Научная статья на тему 'Система анализа рисков в Российской Федерации при допуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного происхождения'

Система анализа рисков в Российской Федерации при допуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного происхождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РИСКА / ОЦЕНКА РИСКА / ВТО / ИМПОРТ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / RISK ANALYSIS / RISK ASSESSMENT / WTO / IMPORT / SECURITY OF ANIMAL OR PLANT ORIGIN PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосов Ярослав Константинович, Никитина Валерия Александровна, Норкина Елена Владимировна

Статья посвящена правовым вопросам применения анализа рисков в Российской Федерации при допуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного происхождения. Рассматривается необходимость внедрения системы анализа рисков в деятельность Россельхознадзора. Исследованы нормативные правовые акты РФ в области ветеринарии и фитосанитарии, содержащие положения об анализе рисков. Сделан вывод, что анализ фитосанитарных рисков на нормативно-правовом уровне урегулирован более подробно. В связи с этим предлагается разработать порядок осуществления и анализа ветеринарных рисков. Кроме того, освещены этапы анализа риска, а именно идентификация риска, оценка риска, управление риском, информирование о риске, а также аудит риска. Необходимость проведения оценки риска закреплена на международном уровне (в Соглашении о санитарных и фитосанитарных мерах 1994 г.). О важности проведения оценки рисков в соответствии с международными стандартами и требованиями свидетельствует практика рассмотрения споров в Органе по разрешению споров ВТО. В силу того что оценка является важным этапом в системе анализа риска при принятии каких-либо решений в отношении ввозимой продукции, представляется необходимым ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и ФГБУ «ВНИИКР» (подведомственным учреждениям Россельхознадзора) разработать методологическое обеспечение проведения оценки рисков в рамках своей компетенции. Обращается внимание на важность использования информационно-аналитических систем при анализе риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF RISK ANALYSIS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE ADMISSION OF IMPORTED PRODUCTS OF ANIMAL OR PLANT ORIGIN TO THE DOMESTIC MARKET

The article is devoted to the legal aspects of risk analysis in the Russian Federation used for admitting imported products of animal or plant origin to the domestic market. The authors assume that the system of risk analysis should be implemented by the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor). They investigate a number of legal acts concerning risk analysis in the veterinary and phytosanitary sphere and conclude that the regulation of phytosanitary risk analysis is more detailed. In this regard the authors propose to develop the procedure of veterinary risk analysis. Besides that, there is a review of the following stages of risk analysis: risk identification, risk assessment, risk management, risk reporting and audit of risk. The necessity for risk assessment is enshrined at the international level (particularly in the Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures of 1994). The practice of the WTO dispute settlement body indicates the importance of risk assessment in accordance with international standards and requirements. Due to the fact that risk assessment is an important step in the system of risk analysis when deciding on imported products, the Federal Centre for Animal Health, the All-Russian State Center for Quality and Standardization of Veterinary Drugs and Feed and the All-Russian Plant Quarantine Centre as institutions subordinated to the Rosselkhoznadzor should develop methodological support for risk assessment within their competence. The article also draws attention to the importance of the use of information and analytical systems in risk analysis.

Текст научной работы на тему «Система анализа рисков в Российской Федерации при допуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного происхождения»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

СИСТЕМА АНАЛИЗА РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ДОПУСКЕ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ИМПОРТИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

ЖИВОТНОГО ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Федосов Ярослав Константинович

Руководитель Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ» (Москва), e-mail: [email protected]

Никитина Валерия Александровна

Начальник Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ» (Москва), e-mail: [email protected]

Норкина Елена Владимировна

Старший специалист Отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков

и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ» (Москва), e-mail: [email protected]

