Научная статья на тему 'Анализ и оценка проблем управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса Томской области'

Анализ и оценка проблем управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса Томской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / HOUSING AND UTILITY COMPLEX / УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ / RESOURCE EFFICIENCY / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / TECHNOLOGICAL POLICY / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Н. Н., Колыхаева Ю. А., Филюшина К. Э., Добрынина О. И.

В настоящее время вопросы эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом Российской Федерации в целом и Томской области в частности приобретают особую важность. Главным образом это связано со сложной ситуацией, для которой характерны низкая энергетическая эффективность и ряд острых, нерешенных проблем, требующих новых подходов к управлению повышением энергоэффективности в жилищно-коммунальном комплексе регионов России. Статья посвящена проблемам управления в жилищно-коммунальном комплексе. Цель статьи выявить пути повышения энергоэффективности. В связи с поставленной целью авторами были решены некоторые задачи. Определены механизмы управления жилищно-коммунальным комплексом (техническая политика, политика энергосбережения и ресурсоэффективности, тарифная и кадровая политика). Проанализирована проблематика данных механизмов и их влияние на систему управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса. Выявлены основные направления совершенствования механизмов управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунальным комплексом Томской области. На основе эмпирического и статистического методов проанализировано современное состояние жилищно-коммунального комплекса Томской области. Выявлены причины, оказывающие влияние на снижение энергоэффективности комплекса. Сделан вывод о том, что существующая в настоящее время система управления жилищно-коммунальным комплексом неэффективна, так как неэффективны механизмы управления (техническая политика, политика энергосбережения и ресурсоэффективности, тарифная и кадровая политика). Следствием этого является снижение энергетической эффективности, что ведет к нарастанию кризиса и неудовлетворительному функционированию жилищно-коммунального комплекса. Для выхода из сложившейся ситуации все элементы управляющего воздействия должны быть направлены на повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Н. Н., Колыхаева Ю. А., Филюшина К. Э., Добрынина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and assessment of the management of energy efficiency improvement of housing and utility complex of the Tomsk region

Importance Currently, the effective management of the Housing and Utility Complex of the Russian Federation, in general, and the Tomsk region, in particular, is of great importance. Mainly this is due to the difficult situation, characterized by low energy efficiency and a number of acute problems that require new approaches to the management of energy efficiency in housing and communal complex of the regions of Russia. Objectives The article is devoted to the problems of management in housing and communal complex. The purpose of the article is to identify ways to increase the energy efficiency. Methods To analyze the current state of the housing-and-municipal complex of the Tomsk region and to identify the causes influencing the decline of energy efficiency, we used empirical and statistical analyses methods. Results We have solved the following tasks: defined the mechanisms to manage the housing and utility complex (technological policy, the policy of energy saving and resource efficiency, tariff and personnel policies); analyzed the mechanisms data and their impact on governance of energy efficiency of the housing-and-municipal complex; identified major areas for improvement in the management of energy efficiency of the housing complex of the Tomsk region. Conclusions and Relevance We concluded that the current system of housing complex is inefficient, because the governance mechanisms are ineffective (technological policy, the policy of energy saving and resource efficiency, tariff and personnel policies). The consequence of this is the reduction of energy efficiency, which leads to escalation of the crisis and the poor functioning of the housing-and-municipal complex. To exit from the current situation, all the elements of the control action should be aimed at improving the energy efficiency of the housing and communal complex of the Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка проблем управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса Томской области»

УДК 332.122:620.9

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ*

Н.Н. МИНАЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected]

Ю.А. КОЛЫХАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected]

К.Э. ФИЛЮШИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected] О.И. ДОБРЫНИНА, студентка кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected] Томский государственный архитектурно-строительный университет

В настоящее время вопросы эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом Российской Федерации в целом и Томской области в частности приобретают особую важность. Гглавным образом это связано со сложной ситуацией, для которой характерны низкая энергетическая эффективность и ряд острых, нерешенных проблем, требующих новых подходов к управлению повышени-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения госбюджетной темы №№ 577 «Исследование закономерностей процессов управления повышением энергетической эффективности и экономическое обоснование внедрения технологий энергосбережения в ЖКК».

ем энергоэффективности в жилищно-коммунальном комплексе регионов России.

Статья посвящена проблемам управления в жилищно-коммунальном комплексе. Цель статьи - выявить пути повышения энергоэффективности. В связи с поставленной целью авторами были решены некоторые задачи. Определены механизмы управления жилищно-коммунальным комплексом (техническая политика, политика энергосбережения и ресур-соэффективности, тарифная и кадровая политика). Проанализирована проблематика данных механизмов и их влияние на систему управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса. Выявлены основные направления

совершенствования механизмов управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунальным комплексом Томской области.

