УДК 641-614.3
Анализ фитосанитарных рисков
при обеспечении безопасности растительного сырья,
продукции и растений
В.А. Матисон, д-р техн. наук, М.А. Прокопова, канд. техн. наук, Н.И. Арутюнова, канд. техн. наук,Е.В. Захарова, аспирант Московский государственный университет пищевых производств
Вступление Российской Федерации в ВТО накладывает обязательства по выполнению требований нормативных документов данной международной организации. В отношении продовольственных товаров это касается многостороннего соглашения SPS по санитарным и фитосанитарным мерам. Нормативная база соглашения SPS основана на международных стандартах Комиссии Codex Alimentarius, Всемирной организации здоровья животных (OIE) и Международного соглашения по защите растений (IPPC-International Plant Protection Convention).
Международное соглашение по защите растений ведет свое начало с 6-й Конференции продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) 1951 г. и имеет своей миссией обеспечение сотрудничества между государствами в сфере защиты растительных ресурсов мира от интродукции и распространения вредных организмов с целью достижения продовольственной безопасности, сохранения биологического разнообразия и содействия торговле. Эта цель выполняется при решении следующих задач:
защита промышленности и потребителей от расходов на борьбу с вредными организмами и их ликвидацию;
развитие торговли за счет безопасного перемещения растительной продукции и растений;
защита сельхозпроизводителей от экономических последствий массового распространения вредных организмов;
защита окружающей среды от потери биоразнообразия и защита экосистем от потери жизнеспособности.
Конвенция IPPC подписана 177 договаривающимися сторонами, представленными национальными организациями. Для координации работы созданы девять региональных организаций и Секретариат IPPC при ФАО.
В соответствии с принципом «гармонизации» ВТО рекомендует своим членам привести национальные санитарные и фитосанитарные нормы
в соответствие с международными стандартами IРРС. Глобализация международной торговли, и в первую очередь пищевыми и сельскохозяйственными продуктами, требует от организаций ООН и других международных институтов развития методологии идентификации, оценки, устранения и управления рисками, связанными с продовольственной безопасностью, определяющей физическую и экономическую доступность, достаточность поставок качественной и безопасной продовольственной продукции. 1РРС играет существенную роль при обеспечении безопасности поставок пищевой продукции и развитии потенциала стран в области мониторинга и реагирования на риски, связанные с вредными организмами.
IРРС как структура ФАО имеет мандат этой организации ООН на выполнение всеобъемлющей цели по предотвращению продовольственных потерь и защиту природных ресурсов от повсеместной угрозы интродукции и распространения вредных организмов.
Одним из важнейших направлений в деятельности IРРС является анализ фитосанитарного риска (АФР), с помощью которого первоначально устанавливают, является ли организм вредным, и при положительном ответе оценивают вероятность интродукции и распространения организма, а также зону действия и величину экономических последствий. АФР проводится на основе изучения биологических, экономических и других научных данных. В случае признания риска неприемлемым осуществляется управление с целью снижения риска до приемлемого уровня путем разработки фитосанитарных регламентаций.
Алгоритм проведения АФР зависит от первоначальных условий. Продовольственная продукция может сама по себе не представлять фитосанитарного риска, но содержать вредные организмы. В других случаях сельскохозяйственная продукция может сама представлять фитосанитарный риск.
Процесс проведения анализа фитосанитарного риска осуществляется, как показано на рис. 1, в три стадии.
Входные данные процесса создания нового или пересмотра существующего АФР основываются на возникновении следующих ситуаций:
предлагается импорт товара, который ранее не импортировался, или товара из новой зоны происхождения;
определен иной путь распространения вредного организма, чем импорт товара (естественное распространение, упаковочный материал, мусор, компост, багаж пассажиров и т. д.);
установлено изменение восприимчивости растения к вредному организму;
изменилась вирулентность, агрессивность или спектр растений-хозяев вредного организма;
существует намерение импортировать в целях селекции и/или научных исследований какой-либо вид или сорт растения, которое не инт-родуцировалось ранее и в отношении которого еще не установлено, может ли оно являться хозяином для вредных организмов.