Статья посвящена правовым вопросам применения анализа рисков в Российской Федерации при допуске на внутренний рынок импортируемой продукции животного или растительного происхождения. Рассматривается необходимость внедрения системы анализа рисков в деятельность Россельхознадзора. Исследованы нормативные правовые акты РФ в области ветеринарии и фитосанитарии, содержащие положения об анализе рисков. Сделан вывод, что анализ фитосанитарных рисков на нормативно-правовом уровне урегулирован более подробно. В связи с этим предлагается разработать порядок осуществления и анализа ветеринарных рисков. Кроме того, освещены этапы анализа риска, а именно идентификация риска, оценка риска, управление риском, информирование о риске, а также аудит риска. Необходимость проведения оценки риска закреплена на международном уровне (в Соглашении о санитарных и фитосанитарных мерах 1994 г.). О важности проведения оценки рисков в соответствии с международными стандартами и требованиями свидетельствует практика рассмотрения споров в Органе по разрешению споров ВТО. В силу того что оценка является важным этапом в системе анализа риска при принятии каких-либо решений в отношении ввозимой продукции, представляется необходимым ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и ФГБУ «ВНИИКР» (подведомственным учреждениям Россельхознадзора) разработать методологическое обеспечение проведения оценки рисков в рамках своей компетенции. Обращается внимание на важность использования информационно-аналитических систем при анализе риска.

Ключевые слова: анализ риска, оценка риска, ВТО, импорт, обеспечение безопасности продукции животного или растительного происхождения

THE SYSTEM OF RISK ANALYSIS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE ADMISSION OF IMPORTED PRODUCTS OF ANIMAL OR PLANT ORIGIN TO THE DOMESTIC MARKET

Fedosov Yaroslav

FGBI «VGNKI», Centre of risk analysis and international legal cooperation in the WTO system and other international organizations (Moscow), e-mail: [email protected]

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Nikitina Valeriya

FGBI «VGNKI», Centre of risk analysis and international legal cooperation in the WTO system and other international organizations (Moscow), e-mail: [email protected]

Norkina Elena

FGBI «VGNKI», Centre of risk analysis and international legal cooperation in the WTO system and other international organizations (Moscow), e-mail: [email protected]

The article is devoted to the legal aspects of risk analysis in the Russian Federation used for admitting imported products of animal or plant origin to the domestic market. The authors assume that the system of risk analysis should be implemented by the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor). They investigate a number of legal acts concerning risk analysis in the veterinary and phytosanitary sphere and conclude that the regulation of phytosanitary risk analysis is more detailed. In this regard the authors propose to develop the procedure of veterinary risk analysis. Besides that, there is a review of the following stages of risk analysis: risk identification, risk assessment, risk management, risk reporting and audit of risk. The necessity for risk assessment is enshrined at the international level (particularly in the Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures of 1994). The practice of the WTO dispute settlement body indicates the importance of risk assessment in accordance with international standards and requirements. Due to the fact that risk assessment is an important step in the system of risk analysis when deciding on imported products, the Federal Centre for Animal Health, the All-Russian State Center for Quality and Standardization of Veterinary Drugs and Feed and the All-Russian Plant Quarantine Centre as institutions subordinated to the Rosselkhoznadzor should develop methodological support for risk assessment within their competence. The article also draws attention to the importance of the use of information and analytical systems in risk analysis.

Key words: risk analysis, risk assessment, WTO, import, security of animal or plant origin products

Государство-импортер при допуске на внутренний рынок экспортной продукции животного или растительного происхождения стремится в первую очередь обеспечить безопасность такой продукции. Одним из инструментов обеспечения безопасности является применение санитарных и фитосанитарных норм. Основное их предназначение заключается в «охране здоровья населения, защите животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них»1.

Для более эффективного обеспечения безопасности импортируемой продукции животного или растительного происхождения, как показывает практика, соответствующие органы государства должны проводить системный анализ рисков, связанных с поставками продукции растительного и животного происхождения. По результатам такого анализа принимаются меры, которые позволяют избежать неблагоприятных последствий.

Неприменение же своевременных мер по обеспечению безопасности продукции может привести к серьезным деструктивным экономическим и социальным последствиям. Так, фитофтороз картофеля стал причиной ужасного голода в 40-х гг. XIX в. в Ирландии. В 70-х гг. ХХ в. в страны Африки с продовольственной помощью был случайно завезен вредный организм, с которым страны борются до сих пор2. Убытки

1 Международное экономическое право: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2012. С. 89-90.