На основе эмпирического и статистического методов проанализировано современное состояние жилищно-коммунального комплекса Томской области. Выявлены причины, оказывающие влияние на снижение энергоэффективности комплекса.

Сделан вывод о том, что существующая в настоящее время система управления жилищно-коммунальным комплексом неэффективна, так как неэффективны механизмы управления (техническая политика, политика энергосбережения и ресурсо-эффективности, тарифная и кадровая политика). Следствием этого является снижение энергетической эффективности, что ведет к нарастанию кризиса и неудовлетворительному функционированию жилищно-коммунального комплекса. Для выхода из сложившейся ситуации все элементы управляющего воздействия должны быть направлены на повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса Томской области.

Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, управление жилищно-коммунальным комплексом, энергетическая эффективность, энергосбережение, ресурсоэффективность, техническая политика, тарифная политика, кадровая политика

В настоящее время проводится активная реформаторская деятельность в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) России. Реформа ЖКК ориентирована на институциональные преобразования, которые должны способствовать снижению затрат и повышению качества услуг. Основными целями реформирования являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также привлечение инвестиций в коммунальный комплекс с точки зрения улучшения качества услуг при снижении затрат [18].

Однако опыт последних двадцати лет свидетельствует о том, что существенных результатов в этом направлении не достигнуто. Во всех регионах России наблюдается снижение энергетической эффективности ЖКК. В связи с этим С.И. Баженов отмечает, что серьезным недостатком программ реформирования жилищно-коммунального комплекса является слабое отражение в них главной задачи - совершенствования управления [1].

Следует отметить, что управленческий процесс должен обеспечивать упорядоченность элементов ЖКК, его целостность, эффективное функционирование и развитие. Анализируя статистические

данные, исследования ученых и репортажи СМИ, можно сделать вывод об отсутствии перечисленных признаков в ЖКК [7, 9]. Затянувшаяся реформа и отсутствие ожидаемых результатов являются последствиями неэффективной системы управления и снижения энергоэффективности ЖКК.

Под управлением ЖКК следует понимать систему управленческих воздействий (механизмов управления) на экономические отношения между субъектами управления (федеральные, региональные и местные органы власти, менеджмент организации), направленных на повышение эффективности функционирования ЖКК [6].

На основе анализа [8, 16, 20] выделим следующие механизмы управления, направленные на повышение энергетической эффективности:

- техническая политика;

- политика энергосбережения и ресурсоэффек-тивности;

- тарифная политика;

- кадровая политика.

Рассмотрим проблематику каждого механизма управления и их влияние на несовершенство всей системы управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса.

Основополагающая проблема управления ЖКК - это отсутствие системной стратегической технической политики, следствием чего является неудовлетворительное техническое состояние коммунального комплекса. С каждым годом это состояние только ухудшается.

В ЖКК Томской области за 2008-2013 гг. наблюдается значительное увеличение износа основных средств (табл. 1). Особенно остро проблема стоит в водоотведении, где износ увеличился с 26,4 до 56% в генерирующем производстве и с 30,3 до 39,2% в сетевом хозяйстве.

Такое состояние оборудования приводит к расточительному использованию коммунальных ресурсов (перерасход топливных ресурсов и увеличенные потери коммунальных ресурсов в трубопроводах), а также к значительному снижению надежности. Все это ведет и к снижению энергоэффективности ЖКК.

Особенно остро кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса, и особенно системы теплоснабжения, проявляется в осенне-зимний период. В среднем за отопительный период происходит около 250 тыс. различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тыс. - в системах водоснабжения, в том числе более ста крупных

Таблица 1

Уровень износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса Томской области в 2008-2013 гг., %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Генерирующие производства

Водоснабжение 36,40 31,00 34,60 33,90 34,40 36,40

Водоотведение 26,40 42,40 43,00 44,20 44,80 56,00

Теплоснабжение 33,60 31,8 28,89 29,13 35,90 38,40

Сетевое хозяйство

Водоснабжение 30,30 34,50 36,10 38,60 37,70 39,20

Водоотведение 29,70 41,10 41,00 42,20 42,00 56,70

Тепловые сети 32,72 28,24 23,22 21,78 28,60 31,60

Источник: Коммунальное хозяйство Томской области: стат. государственной статистики по Томской области, 2014. 90 с.

аварий, срок ликвидации последствий которых превышает предельно допустимые 36 ч [14, 15].