Первая стадия - «Подготовительный этап» - содержит четыре элемента (рис. 2).
При выполнении первого этапа осуществляется скрининг таксоно-метрической принадлежности организма и идентифицируются индика-
Входные Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Выход
данные Подготови- Оценка Управление Результат
тельный этап фитосанитарного риска фитосанитарным риском АФР
w w w W
Рис. 1. Схема процесса анализа фитосанитарного риска
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
Идентифика- Определение Оценка пред- Результаты
ция вредного зоны АФР шествую- выполнения
организма 1 щих АФР первой стадии
Рис. 2. Этапы выполнения первой стадии АФР
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Категоризация Оценка возможности Оценка потенциальных
вредного интродукции экономических
организма и распространения последствий
Рис. 3. Этапы выполнения второй стадии АФР
торные признаки организма, которые указывают на его вредоносность. К этим индикаторным признакам относятся:
история предшествующей успешной акклиматизации в новых районах;
фитопатогенные характеристики; характеристики фитофагии; случаи обнаружения, совпадающие с наблюдаемыми повреждениями растений;
принадлежность к таксонометри-ческим группам (семейству или роду), содержащим известные вредные организмы;
способность быть переносчиком известных вредных организмов.
Если такие признаки не выявлены, то можно сделать вывод о том, что рассматриваемый организм не является вредным и что анализ может быть прекращен с занесением в протокол основания для данного решения.
Необходимость разработки нового АФР или пересмотра уже существующего может возникнуть в ситуациях, когда:
обнаружено заражение или очаг нового вредного организма;
сообщается, что вредный организм оказался более вредоносным, чем было известно прежде;
организм установлен в качестве переносчика для других признанных вредных организмов;
совершается изменение статуса или встречаемости вредного организма в зоне АФР;
новый вредный организм обнаружен в импортируемом товаре;
вредный организм многократно выявляется при импорте.
На втором этапе определяется зона, для которой проводится АФР. Это может быть часть страны, целая страна или несколько стран. Анализ возможности акклиматизации, потенциального распространения вредного организма должен относиться только к определенной зоне.
Третий этап связан с исследованием возможности проведения АФР для анализируемого организма ранее и определения его достоверности. Возможность использования предшествующего АФР для установленной зоны должна быть подтверждена. При проведении нового АФР допустимо использовать исследования, выполненные для сходного организма и включающие пути распространения, оценки воздействия на окружающую среду и т. п.
Результатом выполнения подготовительного этапа является идентификация вредных организмов, путей их распространения и установление зоны АФР. Для организмов, которые не являются вредными, дальнейший АФР не проводится. Для вредных организмов процесс анализа продолжается на второй и третьей стадиях.
Вторая стадия АФР - «Оценка фи-тосанитарного риска» - состоит из трех элементов (рис. 3).
На этапе категоризации устанавливается, соответствует ли идентифицированный на первой стадии вредный организм критериям, определяющим его в качестве карантинного вредного организма.
При категоризации определяются следующие параметры вредного организма:
наименование рассматриваемого вредного организма;
его наличие или отсутствие в зоне АФР;
его регулярный статус; потенциальная возможность его акклиматизации и распространения в зоне АФР;
потенциальная возможность нанесения экономического ущерба (включая ущерб окружающей среде) в зоне АФР.
Если установлено, что рассматриваемый вредный организм имеет потенциальную возможность быть карантинным вредным организмом, то процесс АФР продолжают. Если вредный
организм не отвечает всем критериям карантинного вредного организма, то процесс АФР в отношении этого вредного организма прекращают.
На втором этапе оценивается вероятность интродукции и распространения. Оценка вероятности интродукции вредного организма, включающего как его проникновение, так и акклиматизацию, требует анализа каждого из путей его распространения. В первую очередь в АФР инициированным конкретным путем распространения, в большинстве случаев импортируемым товаром, вероятность оценивается именно для этого пути распространения.