2 Офиц. сайт МККЗР. URL: https://www.ippc.mt/en/news/the-ippc-semmar-plant-health-standards-and-food-security (дата обращения: 20.06.2016).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

России за последние восемь лет из-за распространения африканской чумы свиней составили 40 млрд руб.1 В 2007 г. в Великобритании ущерб от восьми вспышек ящура за два месяца и от введенных в связи с ними ограничений на транспортировку скота составил 250 млн фунтов стерлингов2. В США инвазия Р. гатогит «привела к значительным экономическим потерям, связанным с гибелью и дальнейшим уничтожением пораженных 11 ценных древесных, кустарниковых пород, декоративных растений, посадочного материала», что обусловило ограничение внешней и внутренней торговли; «в период 2005-2007 годов на Национальную программу по выявлению и борьбе с Р. гатогит, включающей и научные исследования, из Федерального бюджета США ежегодно выделялось по 20 миллионов долларов»3.

Таким образом, для обеспечения безопасности продукции, а также выполнения обязательств, взятых государствами при присоединении к ВТО4, важно и необходимо внедрение системы анализа рисков в деятельность государственных органов. В некоторых странах такие системы уже применяются в течение длительного времени (например, в США в деятельности Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов5 и Службы безопасности и контроля за продуктами питания6).

В целях обеспечения безопасности продукции в РФ представляется необходимым применение системы анализа рисков в деятельности Россельхознадзора как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего «функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных»7.

По результатам анализа нормативных правовых актов РФ можно констатировать, что положения об анализе рисков в сфере фитосанитарии содержатся в следующих актах:

постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», где за Россельхознадзором закреплено полномочие по проведению анализа фитосани-тарных рисков;

1 URL: https://rg.ru/2016/12/19/ushcherb-ot-afrikanskoj-chumy-svinej-nachali-ischisliat-uzhe-miUiardami-rublej. html (дата обращения: 15.02.2017).

2 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=140661 (дата обращения: 15.02.2017).

3 Сурина Т. А. Фитофторозные корневые гнили древесных и кустарниковых растений и их диагностика: дис. ... канд. биол. наук. М., 2015. С. 10-11.

4 Федосов Я. К. Специфика риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности // VI междунар. ветеринарный конгресс «Единый мир - единое здоровье»: материалы Конгресса (Россия, Сочи, 12-15 апреля 2016 года). Сочи, 2016. С. 254.

5 Risk Analysis at FDA: Food Safety // URL: http://www.fda.gov/Food/FoodScienceResearch/RiskSafetyAssess-ment/ucm243439.htm (дата обращения: 18.02.2017).

6 Risk Analysis // URL: https://www.fsis.usda.gov/wps/portal/fsis/topics/food-safety-education/get-answers/food-safety-fact-sheets/production-and-inspection/risk-analysis/risk-analysis (дата обращения: 18.02.2017).

7 Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 (ред. от 9 сентября 2016 г.) // Рос. газ. 2004. 15 июля.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Федеральный закон «О карантине растений»1, согласно которому анализ фито-санитарного риска (далее - АФР) проводится в порядке, установленном Правительством РФ;

постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска»2 (далее - постановление Правительства РФ № 770): им утвержден порядок АФР, а также предусмотрена методика осуществления АФР, подлежащая утверждению Министерством сельского хозяйства РФ;

постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»3, которое определяет, что в перечень программ входит «управление рисками в подотраслях растениеводства», результатами чего должно стать снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства.

Нормы об анализе рисков в сфере ветеринарии закреплены в следующих актах:

Закон РФ «О ветеринарии»4, согласно которому «порядок разработки и реализации мер по управлению рисками5... определяет федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела». Также в указанном Законе приводится перечень решений, которые принимаются «по результатам государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, с учетом системы управления рисками»;

постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», определяющее, что в перечень программ входит «управление рисками в подотраслях животноводства», результатами чего должно стать снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства.