В настоящее время вопросам надежности теплоснабжения посвящено много исследований [4, 5, 10, 11]. Анализ данных исследований позволяет сделать вывод о том, что значения показателей надежности элементов системы централизованного теплоснабжения различных регионов России ниже значений, установленных СНиП41-02-2003.

Одной из причин сложившейся ситуации является несоответствие объема проводимых плановых ремонтных работ необходимым объемам. Чаще всего они заменяются на более затратные аварийно-восстановительные работы. Исследования показали, что при сокращении объема перекладок возрастает плотность потока отказов в размерах, приведенных в табл. 2.

Таким образом, замена планово-предупредительных капитальных ремонтов системы теплоснабжения на аварийно-восстановительные снижает надежность системы и способствует возрастанию потока отказов системы в разы, что также приводит к энергорасточительности и снижению энергоэффективности.

В настоящее время работоспособность систем теплоснабжения во многих регионах, в том числе

Таблица 2

Зависимость надежности системы теплоснабжения от проведения плановых ремонтных работ

Сокращение объема перекладок, во сколько раз Возрастание потока отказов, во сколько раз Возрастание вероятности событий, угрожающих живучести систем, во сколько раз

1,25 1,77 1,89

1,50 2,87 3,19

2,00 6,06 7,26

Источник: [3].

-48 (375)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика

борник. Томск: Территориальный орган Федеральной службы

и в Томской области, обеспечивается только большим запасом надежности, заложенным в каждом элементе системы 30-40 лет назад, а также возможностью восстановления оборудования в аварийных ситуациях путем простейшего ремонта.

Общая сумма затрат на ремонт и техническое обслуживание организаций жилищно-коммунального комплекса Томской области за представленные периоды имеет нестабильную динамику и в 2013 г. составляет 789 445,3 тыс. руб. (табл. 3).

Одним из основных условий совершенствования системы управления повышением энергоэффективности ЖКК должна стать ориентация на модернизацию путем обновления основных фондов. Это возможно только в том случае, если будет создана единая техническая политика, направленная на повышение надежности и энергоэффективности.

Стоит отметить, что модернизировать все устаревшие и изношенные основные фонды за короткие сроки не представляется возможным (для этого необходимы большие капиталовложения и огромный объем работ). Следовательно, восстановление и обновление технического состояния ЖКК должны осуществляться поэтапно и иметь стратегический характер.

Следующим приоритетным направлением совершенствования управления повышением энергоэффективности ЖКК является формирование политики энергосбережения и ресурсоэффективности.

Энергосберегающая политика государства реализуется благодаря управленческим воздействиям, направленным на процессы энергосбережения с целью эффективного использования энергетических ресурсов. В настоящее время основными направлениями энергосбережения и роста энергоэффективности являются:

- оснащение потребителей приборами учета и контроля за расходом коммунальных ресурсов;

- 2014-

REGIONAL ECONOMICS theory and practice

Источник: Коммунальное хозяйство Томской области: стат. сборник. Томск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области, 2014. 90 с.

Таблица 3

Затраты на ремонт и техническое обслуживание организаций ЖКК Томской области в 2008-2013 гг., тыс. руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Водоснабжение 191 149,9 26 768,5 26 160,0 19 802,0 32 923,4 29 732,0

Водоотведение 117 677,9 31 716,9 14 785,6 13 428,2 17 237,4 10 405,5

Теплоснабжение 195 414,7 190 856,3 198 488,9 299 519 295 615,9 366 170,4

Электроснабжение 142 748,5 4 060,0 3 726,9 6 608,5 5 208,1 5 795,0

Газоснабжение 401,5 663,9 954,2 416,6 459,1 591,9

Сетевой газ 117,0 240,8 573,4 375,3 459,1 591,9

Сжиженный газ 284,5 423,1 380,8 41,3 - -

Прочие расходы 16 781,4 32 343,6 30 063,0 8 332,7 11 958,4 44 421,2

Итого... 664 575,4 287 073,1 275132,8 348 523,6 363 861,4 457 707,9

- применение современных энергосберегающих материалов и новых технологий при производстве и передаче коммунальных ресурсов.

Дополнительным направлением энергосбережения являются развитие нетрадиционной энергетики и использование теплового потенциала, содержащегося в отходах.

В настоящее время существует огромное количество всевозможных энергосберегающих технологий, однако повсеместного внедрения они не получили. Можно выделить следующие причины, препятствующие реализации политики энергосбережения [6]:

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- низкая заинтересованность всех участников процесса производства, предоставления и потребления коммунальных ресурсов в эффективном их использовании и энергосбережении;

- использование нормативов вместо расчетов по фактически потребленным ресурсам;

- высокий износ и неудовлетворительное состояние коммунальных сетей, приводящие к потере почти половины коммунальных ресурсов в процессе их транспортировки;

- слабое развитие механизмов привлечения инвестиций для внедрения энергоресурсосберегающих технологий;

- отсутствие механизма стимулирования и инвестирования инновационных процессов в коммунальном комплексе.

