УДК 632.913
Оценка степени риска -базовая методика многостороннего соглашения
по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО
Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор,
В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор, Н.В. Майорова, канд. культурологии, доцент, М.А. Прокопова, канд. техн. наук, доцент, Е.А. Будагова, канд. техн. наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств
В соответствии с принципами гармонизации и эквивалентности ВТО санитарные и фитосанитарные меры, применяемые странами-членами ВТО, должны базироваться на международных стандартах, руководящих правилах и рекомендациях и не приводить к дискриминации в торговле. В случае, когда страна-
член ВТО принимает меры более строгие, чем нормы международных стандартов, или стандартов в этой области не существует, то в дополнение к основным обязательствам, сформулированным в ст. 2 многостороннего соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS), страны должны базировать нацио-
Пищевой продукт
Природные компоненты пищи, оказывающие вредное воздействие
Обычные компоненты в необычно высоких количествах
Антиалиментарные компоненты
Необычные компоненты из нетрадиционных источников сырья
Компоненты с выраженной фармакологической активностью
Токсические компоненты
Вещества из окружающей среды, оказывающие вредное воздействие (контаминанты)
Химические (антропогенные)
Биологические (природные)
Специально вносимые по технологическим соображениям вещества
Пищевые добавки
Маскирующие добавки
Рис. 1. Источники опасных факторов в пищевых продуктах
Сырье
Риски
Y л г
Оборудование Персонал
Производственная среда
Входной контроль по показателям
Мониторинг (смывы)
Мониторинг (смывы с рук и одежды)
Мониторинг производствен ной среды
1. Работа с поставщиками
2. Проверка поставщиков
3. Логистика
и т. п.
1. Очистка оборудования 2. Обслуживание
1. Соблюдение правил гигиены
2. Соблюдение правил ношения производственной одежды
1. Уборка помещений
2. Создание систем
вентиляции
3. Создание чистых зон
и т. п.
Рис. 2. Источники возникновения рисков на пищевом предприятии
нальные меры по научной оценке рисков, используя методы, разработанные международными организациями, и эти меры не должны сдерживать торговлю продовольственными товарами более чем это необходимо (ст. 5 соглашения SPS).
Объективное понимание риска подразумевает наличие неопределенной возможности неблагоприятного исхода события.
Вероятностные понятия риска и неопределенности довольно близки друг к другу. По классификации наличия или отсутствия вероятностного распределения под термином «риск» понимается «измеримая неопределенность», когда известно распределение случайной величины, с помощью которой моделируется рисковая ситуация. Под термином «неопределенность» понимается «неизмеримая неопределенность», когда неизвестно распределение случайной величины и исход не определен.
Исследование рисковой ситуации состоит в изучении источников риска и получении максимальной информации о поведении системы.
Таким образом, риск - это возможная опасность неблагоприятного исхода, имеющая вероятностный характер и определяемая на основе статистических данных.
В отношении безопасности продуктов питания следует учитывать различия в понятиях «риск» и «опасность». Опасность - характеристика биологического, химического или физического фактора; риск - вероятность того, что опасный фактор окажет неблагоприятное влияние на здоровье человека.
Безопасность пищевых продуктов определяется как состояние обоснованной уверенности потребителя в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущего поколений.
Источниками опасностей могут быть природные компоненты пищи, оказывающие вредное воздействие, химические (антропогенные) и биологические (природные) контаминанты, а также специально вносимые по технологическим соображениям вещества (рис. 1).
В процессе переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов возникает вероятность потери безопасности полуфабрика-
та или готового продукта. Под риском понимается сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий. При этом существует допустимый риск, приемлемый для потребителя, и недопустимый, превышающий приемлемый уровень. В пищевой цепи могут возникнуть риски от опасностей, связанных с использованием несоответствующего сырья, загрязненного оборудования или персонала, не соблюдавшего правил санитарии и гигиены. Кроме того, во многих случаях источником риска служит производственная среда (рис. 2).
По степени регулярности и нерегулярности возникновения риски различают:
регулярный риск, внутренне присущий исследуемому объекту, основанный на объективных закономерностях. Рисковые события, возникающие при регулярном риске, могут быть случайными, но риск может быть устранен лишь при исключении фундаментальных причин, его вызывающих;
риск, вызываемый форс-мажорными или редкими случайными событиями, которые обычно трудно предусмотреть.