Отдельно стоит отметить ряд документов:

Методические указания по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности6, где указывается, что при выборе процедуры отбора проб необходимо учесть «оценку анализа рисков (вероятность обнаружения отклонения контролируемого показателя)»;

1 О карантине растений: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4207.

2 Об утверждении Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска: постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 770 // СЗ РФ. 2016. № 33. Ст. 5194.

3 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (ред. от 19 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

4 О ветеринарии: Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857.

5 Порядок включает в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками.

6 Методические указания по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности: утв. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 21 мая 2009 г. (официально не опубликованы) // ИПС «Гарант».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Методические указания по идентификации, оценке и управлению рисками при импортно-экспортных мероприятиях с животными и продукцией животного происхождения ФГБУ «ВНИИЗЖ»1;

Методика анализа фитосанитарного риска подкарантинной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию.

Таким образом, анализ фитосанитарных рисков на нормативно-правовом уровне урегулирован более подробно. Представляется целесообразным в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» закрепить за Россельхознадзором полномочие по проведению анализа ветеринарных рисков, а также разработать порядок осуществления анализа ветеринарного риска подобно порядку осуществления анализа фитоса-нитарного риска, установленному в постановлении Правительства РФ № 770.

Касательно методологического обеспечения осуществления анализа рисков следует отметить, что такое обеспечение имеется в отношении идентификации, оценки и управления рисками при импортно-экспортных мероприятиях с животными и продукцией животного происхождения; анализа фитосанитарного риска подкарантин-ной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию. Однако предусмотренная Федеральным законом «О карантине растений» и постановлением Правительства РФ № 770 методика анализа фитосанитарного риска подкарантинной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию, на данный момент не утверждена Министерством сельского хозяйства.

Говоря о системе анализа рисков, необходимо понимать этапы данной системы. Общеизвестно, что анализ риска состоит из следующих основных этапов: идентификация риска, оценка риска, управление риском, информирование о риске. Также в качестве самостоятельного этапа можно выделить аудит риска.

Риски идентифицируются на основании имеющейся информации. Идентификация риска будет проведена успешно только при наличии полной и достоверной информации. Перечень данных должен быть исчерпывающим и, что не менее важно, актуальным. Так, согласно Методическим указаниям по идентификации, оценке и управлению рисками при импортно-экспортных мероприятиях с животными и продукцией животного происхождения ФГБУ «ВНИИЗЖ» идентификация риска (опасности) «состоит из составления списка патогенов, связанных с видами ввозимых животных или с видами, из которых получены товары».

После идентификации риска осуществляется оценка риска. В Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО членами ВТО была отмечена необходимость проведения анализа оценки риска в соответствии с Соглашением о санитарных и фитосанитарных мерах 1994 г. (далее - СФС Соглашение), международными стандартами, рекомендациями и руководствами (п. 1012).

По ст. 5 СФС Соглашения государства-члены ВТО должны обеспечивать, «чтобы в основу их санитарных или фитосанитарных мер была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей, животных или растений, причем осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями».

1 О результатах научно-исследовательской деятельности ФГБУ «ВНИИЗЖ» за 2013 год // Офиц. сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/arriah/newsDetails.html?id=99166 (дата обращения: 19.09.2016).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

В споре «Япония - меры, затрагивающие импорт яблок»1 отмечалось, что ст. 5.1 СФС Соглашения только устанавливает требование, что методы оценки рисков «должны приниматься во внимание», нежели «основываться» или «соответствовать»2. Третейская группа пришла к заключению, что, хотя методы оценки рисков должны рассматриваться в качестве международных стандартов, их несоблюдение не будет означать нарушения требований ст. 5.1 СФС Соглашения3. Тем не менее отсылка к методам оценки рисков по международным стандартам позволяет обеспечить проведение надлежащей оценки риска в значении ст. 5.1 СФС Соглашения4.

Хотя ст. 5 СФС Соглашения прямо не определяет международные организации, ст. 3, которая касается гармонизации, упоминает следующие организации5: Комиссия «Кодекс Алиментариус», Международное бюро по эпизоотии и международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений.