Проведенные исследования [2, 13] позволили выделить следующие направления совершенствования политики энергосбережения и ресурсоэффек-тивности ЖКК.

1) Организационные направления:

- оснащение приборами учета всех этапов

процессов производства, передачи и потребления коммунальных ресурсов;

- повышение энергоэффективности реконструируемых зданий;

- применение прогрессивных материалов и инновационных технологий при ремонте, реконструкции и строительстве коммунальных трубопроводов;

- развитие процесса внедрения автономных источников энергии;

- работа с населением для информирования о современных технологиях энергосбережения;

2) экономические направления:

- внедрение механизмов стимулирования энергосбережения и ресурсоэффективности (предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот предприятиям, процентной ставки за счет средств бюджета, субсидирование части кредитов);

- оставление в распоряжении коммунальных организаций экономии, полученной в результате применения энергоресурсосберегающих мероприятий;

- обеспечение условий для перехода от оплаты по нормативам потребления коммунальных ресурсов к оплате на основе показаний приборов учета.

Таким образом, эффективная энергоресурсосберегающая политика возможна только при государственной поддержке процесса модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в виде предоставления бюджетных средств, привлечения частных инвестиций и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям, создания системы экономической мотивации энергосбережения и повышения эффективности деятельности организаций ЖКК.

Следующей немаловажной проблемой является неэффективная тарифная политика. Финансовое

состояние предприятий ЖКК на 2013 г. характеризуется отрицательным финансовым сальдо -244 100,6 тыс. руб. Убытки наблюдаются практически во всех сферах ЖКК (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый потенциал организаций ЖКК зависит прежде всего от установленных тарифов на коммунальные услуги. Данные тарифы были приведены в соответствие с экономически обоснованными только в 2011 г. Однако и после этого организации ЖКК продолжают оставаться убыточными и испытывают большую потребность в инвестиционных ресурсах. Общая потребность ЖКК в инвестиционных ресурсах в 2013 г. составила 1 411 638,50 тыс. руб.

Финансовое сальдо организаций ЖКК

Структура необходимых инвестиционных ресурсов по сферам ЖКК в 2013 г. представлена на рис. 1, основную долю занимает теплоснабжение (60%).

Таким образом, предприятия не обеспечены доходами, необходимыми для поддержания и развития инженерной инфраструктуры, что снижает энергетическую эффективность ЖКК. Данная ситуация объясняется следующими причинами. Действующая система цен и тарифов складывалась под непосредственным воздействием административно-командной системы управления экономикой. За годы реформ постепенно все сферы народного хозяйства перешли к рыночному механизму ценообразования. Однако реформа ЖКК

Таблица 4

Томской области в 2008-2013 гг., тыс. руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Водоснабжение -26 652,9 -9 331,4 -577,4 21 402,5 -7 500,7 -35 516,6

Водоотведение 15 673,2 15 934,0 17 813,6 41 290,7 94 446,7 -16 847,7

Теплоснабжение -134 710,6 -207 193,4 -161 434,4 -24 899,6 9 679,0 -382 658,1

Электроснабжение 1 411 197,7 112 697,0 411 729,6 314 554,0 633 079,5 297 823,6

Газоснабжение 6 403,5 1 746,0 51 409,5 17 664,7 111 918,7 -53 450,9

Сетевой газ 5 496,8 7 550,4 51 023,5 21 214,8 112 202,1 -52 153,2

Сжиженный газ 906,7 -5 804,4 386,0 -3 550,1 -283,4 - 297,7

Итого... 1 278 314,4 -84 401,8 370 350,4 387 677,0 953 541,9 -244100,6

Источник: Коммунальное хозяйство Томской области: стат. сборник. Томск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области. 2014. 90 с.

Водоснабжение

Водоотведение

Теплоснабжение

Электроснабжение |

Газоснабжение

Сетевой газ

Сжиженный газ

Источник: Коммунальное хозяйство Томской области: стат. сборник. Томск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области, 2014. 90 с.

Рис. 1. Структура потребности в инвестиционных ресурсах по сферам коммунального комплекса

Томской области в 2013 г., тыс. руб.

ориентирована на постепенный переход к рыночным отношениям и поэтапное доведение тарифов до экономически обоснованной величины. Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс находится в стадии становления рыночных отношений в отличие от остальных секторов российской экономики, что не может не сказаться на эффективности его функционирования.