При управлении рисками в большой степени учитываются регулярные риски и вырабатываются мероприятия по их исключению или уменьшению вероятности их возникновения.
По характеристикам опасностей, которым подвергается исследуемый объект, и особенностям возникновения рисковых событий риски классифицируются по: специфике исходов возникшего рискового события; последствиям возникновения рискового события; природе происхождения рисков; характеристике причины возникновения риска; времени действия рискового события; специфике исходов возникшего рискового события, связанного с безопасностью продуктов питания. Здесь могут быть два случая: летальный исход и нанесение вреда здоровью человека. В последнем случае различают пороговые уровни воздействия опасного фактора:
порог острого воздействия, соответствующий наименьшей дозе или концентрации вещества, вызывающего при однократном воздействии изменение физиологических показателей организма человека, выходящих за пределы приспособительных реакций;
порог специфического воздействия, соответствующий минимальной дозе или концентрации, вызы-
вающей изменение биологических функций определенных органов и систем организма, которые выходят за пределы приспособительных физиологических реакций;
порог хронического действия -наименьшая концентрация или доза вещества, вызывающая при хроническом воздействии изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящего за пределы приспособительных физиологических реакций.
По последствиям возникновения рискового события различают:
допустимый риск - риск решения в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря качества; продукция безопасна, но ее конкурентоспособность снижается;
критический риск - риск, при котором продукция небезопасна для потребителя, но при ее переработке продукт еще можно использовать, но ценность конечного продукта снижается;
катастрофический риск - риск, при котором потребление продукции может привести к возникновению серьезных заболеваний человека или к летальному исходу. Такую продукцию переработать нельзя. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
По природе происхождения риски разделяют на:
физический риск- риск попадания в пищевой продукт инородных частиц, физических примесей и т. д., например, стекло, металл, деревянные щепки, камни, ветки, пуговицы, волосы и др.;
биологический риск вызывается присутствием в пищевых продуктах бактерий, вирусов, зоонозных веществ, микотоксинов;
химический риск - риск попадания в продукт контаминантов химического происхождения. К ним относят: токсичные металлы; нитраты, нитриты и нитрозосоединения; пестициды; антибиотики; радионуклиды; полициклические ароматические углеводы; диоксины и диоксинопо-добные соединения; остатки моющих средств.
По характеристикам причин возникновения риска различают: внутренние, связанные с причинами организации, в которой возникло рисковое событие; внешние, связанные с внешними обстоятельствами, которые находились вне организации, в котором произошло рисковое событие.
По времени действия рискового события бывают: первичные риски,
непосредственно связанные с результатом проявления рискового события; вторичные риски, возникающие спустя много времени после проявления рискового события.
В области безопасности пищевых продуктов понятие анализа рисков представляет собой совокупность трех процессов: оценки рисков, управления рисками и коммуникации рисков. Основная задача анализа рисков - защита общественного здоровья в рамках национальной системы безопасности пищевых продуктов.
Базовая концепция анализа риска основывается на следующих вопросах:
• Что может вызвать риски?
• Как можно вызвать риски?
• Что является вероятностью возникновения риска?
• Каковы последствия рискового события?
• Каковы предпосылки внезапного риска?
Ответы на эти вопросы лежат в основе принятия решения при анализе риска.
Оценка риска риск-менеджерами базируется как на оценке безопасности, так и на различных вариантах управления. В настоящее время большая часть процессов по полной оценке риска в области безопасности проводится для специфических пищевых продуктов и пищевых добавок. Результатом является одобрение и разрешение к производству и реализации.
Основной вопрос, который ставят перед собой риск-менеджеры: «Каков истинный риск?». При этом оценка может быть основана на статистических данных; вспышках эпидемий; единичных случаях отравлений и т. д. Однако обычно эти статистические данные дают только общую картину реальной ситуации. Для оценки риска применяют качественные, полуколичественные и количественные методы. Использование этих методов во многом зависит от объема имеющихся статистических данных на различных этапах жизненного цикла пищевой продукции. Эта проблема может быть решена при идентификации основных опасных факторов, применении данных предыдущих оценок рисков, проведении экспертизы.