По решению Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 8356 «стороны должны обеспечить, чтобы санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры основывались на соответствующей оценке рисков жизни или здоровью человека, животного или растения, с учетом методик оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию „Кодекс Алиментариус", Международное эпизоотическое бюро, а также соответствующими международными и региональными организациями, действующими в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений» (три сестры ВТО).

Из сказанного следует, что оценка рисков должна проводиться на основе международных стандартов в рамках трех сестер ВТО. Кроме того, при оценке риска должны учитываться научные данные7.

Проблемой оценки риска может быть отсутствие или недостаточность научных данных, что в свою очередь обусловлено в том числе недостаточным количеством специалистов в области анализа риска, а также недостоверностью лабораторных исследований.

О важности проведения оценки рисков свидетельствуют споры, рассматриваемые в Органе по разрешению споров ВТО. Так, в споре «Австралия - меры, затрагиваю-

1 WT/DS245/R (15 July 2003) // Офиц. сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds245_e.htm (дата обращения: 05.05.2016).

2 Там же. Par. 8.241.

3 Там же.

4 Там же.

5 Стандарты МЭБ содержатся в Кодексе здоровья наземных животных от 1968 г. и Кодексе здоровья водных животных от 1995 г. Стандарты международных и региональных организаций, действующих в рамках МККЗР, закрепляются в МСФМ, в частности в МСФМ № 2, № 11; стандарты ЕОКЗР РМ 5/1 (1) «Перечень информации, требуемой для проведения анализа фитосанитарного риска»; РМ 5/3 «Руководство по анализу фитосанитарного риска: схема принятия решения для карантинных вредных организмов»; PM 5/5 (1) «Руководство по анализу фитосанитарного риска: схема поддержки принятия решения для экспресс-анализа фитосанитарного риска» и др. Стандарты Комиссии Кодекса Алиментариус содержатся в следующих документах: Рекомендации Кодекса Алиментариус CAC/GL 62-2007: Практические принципы проведения анализа риска в области безопасности продуктов питания для применения правительствами; Рекомендации Кодекса Алиментариус CAC/GL 80-2013: Руководство по применению оценки риска для кормов.

6 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 835 (ред. от 11 февраля 2014 г.). Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (URL: http://www.tsouz.ru) 21 октября 2011 г.

7 Принцип научной обоснованности мер зачастую игнорируется из-за политических установок государств-членов ВТО (Peel J. Science and Risk Regulation in International Law. Cambridge, 2010. P. 7).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

щие импорт лосося»1 третейская группа подняла вопрос о том, соответствует ли Отчет Австралии по оценке рисков при импорте лосося (декабрь 1996 г.) статьям 5.1 и 5.2 СФС Соглашения2.

Таким образом, оценка риска может быть предметом спора в ОРС ВТО, поэтому важно проводить оценку риска в соответствии с международными стандартами и требованиями. Обязанность компетентных органов следовать международным стандартам при выполнении своих функций закреплена в ряде наднациональных и национальных нормативных правовых актов3.

Стоит отметить, что в рамках подготовки обзора торговой политики РФ за 2016 г. государствами-членами ВТО было уделено большое внимание оценке риска. Так, были заданы вопросы о требованиях к оценке риска и методах ее проведения, а также вопросы об оценках риска по уже введенным мерам (подобные вопросы задавали ЕС, США, Украина)4.

На основании изложенного представляется необходимым ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и ФГБУ «ВНИИКР» (подведомственным учреждениям Россельхознадзора, на которые в соответствии с приказом Россельхознадзора от 12 сентября 2016 г. № 654 «Об организации работы по созданию и развитию системы анализа рисков» возложена обязанность по подготовке и проведению «оценки ветеринарных и фитосанитар-ных рисков, связанных с ввозом, вывозом, транзитом, производством, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией на территории Российской Федерации подконтрольной Россельхознадзору продукции») разработать методологическое обеспечение проведения оценки рисков в рамках своей компетенции.