Основной причиной несовершенства тарифной политики является неэффективная система тарифного регулирования по принципу «затраты плюс». Такой подход к ценообразованию привел к тому, что тарифы существуют в отрыве от реальных потребностей финансирования производителей коммунальных услуг и платежеспособности потребителей.

Современная тарифная политика не стимулирует предприятия к более эффективной деятельности и внедрению инноваций, так как вся дополнительная прибыль будет изъята при регулировании тарифа.

Кроме этого, существуют и другие проблемы тарифной политики [19]:

- краткосрочный период регулирования тарифов, что является сдерживающим фактором при привлечении инвестиций;

- политизированный характер процесса принятия решения об установлении тарифов на коммунальные услуги, в результате чего тарифы являются экономически необоснованными и препятствуют стимулированию снижения затрат;

- прогнозируемый рост тарифов на коммунальные услуги не учитывает рост цен на топливо (в том числе природный газ) и рост цен на электрическую энергию, что приводит к убыточной работе организаций ЖКК;

- устаревшая нормативно-правовая база, на основе которой рассчитываются тарифы на коммунальные услуги.

Для совершенствования тарифной политики необходим такой метод расчета и установления

Количество предприятий ЖКК и ко

тарифов, который бы стимулировал коммунальные организации к снижению издержек, а также позволял бы получать прибыль и использовать ее на развитие. Основными критериями эффективного тарифного регулирования являются [12]:

- обеспечение доходов предприятия, необходимых для поддержания и развития инженерной инфраструктуры;

- обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг для всех групп потребителей;

- экономическая заинтересованность организаций ЖКК в повышении эффективности своей деятельности, снижении потерь и непроизводительных затрат.

Таким образом, только в условиях обоснованного ценообразования возможно повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса.

Далее рассмотрим причины неэффективности кадровой политики.

Причиной аварий на коммунальных объектах, приводящих к расточительному использованию энергоресурсов и снижению энергоэффективности, наряду с ветхостью основных фондов является человеческий фактор (30%). Поэтому закрепление высокопрофессиональных специалистов в ЖКК, подготовка и переподготовка кадров - актуальная задача совершенствования управления повышением энергоэффективности комплекса.

В последние годы наблюдается тенденция сокращения численности работающих в ЖКК Томской области (табл. 5). Основные причины такого положения - утрата престижа рабочих профессий среди молодежи и отсутствие централизованных программ по удержанию молодых специалистов в ЖКК.

В настоящее время вопросы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации играют важную роль

Таблица 5

[чество занятых в 2008-2013 гг., чел.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Количество предприятий коммунального комплекса (по видам деятельности)

Водоснабжение - 103 96 96 95 94

Водоотведение — 103 55 51 50 48

Теплоснабжение 161 160 159 150 143 141

Количество занятых в коммунальном комплексе

Водоснабжение 2 116 2 597 1 975 2 193 2 120 1 852

Водоотведение 1 447 2 239 1 414 1 273 1 288 1 119

Теплоснабжение — — 6 143 5 739 5 642 5 789

Источник: Коммунальное хозяйство Томской области: стат. сборник. Томск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области, 2014. 90 с.

■48 (375) - 2014

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: REGIONAL ECONOMICS

теория и практика theory and practice

в проведении рациональной кадровой политики и совершенствовании управления повышением энергоэффективности ЖКК.

Ключевыми проблемами кадровой политики ЖКК, от которых зависит решение не только экономических, но и социальных проблем, являются низкое качество рабочих мест, отсутствие перспектив профессионального роста, низкий уровень оплаты [17]. Устаревшие методики обучения студентов профильных вузов, неот-лаженный механизм закрепления профессиональных навыков и недостаточный объем производственной практики - все это также ведет к снижению общего профессионального уровня выпускников и работников предпринимательских структур ЖКК.

Таким образом, основными целями кадровой политики должны стать:

- обеспечение ЖКК качественными, высокопрофессиональными трудовыми ресурсами;

- мотивация современных подходов и отношения к труду в ЖКК;

- создание соответствующих условий труда, стимулирующих производственную активность;

- инвестирование средств и поддержание расходов на кадровый персонал в ЖКК.

Для достижения этих целей необходима реализация следующих мероприятий:

- разработка, принятие и реализация соответствующих федеральных и региональных программ воспроизводства кадрового потенциала;

- разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов по созданию безопасных условий труда работников;

- комплекс мероприятий, направленных на эффективное использование имеющихся, переподготовленных и вновь обученных квалифицированных кадров, включая их подбор, расстановку и аттестацию.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что существующая система управления энергетической эффективностью ЖКК характеризуется безрезультативностью технической политики, политики энергосбережения и ресурсоэффективности, тарифной и кадровой политики (рис. 2).