В приложении A4 соглашения SPS определены два типа рисков в области угрозы жизни и здоровью человека, животных и растений (рис. 3).
Исходя из этих двух типов риска для страны-члена ВТО в каждом конкретном случае важно определить, какой тип риска относится к данной
ситуации, и использовать релевантные требования. В соответствии с параграфом 1 ст. 5 SPS, страны-члены ВТО не всегда должны проводить собственную оценку степени риска, они могут использовать данные, полученные в этой области международными организациями или другими странами. Однако страны-члены ВТО несут ответственность за уместность и всесторонность оценки риска, на которой базируются принятые санитарные или фитосанитарные меры.
Оценка степени риска, согласно параграфов 2 и 3 ст. 5 SPS, должна быть всесторонней и селективной для каждой категории продовольственных товаров, при этом необходимо учитывать: доступные научные доказательства; релевантные процессы и производственные методы; соответствующие методы испытаний, контроля и тестирования; степень распространенности специфических болезней или вредителей; соответствующие условия окружающей среды; принимаемые карантинные и другие меры.
В оценке риска в отношении жизни и здоровья животных и растений, согласно параграфов 2 и 3 ст. 5 SPS, определяемые санитарные и фитосанитарные меры должны обеспечить соответствующий уровень защиты от такого риска, причем должны приниматься во внимание экономические факторы: потери производства и торговли, возможности распространения вредителей и болезней, затраты на меры контроля и уничтожения в стране-импортере, относительная рента-
бельность альтернативных подходов к ограничению рисков.
Для оценки рисков, вызываемых вредителями или болезнями, необходимо выполнить три этапа:
идентифицировать вредителей или болезни, возникновение, распространение и воздействие которых страна-член ВТО хочет предотвратить;
оценить вероятность возникновения, распространения и степень тяжести воздействия этих вредителей или болезней, а также уровень потенциальных биологических и экономических последствий;
оценить вероятность возникновения, распространения и степень тяжести воздействия этих вредителей и болезней в случае применения санитарных и фитосанитарных мер.
Для второй группы рисков, которые вызваны употреблением небезопасных продуктов питания, с целью их оценки выполняют два этапа:
идентификация отрицательных воздействий на здоровье человека (или животных в зависимости от обстоятельств) от употребления продуктов питания, содержащих контаминанты, неразрешенные добавки и т. п.;
оценка уровня потенциального воздействия на здоровье от употребления таких продуктов.
Страны-члены ВТО не обязаны во всех случаях базировать применяемые санитарные и фитосанитарные меры на количественной оценке риска. В некоторых ситуациях может быть использована качественная оценка рисков.
Оценка степени риска, описанная в ст. 5 соглашения SPS, является од-
Рис. 3. Виды рисков, определенных в соглашении SPS
ной из процедур более общего процесса анализа рисков, который включает несколько составных частей, в соответствии с рекомендациями комиссии Codex Alimentarius: идентификация опасных факторов; оценка степени риска или риск-ас-сессмант; риск-менеджмент - управление, направленное на осуществление лучшего варианта для уменьшения или устранения вероятности появления опасности; коммуникация риска, которая подразумевает открытый обмен информацией, приводящий к лучшему пониманию и нахождению оптимального решения.
Вопросы анализа рисков в аспекте соглашения SPS изложены в руководстве G/SPS/GEN/209.
Комиссия Codex Alimentarius (CAC), Всемирная организация здоровья животных (OIE) и Комиссия по фитосанитарным мерам (CPM) международного соглашения по защите растений (IPPC) разработали руководящие правила и другие нормативные документы, касающиеся анализа и оценки рисков.
Комиссия Codex Alimentarius создала документы: Рабочие принципы риск-анализа пищевой безопасности применительно к Правительствам государств CAC/GL 62, Руководящие правила для проведения микробиологической оценки риска CAC/GL 30, Принципы риск-анализа для пищевых продуктов, полученных методами современной биотехнологии CAC/GL 44.