Отметим, что для объективности оценка риска должна быть четко разграничена с управлением риском. В ЕС, например, в 2002 г. в указанных целях как орган исключительно по оценке риска в отношении безопасности продуктов питания было создано Европейское агентство по безопасности продуктов питания, который к тому же функционирует независимо от законодательной и исполнительной власти ЕС и государств-членов ЕС5.

На основании проведенной специалистами оценки риска при наличии достаточной информации компетентные органы государства принимают соответствующие меры. Так, в США при принятии управленческих решений учитывается и мнение общественности. В частности, в Законе США о защите растений 2000 г. определяется, что в целях анализа фитосанитарных рисков, связанных с импортом растений

1 WT/DS18/R (12 June 1998) // Офиц. сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds18_e.htm (дата обращения: 05.05.2016).

2 Там же.

3 К таким актам относятся, например, решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»; решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 625 «Об обеспечении гармонизации правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер с международными стандартами»; постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами».

4 Trade Policy Review. Russian Federation. Minutes of the Meeting: WT/TPR/M/345/Add.1: Question № 35 (EU). P. 136; Question № 37 (EU). P. 138; Question № 1 (Ukraine). P. 227; EU follow up question 23. P. 350 // URL: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(@Symbol=%20wt/tpr/m/345/add*)&Language=ENGL ISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true# (дата обращения: 30.01.2017).

5 About EFSA // URL: https://www.efsa.europa.eu/en/aboutefsa (дата обращения: 18.02.2017).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

и растительной продукции, для общественного обсуждения публикуется уведомление с описанием разрабатываемых процедур и стандартов1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность управления рисками повышается в том числе за счет использования информационно-аналитических систем2.

Еще одним этапом системы анализа риска является информирование о риске. Информирование о риске - это процесс, при котором затрагиваемым и заинтересованным сторонам передается информация и мнения относительно опасностей и рисков, а результаты оценки риска и предлагаемые меры по управлению риском предоставляются лицам, принимающим решения, и заинтересованным сторонам в импортирующей и экспортирующей странах. Процесс инициируется в начале анализа риска и продолжается на всех его этапах.

Информирование о риске должно представлять собой открытый, взаимный, цикличный и транспарентный обмен информацией, который может продолжаться после принятия решения об импорте.

На этапе аудита риска осуществляется контроль и проверка в отношении того, были ли достигнуты предполагаемые результаты по итогам управления риском, насколько эффективно было реализовано управление риском. Этап аудита риска направлен на оценку результативности и эффективности процесса управления риском.

В заключение отметим, что грамотно выстроенная система анализа рисков в ветеринарной и фитосанитарной сфере позволит компетентным органам эффективнее реализовывать государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности РФ и обеспечивать благополучие территории РФ в сфере ветеринарии и фитосанитарии, а также принимать более обоснованные решения, признаваемые ветеринарными, фитосанитарными и санитарно-эпидемиологическими органами других государств и эффективнее отстаивать интересы РФ на международной арене, в том числе на заседаниях Комитета по санитарным и фито-санитарным мерам ВТО и Органа по разрешению споров ВТО3.

Библиография

About EFSA // URL: https://www.efsa.europa.eu/en/aboutefsa.

Australia — Measures Affecting Importation of Salmon WT/DS18/R (12 June 1998) // Офиц. сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds18_e.htm.

Guidelines for Plant Pest Risk Assessment of Imported Fruit & Vegetable Commodities // URL: https:// www.aphis.usda.gov/import_export/plants/plant_imports/process/downloads/PRAGuidelines-ImportedFruit-VegCommodities.pdf.

Japan - Measures Affecting the Importation of Apples WT/DS245/R (15 July 2003) // Офиц. сайт ВТО. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds245_e.htm.

Peel J. Science and Risk regulation in International Law. Cambridge, 2010.

Risk Analysis // URL: https://www.fsis.usda.gov/wps/portal/fsis/topics/food-safety-education/get-answers/ food-safety-fact-sheets/production-and-inspection/risk-analysis/risk-analysis.