Следствием всего этого является снижение энергетической эффективности, что ведет к нарастанию кризиса и неудовлетворительному функционированию ЖКК. Неэффективное функционирование ЖКК связано прежде всего с отсутствием комплексного подхода в управлении. Реализуемые государством управленческие воздействия не связаны между собой. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо, чтобы все механизмы управления

Источник: авторская разработка.

Рис. 2. Структура проблем управления повышением энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса

были направлены на достижение поставленных перед ними задач:

1) техническая политика - на снижение утечек, замену и расширение сетей и оборудования, внедрение новых технологий;

2) политика энергосбережения и ресурсоэф-фективности - на создание механизмов стимулирования энергосбережения и энергоэффективности, экономию ресурсов;

3) тарифная политика - на эффективную политику ценообразования, самодостаточные и справедливые тарифы, эффективную систему сбора оплаты, финансирование инвестиций;

4) кадровая политика - на повышение квалификации работников и подготовку кадров, эффективное стимулирование оплаты труда, повышение оплаты труда.

Список литературы

1. Баженов С.И. Основные подходы к моделированию системы управления ЖКХ в условиях рыночных преобразований // Журнал экономической теории. 2008. № 4. С. 277-283.

2. Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. 2012. № 1. С. 270-275.

3. Дьяков А. Ф. Пути повышения надежности энергоснабжения страны // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. № 3. С. 214.

4. Ковылянский Я.А., Красовский Б.М., Гришко-ва А.В. Надежность и качество теплоснабжения -приоритеты СНИП 41-02-2003. Тепловые сети // Теплоэнергетика. 2006. № 8. С. 72-77.

5. Курицын Б.Н., Спирин А.В., Сергеева С.А., Малая Э.М. Моделирование и оптимизация радиальных тепловых сетей с учетом параметров надежности // Приволжский научный журнал. 2010. № 1. С. 46-52.

6. Лукьянец А.А., Чернов А.Г., Ротарь В.Г. Применение концепции сбалансированного управления при разработке программ развития территории // Научное обозрение: теория и практика. 2013. № 1. С.130-133.

7. Лукьянец А.А., Чернов А.Г., Ротарь В.Г. Система сбалансированных показателей для управления региональным коммунальным комплексом // Регион: Экономика и социология. 2010. № 4. С.275-292.

8. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А., Ерофеев Е.Л., Чернов А.Г. Планирование как важнейший

этап регулирования рынка коммунальных услуг в муниципальном образовании // Альманах современной науки и образования. 2008. № 3. С. 110-114.

9. Лукьянец А.А. Сбалансированное управление региональным коммунальным комплексом // Управленческий учет. 2010. № 5. С. 31-38.

10. Орлов М.Е., Ротов П.В., Шарапов В.И. Повышение надежности и энергетической эффективности теплофикационных систем // Надежность и безопасность энергетики. 2012. № 16. С. 22-26.

11. Поливанов В.И. О государственной системе контроля надежности и подходах некоммерческого партнерства «российское теплоснабжение» к вопросу повышения надежности систем теплоснабжения // Энергетик. 2010. № 7. С. 28-29.

12. Свистунов А.В. Экономические механизмы тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 5. С. 13.

13. Семенов В.Н. Особенности государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере в области энергосбережения // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 9. С. 41а-45.

14. Семикашев В.В., Воронина С.А., Некрасов А.С. Проблемы обеспечения населения России тепловой энергией // Проблемы прогнозирования. 2012. № 2. С.24-34.

15. Семикашев В.В. Потребление тепловой энергии населением России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 4. С. 73-86.

16. Селиверстов А.А. Формирование и использование моделей управления жилищным хозяйством города на основе ситуационного подхода // Сибирская финансовая школа. 2008. № 3. С. 48-51.

17. Феклистов О.И. Системная организация управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур ЖКХ в ресурсосберегающей деятельности // Инновации. 2011. № 11. С. 72-75.

18. Феклистов О.И. Управление качеством жилищно-коммунальных услуг в предпринимательских структурах жилищно-коммунального комплекса // Экономическое возрождение России. 2011. № 4. С. 137-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Цыренжапов Ч.Д. Финансы в жилищно-коммунальном хозяйстве: финансово-правовой аспект // Проблемы учета и финансов. 2011. № 2. С. 60-61.

20. Шадейко Н.Р. Анализ тенденций и выработка подходов к разработке эффективной модели управления коммунальным хозяйством // Сибирская финансовая школа. 2008. № 3. С. 51-54.