Для вредных организмов, не связанных с определенными путями распространения, рассматривают все возможные пути.
Пути распространения, оцениваемые в АФР, обычно связаны с географией поставок товаров. Другими путями распространения являются упаковочные материалы, люди, багаж, транспортные средства и т. п.
При анализе должны быть определены факторы окружающей среды, например, пригодность климата, почвы, конкуренция вредных организмов и т. п.
Оценка вероятности интродукции может быть как количественной, так и качественной, а также сочетанием этих двух характеристик. Определяются и зоны АФР, где экологические факторы способствуют акклиматизации вредных организмов.
Третий этап относится к оценке предполагаемых экономических последствий при различных уровнях экономического анализа. Оценка фитосани-тарного риска в первую очередь фокусируется на вероятности интродукции и распространения. Знание уровня экономического ущерба необходимо для определения жесткости мер по управлению риском и для оценки рентабельности предотвращения интродукции. Особо следует отметить, что большинство прямых воздействий вредных организмов имеют последствия для торговли и конкретных рынков, поэтому их следует идентифицировать и оценить количественно.
Оценка вероятности интродукции вредного организма и ее экономических последствий содержит много неопределенностей. Неопределенность является составной частью риска и поэтому необходимо задокументировать имеющиеся области неопределенности и степень неопределенности при оценке.
На третьей стадии выполняется оценка управления риском. При этом результаты, полученные после выполнения второй стадии, используются для выработки решения по
быть доказанными, рентабельными и осуществимыми;
принцип «минимального воздействия» - меры не должны ограничивать торговлю более, чем это необходимо Меры следует применять к минимальной площади, необходимой для эффективной защиты зоны, подверженной опасности;
принцип «эквивалентности» - в случае выявления различных фито-санитарных мер, дающих одинаковый результат, их следует признавать в качестве альтернативных;
принципы «отсутствия дискриминации» - если рассматриваемый вредный организм акклиматизировался в зоне АФР, но ограниченно распространен и с ним проводится официальная борьба, то фитосанитарные меры при импорте не должны быть более жесткими, чем меры, применяемые в пределах зоны АФР. Таким же образом фитосанитарные меры не должны различаться в отношении экспортирующих стран, имеющих одинаковый фитосанитарный статус;
принцип «модификации» устанавливает, что при изменении условий и появлении новых сведений фитосанитарные меры будут немедленно модифицированы либо путем введения запретов, ограничений или требований, необходимых для их успешного применения, либо путем отмены тех из них, которые оказались ненужными.
Результатом использования методологии является идентификация и оценка фитосанитарного риска и выбор одного или более вариантов управления, в отношении которых установлено, что они уменьшают риск до приемлемого уровня. Одним из вариантов может быть случай, когда никаких мер применять не надо, так как риск имеет приемлемый уровень.
Успешность принятых мер определяется путем мониторинга. Принцип «прозрачности» реализуется документированием результатов анализа и мониторинга фитосанитарного риска и их доступности для заинтересованных лиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделев, Д.А. Безопасность и качество продуктов питания: Учебник/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон. -М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010. - 295 с.
2. International Standard for Phytosanitary Measures. Pest risk analysis for quarantine pests including analysis for environmental risks and living modified organisms. ISPM №11. 2004. FAO. ROME.
3. International Standard for Phytosanitary Measures. Framework for pest risk analysis. ISPM №2. 2007. FAO. ROME.
4. International Standard for Phytosanitary Measures. Pest risk analysis for regulated non-quarantine pests. ISPM №21. 2004. FAO. ROME.