1 Guidelines for Plant Pest Risk Assessment of Imported Fruit & Vegetable Commodities // URL: https://www. aphis.usda.gov/import_export/plants/plant_imports/process/downloads/PRAGuidelines-ImportedFruitVegCommodi-ties.pdf (дата обращения: 16.02.2017).

2 Компьютеризация анализа риска способствует его эффективности. Первое заседание основных экспертов по анализу фитосанитарного риска: вопросы и предложения // Карантин растений. Наука и практика. Двуязычный науч. журн. 2014. № 3. С. 5. URL: http://vniikr.ru/files/Doc/publ/journal_9.pdf (дата обращения: 06.09.2016).

3 В связи с активным участием РФ в международной торговле продукцией торговые партнеры в некоторых случаях могут прибегать к процедуре Органа по разрешению споров ВТО по рассмотрению торговых споров (как это недавно было с делом DS475 «Российская Федерация - меры, вводимые в отношении импорта живых свиней, свинины и другой продукции свиноводства из Европейского союза»).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Risk Analysis at FDA: Food Safety // URL: http://www.fda.gov/Food/FoodScienceResearch/RiskSafetyAs-sessment/ucm243439.htm.

Trade Policy Review. Russian Federation. Minutes of the Meeting: WT/TPR/M/345/Add.1 // URL: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(@Symbol=%20wt/tpr/m/345/add*)&Language= ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#.

В Великобритании зарегистрирована 8-я вспышка ящура // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id= 140661.

Компьютеризация анализа риска способствует его эффективности. Первое заседание основных экспертов по анализу фитосанитарного риска: вопросы и предложения // Карантин растений. Наука и практика. Двуязычный науч. журн. 2014. № 3. URL: http://vniikr.ru/files/Doc/publ/journal_9.pdf.

Международное экономическое право: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2012.

Методические указания по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности: утв. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 21 мая 2009 г. (официально не опубликованы) // ИПС «Гарант».

О ветеринарии: Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I (ред. от 3 июля 2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857.

О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (ред. от 19 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

О карантине растений: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4207.

О результатах научно-исследовательской деятельности ФГБУ «ВНИИЗЖ» за 2013 год // Офиц. сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/arriah/newsDetails.html?id=99166.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 (ред. от 9 сентября 2016 г.) // Рос. газ. 2004. 15 июля.

Об утверждении Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска: постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 770 // СЗ РФ. 2016. № 33. Ст. 5194.

Офиц. сайт МККЗР: URL: https://www.ippc.int/en/news/the-ippc-seminar-plant-health-standards-and-food-security.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 835 (ред. от 11 февраля 2014 г.) // Сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

Сурина Т. А. Фитофторозные корневые гнили древесных и кустарниковых растений и их диагностика: дис. ... канд. биол. наук. М., 2015.

Федосов Я. К. Специфика риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности // VI междунар. ветеринарный конгресс «Единый мир - единое здоровье»: материалы Конгресса (Россия, Сочи, 12-15 апреля 2016 года). Сочи, 2016.

Чума на наши пятачки. Экономический ущерб от африканской чумы свиней исчисляется уже миллиардами рублей // URL: https://rg.ru/2016/12/19/ushcherb-ot-afrikanskoj-chumy-svinej-nachali-ischis-liat-uzhe-milliardami-rublej.html.

Bibliography

About EFSA // URL: https://www.efsa.europa.eu/en/aboutefsa.

Australia - Measures Affecting Importation of Salmon WT/DS18/R (12 June 1998) // Ofic. sajt VTO. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds18_e.htm.

Chuma na nashi pyatachki. Ehkonomicheskij ushherb ot afrikanskoj chumy svinej ischislyaetsya uzhe milliardami rublej // URL: https://rg.ru/2016/12/19/ushcherb-ot-afrikanskoj-chumy-svinej-nachali-ischisliat-uzhe-milliardami-rublej.html.