Раздел 1.3 Terrestrial Code и раздел 1.4 Aquatic Code, разработанные Всемирной организацией здоровья животных OIE, посвящены анализу рисков здоровья животных.
Комитет международного соглашения по защите растений IPPC разработал руководящие правила анализа риска от воздействия вредителей ISPM11 (2004).
С оценкой степени риска непосредственно связан соответствующий уровень санитарной и фитосанитар-ной защиты, который страны-члены ВТО выбирают, исходя из действующих на их территории санитарных и фитосанитарных мер, направленных на предохранение жизни и здоровья человека, животных и растений.
Ряд стран-членов ВТО интерпретируют термин «уровень защиты» как «допустимый уровень риска».
Выбор уровня защиты фактически связан со ст. 2, 3, 5, 7 соглашения SPS, в которых рекомендуется этот уровень базировать на научных доказательствах, требованиях международных стандартов, в случае если нет научного обоснования, ст. 5 -
базирование на оценке степени риска, ст. 7- быть опубликованным и уведомленным и т. д.
В параграфе 4 ст. 5 SPS указано, что страны ВТО при выборе уровня санитарной и фитосанитарной защиты должны руководствоваться принципом минимизации отрицательного влияния на торговлю. Параграф 5 ст. 5 отмечает, что страны-члены ВТО должны избежать незаконных различий в уровнях защиты, сужающих международную торговлю. Например, если страна вводит ограничения на импорт одного продукта из-за заболевания, но в то же время не запрещает ввоз подобных продуктов, представляющих идентичные риски, то это может рассматриваться как замаскированное сужение торговли.
Разработаны руководящие правила по выполнению ст. 5.5 G/SPS/1.5, в соответствии с которыми страны-члены ВТО должны:
точно указать уровень защиты и соответствующий риск для здоровья и жизни человека, животных и растений, чтобы иметь возможность исследовать, достигают ли какая-либо санитарная или фитосанитарная мера этого уровня;
установить общие подходы и процедуры для их использования уполномоченными органами власти, оценивающих меры, которые могут быть применены для достижения желаемого уровня защиты;
в случае определения соответствующего уровня защиты, который может быть более широкий или специфический, необходимо учитывать уже существующий уровень защиты, определенный страной-членом ВТО в различных ситуациях с тем, чтобы новый уровень не был бы произвольным или незаконным и не являлся замаскированным сужением международной торговли;
установить коммуникации и информационные потоки между организациями и уполномоченными органами, ответственными с одной стороны за установленный уровень защиты и с другой стороны за санитарные и фитосанитарные меры, обеспечивающие этот уровень;
сравнить любые предлагаемые решения по уровню защиты и, кроме того, сравнить предлагаемые меры для достижения этого уровня защиты в чрезвычайной ситуации с мерами уже ранее принятыми, определить их сопоставимость, достаточность и необходимость;
при определении нового или модифицированного уровня защиты: рассмотреть предыдущие решения в этой области, принимая во внима-
ние их актуальность и развитие; проанализировать соответствующие международные стандарты, руководящие правила и рекомендации, решения, принятые другими странами-членами ВТО для подобных рисковых ситуаций; учитывать мнение экспертов при определении уровня защиты и выработке мер;
для того чтобы убедиться, что принимаемая мера обеспечит соответствующий уровень защиты в чрезвычайной ситуации, необходимо рассмотреть эффективность уже существующих мер, определить, существует ли международный стандарт, руководящие правила и рекомендации в этой области, оценить меры, принимаемые другими странами-членами ВТО, оказывающимися в подобных чрезвычайных ситуациях, учитывать мнение экспертов при отборе и внедрении санитарных и фи-тосанитарных мер.
В параграфе 6 ст. 5 соглашения SPS отмечено, что уровень защиты жизни и здоровья человека, животных и растений является целью, а принимаемые санитарные и фитосанитарные меры - инструментами, чтобы осуществить эту цель.
При сравнении различных предлагаемых мер необходимо руководствоваться следующими кумулятивными критериями: разумность принимаемой меры с учетом ее технической и экономической выполнимости; достижение соответствующего национального санитарного и фи-тосанитарного уровня защиты; доказательство того, что данная мера является значительно менее сдерживающей торговлю по сравнению с другими предлагаемыми мерами.