дальнейшему управлению риском. Оценка управления фитосанитарным риском является процессом выявления путей реагирования на идентифицированный риск и оценки эффективности действий по приемлемым и результативным вариантам, учитывая, что достижение нулевого риска нецелесообразно, так как это может потребовать неоправданных затрат и не дать ожидаемого эффекта. Необходимо учитывать, что фитосанитарные риски принимаются со значительным уровнем неопределенности, и варианты управления должны учитывать это.
Фитосанитарный риск определяется путем рассмотрения результатов оценок вероятности интродукции и экономического ущерба. Если этот риск признан неприемлемым, то первым шагом в оценке управления риском является определение возможных фитосанитарных мер, которые уменьшат этот риск до или ниже приемлемого уровня. Меры не являются оправданными, если риск уже приемлем.
Подходящие варианты управления фитосанитарным риском следует выбирать исходя из их эффективности в уменьшении интродукции рассматриваемого вредного организма. Этот выбор должен основываться на следующих принципах: фитосанитарные меры должны
Анализ фитосанитарных рисков при обеспечении безопасности растительного сырья, продукции и растений
Ключевые слова
анализ рисков, безопасность, Всемирная торговая организация, гармонизация, продукция, сырье, управление риском.
Реферат
Статья посвящена актуальным вопросам анализа фитосанитарных рисков с целью достижения продовольственной безопасности, сохранения биологического разнообразия и содействия торговле. Подчеркивается, что в соответствии с принципом гармонизации Всемирная торговая организация рекомендует своим членам привести национальные санитарные и фитосанитарные нормы в соответствие с международными стандартами Международного соглашения по защите растений (IPPC). При анализе фитосанитарного риска (АФР) первоначально устанавливают, является ли организм вредным, и при положительном ответе оценивают вероятность интродукции и распространения организма, а также зону действия и величину экономических последствий. В случае признания риска неприемлемым осуществляется управление с целью снижения риска до приемлемого уровня путем разработки фитосанитарных регламентаций. АФР осуществляется в три стадии: подготовительный этап, оценка фитосанитарного риска, управление риском. Результатом использования методологии АФР является идентификация и оценка фитосанитарного риска, а также выбор одного или более вариантов управления посредством введения фитосанитарных мер. При изменении условий или появлении новых сведений эти меры могут быть модифицированы и ужесточены или, в другом случае, отменены, будучи ненужными.
Авторы
Матисон Валерий Арвидович, д-р техн. наук, профессор, Прокопова Мария Александровна, канд. техн. наук, доцент, Арутюнова Наталья Игоревна, канд. техн. наук, доцент, Захарова Елена Витальевна, аспирант,
Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское ш., д. 11, [email protected]
Pest Risk Analysis, while Ensuring the Safety of Vegetable Raw Materials, Products and Plants
Key words
risk analysis, security, World Trade Organization, harmonization, production, raw materials, risk management.
Abstracts
The article is devoted to topical issues of pest risk analysis in order to achieve food security, biodiversity conservation and trade facilitation. It is emphasized that, in accordance with the principle of harmonization of the World Trade Organization recommends that its members bring national sanitary and phytosanitary standards in line with international standards of the International Agreement on Plant Protection (IPPC). During pest risk analysis (PRA) is initially set, whether the harmful organism, and in the affirmative, estimate the probability of introduction and spread of the organism, as well as the coverage and the amount of the economic consequences. In the event that an unacceptable risk is managed in order to reduce risk to an acceptable level through the development of phytosanitary regulations. PRA is carried out in three stages: the preparatory stage, pest risk assessment, risk management. The result of the use of the methodology is the identification of the PRA and pest risk assessment, as well as the selection of one or more management options through the introduction of phytosanitary measures. As conditions change or new information, these measures can be modified and tightened or, in another case, canceled, being obsolete.
Authors
Matison Valeriy Arvidovich, Doctor of Technical Science, Professor, Prokopova Mariya Alexandrovna, Candidate of Technical Science, Docent, Arutyunova Natalya Igorevna, Candidate of Technical Science, Docent, Zakharova Elena Vitalyevna, Graduate Student, Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 109125, [email protected]