать в рамках трехсторонней комиссии региональные программы социальной поддержки слабозащищенных категорий населения;
♦ организовывать оплачиваемые общественные работы, в том числе и за счет средств работодателей;
♦ предоставлять консультационную и нормативно-правовую поддержку профсоюзным организациям по вопросам занятости и трудового законодательства в сфере социальных прав безработных;
♦ обеспечивать опережающее обучение высвобождаемых работников с учетом возможности предоставления рабочих мест.
На заключительном этапе представляется правомерным и логичным экспликация рекомендаций работодателям Краснодарского края:
ф предоставление Департаменту образования и науки Краснодарского края сведений о потребности в квалифицированных кадрах на перспективу;
ф совершенствование внутрипроизводственных программ эффективного использования персонала.
Вышеизложенное позволяет констатировать приоритеты управленческих технологий в сфере трудоустройства.
Тесная связь элементов приведенной системы наблюдается в отношениях органов государственной власти с рынком образовательных услуг, призванным обеспечивать заблаговременную подготовку и переподготовку кадров с учетом динамики развития экономики региона, структурных сдвигов и новых технических характеристик рабочих мест.
Для разрешения социально-трудовых противоречий нами разработаны и обоснованы механизмы управления системой содействия трудоустройству населения на рынке труда Краснодарского края как региона с инвестиционно привлекательным статусом (рис. 1 ).
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
Совершенствование Финансирование Стимулирование Взаимодействие
деятельности мероприятий по и поддержка рынка труда и Совершенствование
формальных и содействию развития рынка деятельности
неформальных трудоустройству и бизнес- образовательных службы занятости
институтов в занятости сообщества услуг инвестиционно инвестиционно
сфере занятости населения инвестиционно привлекательного привлекательного
населения привлекательного региона региона региона
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
трудоспособное население инвестиционно привлекательного региона
РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание Рост занятости Рост уровня Рост
рабочих мест населения инвестиционно жизни населения инвестиционной
привлекательного региона привлекательности
ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА ИНВЕСТИЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО РЕГИОНА
Рис. 1. Механизм управления системой содействия трудоустройству населения инвестиционно привлекательного региона
Модель управления способствует согласованию национальных и региональных приоритетов в управлении системой трудоустройства и занятости населения в целом и на инвестиционно привлекательных территориях, в частности.
По нашему мнению, для разрешения социально-трудовых противоречий в сфере занятости населения деятельность государства должна строиться на основе:
♦ разграничения полномочий в области регулирования регионального рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и работодателями, а также корректного определения источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
♦ поддержки малого бизнеса в целях создания рабочих мест и содействия занятости населения.
Нам представляются приоритетными в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения следующие меры:
♦ консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования;
♦ координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием регионального рынка труда и содействием занятости населения;
♦ совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения на основе из потребностей и прогнозируемой численности соответствую-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
щих категорий населения и объемов оказываемых услуг;
♦ повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения.
В сфере регулирования рынка труда деятельность Администрации Краснодарского края должна быть ориентирована на повышение мобильности рабочей силы, сокращение латентных процессов на рынке труда, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Такими мерами, на наш взгляд, выступают: стимулирование развития сферы услуг; создания малых предприятий; занятости на селе; совершенствование деятельности службы занятости; интеграция рынков труда и образовательных услуг.
По нашему мнению, в основе оценки эффективности системы содействия трудоустройству населения должен лежать комплекс из пяти групп показателей, характеризующих фактическую эффективность данной системы. Оценку и сравнение социально-экономической эффективности деятельности служб занятости населения Краснодарского края по реализации программ содействия занятости населения Кубани следует проводить на основе значений интегральных показателей по следующим группам: население; взаимодействие с работодателями; потенциал работников служб занятости; реализация программ содействия занятости населения; эффективность трудоустройства (табл. 2).
Таблица 2
Динамика численности незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости
Показатели Российская Федерация Южный федеральный округ Краснодарский край
Годы
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в ГУСЗ - всего, тыс. чел. 1731,8 1733,5 1196,5 617,2 577,8 144,0 20,1 27,2 45,1
Из них признано безработными тыс. чел. 1553,0 1521,8 1037,0 592,2 552,8 132,1 19,6 19,0 22,7
в % 89,7 87,8 86,7 95,9 95,7 91,8 97,4 69,7 68,9
Из числа безработных назначено пособие по безработице, тыс. чел. 1305,0 1253,2 909,7 503,1 417,9 110,0 17,2 17,0 20,2
в % 84,0 82,4 87,6 85,0 75,6 83,3 88,2 89,5 89,2
Заявленная потребность в работниках, тыс. чел. 1126,3 894,7 750,9 136,6 99,8 76,8 35,6 49,2 42,3
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, чел. 1,5 1,9 1,6 4,5 5,8 1,9 0,6 0,6 0,8
Уровень зарегистрированной безработицы, в % от экономически активного населения 2,1 2,0 1,4 5,3 4,9 1,4 0,8 0,7 0,9
В рамках разработанной системы показателей целесообразно осуществлять мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на содействие трудоустройству населения, оценивать ее эффективность, формулировать соответствующие выводы и предлагать меры по повышению занятости населения.
Итак, на этапе посткризисной модернизации вероятность потери работы в Краснодарском крае как регионе с инвестиционно привлекательным статусом существенно возросла. Разрешение социально-трудовых противоречий зависит от способностей и желания населения находить новую работу на протяжении всей трудовой деятельности. Низкая трудовая мотивация работников приводит к дезадаптации на рынке труда, становясь причиной потери рабочего места и длительной безработицы. Для достижения равновесия системой регионального рынка труда в условиях сохранения и воспроизводства инвестиционно привлекательного климата необходима активизация безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Переход от политики сдерживания растущей в посткризисных условиях безработицы на Кубани к политике её профилактики и минимизации весьма актуален для разрешения противоречий в социально-трудовой сфере данного региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богдановский В. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. 2005. № 6. С. 47-53.
2. Вукович Г.Г. Региональный рынок труда: факторный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 379.
3. Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке // Вопросы статистики. 2002. № 9. С. 47-49.
4. Жижко Е. О трудовой мотивации безработных // Человек и труд. 2009. № 8. С. 51.
5. Мальцева Е., Анохин А. Мотивы временной занятости несовершеннолетних // Человек и труд. 2010. № 1. С. 49.