Принцип предосторожности, или предупредительный подход, связан с некоторой научной неопределенностью, неполнотой научных знаний о безопасности пищевой продукции и связанных с этим рисках. Правительства стран-членов ВТО для того, чтобы предохранить общество от потенциальных рисков, принимает решения, не всегда опирающиеся на окончательные результаты научных доказательств.
В связи с этим в параграфе 7 ст. 5 SPS отмечено, что разрешается принятие временных мер в случае недостаточных научных доказательств по оценке степени риска, при этом необходимо выполнить следующие условия:
временные меры принимаются на основе доступной и уместной информации, включая сведения от международных организаций, стран-членов ВТО, применивших подобные меры;
страна-член ВТО, принявшая временные санитарные и фитосанитарные меры, должна стремиться получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска;
страна-член ВТО обязуется в пределах разумного промежутка времени пересмотреть временные меры и принять санитарные и фитосанитарные меры на постоянной основе.
Временные меры могут быть приняты как аварийное реагирование на внезапную вспышку заболевания животных, при подозрении, что это связано с импортом.
Другой пример - применение новых технологических методов производства пищевых продуктов, когда достаточных доказательств относительно безопасности еще не существует. Например, использование новейших нанотехнологий.
Дополнительная информация, которая поступает при разработке санитарных и фитосанитарных мер, должна быть релевантной и объективной для научной оценки степени риска. «Разумный» промежуток времени для пересмотра санитарных и фитосанитарных мер зависит от конкретного случая. Особенно это относится к ситуациям, когда трудно получить дополнительную информацию и недостаточность достоверных научных доказательств сохраняется в течение длительного периода. Принцип предосторожности - общепринятое международное правило, он включен в несколько международных экологических соглашений. Этот принцип не требует, чтобы страны-члены ВТО коренным образом изменили свою законодательную базу, но он поощряет согласование национальных санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами, руководящими правилами и рекомендациями.
Во многих случаях очаги действия вредителей и районы распространения болезней ограничены определенными регионами. Это связано с различиями в климатических, экологических и географических условиях в странах-членах ВТО. В прошлом ряд стран-импортеров накладывали запрет на ввоз продовольственных товаров на всю территорию страны. Сейчас этот подход изменился. В ст. 6 соглашения SPS указано:
страны-члены ВТО должны идентифицировать географическую распространенность районов действия санитарных и фитосанитарных мер: является ли регионом действия мер вся страна или ее часть, или под действие мер подпадают несколько стран, в частности, откуда экспорти-
меры, развитые международными организациями.
Параграф 2 ст. 6 SPS обязывает страны-члены ВТО признать термины, касающиеся разбиения на области, т. е. область свободной торговли и область низкого уровня распространения вредителей и болезней, при этом при разбиении на области учитывать факторы: географии, состояния экосистемы, мероприятий эпидемиологического контроля, эффективность принятых санитарных и фи-тосанитарных мер.
Всемирная организация здоровья животных и Комитет международного соглашения по защите растений приняли концепцию разбиения на области и выработали рекомендации по зонированию в документах: секция 1.3.5 в Terrestrial Code; секция 1.4.4 в Aquatic Code; идентификация зон свободной торговли, в которых отсутствуют специфические вредители, и зон с низкой распространенностью вредителей ISPM 29 (2007).
Для успешного разбиения на области рекомендуется проводить: соответствующее определение области; выполнение эффективных мер контроля и управления; проведение оценок степени риска для специфического продовольственного сырья; повышение эффективности ветеринарного обслуживания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделев, Д.А. Безопасность и качество продуктов питания: учебник/ Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Мати-сон. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010. - 295 с.
2. http://www.wto.org/english/the-wto_e/whatis_e/tif_e/agrm4_e.htm
3. http://etraining.wto.org
4. http://etraining.wto.org/ default.asp
5. Еделев, Д.А. Вступление России в ВТО: основные цели и функции Всемирной торговой организации в аспекте производства продуктов пи-тания/Д.А. Еделев, В.М. Кантере,
B.А. Матисон//Пищевая промышленность. - 2013. - № 7. - С. 13-15.