Regional economics: theory and practice Economy and management

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT OF ENERGY EFFICIENCY IMPROVEMENT OF HOUSING AND UTILITY COMPLEX

OF THE TOMSK REGION

Nikolai N. MINAEV, Yuliya A. KOLYKHAEVA, Kristina E. FILYUSHINA, Ol'ga I. DOBRYNINA

Abstract

Importance Currently, the effective management of the housing and utility complex of the Russian Federation, in general, and the Tomsk region, in particular, is of great importance. Mainly this is due to the difficult situation, characterized by low energy efficiency and a number of acute problems that require new approaches to the management of energy efficiency in housing and communal complex of the regions of Russia.

Objectives The article is devoted to the problems of management in housing and communal complex. The purpose of the article is to identify ways to increase the energy efficiency. Methods To analyze the current state of the housing and municipal complex of the Tomsk region and to identify the causes influencing the decline of energy efficiency, we used empirical and statistical analyses methods. Results We have solved the following tasks: defined the mechanisms to manage the housing and utility complex (technological policy, the policy of energy saving and resource efficiency, tariff and personnel policies); analyzed the mechanisms data and their impact on governance of energy efficiency of the housing and municipal complex; identified major areas for improvement in the management of energy efficiency of the housing complex of the Tomsk region. Conclusions and Relevance We concluded that the current system of housing complex is inefficient, because the governance mechanisms are ineffective (technological policy, the policy of energy saving and resource efficiency, tariff and personnel policies). The consequence of this is the reduction of energy efficiency, which leads to escalation of the crisis and the poor functioning of the housing and municipal complex. To exit from the current situation, all the elements of the control action should be aimed at improving the energy efficiency of the housing and communal complex of the Tomsk region.

Keywords: housing and utility complex, management, energy efficiency, energy saving, resource efficiency, technological policy, personnel policy, tariff policy

References

1. Bazhenov S.I. Osnovnye podkhody k modelirov-aniyu sistemy upravleniya ZhKKh v usloviyakh rynochnykh preobrazovanii [The major approaches to modeling a control system of housing and communal services in the conditions of market transformation]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii-Journal of economic theory, 2008, no. 4, pp. 277-283.

2. Bazhenov S.I. Klasternyi podkhod k razvitiyu zhil-ishchno-kommunal'nogo khozyaistva regiona [A cluster approach to the development of housing and communal services of the region]. Ekonomika regiona - Region's economics, 2012, no. 1, pp. 270-275.

3. D'yakov A.F. Puti povysheniya nadezhnosti ener-gosnabzheniya strany [Ways to increase the reliability of power supply of the country]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk - Herald of Russian Academy of Sciences, 2012, vol. 82, no. 3, p. 214.

4. Kovylyanskii Ya.A., Krasovskii B.M., Grishkova A.V Nadezhnost' i kachestvo teplosnabzheniya - prioritety SNIP 41-02-2003. Teplovye seti [Reliability and quality of heat supply are the priorities of Construction Norms and Regulations 41-02-2003. Thermal networks]. Teploenergetika -Heat power engineering, 2006, no. 8, pp. 72-77.

5. Kuritsyn B.N., Spirin A.V, Sergeeva S.A., Malaya E.M. Modelirovanie i optimizatsiya radial'nykh teplovykh setei s uchetom parametrov nadezhnosti [Modeling and optimization of radial thermal networks considering reliability parameters]. Privolzhskii nauchnyi zhurnal - Volga scientific journal, 2010, no. 1, pp. 46-52.

6. Luk'yanets A.A., Chernov A.G., Rotar' V.G. Pri-menenie kontseptsii sbalansirovannogo upravleniya pri razrabotke programm razvitiya territorii [Applying the concept of the balanced management when developing programs of development of the territory]. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika - Science review: theory and practice, 2013, no. 1, pp. 130-133.

7. Luk'yanets A.A., Chernov A.G., Rotar' V.G. Sistema sbalansirovannykh pokazatelei dlya upravleniya regional' nym kommunal'nym kompleksom [A system ofbalanced indicators to manage a regional municipal complex]. Region: ekonomika

i sotsiologiya - Region: economy and sociology, 2010, no. 4, pp. 275-292.

8. Luk'yanets A.A., Rotar' VG., Shumskii A.A., Erofeev E.L., Chernov A.G. Planirovanie kak vazhneishii etap regu-lirovaniya rynka kommunal'nykh uslug v munitsipal'nom obrazovanii [Planning as the most important stage of regulation of the market of utilities in municipality]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya - Almanac of modern science and education, 2008, no. 3, pp. 110-114.