Fedosov Ya. K. Specifika risk-orientirovannogo podxoda v kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti // VI mezhdu-nar. veterinarnyj kongress «Edinyj mir - edinoe zdorov'e»: materialy Kongressa (Rossiya, Sochi, 12-15 aprelya 2016 goda). Sochi, 2016.

Guidelines for Plant Pest Risk Assessment of Imported Fruit & Vegetable Commodities // URL: https:// www.aphis.usda.gov/import_export/plants/plant_imports/process/downloads/PRAGuidelines-ImportedFruit-VegCommodities.pdf.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Japan - Measures Affecting the Importation of Apples WT/DS245/R (15 July 2003) // Ofic. sajt VTO. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds245_e.htm.

Komp'yuterizaciya analiza riska sposobstvuet ego ehffektivnosti. Pervoe zasedanie osnovnyx ehkspertov po analizu fitosanitarnogo riska: voprosy i predlozheniya // Karantin rastenij. Nauka i praktika. Dvuyazychnyj nauch. zhurn. 2014. № 3. URL: http://vniikr.ru/files/Doc/publ/journal_9.pdf.

Metodicheskie ukazaniya po otboru prob pishhevoj produkcii zhivotnogo i rastitel'nogo proisxozhdeniya, kormov, kormovyx dobavok s cel'yu laboratornogo kontrolya ix kachestva i bezopasnosti: utv. Federal'noj sluzhboj po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru 21 maya 2009 g. (oficial'no ne opublikovany) // IPS «Garant».

Mezhdunarodnoe ehkonomicheskoe pravo: ucheb. posobie / kol. avtorov; pod red. A. N. Vylegzhanina. M., 2012.

O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo xozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skoxozyajstven-noj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717 (red. ot 19 dekabrya 2014 g.) // SZ RF. 2012. № 32. St. 4549.

O karantine rastenij: Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 206-FZ (red. ot 13 iyulya 2015 g.) // SZ RF. 2014. № 30 (Ch. I). St. 4207.

O rezul'tatax nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti FGBU «VNIIZZh» za 2013 god // Ofici. sajt Ros-sel'xoznadzora. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/arriah/newsDetails.html?id=99166.

O veterinarii: Zakon RF ot 14 maya 1993 g. № 4979-I (red. ot 3 iyulya 2016 g.) // Vedomosti S"ezda narod-nyx deputatov RF i Verxovnogo Soveta RF. 1993. № 24. St. 857.

Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 iyunya 2004 g. № 327 (red. ot 9 sentyabrya 2016 g.) // Ros. gaz. 2004. 15 iyulya.

Ob utverzhdenii Polozheniya ob osushhestvlenii analiza fitosanitarnogo riska: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 avgusta 2016 g. № 770 // SZ RF. 2016. № 33. St. 5194.

Ofic. sajt MKKZR: URL: https://www.ippc.int/en/news/the-ippc-seminar-plant-health-standards-and-food-security.

Peel J. Science and Risk regulation in International Law. Cambridge, 2010.

Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18 oktyabrya 2011 g. № 835 (red. ot 11 fevralya 2014 g.) // Sajt Komissii Tamozhennogo soyuza: URL: http://www.tsouz.ru.

Risk Analysis // URL: https://www.fsis.usda.gov/wps/portal/fsis/topics/food-safety-education/get-answers/ food-safety-fact-sheets/production-and-inspection/risk-analysis/risk-analysis.

Risk Analysis at FDA: Food Safety // URL: http://www.fda.gov/Food/FoodScienceResearch/RiskSafety-Assessment/ucm243439.htm.

Surina T. A. Fitoftoroznye kornevye gnili drevesnyx i kustarnikovyx rastenij i ix diagnostika: dis. ... kand. biol. nauk. M., 2015.

Trade Policy Review. Russian Federation. Minutes of the Meeting: WT/TPR/M/345/Add.1 // URL: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(@Symbol=%20wt/tpr/m/345/add*)&Language= ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#.

V Velikobritanii zaregistrirovana 8-ya vspyshka yashhura // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=140661.

О

И

<

С

о и о w

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.