6. Особенности требований Всемирной торговой организации в отношении продовольственных това-ров/Д.А. Еделев [и др.]//Пищевая промышленность. - 2013. - № 11. -
C. 36-38.
7. G/SPS/GEN/552 New or revised Standards being Proposed for Adoption at the 73rd OIE General Session (May 2005)
8. G/SPS/GEN/599 Information on Activities of the Codex Alimentarius Commission
9. G/SPS/GEN/617 Status of International Standards for Phytosanitary Measures
10. Обучение по программе «Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы» на основе применения компетентностного подхода и системы кредитов: учебное пос./ В.А. Матисон [и др.]. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2013. - 83 с.
11. Еделев, Д.А. Оценка рисков -важнейший элемент риск-менеджмента пищевой продукции/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон// Пищевая промышленность. - 2011. -№ 9. - С. 14-16.
12. Еделев, Д.А. Управление рисками в процессе риск-менеджмента пищевых предприятий/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон//Пище-вая промышленность.- 2013. -№ 11. - С. 54-56.
руется продукт и кому он предназначен;
при разбиении на области страна-член ВТО должна учитывать уровень распространенности специфических болезней и вредителей, существование программ по уничтожению вредителей и борьбы с болезнями; приспособленность для борьбы с вредителями и болезнями национальных законодательных и нормативных актов и их соответствие международным.
В соответствии со ст. 6 и приложением А соглашения SPS введены два термина, касающиеся разбиения на области:
область без специфических вредителей или болезней - часть страны, страна или несколько стран, где зарегистрировано компетентными органами отсутствие специфических вредителей и болезней;
область низкого уровня распространенности вредителей или болезней - часть страны, страна или несколько стран, в которых компетентными органами зарегистрирован низкий уровень болезней и зараженности специфическими вредителями, и эти области находятся под контролем региональных органов контроля, руководствующихся соответствующими санитарными и фито-санитарными мерами, которые ограничивают распространение вредителей и болезней или ликвидируют их.
При определении санитарных и фитосанитарных мер в выделенных областях параграф 1 ст. 6 SPS рекомендует учитывать: уровень распространения специфических вредителей и болезней; существующие программы уничтожения вредителей и борьбы с болезнями; релевантные
Оценка степени риска - базовая методика многостороннего соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО
Ключевые слова
санитарные и фитосанитарные меры; Всемирная торговая организация; многостороннее соглашение; базовая методика; оценка степени риска.
Реферат
В статье приведены источники опасных факторов в пищевых продуктах, источники возникновения рисков на пищевом предприятии, виды рисков, определенных в соглашении SPS, этапы, необходимые для оценки рисков, вызываемых вредителями или болезнями, руководящие правила по выполнению статьи 5.5 G/SPS/1.5, концепция определения санитарных и фитосанитарных мер в соответствии с принципами гармонизации и эквивалентности ВТО.
Авторы
Еделев Дмитрий Аркадьевич, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, Матисон Валерий Арвидович, д-р техн. наук, профессор, Майорова Наталья Викторовна, канд. культурологии, доцент, Прокопова Мария Александровна, канд. техн. наук, доцент, Будагова Елена Аркадьевна, канд. техн. наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, [email protected]
Risk Assessment - Basic Method of the Multilateral Agreement on Sanitary and Phytosanitary Measures of the WTO
Key words
sanitary and phytosanitary measures, the World Trade Organization, a multilateral agreement, the basic method; risk assessment.
Abstracts
The article presents the sources of hazards in food sources of risk in the food industry, the types of risks identified in the agreement SPS, the steps required to assess the risks, posed by pests or diseases, guidelines on the implementation of Article 5.5 G/SPS/1.5, concept definition of sanitary and phytosanitary measures in accordance with the principles of harmonization and equivalence of the WTO.
Authors
Edelev Dmitriy Arkadyevich, Doctor of Medical Science, Doctor of Economical Science, Professor, Matison Valeriy Arvidovich, Doctor of Technical Science, Professor, Mayorova Natalya Viktorovna, Candidate of Cultorology, Docent, Prokopova Mariya Alexandrovna, Candidate of Technical Science, Docent, Budagova Elena Arkadyevna, Candidate of Technical Science, Docent Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 125080. [email protected]