9. Luk'yanets A.A. Sbalansirovannoe upravlenie regional'nym kommunal'nym kompleksom [Balanced management of a regional municipal complex]. Upravlencheskii uchet - Management accounting, 2010, no. 5, pp. 31-38.

10. Orlov M.E., Rotov P.V., Sharapov V.I. Povyshenie nadezhnosti i energeticheskoi effektivnosti teplofikatsion-nykh sistem [An increase of reliability and power efficiency of heating systems]. Nadezhnost'i bezopasnost'energetiki -Reliability and safety of power industry, 2012, no. 16, pp. 22-26.

11. Polivanov V.I. O gosudarstvennoi sisteme kontrolya nadezhnosti i podkhodakh nekommercheskogo partnerstva "rossiiskoe teplosnabzhenie" k voprosu povysheniya nadezhnosti sistem teplosnabzheniya [About the State monitoring system of reliability and approaches of non-profit partnership "Russian heat supply" to the issue of increase of reliability of heat supply systems]. Energetik-Powerman, 2010, no. 7, pp. 28-29.

12. Svistunov A.V. Ekonomicheskie mekhanizmy tarifnogo regulirovaniya v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve [Economic mechanisms of tariff regulation in housing and municipal services]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy - Modern economy: problems, tendencies, prospects, 2011, no. 5, p. 13.

13. Semenov V.N. Osobennosti gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva v zhilishchno-kommunal'noi sfere v oblasti energosberezheniya [Public-private partnership in the housing and municipal sphere in the field of energy saving]. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya - FES: Finance. Economy. Strategy, 2011, no. 9, pp. 41a-45.

14. Semikashev V.V., Voronina S.A., Nekrasov A.S. Problemy obespecheniya naseleniya Rossii teplovoi energiei [Issues of providing the population of Russia with heat energy] . Problemy prognozirovaniya - Problems of forecasting, 2012, no. 2, pp. 24-34.

15. Semikashev V.V. Potreblenie teplovoi energii naseleniem Rossii [Consumption of thermal energy by the population of Russia]. Problemy prognozirovaniya -Problems of forecasting, 2010, no. 4, pp. 73-86.

16. Seliverstov A.A. Formirovanie i ispol'zovanie modelei upravleniya zhilishchnym khozyaistvom goroda na osnove situatsionnogo podkhoda [Formation and the use of models of management of city housing on the basis of a situational approach]. Sibirskaya finansovaya shkola - Journal of Siberian Financial School, 2008, no. 3, pp. 48-51.

17. Feklistov O.I. Sistemnaya organizatsiya upravleniya

resursnym potentsialom predprinimatel'skikh struktur ZhKKh v resursosberegayushchei deyatel'nosti [The system organization of management of the resource capacity of enterprise structures of housing and communal services in resource-saving activity]. Innovatsii - Innovation, 2011, no. 11, pp. 72-75.

18. Feklistov O.I. Upravlenie kachestvom zhilishchno-kommunal'nykh uslug v predprinimatel'skikh strukturakh zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa [Quality management of housing and municipal services in enterprise structures of a housing and municipal complex]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii - Economic renovation ofRussia, 2011, no. 4, pp. 137-142.

19. Tsyrenzhapov Ch.D. Finansy v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve: finansovo-pravovoi aspekt [Finance in housing and communal services: a financial and legal aspect]. Problemy ucheta i finansov - Issues of accounting and finance, 2011, no. 2, pp. 60-61.

20. Shadeiko N.R. Analiz tendentsii i vyrabotka podkhodov k razrabotke effektivnoi modeli upravleniya kommunal'nym khozyaistvom [Analysis of tendencies and elaboration of approaches to development of the effective model of management of municipal services]. Sibirskaya finansovaya shkola - Journal of Siberian Financial School, 2008, no. 3, pp. 51-54.

Nikolai N. MINAEV

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation [email protected]

Yuliya A. KOLYKHAEVA

Tomsk State University of Architecture and Building, Sharypovo, Krasnoyarsk Krai, Russian Federation [email protected]

Kristina E. FILYUSHINA

Tomsk State University of Architecture and Building,

Tomsk, Russian Federation

[email protected]

Ol'ga I. DOBRYNINA

Tomsk State University of Architecture and Building, Village of Kazachinskoye,

Kazachinsko-Leninsky District, Irkutsk Region, Russian Federation

[email protected]

Acknowledgments

The article was prepared with the financial support from and within performance of the State budget theme No. 577 of "Research of regularities of the management processes of increasing the energy efficiency and economic feasibility of introducing technologies of energy saving in the Housing and Utility Complex".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.